Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

1. В комментируемой статье закреплено право профсоюзов и первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. В ст.

29 ТК РФ закреплено, что интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Согласно ст.

30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

Закон не предусматривает в этом случае какой-либо особой формы доверенности, вследствие чего необходимо руководствоваться общими нормами ГК РФ, регламентирующими представительство и доверенность.

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

В обоих случаях полномочным будет то общественное объединение, в котором состоят большинство работников.

Менее представительный профсоюз обязан защищать законные права и интересы работников — членов профсоюза посредством проведения процедуры передачи своих полномочий наиболее представительному профсоюзу. Аналогичное правило касается деятельности первичных организаций профсоюзов.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя. Аналогичная норма содержится также в ч. 3 ст. 36 ТК РФ.

Согласно ст.

33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

Объединение работодателей — это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Статьей 4 Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» закреплено, что объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

  • Общероссийское объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации.
  • Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации.
  • Региональное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
  • Региональное отраслевое объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
  • Территориальное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.
  • Территориальное отраслевое объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

3. В соответствии с ч.

2 комментируемой статьи работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

Согласно ч. 2 ст.

36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.

Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

4. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. Для осуществления контроля профсоюзы должны иметь всю необходимую информацию.

При проведении указанного контроля согласно ч. 2 ст.

51 ТК РФ представители как работодателей, так и работников (в том числе и профсоюзы) обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регламентируется также ст. 370 ТК РФ. Об этом нами уже говорилось ранее .

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок.

В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом. Напомним, что порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров регламентирован гл. 61 ТК РФ.

Интересен один из случаев толкования комментируемой нормы судебной практикой.

Так, профсоюз работников Качканарского завода ЖБИ ОАО «Запсибнефтестрой» в интересах работников предприятия обратился в суд с иском к ОАО «Запсибнефтестрой» и Департаменту имущественных отношений администрации Тюменской области о признании ничтожной сделки приватизации предприятия в части включения жилого дома N 18 в 11-ом микрорайоне г. Качканара в уставный капитал ОАО «Запсибнефтестрой». Исковые требования были мотивированы тем, что спорный объект жилищного фонда был приватизирован и передан акционерному обществу в собственность с нарушением законодательства о приватизации. Решением от 03.12.2002 в иске было отказано. В кассационной жалобе профсоюз просил отменить вышеназванные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение коллегиальным составом судей. При этом в кассационной жалобе было отмечено, что профсоюз в силу п. 3 ст. 13 комментируемого Закона может обращаться в суд с подобными исками в защиту членов организации. Рассматривая дело, суд кассационной инстанции указал, что законодательством (Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») не предусмотрено право обращения профсоюза с подобными исками, при том, что права и законные интересы данной организации в ходе проведения приватизации не нарушены.

Читайте также:  Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях

Ведение коллективных переговоров

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Ведение коллективных переговоров

  • Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений.
  • Содержание
  • Вевдение коллективных переговоров

Нужна помощь юриста по трудовым вопросам?

Проконсультируем бесплатно в офисе!

Коллективные переговоры и цели их проведения

Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:

  • переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
  • урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.

В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:

  • определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
  • урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
  • обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.

Кто может проводить коллективные переговоры

Выступать сторонами в процессе переговоров имеют право трудящиеся и работодатели или их представители (например, профсоюзы). Если работодатель или администрация организации отказывается или уклоняется от участия в переговорах, вторая сторона (профсоюз и т.д.) имеет право открыть коллективный трудовой спор.

Для проведения переговоров, заключения договоров или соглашений партнеры наделены равными правами.

Перед началом процесса издается приказ по организации. В приказе кроме прочего указывается состав комиссии, которая будет участвовать в переговорах. Также в приказе указывается место, где будут проводиться переговоры.

Если во время переговоров сторонами не достигнуто согласие по любому вопросу, должен быть подготовлен протокол разногласий, который подлежит передаче примирительной комиссии. Сроком завершения переговоров принято считать дату подписания договора (соглашения) или протокола разногласий. Стартом коллективного трудового спора принято считать подписание протокола разногласий.

Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров можно разделить на такие этапы:

  • направление в письменном виде предложения о начале переговоров, в котором указываются сроки начала и завершения переговоров, состав комиссии по проведению переговоров, права и полномочия ее членов.
  • Сторона, получившая предложения о проведении переговоров, должна вступить в процесс в срок, который составляет 7 календарных дней с момента получения уведомления. При этом инициатору процесса (например, представителям профсоюза) должен быть направлен ответ с указанием состава комиссии со своей стороны для ведения переговорного процесса с указанием их прав и полномочий.
  • Для заключения договора из представителей обеих сторон формируется комиссия, которая должна быть оформлена приказом. Помимо факта ее создания приказом утверждается положение о проведении переговоров. Этим же приказом члены комиссии на срок проведения переговоров освобождаются от выполнения своих основных обязанностей, что дает им право принимать участие во всех заседаниях.
  • Срок, на протяжении которого должно состояться заключение договора, составляет не более 3-х месяцев.
  • Проект договора, который разработан компетентным органом – комиссией, предоставляется на рассмотрение обеих сторон. Обязанностью работодателя является обеспечение обсуждения положений договора.
  • Замечания и предложения по совершенствованию документа в оговоренные сроки передаются в комиссию. Согласно приказу и прочих нормативных документов в обязанности этого органа входит доработка документа и передача его сторонам;
  • До заключения договор выносится на общее собрание работников.
  • После того, как проект одобрен в ходе заседания общего собрания, его подписывают стороны, и в срок, который составляет 7 дней, он направляется в соответствующую государственную структуру по труду.
  • Если не достигнуто согласие сторон по определенным вопросам, согласно с приказом в срок до 3-х месяцев документ должен быть подписан сторонами, вместе с этим должен быть составлен протокол разногласий.

Что касается коллективных переговоров по подготовке соглашений, то их ведут комиссии, которые образованы на соответствующем уровне. Работников представляют профсоюзы или объединения профсоюзов. Если в организации действует более одного профсоюза, для ведения переговоров создается единый представительный орган.

Если не один профсоюз или объединение не представляет интересы более 50% работников, представитель для ведения переговоров выбирается в ходе общего собрания. Стороны не имеют права отказываться от вступления в переговоры, так как это может повлечь административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. 

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Коллективные переговоры (понятие, виды, порядок ведения, гарантии участникам)

Процедура заключения коллективного договора четко регламентирована трудовым законодательством. Одним из обязательных моментов в этой процедуре является проведение переговоров между сторонами коллективного договора — представителями работников и работодателя.

Эта процедура также регламентирована Трудовым кодексом.

Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав данную статью.

Социальное партнерство в сфере труда — это система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Статья 27 ТК РФ гласит, что такое партнерство может осуществляться в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Обратите внимание!Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ). Трудовым кодексом понятие коллективных переговоров не определено, зато в Конвенции МОТ 1981 года N 154 «О содействии коллективным переговорам» термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

  • — определения условий труда и занятости;
  • — регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися;
  • — регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение.

Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г.

(с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст. 27, 36-40 ТК РФ.

Сам термин «коллективные переговоры» был официально введен в трудовой обиход 19 июля 1981 г. Конвенцией Международной Организации Труда № 154 от «О содействии коллективным переговорам».

Нет договора – нет переговоров

Предметом коллективных переговоров являются те или иные пункты документа, согласовывающего отношения персонала и работодателя – коллективного договора. Но этот нормативный акт не является обязательным для заключения. Трудовой Кодекс РФ не предписывает его оформлять в обязательном порядке. Часть 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст.

22 ТК РФ говорит о том, что стороны имеют право заключать коллективный трудовой договор и, соответственно, вести переговоры о его содержании. А часть 2 ст. 36 ТК РФ утверждает обязанность ответа на письменное предложение о начале коллективных переговоров. Но если такое предложение не направлялось, то и заключать коллективный договор нет необходимости.

Читайте также:  Статья 1.1. специалисты в области ветеринарии

Нигде в законе не сказано обратного, так же, как и нет никаких санкций за незаключение коллективного договора.

Следовательно, если организация не считает нужным, она может обойтись и без этого документа, а значит, и не принимать участия в коллективных переговорах. Другое дело, что на практике установлена целесообразность этого документа, поэтому организации предпочитают его оформлять, а значит, проводить перед этой процедурой коллективные переговоры.

Основные признаки коллективных переговоров:

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

Принципы ведения коллективных переговоров

Данная процедура проводится на основании следующих принципов:

  • следование действующему законодательству РФ (федеральным законам и соответствующим статьям Трудового Кодекса;
  • полномочия в рамках переговоров распределяются между равноправными сторонами;
  • необходимо уважать интересы противоположной стороны – на то и договор, чтобы прийти к обоюдоприемлемому решению;
  • решения принимаются по доброй воле, но принятые ­– обязательны к исполнению, что контролируется, а неисполнение карается;
  • принцип «хуже не будет»: какие бы вопросы не обсуждались и не пересматривались, из решение не вправе ухудшить условия, которые были у работников по предыдущему колдоговору или до его принятия.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров коллективного трудового спора).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность.

Вопрос №18. Коллективные переговоры и их значение

Коллективные переговоры— основная форма взаимодействия работников (трудового коллектива) и работодателей в целях выработки и принятия коллективного договора либо разрешения коллективного трудового спора.

Цели коллективных переговоров:

  Оператор ЭВМ (электронных вычислительных машин)

  1. èопределение условий труда и занятости;
  2. èрегулирование отношений между работодателями и трудящимися;
  3. èрегулирование отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Инициатором коллективных переговороввправе выступить любая из сторон. При этом сторона, получившая письменное уведомление о переговорах, обязана начать их в 7-дневный срок, отправив инициатору проведения переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны.

Ст. 37 ТК регламентирует случаи организации коллективно-переговорного процесса со стороны работников.

Представителями работников в коллективных переговорах выступают профсоюзы, уполномоченные коллективом органы общественной самодеятельности. Представителями работодателей являются руководители организаций, другие уполномоченные лица.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то, согласно ст. 38 ТК, составляется протокол разногласий. Урегулирование возникших разногласий производится в порядке, установленном ст. 61 ТК.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, а также приглашенные специалисты освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года.

Все затраты связанные с участием в коллективных переговорах. Компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Вопрос №19. Коллективный договор: стороны, содержание, порядок заключения и действие.

Ст. 40 коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Это двухсторонний договор.

Стороны: работники организации в лице их представителей и работодатель непосредственно или представляемый руководителем организации или уполномоченными лицами.

Заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать срок, но не более чем на три года.

Действие договора распространяется на всех работников организации, ИП, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении – на всех работников соответствующего подразделения.

Согласно ст.43, коллективный договор сохраняет сове действие в случае изменения наименования организации, реорганизации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене собственности организации договор действует в течение трех месяцев, при реорганизации форме слияния, разделения – в течение всего срока реорганизации.

В случае ликвидации организации договор сохраняет свое действие в течение всего срока приведения ликвидации.

  • Содержание – это все условия, о которых стороны договорились при заключении коллективного договора. Примерный перечень вопросов, включаемых в договор:
  • формы, системы и размеры оплаты труда
  • èвыплата пособий, компенсаций;
  • èмеханизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • èзанятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • èрабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • èулучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • èсоблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • èэкологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • èчастичная или полная оплата питания работников;
  • èдругие вопросы, определенные сторонами.
  • В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Ст. 42 порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективногоопределяется сторонами в соответствии с кодексом и иными ФЗ. После подписания сторонами коллективный договор в течение семи дней направляется работодателем или его представителем на уведомительную регистрацию в орган Федеральной Инспекции по труду (ст.50)

Ст. 44 изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

Кто не может быть представителем работодателя на коллективных переговорах

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

ВАЖНО! Для некоторых категорий в случаях, предусмотренных законом, Трудовой кодекс делает исключение.

По закону инициатива может принадлежать любой стороне, но на практике чаще изменение колдоговора интересует работников. Если работодатель игнорирует предложение о коллективных переговорах, будут организованы не они, а коллективный трудовой спор, проходящий уже по другому регламенту.

Единый представительный орган от работников на ведение коллективных переговоров

Интересы работников должны представлять только представители работников, которым предоставлены полномочия в соответствии с установленными требованиями трудового законодательства.

То есть, лица представляющие интересы работодателя либо организации, финансируемые работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления не могут представлять интересы работников.

Интересы работников представляют только профсоюзы. Если же на соответствующем уровне существуют несколько профсоюзов или объединений профсоюзов, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется каждому из них.

В таком случае представитель от каждого профсоюзного органа входит в состав единого представительного органа от работников на ведение коллективных переговоров.

Именно для этих целей формируется такой орган с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

Читайте также:  Статья 13. Парламентский запрос

ВНИМАНИЕ! Что такое профсоюзная организация и как её создать?

Если же между профсоюзами отсутствует договоренность о создании единого представительного органа на ведение коллективных переговоров, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу, который объединяет наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

На локальном уровне в организации у работодателя может существовать несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников. Такие профсоюзы могут создать единый представительный орган. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства, т.е. в зависимости от количества численности членов профсоюза.

В состав единого представительного органа должен входить представитель от каждой первичной профсоюзной организации.

Данный орган обладает инициативным правом по проведению коллективных переговоров по вопросам трудовой деятельности.

Закон предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без создания единого представительного органа на ведение коллективных переговоров.

  Знаки безопасности обязательны, за отсутствие — штраф

Если же в организации отсутствует профсоюз

Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется его сторонами, их представителями, а также государственными органами, которые надзирают за исполнением требований трудового законодательства. Подробнее об этом читайте в статье.

Контроль за выполнением коллективного договора: общая информация

Коллективный договор обязателен для всех сотрудников компании, а также для ее руководства. Его положения вступают в силу с момента подписания договора, либо с даты, указанной в его тексте.

С момента начала действия договора, все его положения должны неукоснительно исполняться, соответственно, кто-то должен контролировать выполнение условий соглашения.

ТК РФ не уделяет должного внимания порядку контроля за соблюдением положений коллективных договоров. В статье 51 ТК РФ указано, кто может проверять соблюдение договора, но не прописано исчерпывающего перечня инструментов, которыми проверяющие могут пользоваться.

Единственное право контролирующих лиц в силу данной нормы – получать информацию, которая требуется для контроля, в течение месяца после получения запроса стороной социального партнерства. Соответственно, у проверяемой стороны есть обязанность предоставить сведения.

Объем и содержание требуемой к предоставлению информации не раскрывается. Очевидно, что речь идет о тех данных, которые подтверждают исполнение одной из сторон договора выполнение условий соглашения.

Например, если в коллективном договоре указано, что сотрудникам, совмещающим работу и обучение предоставляются льготы, — можно запросить у работодателя информацию о том, какие сотрудники совмещают труд с учебой, и получили ли они льготы.

Стороны вправе сами определить инструменты, которые будут помогать осуществлять контроль за соблюдением положений договора. Например, можно указать соответствующую информацию в тексте коллективного договора.

Кем осуществляется контроль за соблюдением коллективного договора?

Контроль осуществляется как сторонами социального партнерства (т.е. сторонами договора), так и их представителями. Государственные органы, например, государственные инспекции труда, также вправе контролировать соблюдение требований законодательства в организациях и у ИП, в том числе, соблюдение положений коллективных договоров.

Для наглядности, приведем сведения о проверяющих в таблице.

Кто контролирует соблюдение коллективных договоров? Информация о проверяющих
Представители работников из числа сотрудников организации

Коллективный договор: обязан ли работодатель его заключать?

Юрий НЕКРАСОВ, юрист Опубликовано: Журнал «Кадровое дело» № 4 февраль 2003г.

Сейчас руководство и кадровики предприятий малого и среднего бизнеса часто задаются вопросом, нужен ли в организации коллективный договор.

С одной стороны, Трудовой кодекс говорит о праве, а не об обязанности работодателя заключать коллективный договор.

Но с другой – Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность, связанную с нежеланием работодателя участвовать в его заключении. Разъясним спорные моменты, связанные с коллективным договором.

Коллективный договор – что он собой представляет?

Коллективный договор – это локальный нормативный акт, который должен повышать правовые и социальные гарантии работников по сравнению с теми, что предусмотрены трудовым законодательством.

Вместе с тем коллективный договор содержит и обязанности его сторон – работодателя и работников.

В Трудовом кодексе РФ коллективному договору отведена целая глава (гл. 7).

Но с появлением кодекса не утратил силу и ранее действовавший Федеральный закон от 11.03.92 «О коллективных договорах и соглашениях».

Статья 40 ТК РФ дает следующее определение коллективного договора: «Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей». Под организацией в кодексе понимается организация в целом, ее филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, в которых тоже может быть заключен свой коллективный договор.

К условиям коллективного договора применяется принцип «разрешено все, что не запрещено законом» (в соответствии с Конвенцией о свободе ассоциации и защите права на организацию Международной организации труда № 87. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Обязательно ли должен быть коллективный договор?

Заключение коллективного договора – дело добровольное. Статьи 21 и 22 ТК РФ предусматривают право, а не обязанность работника и работодателя заключать коллективный договор. Кроме того, никто не может принудить работника присоединиться к уже заключенному договору (в ст.

21 ТК РФ отсутствует обязанность работника присоединиться к коллективному договору).

Таким образом, вполне правомерной будет ситуация, если ни собственник организации, ни трудовой коллектив не захотят заключать коллективный договор, а ограничатся только обязательными трудовыми договорами.

Никакой ответственности за то, что коллективного договора нет в организации, работодатель в этом случае нести не будет.

Иначе говоря, пока ни одна из сторон не проявила инициативу заключить коллективный договор, существует лишь право на его заключение. Обязанности же у работодателя возникают только после официального письменного уведомления от работников о начале коллективных переговоров.

Это значит, что привлечь к административной ответственности за нарушения, связанные с коллективным договором, трудинспекция может только работодателя и только в том случае, если он уже получил уведомление от работников с предложением о начале коллективных переговоров и допустил соответствующее нарушение. Например, необоснованно отказался от заключения коллективного договора или уклонился от участия в коллективных переговорах.

Обычно инициаторами заключения договора выступают работники. В ТК РФ не предусмотрен такой вариант, когда представители работодателя являются инициаторами начала переговоров, а работники не хотят создавать свой представительный орган, хотя такое вполне может быть. Представляется, что в этом случае никто не может обязать работников выйти на переговоры.

Кто заключает договор

Сторонами коллективного договора являются работодатель и работники в лице их представителей. Одна сторона коллективного договора четко определена в ТК РФ: это собственник предприятия – работодатель. А вот вторую сторону, если на предприятии нет профсоюзной организации, определить бывает достаточно сложно.

Между тем в большинстве малых и средних фирм на сегодняшний день нет профсоюзов, которые выражали интересы хотя бы большинства работников.

Для этих случаев закон о коллективных договорах и соглашениях предусматривает, что представителями работников могут быть органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные этим собранием.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Встречается и другая крайность: на предприятии действуют сразу несколько профсоюзных организаций, каждая из которых объединяет менее половины работников. Либо есть мощный профсоюз, представляющий большинство, и одновременно работает небольшая профсоюзная организация.

В этом случае надо руководствоваться Трудовым кодексом, из которого следует, что коллективный договор на предприятии заключается один. Поэтому профсоюзы прежде всего обязаны принять решение о создании единого органа, в который на пропорциональной основе должны войти представители всех профсоюзов.

Даже если в одном профсоюзе всего несколько работников, а в другом – сотни, в единую комиссию войдет минимум один официальный представитель малого профсоюза. Если же такой орган создать не удается (профсоюзы не смогли договориться), то работодатель вступает в переговоры с профсоюзом большинства.

Ссылка на основную публикацию