Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Последнее время туристическую отрасль России штормит. Несколько дней назад застряли туристы на острове Хайнань, но главным событием года остается прекращение функционирования туроператора, работавшего, помимо прочего, под названием «Панорама Тур».

ПАО «Ингосстрах», застраховавшее его ответственность, уже объявило, что сможет покрыть потребителям то ли 4, то ли 14 процентов от уплаченных ими сумм.

Естественно, что пострадавшие граждане, надеясь найти более реальные способы возврата своих денег, пытаются получить судебные решения в отношении действующих турагентов, и такие попытки были бы не безнадежны, если бы суды правильно читали закон.

Например, Новоуральский городской суд Свердловской области вынес решение по делу № 2-1216/2018, согласно которому расторг договор о реализации туристского продукта в связи с его неисполнением и взыскал с туроператора (ООО «Панорама Тур») уплаченную по договору денежную сумму, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. С того же ответчика взыскал штраф в пользу общественной организации по защите прав потребителей, но при этом взыскал с потребителя расходы на оплату услуг представителя в пользу турагента, поскольку в иске в отношении этого юридического лица судом отказано.

Естественно, с таким решением истец категорически не согласен, так как с туроператора ничего получить не удастся, а платить турагенту придется. Поэтому подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд со следующим содержанием (краткое изложение).

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом пунктом 4 указанной статьи установлено, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

В силу статьи 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при продвижении и реализации туристского продукта туроператор и турагент взаимодействуют при предъявлении к ним претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом (абзац 6 указанной статьи). Абзацем 13 данной статьи предусмотрено, что в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должна содержаться их взаимная ответственность, а также ответственность каждой из сторон перед туристом, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Из анализа приведенных положений следует, что ответственность турагентов не исключается в случае нарушения их действиями прав туриста, которые непосредственно не связаны с продвижением туроператором туристического продукта.

С учетом определения понятия «турагентская деятельность», установленного статьей 1 названного Закона, турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта.

Вместе с тем, турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее. Это касается, помимо прочего, и исполнения обязательств в части своевременной и полной оплаты турпродукта.

Следовательно, установление субъекта ответственности при неполной оплате туристского продукта (как это имеет место в рассматриваемом случае) зависит от условий агентского договора между туроператором и турагентом (в настоящем деле: между ООО «Панорама Тур» и ООО «Э»).

Как следует из положений пункта 4.2.

4 агентского договора № 2602016Е04 от 26 июля 2016 года, представленного ответчиком в качестве обоснования своей деятельности в качестве турагента ООО «Панорама Тур» (входящего в структуру «Натали Турс», как указано в абзаце первом страницы 5 оспариваемого решения), до момента полной оплаты туристского продукта ответственность и материальные обязательства перед клиентом несет агент (то есть ООО «Э»); в силу статей 309, 310, 329 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств перед агентом или клиентом по неоплаченным полностью или частично заявкам не возникает; по неподтвержденным заказам (забронированным, но не оплаченным в полном объеме) принципал не является ответственным в случаях предъявления требований клиентов в предоставлении туристского продукта или оплаченных агенту денежных средств.

Поскольку ответчики по делу не оспаривают того обстоятельства, что истицей плата за туристский продукт была внесена не в полном объеме, постольку, исходя из вышеприведенных положений агентского договора, материальные обязательства перед истицей несет ООО «Э».

Еще раз подчеркиваю, по данному делу потребитель уплатил лишь 50 % от общей стоимости туристского продукта, соответственно, лишь 50 % стоимости было перечислено турагентом туроператору.

Забавно, что  в одном из решений Свердловского областного суда по похожей ситуации (апелляционное определение от 11 января 2018 г.

по делу № 33-279/2018) высказана аналогичная правовая позиция, но судья районного суда как-то проигнорировала попытку стороны истца обратить внимание на данное обстоятельство.

Ждем решения апелляционного суда, но в принципе непонятно, как можно опровергнуть мнение о том, что при условии неполной оплаты туристского продукта по подобным агентским договорам ответственность  перед потребителем несет агент. 

Буквально на следующий день тот же суд вынес решение по делу № 2-1226/2018, в соответствии с которым расторг договор о подборе, бронировании и приобретении тура Турагентом в интересах туриста (обратите внимание на эту замечательную формулировку), взыскал опять-таки с туроператора (ООО «Панорама Тур») сумму оплаты по договору оказания туристических услуг (откуда суд взял эту формулировку, непонятно), неустойку и компенсацию морального вреда. Штраф суд не взыскал, поскольку  претензия подавалась в адрес так называемого турагента, зато взыскал с истца в пользу этого юридического лица расходы по оплате услуг представителя, потому что в иске к этому ответчику отказано.

Краткое содержание поданной апелляционной жалобы таково.

Как следует из положений статьи 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

При этом непосредственная реализация туристического продукта возможна исключительно туроператором или турагентом на основании соответствующего договора, отвечающего требованиям статей 10 и 10.

1 вышеупомянутого Закона (иная деятельность по организации путешествий туристов не связана с непосредственной реализацией туристического продукта и возможна в форме оказания иных возмездных услуг – письмо Роспотребнадзора от 7 августа 2009 г.

№ 01/11347-9-32 «Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг»).

Исходя из содержания позиции ответчика по делу – ООО «А», данное общество вроде бы считает ООО «Панорама Тур» туроператором, а себя турагентом. Эту позицию разделяет и суд 1-й инстанции (например, абзац восьмой страницы 9 оспариваемого решения).

При этом в материалах дела отсутствует агентский договор между двумя указанными хозяйствующими субъектами.

Более того, анализируя возникшие в рамках данного гражданского дела правоотношения сторон (второй абзац страницы 3, пятый – седьмой абзацы страницы 5 оспариваемого решения), суд 1-й инстанции проигнорировал то обстоятельство, что в деле не имеется вообще ни единого доказательства наличия агентских отношений ООО «А» с ООО «Панорама Тур», ООО «К» с ООО «Панорама Тур» и даже ООО «А» с ООО «К» (следует также отметить, что во всех известных подателю настоящей жалобы агентских договорах ООО «Панорама Тур» содержится запрет на заключение субагентских договоров без особого согласия принципала). 

Таким образом, исходя из материалов гражданского дела, договор, заключенный между истицей и ООО «А», не подпадает под определение реализации туристского продукта, содержащееся в абзаце 19 статьи 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 

Кроме того, поскольку отношения ООО «А» и ООО «К» с ООО «Панорама Тур» не подпадают под действие главы 52 («Агентирование») Гражданского кодекса Российской Федерации, они требуют правовой оценки.

С нашей точки зрения, эти отношения могут быть расценены как действия в чужом интересе без поручения.

Однако из положений главы 50 (и особенно статьи 986) Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанности по сделке, заключенной между истицей и ООО «А», в том числе обязанности по возврату выплаченной по договору суммы (и все производные обязательства) лежат на ООО «А».

Для уточнения: ООО «А» заключило с истицей договор, предмет которого сформулирован именно так, как указано выше, получило от истицы денежные средства, перечислило их ООО «К», которое вроде бы перевело эти средства ООО «Панорама Тур», якобы забронировавшему турпоездку (данное утверждение невозможно проверить, потому что все доказательства по этому поводу представлены ООО «К»). При этом у ООО «А» нет и никогда не было агентского договора с ООО «Панорама Тур», в деле нет также агентского договора ООО «К» с ООО «Панорама Тур» и субагентского договора ООО «А» с ООО «К» (фирменная политика «Панорамы» запрещала заключение субагентских договоров). 

К сожалению, в данном случае я искренне не понимаю, каким образом суд 1-й инстанции вообще вынес решение, основываясь на положениях Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В принципе понятно, что и в том, и в другом случае суд 1-й инстанции дочитывает закон до четвертого абзаца статьи 9, где говорится, что несет ответственность туроператор, и не считает нужным задумываться о конкретных обстоятельствах дела, но такая позиция представляется абсолютно неверной. 

Надеюсь, что областной суд поправит оба решения, но просил бы коллег по возможности указать практику судов ваших регионов по данному вопросу.

Читайте также:  Статья 11. требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью

Особенности заключения договора с туроператорами (турагентами)

В последнее время широкий общественный резонанс получили факты нарушения прав граждан при оказании им туристических услуг. Летом 2014 года по России прокатилась волна банкротств туристических фирм. Отказ туроператоров от исполнения своих обязательств причинил значительный ущерб тысячам российских граждан.

Кузьминский межрайонный прокурор г. Москвы Захаров А.Г. разъясняет нормы законодательства, касающегося деятельности туристических фирм.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24.11.1996 под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

  • Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее — иной заказчик).
  • Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
  • Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
  • Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени.

Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, турагентом и туристом и (или) другим заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Указанный договор заключается только в письменной форме, при этом его форма может быть различной, так как разрабатывается специалистами разных туристических организаций. Вместе с тем, законодательством установлен определенный перечень положений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в договоре реализации туристского продукта.

Прежде чем подписать договор о реализации туристского продукта и все прилагающиеся к нему документы, потребителю необходимо внимательно ознакомиться с ними ознакомиться. В договоре в обязательном порядке должны быть прописаны следующие существенные условия:

  • полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора (турагента), сведения о туристе (ином заказчике);
  • предмет договора: информация о потребительских свойствах туристского продукта –программе пребывания, маршруте и условиях петешествия, включая сведения о средствах размещения, условиях проживания (месте нахождения стредства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, наличии экскурсовода и другое;
  • стоимость услуг – общая цена туристского продукта в рублях;
  • права и обязанности сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • претензии и порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) претензий к туроператору в случае нарушения последним условий договора;
  • сведения о финансовом обеспечении: размер обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение, сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Часто граждане сталкиваются с ситуациями, когда туроперетор (турагент) в нарушение ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 16 Закона от 07.02.

1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» включает в договор о реализации туристского продукта условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с условиями, установленными законами и правилами.

К условиям, ущемляющим права потребителей можно отнести:

  • удержание туроперетором (турагентом) с потребителя при одностороннем расторжении договора до начала путешествия части денежной суммы, внесенной в счет договора, в виде фиксированных сумм (штрафов), процента от стоимости.

Турист вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору ( ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1, ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации). Фактические расходы туроператор (турагент) должен доказать, представив соответствующие документы.

  • возможность изменения условий тура в одностороннем порядке. Изменение характера услуг, входящих в туристский продукт, в том числе места проживания туриста, возможно лишь с согласия последнего.

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.

  • изменение перечня существенных обстоятельств, в связи с которыми возможно изменение и расторжение договора. Данное условие включается туроператором (турагентом) с целью изменения стоимости тура, содержания или отмены.

Статья 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает исчерпывающий перечень обстоятельств, в связи с которыми каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе требовать его изменения или расторжения.

  1. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
  2. В случае нарушения туроператором (турагентом) Ваших прав при заключении договоры, Вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.
  3. советник юстиции

Межрайонный прокурор А.Г. Захаров

Документооборот между туроператором и турагентом, турагентом и туристом

Для отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете нужно грамотно составить первичные документы. Это касается документооборота между туроператором и турагентом, турагентом и туристом. Подробнее об этом мы поговорим в нашей статье.

ДОКУМЕНТООБОРОТ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И ТУРАГЕНТОМОбычно между туроператором и турагентом заключается посреднический (агентский) договор, в рамках которого турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора либо от своего имени.

Такой договор не предусматривает перехода права собственности на туристский продукт от туроператора к турагенту. Стоимость турпродукта определяет его собственник, то есть туроператор. В соответствии с пунктом 1 статьи 1008 Гражданского кодекса РФ агент обязан представить принципалу отчет о выполнении договора.

Сделать это нужно в порядке и в сроки, предусмотренные заключенным договором. Чаще всего отчеты представляются по мере выполнения договора либо по окончании срока его действия. Форма отчета не является унифицированной, поэтому ее можно разработать самостоятельно, утвердив в виде приложения к договору.

Но при этом отчет должен содержать все обязательные реквизиты первичных документов, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Итак, отчет агента может содержать: название документа; дату его составления; название турфирмы-агента; содержание операции (оказание услуг клиенту, поступление выручки и т. п.

); измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; данные о состоянии расчетов между агентом и клиентами; сведения о расходах агента, которые принципал должен возместить; сумму посреднического вознаграждения; наименование должностей лиц, которые составили документ, и их личные подписи. К отчету агент должен приложить все необходимые доказательства расходов, произведенных им за счет туроператора (п. 2 ст. 1008 Гражданского кодекса РФ). Если, конечно, туроператор возмещает турагенту какие-то расходы.

Встречаются ситуации, когда между туроператором и турагентом заключается договор купли-продажи туристского продукта. Однако если буквально трактовать Федеральный закон от 24 ноября 1996 г.

№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», то реализация туристского продукта возможна исключительно в рамках туроператорской или турагентской деятельности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что если организация реализует туристский продукт, сформированный не самостоятельно, то данная организация выступает в роли агента. А значит, договор будет являться посредническим. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 1 августа 2005 г. № А05-26155/04-26.

НДС при продаже турагентом путевок по договору купли-продажиВ соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ от уплаты НДС освобождаются туристские услуги, оказанные не на территории России. Но при этом организация должна документально подтвердить место оказания услуг.

Такими документами являются: — контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; — документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). Документально подтвердить фактическое место оказания услуг может только туроператор, так как именно он заключает договоры с иностранными контрагентами (отелями, экскурсионными бюро).

А у турагента в данном случае возникает обязанность заплатить НДС, исчисленный с полной стоимости путевки. А это крайне невыгодно для турфирмы. Что касается счетов-фактур, их покупателю выставляют в зависимости от того, на каких основаниях действует турагент.

Если туристский продукт реализуется от имени турагента, то счет-фактура покупателю выставляется также турагентом: один экземпляр выдается покупателю, второй остается у турагента, но в книге продаж этот счет-фактура не регистрируется. Туроператор на основании отчета турагента выставляет на его имя счет-фактуру.

Читайте также:  Статья 96. Предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека

Свой экземпляр туроператор регистрирует в книге продаж, а турагент хранит полученный счет-фактуру в журнале учета полученных счетов-фактур, а в книге покупок его не регистрирует (п. 3, 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур… утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, далее – Правила).

Если же турагент действует от имени туроператора, последний выставляет счет-фактуру на имя третьего лица, в данном случае – покупателя (п. 24 Правил). Что касается суммы агентского вознаграждения, здесь все просто: турагент выставляет на эту сумму счет-фактуру, регистрирует его в книге продаж, а туроператор в свою очередь регистрирует его в книге покупок.

ДОКУМЕНТООБОРОТ МЕЖДУ ТУРАГЕНТОМ И ТУРИСТОМВ связи с отменой лицензирования туристской деятельности Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях защиты прав туристов требует, чтобы туроператоры предоставляли покупателю туристского продукта финансовое обеспечение.

Виды финансового обеспеченияВозможны два вида финансового обеспечения: либо страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору реализации туристского продукта, либо банковская гарантия.

Причем договор страхования ответственности не исключает возможности оформления банковской гарантии как одного из видов обеспечения исполнения. Взаимные права и обязанности турфирмы и туриста определяются договором реализации туристского продукта.

Неотъемлемой частью данного договора является туристская путевка, типовая форма которой утверждена приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н. Данная форма является бланком строгой отчетности и составляется в двух экземплярах: один отдается туристу, другой остается в турфирме.

Что касается применения ККТ, турфирмы могут не применять контрольно-кассовую технику при наличных расчетах с населением, применяя БСО. Если же расчет производился безналичным путем, возникает вопрос о применении БСО и ККТ. Обратимся к мнению официальных органов. Роспотребнадзор, например, в своем письме от 31 августа 2007 г.

№ 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» считает, что путевка оформляется в любом случае, при наличных и безналичных расчетах, даже если турфирма использует кассу.

А Ростуризм в пункте 1 информационного письма от 16 августа 2007 года утверждает, что кассовый чек уже является первичным учетным документом, который подтверждает тот факт, что между фирмой и покупателем осуществлен наличный денежный расчет (или расчет с использованием платежных карт). Следовательно, применять бланк турпутевки в данной ситуации не обязательно.

Однако следует отметить, что именно разъяснения Роспотребнадзора соответствуют нормам Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта (утверждены постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452). И учтите: невыдача БСО влечет за собой административную ответственность (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Размер штрафа составляет: — для должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.; — для фирм – от 30 000 до 40 000 руб.

Поэтому независимо от того, применяет турфирма ККТ или нет, турпутевку лучше оформить.

Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

(введена
Федеральным законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ) 

 Настоящая
статья применяется к отношениям,
возникающим между туристом и (или) иным
заказчиком и турагентом, от своего имени
реализующим туристский продукт,
сформированный туроператором, по
договору о реализации туристского
продукта. К данным отношениям применяются
положения статьи 10 настоящего Федерального
закона, если иное не установлено настоящей
статьей. 

  • Договор
    о реализации туристского продукта,
    заключаемый между туристом и (или) иным
    заказчиком и турагентом, наряду с
    условиями, предусмотренными статьей
    10 настоящего Федерального закона, должен
    также включать:
  • —        
    полное и сокращенное наименования,
    адрес (место нахождения) и почтовый
    адрес турагента;
  • —        
    информацию о том, что лицом (исполнителем),
    оказывающим туристу и (или) иному
    заказчику услуги по договору о реализации
    туристского продукта, является
    туроператор;

—        
информацию о возможности туриста в
случае возникновения обстоятельств,
указанных в статье 17.4 настоящего
Федерального закона, обратиться с
письменным требованием о выплате
страхового возмещения по договору
страхования ответственности туроператора
или об уплате денежной суммы по банковской
гарантии непосредственно к организации,
предоставившей туроператору финансовое
обеспечение.

Статья 1. Основные понятия

  1. В
    настоящем Федеральном законе используются
    следующие основные понятия:
  2. ·           
    туризм
    — временные выезды (путешествия) граждан
    Российской Федерации, иностранных
    граждан и лиц без гражданства (далее —
    лица) с постоянного места жительства в
    лечебно-оздоровительных, рекреационных,
    познавательных, физкультурно-спортивных,
    профессионально-деловых, религиозных
    и иных целях без занятия деятельностью,
    связанной с получением дохода от
    источников в стране (месте) временного
    пребывания;
  3. ·           
    туристская
    деятельность

    — туроператорская и турагентская
    деятельность, а также иная деятельность
    по организации путешествий;
  4. ·           
    туризм
    внутренний

    — туризм в пределах территории Российской
    Федерации лиц, постоянно проживающих
    в Российской Федерации;
  5. ·           
    туризм
    выездной

    — туризм лиц, постоянно проживающих в
    Российской Федерации, в другую страну;
  6. ·           
    туризм
    въездной

    — туризм в пределах территории Российской
    Федерации лиц, не проживающих постоянно
    в Российской Федерации;
  7. ·           
    туризм
    международный

    — туризм выездной или въездной;
  8. ·           
    туризм
    социальный

    — туризм, полностью или частично
    осуществляемый за счет бюджетных
    средств, средств государственных
    внебюджетных фондов (в том числе средств,
    выделяемых в рамках государственной
    социальной помощи), а также средств
    работодателей;
  9. ·           
    туризм
    самодеятельный

    — туризм, организуемый туристами
    самостоятельно;
  10. ·           
    турист
    — лицо, посещающее страну (место) временного
    пребывания в лечебно-оздоровительных,
    рекреационных, познавательных,
    физкультурно-спортивных,
    профессионально-деловых, религиозных
    и иных целях без занятия деятельностью,
    связанной с получением дохода от
    источников в стране (месте) временного
    пребывания, на период от 24 часов до 6
    месяцев подряд или осуществляющее не
    менее одной ночевки в стране (месте)
    временного пребывания;
  11. ·           
    туристские
    ресурсы

    — природные, исторические, социально-культурные
    объекты, включающие объекты туристского
    показа, а также иные объекты, способные
    удовлетворить духовные и иные потребности
    туристов, содействовать поддержанию
    их жизнедеятельности, восстановлению
    и развитию их физических сил;
  12. ·           
    туристская
    индустрия

    — совокупность гостиниц и иных средств
    размещения, средств транспорта, объектов
    санаторно-курортного лечения и отдыха,
    объектов общественного питания, объектов
    и средств развлечения, объектов
    познавательного, делового,
    лечебно-оздоровительного,
    физкультурно-спортивного и иного
    назначения, организаций, осуществляющих
    туроператорскую и турагентскую
    деятельность, операторов туристских
    информационных систем, а также организаций,
    предоставляющих услуги экскурсоводов
    (гидов), гидов-переводчиков и
    инструкторов-проводников;
  13. ·           
    туристский
    продукт

    — комплекс услуг по перевозке и размещению,
    оказываемых за общую цену (независимо
    от включения в общую цену стоимости
    экскурсионного обслуживания и (или)
    других услуг) по договору о реализации
    туристского продукта;
  14. ·           
    туроператорская
    деятельность

    — деятельность по формированию, продвижению
    и реализации туристского продукта,
    осуществляемая юридическим лицом (далее
    — туроператор);
  15. ·           
    турагентская
    деятельность

    — деятельность по продвижению и реализации
    туристского продукта, осуществляемая
    юридическим лицом или индивидуальным
    предпринимателем (далее — турагент);
  16. ·           
    заказчик
    туристского продукта

    — турист или иное лицо, заказывающее
    туристский продукт от имени туриста, в
    том числе законный представитель
    несовершеннолетнего туриста;
  17. ·           
    формирование
    туристского продукта

    — деятельность туроператора по заключению
    и исполнению договоров с третьими
    лицами, оказывающими отдельные услуги,
    входящие в туристский продукт (гостиницы,
    перевозчики, экскурсоводы (гиды) и
    другие);
  18. ·           
    продвижение
    туристского продукта

    — комплекс мер, направленных на реализацию
    туристского продукта (реклама, участие
    в специализированных выставках, ярмарках,
    организация туристских информационных
    центров, издание каталогов, буклетов и
    другое);
  19. ·           
    реализация
    туристского продукта

    — деятельность туроператора или турагента
    по заключению договора о реализации
    туристского продукта с туристом или
    иным заказчиком туристского продукта,
    а также деятельность туроператора и
    (или) третьих лиц по оказанию туристу
    услуг в соответствии с данным договором;
  20. ·           
    экскурсант
    — лицо, посещающее страну (место) временного
    пребывания в познавательных целях на
    период менее 24 часов без ночевки в стране
    (месте) временного пребывания и
    использующее услуги экскурсовода
    (гида), гида-переводчика;
  21. ·           
    экскурсовод
    (гид)

    профессионально подготовленное лицо,
    осуществляющее деятельность по
    ознакомлению экскурсантов (туристов)
    с объектами показа в стране (месте)
    временного пребывания;
  22. ·           
    гид-переводчик — профессионально
    подготовленное лицо, свободно владеющее
    иностранным языком, знание которого
    необходимо для перевода и осуществления
    деятельности по ознакомлению экскурсантов
    (туристов) с объектами показа в стране
    (месте) временного пребывания;
  23. ·           
    инструктор-проводник
    — профессионально подготовленное лицо,
    сопровождающее туристов и обеспечивающее
    их безопасность при прохождении
    туристских маршрутов;
  24. ·           
    туристская
    путевка

    — документ, содержащий условия путешествия,
    подтверждающий факт оплаты туристского
    продукта и являющийся бланком строгой
    отчетности.

Вопрос № 77. Критерии
принятия решений в условиях неопределенности.

Принимаемые
управленческие решения всегда
спроектированы в будущее, поэтому ЛПР
(лицо,
принимающее решение) в
момент принятия решения часто не может
с абсолютной уверенностью знать, как
будут развиваться события, как будет
изменяться ситуация. Иными словами, в
момент принятия управленческого решения
значителен элемент неопределенности
и риска.

Читайте также:  Статья 7. Регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту

Неопределенность
— это неполнота или недостоверность
информации об условиях реализации
решения, наличие фактора случайности
или противодействия.

Таким образом,
принятие решения в условиях неопределенности
означает выбор варианта решения, когда
одно или несколько действий имеют своим
следствием множество частных исходов,
но их вероятности совершенно не известны
или не имеют смысла.

Условиями
неопределённости

считается ситуация, когда последствия
принимаемых решений неизвестны, и можно
лишь приблизительно их оценить. Для
принятия решения используются различные
критерии, задача которых — найти
наилучшее решение максимизирующее
возможную прибыль и минимизирующее
возможный убыток.

Источниками
неопределенности ожидаемых условий в
развитии предприятия могут служить
поведение конкурентов, персонала
организации, технические и технологические
процессы и изменения конъ­юнктурного
характера.

При этом условия могут
подразделяться на социально-политические,
административно-законодательные,
производственные, коммерческие,
финансовые. Таким образом, условиями,
создающими неопределенность, являются
воздействия факторов внешней к внутренней
среды организации.

Решение принимается
в условиях неопределенности, когда
невозможно оценить вероятность
потенциальных результатов. Это должно
иметь место, когда требующие учета
факторы настолько новы и сложны, что
насчет них невозможно получить достаточно
релевантной информации.

В итоге
вероятность определенного последствия
невозможно предсказать с достаточной
степенью достоверности. Неопределенность
характерна для некоторых решений,
которые приходится принимать в быстро
меняющихся обстоятельствах.

Сталкиваясь с
неопределенностью, руководитель может
использовать две основные возможности.
Во-первых, попытаться получить
дополнительную релевантную информацию
и еще раз проанализировать проблему.

Этим часто удается уменьшить новизну
и сложность проблемы.

Руководитель
сочетает эту дополнительную информацию
и анализ с накопленным опытом, способностью
к суждению или интуицией, чтобы придать
ряду результатов субъективную или
предполагаемую вероятность.

Вторая возможность
– действовать в точном соответствии с
прошлым опытом, суждениями или интуицией
и сделать предположение о вероятности
событий. Временные и информационные
ограничения имеют важнейшее значение
при принятии управленческих решений.

В ситуации риска
можно, используя теорию вероятности,
рассчитать вероятность того или иного
изменения среды, в ситуации неопределенности
значения вероятности получить нельзя.

Проект внедрения электронной путевки (проект группы компаний s7)

Главная Правовая служба Законодательство

В связи с широким развитием электронных продаж товаров и услуг на современном международном и российском рынке, в действующем законодательстве о туризме, с нашей точки зрения, назрела необходимость в его изменении.

В настоящий момент статья 10 ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности» предусматривает письменную форму договора о реализации тур.продукта туристу, что существенно затрудняет, в ряде случаев – делает невозможным для туроператоров реализацию туров посредством электронных продаж. На международном рынке туризма он-лайн продажи уже давно стали повседневной реальностью, что делает приобретение тура для туриста более удобным.

Сегодня при реализации туристического продукта туристу или иному заказчику тура для подтверждения факта оплаты услуги необходимо предоставлять туристическую путевку, содержащую условия путешествия (ст.

10, абзац 4) и являющуюся неотъемлемой частью договора и бланком строгой отчетности (статья 1, определение туристской путевки).

Данные положения Закона исключают возможность реализации полного цикла электронной продажи туристского продукта, например, на интернет-ресурсах туроператора. 

В контексте вышеизложенного, с нашей точки зрения, для полноценного запуска системы электронных продаж тур.

продуктов необходим отход от практики соблюдения исключительно письменной формы договора о реализации последнего, введение понятия электронной формы туристической путевки, сохранение статуса таковой как бланка строгой отчетности только для целей ведения наличных расчетов в кассах туроператора (или тур.агента) с передачей таковой туристу в бумажной форме.

Установление законодательно возможности заключения договоров о реализации тур.

продуктов в устной (конклюдентной) форме, в частности, посредством присоединения  туриста к публичной оферте, размещенной на интернет-ресурсе туроператора, потребует определения туристской путевки как документа, содержащего существенные условия такого договора и подтверждающего факт заключения такового с туристом. Туорператору становится достаточным направить туристу такую туристическую путевку в электронной форме по электронной почте непосредственно после момента оплаты тур.продукта туристом на интернет-ресурсе туроператора

  • В связи с вышесказанным, предлагаем
  • — исключить из  статьи 10 ФЗ«О туристской деятельности» императивное требование о заключении договора о реализации туристского продукта исключительно в письменной форме;
  • — расширить определение «туристической путевки», данное в статье 1 ФЗ «О туристской деятельности», предусмотрев возможность оформления таковой как в бумажной, так и в электронной форме, одновременно исключив из самого определения ссылку на признание таковой бланком строгой отчетности;

— предусмотреть по тексту статьи 10 ФЗ «О туристской деятельности», что туристическая путевка не является неотъемлемой частью договора, но является подтверждением факта заключения договора о реализации тур.продукта.

Предлагаемая схема достаточно успешно реализовала себя в рынке реализации авиаперевозок, когда приказом Министерства Транспорта была введена электронная форма авиабилета и были внесены соответствующие дополнения в Воздушный кодекс (статья 105 «Перевозочные документы»).

Хотим также отметить, что предлагаемое дополнение сохраняет возможность, по пожеланию туриста (или иного заказчика), заключать договор реализации тур.продукта в письменной форме, в особенности, когда речь идет о приобретении индивидуального тура.

В связи с предложенными дополнениями в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» возрастают риски злоупотребления тур.агентами предоставленными им правами (статья 10.

1 «Особенности реализации туристского продукта турагентом») реализовывать туристский продукт от своего имени. Поэтому представляется рациональным исключить статью 10.

1 из текста Федерального закона в полном объеме.

  1. Считаем нужным отметить, что предлагаемые дополнения и изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»
  2. — по оценке наших налоговых специалистов, не требуют внесения каких-либо изменений в Налоговый кодекс РФ,
  3. — не входят в противоречие с нормами Гражданского Кодека РФ и Закона о защите прав потребителя, а также

— с учетом существующей сегодня практики учета и хранения, в том числе, электронного, информации о бронировании и реализации тур.продуктов туроператорами, не создадут дополнительных сложностей в части реализации положений Закона о транспортной безопасности.

Ниже приводятся тексты действующего законодательства, которое мы бы хотели дополнить, а также предлагаемая нами редакция соответствующих положений (изменения выделены жирным шрифтом):

Название документа Текущая редакция документа: Предлагаемая редакция:
ФЗ № 132 Ст.1 «Туристская путевка — документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности».   Ст.10. (первый абзац) Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.    Ст.10. (четвертый абзац)  Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.   Ст.10.1 (первый абзац) Настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К данным отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей. Ст. 1 «Туристская путевка — документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и, выдаваемый туристу в бумажной или электронной форме. Ст.10. (первый абзац) Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Ст.10. (четвертый абзац)  Договор о реализации туристского продукта удостоверяется туристической путевкой, в которой указываются условия путешествия и общая цена туристского продукта. Туристическая путевка может быть оформлена в электронном виде (электронный документ) с размещением информации об условиях договора о реализации туристского продукта в автоматизированной информационной системе оформления туристических услуг. При использовании электронного документа турист вправе потребовать, а туроператор или действующее на основании договора с туроператором лицо при заключении договора о реализации туристского продукта обязаны выдать туристу, заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта (далее — выписка), из автоматизированной информационной системы оформления туристических услуг. Ст.10.1 Настоящая статья исключается в полном объеме.
Закон № 2300-1 и ГК РФ Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара (введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ) 1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Данная статья в Законе является продолжением статьи 497 ГК РФ. Поскольку дистанционный способ реализации услуг как особая форма договора на возмездное оказание услуг не предусмотрена ГК РФ, постольку и отсутствие в третьей главе Закона аналогичной статьи не является препятствием для установления на законодательном уровне возможности реализации туристических услуг «дистанционным способом». В частности, п.1 Статьи 159 ГК РФ устанавливает, что «… Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, могут быть совершены устно …». По нашему мнению, отсутствует какая-либо необходимость внесения изменений в Закон о защите прав потребителей.
Ссылка на основную публикацию