Статья 2. Основные термины и понятия

Комментарий к статье 1

1.

Закрепление указанных понятий в Федеральном законе имеет большое значение не только для правильного понимания и применения Закона, но и для разработки на его основе региональных законов об охране труда и других нормативных правовых актов об условиях и охране труда, поскольку это позволяет обеспечивать единообразный подход к регулированию однотипных отношений в сфере охраны труда, а также для разработки в организациях мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Так, определение в Законе содержания понятия охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многоплановой деятельности государства и отдельных работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему правовых мероприятий, подкрепляемых соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему иных мероприятий, позволяющих руководителям оперативно решать возникающие в процессе производственной деятельности вопросы охраны труда.

Определение условий труда как совокупности факторов производственной среды и самого трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, ориентирует работодателя не только на улучшение производственной среды работников, но и на нормализацию процесса их труда (его напряженности, длительности периодов работы и отдыха и др.).

2. Раскрытие в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» основных понятий, используемых в этом Законе, не исключает необходимости закрепления терминов и определений в нормативных правовых актах, направленных на решение конкретных вопросов в сфере охраны труда.

Так, для целей проведения аттестации рабочих мест по условиям труда дан более широкий перечень основных терминов и определений. В этом перечне наряду с рассмотренными выше основными понятиями, используемыми для характеристики условий труда, содержатся и другие термины и определения.

В частности, указывается, что следует понимать под безопасностью труда, гигиеной труда, допустимыми и оптимальными условиями труда, опасными (экстремальными) условиями труда и под другими терминами и определениями (приложение N 1 к Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. // Бюллетень Минтруда России. 1997. N 5. С. 35).

Для гигиенической оценки условий и характера труда на рабочих местах (с целью контроля условий труда работников на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и выдачи гигиенических заключений; установления приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности; создания банка данных по условиям труда на уровне предприятия, отрасли, района, города, региона, республики, Федерации; аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации и с другими целями) с 1 сентября 1999 г. Минздравом России введены в действие Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р.2.2.755-99. (М., 1999).

Руководство содержит также перечень основных понятий, используемых в документе. При этом в такие закрепленные в Законе понятия, как вредный производственный фактор и опасный производственный фактор, в Руководстве вкладывается более широкое содержание, чем в Законе.

Например, вредный производственный фактор определяется как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.

) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный производственный фактор определяется как фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. Одновременно с этим указывается, что в зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Наряду с упомянутыми понятиями в Руководстве определены и другие понятия, используемые в названном документе: гигиена труда, гигиенические нормативы условий труда (ПДК , ПДУ ), профессиональный риск, профессиональная заболеваемость, здоровье и т. п.

  • ————————————
  • Предельно допустимая концентрация.
  • Предельно допустимый уровень.

Имеющие отношение к охране труда понятия содержатся и в других актах. Например, понятие «справедливые условия труда» в ст.

2 ТК закреплено в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых отношений, включающего помимо права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, также право на отдых, в том числе на ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Наличие в законодательстве подобных понятий способствует более глубокому пониманию охраны труда как многогранной системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Комментарий к федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года

Н. Н. Шептулина

Основные понятия и термины

1.Полоса движения 2.Проезжая часть 3.Ширина дороги 4.Кювет 5.Откос 6.Обочина 7.Обрез

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.

Автомобильные дороги делятся на 5 категорий:К 1 и 2 категории относятся дороги, имеющие капитальные основания и усовершенствованное покрытия (асфальто — или цементобетон). Ширина полос движения на таких дорогах 3,75 м., продольные уклоны не более 3-4 %, увеличенные радиусы поворотов.

К таким дорогам относятся автомагистрали, порядок движения на которых определяется разделом правил дорожного движения.Дороги 3 категории имеют облегченное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси). Ширина полос движения не превышает 3,5 м., допускаются уклоны до 5 %, радиусы поворотов уменьшены до 400 метров.

Дороги 4 категории имеют неусовершенствованное покрытие (булыжник, гравий). Ширина полос движения составляют 3 м., продольный уклон до 6 %, радиусы поворотов до 250 м.Дороги 5 категории — грунтовые дороги, не имеющие покрытия.

Дороги включают в себя следующие элементы:

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.Разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.Пешеходный переход — участок проезжей части, обозначенный знаком 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.На дорогах, особенно в населенных пунктах, можно часто увидеть различающиеся по виду перекрестки: Т-образные, крестообразные, У-образные и с круговым движением.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами.При движении на транспортном средстве возможно пересечение дороги с железнодорожным переездом.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

На всей ширине дороги, практически постоянно, происходит движение транспортных средств и пешеходов.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В местах пересечения траектории движения транспортных средств или пешеходов с ними могут возникать конфликтные ситуации, которые регламентируются настоящими правилами.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.

1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто-и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Читайте также:  Статья 16. Имущество благотворительной организации

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.Из-за неосторожного и невнимательного движения, а так же несоблюдения правил дорожного движения, могут произойти дорожно-транспортные происшествия.

Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и стой же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб. При движении на дороге наибольшую опасность представляют транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, велосипеды и т.п.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.Мопед — двух-или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 кмч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов. Одной из технических характеристик транспортного средства является:

Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

За разрешенную максимальному массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходу приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.Регулировщик — лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.Организованная перевозка группы детей — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.В правилах установлен ряд ограничений, касающихся расположения транспортных средств на проезжей части, остановках, стоянках, обгона, движения транспортных средств в темное время и в условиях ограниченной видимости, подачи звуковых и световых сигналов. Они существенно различаются для транспортных средств, находящихся в населенном пункте.

Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 — 5.25.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.На дорогах транспортные средства могут перевозить опасные грузы.

Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

На дорогах установлено правостороннее движение. Участники движения обязаны знать и выполнять правила дорожного движения. Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Основные термины и понятия дисциплины

Для понимания сущности и содержания кадрового делопроизводства необходимо запомнить следующие ключевые понятия рассматриваемой дисциплины.

Документационное обеспечение представляет собой организацию работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом. Его основой выступает делопроизводство — полный цикл обработки и движения документов с момента их создания работниками кадровой службы (или получения ими) до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.

Документ — это носитель информации, содержащий зафиксированную по установленным нормам и правилам информацию, необходимую для реализации процесса управления, а также для передачи ее во времени и пространстве. Документы могут быть изготовлены как на бумажном, так и на технических носителях (диски, флеш-накопители и т.д.).

В Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8—2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г.

№ 1185-ст) дается следующее определение: документ — зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Различают документ: а) входящий, т.е.

поступивший в учреждение; б) исходящий — официальный документ, отправляемый из учреждения; в) внутренний документ — официальный документ, не выходящий за пределы подготовившей его организации.

ГОСТ Р 7.0.8—2013 нормативно закрепляет термины и определения, используемые в делопроизводстве и архивном деле.

В частности, в стандарт помимо общих понятий включены термины, используемые в делопроизводстве: а) при документировании; б) при организации работы с документами.

Применение стандартных терминов обязательно во всех видах документации, в том числе в инструкциях, положениях, регламентах при регламентации конкретной делопроизводственной системы.

Читайте также:  Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг

В сфере управления действуют документы, которые относятся к разным системам документации.

Под системой документации в терминологическом стандарте понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

Комплекс документов, составляющий систему документации, формируется в соответствии с функциями управления, например: кадровое обеспечение, учет и отчетность и т.д.

Вид документа — это классификационное понятие, обозначающее принадлежность к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения.

Названия видов документа формируются их составителем не произвольно, а выбираются из числа регламентированных нормативной базой. Так, Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), введенный в действие постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г.

№ 299, содержит около 5 тыс. унифицированных форм документов, в названиях которых используется 80 наименований видов документа.

Документы одного наименования (вида) могут различаться по назначению, содержанию, порядку оформления, сфере применения. Характер применения того или иного вида документа и его принадлежность к той либо другой системе документации уточняет категория разновидности документа. Например, вид документа «акт» имеет разновидности: акт сдачи объекта в эксплуатацию, акт ликвидации организации и др.

Разные виды документов имеют разный набор реквизитов — элементов, которые являются обязательными для включения при оформлении официальных документов.

Реквизиты позволяют идентифицировать информацию, содержащуюся в документе, и в ряде случаев определить носитель информации. В состав обязательных элементов входят следующие реквизиты: автор документа, номер и дата, адресат, подпись, печать и др.

Отсутствие или неправильное оформление одного из этих реквизитов делает документ недействительным.

Кадровая документация представляет собой совокупность форм (документов), отражающих наличие и движение персонала. Технология ДОУП регламентируется специальными нормативно-методическими документами.

Это комплекс документов организационно-регламентирующего, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы, утвержденные в установленном порядке компетентными органами или руководством компании, которые находятся в распоряжении фирмы и используются при решении управленческих задач. Движение документов в организации с момента их создания (получения) до завершения исполнения или отправления представляет собой документооборот.

Существующая система документационного обеспечения управления персоналом регламентируется множеством нормативных и нормативно-методических документов как федерального, так и ведомственного уровня, разработанных в системе Минтруда России, Госстандарта России, Росархива.

Документы действующей нормативной базы являются основой для создания локальной системы кадрового делопроизводства компании.

Единый порядок документирования и правила оптимальной работы с документами закрепляются в организационных документах, таких как положения о кадровой службе, должностные инструкции, инструкции по кадровому делопроизводству и др.

Требования к составу управленческой документации, правилам их подготовки и оформления закреплены в разработках Госстандарта России, отражающих результаты унификации и стандартизации управленческой документации.

Унификация означает установление единообразия, приведение к единой форме документов.

Стандартизация предусматривает наличие официального государственного или нормативно-технического документа отрасли, организации, устанавливающего необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара или услуги.

Унификация и стандартизация с конца 1960-х гг. являются основными методами совершенствования содержания и формы документа в нашей стране. Многие документы имеют типовую межотраслевую форму, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.

№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», например штатное расписание (форма № Т-3), табель учета использования рабочего времени (форма № Т-13) и т.д. Все унифицированные формы содержат инструкции по порядку составления и оформления.

В службе управления персоналом компании обязательно должен быть комплект государственных стандартов, относящихся к сфере работы с документами. Так, правильное оформление документов производится с учетом требований ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов». ГОСТ Р ИСО 15489-1—2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» необходим для организации эффективного документационного обеспечения кадрового делопроизводства.

В стандарте перечислены все этапы работы с документами и ответственность каждого за работу с ними.

К нормативным документам, которые необходимы в практической деятельности по организации документационного обеспечения кадровой работы, относятся акты Минтруда России.

Среди них — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден приказом Минтруда России от 11 января 2011 г. № 1н), который предназначен для закрепления квалификационных характеристик к общеотраслевым должностям.

Прямое назначение справочника состоит в регламентации необходимых видов работ, выполняемых служащими разных специальностей, в том числе работниками делопроизводства.

В справочнике закреплены наименование должностей в данной отрасли по соответствующим категориям персонала (руководители, специалисты и технические исполнители), а также их квалификационные характеристики. Справочник является основой для разработки должностных инструкций всех категорий работников организации.

К числу нормативных документов системы кадрового делопроизводства относятся Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти (утверждены постановлением Минтруда России от 26 августа 2002 г. № 23).

Нормы времени являются чрезвычайно важным документом для руководителей служб кадрового делопроизводства, так как помогают решать многие вопросы, связанные с организацией работы службы.

Например, они могут быть использованы в целях определения и обоснования объема работ при аттестации для установления категории специалиста и т.д.

1.3. Правовые вопросы документации иного обеспечения управления персоналом

В настоящее время регламентация вопросов системы кадрового делопроизводства на государственном уровне ведется в нескольких направлениях:

а) законодательное регулирование; б) стандартизация; в) разработка нормативных правовых и нормативно-методических документов.

Высшую юридическую силу имеют законы Российской Федерации. Знание и учет требований трудового законодательства необходимы в процессе создания, оформления и применения документов локально-нормативного характера, разработанных в компании.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее — ТК РФ) является основополагающим законом для управления персоналом в целом. ТК РФ детально регулирует отношения, возникающие в сфере труда между работодателем и работником, складывающиеся в процессе:

  • 1) организации труда и управления трудом;
  • 2) трудоустройства у конкретного работодателя;
  • 3) подготовки и дополнительного профессионального образования работников непосредственно у данного работодателя;
  • 4) взаимоотношений социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;
  • 5) участия работников и профессиональных профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • 6) определения порядка и условий материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • 7) государственного контроля (надзора), профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 8) разрешения трудовых споров;
  • 9) обязательного социального страхования в предусмотренных федеральными законами случаях.

Указанные трудовые отношения закрепляются между сторонами в виде локальных нормативных актов, которые требуют грамотной юридической проработки. Сотрудники кадровых служб несут персональную ответственность за правильность оформления трудовых отношений в компании.

Локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ) не должны нарушать трудовое законодательство и права работников. Эти документы соответствуют источникам права и не должны противоречить законодательству, поскольку они имеют низший уровень юридической силы и самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Такие акты разрабатываются и принимаются работодателем при участии представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или с учетом мнения работников (их представителей).

К локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, положения об оплате труда, правила охраны труда и др. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов.

При этом следует иметь в виду, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

В декабре 2014 г. ТК РФ был дополнен гл. 50.1 «Особенности труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Эта глава содержит статьи, касающиеся приема иностранцев на работу, заключения с ними трудового договора, увольнения, отстранения их от работы в необходимых случаях, а также временного перевода на другую работу у того же работодателя.

Читайте также:  Глава iii. производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за нарушение должностными лицами и предприятиями трудового права, в том числе при работе с документами и информацией.

Задачами законодательства об административных право-нарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, повышающие ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства. Так, за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо подмену его гражданско-правовым договором (ч. 3 ст. 5.

27 КоАП РФ) для юридических лиц наступает ответственность в виде административного штрафа в размере от 50000 до 100000 руб. Если лицо ранее уже было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то размер штрафа для него может быть повышен до 200000 руб.

Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 — 4) устанавливает правовые основы для деятельности юридических лиц, а также для документирования этой деятельности.

В управлении экономикой страны последовательно повышается роль технического регулирования и стандартизации. Ввод в действие Федерального закона от 29 июня 2015 г.

№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» устанавливает правовые основы в стандартизации, активизирует процессы, направленные на достижение стратегических целей в области стандартизации в соответствии с «Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года»[1].

Разработанные стандарты имеют свою область применения и специфику действия. Стандартизация в сфере управления персоналом должна учитывать как международный опыт, так и российское законодательство.

Эволюция стандартов в сфере управления персоналом нацелена на решение стратегических вопросов, координацию деятельности организации по управлению человеческим капиталом, ориентируясь преимущественно на стратегические аспекты менеджмента, формирование корпоративной культуры.

  1. Стандартизация в области управления персоналом идет в двух направлениях:
  2. 1) стандартизация деятельности работников (относится к ведению Министерства труда и социальной защиты РФ);
  3. 2) стандартизация процессов управления персоналом (входит в сферу деятельности Росстандарта).

Сегодня нет документа, содержащего наиболее полные требования к деятельности по управлению персоналом и охватывающего большинство функций в данной области.

Помимо классических (подбор персонала, учет, обучение, аттестация), в него должны быть включены такие функции, как управление конфликтами, формирование в компании благоприятного морально-психологического климата, налаживание социального партнерства и пр.

Целью создания системы национальных стандартов в сфере управления кадрами является формирование нормативно-технической и организационно-методической основы для обеспечения работы компаний по УП, выполнения задач и принципов стандартизации.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, демографии, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции и др. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), а также координацию деятельности Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ. Минтруд России координирует и контролирует большой круг вопросов, связанных с организацией и оформлением социально-трудовых отношений работников в организациях независимо от их формы собственности.

[1] Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В комментируемом законе впервые в истории российского законодательства об образовании появляется отдельная статья, объединяющая основные понятия образовательного права и дающие этим понятиям исчерпывающие определения.

До этого ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не содержалось статей – глоссариев основной терминологии, используемой при правовом регулировании отношений в сфере образования.

Комментируемая статья объединяет 34 термина, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и законодательстве об образовании, и дает им определение, позволяя тем самым упорядочить на терминологическом уровне процессы правотворчества и правоприменения в сфере образования.

Появление в Законе об образовании статьи-глоссария с точки зрения юридической техники представляет собой несомненный шаг вперед.

Унификация терминологического аппарата законодательства об образовании позволяет в правотворчестве добиться единообразия нормативно-правового лексикона на всех трех уровнях законодательства об образовании —федеральном, региональном (акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации) и муниципальном (муниципальные акты, регулирующие отношения в области образования). В правоприменении такая унификация позволяет избежать так называемых скрытых коллизий, то есть таких столкновений правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, которые происходят из-за различного понимания одних и тех же терминов. Комментируемая статья Федерального закона об образовании сразу же стала особо востребованной в правоприменительной деятельности. На определения понятий, используемых в Федеральном законе об образовании, стали часто ссылаться суды в мотивировочной части своих решений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. № 56-АПГ15-17 < Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 29.12.2014, которым было частично удовлетворено заявление о признании недействующими в части приложений 1 и 2 к Закону Приморского края от 19 декабря 2013 г. № 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края">, Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 78-АПГ14-2 < О ликвидации некоммерческой местной религиозной организации>[1] и т. д.).

Иные термины законодательства об образовании, не упомянутые в ст. 2 Федерального закона об образовании, используются в тех значениях, которые определены в других источниках образовательного права (международных договорах Российской Федерации, российских законодательных и подзаконных актах).

Развитию глоссария современного образовательного права активно способствует Министерство науки и образования РФ.

В его правовых актах появляются новые определения терминов и понятий, используемых для правового регулирования отношений в сфере образования (см., например, письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г.

№ 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»[2]).

Термины административного, гражданского, бюджетного и других отраслей российского законодательства, используемые в законодательстве об образовании, применяются в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства. Например, используемые в ст.

99 Федерального закона об образовании («Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования») термины «бюджетные ассигнования» и «государственные (муниципальные) услуги» понимаются так, как они определены в ст.

6 Бюджетного кодекса РФ.

Следует также отметить, что Федеральный закон об образовании содержит ряд терминологических новелл: вводятся новые понятия, ранее не использовавшиеся в законодательстве об образовании, а отдельные понятия используются в новом или измененном смысле (например, «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность»; «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования» и т. д.

[1] Документы опубликованы не были. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[2] Официальные документы в образовании. № 29, октябрь, 2014.

Автор — А.Н. Козырин 01 мая 2016 года

Ссылка на основную публикацию