Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

1. Предмет и содержание курса. Задачи курса в новых
условиях хозяйствования (рыночной экономике)

  •             Экономика железнодорожного транспорта
    является частью «экономики транспорта», которая подразделяется на ряд
    отраслевых экономик:
  • — 
    железнодорожного;
  • — 
    автомобильного;
  • — 
    водного (речного и морского);
  • — 
    трубопроводного и др.

Экономика
железнодорожного транспорта изучает транспорт общего пользования, т.е.
магистральный транспорт (кроме внутрипроизводственного).

  1. Предметом
    курса является изучение:
  2. — 
    взаимоотношений (производственных и экономических) между коллективами
    работников железнодорожного транспорта и промышленных предприятий и сельского
    хозяйства, а также населением страны (пассажирами);
  3. — 
    то же между трудовыми коллективами различных видов транспорта;

— 
то же между трудовыми коллективами предприятий самого железнодорожного
транспорта (ДС, ПЧ, ТЧ, ВЧД, ШЧ, ЭЧ, НГЧ, МЧ и др.).

  • Экономика
    железнодорожного транспорта содержит в себе:
  • — 
    роль транспорта в развитии страны (общества);
  • — 
    вопросы управления и планирования на железнодорожном транспорте;
  • — 
    эффективность использования средств производства;
  • — 
    организацию труда и зарплаты;
  • — 
    хозяйственный расчет и анализ хозяйственной деятельности.

Экономика
железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных
отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека
как главную производительную специальность, на его интересы и управление ими.

На
железнодорожном транспорте в специфических условиях действуют экономические
законы, изучаемые в курсе общей экономики, что связывает ее с отраслевой
экономикой.

Экономические
законы действует при всех способах производствах, в частности общий закон
экономии времени и закон соответствия характера производственных
отношений развитию производительных сил.

Особое место занимают экономические
законы, возникающие на определенных этапах развития экономики, законы товарного
производства, а также специфические законы (закон распределения по труду закон
прибавочной стоимости, закон планомерного развития и т.д.).

  1. Для экономики
    транспорта большое значение имеют такие объективные экономические законы, как:
  2. — 
    закон стоимости – основной закон товарного производства и рынка,
    регулирующий связи между т/производствами и потребителями, между видами
    транспорта, между предприятиями и клиентурой;
  3. — 
    закон спроса и предложений;
  4. — 
    закон, повышающий ПТ – внедрение новых форм организации труда, НТП,
    оплаты труда и стимулирования;
  5. — 
    закон пропорционального развития экономики – согласовать, сбалансировать;
  6. — 
    закон накопления – использование части прибавочной прибыли для
    непрерывного расширения, обновления, улучшение качества …
  7. — 
    закон денежного обращения – на транспорте – ускорение кругооборота
    средств.
  8. Таким образом, в курсе
    «Экономика транспорта» изучаются конкретные проявления объективных
    экономических законов, а также закономерности развития и функционирования
    железнодорожного транспорта как сферы материального производства.
  9.       Экономика транспорта
    отвечает на вопрос: «Что надо делать в теории и на практике, чтобы
    удовлетворить потребности хозяйства страны и населения в перевозках с
    наименьшими издержками?»

2.Транспорт
как отрасль материального производства и ее особенности.

      Транспорт общего
пользования является связующим звеном между производством и потреблением.
Перемещая продукцию из мест производства в места потребления, он продолжает
процесс производства в сфере обращения и само- перемещение (перевозки) является
транспортной продукцией, которую он и реализует.

  •       Следовательно, продукция
    транспорта – это перевозки грузов и пассажиров (при условии их завершения) и
    измеряется она количеством перевезенных тонн грузов и количеством перевезенных
    пассажиров. Эта продукция имеет и качественные характеристики:
  • — 
    своевременность и скорость доставки;
  • — 
    сохранность и безопасность;

— 
комфорт пассажиров и т.д.

  1. Грузовые перевозки
    характеризуются грузооборотом и измеряются в mкм (åPl), а пассажирские
    – пассажирооборотом и измеряются в пасс-км (åАl).
  2. Различают
    грузооборот нетто и брутто, при этом грузооборот нетто имеет две разновидности:
    тарифный и эксплуатационный.
  3.             Общая работа транспорта измеряется в
    приведенных mкм

åPlпр = åPlтар.,экспл.
+ åАl.

            Следует различать продукцию транспорта и его
работу.

            Продукция – это доставка 1 т. груза, а работа
– это грузооборот в  mкм.

            Т.о. продукция (1 т.) – это результат
транспортного производства, а работа – это его затраты.

  •                                                       150
    км
  • Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов                                                                                                                Pl1  = 150 mкм
  •                                 1
    m
  •                    А                                                                               Б         Pl2  = 200 mкм
  •                                                          200
    км
  • Следовательно, чтобы увеличить
    прибыль (конечный результат рыночной экономики), необходимо сократить работу на
    единицу продукции:

Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

  1. Продукция транспорта
    невещественна, и ее нельзя создавать в запас (накапливать). Это подтверждается
    и кругооборотом капитала:
  2. — 
    для промышленности:
  3.                                      Сп
  4. Д
    ®Т                             …П…Т¢®Д¢
  5.                                     Рс
  6. — 
    для транспорта:
  7.                          Сп
  8. Д
    ®Т                             …П…Т¢®Д¢.
  9.                                     Рс
  10.             Следовательно,
    транспорт вместо запасов продукции (mкм и пасс-км)
    должен иметь запасы (резервы) провозной и пропускной способностей.
  11.             Поскольку транспортная продукция
    невещественна, то на ее производство не требуется сырья, поэтому в расходах (Э)
    и в с/с (С) железнодорожного транспорта отсутствуют затраты на сырье. Вместе с
    тем, довольно велик, удельный вес зарплаты амортизационных отчислений, топлива
    и электроэнергии – более 70%
  12. 3. Транспортная
    система и технико-экономическая характеристика различных видов транспорта
  13.             Транспортная система включает в себя
    различные виды транспорта, которые в рыночной экономике должны функционировать
    и выживать сами по себе.
  14.             Удельный вес различных видов транспорта в
    общем грузообороте и пассажирообороте РФ характеризуется данными (%):
Pl Al
1. Железнодорожный транспорт (МПС)
2. Водный – морской                   Речной
3. Автомобильный
4. Трубопроводный
5. Воздушный
                            Итого:

Для каждого вида транспорта
характерны:

1.  Технико-экономические
показатели: пропускная и провозная способности линий, скорость доставки,
регулярность движения и перевозок, безопасность и т.д.

2.  Натуральные
показатели: трудоемкость транспортной продукции, удельная потребность в
топливе и электроэнергии, металле и других материалах, т.е. материалоемкость и
др.

Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте» | РУТ (МИИТ)

Благодарственное письмо Саратова С.Ю:

Сайт кафедры: www.efutmiit.com

Кафедра была организована в 1951 г. С момента ее основания и до 1956 г. кафедрой заведовал доцент Александр Львович Лурье. Александра Львовича по праву можно считать одним из пионеров в области применения математических методов в исследовании закономерностей развития экономики.

Он разработал алгоритм разрешающих слагаемых для решения транспортной задачи, начал применять линейное программирование для реализации конкретных транспортных задач. Теоретические исследования Александра Львовича обобщены им в многочисленных публикациях.

В 1956 г. заведующим кафедрой был избран к.э.н. Александр Григорьевич Напорко, имевший большой опыт научной и педагогической работы на железнодорожном транспорте. А.Г.

Напорко продолжил формирование кафедры, пополнение ее квалифицированными специалистами в области экономики железнодорожного транспорта.

Для выполнения учебной, методической и научной работы на кафедру постоянно привлекались по совместительству крупные специалисты МПС, ВНИИЖТа, МИИТа и других институтов и организаций.

Кафедра, как научный коллектив, активно участвовала в подготовке и проведении на железнодорожном транспорте экономической реформы 1965-1967 г.г., в работе по совершенствованию методов управления и хозяйствования в последующие годы, что находило отражение в многочисленных публикациях в транспортной печати.

С 1974 г. кафедру возглавил доцент Юрий Николаевич Тихончук. С приходом Ю.Н. Тихончука на кафедре появились новые направления научных исследований и, в частности, по организации объединенных транспортных хозяйств на железнодорожном транспорте и рационализации грузовых перевозок на сети железных дорог.

В 1979 г. на должность заведующего кафедрой был приглашен к.э.н., доцент Роберт Михайлович Царев.

С этого времени значительно расширились направления научных исследований кафедры в области повышения обоснованности плановых решений и обеспечения эффективности функционирования промышленных предприятий железнодорожного транспорта. Преподаватели кафедры успешно сочетали научные исследования с учебным процессом.

На кафедре была открыта подготовка специалистов по новой специальности «Организация и нормирование труда», что обеспечило приток в отрасль профессионально подготовленных инженеров по организации труда. Р.М.

Царев продолжил формирование кафедры квалифицированными кадрами.

Были также подготовлены и изданы учебники для вузов «Научные основы управления железнодорожным транспортом и «Экономика и планирование на железнодорожном транспорте».

В 1991 г. кафедру возглавила д.э.н., проф. Лидия Владимировна Шкурина. Переход народного хозяйства к рыночным формам хозяйствования потребовал введения новых учебных курсов, таких как «Экономика недвижимости»,»Рынок ценных бумаг», «Банковское дело», «Маркетинг», «Страхование» и др. Изменилась и тематика научных исследований кафедры.

По заказу Департамента экономики МПС РФ и железных дорог выполнялись научно-исследовательские работы по темам: «Методические рекомендации по формированию государственных прогнозов и программ социально-экономического развития отрасли», «Экономическое управление безопасностью на железнодорожном транспорте», «Формирование финансово-экономической модели железной дороги», «Оценка финансового потенциала железной дороги на основе рационального использования финансовых ресурсов», «Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования оборотного капитала железной дороги», «Разработка методов оптимального управления ресурсосбережением в условиях ограниченности финансовых ресурсов», «Разработка рекомендаций по укреплению финансовой надежности и стабилизации хозяйственной деятельности железной дороги», «Разработка логистических моделей для инвестиционного обеспечения отрасли», «Управление согласованием инвестиционных программ отрасли, обеспечивающих заданный уровень конкурентоспособности на основе экономико-математического моделирования» и др.

Читайте также:  Статья 40.2. регулирование деятельности, контроль и надзор за деятельностью кредитных кооперативов

Гордостью кафедры являются выдающиеся выпускники:

  • Бахтеев Р.И. – заместитель начальника Приволжской железной дороги по экономике и финансам;
  • Болдырев Д.М. – начальник отдела бюджетирования Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД»;
  • Верижникова Т.И. – заместитель начальника Центральной дирекции управления движением по экономике и финансам;
  • Гвозденко С.А. –  начальник финансово-экономической службы Юго-Восточной железной дороги;
  • Деев А.И. – заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги по экономики и финансам;
  • Егоров С.И. – заместитель начальника Дирекции по строительству сетей связи;
  • Жилина Н.М. – начальник службы организации и оплаты труда Московской железной дороги;
  • Заламаев М.В. – заместитель начальника службы организации и оплаты труда Северной железной дороги;
  • Кустова Е.Л. – заместитель директора  Проектно-конструкторско-технологического бюро по нормированию материально-технических ресурсов;
  • Лапидус Б.М. – заслуженный экономист РФ, д.э.н., профессор;
  • Масленников Д.Н. – начальник Юго-Восточного отдела казначейства ОАО «РЖД»;
  • Новикова В.Б. – начальник отдела платежных балансов ОАО «РЖД»;
  • Сидорова Л.А. – начальник отдела организации и оплаты труда Северо-Кавказской железной дороги;
  • Торцева Л.Н. – начальник отдела организации и оплаты труда Южно-Уральской железной дороги.
  • Сотрудничество кафедры и бизнеса обеспечивает практическую составляющую в процессе обучения, становится конкурентным преимуществом, позволяет молодому специалисту уверенно чувствовать себя при поиске работы.
  • Кафедра
  • проводит мастер-классы, студенческие конференции, готовит к работе в бизнес-среде, показывает возможные пути построения карьеры;
  • готовит практиков, хорошо ориентирующихся в вопросах экономического и финансового управления;
  • уделяет большое внимание организации учебного процесса на базе новейших образовательных технологий (деловые игры, мультимедийные презентации, разбор конкретных ситуаций и результатов научных исследований);
  • организует практики в ОАО «РЖД»;
  • для руководства выпускными квалификационными работами студентов приглашает руководителей ОАО «РЖД», Министерства экономического развития РФ, Института системного анализа Академии наук РФ;
  • организует мастер-классы по дисциплинами профессионального цикла.

Кафедра проводит обучение по программам бакалавриата и магистратуры.

Профили бакалавриата по направлению «Экономика»:

  • Экономика предприятий и организаций;
  • Финансы и кредит;
  • Экономика логистических систем и интермодальных перевозок;
  • Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Профили бакалавриата по направлению «Менеджмент»:

Программы подготовки в магистратуре по направлению «Экономика»:

  • Экономика фирмы (железнодорожный транспорт);
  • Экономика и управление на железнодорожном транспорте»;
  • Финансовое планирование и анализ на железнодорожном транспорте;
  • Финансовая экономика.

Программы подготовки в магистратуре по направлению «Менеджмент»:

Преподаватели кафедры активно участвуют в написании учебно-методической литературы и учебников для студентов высших учебных заведений. На кафедре изданы следующие учебники:

  • Экономика предприятий железнодорожного транспорта. Планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности – 2016. И.А. Костенец, Л.В. Шкурина;
  • Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железных дорогах Российской Федерации и Республики Казахстан – 2015. Л.В. Шкурина, К.Ж. Даубаев;
  • Бюджетирование на железнодорожном транспорте – 2014. Н.П. Терешина, Л.В. Шкурина;
  • Экономика железнодорожного транспорта – 2013. Н.П. Терешина, Л.П. Левицкая, Л.В. Шкурина;
  • Финансовый менеджмент на железнодорожном транспорте – 2009. О.Э. Гнедкова, Р.А. Кожевников, Л.В. Шкурина;
  • Путевой комплекс железнодорожного транспорта: управление активами, организация экономической деятельности на принципах бюджетирования – 2008. В.Я. Шульга, Л.В. Билоха;
  • Планирование в структурных подразделениях железнодорожного транспорта – 2008. Ю.Д. Петров, А.И. Купоров, Л.В. Шкурина;
  • Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железнодорожном транспорте – 2007. Л.В. Шкурина. Ю.Д. Петров, Т.С. Брискина, В.А. Токарев;
  • Организация, нормирование и оплата труда – 1998, 2000. Ю.Д. Петров, М.В. Белкин, Л.В. Шкурина.

По результатам научных исследований кафедры изданы следующие монографии:

  • Концепция и методология экономического управления имущественным потенциалом железнодорожного транспорта при организации грузовых перевозок в международном сообщении – 2015. Л.В. Шкурина, С.А. Маскаев;
  • Экономическое управление качеством транспортного производства: теория и методология – 2014. Л.В. Шкурина, Е.А. Маскаева;
  • Комплексная оценка эффективности инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта с учетом их влияния на экономический потенциал регионов – 2013. Л.В. Шкурина, А.А. Бирюков;
  • Методология организации инвестиционной деятельности в вертикально-интегрированной транспортной компании – 2013. Л.В. Шкурина, В.Б. Новикова, А.Ф. Петрова;
  • Корпоративная система управления инвестиционной деятельностью на железнодорожном транспорте: концепция и методология – 2010. Л.В. Шкурина, В.А. Билоха, И.В. Токарева;
  • Оценка экономико-технологического потенциала железнодорожного транспорта при формировании конкурентной стратегии – 2003. Л.В. Шкурина.

Ежегодно кафедра выпускает сборник научных трудов «Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью на железнодорожном транспорте». Сегодня их уже 14. В этих сборниках публикуют результаты своих научных исследований ученые кафедры, практические работники, аспиранты и магистранты.

28 июня 2013 года в целях повышения качества учебного процесса студентов, дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов ОАО «РЖД» путем методического сопровождения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки приказом ректора Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левина был создан Научно-образовательный центр «Организация, оплата и мотивация труда», вошедший в состав кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте».

Экономические и финансовые основы деятельности железнодорожного транспорта

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, 6 января 1999 г. № 237-З, О железнодорожном транспорте, Принят Палатой представителей 11 декабря 1998 года, Одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, регламентирует его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта. Железнодорожный транспорт призван во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.

  • ГЛАВА 1
  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе
  • В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:
  • · багаж – вещи, иные материальные ценности, сдаваемые пассажиром за установленную плату для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения;
  • · внутриреспубликанское железнодорожное сообщение – перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пределах территории Республики Беларусь;

· грузы – материальные ценности, принятые для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения по договору перевозки;

· железнодорожная станция – подразделение железнодорожного транспорта, осуществляющее технологические операции с поездами и другими транспортными средствами (прием и отправление, маневровая работа и т.п.), а также операции по приему и выдаче грузов и багажа и обслуживанию пассажиров;

  1. · железнодорожные линии – железнодорожные пути общего пользования с железнодорожными станциями, сооружениями и системами управления движением, обеспечивающими движение поездов в определенном направлении;
  2. · железнодорожные пути – комплекс инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта, включающий земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения, устройства сигнализации, централизации, блокировки, связи, энергоснабжения, а также путевые устройства, необходимые для функционирования железнодорожного транспорта;
  3. · железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути, расположенные в полосе отвода железной дороги, в том числе на территории железнодорожных станций, и предназначенные для бесперебойной деятельности железнодорожного транспорта общего пользования;
  4. · железнодорожный транспорт необщего пользования – железнодорожный транспорт организаций;
  5. · железнодорожный транспорт общего пользования – железнодорожный транспорт, используемый для осуществления перевозок пассажиров, грузов и багажа и связанных с этим работ (услуг) на основании публичного договора, то есть по обращению любого гражданина или юридического лица;
  6. · коммуникации железнодорожного транспорта – железнодорожные пути, терминалы, иные сооружения и устройства, используемые при осуществлении железнодорожных перевозок и предназначенные для содержания и обслуживания железнодорожных путей и транспортных средств;
  • · международное железнодорожное сообщение – перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования между Республикой Беларусь и другими государствами;
  • · пассажир – любое физическое лицо, за исключением членов поездной бригады, имеющее проездной документ (билет) и совершающее поездку на транспортном средстве;
  • · перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций по перевозке пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования;
  • · подъездные пути – железнодорожные пути, не относящиеся к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для транспортного обслуживания организаций;
  • · поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, оборудованный для безопасного движения;
  • · полоса отвода железной дороги – земельные участки, предоставленные в установленном порядке организациям железнодорожного транспорта общего пользования для размещения железнодорожных путей общего пользования, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей общего пользования и линейно-путевых зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации железнодорожных путей общего пользования;
  • · специальные грузы – грузы, перевозимые для обеспечения особо важных государственных нужд;
Читайте также:  Статья 35. паевые взносы и паевой фонд кооператива

· транспортные средства – железнодорожные транспортные средства (локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы и т.д.), предназначенные для перевозки пассажиров, грузов и багажа, а также проведения ремонтных и аварийно-восстановительных работ.

Статья 2. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт – вид наземного рельсового транспорта, представляющий собой совокупность его коммуникаций и транспортных средств, обеспечивающих управление и эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт подразделяется на железнодорожный транспорт общего пользования и железнодорожный транспорт необщего пользования.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о железнодорожном транспорте

Законодательство Республики Беларусь о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 221), настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 4. Управление железнодорожным транспортом общего пользования

Управление железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется государственным объединением «Белорусская железная дорога» (далее – Белорусская железная дорога) в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Белорусская железная дорога подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и является коммерческой организацией.

В состав Белорусской железной дороги входят организации, занятые основной, вспомогательной и иной деятельностью на железнодорожном транспорте общего пользования. Управление перевозочным процессом, руководство деятельностью организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются централизованно и являются компетенцией Белорусской железной дороги.

Республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта общего пользования, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Создание, реорганизация и ликвидация организаций железнодорожного транспорта общего пользования производятся Белорусской железной дорогой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Контроль за деятельностью организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой, а также государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1. ГЛАВА 2
  2. Экономические и финансовые основы деятельности железнодорожного транспорта
  3. Статья 5. Собственность на железнодорожном транспорте общего пользования

Железнодорожный транспорт общего пользования находится в собственности Республики Беларусь. Функции по управлению объектами государственной собственности железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Белорусской железной дорогой.

Имущество организаций железнодорожного транспорта общего пользования закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Владение, пользование и распоряжение имуществом организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Беларусь.

  • Статья 6. Земли железнодорожного транспорта общего пользования
  • Земли железнодорожного транспорта общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода железных дорог и иные земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления возложенных на них задач.
  • Предоставление земельных участков организациям железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусь.
  • Статья 7. Использование земель железнодорожного транспорта общего пользования

Для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель. Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь.

  1. Статья 8. Охранные зоны
  2. В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей, железнодорожных станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются охранные зоны.
  3. Статья 9. Основы финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта общего пользования
  4. Организации железнодорожного транспорта общего пользования осуществляют финансово-экономическую деятельность на основе сочетания принципов государственного регулирования экономики и рыночных отношений.

Доходы организаций железнодорожного транспорта общего пользования от перевозок пассажиров, грузов и багажа и осуществления других транспортных работ и услуг формируются через единую (централизованную) систему расчетов Белорусской железной дороги. Порядок формирования доходов организаций железнодорожного транспорта общего пользования устанавливается Белорусской железной дорогой исходя из конкретного вклада каждой организации.

  • Белорусской железной дорогой для организаций железнодорожного транспорта общего пользования устанавливается система расчетных цен и измерителей по видам транспортных работ и услуг, производятся централизованные расчеты за выполненные ими транспортные работы и услуги.
  • Белорусской железной дорогой производятся централизованные расчеты с республиканским бюджетом.
  • Статья 10. Тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа

Плата за перевозку пассажиров, грузов и багажа определяется на основании тарифов на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования.

Тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа должны покрывать расходы на содержание и эксплуатацию коммуникаций железнодорожного транспорта и транспортных средств, а также расходы, связанные с обеспечением безопасности движения, формированием финансового резерва для обеспечения деятельности Белорусской железной дороги в чрезвычайных ситуациях, и иные расходы централизованного характера. Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования устанавливаются:

  1. во внутриреспубликанском железнодорожном сообщении – в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь;
  2. в международном железнодорожном сообщении – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
  3. Статья 11. Плата за транспортные работы и услуги
  4. На равноценные (одинаковые) транспортные работы и услуги, осуществляемые организациями железнодорожного транспорта общего пользования, устанавливается единая плата для всех потребителей транспортных работ и услуг.
  5. Перечень транспортных работ и услуг, осуществляемых организациями железнодорожного транспорта общего пользования, размеры и порядок их оплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Размер платы за транспортные работы и услуги, осуществляемые организациями железнодорожного транспорта общего пользования по требованию потребителей транспортных работ и услуг и не предусмотренные указанным перечнем, устанавливается по соглашению сторон. Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны предоставлять потребителям транспортных работ и услуг необходимую и достоверную информацию об осуществляемых ими транспортных работах и услугах.

Статья 12. Государственная поддержка железнодорожного транспорта общего пользования

Государственная поддержка железнодорожного транспорта общего пользования реализуется как комплекс правовых, административных, финансово-экономических, налоговых и иных мер, включая целевое финансирование из республиканского и местных бюджетов и дотирование социально значимых пассажирских перевозок и перевозок для государственных нужд за счет средств соответствующего бюджета. Государственная поддержка предоставляется также для реализации проектов и выполнения программ развития коммуникаций железнодорожного транспорта, модернизации его транспортных средств, внедрения экономичных и безопасных технологий и развития приоритетных направлений деятельности железнодорожного транспорта общего пользования.

  • Статья 13. Льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования
  • Для отдельных категорий граждан, а также отдельных групп населения в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливаться льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования.
  • Проезд граждан, которым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь предоставлены льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования, осуществляется по проездным документам (льготным билетам), выдаваемым на основании соответствующих документов, подтверждающих эти льготы.
  • Расходы, связанные с предоставлением льгот на проезд железнодорожным транспортом общего пользования, возмещаются Белорусской железной дороге за счет средств соответствующего бюджета и средств организаций, работники которых пользуются правом льготного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования.
Читайте также:  В чем заключается сущность цивилизационного подхода к истории России? - история России

Статья 14. Исключена.

ГЛАВА 3

Основы железнодорожного транспорта

Мировая практика либерализации транспортного рынка показывает, что действенным способом достижения указанной цели является разработка правил хозяйственной деятельности, основанных на свободе заключения и расторжения контрактов, государственной защите прав собственности и контрактных обязательств.

С переходом России к рыночной экономике и началом реформирования социально-экономических отношений резко изменились общие положения и обязательства в договорах, которые являются основой для регулирования оборота товаров, оказания услуг и движения денежных средств.

Правила нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК) регулируют отношения между гражданами, потребителями и предпринимателями [28].

Этот документ устанавливает систему правовых отношений для хозяйственных структур и для любого гражданина страны, устанавливает правила по оказанию всякого рода услуг, в том числе транспортных, регулирует отношения по перевозкам пассажиров, багажа, грузов всеми видами транспорта, содержит правила расчетов за хранение имущества, его страхование и др.

До принятия нового ГК вся система правовых отношений сводилась к обеспечению главенства плана по отношению к договору и предусматривала специальные льготы и преимущества для государственной собственности.

Основой развития рыночных отношений является экономическая свобода товаропроизводителей, других участников хозяйственной деятельности.

Но эта свобода лишь тогда становится основой экономики, когда она законодательно закреплена в праве.

Право предполагает утверждение в жизни такого порядка, при котором не допускались бы злоупотребления, подавлялась диктатура сильного и свободное поведение людей осуществлялось в определенных законом рамках.

У федерального железнодорожного транспорта возникают обязательства, которые подпадают под общие положения об обязательствах и общие положения о договоре.

В условиях, когда возрастает конкуренция на рынке транспортных услуг, железнодорожный транспорт должен решать и сложные задачи по коренному улучшению своей деятельности и повышению качества предоставляемых услуг населению, грузоотправителям и грузополучателям, а также постоянно совершенствовать взаимоотношения железных дорог с клиентурой и с предприятиями других видов транспорта.

В условиях экономического роста ключевыми требованиями для эффективной деятельности железнодорожного транспорта стали снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов, снижение собственных затрат, повышение мотивации работников железных дорог, гибкое реагирование на изменения спроса транспортных услуг, значительное обновление основных фондов.

Для решения отмеченных проблем стало очевидным проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Для правового обеспечения структурной реформы государством принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов. Это прежде всего 4 федеральных закона:

Экономика железнодорожного транспорта

Определение 1

Железнодорожный транспорт – это отрасль экономики, представляющая собой часть наземного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики. С его помощью обеспечиваются нужды материального производства, перевозятся грузы и люди.

Транспорт охватывает инфраструктуру, средства перевозки, технические устройства, координирующие работу системы. В зависимости от среды он может быть наземным, водным, воздушным и космическим.

По сфере обслуживания выделяют пассажирский и грузовой транспорт.

Отличительной особенностью железнодорожного транспорта является необходимость создания рельсовой инфраструктуры. Стандартно путь строится из рельсов, шпал и балласта. Железнодорожный транспорт движется по нему на железных колесах. Этот вид транспорта способен перевозить огромные объемы груза, а также большое число пассажиров на дальние расстояния.

В большинстве развитых стран железнодорожный транспорт находится в частном управлении. В России он является частью стратегического комплекса страны.

Западные страны еще в восьмидесятые годы начали процесс разделения железнодорожных компаний на владельцев инфраструктуры и владельцев подвижного состава. В Америке большая часть подвижного состава и инфраструктуры находится в руках частных грузовых компаний.

В России лишь недавно начался процесс передачи прав собственности российских железных дорог в частные руки.

Таким образом, железнодорожный транспорт является частью транспортной отрасли. Он отличается возможностью перемещения большого количества тяжелых грузов на дальние расстояния. Широко используется для пассажирских перевозок, являясь относительно недорогим средством передвижения. Обеспечивает доступ в труднодоступные для автомобильного и воздушного транспорта территории.

Экономика российского железнодорожного транспорта

Российский железнодорожный комплекс является одним из крупнейших в мире. Размер эксплуатируемой сети составляет более восьмидесяти тысяч километров, из них электрифицирована лишь половина.

По протяженности дорог Россия находится на третьем месте в мире, уступая США и Китаю. Компания, обслуживающая отрасль ОАО «Российские железные дороги».

По электрификации путей Россия находится на первом месте.

Долгое время железные дороги находились полностью в государственном управлении. На сегодняшний день они эксплуатируются тремя крупными субъектами:

  1. Компаниями холдинга ОАО «РЖД»
    .
  2. Независимыми и условно независимыми операторами, имеющими в собственности подвижной состав, либо техническую инфраструктуру.
  3. Компаниями, владеющими подвижным составом.

С начала 2000 началась постепенная передача прав собственности государственной компании в частные руки. Это коснулось перевозок, эксплуатационного оборудования, обслуживания экономических процессов. Инфраструктура осталась под управлением государственной компании.

Пассажирские перевозки пригородного значения были переданы в частные руки. Часть инфраструктуры находится в частном управлении, но относится к дальним районам севера. Некоторая часть путей, управляемая предпринимателями полностью изолирована от общей сети железных дорог.

Достаточно часто эксплуатация собственного подвижного состава осуществляется совместно с подвижным составом государства, так же эксплуатируется государственная инфраструктура.

Управлением железнодорожным транспортом в России занимается Министерств транспорта РФ. Надзорную функцию осуществляет Госжелдорнадзор, являющийся подразделением Федеральной службы надзора на транспорте.

Выделение части государственного имущества железных дорог стало необходимостью. Переход к рыночной модели экономических отношений потребовал пересмотра инвестиционной политики на железнодорожном транспорте. Передача активов в частные руки позволила сформировать конкурентную среду, стимулирующую развитие услуг, а также повышение качества технического оснащения.

Экономика перевозок железнодорожным транспортом России

Транспорт обеспечивает процесс производственного перераспределения благ между субъектами экономики. В России большая часть грузов перевозится автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.

На долю железных дорого приходится более миллиона тонн груза ежегодно. Наблюдается тенденция снижения общего объема перевозок, при этом растет показатель дальности.

Последнее стало закономерным процессом увеличения экспортных перевозок через морские порты, доставка в которые осуществляется железнодорожным транспортом.

Основными продуктами, перевозимыми по железной дороге, являются уголь, нефть, железные руды, строительные материалы. Несмотря на то, что нефть и газ могут транспортироваться по трубопроводам, на долю железных дорог приходится внушительный объем перевозок. Влияние оказали новые международные соглашения с Китаем, сформировавшие быстрорастущий рынок сбыта энергоресурсов на Дальнем Востоке.

Владельцы подвижного состава стремятся к установлению гибких тарифных ставок для перевозок грузов.

Объем перевозок снижается, однако, перемещение грузов по железным дорогам остается одним из приоритетных видов транспортировки.

Конкуренция в отрасли привела к тому, что цены на перевозки стали снижаться, что повысило спрос со стороны заказчиков. Популярностью пользуются дальние перевозки больших объемов сырья.

Замечание 1

Одним из приоритетных направлений в области государственного регулирования перевозок является формирование транспортных коридоров. Железные дороги могут стать их основой, так как имеют доступ к отдаленным регионам страны. Формирование коридоров положительным образом сможет сказаться на привлекательности российского транспорта при транзитных перевозках.

В пассажирских перевозках так же произошли изменения. Долгое время они оставались убыточными для экономики железнодорожного транспорта.

Прежде всего, была создана дочерняя компания, занимающаяся только потоком пассажиров. На транспорте была введена гибкая система тарифов, внимание уделяется комфорту и сервису в поездке.

Кроме того, в парк подвижного состава внедряются более совершенные и комфортные модели вагонов.

Ссылка на основную публикацию