Статья 59. Ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 59. Ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение настоящего Федерального закона Рабочая группа СПЧ подготовила проект федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» 1 . Документ опубликован для общественного обсуждения на официальном сайте совета.

Так, под обращением в документе понимается индивидуальное или коллективное заявление, предложение или жалоба заявителя, направленное им адресату в письменной форме либо в форме электронного документа, а также устно изложенное адресату, в том числе на личном приеме. В законопроекте даны определения каждому из видов обращений.

В качестве заявителей рассматриваются граждане и их объединения, юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а в качестве адресатов обращений – госорган, орган местного самоуправления, их должностные лица, государственное и муниципальное предприятие, организация, учреждение, иная организация, осуществляющая публично значимые функции.

С правами граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления ознакомьтесь в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

  • права заявителя (включая право при направлении обращения прилагать к нему документы и материалы, давать пояснения по существу изложенных в обращении вопросов, знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, обжаловать принятое по обращению решение, действие или бездействие должностного лица и т. п.);
  • обязанности заявителя (например, уважать права, свободы и законные интересы других лиц при направлении обращения, а также направлять обращение от своего имени, а в случае обращения в интересах другого лица – указывать его данные);
  • гарантии безопасности заявителя в связи с его обращением (запрет преследования заявителя в связи с его обращением, запрет разглашения сведений из обращения без согласия заявителя);
  • права адресата (запрашивать сведения, необходимые для рассмотрения обращения в органах власти и организациях, привлекать заявителя к участию в рассмотрении его обращения, при необходимости обеспечить рассмотрение обращения с выездом на место и т. д.);
  • обязанности адресата (регистрировать поступившие обращения, полно, всесторонне, своевременно и объективно рассматривать их, давать законный и обоснованный мотивированный ответ заявителю и другие).

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Также определен порядок подачи и рассмотрения обращений.

Согласно законопроекту, заявитель может направить письменное обращение адресату посредством почтовой, факсимильной, телеграфной связи, через приемную адресата, через специально обозначенный ящик для приема обращений, либо при личном приеме.

Электронное обращение может быть направлено в форме электронного документа на адрес электронной почты адресата, посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте адресата или на портале единой системы обработки и хранения обращений.

Установлены требования к письменному или электронному обращению, порядок их регистрации и переадресации. Также адресат может организовать работу «горячей линии» или «телефона доверия» для приема устных обращений заявителей.

Что касается сроков рассмотрения обращений, то планируется, что адресат будет приступать к рассмотрению зарегистрированного обращения незамедлительно и рассматривать его не более 20 рабочих дней со дня регистрации.

В случае, если обращение не требует проведения проверки, истребования дополнительных материалов, оно будет рассматриваться в два раза быстрее (в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации).

В исключительных случаях допускается продление срока рассмотрения обращения, но не более чем на 20 рабочих дней.

«Рассмотрение обращений заявителей осуществляется бесплатно, за исключением случаев, установленных федеральным законом», – содержится в тексте документа.

Отдельная глава в законопроекте посвящена порядку осуществления контроля и надзора за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

В частности, прописан порядок обжалования решений, действий (бездействия), связанных с рассмотрением обращений граждан, предусмотрена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Также планируется сформировать единую информационную систему, обеспечивающую обработку и хранение обращений и ответов на них.

[3]

Предлагаемый федеральный закон планируется ввести в действие с 1 января 2016 года. В настоящее время действует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

СПЧ ждет отзывов на законопроект и предложений по нему – их можно оставлять в х после текста документа.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

  • Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
  • Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года
  • См. комментарии к настоящему Федеральному закону
  • Президент Российской Федерации
  • Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.

К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Читайте так же:  Какие необходимы документы на развод с ребенком

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

  1. Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
  2. Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
  3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

  • Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями
  • В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
  • Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
  • Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.
  • Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
  • Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
  • Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:  Статья 29. Зоологические коллекции

[1]

Ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

11 июля 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этот Федеральный закон вступил в силу с 24 июля 2011 г. и дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ новой нормой следующего содержания:

«Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.39 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Приведенная новелла административного законодательства эффективно применяется для обеспечения реальной реализации прав граждан на оказание любых видов положенных им государственных услуг.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.

59 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.

Состав данного административного правонарушения не распространяется на общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления гражданам информации в любой сфере общественной жизни (ст.5.39).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет нарушение установленного действующим российским законодательством порядка рассмотрения обращений граждан публичными должностными лицами.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место вне зависимости от наличия либо отсутствия вредных для потерпевшего последствий.

Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено: в форме действия (например, должностное лицо требует от гражданина заявителя приложения к его заявлению документов, которые не предусмотрены перечнем, утвержденным в установленном законом порядке) и в форме бездействия (например, должностное лицо, обязанное запросить в другом государственном органе (учреждении) определенные документы, не оформляет и не отсылает соответствующего запроса, т. е. бездействует).

Потерпевшим будет гражданин, который подал должностному лицу (или в государственный орган, орган местного самоуправления) заявление, рассмотренное с нарушением установленного законом порядка (в том числе не рассмотренное вовсе).

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, окончено в момент нарушения должностным лицом хотя бы одного правила из порядка рассмотрения обращения гражданина, предусмотренного действующим законодательством, а именно Федеральным Законом Российской Федерации №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются только прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Следовательно, заявление о привлечении конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать на имя соответствующего прокурора.

Санкция ст. 5.59 КоАП РФ по своему содержанию относительно определенная и предусматривает единственный вид административного наказания, который может быть применен к правонарушителю: денежный штраф, нижняя граница размера которого определена законодателем в 5000 руб., а верхняя – в 10 000 руб.

Рассматриваются административные дела, возбужденные по ст. 5.59 КоАП РФ, судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает действенный антикоррупционный механизм.

Теперь каждый гражданин, заявление которого не рассмотрено либо рассмотрено (рассматривается) с нарушением действующего законодательства, вправе воздействовать на нерадивого чиновника через судебно-прокурорский тандем посредством привлечения его к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ и наложения административного наказания, размер которого довольно ощутим для среднего российского государственного или муниципального служащего.

Старший помощник прокурора округа    И.В.Попова

Уголовная и административная ответственность в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан

Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.

Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.

Так, статьей 322.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу статьи 2 Федерального закона от 18.07.

2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.

За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 до 500 тыс. руб.

Читайте также:  Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц — от 250 до 300 тыс. руб.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 до 500 тыс. руб.

  • В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.
  • Виталий Канцыбер, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
  • сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края

Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Правовое положение иностранцев Общая характеристика конституционных прав и свобод

Базовый принцип правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России установлен в статье 62 Конституции Российской Федерации
. Согласно данному принципу указанные лица имеют права и обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, которые установлены федеральным законодательством либо международными договорами РФ.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
от 25 июля 2002 года (в ред.

от 29 июля 2017) описывает правовое положение иностранных граждан в России, а также регламентирует отношения иностранных граждан с органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами.

Он закрепляет общие принципы их правового статуса, их основные свободы, права, обязанности и ответственность.

  • В качестве иностранных граждан
    признаются физические лица, которые не являются гражданами России и имеют доказательства наличия гражданства (или подданства) любого другого иностранного государства.
  • В ФЗ выделены три категории иностранных граждан
    , в статусе которых есть определенные различия:
  • постоянно проживающие
    в РФ (имеют вид на жительство),
  • временно проживающие
    в РФ (имеют разрешение на временное проживание)
  • временно пребывающие
    в России (имеют миграционную карту, прибыли по визе либо без неё, не получили вида на жительство и разрешения на временное проживание).
  • Ключевые принципы правового положения иностранных граждан в России
    отличаются демократическими и интернационалистскими чертами.

В Российской Федерации
иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме предусмотренных законодательством случаев. При этом использование иностранными гражданами своих прав не должно причинять ущерб интересам России, а также законным интересам граждан и других лиц. Иностранцы обязаны соблюдать Конституцию и законодательство России.

Иностранные граждане
наделены правом свободно применять свои способности к труду
, избирать профессию и род деятельности, а также свободно использовать свои способности и имущество для ведения предпринимательской
и другой не запрещенной законодательством экономической деятельности
, но с учетом предусмотренных законом ограничений. В федеральном законодательстве назначение на те или иные должности либо занятие определенными видами трудовой деятельности связано с принадлежностью к гражданству России
.

Иностранцы имеют право на отдых и
охрану здоровья, право на различные пособия, пенсии, образование, пользование достижениями культуры, право на пользование жилым помещением и на собственность на жилой дом или другое имущество.

Они могут быть членами профсоюзов, кооперативных, акционерных, научных, культурных, спортивных и иных общественных объединений (за исключением политических партий) в случае, если это не предусмотрено их уставными документами. Им гарантирована свобода совести, а также неприкосновенность личности и жилища.

Они могут заключать и расторгать браки с гражданами России и иными лицами.

Одной из особенностей статуса иностранных граждан в России является отсутствие у них возможности избирать и быть избранными

Привлечение иностранных граждан к административной ответственности

Основания привлечения иностранных граждан к административной ответственности

Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).

  • Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.
  • При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
  • Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ
  • Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения принадлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ — должностным лицам пограничных органов и войск.

В качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.9, ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назначении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации?

Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.

Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).

  1. Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:
  2. — характер и тяжесть совершенного правонарушения;
  3. — наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;
  4. — длительность проживания иностранного гражданина в РФ;
  5. — отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченность жильем на территории РФ;
  6. — род деятельности и профессия;
  7. — законопослушное поведение;
  8. — обращение о приеме в российское гражданство.
  9. Оспаривание выдворения
Читайте также:  Статья 1. Понятие торгово-промышленной палаты

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд.

Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь.

В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры.

Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет -жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить.

Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Прокуратура Сунтарского района

Прокуратура Сунтарского района
Прокуратура  

Ответственности иностранных граждан в сфере миграции

Ноябрь 2019 год

Памятка иностранным гражданам об ответственности за нарушение антитеррористического законодательства Российской Федерации

УВАЖАЕМЫЙ ГОСТЬ!

Мы рады, что Вы приняли решение посетить Россию – страну с богатым культурным и историческим наследием.

Данная памятка поможет Вам ознакомиться с основными нормами законодательства Российской Федерации, предусматривающими ответственность за участие и пособничество в противоправной деятельности, связанной с наёмничеством и терроризмом.

  • Обращаем ваше внимание на недопустимость нарушения российских законов, просим уважать местные традиции и желаем приятного пребывания в России!
  • ВНИМАНИЕ! В соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ):
  • Статья 205 УК РФ Совершение террористического акта – взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население, создающих опасность гибели человеку, повлекших причинение смерти человеку, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; действия в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями; совершение террористических актов на объектах использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет или пожизненным лишением свободы.

Ст. 205.

1 УК РФ Содействие (пособничество) террористической деятельности – склонение, вербовка, или иное вовлечение лица (путем содействия (путем содействия совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы) в совершение террористического акта, к публичным призывам к осуществлению террористической деятельности, публичным оправданиям терроризма или пропаганде терроризма, к захвату заложника, к организации незаконного вооруженного формирования или к участию в нем, к угону судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а также финансирование терроризма наказываются лишением свободы на срок от 8 до 20 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или пожизненным лишением свободы.

Статья 205.

2 УК РФ Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (деятельность по распространению материалов и информации, направленных на формирование идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности), в том числе с использованием средств массовой информации или сети «Интернет» наказываются штрафом до 1 миллиона рублей или лишением свободы на срок от 2 до 7 лет.

Статья 205.

4 УК РФ Организация террористического сообщества (лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности) и участие в нем наказываются лишением свободы на срок от 5 до 20 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или пожизненным лишением свободы.

Статья 205.

5 УК РФ Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организациидеятельности такой организации – определение целей и задач организации, порядка их исполнения и контроль за исполнением, распределение ролей между членами организации, вовлечение в организацию новых членов, материальное обеспечение, планирование, решение текущих вопросов деятельности, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов; распространение специфической литературы и иные формы распространения идей организации, а также склонение лиц к участию в деятельности данной организации наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или пожизненным лишением свободы.

Статья 205.

6 УК РФ Несообщение в органы власти (умолчание) о преступлении террористического характера наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы сроком до 1 года.

Статья 206 УК РФ Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, с применением насилия, оружия, в том числе в отношении женщин, детей, двух и более лиц, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 20 лет или пожизненным лишением свободы.

Статья 207 УК РФ Заведомо ложное сообщение об акте терроризма – сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели или гибель людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий наказывается штрафом в размере до 2 миллионов рублей или лишением свободы на срок до 10 лет.

Статья 208 УК РФ Создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет (статья 208. ч.1 УК РФ).

Участие в таком формировании, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (статья 208. ч.2 УК РФ).

Статья 223.1 УК РФ Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств наказываются лишением свободы на срок от 3 до 12 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.

  1. Статья 212 УК РФ Массовые беспорядки:
  2. — Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти — наказывается лишением свободы от 4 до 10 лет.
  3. — Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи — наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  4. — Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами — наказываются ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Ссылка на основную публикацию