Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.

Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.

Введение

Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа.

С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах.

Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.

26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г.

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.

Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г.

он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов.

Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.

Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства.

Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров.

Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.

Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см.

, например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.

Основные понятия.

В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.

Валюта Российской Федерации включает в себя:

 — денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.

Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г.

№ 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации).

Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации.

Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.

Иностранная валюта, которая включает в себя:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа

Правовое регулирования валютных операций в РФ: вопросы административные нарушения и ответственность за них

Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Аннотация. Статья посвящена вопросам регулирования валютного законодательства в России: отражены основные правовые источники, в которых содержатся нормы, предусматривающие ответственность за нарушения валютного законодательства, применимо к данной статье, речь пойдет именно о нарушениях административного законодательства.

Ключевые слова: валютные операции, валютное регулирование, административная ответственность, резиденты, нерезиденты.

На сегодняшний день рыночная экономика имеет очень важное значение практически во всех странах мира: без международной торговли и взаиморасчетов практически невозможно себе представить ни одни отношения между странами, а тем более – эффективное и продуктивное сотрудничество.

Это говорит о значительно возросшей роли валютных операций, которые используют в своей деятельности коммерческие банки: осуществляют международные расчеты, устанавливают эффективные валютные курсы, регулируют ликвидность.

Очень важно понимать, что правовое регулирование валютных операций имеет огромное значение в создании условий для управления валютными и кредитными рисками. Обычно такие риски возникают при проведении спекулятивных и арбитражных сделок.Валютные операции регулируются валютным законодательством.

Основным документом в этой области служит Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон).

[2] В данном нормативном акте сформулированы и закреплены основные принципы, согласно которым в РФ осуществляется валютное регулирование и ведется валютный контроль; определен круг прав и обязанностей субъектов – резидентов и нерезидентов.

Это касается таких правомочий названных выше лиц, как владение, пользование и распоряжение валютными ценностями, валютой Российской Федерации и др. (ст. 2). [5]

Говоря об административной ответственности в данной сфере, следует отметить, что для привлечения виновных лиц в соответствии с законодательством должны обязательно присутствовать основания. Рассмотрим нормы, которыми устанавливается данный вид ответственности, а также виды деяний, за которые лицо может к ней привлекаться.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы административной ответственности субъектов в данной сфере, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, ст. 15.25 КоАП РФ содержит несколько видов административных «валютных»  правонарушений.

Но для нас будет целесообразно рассмотреть только самые основные из них, которые являются наиболее распространенными в предпринимательской деятельности.Однако, прежде чем мы перейдем к видам валютных правонарушений, рассмотрим состав самого административного правонарушения.

Как и любое правонарушение (или преступление), нарушение в сфере валютного регулирования включает в себя четыре обязательных элемента, причем отсутствие одного из них влечет за собой наличие самого нарушения. Об этом прямо сказано в ст. 24.5 КоАП РФ. Элементами состава являются: объект, объективная и субъективная стороны, и субъект административного нарушения.

Рассмотрим каждый из перечисленных элементов в отдельности для более полного понимания картины правонарушения.Так, объектом правонарушения являются общественные отношения, которые складываются в процессе обращения валюты (ст. 15.25 КоАП РФ), т.е. именно на них направлено посягательство нарушителя.

Объективной стороной любого состава будет являться либо действие, либо бездействие, повлекшее общественно опасные последствия. То есть, по своей сути, данное посягательство может быть как активным (если совершаются противоправные действия лица, либо пассивным – если лицо допустило нарушение, не предприняв для его предотвращения необходимые меры).

В качестве субъекта данного правонарушения могут выступать физические лица – являющиеся резидентами, либо нерезидентами (в последнем случае неправомерная валютная операция должна быть совершена на территории России и противоречить нормам законодательства РФ).

Закон устанавливает также и возрастной ценз: как и для всех других административных правонарушений, ответственность здесь наступает для виновного лишь по достижении возраста 16 лет.И, наконец, субъективная сторона правонарушений данного вида может выражаться как в форме умышленного причинения вреда, так и по неосторожности.

Данное обстоятельство важно учитывать при доказывании вины субъекта, которая является главным составным элементом субъективной стороны (вина – это психическое отношение лица к содеянному). Исходя из конституционного принципа презумпции невиновности, доказывать вину лица, которое привлекается к административной ответственности, обязаны органы, осуществляющие валютный контроль.

Изучив состав валютного правонарушения, перейдем к основаниям, по которым виновного можно привлечь к ответственности за валютные правонарушения согласно КоАП РФ.

Нарушениями будут являться: — если лицо осуществляет незаконные валютные операции; — если лицом осуществляются валютные операции, но при этом не выполнены требования, касающиеся использования специального счета для их совершения.

В качестве наказания за вышеназванные нарушения предусмотрен административный штраф: для граждан, должностных и юридических лиц, причем в зависимости от субъекта и от тяжести правонарушения, размер штрафа будет варьироваться от ¾ до полного размера суммы незаконной валютной операции. [5]Выше нами был упомянут закон № 173-ФЗ.

Указанный закон, претерпев ряд изменений, стал более лояльным в сравнении с ранее действовавшим законодательством, однако по-прежнему в нем содержатся строги запреты, обязывающие соблюдать правила осуществления валютных операций.Например, наиболее строгим ограничением выступает заперт, установленный статьями 7, 8 и 11 настоящего закона: так, валютные операции, касающиеся движения капитала и купли-продажи иностранной валюты, чеков, ограничены по суммам, если одной стороной сделки выступает резидент, а другой – нерезидент. А статья 9 указанного выше закона и вовсе запрещает проведение валютных операций между резидентами, лишь в немногих случаях, перечисленных в данной статье, допускаются исключения.

Обратим внимание также и на статью 14 рассматриваемого нами закона, согласно п. 2 данной статьи, на юридических лиц являющихся резидентами, возлагается обязанность производить расчеты по валютным операциям только через банковские счета, если данным законом не установлены иные правила.

Читайте также:  Статья 5. отбор кандидатов на должность судьи

Если обратиться к статистике валютных правонарушений, совершенных в России за последние несколько лет, то здесь прослеживается следующая тенденция: что касается видов правонарушений, то самое большое количество спорных ситуаций возникает между контролирующим органом в лице Росфиннадзора и резидентами.

Причиной таких споров становится осуществление оплаты товара при производстве валютных операций за наличный расчет.

Согласно официальным статистическим данным Минфина, за 2017 год Федеральной налоговой службой, которая также является контролирующим органом совместно с Федеральной таможенной службой и ЦБ РФ, было собрано в бюджет штрафов на сумму 405 миллионов рублей.

Данные штрафные санкции были назначены за нарушения в сфере валютного законодательства, а также экспортного контроля. В минувшем 2018 году данная цифра многократно возросла: штрафов было собрано уже на сумму 420 миллиардов рублей.

[3] Среди самых распространенных нарушений выделяется незаконный вывод капитала за рубеж, который фиксируется таможенными органами сразу по нескольким элементам: так, некоторыми субъектами за экспортированный ими товар выручка не возвращается, также могут не возвращаться авансовые платежи за неполученный товар, который не попал на территорию РФ.

При переводе денежных средств за границу также нередки случаи использования подложных документов.Федеральная таможенная служба, на которую законодательством также возложены полномочия по валютному контролю, за прошедший год возбудила свыше 6 тыс. дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ.

[4]Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости доработки и совершенствования законодательства, касающегося валютных операций, поскольку опытные нарушители на данный момент довольно легко уходят от ответственности, умело используя пробелы в законе, прибегая к различного рода уловкам. Обусловлена такая ситуация, на наш взгляд, низким уровнем информированности граждан в сфере валютного регулирования, ведь операции и сделки с наличной иностранной валютой для России – относительно новый вид расчетов, хотя на данный момент они широко используются в повседневной практике.

Cписок литературы

Изменения валютного законодательства с 1 января 2020 г

Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Илья Назаров, управляющий партнер

Основные понятия, используемые в настоящей статье, а также детальные ответы на вопросы, связанные с владением зарубежным банковским счетом Вы можете найти в статье ниже.

(СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

Актуально на 2021 год

Изменения валютного законодательства для физических лиц с 01 января 2020 г. Нормативные акты

С 01 января 2020 года в ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле«, который регулирует использование российскими валютными резидентами своих зарубежных счетов, вносятся существенные изменения.

02 августа 2019 г. в ФЗ-173 были внесены изменения ФЗ-265 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Помимо этого в декабре 2019 года ФЗ-173 и ФЗ-265 были дополнительно изменены законодателем путем принятия ФЗ-398 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Новые поправки в ФЗ-173 вступают в силу с 01 января 2020 г. (указанный ниже обзор приведен с учетом самых последних изменений).

Необходимо уведомлять о наличии счетов в «иных организациях финансового рынка» (напр., брокерских счетов) и подавать по ним отчеты о движении средств

С 1 января 2020 г. необходимо уведомлять ИФНС об открытии / закрытии / изменении реквизитов не только банковских счетов, но и счетов, открытых в «иных организациях финансового рынка» — п.2 ст.12 ФЗ-173.

В первую очередь, это становится актуально для владельцев брокерских счетов и счетов в платежных системах. По указанным счетам с 2020 г. необходимо также ежегодно подавать отчеты о движении средств (т.е.

первый отчет — до 01.06.2021 за 2020 год).

Детальный обзор того, какие именно организации относятся к «иным организациям финансового рынка», а также порядка подачи по таким счетам уведомлений о отчетов о движении средств см в отдельной статье:

Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле: органы валютного контроля, объект валютных отношений, валютные операции | Правоведус

Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в обществе, разноплановостью интересов и противоречивостью взглядов участников валютного рынка.

По сути, валютное регулирование являет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, в том числе, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и обеспечения поступления валюты из-за рубежа. 

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

  • установление порядка проведения валютных операций;
  • определение условий и порядка установления валютных резервов страны;
  • валютный контроль и другое. 

Основным правовым актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ, несомненно является ФЗ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Основные принципы валютного регулирования и контроля в РФ установлены статьей 3 Закона. Это: 

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

В соответствии со статьей 5 Закона органами валютного регулирования в России признаются: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации предусмотренных законодательством функций указанные органы, в пределах своей компетенции, издают акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

  В случае, когда порядок реализации валютных операций или использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции и открытие счетов осуществляется без ограничения.

Также не допускается установление органами валютного регулирования требований о получении специальных разрешений резидентами и нерезидентами РФ. 

Кроме того, органы валютного регулирования не могут устанавливать требования о предварительной регистрации. Центральный банк РФ фиксирует единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их предоставления.

Объект и субъект валютных правоотношений

Объектами валютных правоотношений являются: 

  1. валюта РФ – денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, средства на банковских счетах и банковских вкладах;
  2. иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств;
  3. внутренние ценные бумаги – эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и иные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ;
  4. внешние ценные бумаги – ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
  5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги. 
  • Субъектами валютных правоотношений выступают: 
  • Резиденты: 
  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительства;
  • организации, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – организаций, находящихся за пределами территории РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые вступают в отношения, регулируемые Законом о валютном регулировании валютном контроле. 
  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные согласно законодательства иностранных государств, и находящиеся за пределами РФ;
  • организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законами иностранных государств и находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы, а также постоянные представительства в Российской Федерации;
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»
  • иные лица.
Читайте также:  Статья 36.12. порядок передачи пенсионным фондом российской федерации и фондом средств пенсионных накоплений застрахованных лиц

В рамках валютного регулирования возможны следующие валютные операции: 

  1. приобретение резидентом у резидента и, соответственно, отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и, соответственно, отчуждение одним в пользу другого валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  3. приобретение нерезидентом у нерезидента и, соответственно, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  4. ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз из нее валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  5. перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами РФ, на счета того же лица, открытые на территории РФ либо на счета, открытые за пределами территории РФ;
  6. перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытого на территории Российской Федерации;
  7. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  8. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  9. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.  

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций: 

  • Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
  1. передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
  2. дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
  3. получение валютных ценностей по праву наследования;
  4. приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
  • Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
  • Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
  • Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
  • Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.

Валютный контроль

Валютный контроль регламентирован статьями 22-25 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля, при этом органами валютного контроля в РФ являются: 

  • Центральный банк РФ;
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые не являются уполномоченными банками. 

Контроль за реализацией валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами выполняется Центральным банком РФ. Контроль за реализацией валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляется в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

В соответствии со статьей 23 Закона, органы и агенты валютного контроля имеют право: 

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки достоверности и полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы, а также информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. 

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: 

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ;
  • применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение актов валютного законодательства РФ. 

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на выполнение валютных операций;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета и другое. 

Важно! Агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

В обязанности органов валютного контроля и налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, входит рассмотрение заявления резидентов о предварительной регистрации и принятии решения о регистрации или об отказе в ней. Агенты валютного контроля обязаны: 

  • осуществлять контроль за соблюдением участниками валютных операций актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля сведения о валютных операциях, проводимых с их участием. 
  1. Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 
  2. Органы и агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Согласно статье 24 Закона, резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции на территории РФ, имеют право: 

  • знакомиться с актами проверок, которые проводились органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия/бездействия органов и агентов валютного контроля;
  • на возмещение реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями органов и агентов валютного контроля. 

Резиденты и нерезиденты, участники валютных операций на территории РФ, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренную статьей 23 Закона о валютном регулировании;
  • вести в установленном порядке учет и делать отчеты по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность документов и материалов в течении не менее 3 лет со дня совершения операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписание органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Правовой режим валютных счетов резидентов и нерезидентов

Валютный счет представляет собой банковский счет резидента или нерезидента в уполномоченном банке либо банковский счет резидента в банке за пределами территории РФ, используемый для проведения по нему валютных операций в случаях, установленных Законом о валютном регулировании.

Валютные счета обладают следующими отличительными признаками[1]:

  • а) открываются резидентами и нерезидентами с целью проведения валютных операций, т.е. обладают специальным правовым режимом;
  • б) подразумевают обязательное заключение договора банковского счета соответствующего вида;
  • в) особенности правового режима каждого вида валютного счета установлены Законом о валютном регулировании, а также принятыми в соответствии с ним актами органов валютного регулирования и состоят в перечне операций по зачислению (списанию) денежных средств (как в рублях, так и в иностранной валюте), разрешенных к проведению по тому или иному валютному счету.

Валютные счета являются главным инструментом совершения валютных операций резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, а резидентами – также и за ее пределами.

Главным квалифицирующим признаком валютного счета является не его номинал (он может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте), а распространение на него требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, ответственность за которое тем не менее в настоящее время не установлена[2].

Читайте также:  Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Проведение валютной операции наличным порядком (без использования валютного счета), если она не содержится в перечнях, установленных в абз. 3 и 4 ч. 2, п. 1–7 ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании, является нарушением валютного законодательства.

Законом о валютном регулировании правовой режим валютных счетов дифференцирован в зависимости от статуса владельца счета (резидента или нерезидента).

В соответствии с ч. 7 ст. 14 названного Закона резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции но курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Основными валютными счетами резидентов в настоящее время являются:

  • 1) текущие и транзитные валютные счета, открываемые резидентами в иностранной валюте в уполномоченных банках;
  • 2) счета в иностранной валюте, открываемые резидентами в банках, расположенных за пределами территории РФ.

В настоящее время правовой режим текущего счета, открываемого резидентам уполномоченными банками в иностранной валюте, максимально приближен к режиму расчетного счета и предназначен для учета средств в иностранной валюте, поступивших резиденту, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

На основании инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И уполномоченный банк параллельно с текущим валютным счетом открывает резиденту транзитный валютный счет в целях идентификации поступлений иностранной валюты в их пользу и в целях учета валютных операций.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих денежных средств, зачисляемых непосредственно на текущий валютный счет:

  • – денежные средства, поступающие с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
  • – денежные средства, поступающие от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
  • – денежные средства, поступающие с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытый в одном уполномоченном банке.

С транзитного валютного счета денежные средства списываются:

  • – для осуществления продажи иностранной валюты;
  • – для оплаты расходов и иных платежей, предусмотренных в п. 1.3 инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И;
  • – для зачисления на текущий валютный счет резидента в этом уполномоченном банке или на текущий валютный счет этого резидента (с предварительным зачислением на транзитный валютный счет), открытый в другом уполномоченном банке, валютной выручки в сумме ранее оплаченных с текущего валютного счета резидента расходов и иных платежей, указанных в п. 1.3 инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И;
  • – для возврата ошибочно поступивших в пользу резидента денежных средств;
  • – для зачисления поступлений иностранной валюты, не подлежащих зачислению на текущий валютный счет резидента.

После идентификации поступившей иностранной валюты по паспортам сделок и ее учета для целей валютного контроля соответствующая сумма зачисляется на текущий валютный счет резидента.

Согласно ст. 14 Закона о валютном регулировании по общему правилу юридические лица – резиденты не вправе осуществлять наличные расчеты в иностранной валюте и в валюте РФ с нерезидентами, за исключением следующих случаев:

  • – расчетов с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчетов при оказании физическим лицам – нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
  • – расчетов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории РФ;
  • – расчетов в наличной иностранной валюте и наличной валюте РФ с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;
  • – расчетов в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами – резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами – нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчетов в иностранной валюте и валюте РФ с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • – дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании, с представителями или сотрудниками представительств указанных в п. 18 ч. 1 ст. 9 названного Закона федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления резидентами – физическими лицами отдельных валютных операций также без открытия счета. Так, расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами – резидентами проводятся по общему правилу через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций:

  • 1) передачи физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию;
  • 2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам (в соответствии со ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры);
  • 3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • 4) приобретения и отчуждения физическим лицом – резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • 5) перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом – резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • 6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты;
  • 7) расчетов физических лиц – резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам – резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • 8) расчетов, осуществляемых физическими лицами – резидентами в соответствии с ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании;
  • 9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом – резидентом в пользу нерезидента на территории РФ, получения физическим лицом – резидентом перевода без открытия банковского счета на территории РФ от нерезидента, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать, соответственно, только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 30.03.

2004 № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» физическое лицо – резидент имеет право при осуществлении им валютных операций перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 тыс. долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода. Указанную сумму не должна превышать общая сумма переводов физического лица – резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета в течение одного операционного дня через уполномоченный банк (его филиал). Поэтому ничто не мешает резиденту осуществить несколько переводов на указанную сумму в течение операционного дня через разные уполномоченные банки.

Ссылка на основную публикацию