Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

  • Занятие 5 ОКЖД
  • Понятие о комплексе сооружений устройств жд транспорта .
  • Структура управления на жд транспорте.
  • Комплекс устройств и сооружений на железнодорожном транспорте
  • Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научные и учебные институты, техникумы, школы.
  • Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и железнодорожных сооружений и устройств, в которые входят:
  • — железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
  • — сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • — устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
  • — устройства автоматики, телемеханики связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
  • — сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
  • — устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и Контактную сеть на электрифицированных линиях.
  • Управление железнодорожным транспортом

Начало управления путями сообщения относится к 18 веку. Ввод в эксплуатацию в 1837 году Царскосельский железной дороги затем начавшееся строительство железной дороги Москва- Петербург и ряда других дорог потребовали создания специализированного органа управления. 16 июня 1865 г. было образовано Министерство путей сообщения России. Первым его министром стал один из авторов проекта и руководитель строительства железной дороги Москва- Петербург профессор П. П. Мельников.

  1. В 20 веке железнодорожный транспорт, представляя собой многоотраслевую структуру в транспортной сети страны, был выделен в самостоятельный вид.
  2. Специфика работы железных дорог, связанная с необходимостью обеспечения регулярного движения поездов на территории огромной страны в различных климатических условиях и с четким взаимодействием всех звеньев железнодорожного конвейера свойственна особая структура управления.
  3. Эта структура построена на принципах сочетающих единое централизованное руководство с предоставлением определенных прав и самостоятельности линейным предприятиям и организациям, размещенным на территории страны.

Производственно — территориальный принцип управления основан на разделении всей железно — дорожной сети на дороги, являющиеся хозяйствующими субъектами. В настоящее время на сети железных дорог имеются 17 железных дорог, которые в свою очередь разделены на несколько отделений, которым подчинены линейные предприятия.

Структура управления железнодорожным транспортом

Спад уровня производства в стране в 90 х годах повлек за собой значительное сокращение перевозок на федеральном железнодорожном транспорте, произошло снижение доходности железных дорог, сокращение вложений денежных средств в технические отрасли.

Правительством Российской Федерации была в 1998г. принята Концепция структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта №448 от 15 мая 1998г.

  • Обязательным условием осуществлением структурной реформы железнодорожного транспорта является соблюдение следующих принципов:
  • — сохранение единства Российских железных дорог в новых условиях хозяйствования;
  • — сохранение государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта;
  • — выведение из компетентности МПС России функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом и сохранения за МПС только функций государственного управления;
  • — выведение из системы железнодорожного транспорта тех вспомогательных и обслуживающих предприятий, которые не нарушат его устойчивой работы;
  • — передача функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом от МПС самостоятельному хозяйственному субъекту-компании «Российские железные дороги».
  • Министерство путей сообщения России в новых условиях хозяйствования призвано осуществлять следующие функции:
  • — проведение государственной политики в области транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения в перемещении;
  1. — представление интересов государства в органах управления хозяйственного субъекта, осуществляющего функции хозяйственного управления;
  2. — нормативно — техническое регулирование деятельности в области транспорта;
  3. — разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, безопасности перевозок и экологии, обеспечению охраны объектов, сохранности перемещенных грузов и имуществ, пожарной безопасности, а также охране труда;
  4. — разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к техническим средствам, используемых на транспорте, а также услугами представляемых на транспорте при перевозках грузов и пассажиров;
  5. — разработку программ развития транспорта;
  6. — осуществление международного сотрудничества;
  7. — руководство мобилизационной подготовкой;
  8. — регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально — значимых перевозок пассажиров;
  9. — другие функции государственного регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001г. №384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001-2003г) функции хозяйственного управления выделены из ведения МПС России и переданы единственному хозяйственному субъекту — ОАО «РЖД» все акции которого принадлежат государству (рисунок 1)

Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

Рисунок 1 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу первого (подготовительного) этапа.

На втором этапе (2003 — 2005 гг) — из ОАО «РЖД» выделяются его дочерние структуры — акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических средств, производство запасных частей и т. п. Это обеспечивает условия для реальной конкуренции (рисунок 2)

Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

  • Рисунок 2 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу второго этапа.
  • На третьем этапе (2006-2010гг) будет завершен переход к огранизационной структуре железнодорожного транспорта (рисунок 3) Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти:
  • — министерство с правоустанавливающими функциями;
  • — федеральными службами с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов;
  • — федеральные агентства с правоприменительными функциями.
  • Министерство транспорта Российской федерации В состав МтРФ входят 11 департаментов, федеральная служба и 5 федеральных агентств (схема 1)

Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

  1. Рисунок 3 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу третьего этапа.
  2. Схема 1 Структура Министерства транспорта Российской Федерации.
  3. Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта
  4. Его задачей является выработка государственной политики и нормативно правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро и промышленному.
  5. Структура управления министерства представлена на схеме 2
  6. Схема 2 Структура управления Министерства транспорта Российской Федерации
  7. Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта
  8. Эта служба включает в себя 10 управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте ( схема 3)

Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

  • В состав МтРФ входят агентства и управления ( схема 4)
  • Схема 4 Федеральные агентства
  • Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта
  • В состав федерального агентства входят пять управлений.
  • Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продуктов, работ и услуг и др.
  • Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы связанные с конкретными железными дорогами.

Используемая литература: Воронков А.И.Общий курс железных дорог.

  1. Тексты лекций:Учебное пособие — Оренбург: Сам ГУ ПС, 2009.
  2. Занятие 6 ОКЖД
  3. Габариты на жд .

Развитие систем менеджмента безопасности на железнодорожном транспорте

Создание систем, получивших применительно к железнодорожному транспорту многих стран общее наименование «системы менеджмента безопасности» (СМБ), вызревало давно, начиная с середины прошлого века.

Однако реальное воплощение эта идея получила только на рубеже 1990–2000-х годов на железнодорожном транспорте Австралии, Новой Зеландии, Канады, Великобритании и Италии, вскоре после этого — в ЮАР, а после 2004 года — во всех государствах — членах Европейского союза (ЕС), как представлено на рис. 1.

В официальных документах, действующих на железных дорогах США, подобное наименование не употребляется, однако за выражениями «социотехническая система», «технология системного менеджмента» или «новый подход, основанный на программе снижения риска» и их практическим воплощением начиная с 2008 года вполне выявляется подход, аналогичный подходу к СМБ.

В ОАО «РЖД» и в холдинге «РЖД» в целом такая система в отношении обеспечения одного из видов безопасности — безопасности движения — получила название «система менеджмента безопасности движения» (СМБД), создание которой началось в 2009 году.

СМБ является частью общей системы менеджмента железнодорожных организаций, реализующей управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью на железных дорогах. Она способствует достижению целей и решению задач безопасности за счет упорядоченной и системной деятельности всего управленческого звена каждой организации.

Читайте также:  Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений

Поэтому существенное отличие СМБ как средства достижения целей и решения задач безопасности от иных средств, например технических, заключается в том, что действует благодаря целенаправленной работе управленческого персонала всех уровней, начиная с верхнего, в том числе ее высшего руководителя.

Это значит, что функционирование СМБ осуществляется силами исключительно управленческого персонала.

При этом результаты такой работы управленческого персонала должны быть известны исполнительскому персоналу и прямо или косвенно проявляться в работе последнего, способствуя тем самым безопасному выполнению всех перевозочных и производственных действий.

Для Цитирования:

В. М. Рудановский, Развитие систем менеджмента безопасности на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте №5 2020. 2020;5.

Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала

Войти под своей учетной записью

Перспективы развития железнодорожного транспорта — Ида Тен

Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта России осуществляется на основе целенаправленной научно-технической политики отрасли.

Стратегия развития железнодорожного транспорта

Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям:

  • управляющие информационные системы и новые технологии
  • новые технические средства
  • совершенствование финансовой
  • экономической и маркетинговой работы, безопасность движения, социальная защищенность

Научный потенциал отрасли и привлекаемых научных организаций концентрируется на работах, входящих в 9 наиболее приоритетных направлений:

  • ресурсосберегающие технологии (17%),
  • повышение доходов (3%),
  • развитие телекоммуникаций и информатизации (21%),
  • технические средства нового поколения (33%),
  • усовершенствование технологии перевозочного процесса (6%),
  • обеспечение повышенной эффективности финансово-экономической деятельности транспорта (4%),
  • повышение безопасности движения (7%),
  • решение экологических проблем (2%),
  • улучшение условий труда и безопасности (2%),
  • прочие (5%).

Одним из решающих направлений научно-технического прогресса в отрасли является создание нового поколения технических средств.

В рамках целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России» учеными и специалистами отрасли совместно с организациями транспортного машиностроения и предприятиями оборонного комплекса ведутся работы по созданию подвижного состава, отвечающего современному мировому уровню.

В частности, изготовлены и испытаны два опытных отечественных электровоза переменного тока ЭП200 мощностью 7200 кВт с конструкционной скоростью 140 км/ч. Эти электровозы предназначены для скоростных участков железных дорог.

В путевом хозяйстве реализуется Программа оснащения железных дорог путевыми машинами и средствами контроля состояния пути. На заводах отечественных, частично с привлечением передовых зарубежных фирм, освоено производство путевой техники нового поколения.

Это, прежде всего, машины для глубокой очистки балласта.

В ближайшей перспективе главной задачей является комплексное оздоровление пути, в частности, на важнейших пассажиро — напряженных направлениях и на этой основе — обеспечение устойчивого обращения пассажирских поездов с повышенными скоростями.

Повышение безопасности движения поездов

За период реализации программы по повышению безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте России созданы и внедряются устройства безопасности, средства диагностики подвижного состава, пути, контактной сети, позволяющие заранее определить появляющиеся неисправности и своевременно их устранять; системы, предупреждающие ошибки человека и способные в таком случае взять на себя управление; тренажеры по профессиональному обучению и переподготовке, а также психодиагностические комплексы для профессионального отбора работников, связанных с движением поездов. В рамках обновления основных технических средств в отрасли предусмотрена реализация программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики. Необходимость этой программы обусловлена старением технических средств, отвечающих непосредственно за безопасность движения, а также диктуется требованиями низовой базы для создания высокоэффективных информационных систем и ресурсосберегающих технологий. Опыт реализации программы ресурсосбережения на сети дорог показал, что такой концентрированный подход к управлению процессом снижения эксплуатационных затрат себя полностью оправдывает.

Важное значение при реализации инновационной политики отрасли имеет ее структура по хозяйствам железнодорожного транспорта.

В хозяйстве движения инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: снижение эксплуатационных расходов путем создания и внедрения более экономичных технологий и совершенствования основных нормативных технологических документов; создание условий для повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей; основных технологических процессов автоматизация управления перевозками; модернизация технических средств на станциях; улучшение условий труда и безопасности. Наибольшую экономическую эффективность имеют автоматизированные технологии управления перевозочным процессом.

Инновации в локомотивном хозяйстве

Локомотивное хозяйство является одним из крупнейших потребителей инноваций. Из выделяемых локомотивному хозяйству средств (22% от общего объема) 57% направляется на создание опытных образцов подвижного состава нового поколения.

Основными инновационными направлениями являются: совершенствование технологий капитально-восстановительного ремонта электровозов, тепловозов и электропоездов; экономия электроэнергии, топлива и масла, трудозатрат и материалов; разрешение проблемы импортозамещения, а именно — разработка конструкторской документации на оборудование, детали; ведется подбор отечественных аналогов материалов для импортного тягового подвижного состава; совершенствование технологии и оборудования для технического обслуживания и ремонта ТПС; создание средств диагностики, контроля и измерений; переход от системы планово-предупредительного ремонта ТПС к системе ремонта по техническому состоянию; разработка специализированного технологического оборудования для ремонта и обслуживания специализированного тягового подвижного состава.

Инновации в вагонном хозяйстве

Основными задачами реализации инновационной политики в вагонном хозяйстве являются:

  • создание подвижного состава нового поколения;
  • совершенствование системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работ (пробег в км);
  • внедрение ресурсосберегающих технологий.

Для решения этих и других задач в вагонном хозяйстве создаются универсальные и специализированные вагоны безремонтной конструкции с увеличенной производительностью, оснащенные тележками с увеличенными осевыми нагрузками для

  • скоростных поездов и для международных перевозок с пробегом между ремонтами не менее 450 тыс. км;
  • системами автоматических тормозов с равномерным распределением тормозных сил по тележкам и вагонам в целом;
  • ударно-тяговыми устройствами с полужесткой автосцепкой с износостойким контуром зацепления.

Создается многофункциональная ремонтная установка нового поколения для пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам.

Формируется новая информационная база о техническом состоянии вагонного парка и технология ее внедрения с ремонтно-эксплуатационным паспортом грузового вагона.

Осуществляется развитие системы технического обслуживания и ремонта вагонов по фактически выполненному объему работ. Совершенствуется система информационного обслуживания с целью повышения уровня управляемости вагонным хозяйством.

Планируется разработка автоматизированной системы учета отказов технических средств и контроля качества ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов; реализуется программа совершенствования системы неразрушающего контроля грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.

Инновации в путевом хозяйстве

Основным направлением инновационной деятельности в путевом хозяйстве является повышение надежности пути и сооружений, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение поездов при одновременном повышении допускаемых скоростей движения и снижении затрат на содержание и ремонт пути. Для реализации поставленных задач осуществляется инновационная деятельность по следующим приоритетным направлениям в путевом хозяйстве:

  • создание машинизированных комплексов для ремонта и содержания пути и инженерных сооружений; система диагностики пути и инженерных сооружений;
  • технические решения по системе ведения путевого хозяйства на основе ресурсосберегающих технологий, включая вопросы нормативной базы и улучшения условий труда;
  • создание комплексов технических средств для восстановления и увеличения ресурса материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов;
  • разработка малообслуживаемых конструкций пути и стрелочных переводов, включая участки с интенсивным движением поездов и скоростями 200 км/ч;
  • комплексы технических средств для эффективной защиты и очистки перегонов и станций от снега и засорителей, включая вопросы экологической безопасности в путевом хозяйстве;
  • создание инженерных сооружений из новых конструкционных материалов на основе современных технических решений;
  • технические решения по восстановлению ресурса действующих инженерных сооружений.

Инновации в железнодорожной автоматики и телемеханики

Основной задачей хозяйства сигнализации и связи является обновление и развитие средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Для решения этой задачи в хозяйстве осуществляется инновационная деятельность по следующим направлениям:

  • внедрение диспетчерской централизации на микропроцессорной технике для малодеятельных участков с контролем свободности перегона
  • внедрение систем обеспечения автодействия станций на однопутных линиях
  • внедрение электронной кодовой автоблокировки
  • внедрение микропроцессорной централизации и управления движением (ЭЦ- ЕМ) на базе управляющего вычислительного комплекса (УВК РА)
  • внедрение релейно-процессорной централизации стрелок
  • разработка системы координатного управления и регулирования движением поездов на базе цифрового радиоканала
  • спутниковая навигация для скоростных и малодеятельных участков
  • разработка средств железнодорожной автоматики и телемеханики на отечественной элементной базе
Читайте также:  Статья 48. Хранение или захоронение радиоактивных отходов

Приоритетными задачами инновационной политики в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок являются: создание ресурсосберегающих технологий, совершенствование системы грузовых тарифов, создание и внедрение комплекса автоматизированных систем управления, технических средств и технологий нового поколения.

Инновации в хозяйстве электрификации и электроснабжении

Основными направлениями инновационной деятельности хозяйства электрификации и электроснабжения являются:

  • разработка технических решений для конструкции контактной подвески для скоростей движения до 160 км/ч;
  • внедрение передвижных подстанций постоянного и переменного тока;
  • использование биметаллического контактного провода со стальной жилой;
  • совершенствование нормативной базы по планированию эксплуатационных расходов, структуре управления хозяйством.

Инновации в сфере пассажирских перевозок

Главным в инновационной политике в сфере пассажирских перевозок являются разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России, создание и внедрение новых продуктов по перемещению и обслуживанию пассажиров.

В основу этих работ положено создание образцов вагонов нового поколения, призванных гарантировать высокую безопасность движения, повышение комфорта.

К важнейшим направлениям инновационной деятельности относится совершенствование комплексной системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового поколения по техническому состоянию на основе внедрения аппаратно-программных комплексов по безразборной диагностике и определению остаточного ресурса основных узлов и деталей.

Переход к новой системе «Экспресс-3», которая будет обладать значительно более широкими функциональными возможностями по сравнению с АСУ «Экспресс- 2», позволит осуществить информационную поддержку процессов организации и повышения эффективности пассажирских перевозок.

Инновации в информатизации железнодорожной сферы

В области информатизации ведутся работы по переработке основных действующих и созданию новых прикладных систем с одновременным развитием инфраструктуры.

В составе инфраструктуры информатизации на железных дорогах и в ГВЦ завершено создание программно-технических комплексов.

Вместе с тем, предстоит дооснастить ПТК дорожно-сетевого уровня для ввода системы «Экспресс-3» и укрепить ГВЦ для внедрения новых централизованных информационных систем, что становится возможным благодаря развитию телекоммуникаций.

В перспективе ожидается развитие информатизации на основе прорывных технологических принципов, что кардинально изменит всю технологию производства, поэтому в отрасли значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в области телекоммуникаций и информатизации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось в кратчайшие сроки создать механизм реализации инвестиционных проектов на сети железных дорог и создать систему управления проектами. Задачей на ближайшую перспективу является завершение строительства сетей передачи данных и создание развитой сети локальных сетей вычислительных 3000 предприятий, удовлетворяющей требованиям прикладных автоматизированных систем, в первую очередь — интегрированных систем управления финансами и ресурсами на базе продукта системы R/3 фирмы САП АГ.

Разработана концепция информационной безопасности создаваемых систем и, начиная с 2000 г., проектирование и создание информационных систем, выполняется с учетом ее требований.

Развитие информационных сетей позволит решить следующие задачи: повышение эффективности управления на основе повышения качества и надежности связи, достоверности передачи информации; удовлетворение требований по передаче данных в рамках существующих и внедряемых информационных комплексов; повышение оперативности управления; сокращение обслуживающего персонала и затрат на обслуживание оборудования связи и вычислительных комплексов.

Таким образом, развитие инновационной деятельности, мотивация инновационных процессов на железнодорожном транспорте, внедрение нововведений в работу ОАО «РЖД» и других железнодорожных компаний позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и улучшить конкурентные позиции в условиях развития межвидовой конкуренции.

Понятие о комплексе устройств и сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте

  • Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги, предприятия, административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, вузы, техникумы, школы.
  • Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают техническими средствами, включающими в себя подвижной состав и инфраструктуру, в которую входят:
  • • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
  • • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
  • • устройства сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
  • • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
  • • устройства электроснабжения, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях;
  • • устройства водоснабжения;
  • • устройства материально-технического снабжения.

Специфике работы железных дорог, связанной с размещением их по всей территории страны, необходимостью обеспечения регулярного движения поездов при любых условиях и четкого взаимодействия всех звеньев железнодорожного конвейера, свойственна особая структура управления, организованная по производственно-территориальному принципу. Благодаря этому обеспечиваются конкретность руководства и возможность проведения единой технологической политики на всей сети железных дорог страны.

Единое централизованное руководство работой железнодорожного транспорта осуществляет ОАО «РЖД» во главе с советом директоров. Совету директоров подчиняется правление ОАО «РЖД» во главе с президентом акционерного общества.

Вся железнодорожная сеть России разделена на 17 дорог, представляющих собой филиалы ОАО «РЖД». Кроме железных дорог филиалами ОАО «РЖД» являются перевозочные компании «Трансконтейнер», «Рефсервис», Федеральная пассажирская дирекция, Главный вычислительный центр (ГВЦ) и др.

В состав ОАО «РЖД» вошли ряд научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и внедренческих центров, в их числе Всероссийский научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС), Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта (ГипротрансТЭИ), проектно-изыскательские институты железных дорог (желдорпроекты).

В составе ОАО «РЖД» образовано свыше 30 департаментов и управлений, которые руководят в оперативном и техническом отношениях деятельностью железных дорог по следующим отраслям: автоматика и телемеханика, вагонное хозяйство, дальние пассажирские перевозки, коммерческая работа в сфере грузовых перевозок, локомотивное хозяйство, управление перевозками, электрификация и электроснабжение и др. В управлениях железных дорог имеются службы и отделы по отраслям, в основном соответствующие департаментам ОАО «РЖД».

Структурными подразделениями железных дорог являются отделения, которые руководят всей производственно-хозяйственной деятельностью отраслевых структурных единиц — станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, служб электроснабжения, автоматики и телемеханики и др. Там, где нет отделений, предприятия подчиняются непосредственно управлению дороги через соответствующие службы.

На ряде дорог функции отдельных служб частично или полностью передаются государственным унитарным предприятиям и филиалам дорог без статуса юридического лица.

Поэтапное реформирование железнодорожного транспорта в период до 2010 г. пpeдycмaтpивaef соответствующие изменения в системе управления отраслью.

⇐Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта | Общий курс железных дорог | Габариты на железных дорогах⇒

Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Надежное управление – основа устойчивой работы железнодорожного транспорта. Его деятельность, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, имеет существенные особенности, что во многом определяет специфику всей системы управления отраслью.

Основные принципы организации управления на путях сообщения России определились уже в прошлом столетии.

Главной идеей, которая лежала в основе развития транспорта дореволюционной (царской) и послеоктябрьской (советской) России, была целостность, единство управления транспортом. В 1865 г.

было учреждено единое Министерство путей сообщения (а единое транспортное ведомство – более 200 лет назад, в 1798 г.). С 1869 г. Россия первой в Европе начала переход к бесперегрузочным сообщениям.

В течение полутора с лишним веков на территории нашей страны сформировалась уникальная моноцентрическая железнодорожная сеть (в отличие от американской – полицентрической), позволившая выполнять на линиях протяженностью в 2 раза меньше, чем в США, в 3 раза больший объем перевозок. Другие виды транспорта также развивались и функционировали в интересах всего народного хозяйства.

Читайте также:  Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Перевозки грузов осуществляются общим для всех железных дорог парком грузовых вагонов и контейнеров, в условиях дефицита которого наиболее рациональным является централизованное регулирование и распределение по регионам, что позволяет обеспечивать его эффективное использование.

Все эксплуатационные звенья железнодорожного транспорта взаимодействуют в общей технологии, которая наряду с повышенными требованиями к организации и безопасности движения поездов, координации деятельности множества участников перевозочного процесса предопределяет необходимость непрерывного централизованного руководства эксплуатационной работы в пределах всей железнодорожной сети. Такое управление дает возможность оперативно, в зави-

252

симости от потребности, решать задачи первоочередного вывоза пассажиров и приоритетных грузов, в том числе в условиях аварий и стихийных бедствий.

В соответствии с этими особенностями, развиваясь в условиях конкретной страны, железнодорожный транспорт получил сложную разветвленную структуру, обеспечивающую четкое взаимодействие между его подразделениями.

В ее основу положена следующая схема, отражающая выработанные многолетним опытом условия надежного управления всем производственнохозяйственным комплексом: министерство– железная дорога–отделения железной дороги–линейные подразделения (железнодорожные станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжения, погрузочно-разгрузочных работ и др.).

Наряду с этим для обеспечения устойчивой работы основных технических средств – подвижного состава и постоянных устройств на железнодорожном транспорте – создана мощная промышленная и научная база, действует собственный ремонтно-строительный комплекс, включающий в себя строительные тресты, предприятия стройиндустрии, проектно-изыскательские организации.

Наиболее крупные промышленные предприятия и научные организации, работающие по своему профилю на всю сеть или для нескольких железных дорог, находятся в непосредственном подчинении ОАО «РЖД».

Отличительной особенностью железнодорожного транспорта, по сравнению с другими отраслями сферы материального производства, является значительная удаленность большей части его производственных объектов от промышленных и административных центров, других крупных населенных пунктов.

Поэтому железнодорожный транспорт имеет собственную социальную сферу: предприятия торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Железные дороги, а также перечисленные выше предприятия, организации и учреждения других видов деятельности образуют систему железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Несмотря на то, что централизованное управление железнодорожным транспортом основывается на хозрасчетных взаимоотношениях как внутри, так и между производственными системами, еще одной его важнейшей особенностью является то, что основная продукция железнодорожного транспорта – перевозка – в законченном виде образуется, как правило, на уровне отрасли. По существу,

253

железнодорожный транспорт Российской Федерации функционирует как единое предприятие с управлением из единого центра, роль которого с 1 октября 2003 г. выполняет ОАО «РЖД».

На него возложено хозяйственное руководство всем комплексом железнодорожного транспорта общего пользования, включая централизованное формирование и распределение доходов от создаваемой транспортной продукции, сосредоточение финансовых и материальных ресурсов для развития сети, внедрения достижений научно-технического прогресса, приобретения и ремонта подвижного состава, содержания верхнего строения пути и др. Функции государственного управления железнодорожным транспортом переданы Министерству транспорта Российской Федерации.

Вместе с тем, ввиду большой протяженности железнодорожных линий (87 тыс. км), значительного количества производственных объектов (свыше 8 тыс.

предприятий, организаций и учреждений), во многом различных по назначению, технической оснащенности и способам организации производства, управление всеми объектами железнодорожного транспорта не может осуществляться исключительно из единого центра.

Поэтому оно обеспечивается сочетанием отраслевого и территориального принципов.

То есть вся железнодорожная сеть по технологии работы, техническим возможностям средств управления и сложившимся условиям работы разделена на значительные по протяженности и вместе с тем взаимосвязанные участки – железные дороги (теперь – филиалы ОАО «РЖД»), которые, в свою очередь, состоят из отделений железных дорог, а в составе отделений железных дорог действуют отраслевые линейные структурные подразделения.

С другой стороны, административное деление сети железнодорожных линий на дороги и отделения обусловлено сложившимися в народном хозяйстве транспортными связями, определяемыми местами зарождения и погашения основных грузопотоков, а также техническими и организационными возможностями железнодорожного транспорта управлять процессом перевозок и его производственно-хозяйственным обеспечением. Дороги и их отделения, являющиеся органами управления в установленных для них границах, выполняют роль одновременно организаторов и производителей транспортной продукции.

254

  • К основным принципам управления железнодорожным транспортом относятся:
  • •системность (комплексный подход, выражающийся в единстве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления с территориальным, общественных интересов с коллективными и личными);
  • •многомерность и иерархичность (распределение функций управления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований централизма и единоначалия);

•целенаправленность (плановость управления на всех участках работы). Российские железные дороги экстерриториальны. Они, хотя и проходят по

определенной территории, служат нуждам всей страны.

Многочисленные линейные предприятия в процессе производственной деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, представляя собой звенья единого транспортного конвейера.

Грузовые вагоны обращаются по всей сети независимо от места их приписки. Это требует строгого соблюдения графика движения поездов и регулировочных заданий, учета общественных интересов.

Единоначалие является непременным условием осуществления принципа централизма в управлении транспортом. Единоначалие означает персональную ответственность хозяйственного руководителя за работу доверенного ему участка, но это не исключает, а предполагает инициативу специалистов и рядовых работников на всех уровнях управления железнодорожным транспортом при высокой общей дисциплинированности.

Дисциплина на железнодорожном транспорте – понятие весьма широкое.

Она складывается из государственной дисциплины; трудовой дисциплины, основанной на добросовестном и точном исполнении каждым работником своих обязанностей для обеспечения безопасной и бесперебойной работы железнодорожного транспорта; технологической дисциплины выполнения перевозочных процессов, правил и установленного порядка производства работ, в первую очередь – требований Устава железнодорожного транспорта, Правил технической эксплуатации железных дорог, Устава о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта и др. Только всестороннее и беспрекословное соблюдение дисциплины позволяет обеспечить эффективное функционирование железнодорожного транспорта, его надежную и безопасную работу.

255

Сущность территориально-отраслевого подхода к управлению применительно к железнодорожному транспорту выражается в том, что управление перевозками осуществляется как бы в двух измерениях.

Сеть железных дорог разделена на дороги, дороги – на отделения, при этом низшие звенья находятся в административном подчинении высших (территориальный принцип).

Одновременно осуществляется оперативно-техническое руководство по отраслям железнодорожного хозяйства – локомотивному, вагонному, путевому, пассажирскому и др.

Это обеспечивает единство политики в развитии и эксплуатации технических средств в масштабе всей железнодорожной сети. Для такой высокоцентрализованной отрасли народного хозяйства, каковой является железнодорожный транспорт, сочетание территориального и отраслевого управления особенно важно.

Решение управленческих задач на железнодорожном транспорте, как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применением трех основных групп методов: административных (организационно-распорядительных), экономических, социально-психологических.

Административные методы основаны на использовании таких инструментов воздействия, как регламент, норма, инструкция, и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руководителей.

Основными документами организационного регламентирования на железнодорожном транспорте являются положения о железной дороге, отделении железной дороги, линейном предприятии.

Важную роль играют Устав железнодорожного транспорта, Правила технической эксплуатации железных дорог и отраслевые руководящие материалы, а также должностные инструкции и другие отраслевые документы.

Экономические методы в условиях рыночного хозяйства имеют первостепенное значение. Они ориентируют на применение таких рычагов повышения эффективности производства, как цена, прибыль, рентабельность, кредит и другие.

Социально-психологические методы включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников. К ним относятся выявление и моральное поощрение лучших работников и коллективов, формирование убежденности, зрелости и активности трудящихся путем воздействия на их гражданские и патриотические чувства.

256

Ссылка на основную публикацию