Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Пообщавшись друг с другом, найдя удовлетворяющее всех решение, предприниматели увидят все преимущества совместной работы. Со временем такой подход станет постоянной практикой… Все, начало ассоциации положено, остается только закрепить факт ее создания юридически.

Цели деятельности

Учредители

Члены

Отношение учредителей, членов к имуществу организации, их ответственность

Руководящие органы

Предпринимательская деятельность

Ликвидация

Координации  деятельности,  представление   и   защите интересов членов.
Количество учредителей Не менее 5.
Юридические и физические лица.
Юридические и физические лица.
Отношение Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам  своих членов. Члены ассоциации  (союза)  несут  субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере  и  в  порядке,   предусмотренных ее учредительными документами.      
Общее собрание членов ассоциации (союза), единоличный исполнительный орган (председатель, президент и др.), дополнительно могут образовываться постоянно действующие коллегиальные органы (совет, правление и т.д.).
Если  по  решению  участников  на  ассоциацию   (союз) возлагается ведение предпринимательской  деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в  хозяйственное общество или товарищество в  порядке,  предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо  может создать    для    осуществления    предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать  в таком обществе.
По  общим  правилам ликвидации юридических лиц.
Преобразование В общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд.

С точки зрения права, бизнес-ассоциация — это юридически оформленная некоммерческая организация. Их деятельность регулируется Гражданским кодексом России, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также другими законодательными актами.

Закон предусматривает следующие формы некоммерческих организаций:

  • общественное объединение,
  • некоммерческое партнерство,
  • автономная некоммерческая организация,
  • фонд,
  • ассоциация (союз),
  • учреждение,
  • потребительский кооператив.

Из этого списка для создания бизнес-ассоциации подходят лишь три правовые формы:

Общественная организация

Создается для совместной деятельности по защите общих интересов и достижения уставных целей членов организации. Высший руководящий орган — съезд (конференция) или общее собрание, которым избирается структура, осуществляющая постоянное руководство.

  • Ассоциация (союз)
  • Создается путем объединения коммерческих или некоммерческих организаций для координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов.
  • Высший орган управления — общее собрание членов, которое образует постоянно действующий исполнительный орган.
  • Вести предпринимательскую деятельность ассоциация может, только преобразовавшись в хозяйственное общество или товарищество, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, или создав хозяйственное общество специально для этого.
  • Некоммерческое партнерство.

Учреждается гражданами и юридическими лицами. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если та служит достижению целей, ради которых оно создано. Это может быть производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах.

Выбирая правовую форму для будущей бизнес-ассоциации, учредители должны четко представлять себе, чем они планируют заниматься.

Будет ли их организация вести предпринимательскую деятельность? Если да, то форма «ассоциация (союз)», скорее всего, не подойдет.

Планируется ли в будущем получение статуса саморегулируемой организации (о том, что это такое, будет рассказано ниже)? Тогда единственный вариант — некоммерческое партнерство.

Практика показывает, что иногда в уставе правовая форма не уточняется, в этом качестве указывается просто «некоммерческая организация». Тем не менее все основные аспекты (добровольность членства, имущественные и иные права и обязанности участников) расписываются согласно одной из описанных в законе правовых форм.

Мы все-таки рекомендуем указать правовую форму явно.

Важно помнить, что название организации вовсе не обязательно соответствует ее правовой форме. Например, с юридической точки зрения Ассоциация инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха (АВОК) — некоммерческое партнерство.

Вывеску со словом «Ассоциация» может носить организация, вовсе не являющаяся некоммерческой.

Более того, этой организации может не существовать вовсе, как, например, мифической Ассоциации стоматологов, на авторитет которой ссылаются многочисленные рекламные ролики.

Документы для создания ассоциации

Для регистрации некоммерческой организации необходимо представить в органы Министерства юстиции РФ следующие документы (образцы некоторых из них приведены в приложении к главе):

  • Заявление,
  • устав объединения в 2-х экземплярах, (образец 1 , образец 2 , образец 3 )
  • сведения об учредителях,
  • список членов руководящего органа,
  • квитанцию об уплате регистрационного сбора,
  • протокол учредительного собрания,
  • справка о юридическом адресе.

После получения свидетельства о регистрации нужно совершить еще ряд действий:

  • Встать на налоговый учет (получить свидетельство о присвоении ИНН)
  • Получить справку о присвоении кодов ОКВЭД
  • Получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц
  • Получить соответствующие документы из пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования.
  • Изготовить печать
  • Открыть расчетный счет и уведомить об этом инспекцию федеральной налоговой службы.

Регистрация юридического лица — дело не очень простое, но, к счастью, сейчас есть масса фирм, готовых взять все хлопоты на себя.

Кроме того, будет весьма полезно создать и зарегистрировать собственный знак. Кроме того, помимо обязательных документов организация может принять и другие. Например, декларацию, в которой будут четко сформулированы цели и задачи создания ассоциации.

Структура ассоциации (варианты)

Три основные модели

Все разнообразие форм и схем управления деятельностью предпринимательских объединений можно свести к трем основным типам:

  • Ассоциация, управляемая добровольцами

Эта модель способствует активному участию в деятельности ассоциации всех ее членов. При этом руководство прекрасно осведомлено об их потребностях и стремится максимально их удовлетворить.

Недостатки схемы: длительный процесс принятия решения, отсутствие организационного контроля, частая смена политики, зависящая от выбора новых должностных лиц.

  • Ассоциация, управляемая наемным персоналом

Главные преимущества этой модели — лучшая координация, быстрое принятие решений, строгий контроль над ресурсами.

Недостатки: члены ассоциации теряют интерес к ее деятельности, их трудно вовлечь в работу комитетов и комиссий. Между наемным персоналом и членами ассоциации возможно недопонимание.

  • Модель сбалансированного лидерства

Эта модель обладает всеми преимуществами двух предыдущих. Она требует четкого разграничения обязанностей и ответственности главного выборного и главного штатного должностного лица. При этом для эффективного функционирования ассоциации необходим эффективный лидер.

Идеальной структуры, подходящей для всех ассоциаций, не существует.

В книге «Принципы руководства ассоциациями», в главе, посвященной организации, планированию и контролю, авторитетный специалист по теории и практике руководства ассоциациями Ли Ван Бремен пишет:
«Один из признаков, отличающих ассоциацию от коммерческой организации, — более четкое разделение управления и осуществление принципов деятельности (политики).
Во многих ассоциациях параллельно действуют и добровольные структуры. Эти подразделения, занятые административной деятельностью и осуществлением политики, являются основными составляющими подсистемы управления.

  1. Штат осуществляет административные функции, добровольцы делают политику».
  2. Представление о том, как на практике организована структура бизнес-ассоциаций, можно получить, взглянув на следующие схемы, взятые с сайтов различных объединений:

Вариант 1. Собрание членов ассоциации избирает президента, ревизионную комиссию и совет, а также утверждает состав исполнительной дирекции, которой руководит назначенный собранием директор.

Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Вариант 2. В отличие от первого варианта президент избирается не собранием, а советом ассоциации. Президент назначает исполнительного директора, и вместе с советом руководит работой комитетов.

Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Вариант 2 а. Все то же самое, что и в предыдущем случае, только исполнительная дирекция назначается не президентом, а правлением.

Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Вариант 3. Работой комитетов руководит директор, назначенный избранным общим собранием председателем правления.

Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Этапы развития

Теоретики предпринимательства судят о степени развития ассоциации по количеству и уровню ответственности наемных работников. И в таком подходе есть своя логика.

По мнению Уолтера Шо, дипломированного специалиста по управлению ассоциациями (Walter Schaw, CAE, «International Handbook on Association Management», ASAE, 1998, Р. 6–8), структурную эволюцию любой ассоциации можно разделить на следующие этапы:

Группа людей собирается для обсуждения общих проблем и интересов. Со временем эти собрания формализуются, образуется ассоциация. По мере роста и усложнения ассоциации ее процедуры, правила и юридический статус легализуются через устав и положения. Функции управления ассоциацией на данном этапе осуществляются добровольцами.

  • Появление наемного персонала

Первый наемный работник ассоциации часто называется Секретарем (с большой «С»), в его обязанности входит ведение учета членов ассоциации, оформление протоколов, осуществление финансового учета и оказание других видов помощи руководящему органу ассоциации.

Затем к Секретарю присоединяются бухгалтер и сотрудник, занимающийся работой с членской базой ассоциации. Со временем административные функции наемного персонала существенно расширяются.

Так, например, возникает должность технического директора, осуществляющего мониторинг исследований, отслеживание технологических или торговых разработок в соответствующей сфере деятельности, организацию образовательных программ и т. д.

  • Появление в штате ассоциации первого функционального специалиста

Первым функциональным специалистом ассоциации часто становится PR-менеджер.

С ростом ассоциации углубляется и профессиональная специализация персонала, который теперь выполняет функции от маркетинга и продаж до проведения исследований и управления собраниями.

Читайте также:  Статья 29. органы судейского сообщества

Кульминацией развития организационной структуры является возникновение должности исполнительного директора. Обычно он подбирается и назначается правлением, за реализацию политики которого и несет основную ответственность.

Российская практика часто расходится с заокеанской теорией. У нас ассоциацию с самого начала может возглавлять человек, должность которого будет называться «исполнительный директор» — лицо, ответственное юридически, исполняющее к тому же обязанности Секретаря (с большой «С»). Тем не менее основной принцип остается тем же: с развитием ассоциации растет и ее штат.

Проекты, которые помогут ассоциации

По сути, главный объект и продукт деятельности бизнес-ассоциации — информация. Ее накопление, переработка и распространение происходят посредством разнообразных проектов.

Участие в них и есть то, ради чего люди объединяются в ассоциации. Главное не превращать их исключительно в источник финансирования дирекции. Проекты — это очень серьезный инструмент, который помимо чисто практической пользы служит идеологическим «цементом», скрепляющим ассоциацию (смотри главу 1 ).

Ниже приведены примеры успешно реализуемых проектов.

Информационная сеть

Одной из первых задач, которую должна решить ассоциация, — обеспечить информационное взаимодействие своих членов. Наиболее эффективный способ для этого — использование возможностей Интернета для создания информационной сети.

В России самым масштабным (но далеко не единственным) примером такой сети является проект REACT Торгово промышленной палаты РФ. Существует похожий по размаху проект и на Украине — сеть делового содействия UBAN.

Участники сетей получают доступ к разнообразным ресурсам, могут участвовать в тренингах и семинарах, получать информационные бюллетени, обзоры, руководства и другие документы. При необходимости посредством сети могут оказываться консультационная помощь, проводиться дистанционное обучение.

Журнал

Собственное печатное издание — отличный инструмент для продвижения бизнеса. Журнал послужит и источником отраслевых новостей, и проводником политики ассоциации, и площадкой для дискуссий и обмена опытом.

Но средство массовой информации, как писал классик, «не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». Организационный потенциал журнала может быть в полной мере использован при подготовке других крупных проектов.

  • Выставка
  • Журнал может стать базой для информационного продвижения выставки, ведь его подписчики — потенциальные участники нового проекта.
  • Организуя выставку, ассоциация выполняет функции совета экспонентов, коллективного органа соуправления выставкой, и берет на себя:
  • организацию обратной связи, сбор и обработку мнений участников и посетителей выставки, изучает и анализирует статистику, вырабатывает предложения, улучшающие качество проведения мероприятия;
  • разработку позиционирования выставки, планирование маркетинговых кампаний и само продвижение выставки. При этом используются ресурсы других проектов ассоциации — база подписчиков журнала, сам журнал, Интернет-сайты;
  • организацию научной программы выставки от формирования тематики до работы с докладчиками и подготовки выступлений;
  • отстаивание интересов ассоциации и ее членов при участии в выставке: увеличение влияния на проект, информирование членов ассоциации о выставке, ее подготовке, возможностях, обеспечение преференций для членов ассоциации, разрешение конфликтов;
  • работу с экспонентами, не входящими в ассоциацию: информирование о выставке, привлечение их в ассоциацию, к ее проектам;
  • оперативное реагирование на проблемы, возникающие во время выставки;
  • информационную поддержку посетителей выставки (гиды, интернет-сайт);
  • разработку концепции развития выставки.

Учебный центр

Нехватка квалифицированных кадров — проблема, довольно распространенная во многих отраслях. Поэтому, обучение специалистов — проект, о реализации которого рано или поздно задумываются в любой ассоциации.

Главное их преимущество перед «одиночками» — возможность опоры на ресурсы уже работающих проектов. При организации учебного центра (программы подготовки специалистов) для сбора информации о потребностях отрасли и продвижения учебных курсов можно использовать и журнал, и выставку.

Для реализации дистанционного этапа обучения отлично подойдут ресурсы информационной сети.

Маркетинговое агентство

Для обеспечения членов ассоциации необходимой информацией, а также для взаимодействия с остальным бизнес-сообществом может быть организовано маркетинговое агентство.

В своих исследованиях оно будет опираться на ресурсы других проектов: информационной сети, выставки, журнала и т. д.

Члены ассоциации при этом выступают и как источники первоначальной «сырой» информации, так и потребителем результатов ее анализа.

Иллюстрацией некоторых аспектов работы агентства может служить приведенный в приложении документ: «Положение о маркетинговом агентстве».

Разумеется, мы не рассказали и о десятой доле проектов, которые может реализовать бизнес-ассоциация. Помимо перечисленных это может быть проект сертификации продукции — если в отрасли назрела необходимость создания стандартов, востребованным может оказаться проект взаимодействия с властью с целью создания более благоприятных условий для бизнеса. Вариантов — бесконечное множество.

Ассоциация кооперативных организаций РФ: основные цели и задачи

Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации

Организации, функционирующие в разных сферах деятельности, всегда проявляли стремление к объединению. Не исключением стали и кооперативы, которые создавали национальные объединенные сообщества.

В союзы соединялись кредитные, потребительские, жилищно-строительные кооперативы, сельхозкооперативы и старательские артели.

Одним из таких объединений стало кооперативное сообщество под названием Ассоциация кооперативных организаций РФ (АКОРФ).

Вопрос создания Ассоциации взял на себя Центросоюз. Члены организационного комитета разработали всю необходимую документацию для регистрации АКОРФ. Таким образом, был создан Устав организации, учреждающий договор, разработаны были принципы руководства Ассоциацией и обозначены положения по функционированию Ревизионной комиссии.

Соглашение об учреждении АКОРФ было завизировано на собрании, проведенном в 1998 году, где присутствовали уполномоченные представители девяти кооперативных объединений:

  1. Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюза);
  2. Некоммерческого партнерства объединенных производственных кооперативов (НППК);
  3. Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР);
  4. Союза старателей России (он объединял более 300 артелей, общим составом более 40 тысяч человек);
  5. Союза сельских кредитных кооперативов;
  6. Московского союза жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  7. Агропромышленного союза Российской Федерации;
  8. Лиги кредитных союзов;
  9. Общенациональной ассоциации организаций финансовой взаимопомощи

В область решения задач АКОРФ входили цели повышения влияния кооперативов на становление экономики страны, а также укрепления значимости российского кооперативного сектора на международной арене.

В основе своей деятельности Ассоциация обозначила следующие цели и задачи:

  • представление интересов кооперативов в правительстве РФ, в аппарате Президента, на Федеральном собрании;
  • участие в разработке госпрограмм, направленных на оказание господдержки кооперативам в принятии законов, благоприятствующих деятельности кооперативных товариществ;
  • способствование формированию деятельных структур при правительстве, способных оказать помощь кооперативам в решении возникающих трудностей;
  • проведение исследований по разработке экономической стратегии и социальной политики государства с целью укрепления кооперации в стране;
  • представление российской кооперации в рамках международного Союза Независимых государств;
  • формирование базы данных, отражающую порядок дел в кооперативных союзах страны и на его фоне выстраивать кадровую политику.

Подводя итог, можно сказать следующее: АКОРФ – значимая для кооперативного движения России организация, которая поддерживает деятельность кооперативных объединений и защищает их интересы на правительственном уровне.

Правовые основы в деятельности организации

Перечень организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих организаций содержится в ГК РФ и имеет закрытый характер.

 Статья 50 ГК РФ перечисляет основные организационно-правовые формы юридических лиц, а отдельные параграфы главы 4 ГК РФ посвящены отдельно коммерческим корпоративным организациям, ГУПам и МУПам, некоммерческим корпоративным и некоммерческим унитарным организациям.

Блок ГК РФ о юридических лицах существенно обновился в 2014 году (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Именно тогда в законодательстве появилась классификация по признаку наличия или отсутствия права участия или членства в организации и соответствующее деление на корпоративные и унитарные компании, исчезли некоторые организационно-правовые формы (общество с дополнительной ответственностью), другие формы претерпели изменения (вместо ЗАО и ОАО появились непубличные и публичные АО, с иными принципами их разграничения).

В 2015 и в 2016 гг. в законодательство неоднократно вносили изменения в части некоммерческих организаций. Например, адвокатские палаты, которые раньше относились к ассоциациям и союзам, стали самостоятельной ОПФ. К ним же по статусу приравнены адвокатские образования, которые являются юридическими лицами (коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации).

Различия в организационно-правовых формах юридических лиц можно проводить по многочисленным критериям, например по способу формирования имущества, внутреннему устройству, составу и организации деятельности органов управления. Организационно-правовая форма, в частности, раскрывает объем и содержание прав учредителей (участников) организации.

Например, участники хозяйственных товариществ, обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов имеют корпоративные права участия (членства) в организации, как правило, пропорционально их участию в уставных капиталах. На имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений их учредитель имеет вещные права (п. 3 ст.

48 ГК РФ).

Наиболее значимой типизацией юридических лиц по форме внутреннего устройства является их деление на корпоративные и унитарные

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Читайте также:  Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Цели и задачи ассоциации

Цели Ассоциации:

  1. Поддержка и развитие кооперации членов Ассоциации посредствам формирования проектных консорциумов для реализации совместных проектов по решению сложных инженерно-технологических Проблем-Вызовов, а также разработке и производству глобально конкурентоспособной продукции «best-in-class» на Российском и международном рынках.
  2. Развитие в Российской Федерации сферы деятельности по разработке, производству и эксплуатации продуктов и сервисов, создаваемых на базе передовых производственных технологий. Иными словами, речь идет о формировании  так называемых «Фабрик будущего» – системы организации бизнес-процессов, позволяющей разрабатывать, проектировать, испытывать и изготавливать глобально конкурентоспособную продукцию «best-in-class» в кратчайшие сроки с минимальными финансовыми затратами.

«Фабрика будущего» формируется из Цифровой фабрики, базирующейся на новой парадигме цифрового проектирования и моделирования, позволяющей закладывать в создаваемое изделие возможности Умной фабрики – гибкого быстропереналаживаемого персонализированного (в том числе опытного) производства, и Виртуальной фабрики – системы глобального производства и логистики.

  1. Содействие членам Ассоциации в разработке, создании, развитии, коммерциализации, производстве, экспорте и расширении сфер применения передовых производственных технологий, продуктов и сервисов на их основе и оборудования для их реализации в различных секторах экономики и на развивающихся рынках будущего.
  1. Популяризация передовых производственных технологий и сфер их применения, налаживание взаимодействия с заказчиками, регуляторами, потребителями, инвесторами, институтами развития, представителями органов государственной власти, зарубежными технологическими партнерами.

Реализация данной деятельности осуществляется в том числе за счет участия членов Ассоциации в мероприятиях федерального и международного масштаба, а также организация собственных деловых мероприятий.

Формируя проектные консорциумы планируется обеспечивать разработку, тестирование и комплексирование новых технологических решений, развитие компетенций в области передовых производственных технологий.

  1. Содействие в рамках организации подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров в сфере передовых производственных технологий, что осуществляется за счет создания Обучающих фабрик – Learning factory.

Обучающая фабрика – это консорциум университета и технологического и индустриального партнеров, действующих в формате массовой проблемно-ориентированной подготовки для новых рынков, профессий будущего, ориентированный на ликвидацию дефицита на рынках труда, возникающего при внедрении передовых технологий в индустриальную практику.

Методологической основой данного процесса является организация производственного цеха, представляющая сверхгибкую модульную конструкцию, которая может быть реконфигурирована под разные технологические процессы и позволяет создавать новые индустриальные продукты, включая решения в производственной сфере, информационных технологиях и других направлениях.

  1. Определение приоритетов, формирование стратегической программы исследований и разработок, а также тематического плана инновационных проектов, направленных на внедрение и развитие передовых производственных технологий в рамках деятельности Ассоциации.

Задачи Ассоциации

Исходя из обозначенных целей, ключевыми задачами, которые стоят перед членами Ассоциации, можно обозначить следующие:

  • выработка и экспертиза предложений по совершенствованию нормативных правовых и актов технического регулирования Российской Федерации и международного законодательства, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией передовых производственных технологий;
  • коллективное участие (через представителя) в представительных органах власти и государственного управления, рабочих группах и комиссиях, создаваемых в интересах отрасли применения передовых производственных технологий, в том числе, в рамках соответствующих международных организаций, форумов и иных мероприятий;
  • анализ отечественных и зарубежных научно-технических разработок, техническая экспертиза и прогнозы, подготовка аналитических отчетов по развитию российского и международного рынка по направлению Национальной технологической инициативы;
  • создание информационного портала для обеспечения взаимодействия и информационного обмена между членами Ассоциации, информирования о ее деятельности и для достижения целей Ассоциации;
  • установление контактов с заказчиками, регуляторами, потребителями, инвесторами, представителями органов государственной власти, зарубежными технологическими партнерами;
  • установление контактов и развитие сотрудничества с мировыми лидерами в области разработки и инжиниринга ППТ, а также в производстве, эксплуатации и продажах продуктов и сервисов на их основе;
  • взаимодействие с территориальными инновационными и промышленными кластерами для развития инфраструктуры, реализации совместных проектов и трансфера технологий;
  • экспертиза и выявление технических и технологических решений наиболее перспективных с точки зрения обеспечения конкурентоспособности российских разработок в сфере ППТ в кратко-, средне- и долгосрочном периоде на российском и зарубежных рынках;
  • прогнозирование основных требований к техническим и потребительским характеристикам, которым должны удовлетворять наиболее перспективные технические и технологические решения в кратко-, средне- и долгосрочном периоде (исходя из прогноза развития рынков).
  • содействие в разработке стратегической программы исследований и разработок в сфере ППТ;
  •  проведение экспертизы направлений работ и проектов на основании анализа их научно-технологической и коммерческой целесообразности;
  • формирование тематического плана инновационных проектов, стратегической программы исследований и разработок, а также развития производства;
  • анализ и обсуждение возможных форм кооперации между российскими организациями, а также с зарубежными организациями в сфере ППТ, для реализации инновационных проектов, стратегической программы исследований и разработок, а также развития производства в кратко-, средне- и долгосрочном периоде, включая  возможность коллективного доступа членам Ассоциации к исследовательской инфраструктуре, лабораторным и промышленным установкам, испытательным полигонам и компаний, реализующих инфраструктурные проекты в соответствии с ДК Технет НТИ, а также других партнерских организаций;
  • разработка концепции создания центров коллективного пользования (инжиниринговые и др.), предоставляющих инфраструктуру и парк технологического и промышленного оборудования в пользование членам Ассоциации, а также производственным компаниям, в технологических цепочках которых используется ППТ;
  • содействие в привлечении инвестиций в проекты и программы членов Ассоциации путём обеспечения их доступа к государственным программам, венчурным фондам и иным проектам;
  • изучение и адаптация к российским требованиям и нормам международных регламентов и стандартов в сфере применения ППТ;
  • содействие интеграции российских производителей, поставщиков и потребителей в сфере ППТ в глобальные производственные цепочки международных технологических компаний;
  • продвижение товаров и услуг на базе ППТ членов Ассоциации на зарубежные рынки, в том числе в рамках бизнес-миссий и роуд-шоу;
  • организация и проведение семинаров, круглых столов, конференций, форумов и иных мероприятий для обмена профессиональным опытом и решения задач Ассоциации; 
  • разработка и издание учебно-методических материалов, отчетов, а также приобретение отечественных, перевод и издание зарубежных аналитических материалов и отчетов в соответствии с направлениями деятельности Ассоциации;
  • содействие организации системы подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров в сфере ППТ, включая научно-практические школы, стажировки и др.;
  • мониторинг потребностей в профессиональных кадрах в сфере ППТ.

Ассоциация Специализированных Организаций (АСО): суть, цели и задачи организации

Ассоциация Специализированных Организаций — молодое некоммерческое объединение на рынке государственного заказа. Организация ставит своей целью сделать госзаказ прозрачным, конкурентным и честным. Не верится на слово? Как Ассоциация воплощает мечту в реальность и какие проекты реализует сегодня — в нашей статье.

В чем суть асо: от идеи к воплощению

Исследователи утверждают, что один из главных принципов контрактной системы — принцип профессионализма заказчиков.

Он предполагает высокий уровень подготовленности контрактных специалистов и использование всех имеющихся возможностей для достижения качества и эффективности закупок[1].

Вместе с тем практика показывает, что далеко не все заказчики сегодня в состоянии содержать штат квалифицированных специалистов по закупкам.

Согласно статье 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) для выполнения отдельных функций в рамках государственной/муниципальной закупки заказчик вправе привлекать специализированную организацию.

Предполагается, что сотрудники таких организаций являются компетентными в интересующих заказчика областях, например организации конкурса, аукциона для определения поставщика, формировании начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК), подготовке отчетности.

Такое распределение функций помогает государственному/муниципальному заказчику достичь эффективности закупочной деятельности с минимальными затратами.

В свою очередь, специализированные организации, понимая всю возлагаемую на них ответственность, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Прекрасный пример этому — деятельность Ассоциации Специализированных Организаций (АСО) в сфере государственного заказа.

Сегодня это единственное в России образование, объединяющее широкий круг специалистов в области закупочной деятельности. Его миссия — обеспечить понятность, доступность и эффективность госзаказа.

Читайте также:  Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения

Как и любая некоммерческая корпоративная организация, АСО не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Члены Ассоциации добровольно объединились для достижения общественно полезной цели — применять, развивать и пропагандировать главные принципы процедуры закупок: честность, прозрачность, конкурентоспособность.

Ассоциация Специализированных Организаций утверждает, что за период 8–12 месяцев внедрения проектов объединения возможно повысить эффективность расходования бюджетных средств на 10%, в том числе за первый месяц — на 5%[2].

Самые активные участники АСО сегодня — это компания «Тендер-Гарант», специализированная организация «АВАНГАРД», ООО «Корпорация «РИМ», КБ «Москоммерцбанк» (АО).

  • Компания «Тендер-Гарант» обладает безусловным авторитетом на рынке финансовых и консалтинговых услуг в области государственного заказа. Она содействует получению банковских гарантий, тендерных кредитов и займов, сопровождает участие в государственном конкурсе и аукционе, специализируется на обеспечении заявок для участия в конкурсе и исполнения контракта.
  • Специализированная организация «АВАНГАРД», в свою очередь, занимается подготовкой технических заданий, обоснованием и расчетом НМЦК, разработкой закупочной документации.
  • Корпорация «РИМ» — микрофинансовая организация, специализирующаяся на предоставлении займов для малого и среднего бизнеса. Миссия организации — устранить финансовые преграды для начинающих предпринимателей и развивающихся компаний путем небанковского финансирования.
  • КБ «Москоммерцбанк». Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса — одно из стратегических направлений деятельности «Москоммерцбанка». Бизнес-кредиты банка — это комплексные продукты, которые позволяют выбрать оптимальный и взаимовыгодный вариант сотрудничества на базе профессиональных и качественных банковских услуг.

Предоставляя различные услуги, охватывая и заказчиков, и поставщиков, и посредников, все члены АСО, так или иначе, ориентированы на консолидацию участников государственного заказа. Все они намерены повысить эффективность, качество и прозрачность процедур закупок.

Итак, цель обозначена, но какие же задачи ставит перед собой Ассоциация для их достижения? Попробуем охватить их в следующем блоке.

Задачи Ассоциации Специализированных Организаций

Понимая масштабность заявленной цели, представители АСО основной своей задачей сегодня видят максимальный охват всех участников рынка государственных закупок и специалистов в этой области. Таковыми сегодня являются:

  • заказчики и исполнители государственного заказа;
  • финансовые и кредитные организации;
  • вузы;
  • регуляторы рынка госзаказа;
  • электронные торговые площадки;
  • специализированные организации;
  • представители научного сообщества;
  • члены политических партий и социальных сообществ.

Систематическая совместная работа этих лиц позволит выявить реальные проблемы в области государственного заказа, понять их причины и последствия. Следующее звено в цепи задач — найти оптимальный путь их решения. Для этого объединение сможет получить мнение каждого представителя профессионального сообщества, учесть его интересы и разработать конкретный путь решения проблемы.

Благодаря такой разноплановости сообщества, АСО уже сейчас разрабатывает, внедряет и адаптирует эффективные механизмы, регламенты и технологии для процедуры государственных закупок и планирует в дальнейшем расширить сферу своего влияния.

Как же АСО решает эти задачи на практике? Это вопрос инструмента.

Инструменты для достижения благой цели

Проведение конференций, семинаров, круглых столов и реализация обучающих программ — это на данный момент основные инструменты АСО в деле разъяснения и упрощения процедуры госзакупок. Ведь без понимания механизмов, без глубокого знания законов, регулирующих сферу госзаказа, без осознания процессов и общения между участниками этого рынка невозможно выстроить эффективную работу.

Все участники АСО работали на рынке государственного заказа и понимают, насколько важно тщательно отслеживать все изменения законодательства и практики его применения. Именно поэтому в 2017 году Ассоциация организовала и провела несколько масштабных конференций, позволивших выявить и разрешить актуальные проблемы в сфере государственных закупок.

Первая бизнес-конференция «Госзакупки-2017» объединила экспертов в области государственного заказа, представителей государственных предприятий и частного бизнеса. Конференция стала площадкой для обсуждения таких злободневных проблем, как:

  • переход на контрактную систему;
  • планирование закупочной деятельности;
  • расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  • подготовка кадров в сфере госзакупок.

Вторая конференция с таким же названием охватила еще больше специалистов и практиков.

Вопросы подготовки к тендерам, работы на электронных площадках, получения обеспечения исполнения контракта, защиты интересов в контролирующем органе обсудили представители государственных и коммерческих предприятий, антимонопольного ведомства, банков и электронных площадок. Настоящим прорывом 2017 года стала конференция «Госзакупки. Крым-2017. Первые итоги и направления развития».

Вторым эффективным инструментом в деятельности АСО стало обучение контрактных специалистов.

Обзоры изменений актуального законодательства в области государственного и муниципального заказа свидетельствуют о непрерывном процессе совершенствования нормативного регулирования, появлении новых требований, обязательных для использования механизмов, порядков и новых рекомендаций в этой сфере[3].

Таким образом, законодатель практически не оставляет выбора — учиться участникам государственного заказа нужно постоянно. К сегодняшнему дню АСО реализовала несколько программ обучения для контрактных служащих:

  • «Формирование плана-графика»;
  • «Определение НМЦК»;
  • «Создание контрактной службы»;
  • «Описание качественных характеристик товаров»;
  • «Импортозамещение»;
  • «Комплаенс в государственных закупках»;
  • «Переход унитарных предприятий с ФЗ № 223-ФЗ на ФЗ № 44-ФЗ».

Процесс создания и реализации обучающих программ в рамках Ассоциации непрерывный, специалисты следят за развитием законодательства и практики, поэтому уже в ближайшем будущем ожидаются новые направления обучения.

Следующий эффективный инструмент в работе АСО — проекты. Как утверждают сами участники Ассоциации, каждый проект — это целый комплекс организационных, технических и кадровых решений[4]. Какие же именно проекты реализует АСО сегодня?

Проекты АСО: НМЦК как приоритетное направление

На данный момент АСО активно работает над разработкой и внедрением двух основных проектов: «Автоматизация процесса госзакупок» и «Экспертиза НМЦК».

Нормативной основой первого проекта является программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-з. В этом документе закреплены три приоритетных направления развития экономики государства:

  • формирование специфической среды для обращения цифровых данных (так называемой экосистемы цифровой экономики);
  • создание условий для работы высокотехнологичного рынка;
  • повышение конкурентоспособности экономики России на мировом рынке.

Представители АСО уверены, что применение высоких технологий скоро станет неотъемлемой частью процесса государственных закупок[5].

Все основные подпроцессы будут происходить автоматически, что исключит злоупотребления и технические ошибки. Именно поэтому уже сейчас специалисты в контрактной сфере активно сотрудничают с ведущими IT-компаниями.

Тандем «техников» и «практиков» гарантирует создание оптимальной концепции SOFT для автоматизации государственных закупок.

Проект «Экспертиза НМЦК» представляет собой комплекс технических, организационных и кадровых решений для сокращения бюджетных расходов. Основа проекта — уже успешно апробированная и подтвердившая свою эффективность модель экспертизы НМЦК.

  • Проведение экспертизы НМЦК силами Городского агентства управления инвестициями в Москве в рамках ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных закупок» позволило сэкономить порядка 32,680 млрд рублей, что составляет 7% бюджетных средств[6].
  • Проект ориентирован на государственных и муниципальных заказчиков и предполагает несколько вариантов внедрения.
  • Первый вариант сокращения бюджетных расходов с помощью экспертизы НМЦК состоит из восьми этапов:
  • анализ контрактной работы заказчика;
  • создание подходящей структуры Департамента контроля ценообразования;
  • подготовка комплекта нормативных документов для работы подразделения;
  • разработка оптимальной методологии определения и обоснования НМЦК;
  • формирование кадрового состава подразделения;
  • обучение специалистов;
  • внедрение оптимальных технических решений;
  • запуск проекта и его сопровождение.

При таком варианте организации в составе структуры заказчика появляется новое компетентное подразделение, ответственное за ценообразование. Оно снабжено техническими и интеллектуальными ресурсами и полностью готово к эффективной работе.

Второй вариант внедрения проекта предполагает систематическое обучение формированию и экспертизе НМЦК специалистов заказчика. АСО предлагает обучение сотрудников контрактных отделов как на своей базе, так и создание учебного центра у заказчика. Кроме этого, возможно дистанционное обучение.

  1. Третий вариант внедрения проекта — разовый или систематический (на принципах абонентского обслуживания) консалтинг подрядной организацией-партнером АСО по вопросам определения и обоснования НМЦК.
  2. Оптимальным и наиболее эффективным решением, по мнению самих разработчиков проекта[7], является объединение описанных выше трех вариантов внедрения проекта, однако если заказчик еще не готов к такому кардинальному подходу, возможно и выборочное внедрение.
  3. Любой из вариантов организации гарантирует целевое использование и контроль за расходованием бюджетных средств, формирование системы индикаторов уровня цен государственных закупок, достоверное планирование и формирование бюджета на будущие периоды.

В условиях постоянного развития и совершенствования процедур государственных и муниципальных закупок важно постоянно держать руку на пульсе. Ассоциация Специализированных Организаций помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Проекты объединения уже сегодня позволяют сделать систему закупок понятнее и прозрачнее.

Ссылка на основную публикацию