Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

 Защита военнослужащих и их законных прав, защита чести и достоинства военнослужащих дело не простое. Давайте разберем подробнее, на какие законодательные акты и приказы ссылаются наши военные адвокаты в своей судебной практике в разрезе обвинения и защиты лиц, находящихся на страже безопасности страны.

Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

Куда жаловаться в защиту прав военнослужащих?

   Правовая защита военнослужащих гарантирована законодательством через возможную подачу официального заявления соответствующим органам власти, к которым относят:

  • военную прокуратуру;
  • административный орган;
  • военный гарнизонный суд;
  • также можно обратиться за помощью военнослужащие могут к Уполномоченному, отвечающему за вопросы о правах человека на территории Российской Федерации
  • подать жалобу Президенту, как высшему главнокомандующему нашего государства.

    Официальное обращение в административный орган власти гарантированно рассмотрит спорный вопрос, затронувший защиту прав, в скором времени. При этом направленное заявление с жалобой о существующем правонарушении не всегда рассматривается в административном предварительно порядке.

   Насколько показала практика рассмотрение военных дел – социальная защита военнослужащих и остальные соответствующие вопросы больше остаются на рассмотрении судебных органов власти, у которых ведущая роль этого дела.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Правовая защита военнослужащих при увольнении

   Большинство случаев, когда необходимо защищать права служащих, связанны обычно с непосредственным увольнением. Сама увольнительная процедура служащего считается довольно ответственным делом, достаточной сложности.

Ввиду не соблюдений свода правил, соответствующих нормативов возможно оспаривание увольнения и последующее служебное восстановление, получение компенсации за увольнительный срок, который впоследствии был признан не законным.

Защита прав военнослужащих гарантировано предоставит все причитающиеся социальные льготы, компенсации по окончанию увольнительной процедуры.

   Лишь военные суды компетентны в решении увольнений служащих. Защита чести и достоинства военнослужащего будет рассмотрена лишь при направлении запроса после увольнение сроком в 3 месяца при обращении в суд. Исключениями могут стать перечни личных составов.

Служащие обязаны знать о следующих важных моментах при решении вопроса об увольнении:

  1. При контрактной службе процедура увольнения возможна только с согласием служащего до приобретения прав на получение пенсии. Ситуации, предусмотренные законы считаются исключением.
  2. Если служащий нуждается в улучшенных жилищных условиях, а служебный срок превысил период – 10 лет. Таких военнослужащих просто нельзя уволить, не имея соответствующего официального согласия, без соответствующей выдачи необходимой постоянной жилплощади. Служащий получит гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих при полном рассмотрении дела.

Как выстраивается правовая и социальная защита военнослужащих?

  1. базовым документом, где прописаны мандаты и обязанности любых жителей Российской Федерации (а в том числе и исполняющих военный долг), является Конституция РФ. Именно на нее приходятся многочисленные ссылки адвокатов, выступающих на стороне защитников родины при судебных разбирательствах.

  2. защитой интересов военных уже на протяжении нескольких десятков лет занимается существующий Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Акцент на его статьи со стороны наших адвокатов происходит, когда в суде требуется социальная защита и правовая поддержка.

    Документальным гарантом становится Федеральный закон. Защитники родины имеют равные с гражданскими лицами права (ограничения касаются военной службы).

    Все, что не противоречит поставленным командным составом задачам, не наносит вреда защите мирного населения не нарушает законодательные нормы и основы регулирования прав и свобод всех граждан (в том числе и защита военнослужащих).

    В компетенцию защитников родины входит разрешение на подачу различных заявлений и прошений. Подобная практика распространена в случае неправомерных действий военного руководства, не имеющих оснований обвинений в адрес военнообязанного лица.

    Защитник родины имеет право обратиться с жалобой, заявлением или прошением о защите в судебный орган,

  3. на стороне обвиняемого находится Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Этим инструментом успешно отлаживается созданная правовая основа военной деятельности. Наш адвокат по военным делам поможет выстроить защиту в рамках уголовного дела любой категории сложности.

Когда требуется защита военнослужащих?

   Среди популярных направлений обвинений в адрес военнослужащих, которые приходится оспаривать в суде при поддержке и помощи адвоката:

  • Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границыимущественные претензии к военнообязанному лицу (обвинения в хищении, растрате государственного продовольствия и краже инвентаря);
  • трудовые несогласия относительно отказа в выплате заработной платы, уличения в нарушении трудовой дисциплины, обвинений в ненадлежащем исполнении воинских обязанностей.
  • социальные вопросы, которые невозможно решить без вмешательства судебных органов.

Защита чести и достоинства военнослужащих

   Свобода и права каждого человека – это наивысшая ценность. Никто и ничто не имеет права ущемлять личность и достоинство иного лица. Все это касается каждого из нас и, безусловно, военнослужащих.

Кроме того, у них данные понятия находятся под особой государственной защитой. А это значит, что существуют определенные меры, при которых начинает действовать защита чести и достоинства военнослужащего.

  

   Более того, у каждого есть свое понимание таких качеств, как честь, достоинство и репутация, которое не всегда может совпадать с общим мнением.

Так определяется индивидуальное понимание значимости и ценности как для самого военнослужащего, так и для окружающих.

Отметим, что главными способами посягательства на ценности личности, при которых требуется защита свободы, чести и достоинства военнослужащих, являются:

  • клевета – умышленная передача неправдивых сведений;
  • оскорбление – унижение человека иным лицом.

   Каждый способ посягательства на личность предусматривает правовые основы защиты чести и достоинства военнослужащих, выражающиеся в таких видах ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая.

   Какая из них будет применена в конкретном случае, зависит от тяжести нанесенного морального ущерба.

Как действовать в той или иной ситуации?

   Оскорбление солдата — это унижение чести и достоинства военнослужащего. Т.е. это когда один военнообязанный оскорбляет другого, данная ситуация может произойти между командиром и подчиненным, и наоборот.

Устав Вооруженных Сил страны предусматривает:

  • каждую личность необходимо уважать;
  • унижения недопустимы;
  • соблюдение правил воинской вежливости;
  • отдание чести.

   Поэтому оскорбление военнослужащего начальником или наоборот является преступлением.

   Порядок защитных чести и достоинства военнослужащего, если нанесено оскорбление военнослужащего офицером или наоборот, можно определить следующим образом:

  • применение нормативно-правовой базы;
  • совокупность средств по защите интересов экономического характера;
  • определение порядка социальной защиты ценностей духовного значения;
  • усовершенствование управленческой системы (содействие в решении вопросов, когда имело место оскорбление военнослужащего командиром или наоборот).

   Каждый должен понимать, что может отстаивать свои права, и делать это нужно достойно. При необходимости при возникновении проблем следует проконсультироваться с опытными специалистами.

Адвокат по защите прав военнослужащего в Екатеринбурге

    Не все юристы готовы браться за данную категорию дел. Военнослужащие представляют отдельную категорию лиц, на которых не распространяются нормы гражданского права.

   Наши опытные военные адвокаты и юристы успешно отстаивают полномочия своих доверителей, опираясь на военно-правовые акты, законы и постановления правительства. С нами правовая и социальная защита военнослужащих пройдет профессионально.

  • Читайте еще о работе военного юриста:
  • Про признания граждан членами семьи военнослужащего по ссылке
  • Все про обеспечение жильем военнослужащих на сайте
  • Возможность восстановления Вас на военной службе через суд

Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Особенности социальной и правовой защиты военнослужащих: кто и как обеспечивает их права

Военнослужащие пользуются социальными льготами и привилегиями, общими для всех граждан Российской федерации. Однако защита военнослужащих в правовом и социальном плане имеет свои отличительные свойства по сравнению с государственной защитой интересов остальных групп населения, что связанно с особенностями их службы в интересах государства и общества.

Правовые основы статуса и правового положения военнослужащего устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными законами и законодательными нормами.

Особенности государственной поддержки военнослужащих

  • Военнослужащие имеют целый ряд значительных ограничений, связанных с тем, что единственным средством существования для них является получение доходов от государства, они не вправе заниматься другими видами деятельности для извлечения доходов.
  • Права и обязанности военнослужащих Российской Федерации
  • Кроме того, в отличие от других граждан, военнослужащий имеет ограничение свободного передвижения и нескольких других прав, характерных для обычных граждан.
  • Поэтому всесторонняя поддержка лиц, находящихся в действующей армии или уволенных с военной службы, и членов их семей входит в число первоочередных задач государства и подразумевает целый комплекс мер:
  1. Военнослужащие обеспечиваются льготами и гарантиями через органы федеральной и местной власти, в соответствии с их военными должностями, полученными званиями, стажем, сложностью, условиями и порядком несения службы.
  2. Обеспечивается возможность для полноценной жизни и деятельности, в зависимости от роли и места военной службы в государстве, с целью наиболее эффективного исполнения служебных обязанностей.
  3. Поддерживается жизнь и здоровье военнослужащих.
  4. Государство гарантирует правовую и социальную защиту прав.
  5. Совершенствуются меры и средства по обеспечению этих прав.

Как происходит военная приватизация квартиры?

Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

В статье 3Федерального закона «О статусе военнослужащего» прописано, что социальная и правовая защита военнослужащих считается областью деятельности:

  • органов федеральной власти и местного самоуправления;
  • правоохранительных органов (в границах их полномочий);
  • командиров частей и органов военного управления;
  • федеральных судов общей юрисдикции.

Важно!Государство занимается реализацией целого комплекса мер по социально-правовой защите военнослужащих с целью превращения их в активную социальную группу, способную полноценно защищать интересы страны и имеющую высокий авторитет.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Законодательство Российской Федерации, прежде всего, нацелено, на повышение социальной защиты военнослужащих, стабильности социально-экономического положения, сохранения значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы, как для самих военнослужащих, так и для членов их семей. Функция социальной защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение — обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан государства, в том числе и для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защищенность. При этом учитывается, что военные — это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей – это комплекс мероприятий предназначенных для создания условий эффективного несения военной службы; система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социально-экономических гарантий.

Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых военных должностей, присвоенных военных званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

1. Реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, местным самоуправлением, военным управлением.

2. Совершенствование механизмов и институтов социальной защиты.

3. Охрана жизни и здоровья военнослужащих и иные меры направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру службы и ее роли в обществе.

  • Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
  • Социальные гарантии и компенсации устанавливаются:
  • — военнослужащим и членам их семей;
  • — гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.
  • К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации относят: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения им возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации для членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Основные концептуальные подходы к обеспечению в будущем соблюдение государством законодательства в области социальной защиты состоят в следующем.

1. Обеспечение комплексного развития системы социальной защиты военнослужащих.

2. Создание всеобъемлющей правовой базы социальной защиты военнослужащих.

3. Обеспечение необходимых гарантий защиты экономических интересов военнослужащих.

Реализуя указанные приоритеты, государство обеспечит высокую социальную защищенность военнослужащих, превратив их в социальную группу, пользующуюся авторитетом у сограждан и способную надежно защищать национальные интересы.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает: систему социально-экономических льгот, денежное довольствие, дополнительные выплаты, страхование и др.

Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе решение их жилищных проблем. Принимаются меры направленные на разрешение возникшей социальной напряженности.

Реализуются следующие мероприятия:

  1. — внедрение сертификатной жилищной программы для военнослужащих и граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков;
  2. — переход к обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями на время прохождения военной службы и накоплению средств на их личных счетах, позволяющих приобрести постоянное жилье при увольнении в запас или отставку.
  3. Важным нормативным актом в этой сфере является Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года №1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан».

Документом установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, является выпуск и погашение жилищных сертификатов.

Погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и на финансирование федеральных целевых программ жилищного строительства.

Во исполнение данного указа разработана и принята Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года №71 (Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 года №102 ей придан статус президентской). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998г.

№ 320 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Реализация данных документов дала возможность частично снизить напряженность и повысить социальную защищенность граждан уволенных с военной службы.

Защита прав военнослужащих

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то законами и иными нормативными правовыми актами.

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

  • Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
  • Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
  • Военнослужащим запрещено участие в забастовках и иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Участвовать в богослужениях и религиозных церемониях они могут в свободное от военной службы время как частные лица. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается.

Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Предоставление отпуска военнослужащим

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:

  • тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника военнослужащего — супруга, одного из родителей, тестя или тещи, сына или дочери, родного брата или сестры или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;
  • пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;
  • в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, — по решению командира воинской части.

Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.

Денежное довольствие военнослужащим, проходящим службу по призыву, устанавливается по 6 тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью. Для ряда категорий военнослужащих законодательством предусмотрены денежные поощрения, а также особый порядок обеспечения денежным довольствием.

При убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военноврачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. Возможны и другие дополнительные выплаты.

Социальное обеспечение военнослужащих

Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрена льготная накопительно-ипотечная система.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе:

  • на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов),
  • бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Страхование военослужащих

  1. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

  2. В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (окончания военных сборов или отчисления с них), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
  3. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:
  • супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;
  • родители военнослужащего;
  • дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Обязательным условием для выплаты пособия является наличие причинной связи между полученным увечьем или заболеванием, ставшим причиной смерти, и исполнением обязанностей военной службы.

Дети погибших военнослужащих имеют право на ежемесячное пособие. Право на это пособие имеют:

  • дети военнослужащих, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы;
  • дети сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении служебных обязанностей;
  • дети лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях, перечисленных выше).

Граждане, находившиеся на иждивении погибшего военнослужащего, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

При досрочном увольнении военнослужащих, проходивших службу по призыву, (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (отчислении с военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами.

«Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом»

«Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом»

         В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется непримиримая  борьба с таким негативным  явлением, как терроризм.

Одной из задач по предупреждению (профилактике) терроризма, решение которых обозначено Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.

) является совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в результате террористического акта (пп. «и» п. 15 Концепции).

  Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 6 марта 2006 г.

№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим правовые отношения в этой  сфере,  является     Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон, Закон о противодействии терроризму). Ранее действовал  Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», который с 1 января 2007г.   утратил силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.

  • К  указанным лицам Законом отнесены:
  • — военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
  • — лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;  
  • — сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
  • — члены семей лиц, указанных выше, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.  

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 21 Закона установлено, что возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 Федерального закона «О противодействии терроризму», в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации данной нормы Правительством  РФ издано постановление от 21 февраля 2008 г. № 105, которым утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (далее – Правила № 105).

В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст. 21 Закона).  А в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей (ч.4 ст. 21 Закона).

Для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Закона о противодействии терроризму, лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее — федеральный орган исполнительной власти):

а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия;

б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье) (п.2 Правил № 105).

Согласно ч.2. ст.

21 Закона в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

  1.          Для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Закона о противодействии терроризму, в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности:
  2. а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия;
  3. б) копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом;

в) документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица (п.3 Правил №105).

Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 2 и 3 Правил № 105, проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия, указанного в пункте 2 Правил № 105, или единовременного пособия, указанного в пункте 3 Правил № 105 (далее — единовременное пособие).

                В случае принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи и (или) лицам, находившимся на иждивении лица, погибшего (умершего) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, сумма единовременного пособия выплачивается получателям в равных долях. К членам семьи лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, относятся: а) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с лицом, участвовавшим в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, на день его гибели (смерти); б) родители; в) дети, не достигшие 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

         Единовременные пособия, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 21  Закона о противодействии терроризму, выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Закона в редакции Федерального закона  от 18 марта  2020 г. № 54-ФЗ).

В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.

21 Закона о противодействии терроризму). Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2008 г.

№ 167 утверждены  Правила возмещения лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества.

Кроме того военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня (ч. 1 ст. 23 Закона).

Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Также с соответствии с ч. 3 ст.

23 Закона военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. № 65 (в редакции от 26 июля 2019 г., с изменениями от 24 декабря 2019г.

) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (далее – Постановление № 65).

  • В частности, сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ и военнослужащим, проходящим службу по контракту, выплачиваются:
  • оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;
  • ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных в соответствии с Постановлением окладов денежного содержания;
  • ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской должности) с учетом повышения, предусмотренного Постановлением;

полевые (суточные) в 3-кратном размере установленной нормы (п. 2 Постановления № 65).

Пунктом 5 Постановления № 65 предусмотрено выплачивать денежное довольствие сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, командированным из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, для выполнения указанных в соответствии с Постановлением задач с учетом коэффициентов (районных, за службу (военную службу) в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за службу (военную службу) в соответствующих районах и местностях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведущий специалист-эксперт ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю

референт ГГС РФ 2 класса В.В. Коломийцев

Раздел 9. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы (ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации»)

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Выбрать другую статью 9 раздел ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации»

Статья 40. Правовая защита граждан, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Противоправные действия в отношении граждан, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Выбрать другую статью 9 раздел ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации»

Статья 41. Социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная поддержка военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Выбрать другую статью 9 раздел ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации»

Статья 42. Утратила силу с 1 января 2005 г

Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.

Ссылка на основную публикацию