Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей

В Республике Беларусь в отношении предприятий с иностранными инвестициями предусмотрены некоторые преференции.

Обусловлено это особым правовым климатом иностранных инвестиций: государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Согласно ст.

9 �нвестиционного кодекса Республики Беларусь государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.

Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов. Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных настоящим Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению. �нвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

Кроме гарантий, государство предоставляет и защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

�нвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям.

Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь также имеет свою специфику.

Так, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь.

В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности такой организации (т.е.

на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам в течение пяти лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Однако на практике данная норма применялась с ограничениями в отношении изменения налогового законодательства.

Статья 91 �нвестиционного кодекса в редакции, действующей до 1 января 2005 г.

, предусматривала, что коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют налоговые и таможенные платежи в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. А законодательство устанавливало, что коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30 %, освобождались от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности, включая первый прибыльный год.

В некоторых случаях в отношении таких организаций дополнительно к вышеуказанной льготе действовали еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50 %.

Законом Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г.

№ 325-З «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь „О внесении изменений и дополнений в �нвестиционный кодекс Республики Беларусь“» (далее — Закон) с 1 января 2005 г. ст.

91 �нвестиционного кодекса изложена в следующей редакции: «коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». �ными словами, с 1 января 2005 г. вопросы льготирования прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями не регулируются �нвестиционным кодексом.

Законом также были внесены изменения в ч. 1 п. 8 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г.

№ 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» с последующими изменениями и дополнениями, согласно которым с начала 2005 г.

льготирование прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями фактически отменяется.

�сключение составляют только те организации, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых до 1 января 2005 г. составляла более 30 % (за исключением ОАО).

Дополнение ч. 1 п. 8 ст. 5 является воплощением принципа «обратной силы нормативного акта». Согласно ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г.

№ 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е.

не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

В связи с тем, что нормативный правовой акт не должен распространять свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в силу, необходимо определить отношения, которые возникли до вступления в силу нормативного акта, регулирующего их и те отношения, которые возникли после. �менно этот вопрос и порождает основную проблему. Если под отношениями, о которых идет речь в ст. 67 Закона, понимать любые отношения, которые возникли до вступления в силу нормативного акта, то необходимо сказать о том, что новая норма не должна никоим образом затронуть отношения, возникшие до вступления ее в силу. �ными словами, если учредители, в т.ч. иностранные, создали юридическое лицо со статусом предприятия с иностранными инвестициями, они вправе рассчитывать на то, что оно будет иметь соответствующие преференции, т.к. п. 8 ст. 5 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» предусмотрено освобождение их от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30 %. Законом установлено, что право на получение льготы может быть реализовано организацией при сформированном каждым участником (акционером) в течение года со дня регистрации уставном фонде в размере не менее 50 % от предусмотренного учредительными документами.

Таким образом, отношения по предоставлению льготы предприятию с иностранными инвестициями в течение трех лет с момента объявления прибыли начались до вступления в силу Закона в новой редакции, в связи с чем ограничения, вводимые нормативными актами, принятыми после того, как такие отношения уже сложились, будут считаться незаконными, поскольку такая норма будет иметь обратную силу, что не допускается.

В связи с этим коммерческие предприятия с иностранными инвестициями, в учредительных документах которых до 1 января 2004 г. была предусмотрена доля иностранного инвестора в размере более 30 %, вправе рассчитывать на получение льготы.

Читайте также:  Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов

Необходимо обратить внимание на тот факт, что Закон ведет речь не о конкретном формировании уставного фонда, а лишь о том, что доля иностранного инвестора должна составлять более 30 %.

�ными словами, на льготу вправе рассчитывать и те предприятия, уставный фонд которых не сформирован. Факт формирования уставного фонда (в полном размере или частично) — это условие применения льготы.

�ными словами, юридические лица с иностранными инвестициями, сформировавшие уставный фонд полностью или в размере 50 % каждым учредителем, продолжают применять льготу, как и ранее, а те организации, которые еще не сформировали уставный фонд, но в нем предусмотрена доля иностранного инвестора более 30 % (по состоянию на 31 декабря 2004 г.) вправе сформировать его в сроки, установленные законодательством, и получить соответствующую льготу.

Проблемы предоставления льгот иностранным инвесторам

У нас разный менталитет. Для нас нормально разделить с ближним кусок хлеба, помочь нуждающемуся. Западный человек воспитан иначе: часто воспринимает вложения в другую страну как бизнес (обмен стеклянных бус на золото). Пример этому – отношение США к странам Ближнего Востока, Китаю или Англии – к колониальной Индии.

https://www.youtube.com/watch?v=GXWiLuLQWw4

Иностранный инвестор – это субъект, осуществляющий все виды вложений (финансовые, инновации, ноу-хау и др.) в различные объекты с целью получения дохода (все виды ценностей и политическое влияние).

Я часто говорю: если не хотите закончить жизнь в резервациях, рассматривайте скромного американского пастора как инвестора. Россия – страна богатая: желающих оттяпать кусочек – легион.

Кто может быть инвестором

По отношению к России иностранным инвестором считаются зарубежные:

  • страны (порядок определяется Федеральным законодательством);
  • организации с международным статусом (действуют на основании международных договоров);
  • юридические лица;
  • организации, правовой статус которых не юридическое лицо, но законы страны-регистратора позволяют вести зарубежную инвестиционную деятельность;
  • граждане (если их законодательство дозволяет заниматься данной деятельностью);
  • лица без гражданства, проживающие вне РФ (руководствуются законами страны проживания).

Основные объекты инвестирования

Основные объекты, вызывающие у инвесторов интерес:

  Фундаментальный анализ ОАО “Мечел”

  • нефтегазодобыча и переработка;
  • агропромышленный комплекс;
  • горно-рудные комбинаты;
  • сталелитейное производство.

Одним словом, отрасли, по-прежнему пользующиеся популярностью.

Инвесторы помельче присматриваются к пивоваренным заводам, гостиницам, химчисткам, сетям быстрого питания.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» – основной закон, регулирующий работу иностранных инвесторов. С момента осуществления вложений на них распространяется правовая защита, льготы и гарантии.

Когда предприятие теряет статус такого субъекта, в тот же момент все преференции аннулируются.

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Иностранным инвесторам создают льготные условия работы. Поэтому часто по отношению к отечественному производителю предприятия с иностранным капиталом находятся в лучших условиях.

Однако, если предприятие принадлежит к группе объектов, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны, покупку более 50 % уставного капитала согласовывают с Правительственной комиссией (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хоз. общества, имеющие стратегические значения…»).

Сделки объемом от 25 % до 50 % также подлежат согласованию.

Льготы для вкладчиков

Государство с целью привлечь иностранного инвестора предусматривает для него определенные льготы.

  1. При условии, что не менее 10 % уставного капитала – иностранные инвестиции, предоставляются таможенные льготы. Освобождается от уплаты налогов оборудование, комплектующие, запчасти (когда это часть уставного капитала) (ст. 150 Налогового кодекса, ФЗ «О Таможенном тарифе»).
  2. Когда доля иностранных инвестиций более 30 % в уставном капитале, разрешается экспортировать произведенную продукцию без лицензии (однако в частных случаях есть ограничения по сфере деятельности).
  3. Поддержка, дополнительные льготы и гарантии предоставляются иностранным инвесторам на региональном уровне за счет местных бюджетов и региональных средств.

Принципы налогообложения

Если за инвестором закреплена доля владения 25 % уставного капитала и более (или же проект приоритетный), то изменение налоговой ставки остается на момент регистрации предприятия с иностранными инвестициями. Это не касается НДС, акцизов и взносов в Пенсионный фонд.

Стабильность отчислений гарантируется законодательством на период окупаемости проекта (но не более 7 лет). Для приоритетных иностранных инвестиций с общим объемом не менее 1 млрд руб. (или в валютном эквиваленте по курсу ЦБ) период действия льготных налоговых условий может быть продлен.

Права иностранных инвесторов

Международные договоры по иностранным инвестициям, коих придерживается Россия, декларируют создание национального режима.

https://www.youtube.com/watch?v=xZQIyf3r4vg

Согласно ст. 3 закона иностранный инвестор имеет право:

  • быть долевым инвестором при создании совместных предприятий;
  • быть организатором и собственником предприятий и филиалов;
  • покупать и продавать (частично, полностью) имущественные комплексы, предприятия, законченные и незаконченные объекты строительства, ценные бумаги, паи, другое имущество;
  • приобретать права пользования землей и иными природными ресурсами;
  • приобретать иные имущественные права;
  • заниматься разрешенной законами РФ инвестиционной деятельностью.

Гарантии, права и льготы иностранного инвестора в россии

Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ.

Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются.

Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

  Денежная масса — что это и что в неё входит

Способы разрешения споров в России

Все споры об иностранных инвестициях (в т. ч. по вопросам компенсации) решает:

  • Верховный суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;

Или же согласно международному договору, действующему на территории РФ.

Если одна из сторон спора – государственное учреждение, предприятие или организация, а вопросы связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью, нужно обращаться в суд, Третейский суд или Международный центр по урегулированию международных споров.

Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

Государство позаботилось о том, чтобы иностранный инвестор не мог существенно влиять на ухудшение экономической ситуации (например, скупить конкурентные предприятия отрасли и довести до банкротства).

Требуется предварительное согласование сделок с Федеральной антимонопольной службой РФ, если приобретается:

  • не менее 25 % голосующих акций АО;
  • не менее 1/3 доли в ООО;
  • имущество на сумму более 25 % активов;
  • более 50 % голосующих акций зарубежного юрлица.

Перед покупкой доли придется обращаться в ФАС РФ, когда:

  • общая стоимость активов покупателя и продавца более 7 млрд руб.;
  • общая выручка за год превысила 10 млрд руб., а общая стоимость активов более 400 млн руб.

ФАС РФ контролирует импортные поставки организаций общей суммой за год больше 1 млрд руб.

Виды и формы иностранных инвестиций

Виды инвестиций:

Прямые (полное или частичное владение, не менее 10 % уставного капитала) Капитальные вложения, основной капитал:

  • покупка 10 % от уставного фонда и более;
  • ввоз или покупка основных фондов открываемого зарубежного филиала;
  • лизинг (финансовая аренда) не менее 1 млн руб.
Косвенные:
Портфельные (сохраняется требование владеть более 10 %) Приобретение портфеля ценных бумаг
Товарный и финансовый кредит Отсрочка платежа по импорту-экспорту на период 6 месяцев, международные депозиты и кредиты
Читайте также:  Статья 13. хранение и транспортировка иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики

С экономической точки зрения, наибольшее распространение получили 2 формы:

  • прямые (когда вкладчик получает право управления объектом);
  • портфельные (без возможности влиять на принятие решений).

Итак, какие налоги на инвестиции есть в РФ

Чтобы понимать, сколько реальной прибыли принесет тот или финансовый инструмент нужно разобраться с размером конечной прибыли и налоговой базой для вычислений. Подлежат налогообложению доходы и резидентов, и нерезидентов. Сегодня мы разберем именно резидентов РФ.

Для начала важное уточнение: налоговый резидент РФ – это физическое лицо, которое пребывает на территории Российской Федерации 183 дня и больше.

Виды налогов с доходов от инвестиций:

  • Банковский вклад – 30% от разницы между ключевой ставкой ЦБ и действующей по вкладу (ставка ЦБ – около 9%, поэтому на данный момент чаще всего доход с депозитов не облагается налогом). С 2021 года доход от банковских вкладов и облигаций будет облагаться налогом в 13%, если размер самого вклада превышает 1 млн. рублей.
  • Ценные бумаги – 13% от операций с акциями и облигациями российских и зарубежных компаний;
  • Валютный рынок – операции по обмену облагаются подоходным налогом в 13%;
  • Недвижимость – владение недвижимостью стоит от 0,1 до 0,3% от кадастровой стоимости объекта, а сдача в аренду обойдется в те же 13%.

За неуплату налогов предусмотрен штраф в размере 20% от размера налога или 40% , если действия будут расценены как умышленные (ст. 227 НК РФ).

Обратите внимание! Размер налога повлияет на конечный итог прибыли от инвестиций.

↑ К содержанию

Роль иностранных инвестиций в экономике России

Несмотря на санкции, в страну продолжают поступать иностранные инвестиции. При этом весомая часть – это наши с вами деньги, вывезенные за границу во время прихватизационного дерибана. Регистрируя компанию в офшоре или же Европе и США, а затем возвращая средства, собственник отмывает деньги, имея налоговые льготы.

Из положительного. Дополнительные денежные вливания стимулируют развитие отдельных отраслей экономики и регионов. Это поможет остановить поток россиян, стекающихся в Москву на заработки.

Проблемные секторы правового регулирования ИИ

Несмотря на растущие темпы привлечения капитала из-за рубежа, уровень правового регулирования по-прежнему характеризуется большим количеством проблемных моментов. К ним, в том числе можно отнести:

  • отсутствие государственных органов, ответственных за обеспечение гарантий для инвесторов, защиту их прав и интересов, предоставление консультативной помощи;
  • отсутствие действенных инструментов защиты иностранного капитала от давления со стороны чиновников;
  • отсутствие конкретики в части государственных гарантий, в том числе в части реализации этих гарантий;
  • ограничения, введенные для регионов и муниципалитетов федеральным законодательством в части внедрения программ для привлечения иностранных инвесторов (ограничены пределами своей компетенции).

Какие существуют препятствия для иностранных инвестиций в Россию

Это даже не санкции. Западный мир потерял на вражде с Россией. Очень сложно вернуть огромный рынок, настроив против себя все население. Лично я не пью грузинские вина, давно выбираю отечественную молочку, а костюмы покупаю в магазине на фабрике, отправляющей продукцию во Францию.

Называют как препятствия:

  • неполную проработку (особенно в сфере льгот), несогласованность законов;
  • защиту на законодательном уровне лоббирующей группы, а не всех инвесторов;
  • коррупцию и преступность (тю, вы еще на Украине не были);
  • несоблюдение международных договоров;
  • сложности с валютными операциями;
  • невозможность скупить землю вместе с недрами (ага, щасссс).

В общем, как мед, так ложкой. Целиком и полностью одобряю дотошность таможни и придирки налоговой, если это не даст вывезти богатства страны за рубеж.

Способы привлечения иностранных инвестиций в Россию

В 2020 г. прогнозируется приток больших денег: Правительство предлагает поучаствовать в приватизации крупных государственных банков и компаний (среди прочих называют Совкомфлот, Роснефть и ВТБ).

Небольших инвесторов останавливает наше законодательство. Нужно лишь:

  • доработать нормативные акты;
  • на региональном уровне усилить поддержку со стороны властей инвестиций в малый бизнес.

Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по законодательству рф

С
целью привлечения в РФ иностранных
инвесторов для них установлены специальные
льготы. Предоставление льгот в некоторых
случаях ставится в зависимость от доли
иностранного инвестора в уставном
капитале компании.

Так,
в соответствии со ст.5.

ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ», иностранный инвестор,
коммерческая организация с иностранными
инвестициями, созданная на территории
РФ, в которой иностранный инвестор
владеет не менее чем 10% доли (вклада) в
уставном (складочном) капитале указанной
организации, при осуществлении ими
реинвестирования пользуются в полном
объеме гарантиями и льготами, установленными
данным Законом. Такими же гарантиями и
льготами пользуется российская
коммерческая организация со дня вхождения
в состав ее участников иностранного
инвестора и получившая в силу этого
статус коммерческой организации с
иностранными инвестициями.

В
соответствии со ст.16. ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ» льготы по уплате
таможенных платежей предоставляются
иностранным инвесторам и коммерческим
организациям с иностранными инвестициями
при осуществлении ими приоритетного
инвестиционного проекта в соответствии
с таможенным законодательством РФ и
законодательством РФ о налогах и сборах.
Так, в соответствии со ст.

150 Налогового
кодекса РФ не подлежит налогообложению
(освобождается от налогообложения) ввоз
на таможенную территорию РФ технологического
оборудования, комплектующих и запасных
частей к оборудованию, ввозимых в
качестве вклада в уставные (складочные)
капиталы организаций. Порядок
предоставления тарифных льгот иностранному
инвестору соответствует ст.37 Закона РФ
от 21.05.1993 г.

№ 5003-1 «О таможенном тарифе».

Законодательство
РФ предусматривает для иностранных
инвесторов также льготы нетарифного
характера, в частности, иностранные
инвесторы и коммерческие организации,
в уставном капитале которых иностранные
инвестиции составляют не менее 30%, имеют
право без лицензии экспортировать
произведенную продукцию, за исключением
случаев, предусмотренных международными
договорами, действующими в РФ.

На
региональном уровне субъекты РФ и ОМСУ
в пределах своей компетенции могут
предоставлять иностранным инвесторам
льготы и гарантии, осуществлять
финансирование и оказывать поддержку
инвестиционного проекта, осуществляемого
иностранным инвестором, за счет средств
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,
а также внебюджетных средств.

Современному
МЧП более известно понятие «интеллектуальная
собственность». В международном праве
данная терминология впервые была
применена в Стокгольмской конвенции
1967, учредившей Всемирную организацию
интеллектуальной собственности (ВОИС).

В
соответствии с правилами ст.

2 Конвенции
под интеллектуальной собственностью
понимают права

на литературные, художественные и
научные произведения; исполнительскую
деятельность артистов, звукозаписи,
радио- и телевизионные передачи;
изобретения во всех областях человеческой
деятельности, научные открытия;
промышленные образцы; товарные знаки,
знаки обслуживания, фирменные наименования,
коммерческие обозначения, а также защиту
против недобросовестной конкуренции.

Конвенция
не содержит исчерпывающего перечня
объектов интеллектуальной собственности,
поскольку развитие науки, техники,
культуры приводит к появлению новых
результатов интеллектуальной деятельности.
Российская Федерация является участником
Конвенции с 1968 г.

Правилами
ГК РФ (ст.128) установлено, что под
интеллектуальной
собственностью

понимают охраняемые результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации.

Современное гражданское законодательство
России регулирует основания возникновения
и порядок осуществления прав на результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации,
определяя группу таких прав, как
интеллектуальные права (п.1 ст.2 ГК).

Читайте также:  Статья 1. цели и задачи закона

Понятие
«интеллектуальные права» является
новым для российского гражданского
права и объединяет две группы прав:

исключительные имущественные права и
личные неимущественные права. Традиционно
в российской доктрине и практике до
вступления в силу части четвертой ГК
РФ применялся термин «исключительные
права», который, по сути, приравнивался
к интеллектуальной собственности.

На
указанные объекты признаются
интеллектуальные права, которые включают,
во-первых, исключительные имущественные
права и, во-вторых, в ряде случаев — личные
неимущественные права.

Например, в отношении авторского
произведения, изобретения, селекционного
достижения действуют интеллектуальные
права, а в отношении товарного знака —
только исключительные имущественные
права.

Объекты
интеллектуальных прав всегда нематериальны.

Переход права собственности на вещь, в
которой выражен результат интеллектуальной
деятельности или средство индивидуализации,
не влечет за собой перехода или
предоставления интеллектуальных прав.
Логично сделать вывод о независимости
интеллектуальных прав от права
собственности на материальный носитель.

Для
регулирования международного торгового
оборота значительное место отводят
первой группе интеллектуальных прав —
исключительным
имущественным правам
.

Собирательное
значение имеет и понятие «промышленная
собственность». Эта терминология
достаточно широко используется как в
международном, так и во внутреннем
праве. В соответствии с правилами п. 1
ст.

1 Парижской конвенции по охране
промышленной собственности 1883 к объектам
промышленной собственности относят
патенты на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, товарные знаки,
знаки обслуживания, фирменные наименования
и указания происхождения или наименования
места происхождения, а также пресечение
недобросовестной конкуренции. Парижская
конвенция является основным многосторонним
соглашением в области патентного права
и права на товарные знаки.

Итак,
в современном праве к объектам промышленной
собственности относят изобретения,
полезные модели, промышленные образцы,
секреты производства, товарные знаки
и другие средства индивидуализации,
топологии интегральных микросхем и
достижения селекции. За исключением
секретов производства, признание
исключительных прав в отношении
приведенных объектов требует акта
государственной регистрации.

К
наиболее современным международным
договорам по интеллектуальной
собственности следует отнести Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (Соглашение ТРИПС),
принятое в 1994 г. во время Уругвайского
раунда ГАТТ.

Соглашение ТРИПС является
обязательным для всех членов ВТО.

Правилами Соглашения был расширен
перечень охраняемых объектов: авторские
и смежные права, товарные знаки,
географические указания, промышленные
образцы и модели, изобретения, топологии
интегральных микросхем и закрытая
информация, пресечение антиконкурентной
лицензионной практики.

Впервые
в международной практике было достигнуто
соглашение, которое содержало бы для
государств-участников международные
стандарты охраны прав интеллектуальной
собственности и общие правила о разрешении
споров при нарушении прав.

Вместе с тем
Соглашение ТРИПС является рамочным
договором, регулирующим только отдельные
аспекты прав интеллектуальной
собственности, вследствие чего для
материального права значительное место
неизменно отводится Парижской конвенции.

Из
правил Соглашения ТРИПС вытекают
обязательства по обеспечению предоставления
национального режима в таком виде, как
он определен в четырех международных
договорах: Парижской конвенции 1883,
Бернской конвенции 1886, Римской конвенции
1961 и Вашингтонском договоре об
интеллектуальной собственности в
отношении интегральных микросхем 1989
г. Страны — члены Соглашения должны
принимать во внимание все правила по
ограничению прав, содержащиеся в
указанных четырех договорах, и учитывать
требования об обоснованных изъятиях в
действии исключительных прав (ст. 13
Соглашения).

Российской
Федерацией был заключен целый ряд
международных договоров в области
интеллектуальной собственности, в
частности, были приняты Соглашение о
торговых отношениях с США 1990 г., Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.

между Российской Федерацией и Европейскими
сообществами и их государствами-членами.

В этих международных договорах
преимущественно устанавливаются единые
материально-правовые нормы, направленные
на унификацию права интеллектуальной
собственности.

Помимо
названных Конвенций, заключен ряд
специальных договоров. К ним относят
Договор о патентной кооперации 1970 (РСТ),
Мадридский договор о международной
регистрации товарных знаков 1891 и Протокол
к нему 1989, Международную конвенцию по
охране селекционных достижений 1961 г.
(UPOV).

Вступили в силу региональные
договоры: Североамериканское соглашение
о Свободной торговле 1992 (NAFTA), Договор о
ЕЭС. Убедительным примером соответствия
промышленной политики процессам
экономической интеграции является
подход к реформированию прав промышленной
собственности на уровне Европейского
союза. Так, в 1988 г.

была подписана первая
Директива 89/104/ЕЭС о гармонизации
законодательства по товарным знакам и
Регламент Совета ЕС от 1994 г. N 40/94 о
товарном знаке Европейского союза. На
европейском уровне удалось создать
единую систему правовой охраны товарного
знака Сообщества (Trade Mark).

Преимущества
товарного знака Евросоюза заключаются
в том, что его регистрация предоставляет
охрану во всех странах Евросоюза.

В
1998 г. принята Директива 98/71/ЕС о правовой
защите промышленных образцов. Директива
ставила своей целью гармонизацию
национальных законодательств о
промышленных образцах.

В Директиве
указаны два критерия патентоспособности
новизна
и оригинальность
,
что открывает дополнительные возможности
для регистрации объектов дизайна.
Постановлением Совета ЕС от 2001 г.

N 6/2002
о промышленных образцах создан единый
правовой механизм для промышленного
образца Европейского союза.

Правила
международных договоров обоснованно
относят к основным источникам права,
тем самым в условиях территориального
характера исключительных прав облегчается
международная регистрация объектов и
процедуры разрешения споров.

Важно
подчеркнуть, что нормы международных
договоров позволяют обеспечить
иностранным правообладателям одинаковый
объем прав по сравнению с отечественными
правообладателями.

Гражданским кодексом
РФ установлено правило, согласно которому
на территории России действуют
исключительные права, установленные
международными договорами РФ (абз. 1 п.
1 ст. 1231).

В отношении личных неимущественных
прав действует общая норма о том, что
«правила, установленные гражданским
законодательством, применяются к
отношениям с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц…» (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК
РФ).

Как
и авторское право, право промышленной
собственности отличается территориальным
характером, действует на территории
конкретного государства и не имеет
действия за пределами его юрисдикции.

Территориальный
характер исключительных прав проявляется
в том, что для возникновения права
необходимо его признание на территории
иностранного государства с учетом
законодательства этого государства.

Так,
например, чтобы получить патент на
изобретение в Германии, российский
заявитель обязан получить патент в
Патентном ведомстве Германии, оформив
патентную заявку в соответствии с
требованиями германского патентного
законодательства.

Необходимо
иметь в виду, что международные договоры
не содержат коллизионных норм. В разд.
VI «МЧП» ГК РФ также не содержатся
коллизионные нормы касательно
интеллектуальной собственности.

В
правилах Модельного гражданского
кодекса государств — участников СНГ
говорится, что к правам на интеллектуальную
собственность применяется право того
государства, где испрашивается защита
этих прав (ст.

1232 Кодекса).

К
договорам, предметом которых выступают
права интеллектуальной собственности,
применяется право, определяемое
положениями о применении права к
договорным обязательствам. Так, к
лицензионным договорам, если иное не
вытекает из закона, условий или существа
договора либо совокупности обстоятельств
дела, подлежит применению право страны
лицензиара (п. 3 ст. 1211 ГК).

Коллизионные
вопросы в данной области права не
урегулированы законодательством
большинства государств. Так, в Германии
судебная практика опирается на общий
принцип применения права страны, в
которой испрашивается охрана (lex loci
protectionis).

Во Франции в отношении установления
объема авторских прав применяют право
страны происхождения (lex originis) в пользу
первого правообладателя, а в отношении
всех других исключительных и личных
неимущественных прав — право страны,
где испрашивается охрана.

Ссылка на основную публикацию