Статья 29. органы судейского сообщества

Статья 29. Органы судейского сообщества

загрузка…

Статья 29. Органы судейского сообщества

Согласно статье 10 КОНСТИТУЦИИ РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.В соответствии с положениями статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 14.03.2002 № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (пункт 1 статьи 3).Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:Всероссийский съезд судей;конференции судей субъектов Российской Федерации;Совет судей Российской Федерации;советы судей субъектов Российской Федерации;общие собрания судей судов;Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3). Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 19 Закона).Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации: рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации (подпункт 1 пункта 2 статьи 19 Закона);приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (подпункт 5 пунктa 2 статьи 19 Закона);налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка (подпункт 8 пункта 2 статьи 19 Закона).Закон о судебной системе РФ Статья 29 Органы судейского сообщества1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.Ушаков А.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»(постатейный). — М.: «Деловой двор», 2011.Ст. 11 Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской ФедерацииКомментируемая статья предусматривает образование органов судейского сообщества в ВС России — общего собрания судей ВС России и Совета судей ВС России. Как установлено в данной статье, полномочия, порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества в ВС России регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей ВС России.Образование органов судейского сообщества предусматривалось следующими заключительными положениями ст. 29 Закона 1996 г. о судебной системе: для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества (ч. 1); высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и ВККС России (ч. 2); компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом (ч. 3).Соответствующим актом является Закон 2002 г. об органах судейского сообщества, в ст. 1 которого определено, что судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.Согласно пункту 2 ст. 3 названного Закона органами судейского сообщества в России являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; ВККС России; ККС субъектов РФ. В пункте 3 указанной статьи установлено, что деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.Соответственно регулированию, содержащемуся в комментируемой статье, Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 346-ФЗ в ст. 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» включен пункт 4, предусматривающий, что в ВС России формируются общее собрание судей ВС России и Совет судей ВС России, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей ВС России.Основные задачи органов судейского сообщества определены в ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В частности, это: 1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; 2) защита прав и законных интересов судей; 3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; 4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.Статья 5 названного Закона устанавливает принципы организации и деятельности органов судейского сообщества. Среди этих положений необходимо упомянуть о следующих: органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность (п. 1); советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим (п. 2).Образование органов судейского сообщества в ВС России продекларировано авторами законопроектов, принятых в качестве комментируемого Закона и названного Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 346-ФЗ, как нововведение, однако есть основания усомниться в этом:так, в изложенном выше п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» указано на такие органы, как общие собрания судей судов. В пункте 3 ст. 6 названного Закона прямо указано на необходимость созыва общего собрания судей ВС России (как и общего собрания судей КС России, общего собрания судей ВАС России) для избрания делегатов на Всероссийский съезд судей. Кроме того, в п. 6 действующего до настоящего времени Положения об органах судейского сообщества Российской Федерации, утв. Постановлением II Всероссийского съезда судей от 30 июня 1993 г.*(86), указано, что органами судейского сообщества для судей ВС России и ВАС России являются собрания всех судей соответственно ВС России и ВАС России, созываемые Председателями этих судов по мере необходимости, но не реже одного раза в год;как предусмотрено в ст. 12 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», по решению общего собрания судей суда может быть избран совет судей данного суда. Соответственно, данное положение допускало возможность образования Совета судей ВС России и ранее. Следует также отметить, что согласно указанной статье для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения в случаях, установленных названным Законом, выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей.

Статья 29. Органы судейского сообщества

Статья 29. Органы судейского сообщества

Органы судейского сообщества, проблемы их функционирования

Библиографическая ссылка на статью:
Кулагин В.В. Органы судейского сообщества, проблемы их функционирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72267 (дата обращения: 18.06.2021).

Принятие  Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» поспособствовало появлению в Российской Федерации законодательно оформленной конструкции профессиональной организации судей – судейского сообщества.

Мы полагаем, что данный факт свидетельствует о том, что основными задачами данного сообщества является обеспечение  защита прав и законных интересов судей, а так же содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства через создаваемые судейским сообществом органы.

По мнению Бурдиной Е.В. полномочия, возложенные на органы судейского сообщества, стали значимым элементом механизма судебной власти XXI века [1, с. 217].

С ней нельзя не согласиться, так как практика показывает, что, задействованы одни и те же права, такие как: формирование судейского корпуса, участие в продвижение судей в их карьере, привлечение судей к дисциплинарной ответственности и, конечно же, участие в организационном и ином обеспечение деятельности судов [5, с. 51-52].

В теории организации судебной власти можно выделить два уровня органов судейского сообщества в Российской Федерации: федеральный уровень и уровень субъектов [2, с. 88-89].

Большинство ученых склоняются к тому, что также существует дополнительный   – многоуровневый или иначе его называют «на всех уровнях». К ним относятся общие собрания судей судов.

Мы полагаем, что его не нужно выделять в отдельный самостоятельный уровень, так как данные собрания производятся для обсуждения ряда вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей.

По моему мнению, вопросы, касающиеся изменений механизмов и самой системы органов судейского сообщества в Российской Федерации в целом, должны относиться к федеральному уровню и обладать всей полнотой власти.

Проанализировав статью 3 ФЗ N 30 от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» закреплявшую термин «органы судейского сообщества», можно сделать вывод, что она не дает точного определения [6].

Так как если давать не легально, то доктринальное определение указанного термина необходимо для отграничения органов судейского сообщества от иных структурных организаций.

Под доктринальным толкованием понимают разъяснение смысла правовых предписаний, даваемое научными и другими квалификационными юридическими учреждениями (работниками). Формально оно не имеет обязательной силы.

Тем самым если подробно изучить большое количество юридической литературы, то можно заметить, что даже там встречаются расхождения между юристами, пытающимися, дать более точное определение данному термину.

Клеандров М.И. придерживался несколько иного мнения. Он утверждал, что «органы судейского сообщества в Российской Федерации» – это по – разному структурированные объединения судей – прямых носителей судебной власти [3, с. 9-11]. При этом Бурдина Е.

В. достаточно в широком смысле раскрывает вышеназванный термин, пологая, что «органы судейского сообщества – это органы самостоятельного сообщества судей, формируемые для выражения интересов судей и осуществление возложенных на них ФЗ полномочий.

Исходя из выше сказанного, необходимо внести изменения в статью 3 ФЗ N30  от 14 марта 2002г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором следует дать более точное определение, которое бы разграничивало органы судейского сообщества от иных организаций, а также разъясняло бы их полномочия.

Актуальность проблемы заключается в том, что существуют неоднозначные подходы к определению термина «органы судейского сообщества». Поэтому еще долгое время будет служить темой для многочисленных дискуссий.

Бурдина Е.В. считает, что немаловажной проблемой органов судейского сообщества является «положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации от 15 июля 2002г.

» Высшая квалификационная коллегия судей имеет право пересматривать решения квалификационных коллегий судей по вопросам досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя районного суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

Поэтому необходимо увеличить полномочия высших квалификационных коллегий судей, а именно предоставить им право на обжалование любых решений квалификационных коллегий в суд.

С этой точкой зрения можно поспорить. Это прослеживается в возможном оказании давления на нижестоящие органы судейского сообщества, а именно злоупотребление должностными полномочиями. В связи с этим может быть разрушена единообразная саморегулирующая система органов судейского сообщества.

Подводя итог научному исследованию, можно прийти к выводу, что Федеральный закон N-30 «Об органах судейского сообщества» нуждается в усовершенствовании.

В свою очередь необходимо разграничение ряда вопросов, касающихся в первую очередь состава, порядка, полномочий, придерживающихся для осуществления  своей деятельности при отсутствии обозначенных законодателем функций органов судейского сообщества [4, с. 2-5].

Читайте также:  Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Также остается неразрешенный вопрос о том, как соотносятся и взаимодействуют органы судейского сообщества и судебные органы, а также как финансируются органы судейского сообщества, и какое влияние это оказывает на их правовой статус.

Библиографический список

  1. Бурдина Е.В. Судебная власть в Российской Федерации 2006г.
  2. Бурдина Е.В. Понятие и система органов судейского сообщества в Российской Федерации// Юридический Журнал «Пробелы в российском законодательстве», выпуск №1, 2008г.
  3. Клеандров М.И Становление и развитие российских органов судейского сообщества// Журнал Тюменского государственного университета «Вестник», выпуск №3, 2012г.
  4. Абдулин Р.С Теоретико-правовые основы формирования современного внутрисистемного судебного управления (1989-1998) // Журнал « Журнал «Genesis» 2014г.
  5. Бурдина Е.В. Судоустройство // Журнал «Евразюж» №5, 2012г.
  6. Федеральный закон N-30 «Об органах судейского сообщества» 2002г.

Количество просмотров публикации: Please wait

Понятие и структура правового статуса квалификационных коллегий судей

В последние десятилетия в науке ведется разработка конструкций статусов различных субъектов права – государства, территориальных образований, органов государственной власти, объединений граждан и отдельных групп граждан и других субъектов права.

По отношению к квалификационным коллегиям судей при анализе понятия правового статуса следует использовать конструкцию правового статуса государственных органов.

Применительно к органам государственной власти наиболее распространено отождествление правового статуса органа власти с его компетенцией. Представляется, что в подобном случае можно вести речь лишь о статусе в узком смысле слова.

Такой подход представляется ограниченным, не раскрывающим сущности того или иного органа государственной власти. Поэтому необходимо рассматривать вопрос о статусе в широком смысле как совокупности элементов, характеризующих, в частности, орган со всех сторон[3].

В его содержание, как правило, включают порядок формирования, задачи и функции, принципы деятельности, права и обязанности (полномочия), гарантии деятельности и ответственность.

Правовой статус квалификационной коллегии как органа судейского сообщества регулируется нормами публичного права: конституционного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, международного и других отраслей права.

Однако четко определить отраслевой статус квалификационных коллегий не представляется возможным, поскольку они являются специфическим субъектом права.

Хотя в науке есть работы, где квалификационные коллегии рассматриваются с точки зрения административного права[4].

Правовой статус квалификационной коллегии судей — это совокупность правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах и характеризующих этот орган как часть судейского сообщества, определяющих его как самостоятельную организационную единицу, а также как орган, участвующий в осуществлении особой функции государства – управлении судейскими кадрами. Правовой статус – сложная правовая конструкция, сердцевину которого составляют полномочия квалификационных коллегий (их права и обязанности).

Элементами правового статуса квалификационных коллегий являются: порядок формирования и организация квалификационных коллегий; принципы и гарантии деятельности квалификационных коллегий; компетенция и ответственность. Центральное место в структуре статуса квалификационных коллегий занимает компетенция (система полномочий) коллегий.

Для характеристики элементов правового статуса квалификационных коллегий и особенностей правового регулирования их деятельности важным представляется вопрос о целях и задачах квалификационных коллегий. Цели и задачи предопределяют функции и полномочия органа (квалификационных коллегий судей).

Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ[5] в ст. 29 определяет, что органы судейского сообщества формируются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Федеральный закон об органах судейского сообщества в РФ[6] повторяет положение ФКЗ и определяет задачи органов судейского сообщества (ст. 4).

Следует признать, что более точно цель квалификационных коллегий формулировал Закон СССР «О статусе судей в СССР» (п. 1 ст. 15): квалификационные коллегии создаются в целях обеспечения выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей.

Цель обеспечения независимости судей и судебной власти органами судейского сообщества и органами, участвующими в формировании судейского корпуса, провозглашается и международными актами, регулирующими статус судей и принцип независимости судебной власти (см. пар. 1.2.).

Цель квалификационных коллегий как гаранта независимости судей подтверждается и положением ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей в РФ[7].

Основными задачами органов судейского сообщества являются согласно Закону об органах судейского сообщества: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Следует признать, что для квалификационных коллегий прежде всего актуальны будут задачи утверждения авторитета судебной власти, обеспечения выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики, и участия в кадровом обеспечении судебной деятельности, хотя последняя задача является, скорее, функцией квалификационных коллегий.

Однозначного определения функций квалификационных коллегий судей в российской юридической науке не существует. Можно выделить следующие функции квалификационных коллегий: участие в формировании кадрового корпуса судей, обеспечение развития судейской карьеры, привлечение судей к дисциплинарной ответственности,  организационную.

Принципы и гарантии деятельности квалификационных коллегий. В своей деятельности квалификационные коллегии опираются на принципы, определяющие сущность органов судейского сообщества.

Деятельность квалификационных коллегий судей характеризуется принципами, общими для всех органов судейского сообщества, и специальными, определенными для деятельности квалификационных коллегий.

Статья 5 Закона об органах судейского сообщества определяет следующие общие принципы органов судейского сообщества: коллегиальность, гласность, соблюдение принципов независимости судей, невмешательство в судебную деятельность.

Закон и Положение определяют специальные принципы организации и деятельности квалификационных коллегий судей. Их можно разделить на три группы:

Об органах судейского сообщества

Согласно статье 10 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с положениями статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 14.03.2002 № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»:

  • Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (пункт 1 статьи 3).
  • Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
  • Всероссийский съезд судей;
  • конференции судей субъектов Российской Федерации;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • советы судей субъектов Российской Федерации;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  • квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 19  Закона).

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

  • рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации (подпункт 1 пункта 2 статьи 19 Закона);
  • приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (подпункт 5 пунктa 2 статьи 19 Закона);
  • налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка (подпункт 8 пункта 2 статьи 19 Закона).

Последнее обновление: 15 августа 2018 г., 22:15

Судейское сообщество в РФ. Органы судейского сообщества

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех уровней, а также судьи судов субъектов РФ.

Основные задачи органов судейского сообщества:

    1. взаимопомощь в совершенствовании судебной системы;
    2. защита прав и законных интересов судей;
    3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

 Взаимный контроль органов судейского сообщества

  • Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии осуществляют контроль путём обмена информацией.
  • Совет судей Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Президиум Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также Высшая экзаменационная комиссия направляют необходимую информацию о своей деятельности соответственно в советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и в экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации.
  • Советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, информируют о своей деятельности Совет судей Российской Федерации, Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации и Высшую экзаменационную комиссию.

Органы судейского сообщества

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральным законодательством.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

    1. Всероссийский съезд судей;
    2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
    3. Совет судей Российской Федерации;
    4. советы судей субъектов Российской Федерации;
    5. общие собрания судей судов;
    6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
    7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
    8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
    9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации избираются на четыре года.По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

    1. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей Российской Федерации утверждаются Всероссийским съездом судей.
    2. Регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов Российской Федерации утверждаются конференциями судей субъектов Российской Федерации.
    3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
    4. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

Всероссийский съезд судей

Всероссийский съезд судей — высший орган судейского сообщества, правомочный утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, а также принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

  1. Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Судейское сообщество в российской федерации и органы судейского сообщества

судейское сообщество мировой судья

Читайте также:  Быт крестьянина - история России

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему России. Как установлено в ч. 2 ст.

118 Конституции Российской Федерации, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 3 указанной конституционной статьи судебная система России устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Там же предусмотрено, что создание чрезвычайных судов не допускается.

На основании гл. VII «Судебная власть» Конституции Российской Федерации и в ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России.

В соответствии с ч. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся: Конституционный Суд России; Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд России, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Из Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» следует, что в судейское сообщество не входят: судьи судов, не отправляющих правосудие от имени государства, т.е. третейские судьи и арбитры (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» Закон РФ от 7.07.1993 г.

N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 32. — С. 1240, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» ФЗ от 24.07. 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 30. — С.

3019); не являющиеся судьями граждане, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия, т.е. присяжные заседатели (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» ФЗ от 20.08. 2004 г.

N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 34. — С. 3528, раздел XII УПК РФ) и арбитражные заседатели (Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»ФЗ от 30.05. 2001 г.

N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 23. — С. 2288).

Основная цель деятельности судейского сообщества — выражение интересов судей как носителей судебной власти. Из федеральных конституционных законов, регулирующих формирование и деятельность органов судейского сообщества, основным является Закон о судебной системе, в ч. 1 ст.

29 которого установлено, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Согласно ч.

3 указанной статьи компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.

Основные задачи органов судейского сообщества на современном этапе судебной реформы определены в Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г.

«О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования»Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2.12. 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // http://www.ssrf.ru/ss_detale.php?id=8, которым признано, что усилия федеральных органов государственной власти и органов судейского сообщества должны быть направлены на:

  • 1. существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов;
  • 2. укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения;
  • 3. улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов;
  • 4. совершенствование законодательства, предусматривающего обязательность внесудебного порядка и процедуры досудебного урегулирования гражданских и административных споров, закрепление в нем альтернативных средств разрешения дел, а также упрощенных форм судопроизводства, в т.ч. по уголовным делам;
  • 5. реализацию инициатив высших судов и органов судейского сообщества по совершенствованию законодательства с привлечением к этой работе ученых и научных учреждений на договорной основе;
  • 6. повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;
  • 7. принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи;
  • 8. разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
  • 9. укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов в течение 1 — 2 лет, обязательного повышения в ней квалификации судей федеральных судов (один раз в 3 года), а также судей конституционных, уставных судов и мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами РФ и Российской академией правосудия;
  • 10. принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей;
  • 11. повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

Первоначально высший судебный орган на территории Мурманской области был создан как Совет народных судей 26 февраля 1922 г. по решению Мурманского губернского совещания судебных деятелей советской юстиции.

Функции суда ограничивались рассмотрением кассационных или частных жалоб на приговоры, решения и действия народных судов.

В конце 1927 г., в связи с образованием Мурманского округа суд был реорганизован в Мурманский окружной суд Наркомюста РСФСР, а в июне 1938 (в результате образования Мурманской области) — в Мурманский областной суд.

Суд рассматривал уголовные дела о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.

В 1954 г. Мурманский областной суд в составе президиума из 5 человек стал осуществлять судебный надзор, получив исключительное право пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений и определений народных судов и судебных коллегий, действующих как суды второй инстанции.

  • В настоящее время на территории Мурманской области отправляют правосудие федеральные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему Мурманской области.
  • К федеральным судам относятся: Мурманский областной суд, районные суды, военные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции.
  • К судам Мурманской области относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

29 мая 2002 года после принятия Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ФЗ от 14.03. 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002.

— N 2916 Мурманской областной Думой был принят Закон Мурманской области «О мировых судьях в Мурманской области», согласно которому «Мировые судьи в Мурманской области (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъекта Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи признаются членами судейского сообщества Мурманской области, обладают единым статусом, определяемым Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»».

§ 15. Органы судейского сообщества

Согласно положениям пп. 8 и 9 Принципа «Свобода слова и ассоциаций1» Основных принципов, касающихся независимости судебных органов 1985 г.

судьи, равно как и иные граждане, обладают как свободой слова, так и свободой организовывать и вступать в уже существующие ассоциации судей или другие организации с целями защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости.

Аналогичные положения содержатся и в европейских документах, регулирующих статус судьи и суда в современном демократическом государстве2. Различаются два вида подобных ассоциаций — национальные и международные (в том числе региональные3).

В России свобода ассоциаций судей или феномен судейского самоуправления нашли выражение в организационной форме — судейское сообщество. В течение почти 10 лет это понятие не имело легального определения. Однако нормативное содержание ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 26 июня 1992 г.

«О статусе судей в Российской Федерации»1 позволяло и позволяет отнести судейское сообщество России к категории ассоциаций судей, причем так называемых национальных (т. е.

объединяющих всех судей, действующих или действовавших на территории конкретного государства), в отличие от ассоциаций по интересам (к их числу, например, относят Европейскую ассоциацию судей за демократию и свободы).

В Положении об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденном II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 г. 2, судейское сообщество определено как совокупность наделенных в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия всех судей Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).

Эта дефиниция была воспринята и новым Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 14 марта 2002 г. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения его отставки в установленном законом порядке (там же, ст. 2).

Судейское сообщество России как целое не выступает самостоятельным субъектом права, названные нормы, также как и ст. 29 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

«О судебной системе Российской Федерации»3, предполагают его персонификацию в органах, которые и наделены полномочиями выражать «интересы судей как носителей судебной власти» (ч. 1 ст. 174 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ч. 1 ст.

3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»5).

К числу органов судейского сообщества Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 17) относил:

  • — Всероссийский съезд судей, а в период между съездами — Совет судей Российской Федерации, избираемый съездом;
  • — собрания судей Верховного и Высшего Арбитражного судов;
  • — съезды (конференции)1 судей субъектов Федерации, окружных (флотских) военных судов и арбитражных судов2, а в период между съездами (конференциями) — избираемые ими советы судей.

Квалификационные коллегии судей в этот перечень не были включены3.

С вступлением в силу Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» приведенный перечень расширен, в него включены: Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (о содержании этого нового понятия см. ниже), а также общие собрания судей судов (а не только Верховного и Высшего Арбитражного судов России).

Перечень, приведенный в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», является исчерпывающим, или закрытым, и иные органы судейского сообщества других типов и видов создаваться не могут, вплоть до включения их в приведенный перечень.

Читайте также:  Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Обратим внимание, что к числу органов судейского сообщества и до принятия Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» относились еще по меньшей мере два: общее собрание (пленум) Конституционного Суда РФ (который наряду с полномочиями в сфере осуществления конституционного контроля обладает и полномочиями по управлению сообществом судей Конституционного Суда РФ — ст. 21, 23 и некоторые другие Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»4, содержание которых было сопоставимо с ч. 3 ст. 17 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), и, опять-таки, по смыслу названной ч. 1 ст. 17 -собрания (пленумы) конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

К числу полномочий всех видов органов судейского сообщества ст.

17 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» относила: обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства; проведение общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей; представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях, а также полномочия по формированию составов квалификационных коллегий. Статья 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» несколько видоизменила этот перечень (скорее по форме), введя телеологический критерий осуществления названных полномочий. Речь теперь идет о таких задачах органов судейского сообщества, как содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судебной этики.

Более детально правое положение органов судейского сообщества, в том числе в части реализации предоставленных им полномочий, определено упоминавшимся Федеральным законом применительно к отдельным их видам.

Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей. Полномочия Всероссийского съезда судей установлены весьма кратко в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», которая вслед за нормой ч. 2 ст.

29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» определяет Съезд как высший орган судейского сообщества России, правомочный принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые отнесены к компетенции квалификационных коллегий судей.

Вместе с тем данный Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации содержат и более конкретные нормы, закрепляющие, причем в императивной форме, отдельные полномочия Всероссийского съезда судей.

Так, уже упоминавшаяся ч. 1 ст.

6 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» содержит норму, предоставляющую Всероссийскому съезду судей исключительное право утверждать кодекс судейской этики (ранее назывался Кодексом чести судьи), а также принимать акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, а ст. 14 Закона детализирует это полномочие применительно к регламенту самого Съезда и регламенту проведения Совета судей Российской Федерации (нормотворческие или регламентарные полномочия).

Совсем иного рода полномочия установлены ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Согласно этой норме Всероссийский съезд судей избирает судей в состав Совета судей Российской Федерации (порядок формирования этого органа будет рассмотрен ниже). Согласно ч. 3 ст.

11 того же Федерального закона Съезд также избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии Российской Федерации (порядок формирования этого органа также будет раскрыт ниже). Очевидно, что эти полномочия могут быть охарактеризованы как кадровые.

Всероссийский съезд судей обладает и полномочиями финансового характера. Так, ч. 5 ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» возлагает на Съезд контроль за размером бюджетных средств, выделенных или подлежащих выделению на конкретный финансовый год на финансирование судов.

Только с согласия Съезда или Совета судей Российской Федерации размер финансирования может быть уменьшен. Часть 2 ст. 3 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации»1 конкретизирует полномочия Съезда, связывая их с размером предполагаемого уменьшения — более 5%. А из п. 1 ч. 1 ст.

6 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»2, устанавливающего полномочия этого органа по обеспечению деятельности Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества3, вытекают полномочия Съезда в этой сфере, хотя и не вполне ясно определенные.

В частности, к ним можно отнести: определение объема финансирования и иного ресурсного обеспечения; определение порядка реализации выделенных средств, контроль за реализацией и т. п. Пункт 8 ч. 1 ст.

10 этого Закона конкретизирует указанную норму, обязывая Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ представлять отчет Съезду (вероятно, каждому, по мере их проведения). Всероссийский съезд судей как представитель национального судейского сообщества, кроме того, подпадает под действие ч. 1 ст.

9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в силу которой обладает полномочиями по предложению Президенту РФ кандидатов на должности судей Конституционного Суда РФ.

Обратим внимание также на нормы ст. 7 Положения об органах судейского сообщества, которое пока не утратило своей юридической силы1. Названная статья определяет полномочия не только Всероссийского съезда судей, но и съездов (конференций) судей субъектов Федерации и собраний судей.

Все эти органы, во-первых, обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства. По результатам обсуждения они вправе обращаться в Верховный и Высший Арбитражные суды России с предложениями о внесении представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов2.

Во-вторых, все эти органы проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей, и представляют заключения в соответствующие органы государственной власти.

На практике экспертиза осуществляется по поручениям подобных органов, а сами они обсуждают проекты экспертных заключений и утверждают их.

В-третьих, съезды и конференции судей рассматривают актуальные проблемы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судебной деятельности, правового и социального положения судей и по результатам вносят соответствующие предложения руководителям органов юстиции3 и председателям судов.

В-четвертых, эти органы представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях. В-пятых, съезды и конференции судей обладают полномочиями по избранию квалификационных коллегий соответствующего уровня. В-шестых, эти органы судейского сообщества избирают подотчетные им советы судей.

И, наконец, в-седьмых, именно данные органы принимают присягу вновь избранных (в настоящее время — назначенных) судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ (как выше отмечалось, последние приносят присягу перед Советом Федерации). Перечень полномочий съездов и конференций судей является открытым, поэтому эти органы осуществляют и иные полномочия, вытекающие из положений Федерального закона «Об органах судейского сообщества Российской Федерации».

Интересным представляется и тот факт, что внесенный Верховным Судом РФ проект Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в основном воспроизводил эти нормы Положения об органах судейского сообщества (к сожалению, не конкретизируя и не уточняя их1). Этот же подход был использован и в отношении съездов (конференций) судей иного уровня. Действующий Федеральный закон оказался еще более лаконичным.

С 1991 г. состоялось пять Всероссийских съездов судей: в 1991 г.2, в 1993 г.3, в 1994 г.4, в 1996 г.5 (чрезвычайный6) и в 2000 г.

7 На съездах обсуждались наиболее актуальные проблемы становления и развития независимой судебной власти в условиях обновленного государства, ход реализации судебной реформы, важнейшие законопроекты, например такие, как законы о статусе судей и о судебной системе, об организации обеспечения судов (о судебном департаменте) и об организации обеспечения безопасности судей и членов их семей и т. п., осуществлялись выборы в Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ, заслушивались их отчеты.

Существенной новеллой стало закрепление на законодательном уровне принципов избрания делегатов на Всероссийский съезд судей. Положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» определяют следующие нормы представительства:

  1. от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — по десять судей;
  2. от судей каждого федерального арбитражного суда округа — по два судьи; от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых 50 судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
  3. от судей каждого арбитражного суда субъекта Федерации — по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых 30 судей каждого арбитражного суда субъекта Федерации;
  4. от судей каждого окружного (флотского) военного суда — по два судьи;
  5. от судей гарнизонных военных судов — по одному судье от каждого субъекта Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;
  6. от судей районных судов — по одному судье от каждого субъекта Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых 100 судей районных судов, действующих на территории субъекта Федерации;
  7. от мировых судей — по одному судье от каждого субъекта Федерации;
  8. от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Федерации — по одному судье.

Делегаты на Съезд от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов — на конференциях судей субъектов Федерации (ч. 3 указанной статьи).

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей России. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Федерации.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Председательствует на Съезде председатель Совета судей России.

В отличие от существовавших ранее съездов (конференций) судей, которые могли быть созваны как по территориальному (точнее, субъектному), так и по межтерриториальному принципу, конференции судей субъектов Российской Федерации явно связаны с вполне определенной территорией.

Конференции судей субъектов Федерации также являются представительными органами, но уже судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, судей районных судов и гарнизонных военных судов, а также мировых судей, действующих на территориях соответствующих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Федерации, за исключением вопросов, отнесенных упомянутым Федеральным законом к полномочиям квалификационных коллегий судей. Они также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Федерации.

Ссылка на основную публикацию