Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения

Судья Пестерев С.А.

Докладчик Рудь Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,

судей Роговой И.В., Рудь Т.Н.,

при секретаре М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 21 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе ООО «У.» в лице генерального директора Г.Ю.А. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2012 года, которым постановлено:

«Иск Е.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «У.» о возложении обязанности обеспечить строительство отвода газопровода к жилому помещению — удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «У.» осуществить строительство отвода газопровода низкого давления к принадлежащей Е.Г. квартире под номером… в доме N… по ул…. в деревне…, Вельского района Архангельской области, проходящему по названной улице.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «У.» в пользу Е.Г…. рублей в счет возврата уплаченной государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований Е.Г. к администрации муниципального образования «Муравьевское», Правительству Архангельской области о возложении обязанности обеспечить строительство отвода газопровода к жилому помещению — отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Е.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Муравьевское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», Правительству Архангельской области, П.Н.К., обществу с ограниченной ответственностью «У.

» о признании незаконным отказа в бесплатном подключении к газовым распределительным сетям квартиры, признании недействительным решения простого товарищества по сбору средств на строительство газопровода низкого давления и возложении обязанности обеспечить строительство отвода газопровода к ее квартире.

В обоснование требований указала, что она является собственником квартиры N… в д. N… по ул…., в дер…. Вельского района Архангельской области.

В рамках долгосрочной целевой Программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 — 2012 годы», утвержденной Постановлением правительства Архангельской области 1 декабря 2009 года N 168-пп, осуществляется строительство газопровода низкого давления (разводящих сетей) по территории МО «Муравьевское». На ее обращения с заявлением о подключении к газовым распределительным сетям ее квартиры, глава администрации МО «Муравьевское» дал ответ, что в целях реализации названной Программы было создано простое товарищество и заключен соответствующий договор, одним из условий которого является необходимость внесения вклада в строительство газопровода в размере 50000 рублей в счет добровольного пожертвования в срок до 1 июня 2012 года. По результатам прокурорской проверки проводимой на основании коллективного обращения жителей дер. Горка Муравьевская в адрес главы МО «Муравьевское» было вынесено представление об устранении нарушений закона. Считает, что подключение ее квартиры к газораспределительным сетям должно проводиться бесплатно. Просила признать незаконным отказ администрации МО «Муравьевское» бесплатно подключить к газовым распределительным сетям квартиру, признать недействительным решение простого товарищества по сбору средств в размере 50000 рублей на строительство газопровода низкого давления и обязать ООО «У.» обеспечить строительство отвода газопровода к ее квартире в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.

Впоследствии истец уточнила исковые требования и окончательно просила возложить на ООО «У.

» обязанность по обеспечению строительства отвода газопровода к принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: … в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения данного требования в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на администрацию МО «Муравьевское» обеспечить строительство отвода газопровода к принадлежащему ей жилому помещению за счет средств заказчика.

Определением суда от 1 ноября 2012 года прекращено производство по делу в части требований Е.Г. к администрации МО «Вельский муниципальный район», П.Н.К.

о признании незаконным отказа в бесплатном подключении к газовым распределительным сетям квартиры, признании недействительным решения простого товарищества по сбору средств на строительство газопровода низкого давления и возложении обязанности обеспечить строительство отвода газопровода к квартире, в связи с отказом от данных исковых требований.

Представитель истца Р. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, пояснив, что согласно муниципальному контракту, заключенному МО «Муравьевское» с ООО «У.», на последнее возложена обязанность по выполнению всех работ по аукционной документации.

По результатам проверки прокуратуры установлено, что администрация должна сделать 180 цокольных отводов, в том числе и к дому истца. Согласно ст. 7 Федерального закона N 69-ФЗ от 01.03.1999 г.

«О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организация населения газоснабжением является полномочиями органов местного самоуправления, а поэтому считает, что администрация МО «Муравьевское» должна была проконтролировать «Подрядчика» по выполнению работ в полном объеме.

Представитель администрации МО «Муравьевское» Ю. в судебном заседании иск к администрации МО «Муравьевское» не признала, пояснив, что к полномочиям администрации относиться проведение газа, поэтому по договору с ООО «У.» первоочередным для исполнения были магистральные сети.

Работы по муниципальному контракту завершены 17 октября 2012 года, осуществлена приемка газопровода низкого давления, который введен в эксплуатацию.

Полагает, что в том случае если квартира подлежала подключению к газопроводу низкого давления в период производства работ, то такую обязанность по обеспечению строительства отвода газопровода к этой квартире, надлежит возложить на ООО «У.».

Дело рассмотрено в отсутствие истца Е.М., представителя ответчика ООО «У.», представителя ответчика Правительства Архангельской области, представителя третьего лица Министерства энергетики и связи Архангельской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчика ООО «У.», и в поданной апелляционной жалобе и дополнении к ней просит его отменить, в удовлетворении исковых требований к ООО «У.» отказать.

В обоснование жалобы указано, что истец Е.Г. не может выступать истцом по заявленному иску, поскольку муниципальный контракт заключен не с неопределенным кругом лиц, а с МО «Муравьевское». Кроме того, муниципальный контракт не содержит перечня домов, к которым должен быть смонтирован цокольный ввод.

Жилых домов 220, а по контракту предусмотрен монтаж 180 цокольных вводов. Решение суда изложено некорректно и фактически не может быть исполнено, так как суд неправомерно обязал ООО «У.» произвести работы по строительству отвода газопровода низкого давления к квартире истца, поскольку такие работы не предусмотрены муниципальным контрактом, а ООО «У.

» не имеет разрешения на строительство вводного и внутреннего газопровода.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Е.Г., ее представитель Р., представитель ответчика МО «Муравьевское» в лице главы К. полагают решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ООО «У.» Б.С.В. и Г.Ю.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Материалами дела подтверждается, что Е.Г. является собственником квартиры N… в доме N… по ул…. в дер…, Вельского района Архангельской области, где фактически проживает.

Установлено, что в целях реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010-2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 1 декабря 2009 года N 168 — пп, предусмотрено строительство газопровода низкого давления (разводящие сети) в МО «Муравьевское», Вельского района, дер. Горка Муравьевская с финансированием из федерального, областного и местного бюджетов.

7 июня 2012 года заключен муниципальный контракт между администрацией МО «Муравьевское» (Заказчик) и ООО «У.» (Подрядчик), согласно условиям которого администрация МО «Муравьевское» поручает, а ООО «У.

» принимает на себя обязательства по строительству объекта «Газопровод низкого давления (разводящие сети) по территории МО «Муравьевское» Вельского района Архангельской области» (по договору Объект), врезки газопровода, получения Подрядчиком заключения о соответствии построенного объекта требованиям СНиП (ГАСН), изготовлении кадастрового технического паспортов на Объект на условиях и в сроки, предусмотренные контрактом. Срок выполнения работ по контракту два месяца с даты подписания контракта.

Пунктом 4.1 договора установлена стоимость работ в размере 24 875 821 рубль 48 копеек.

Читайте также:  Статья 36.5. изменение и прекращение договора об обязательном пенсионном страховании

Цена контракта включает в себя стоимость работ и расходов, в том числе строительные, монтажные работы, врезка газопровода, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изготовление технического и кадастрового паспортов на Объект, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы на страхование, на материалы, оборудование, транспортировку, погрузку-разгрузку, авторский надзор и иные сопутствующие выполнению работ затраты, предусмотренные проектно-сметной документацией, техническим заданием документации об аукционе в электронной форме.

17 октября 2012 года между администрацией МО «Муравьевское» и директором ООО «ВГС» (эксплуатационная организация) подписан Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, согласно которому ООО «У.» предъявлен к приемке законченный строительством газопровод низкого давления по адресу: дер. Горка Муравьевская Вельского района Архангельской области, протяженностью 10186,4 метра.

Возлагая обязанность на ООО «У.» осуществить строительство отвода газопровода низкого давления к принадлежащей Е.Г. квартире, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст.

48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года N 360, договор о подключении к сетям газоснабжения признается публичным, а ООО «У.

» является коммерческой организацией, и по характеру своей деятельности осуществляет продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг на основе публичного договора. Кроме того, бюджетные средства на строительство газопровода были выделены, обязанность подведения газораспределительных к дому истца возложена на ООО «У.

», который не исполнил условия контракта, а не на администрацию МО «Муравьевское», которая выполнила свои обязанности по организации газоснабжения на территории муниципального образования.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не согласна на основании нижеследующего.

Пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. от 29.06.

2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесен вопрос по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" стр. 2

  • Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе:
  • устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
  • утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее — неотключаемые потребители);
  • устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
  • утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
  • утверждает типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
  • устанавливает требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований;
  • утверждает методику расчета показателей газификации или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанной методики.

Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения

  1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
  2. подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
  3. согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
  4. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
  5. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по организации газоснабжения населения на внутригородских территориях указанных городов федерального значения в случае, если организация газоснабжения населения определена как вопрос местного значения, устанавливаются законами этих субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 9. Утратила силу с 1 января 2005 г

Глава III. Особенности использования месторождений газа

Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения

К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Отнесение месторождений газа к объектам федерального значения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах».

Часть вторая утратила силу.

Статья 11. Утратила силу

Статья 12. Особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ

В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительством Российской Федерации определяется перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа, осуществляемых по совмещенной лицензии, организации — собственнику Единой системы газоснабжения или организации — собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Организации, которой предоставлено право пользования участком недр федерального значения, содержащим газ, предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах.

Глава IV. Правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения

Статья 13. Полномочия организации — собственника Единой системы газоснабжения

  • В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений о поставках газа организация — собственник Единой системы газоснабжения:
  • обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;
  • обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;
  • осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;
  • обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов;
  • осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей среды;
  • осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.
  • В процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация — собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности газоснабжения.

Статья 14. Неделимость Единой системы газоснабжения

Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации — собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании Федерального закона.

Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией — собственником Единой системы газоснабжения.

Организация — собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией — собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

Читайте также:  Статья 14. Заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей

Статья 15. Акции организации — собственника Единой системы газоснабжения и особенности их оборота

Суммарная доля обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения. Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона.

Глава V. Правовые основы развития единого рынка газа на территории Российской Федерации

Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа

  1. Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются:
  2. формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов Российской Федерации — развитие газификации;
  3. создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа;
  4. создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий;
  5. проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.

Статья 17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации

Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.

Статья 18. Правовые основы поставок газа

Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации»

Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 14. Вопросы местного значения поселения

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Статья 16. Вопросы местного значения городского округа

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

2.1.

Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

Читайте также:  Статья 35. Отпуска

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления в вопросе содержания мусорных площадок

Какова компетенция органов местного самоуправления в вопросе создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов?

В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) на соответствующих территориях.

К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

— Реклама —

Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом — Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

При этом Комитетом обращается внимание, что Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ внесен ряд существенных изменений. В частности, статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ, определяющая полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, изложена в новой редакции. Данными изменениями устанавливаются пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с ТКО. При этом измененная редакция статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ вступила в силу с 1 января 2019 года.

Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 134 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 134 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 134 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее — Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 — 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии — на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Однако из этого общего правила есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.

В частности, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Также необходимо учитывать, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечивать управление многоквартирным домом (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г.

№ 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Так, согласно пункту 26(1) работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок включены в указанный минимальный перечень. Тем самым, в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2 — 23 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ссылка на основную публикацию