Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

  • Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – это официальный информационный ресурс, содержащий систематизированный свод информации об ООПТ.
  • Ведение государственного кадастра ООПТ предусмотрено Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 4).
  • Кадастр ООПТ ведется в целях:
  • оценки состояния природно-заповедного фонда,
  • определения перспектив развития сети ООПТ,
  • повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ,
  • учета ООПТ при планировании социально-экономического развития регионов.

Задачи кадастра ООПТ:

  • сбор, структурирование, хранение, накопление, обновление кадастровых сведений об ООПТ;
  • подготовка сводных данных в разных аспектах для анализа состояния сети ООПТ и выработки решений;
  • обеспечение быстрого и удобного доступа к сведениям об ООПТ;
  • придание сведениям об ООПТ статуса официальной информации, которая может и должна учитываться при выработке управленческих и иных решений;
  • обеспечение быстрого и удобного доступа к нормативно-правовым и другим документам по организации и функционированию ООПТ, необходимым для принятия управленческих решений.

Конкретные правила ведения кадастра ООПТ установлены приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. N 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территории».

В частности, установлена форма накопления кадастровых сведений, состоящая из 29 пунктов (не считая многочисленных подпунктов), которые охватывают исчерпывающую и разностороннюю информацию об ООПТ.

Обновление информации должно производиться не реже 1 раза в 4 года.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Пример страницы в кадастре ООПТ

В 2014–2015 годах, в соответствии с госпрограммой «Экология Подмосковья на 2014–2018 годы» и на основании государственных контрактов ПФ «Верховье» проводил работы по созданию электронной базы данных для ведения кадастра ООПТ Московской области областного и местного значения и частичному ее наполнению.

В 2014 году был создан прототип базы данных государственного кадастра ООПТ Московской области, в 2015-2016 годах – полноценно функционирующий электронный продукт с пользовательским интерфейсом.

При разработке базы данных требования упомянутого выше приказа МПР адаптировались к региональной специфике Московской области. Пользовательский интерфейс создавался с учетом удобства пользования, как для ввода, так и для поиска информации.

Форма базы данных разделена на 8 разделов:

  1. Сведения об основных характеристиках ООПТ (наименование, категория, статус, площадь и т.п.)
  2. Географическое положение и площадь (в том числе место в административно-территориальном и ландшафтом делениях)
  3. Цели создания ООПТ и ее ценность, нарушенность территории, факторы негативного воздействия
  4. Описание природного комплекса (рельеф, климат, типы экосистем, списки видов флоры и фауны, особо ценные объекты и т.д.)
  5. Сведения о зонировании и режимах
  6. Рекреация (наличие рекреационной инфраструктуры)
  7. Приложения (файлы с полезной информацией)
  8. Дополнительная информация (источники информации, комментарии, составитель, дата составления).

Для заполнения базы данных использовались следующие типы источников:

  • нормативно-правовые акты,
  • научно-практическая литература,
  • официальные открытые интернет-ресурсы,
  • лесо- и землеустроительная информация,
  • материалы комплексных обследований ООПТ, проекты организации и реорганизации ООПТ, разработанные ПФ «Верховье»,
  • Материалы, предназначенные для занесения в Государственный кадастр недвижимости данных об ООПТ,
  • фондовые данные ПФ «Верховье».

К концу 2017 года в базу данных кадастра были занесены сведения о 250 ООПТ Московской области областного и местного значения.

Основные кадастровые сведения ООПТ были занесены в Экологический паспорт Московской области.

Минприроды России разработан новый Порядок ведения кадастра ООПТ

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Соответствующий приказ Минприроды России направлен на регистрацию в Минюст России.

Новый Порядок ведения кадастра ООПТ будет способствовать эффективной реализации государственной политики в области ООПТ и информационного обеспечения задач, связанных с сохранением биологического разнообразия, развитием системы ООПТ и повышением эффективности управления в этой сфере.

С момента вступления приказа в силу, подготовка и представление первичных данных об ООПТ станет значительно удобнее прежде всего для учреждений и органов исполнительной власти, осуществляющих управление ООПТ.

В новом Порядке ведения кадастра ООПТ представлены четкие указания по содержанию и формату кадастровых сведений, которые однозначно трактуются и выполнение которых существенно упрощено.

Формулировки в кадастровых формах приведены в соответствии с терминами и определениями, принятыми действующим законодательством, международными договорами и программами.

Кроме того, учитывая, что в настоящее время Минприроды России приступило к разработке многофункциональной информационной системы по управлению ООПТ, в ближайшее время станет возможен перевод кадастра ООПТ на цифровую основу для формирования единой автоматизированной системы учета ООПТ разных уровней. Это в свою очередь будет способствовать предупреждению появления субъективных сведений и оценок.

Работа по ведению кадастра станет более системной. Это позволит своевременно получать актуальную информацию по разным аспектам деятельности ООПТ и создаст необходимую основу для оценки эффективности системы ООПТ, как одной из главных составляющих системы экологической безопасности Российской Федерации.

Цифровизация сведений об ООПТ приведет к значительному упрощению рассмотрения вопросов, связанных с территориальным планированием, включая вопросы согласования мест выбора участков в целях недропользования, планирования линейных объектов и другого хозяйственного использования.

Для хозяйствующих субъектов информация, приведенная в кадастре, будет иметь первостепенное значение для грамотного планирования социально-экономической деятельности.

Сведения раздела «Реестр ООПТ» будут обновляться ежегодно. В целом кадастр ООПТ станет общедоступным ресурсом.

Документ разработан департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории и Росзаповедцентром Минприроды России.

Справочно:

Кадастр ООПТ

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. ООПТ имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Во Владимирской области создана сеть ООПТ, включающая в себя по состоянию на 05.07.2019 г.

, 135 природных объектов, различных по значению, категории и статусу, общей площадью 345 515,16 га (что составляет 11,88 % от всей площади территории области), 3 ООПТ федерального значения (183 458 га) и 110 ООПТ регионального значения (158 420,86 га), в том числе: 34 заказника (149 126,12 га), 73 памятника природы (9 078,93 га), 2 историко-ландшафтных комплекса (214,54 га) и 1 дендрологический парк (1,27 га) и 22 ООПТ местного значения (3 636,3 га).

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

В соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 и на основании Устава ГУ «Дирекция ООПТ» осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и формирует перечень ООПТ регионального и местного значения Владимирской области.

Таблица 1. Распределение ООПТ Владимирской области по категориям и профилям

Таблица 2. Административное распределение ООПТ Владимирской области

  • * — наличие межмуниципальных ООПТ:
  • 1) комплексный заказник «Клязьминский береговой»  (расположен в Вязниковском и Гороховецком районах);
  • 2) зоологический заказник «Муромский» (расположен в Гороховецком и Муромском районах);
  • 3) комплексный заказник «Окский береговой» (в Меленковском и Муромском районах);
  • 4) комплексный заказник «Клязьминско-Лухский» (расположен в Вязниковском и Гороховецком районах);
  • 5) комплексный заказник «Гусевской» (расположен в Гусь-Хрустальном районе и городском округе Гусь-Хрустальный).
  • ** — наличие межобластных ООПТ:
  • 1) зоологический заказник «Клязьминский» (расположен во Владимирской и Ивановской областях).

Самой крупной особо охраняемой природной территорией в нашем регионе является государственный национальный природный парк «Мещёра» федерального значения, который создан в 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации.

Национальный парк «Мещёра» включает природные и историко-культурные комплексы Мещёрской низменности, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

Главной задачей парка является сохранение природных экосистем в бассейнах рек Поль, Бужа и озера Святого, охрана редких видов растений и животных, развитие экологического туризма и экологическое просвещение населения. На территории национального парка «Мещёра» установлен дифференцированный режим охраны и природопользования.

В соответствии с этим выделено 5 функциональных зон: 1) заповедная зона, 2) особо охраняемая зона, 3) рекреационная зона, 4) зона хозяйственного назначения, 5) зона познавательного туризма и стабилизации природных комплексов.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), биологическими (зоологическими и ботаническими), гидрологическими и т.д.

Комплексные (в том числе ландшафтные) заказники создаются с целью охраны всего природного комплекса в целом, какого-либо уникального ландшафта. Одновременно с этим территория, как правило, является местом обитания большого количества редких и исчезающих видов растений и животных.

Читайте также:  Статья 21. Начало арбитража

Заказники этого типа достаточно равномерно распределены по территории области и занимают различную площадь – от нескольких гектар до десятков тысяч гектар.

В настоящее время на территории области действуют 2 зоологических заказника, причём оба имеют федеральное значение – это Клязьминский и Муромский заказники, созданные, в первую очередь, с целью сохранения русской выхухоли, занесённой в Красную книгу РФ.

Ботанические заказники Владимирской области приурочены к поймам рек Клязьмы и Оки и предназначены для сохранения наиболее флористически богатых растительных сообществ. Мирмекологические заказники созданы с целью охраны крупных скоплений гнёзд различных видов муравьёв в лесных насаждениях. Лесосеменные заказники создавались для формирования ценных семенных маточников хвойных пород (сосна и ель). Единственный в области гидрологический заказник«Каблуково» предназначен для сохранения и восстановления уникальной родниковой системы.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы на территории области имеют следующий профиль: комплексные, ботанические либо водные.

Комплексные памятники природы в нашем регионе представлены, прежде всего, сохранившимися торфяными месторождениями и заболоченными массивами, которые играют важную роль в поддержании гидрологического режима ряда малых рек, являются местом произрастания многих редких и исчезающих растений, служат местообитанием охотничье-промысловых животных. Ботанические памятники природы – это ценные лесные массивы, участки лугов, старые парки, имеющие большую эстетическую и рекреационную ценность. Водные памятники природы представлены пойменными, карстовыми и ледниковыми озёрами, во многих из которых сохранились реликтовые растения (водяной орех плавающий, полушник озёрный, сальвиния плавающая, меч-трава обыкновенная). В большинстве случаев эти озёра также имеют рекреационную ценность. К водным памятникам природы также относятся некоторые родники, являющиеся источниками чистой питьевой воды и также играющие важную роль в поддержании гидрологического режима рек.

К другим категориям ООПТ в нашем регионе относятся, дендрологические парки и историко-ландшафтные комплексы. Единственный в нашем регионе дендрологический парк (им. И.Е. Алексеева) расположен в Ковровском районе на землях лесного фонда Ковровского лесничества.

Здесь собрана коллекция более чем из 100 видов древесно-кустарниковых растений, завезённых из разных стран мира. Историко-ландшафтные комплексы – это живописные природные ландшафты, ценные в экологическом и рекреационном отношениях, на которых расположены памятники истории и культуры, образующие с ними единые комплексы.

Первый в нашем регионе историко-ландшафтный комплекс – «Боголюбовский луг – церковь Покрова на Нерли» – был организован с целью сохранения уникального природного ландшафта, окружающего церковь Покрова на Нерли – памятник белокаменного зодчества XII века, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другой историко-ландшафтный комплекс регионального значения – «Парковый» – создан в Юрьев-Польском районе с целью сохранения старинной барской усадьбы.

В целом система ООПТ Владимирской области достаточно полно охватывает типичные и уникальные природные комплексы региона, при этом необходимы постоянный мониторинг состояния уже существующих ООПТ, выявление новых территорий, которым необходимо присвоить статус особо охраняемых. Существующее на данный момент состояние ООПТ требует проведения мероприятий не только по их восстановлению и обустройству, но и по усилению и совершенствованию охраны.

В связи с изменением федерального и областного законодательства, а также состава землепользователей многие ранее разработанные паспорта на ООПТ подлежат обновлению; для некоторых ООПТ Владимирской области до сих пор не установлены точные границы. Для устранения указанных пробелов в течение 2011-2013 гг. планируется проведение землеустроительных работ по всем заказникам области и составление на них карт (планов), внесение данных об ООПТ в материалы землеустройства и лесоустройства.

В ходе инвентаризации ООПТ в 2009-2010 гг. определён перечень особо охраняемых природных территорий, нуждающихся в реорганизации.

Для приведения нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование ООПТ регионального значения, в соответствие с федеральным и областным законодательством будут упразднены особо охраняемые природные территории, утратившие своё природоохранное значение, а также расположенных в границах более крупных ООПТ; часть особо охраняемых природных территорий регионального значения будет переведена в статус ООПТ местного значения.

В ходе исследований предыдущих лет на территории области выявлено значительное количество природных объектов, имеющих большое природоохранное значение, как места обитания редких и охраняемых растений и животных.

В настоящее время спроектировано несколько новых ООПТ регионального значения, которые в случае придания им природоохранного статуса, станут частью экологического каркаса территории, позволят оптимизировать существующую сеть ООПТ Владимирской области.

Для осуществления работы, направленной на оптимизацию функционирования региональной сети ООПТ, 2 ноября 2009 г. создано государственное автономное учреждение Владимирской области «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области». В 2011 г.

автономное учреждение было реорганизовано в бюджетное.

Основными задачами учреждения являются эффективное управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения, расположенными на территории Владимирской области, а также ведение Красной книги Владимирской области.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Комментарий к статье 4

Понятие и условия ведения кадастра ООПТ определены Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведения кадастра особо охраняемых природных территорий» .

В соответствии с его положениями под государственным кадастром ООПТ понимается официальный документ, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. ———————————

СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5014.Несколько иное понятие государственного кадастра ООПТ закреплено в Правилах ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденных Приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. N 312 (в ред. от 31 марта 1998 г.).

Согласно нормам данных Правил он представляет собой государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления особо охраняемыми природными территориями и обеспечения экологически безопасного развития регионов Российской Федерации.

———————————

БНА ФОИВ. 1997. N 16.Согласно указанным Правилам кадастр является официальным документом, содержащим информацию обо всех категориях ООПТ федерального, регионального и местного значения.

Сведения кадастра служат основанием для принятия управленческих и иных решений в области природопользования и охраны окружающей природной среды, подлежат обязательному учету при разработке планов экономического и социального развития территорий, схем землеустройства и районной планировки, градостроительной документации, при проведении государственной экологической экспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую природную среду. Государственный кадастр ООПТ ведется в целях учета и оценки состояния природно-заповедного фонда Российской Федерации и ООПТ разного ранга, определения перспектив развития системы таких территорий, повышения эффективности функционирования системы ООПТ по поддержанию экологического баланса регионов, усиления государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также в целях учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития регионов и осуществлении хозяйственной деятельности. Кадастр выполняет следующие функции: накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинг ООПТ; анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения; обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов. Кадастр, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ «О порядке ведения кадастра особо охраняемых природных территорий», ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, — федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории (в настоящее время, в соответствии с п. 5.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, ведение кадастра ООПТ федерального значения осуществляет Росприроднадзор; МПР России, как уже говорилось, в соответствии с п. 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов разрабатывает и принимает правила ведения данного кадастра, формы учетной документации и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений); по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, — органами местного самоуправления. Содержание, структура и порядок ведения кадастра ООПТ установлены Правилами ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденными Приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. N 312 (в ред. от 31 марта 1998 г.). В соответствии с положениями данных Правил государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения о: правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ; географическом положении, границах и площади ООПТ; административной и ведомственной подчиненности; задачах, возложенных на конкретные ООПТ; режиме и способах особой охраны этих территорий; охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим); экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов; степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов; собственниках, владельцах, природопользователях, землепользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон; степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов; мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ; структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений; юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты); финансировании и материально-технической базе ООПТ; последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ); лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее; источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ. Кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. В разделе кадастра «Особо охраняемые природные территории федерального значения» содержатся сведения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках, памятниках природы, дендрологических парках и ботанических садах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах и иных установленных Правительством РФ категориях ООПТ федерального значения. В этом и иных указанных далее разделах учетными единицами кадастра являются отдельные ООПТ. В разделе кадастра «Особо охраняемые природные территории регионального значения» содержатся сведения о государственных природных заказниках, памятниках природы, природных парках, дендрологических парках и ботанических садах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах и иных установленных органами исполнительной власти субъектов РФ категориях ООПТ регионального значения. В разделе кадастра «Особо охраняемые природные территории местного значения» содержатся сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах и иных установленных органами местного самоуправления категориях ООПТ местного значения. Информация для кадастра подготавливается на основе единых методических подходов и представляется по унифицированным формам на бумажных и электронных носителях в виде картографических материалов (географических карт, топографических планов, электронных карт), таблиц (электронных таблиц), описаний, электронных банков данных. Сведения об ООПТ собираются и обновляются на основе нормативных документов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об ООПТ федерального, регионального и местного значения. За состоянием информации, содержащейся в кадастре, осуществляется текущий контроль. По мере поступления новой информации или данных об изменении уже имеющихся сведений в кадастр вносятся необходимые дополнения и изменения. При обновлении кадастровых данных предыдущие сведения архивируются и подлежат постоянному хранению. В кадастре должны содержаться ссылки об устаревшей информации и сведения о датах поступления или изменения информации. К упомянутым Правилам ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий прилагаются Типовая форма учетной документации по особо охраняемой природной территории и методические указания по ее заполнению. Данная Типовая форма содержит одинаковый для всех категорий ООПТ базовый набор кадастровых показателей и характеристик, соответствующих требованиям, предъявляемым к подобного рода информации указанными Правилами. Сокращение списка базовых кадастровых показателей не допускается. Форма заполняется на каждую существующую ООПТ федерального, регионального и местного значения, находящуюся на территории субъекта Российской Федерации, а также на перспективные ООПТ, целесообразность организации которых признана соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

Некоторыми субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным порядком был установлен свой порядок ведения государственного кадастра ООПТ. Так, например, Положение о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в г.

Москве утверждено Постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2002 г. N 139-ПП , порядок ведения государственного кадастра ООПТ в Республике Карелия — Постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 10 февраля 1997 г.

N 70 «О ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в Республике Карелия» . ———————————

Вестник Мэрии Москвы. 2002. N 10. Собрание законодательства Республики Карелия. 1997. N 3.

Кадастр ООПТ

  •      КАДАСТР областных ООПТ
  • 4-001 Государственный зоологический заказник областного значения “Калтайский”
  • 4-002 Государственный зоологический заказник областного значения “Верхне-Соровский”
  • 4-003 Государственный зоологический заказник областного значения “Першинский”
  • 4-004 Государственный зоологический заказник областного значения “Карегодский”
  • 4-005 Государственный зоологический заказник областного значения “Поскоевский”
  • 4-006 Государственный зоологический заказник областного значения “Малоюксинский”
  • 4-008 Государственный зоологический заказник областного значения “Кеть-Касский”
  • 4-009 Государственный зоологический заказник областного значения “Октябрьский”
  • 4-010 Государственный зоологический заказник областного значения “Тонгульский”
  • 4-011 Государственный зоологический заказник областного значения “Иловский”
  • 4-012 Государственный ландшафтный заказник областного значения “Ларинский”
  • 4-013 Государственный биологический заказник областного значения “Осетрово-нельмовый”
  • 4-014 Государственный зоологический заказник областного значения “Оглатский”
  • 4-015 Государственный зоологический заказник областного значения “Чичка-Юльский”
  • 4-016 Государственный комплексный (ландшафтный) заказник областного значения “Васюганский”
  • 4-018 Постановление Главы Администрации Томской области “Польто”
  • 4-019 Государственный зоологический заказник областного значения “Томский”
  • 4-020 Государственный комплексный (ландшафтный) природный заказник областного значения “Южнотаежный”
  • 5-001 Памятник природы “Аксёновский припоселковый кедровник”
  • 5-002 Памятник природы “Базойский кедрово-болотный комплекс”
  • 5-004 Памятник природы “Белоусовский припоселковый кедровник”
  • 5-005 Памятник природы “Богашёвский припоселковый кедровник”
  • 5-007 Памятник природы “Бражкинский припоселковый лесопарк”
  • 5-008 Памятник природы “Вершининский сосновый бор”
  • 5-011 Памятник природы “Древостои черного тополя”
  • 5-012 Памятник природы “Звездный ключ”
  • 5-014 Памятник природы “Зоркальцевский припосёлковый кедровник”
  • 5-015 Памятник природы “Каспаранский Яр”
  • 5-017 Памятник природы “Классические геологические обнажения под Лагерным садом на правом берегу р. Томи”
  • 5-020 Памятник природы “Куташевский кедрач”
  • 5-021 Памятник природы “Лесной парк у с. Яр”
  • 5-022 Памятник природы “Лесопарк Комаровка”
  • 5-023 Памятник природы “Лиственничное урочище”
  • 5-024 Памятник природы “Лоскутовский припоселковый кедровник”
  • 5-025 Памятник природы “Лучаново-Ипатовский припоселковый кедровник”
  • 5-027 Памятник природы “Магадаевский припоселковый кедровник”
  • 5-036 Памятник природы “Озеро Песчаное”
  • 5-039 Памятник природы “Остров липы”
  • 5-040 Памятник природы “Петуховский припоселковый кедровник”
  • 5-041 Памятник природы “Плотниковский припоселковый кедровник”
  • 5-044 Памятник природы “Припоселковый кедровник у деревни Губино”
  • 5-050 Памятник природы “Припоселковый лесопарк у деревни Семилужки”
  • 5-053 Памятник природы “Протопоповский припоселковый кедровник”
  • 5-056 Памятник природы “Синий утес”
  • 5-057 Памятник природы “Таловские чаши”
  • 5-059 Памятник природы “Трубачевский припоселковый лесопарк”
  • 5-061 Памятник природы “Университетская роща”
  • 5-062 Памятник природы “Брасовский припоселковый кедровник”
  • 5-064 Памятник природы “Лесной парк у д. Тызырачево”
  • 5-065 Памятник природы “Нижне-Сеченовский припоселковый кедровник”
  • 5-066 Памятник природы “Писаревский припоселковый кедровник”
  • 5-067 Памятник природы “Ювалинский припоселковый кедровник”
  • 5-068 Памятник природы “Болотное урочище Челбак”
  • 5-069 Памятник природы “Болото Ишколь”

5-070 Памятник природы “Болото Симоновское и Голубичное в окр. д. Симоновки”

  1. 5-071 Памятник природы “Кисловский бор (поселение муравьев)”
  2. 5-072 Памятник природы “Минеральный источник у с. Чажемто”
  3. 5-073 Памятник природы “Озеро Тургайское и озеро Щучье”
  4. 5-074 Памятник природы “Озеро Федоткин тол”
  5. 5-076 Памятник природы “Тымский припоселковый кедровник”
  6. 5-077 Памятник природы “Участок Бакчарского водораздельного болота в междуречье Иксы и Бакчара”
  7. 5-078 Памятник природы “Аникин камень”
  8. 5-080 Памятник природы “Киреевский яр”
  9. 5-083 Памятник природы “Пойменное болото Симанский бор”

5-084 Памятник природы “Пойменный смешанный лес р. Басандайка у ст. Каштак”

  • 5-085 Памятник природы “Склон с реликтовой растительностью у с. Коларово”
  • 5-086 Памятник природы “Белый яр”
  • 5-088 Памятник природы “Конев яр”
  • 5-089 Памятник природы “Маршанциевый ключ”
  • 5-090 Памятник природы “Озеро Колмахтон”
  • 5-091 Памятник природы “Озеро Мундштучное”
  • 5-092 Памятник природы “Прогрессовский пруд”
  • 5-093 Памятник природы “Болотный массив Новоуспенка”
  • 5-094 Памятник природы “Вороновский Яр и фрагмент степи у села Вороново”
  • 5-095 Памятник природы “Обнажение Вертикос”
  • 5-096 Памятник природы “Реликтовый участок степи у с. Еловка”
  • 5-097 Памятник природы “Уртамский Яр и фрагмент степи у села Уртам”
  • 5-098 Памятник природы “Белоярская грива”
  • 5-099 Памятник природы “Волков бугор”
  • 5-100 Памятник природы “Лесопарк в с. Нарым”
  • 5-102 Памятник природы “Озеро Окуневое”
  • 5-104 Памятник природы “Амбарцевские обнажения”
  • 5-105 Памятник природы “Дальний яр”
  • 5-106 Памятник природы “Обнажение у с. Обское”
  • 5-107 Памятник природы “Петровский припоселковый кедровник”
  • 5-108 Памятник природы “Суйгинский лесопарк”
Читайте также:  Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы

5-109 Памятник природы “Коларовские водно-болотные угодья имени С.С. Москвитина”

  1. 5-110 Памятник природы “Михайловская роща”
  2. 6-001 Сибирский ботанический сад
  3. 7-001 Ландшафтный парк “Болотно-лесной массив у с. Нарым”
  4. 7-002 Ландшафтный парк “Майковский лесной парк”
  5. 7-003 Ландшафтный парк “Припоселковый лесопарк у села Окунеево”
  6. 7-004 Ландшафтный парк “Припоселковый лесопарк у села Семеновка”
  7. 7-005 Ландшафтный парк “Болотная система “Улух-Чаях”
  8. 7-006 Ландшафтный парк “Вороновский припоселковый кедровник”
  9. 7-007 Ландшафтный парк “Игловский болотный массив”
  10. 7-008 Ландшафтный парк “Компасский бор”
  11. 7-009 Ландшафтный парк “Конининский припоселковый лесопарк”
  12. 7-010 Ландшафтный парк “Корниловский припоселковый лесопарк”
  13. 7-011 Ландшафтный парк “Озеро Большой Ентарь и верховье р. Пех-Еган”
  14. 7-012 Ландшафтный парк “Сосновые боры Причетья”
  15. 7-013 Ландшафтный парк “Тунгусовский лесопарк”
  16. 7-014 Ландшафтный парк “Лесной парк у д. Лаврово”

9-001Территория рекреационного назначения “Береговой склон р. Томи между п. Аникино, с. Синий Утес и автодорогой Томск-Коларово”

  • 9-002 Территория рекреационного назначения “Парк Игуменский”
  • 9-003 Территория рекреационного назначения “Петропавловская”
  • 9-004 Территория рекреационного назначения “Первое Светлое озеро”
  • КАДАСТР местных ООПТ
  • 8-010 Кедровый экологический парк
  • 8-011 Зеленый Прометей
  • 8-012 Лесопарковая зона в с. Моряковский Затон
  • 8-013 Озерный комплекс пос. Самусь ЗАТО Северск
  • 8-014 Озеро Родниковое
  • 8-016 Бульвар в районе гостиницы Томск-1

8-017 Бульвар по пер. Восточному (от ул. Транспортной до пер. Дорожного)

8-018 Бульвар по пр. Академическому (напротив домов NN 5, 51, 15)

8-019 Бульвар по ул. Пушкина (от транспортной развязки в районе ул. Пушкина)

8-020 Бульвар по ул. 30-летия Победы

8-021 Бульвар по пр. Кирова (от ул. Советской до ул. Киевской)

8-022 Бульвар по ул. Д. Ключевской, пер. Дербышевскому (от ул. К.Маркса до поворота на пр. Мира)

8-023 Бульвар по ул. Пирогова (возле памятника А. Иванову)

8-024 Бульвар у школы № 34

8-025 Городской сад

8-026 Ограниченный участок зеленых насаждений в районе трамвайного кольца по ул. Д.Ключевской

8-027 Ограниченный участок зеленых насаждений по ул. Нахимова – ул. Советской

8-028 Ограниченный участок зеленых насаждений по ул. Нахимова р-н детского городка

8-029 Сад «Белое озеро»

8-030 Сад им. А.С. Пушкина (Буфф-сад)

8-031 Сквер в конце пр. Ленина (конечная ост. троллейбуса)

8-032 Сквер в районе жилмассива (между ул. Иркутский тракт и ул. В.Высоцкого)

8-033 Сквер в районе жилмассива (на персечении ул. Бела Куна и ул. Иркутский тракт)

8-034 Сквер в районе Спичфабрики

8-035 Сквер в р-не Кузнечного взвоза

8-036 Сквер на пересечении пр. Кирова и ул. Красноармейской

8-037 Сквер на пересечении ул. Железнодорожной и ул. Пушкина

8-038 Сквер на пересечении ул. Крылова и пер. Плеханова

8-039 Сквер на пересечении ул. Усова и ул. Красноармейской

8-040 Сквер на пересечении пр. Фрунзе и ул. Красноармейской

  1. 8-041 Сквер на пл. Батенькова
  2. 8-042 Сквер на площади Новособорной
  3. 8-043 Сквер Памяти напротив мэрии г. Томска
  4. 8-044 Сквер по пр. Кирова у ТЭЛЗа

8-045 Сквер по пр. Ленина (на пересечении пр. Ленина и ул. Пролетарской)

8-046 Сквер по ул. 5-й Армии

8-047 Сквер по ул. Балтийской

8-048 Сквер по ул. Войкова (на пересечении ул. Войкова и ул. Пролетарской)

8-049 Сквер по ул. Дзержинского

8-050 Сквер по ул. Смирнова (напротив дома № 30)

8-051 Сквер Пушкинский у ЗАГСа (пр. Ленина – ул. Гагарина)

8-052 Сквер Театральный (пр. Ленина-пер. Нахановича-ТЮЗ

  • 8-053 Сквер у гостиницы Томск-I
  • 8-054 Сквер у ДК Авангард
  • 8-055 Сквер у Дома профсоюзов и роддома № 1

8-056 Сквер у здания речного вокзала по ул. К.Маркса

  1. 8-057 Сквер у магазина Томские товары
  2. 8-058 Сквер у 10-й поликлиники
  3. 8-061 Березовая роща в р-не психиатрической больницы (лесопарковая зона в р-не «Сосновый бор»)
  4. 8-062 Березовая роща Каштак на пр. Мира

8-063 Зеленая зона в р-не ОКБ (напротив дома № 127 по ул. И.Черных)

8-064 Зеленая зона в р-не ОКБ (на пересечении ул. И. Черных и Бела Куна)

8-065 Зеленая зона в р-не ОКБ (напротив здания № 96 по ул. И.Черных)

8-066 Зеленая зона в р-не ОКБ (ул. И.Черных около детской больницы)

8-067 Зеленая зона по ул. И.Черных (напротив здания ОКБ)

8-068 Сквер на пл. Кирова

8-069 Сквер по ул. Кирова у 1-го корпуса ТПУ

8-070 Сквер по ул. Ф.Лыткина

  • 8-071 Сосновый бор в районе психиатрической больницы (лесопарковая зона в р-не «Сосновый бор»)
  • 8-072 Сосновый бор и березовая роща с поймой р. Малая Киргизка в р-не психиатрической больницы (лесопарковая зона в районе Соснового бора)
  • 8-073 Долина реки Бардянка
  • 8-074 Березовая роща в микрорайоне Солнечный
  • 8-075 Береговой склон р.Томи
  • 8-076 Лесопарк Солнечный
  • 8-077 Федосеевский кедровник
  • 8-078 Заварзинская лесная дача (кедровник)

8-079 Сквер по ул. Р. Люксембург, 8б

  1. 8-080 Кедровник 750 м от железнодорожного перезда п. Заречный
  2. 8-081 Кедровник в пос. Аникино
  3. 8-082 Березовая роща в поселке Светлый
  4. 8-083 Березовая роща по ул. Угрюмова (в районе ЖБК-100), тепловые сети
  5. 8-084 Лесной массив у п. Геологов
  6. 8-085 Лесопарковая зона (земли оздоровительного значения) в районе ОКБ
  7. 8-086 Сосновый бор в п. Дзержинский
  8. 8-087 Лагерный сад

8-088 Парк на правом берегу р. Томи в районе ул. Эуштинской

8-089 Береговой склон р. Басандайка в пос Аникино

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно—оздоровительные местности и курорты.

Государственный кадастр ООПТ – сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого—просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников.

Цели ведения: оценка состояния природно—заповедного фонда; определение перспектив развития сети данных территорий; повышение эффективности государственного контроля над соблюдением соответствующего режима; учет данных территорий при планировании социально—экономического развития регионов. י

  • Задачами кадастра являются:
  • 1) накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ;
  • 2) мониторинг ООПТ;
  • 3) анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
  • 4) обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
  • Кадастр ООПТ содержит сведения о:
  • 1) правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;
  • 2) административной и ведомственной подчиненности;
  • 3) задачах, возложенных на конкретные ООПТ;
  • 4) охранных зонах ООП;
  • 5) степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
  • 6) степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
  • 7) структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
  • 8) юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ;
  • 9) финансировании и материально—технической базе ООПТ;
  • 10) последнем обследовании ООПТ.
Ссылка на основную публикацию