Статья 19.1. обеспечение судей жилыми помещениями

Статья 19.1. Обеспечение судей жилыми помещениями

Пресс-служба Мосгорсуда

С 2019 года судьи смогут один раз за время своей работы бесплатно получить в собственность жильё или деньги для его покупки. На это получат право те, кто живёт в социальных квартирах, в коммуналках или в одной квартире с несколькими семьями.

Владельцев новых квадратных метров после заключения сделки освободят от уплаты НДФЛ. Решать, кому положено новое жильё, будет Верховный суд РФ и Судебный департамент при нём.

Все эти нормы записаны в трёх законопроектах президента, которые 27 сентября Госдума приняла в первом чтении.

Было казённое — стало личное

Гарантия получения жилья судьями в собственность исчезла из Закона «О статусе судей в РФ» более 10 лет, уступив место временному жилью из спецфонда.

В 2008 году Конституционный суд РФ предписал закрепить в законе критерии признания судей «нуждающимися», не относя это к полномочиям кабинета министров. До сих пор это сделано не было.

В 2007 году Правительство вносило в Госдуму свои предложения на эту тему, но через год, после их принятия в первом чтении, документ отложили. А в июне 2018 года инициативы были отклонены, напомнил депутатам полпред главы государства в Госдуме Гарри Минх.

Статья 19.1. Обеспечение судей жилыми помещениями

Почему суд так решил, он объяснять не будет

Сейчас жильё судьям предоставляется за счёт госбюджета, процесс финансируется в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, на 1 сентября 2016 года нуждающимися в жилье были признаны 2248 судей. А всего в России насчитывается порядка 27 тысяч судей, сообщил коллегам глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Он также объяснил, что первый из трёх законопроектов главы государства наделяет Верховный суд правом самостоятельно устанавливать основания для обеспечения судей Верховного суда жильём, а также вести учёт судей Верховного суда РФ, нуждающихся в жилье, принимать решения о выделении единовременной социальной выплаты для приобретения квартир. Статья 19.1. Обеспечение судей жилыми помещениями

РИА Новости/Юрий Мальцев

«Другим законопроектом уточняются правила обеспечения жилыми помещениями судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов.

Устанавливается порядок и основания признания судей нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия их на учёт, условия получения единовременной социальной выплаты, порядок предоставления служебных жилых помещений», — рассказал Крашенинников, добавив, что судей в отставке новые правила тоже коснутся.

Среди главных условий: признание судьи нуждающимся в жилом помещении и нахождение им в должности не менее 10 лет. Квартиры будут передавать в собственность и тем судьями, которые вынуждены были переехать в другой регион на новое место работы.

Размер выплаты или площадь квартиры зависит от размера семьи. На семью из одного человека положено 33 квадратных метра, на двух — 42, на трёх и более — по 18 квадратов. При этом выплата не будет облагаться подоходным налогом. Эта норма записана в третьем законопроекте.

Ведь и сейчас из казны тратятся деньги на покупку квартир для судей, пусть они и не передаются пока им в собственность.

Его назвал чрезвычайно важным глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он поддержал экономическое обоснование документа и уточнил, что дополнительных ассигнований из бюджета оно не потребует. Ведь и сейчас из казны тратятся деньги на покупку квартир для судей, пусть они и не передаются пока им в собственность.

Судебная реформа набирает силу

Только за последние полгода Госдума приняла десяток законопроектов, изменяющих судебную систему страны.

В частности, депутаты определили, что состав суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел будет формироваться с помощью автоматической системы.

Другое изменение — введена обязательная аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, как в первой инстанции, так и в апелляции, за исключением закрытых судебных заседаний.

Статья 19.1. Обеспечение судей жилыми помещениями

Что изменится в судебной системе России

Ещё одно новшество — возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное в первой инстанции при рассмотрении гражданских и административных дел.

Кроме того, депутаты приняли президентский закон об ужесточении дисциплинарной ответственности судей и расширении перечня взысканий для них. В частности, к штрафу за существенное нарушение положений Закона «О статусе судей в РФ» или кодекса судейской этики добавилось понижение в квалификационном классе.

Также с октября 2019 года в стране заработают отдельные кассационные и апелляционные суды. В ведении первых будут дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции.

А вторые будут вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

В компетенции кассационных судов окажутся дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

«Все эти изменения направлены на совершенствование судебной системы и дополняют комплекс мер по её реформированию, которые содержатся в пакете из трёх десятков законопроектов, находящихся на рассмотрении Госдумы», — резюмировал Павел Крашенинников.

Приняты законы об определении порядка обеспечения судей жилыми помещениями

  • Сегодня Государственная Дума одобрила в окончательном третьем чтении законопроекты, которые продолжают реформу судебной системы и посвящены определению порядка обеспечения судей жилыми помещениями:
  • — проект федерального конституционного закона № 548876-7 «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (о порядке наделения полномочиями судей),
  • — проект федерального закона № 548878-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (по вопросу обеспечения судей жилыми помещениями).

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятыми законами уточняются правила обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предложения законов основываются на положениях статьи 12 Жилищного кодекса РФ, которой установлено право органов государственной власти определять порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации отдельным категориям нуждающихся граждан.

1. Так, уточняются правила обеспечения жилыми помещениями судей Верховного суда РФ, судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов.

Устанавливается порядок и основания признания судей нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся, условия получения жилых помещений в собственность или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также порядок предоставления служебных жилых помещений.

(В настоящее время судьи обеспечиваются  только служебным жильем.)

1.1. В частности, законом предусматривается, что судьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях и замещающим должность судьи не менее 10 лет, предоставляется жилое помещение в собственность или единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья, — сказал Павел Крашенинников.

Судьям, не имеющим жилых помещений по месту нахождения суда, предусматривается предоставление служебных жилых помещений. При этом право пользования служебным жильем сохраняется в течение трех месяцев, в случае предоставления судье субсидии или жилого помещения в собственность.

  1. Нуждающимся в жилом помещении признается судья:
  2. — не имеющий жилого помещения в собственности, и не являющийся членом семьи собственника;
  3. — не имеющий жилого помещения по договору социального найма или по договору найма жилья жилищного фонда социального использования, и не являющийся членом семьи нанимателя;
  4. — если судья обеспечен жильем на каком-либо из вышеуказанных оснований, но при этом на каждого члена его семьи приходится менее 15 кв. метров жилой площади;
  5. — если судья обеспечен на каком-либо из вышеуказанных оснований жилой площадью, на которой проживают несколько семьей, и в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире;
  6. — если судья проживает в помещении, не отвечающем установленным требованиям для жилых помещений, независимо от размера помещения;
  7. — если судья проживает в коммунальной квартире, независимо от ее размера;
Читайте также:  Быт крестьянина - история России

— проживающий в смежной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух и более семей, независимо от размера жилого помещения. В том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с судьей совершеннолетние дети, состоящие в браке.

  • При расчете единовременной выплаты и при определении общей площади жилья, предоставляемого в собственность, применяется следующий норматив:
  • — 33 кв. метра общей площади – на человека,
  • — 42 кв. метра общей площади – на семью из двух человек,

— 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.

(Вышеуказанный норматив и основания нуждаемости аналогичны тем, что применяются в отношении сотрудников Следственного Комитета РФ и прокуроров.)

В отношении судей Верховного Суда и заместителей Председателя Верховного Суда, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается возможность увеличения площади жилья сверх нормативов на основании решения Председателя Верховного Суда (аналогичные нормы есть в отношении госслужащих).

1.2.

Предусматривается право судьи в отставке, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и не получавшего ранее жилое помещение, на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты. Это право возникает в том случае, если на день ухода или удаления в отставку судья мог быть признан нуждающимся в жилом помещении по указанным основаниям, — пояснил Павел Крашенинников.

Устанавливаются дополнительные гарантии для судей, вышедших в отставку по состоянию здоровья. В этом случае требований к стажу работы нет (схожие гарантии предусмотрены для вышедших в отставку по состоянию здоровья прокуроров и сотрудников Следственного Комитета РФ).

Если судья не получал ранее жилье и мог быть признан нуждающимся в жилом помещении на момент выхода в отставку в связи с утратой трудоспособности, исключающей дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, то он получает право на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты, — сообщил Павел Крашенинников.

1.2.

Порядок  признания судей Верховного Суда РФ нуждающимися, а также основания предоставления им дополнительной площади служебного жилого помещения устанавливается Верховным Судом РФ. Для остальных судей – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с Советом судей, — сказал Павел Крашенинников.

Принятие отдельного закона по обеспечению жилыми помещениями судей ВС РФ связано с тем, что Верховный Суд является высшим судебным органом, который не входит в систему судов общей юрисдикции, деятельность которого регулируется отдельным конституционным законом, — пояснил Павел Крашенинников.

2. Разграничивается порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда, и порядок наделения полномочиями председателей, их заместителей и судей других судов.

3. Вносится изменение, исключающее полномочие председателей областных и равных им судов обращаться в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Такое право закреплено за органами судейского сообщества.

Кроме того, исключается полномочие Председателя Верховного Суда по обжалованию отказа в наложении дисциплинарной ответственности на судью в виде досрочного прекращения полномочий, — сообщил Павел Крашенинников.

Данные изменения направлены на повышение роли органов судейского сообщества и снижение нагрузки на председателей судов.

4. Предусматривается, что положения законов будут реализовываться без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

5. Срок вступления в силу изменений устанавливается с 1 января 2019 года.

Судьи, как носители судебной власти, обладают независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью, и подлежат соответствующему материальному обеспечению.

Предлагаемые изменения направлены на совершенствование судебной системы и будут способствовать надлежащему обеспечению жилыми помещениями тех судей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Это особенно актуально с учетом проводимой реформы судоустройства, в рамках которой формируются новые надрегиональные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления РФ, — отметил Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников дал разъяснения по законопроекту о предоставлении жилья судьям — Ассоциация Юристов России

  • 27 Сентября 2018
  • 27 сентября 2018 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении внесенные Президентом РФ законопроекты, определяющие дальнейшее реформирование судебной системы.
  • Глава Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты продолжают реформу судебной системы и посвящены порядку обеспечения судей жилыми помещениями.

Данные законодательные предложения основаны на положениях статьи 12 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ о разграничении полномочий, дающих право органам государственной власти определять порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ нуждающимся гражданам.

Согласно проекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Верховный суд РФ наделяется правом самостоятельно вводить основания для обеспечения судей ВС РФ жилыми помещениями, вести учет судей ВС РФ, нуждающихся в жилье, принимать решения о выделении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также устанавливать основания и условия предоставления судьям ВС РФ дополнительной площади служебного жилья.

«Принятие отдельного законопроекта по обеспечению жилыми помещениями судей ВС РФ связано с тем, что Верховный суд является высшим судебным органом, который не входит в систему судов общей юрисдикции, деятельность которого регулируется отдельным конституционным законом», – пояснил Павел Крашенинников.

Другой законопроект уточняет правила обеспечения жильем судей общей юрисдикции и арбитражных судов. Устанавливается порядок и основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, принятия на учет в качестве нуждающихся, условия получения единовременной социальной выплаты, порядок предоставления служебных и жилых помещений.

«В частности, законопроектом предусматривается, что судьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях и замещающими должность судьи не менее 10 лет, предоставляется жилое помещение в собственность или единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья», – сказал Павел Крашенинников.

По действующему законодательству специальная субсидия судьям не предусмотрена – только предоставление жилого помещения; а также в настоящее время нет ограничения по сроку замещения должности.

Кроме того, судьям, не имеющим жилья по месту нахождения суда, могут предоставить служебные жилые помещения. При этом право пользования служебным жильем сохраняется в течение трех месяцев в случае предоставления судье субсидии или жилого помещения в собственность.

«Следует уточнить, что предлагаемый проектом срок в три месяца длясохранения права проживания в служебных жилых помещениях судьям, получившим единовременную социальную выплату или жилье в собственность, представляется недостаточным для организации покупки недвижимости, оформления права собственности на нее и переезда. Такой срок должен составлять не менее полугода, что необходимо доработать ко второму чтению», – подчеркнул Павел Крашенинников.

Также предлагается наделить судью в отставке со стажем работы на этой должности не менее 10 лет, не получившего ранее жилья, правом на предоставление жилого помещения или единовременной социальной выплаты.

Это право возникает в том случае, если на день ухода или отставки судья признавался нуждающимся в жилье по указанным основаниям.

Согласно законопроекту, порядок признания нуждающимися судей ВС РФ, а также основания предоставления им дополнительной площади служебного жилья устанавливаются Верховным судом РФ, а для остальных судей – Судебным департаментом при ВС РФ по согласованию с Советом судей. При этом все условия обеспечения жилыми помещениями одинаковы для всех судей, включая нормы предоставления жилого помещения, критерии нуждаемости, очередность предоставления.

Также законопроект разграничивает порядок наделения полномочиями председателя Верховного суда, его заместителей и судей ВС – и порядок наделения полномочиями председателей, их заместителей и судей других судов.

Вносится изменение, исключающее полномочие председателей областных и равных им судов обращаться в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Такое право закреплено за органами судейского сообщества. 

Читайте также:  Статья 28. статус присяжных заседателей военных судов

«Данное положение направлено на повышение роли органов судейского сообщества и снижение административной нагрузки на председателей судов», – отметил Павел Крашенинников.

Положения законопроектов не потребуют дополнительных ассигнований федерального бюджета.

«Судьи, как носители судебной власти, обладают независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью и подлежат соответствующему материальному обеспечению.

Предлагаемые изменения направлены на совершенствование судебной системы и будут способствовать надлежащему обеспечению жилыми помещениями судей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Это особенно актуально с учетом проводимой реформы судоустройства, в рамках которой формируются новые надрегиональные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления РФ», – заключил Павел Крашенинников.

Источник использованного изобажения 

Судьи просят дать им жилье бесплатно и в собственность. Ваше мнение?

Судьи просят дать  им жилье бесплатно и в собственность.  Ваше мнение?

Законопроект № 411356-4,  пункт 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации»  

       В 1991 году на I Всероссийском съезде судей, который является  высшим органом судейского сообщества в РФ, был решен вопрос  о необходимости подготовки  российского закона о статусе судей. После распада СССР и в связи с созданием судебной системы РФ необходимость   существования такого нормативно-правового акта была очевидна.

   Пленум Верховного суда РФ  в 1992 году реализовал свое право  законодательной инициативы и официально внес в парламент проект Закона «О статусе судей в Российской Федерации». Закон  РФ «О статусе судей Российской Федерации» был принят  26 июня 1992 года.

 Этот закон дал определение судьи  как непосредственному  носителю судебной власти в РФ,   закрепив принципы  самостоятельности и  независимости  этого института, а также установил  требования к судьям и  гарантии независимости судебной ветви власти.

        Статья 19 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации»   устанавливала  варианты  материального обеспечения судей  в РФ как важную составляющую  в  реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону.

         Именно в  абзаце 1 пункта 3 статьи  19  указанного Закона   была предусмотрена возможность бесплатной передачи  от местной администрации в адрес судьи  жилого помещения.

Эта норма  гарантировала обеспечение  нуждающегося судьи жильем в течение  шести месяцев  с момента его  назначения, а обязанность была возложена на Органы  местного самоуправления  с последующей компенсацией расходов за счет средств федерального бюджета.

 На протяжении более чем 10 лет  механизм реализации   данной статьи расходов  федерального бюджета не был совершенным,  поэтому  «на местах» имели место проблемы с выделением «судейского» жилья,  что в свою очередь порождало  множество  исков судей к Органам местного самоуправления и Судебному департаменту РФ.

        В связи с тем, что вопросы материального обеспечения  судов являются исключительными  полномочиями  федерального уровня, а не уровня местного самоуправления в 2004 году в  пункт  3 статьи 19 на основании ФЗ РФ № 122-ФЗ были внесены изменения,  согласно которым порядок реализации  был возложен на Правительство РФ, а положение о предоставлении судьям жилья бесплатно из нормы закона было исключено.

Высший Арбитражный Суд РФ обратился в Конституционный Суд РФ посчитав, что этим судьи были лишены материальных гарантий обеспечения их независимости, предусмотренной в прежней редакции нормы закона, согласно которой местная  администрация  предоставляла  нуждающимся судьям благоустроенные жилые – в собственность бесплатно. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.01.

2008 года № 2-П указал, что статус судьи определяется Конституцией РФ и государство предъявляя высокие требования к судье и его профессиональной деятельности обязано  обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, которые не должны снижаться по отношению к ранее достигнутому  уровню.

Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения – определяют  обязанность именно Федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования и не могут быть делегированы Правительству РФ.

Кроме того, суд указал, что принципы и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе в котором должны быть  определены  четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений,  не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.

Следует отметить, что  Конституционный Суд РФ признал  пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не   соответствующим Конституции Российской Федерации не потому, что судьи были лишены ранее имеющихся материальных гарантий в виде возможности получения жилья в собственность бесплатно, а в связи  с неосновательным  расширением компетенции Правительства Российской Федерации. Федеральному  законодателю было предписано   на уровне федерального закона  установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.  Про собственность в данном вопросе Конституционный Суд РФ не упоминал.

        В 2014 году  Высший  Арбитражный  Суд  РФ  был упразднен. Судебный департамент при Верховном Суде РФ,  как уполномоченный орган  по материальному обеспечению всех судов в РФ,    привел свои нормативные акты в соответствие с произошедшими структурными изменениями в судебной системе.

 Приказом  Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.11.

2014 N 258 были внесены изменения в нормативные акты, определяющие порядок учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретения для судей жилых помещений и компенсации судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений.

         Следует отметить, что приказы Судебного департамента при  Верховном Суде РФ  — от 7 июня 2012 г. N 122, от 7 июня 2012 г. N 123 от 7 июня 2012 г.

N 124, а также ранее принятые нормативные акты  —  не содержали порядок   предоставления жилых помещений судьям в собственность бесплатно.

 Нормативные акты   Судебного департамента определяют   порядок признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий,   порядок обеспечения жильем судей,  не имеющих  такового  по месту расположения суда и  нуждающихся  в специализированном жилье ,   порядок работы жилищных комиссий судов субъектов РФ, порядок выплатой компенсации судьям за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

                  В  настоящее время судьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на отдельную квартиру только из специализированного фонда (не в собственность) в рамках целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

Именно в рамках этой Программы  планируется осуществление мероприятий по обеспечению более 800 судей жилыми помещениями, что позволит реализовать государственные социальные гарантии, закрепленные в статье 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

        Передача  квартир (в том числе и из специализированного жилого фонда) в собственность судей бесплатно  в рамках программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»  не предусмотрена. Конституционный Суд РФ   в Постановлении от 31.01.

2008 года № 2-П  императивно указал на обязанность именно Федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм материального обеспечения судей и недопустимость  делегирования таких полномочий  Правительству РФ.  Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 г.

N 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров, сотрудников следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий , отдельными помещениями»  определено, что  ассигнования, выделенные из  федерального бюджета Верховному Суду РФ используются на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Данный нормативный акт не отменен, действует непосредственно в части порядка отнесения жилых помещений, приобретенных (построенных) Верховным Судом РФ за счет ассигнований  из федерального бюджета   — к специализированному жилищному фонду РФ.        Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 г. N 192  действует до момента внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.  

        Законопроект № 411356-4 по  пункту 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации»  таким изменением и является уже с 2007 года. Около 10 лет он  оставался в Государственной Думе РФ без движения, а теперь получил движение.

         Примечательно, что при обсуждении  этого Законопроекта  депутат ГосДумы РФ Коломейцев  Н.В. обратил внимание на то, что судьи являются одними  самых обеспеченных государственных служащих и именно о них вспомнили в столь не легкое для бюджета время, а не об офицерах, инвалидах и т.п.

  Депутат Иванов С.В. обосновано , с моей точки зрения, отметил, что судья отработает 5 лет и уходит в отставку вместе с квартирой. На его место приходят другие нуждающиеся и нагрузка на бюджет вырастает в разы. Другие чиновники федерального уровня аналогичных  льгот не имеют.

Депутат заметил, что данный механизм будет означать : «будешь лояльным судьей – получишь квартиру в центре , а не будешь – придется жить в бараке  на задворках с тем же метражом …». Плигин В.Н.

был неумолим – в собственность и все тут…          Выскажу свое мнение  — бывшего  судьи со стажем 12 лет,  многодетного  отца, но не претендовавшего и  не получавшего   бесплатно квартиру от государства.

          Считаю, что  федеральный законодатель  вправе, но не обязан   включать в закон нормы о  предоставлении жилья судьям в собственность  бесплатно.

Ранее действующее законодательство эту обязанность возлагало на органы местного самоуправления, в связи с чем нет оснований утверждать, что государство ранее надлежащим образом и в соответствующей форме  приняло на себя эту  обязанность и гарантировало перед судьями ее исполнение именно  в таком формате.

           Следовательно,  отсутствуют законные основания утверждать,  что названная дополнительная гарантия  и обязанность государства была ранее  надлежащим образом закреплена  в пункте 3 ст.19 Закона «О статусе судей Российской Федерации».

Наличие у Судебного департамента при Верховном Суде РФ  необходимого специализированного жилого фонда в каждом субъекте РФ в полной мере обеспечит  соблюдение материальных гарантий независимости правосудия, а также позволит  удовлетворить потребности  Судей в улучшении жилищных условий – на период исполнения ими соответствующей государственной функции как носителей судебной власти…

В госдуме вернулись к законопроекту о жилье для судей

Комитет Госдумы по госстроительству доработал ко второму чтению правительственный законопроект о выделении судьям квартир в собственность в случае, если они будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Об этом «Известиям» рассказал глава профильного комитета Павел Крашенинников. Законопроект был внесен правительством еще в 2007 году и принят в первом чтении в 2008-м. С тех пор палата к нему не возвращалась.

В Судебном департаменте при Верховном суде «Известиям» заявили, что «в целом поддерживают» инициативу, в самом же ВС РФ законопроект «пока анализируют».

Фото Юрия Кабанцева

— Мы решили еще раз законопроект обсудить, направить в Минфин, Верховный суд РФ, Судебный департамент при ВС, чтобы они прислали свои предложения. Он лежит, это неправильно, — объяснил «Известиям» Павел Крашенинников решение вернуться к рассмотрению инициативы правительства. — Нужно принимать какое-то решение.

Вопрос с обеспечением судей квартирами возник в 2005 году, когда из закона «О статусе судей в РФ» исчезла гарантия на получение жилья в собственность. Судей приравняли к следователям, прокурорам и другим служащим, квартиры которым выдаются из специализированного жилищного фонда, то есть во временное пользование. В собственность их оформить нельзя.

Сейчас жилье судьям предоставляется за счет госбюджета, финансирование идет в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».

Согласно приказам Суддепа, на жилье могут рассчитывать те, у кого нет квартиры в собственности или по социальному найму, либо ее площадь в расчете на каждого члена семьи меньше учетной нормы (в каждом регионе она своя — например, в Москве она составляет 10 кв. м на человека), либо помещение не является жилым.

К нуждающимся в квартире относятся и те, кто проживает на одной площади с несколькими семьями, среди которых есть человек с тяжелой формой хронического заболевания (перечень заболеваний утверждается правительством).

Адвокат Сергей Спиридонов, ранее занимавший пост замглавы Арбитражного суда Астраханской области, указал на отсутствие в ст. 19 закона «О статусе судей в РФ» специальной нормы, определяющей механизм бесплатной передачи судьям жилья в собственность.

Таким образом, любые решения о бесплатной передаче жилья судьям в рамках ФЦП будут неправомерны, полагает он.

Конституционный суд РФ в 2008 году указал, что недопустимо делегировать полномочия по определению правил материального обеспечения судей правительству.

На 1 сентября 2016 года нуждающимися в жилье были признаны 2248 судей. Сейчас совместно с Советом судей РФ в Судебном департаменте рассчитывают объем финансирования, который потребуется «для решения вопроса по обеспечению жилыми помещениями всех судей, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, в течение трех лет».

Согласно правительственному законопроекту, критерии признания судей «нуждающимися» необходимо прописать в самом законе «О статусе судей в РФ», а не относить это к полномочиям кабинета министров. Именно на это указывал и Конституционный суд РФ в 2008 году.

Кому положено жилье

В варианте, подготовленном комитетом, критерии «нуждаемости» дополнены. Так, на собственное жилье смогут рассчитывать те, кто живет в служебной квартире, независимо от ее площади.

При этом сохранилась идея правительства о признании нуждающимися судей, у которых на каждого члена семьи приходится менее 15 кв метров, а не менее учетной нормы.

Также квартира будет полагаться и недавно назначенным судьям, не имеющим жилья по месту нахождения суда, либо живущим в коммунальных квартирах. О тех, кто проживает в общежитиях, в законопроекте не сказано.

Имеющие судейский стаж более пяти лет смогут получить квартиру в собственность сразу, если они не получали жилье ранее.

Судьи-«новички», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, также смогут рассчитывать недвижимость, но уже по договору-купли продажи под залог квартиры: обязательства по оплате «сгорят» после пяти лет службы. Если же человек решит уйти с должности раньше, ему придется заплатить за жилье.

Финансирование должно вестись за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых КС и ВС и Суддепу при ВС, следует из законопроекта.

В Судебном департаменте «Известиям» сообщили, что проект «в целом поддерживают» и уже передали свои замечания в Госдуму. В Верховном суде РФ заявили, что «еще анализируют» документ.

Сергей Спиридонов полагает, что законодатель вправе — но не обязан — включать в закон нормы о предоставлении жилья судьям в собственность бесплатно, поскольку ранее эта обязанность была возложена на органы местного самоуправления.

По его мнению, специализированный жилой фонд Суддепартамента при ВС в каждом субъекте может обеспечить соблюдение материальных гарантий независимости правосудия, удовлетворить потребности судей в улучшении жилищных условий на период исполнения ими полномочий, а также позволит проводить экономное расходование бюджетных средств.

  • — Кроме того, с моей точки зрения, существование механизма возможности бесплатной передачи жилья судьям от государства может восприниматься как некий элемент «зависимости» носителя судебной власти от государства, — говорит он.
  • По его словам, вопросы надлежащего материального обеспечения судей могут решаться в формате бюджетного перераспределения, а также за счет льгот или изменения размера денежных поощрений, доплат за выслугу лет.
  • Законопроект могут рассмотреть во втором чтении уже в осеннюю сессию.
Ссылка на основную публикацию