Статья 37. Финансирование мелиорации земель на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению

Современная радиологическая обстановка в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся интенсивному радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, остается неблагоприятной для проживания и жизнедеятельности людей. Сельскохозяйственное производство в этих областях ведется на площади 6690 тыс. га, из них 2160 тыс. га сельскохозяйственных угодий имеют уровни загрязнения цезием-137 свыше 1 Ки/км2; 324,9 тыс. га — свыше 5 Ки/км2.

Крупномасштабное радиоактивное загрязнение почв сельскохозяйственных угодий, связанное с деятельностью производственного объединения «Маяк» и радиационными инцидентами на Южном Урале, имеет место в Челябинской, Свердловской и Курганской областях, в том числе с плотностью загрязнения стронцисм-90 от 0,1 до 1 Ки/км2 — более 700 тыс. га; свыше 1 Ки/км2 — 38,2 тыс. га. В настоящее время радиационное воздействие на население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях, происходит в основном за счет потребления продуктов питания, загрязненных сверх установленных санитарно-гигиенических нормативов.

Сохраняющийся высокий уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий и низкие темпы снижения содержания радионуклидов в продукции обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий в агропромышленном комплексе, направленных на снижение перехода радионуклидов в цепочке: почва — сельскохозяйственная продукция — продукты питания — человек.

Радиоактивное загрязнение — загрязнение поверхности Земли, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, которые превышают уровень, установленный нормами радиационной безопасности и правилами работы с радиоактивными веществами. Уровень радиоактивного загрязнения почв определяется в соответствии с санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами, правилами радиационной безопасности и т.д.

Результатом радиоактивного загрязнения может быть появление радиационно загрязненного участка территории, под которым понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»).

В отношении такого участка разрабатываются специальные экологические программы, направленные на обеспечение радиационной безопасности населения, общее снижение риска воздействия радиации и улучшение экологической ситуации на радиационно загрязненных участках территории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утилизации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов.

Действующим законодательством предусмотрены и меры по реабилитации территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.

На ней осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот (ст. 12 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Химическое загрязнение почвы — изменение химического состава почвы, возникшее под прямым или косвенным воздействием фактора землепользования (промышленного, сельскохозяйственного, коммунального), вызывающее снижение ее качества и возможную опасность для здоровья населения. Существуют специальные экологические требования, направленные на предотвращение данного вида загрязнений, включая обязательность государственной регистрации химических веществ, проведение экспертиз, нормирование и т.д. (ст. 47 Закона об охране окружающей среды).

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст.

57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

  • а) переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель. Основания и порядок консервации земель определены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», а вопросам изменения категории земель, включая перечень органов власти, уполномоченных принимать об этом решения, посвящена ст. 8 ЗК РФ и Закон о переводе земель из одной категории в другую;
  • б) используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
  • в) используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации или используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны и определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В случае если такие территории представляют большую опасность для здоровья населения, им может быть придан особый эколого-правовой режим зоны экологического бедствия (ст. 57 Закона об охране окружающей среды). Однако на сегодняшний день такая возможность носит чисто теоретический характер.

Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ

ование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых (мелиорированных) земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 34. Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) за счет средств федерального бюджета

Читайте также:  Статья 31. утратила силу. - федеральный закон от 28.12.2016 n 503-фз.

Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на развитие сельского хозяйства.  (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 27.12.2019 № 477-ФЗ)

  • Статья 35. Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель осуществляют финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
  • Статья 36. Финансирование культуртехнической и химической мелиорации земель
  • Культуртехническая и химическая мелиорация земель финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
  • Статья 37. Финансирование мелиорации земель на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению
  • Финансирование мелиорации земель на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
  • Глава VIII. Разрешение споров в области мелиорации земель и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель
  • Статья 38. Разрешение споров в области мелиорации земель
  • Споры, возникающие между гражданами (физическими лицами) и (или) юридическими лицами в области мелиорации земель, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель
  • Нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Статья 40. Возмещение убытков, причиненных нарушением законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель

Граждане (физические лица) и юридические лица обязаны возместить убытки, причиненные ими нарушением законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ)

  1. Глава IX. Заключительные положения
  2. Статья 41. Вступление настоящего Федерального закона в силу
  3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  4. Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
  6. Президент Российской Федерации                              Б.Ельцин
  7. Москва, Кремль
  8. 10 января 1996 года
  9. № 4-ФЗ

Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Согласно ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат

1) обязательные последствия:

    • ограничению в использовании,
    • исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения;

2) факультативное последствие:

    • могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Нарушение данного запрета влечет возникновение правоотношения юридической ответственности в соответствии с правилами ст. 74-76 ЗК РФ.

Порядок использования таких земель, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия (см. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»).

Правила, утвержденные ППРФ от 27 февраля 2004 г.

N 112, определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее — загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

    • переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;
    • используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
    • используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

Читайте также:  Статья 66. Опись наследственного имущества и передача его на хранение

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы в соответствии со следующими НПА:

 В соответствии с п. 3 ст. 14 Кодекса лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества,

    1. полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 Кодекса, а также
    2. компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или
    3. возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Иными словами, установлен принцип полного возмещения убытков лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшения их качества.

Субъектами юридической ответственности, предусмотренной в п. 3 ст. 14 Кодекса, могут быть граждане и юридические лица. Их ответственность наступает независимо от того, повлекла загрязнение земель предпринимательская или иная деятельность указанных лиц.

Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в 2019 году: ограничения, порядок использования, ответственность за загрязнение | Земельный эксперт

1832

Содержание статьи:

Радиоактивное и химическое загрязнение

Понятие радиоактивного и химического загрязнения возникло в результате современной деятельности человечества в производственной и военной сферах. Ядерное оружие служит преимущественно для сдерживания возможной агрессии со стороны потенциальных противников и не используется.

Исключением был факт сброса атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки (Япония) 6 и 9 августа 1945 года соответственно, которые произвела авиация США. В результате бомбардировок был нанесен огромный ущерб экологии радиоактивными отходами, и погибло приблизительно от 150 до 246 тысяч человек.

На постсоветском пространстве можно отметить две аварии, приведшие к человеческим смертям и нанесшие урон природе:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  1. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года с выбросом радиоактивных отходов.
  2. Кыштымская авария на химкомбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года, приведшая к химическому загрязнению реки Теча и выбросу радиоактивного облака в атмосферу.

Современное понятие перечисленных видов загрязнений измеряется в Кюри (для изотопов) и путем анализа посторонних примесей в почве и воздухе. Если данные обследования будут превышать допустимые нормы, установленные законодательными актами – признается факт негативного воздействия на экологию. Виновнику инцидента, согласно тяжести правонарушения, полагается штраф либо лишение свободы.

Основные законодательные акты, регулирующие защиту окружающей среды:

Ограничение в использовании загрязненных земель

Использование земель подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению осуществляется согласно проведенной государственной экспертизе, которая определяет уровень опасности для жизнедеятельности человека и иных организмов. Согласно содержанию заключения от экспертной комиссии, такие земли можно разделить на три категории:

  1. Загрязнение территории находится в допустимых пределах и такой участок можно использовать без ограничений.
  2. Земля средней степени загрязнения, которую можно обрабатывать с условиями проведения предварительной санации (мероприятия по очистке).
  3. Территория с опасным для жизни загрязнением. Участок подлежит консервации на определенный период до момента проведения повторного анализа почв и воздуха.

Полное ограничение в использовании земли распространяется только на зоны с опасной степенью загрязнения. Иные территории возможно эксплуатировать с определенными ограничениями.

Наоборот, некоторые земли сельскохозяйственного назначения незначительной степени загрязнения рекомендуется использовать для посева фуражных культур, которые в процессе роста перерабатывают примеси тяжелых радиоактивных металлов в почве, что способствует наиболее быстрому очищению.

Другие земли, неподходящие под использование, подлежат мероприятиям по очистке, санации или консервации. Принципы рационального использования таких территорий определены законодательными актами на основании норм государственного экологического мониторинга.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Порядок и особенности использования земель подвергшихся радиоактивному загрязнению утверждаются согласно заключению экспертной комиссии, которая назначается федеральными или местными государственными учреждениями. В соответствии с вердиктом загрязненная местность подлежит консервации или использованию с ограничением.

Это правило выполняется при подаче соответствующего заявления от мониторинговой службы, осуществляющей государственный контроль за использованием и охраной земель и обнаружившей факт вредоносного влияния на конкретную территорию. Такая возможность также предоставляется владельцам или арендаторам загрязненного или соседнего участка, а также иным лицам, выявившим наличие правонарушения.

Порядок консервации и способы ограниченного использования таких территорий должны соответствовать требованиям, установленным Правительством России. По окончании очистных, рекультивационных и иных мероприятий территория будет использована по назначению согласно решению компетентной комиссии.

Ответственность за загрязнение земельного участка

Правовая охрана земель включает в себя задачи по выявлению фактов правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды различными вредными и опасными материалами, а также меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за такое деяние.

Согласно ст. 14 и 57 ЗК РФ лица ответственные за загрязнение выплачивают соответствующий правонарушению штраф, а также возмещают убытки, возникшие ввиду очистных работ по устранению последствий загрязнения почвы и воды. Порядок погашения убытков регламентирован постановлением Правительства России № 255 от 03.03.17 г.

Согласно законодательному акту различаются несколько основных норм для оплаты:

  1. За загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм.
  2. За выбросы опасных материалов в размере установленных временных лимитов.

В случае превышения допустимых норм начисляется дополнительная дифференцированная ставка оплаты за правонарушение, которая различается в зависимости от тяжести последствий.

Заключение

Охрана земель производится в соответствии с земельным законодательством, постановлениями Правительства, а также отдельными указами Министерства природных ресурсов и экологии. При радиоактивном или химическом загрязнении пораженная территория будет отнесена к одной из трех основных категорий:

  1. Незначительно загрязненная земля, ограничений на использование которой нет.
  2. Земля, загрязненная в средней степени. При этом возможна ее эксплуатация с определенными ограничениями.
  3. Сильно загрязненная земля, использовать которую нельзя. Территория будет законсервирована.

Виновные в загрязнении лица привлекаются к уголовной, административной и иным формам ответственности.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по использованию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Александр. В какие сроки установлена оплата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу?

Ответ: Здравствуйте, Александр. За негативное воздействие на окружающую среду необходимо уплачивать компенсацию до 20 числа месяца, следующего за периодом, когда было выявлено правонарушение. В ином случае денежные средства будут изъяты принудительно и, возможно, с конфискацией имущества.

Читайте также:  Статья 8. Введение предварительной специальной пошлины

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению

Современная радиологическая обстановка в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся интенсивному радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, остается неблагоприятной для проживания и жизнедеятельности людей. Сельскохозяйственное производство в этих областях ведется на площади 6690 тыс. га, из них 2160 тыс. га сельскохозяйственных угодий имеют уровни загрязнения цезием-137 свыше 1 Ки/км2; 324,9 тыс. га — свыше 5 Ки/км2.

Крупномасштабное радиоактивное загрязнение почв сельскохозяйственных угодий, связанное с деятельностью производственного объединения «Маяк» и радиационными инцидентами на Южном Урале, имеет место в Челябинской, Свердловской и Курганской областях, в том числе с плотностью загрязнения стронцисм-90 от 0,1 до 1 Ки/км2 — более 700 тыс. га; свыше 1 Ки/км2 — 38,2 тыс. га. В настоящее время радиационное воздействие на население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях, происходит в основном за счет потребления продуктов питания, загрязненных сверх установленных санитарно-гигиенических нормативов.

Сохраняющийся высокий уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий и низкие темпы снижения содержания радионуклидов в продукции обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий в агропромышленном комплексе, направленных на снижение перехода радионуклидов в цепочке: почва — сельскохозяйственная продукция — продукты питания — человек.

Радиоактивное загрязнение — загрязнение поверхности Земли, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, которые превышают уровень, установленный нормами радиационной безопасности и правилами работы с радиоактивными веществами. Уровень радиоактивного загрязнения почв определяется в соответствии с санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами, правилами радиационной безопасности и т.д.

Результатом радиоактивного загрязнения может быть появление радиационно загрязненного участка территории, под которым понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»).

В отношении такого участка разрабатываются специальные экологические программы, направленные на обеспечение радиационной безопасности населения, общее снижение риска воздействия радиации и улучшение экологической ситуации на радиационно загрязненных участках территории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утилизации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов.

Действующим законодательством предусмотрены и меры по реабилитации территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.

На ней осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот (ст. 12 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Химическое загрязнение почвы — изменение химического состава почвы, возникшее под прямым или косвенным воздействием фактора землепользования (промышленного, сельскохозяйственного, коммунального), вызывающее снижение ее качества и возможную опасность для здоровья населения. Существуют специальные экологические требования, направленные на предотвращение данного вида загрязнений, включая обязательность государственной регистрации химических веществ, проведение экспертиз, нормирование и т.д. (ст. 47 Закона об охране окружающей среды).

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст.

57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

а) переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель.

Основания и порядок консервации земель определены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», а вопросам изменения категории земель, включая перечень органов власти, уполномоченных принимать об этом решения, посвящена ст.

8 ЗК РФ и Закон о переводе земель из одной категории в другую;

  • б) используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
  • в) используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.
  • На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации или используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны и определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В случае если такие территории представляют большую опасность для здоровья населения, им может быть придан особый эколого-правовой режим зоны экологического бедствия (ст. 57 Закона об охране окружающей среды). Однако на сегодняшний день такая возможность носит чисто теоретический характер.

Ссылка на основную публикацию