Раздел VI. Международное сотрудничество

  • Оказание государствами
    друг другу правовой помощи по уголовным
    делам занимает важное место в международном
    сотрудниче­стве в области борьбы с
    преступностью1.
  • Необходимость в
    международной правовой
    помощи возникает в случа­ях, когдц
    обвиняемый или подозреваемый по
    уголовному делу, возбужден­ному на
    территории одного государства, скрывается
    на территории другого государства либо
    когда свидетели, потерпевшие или другие
    участники уго­ловного процесса,
    документы по уголовному делу, расследуемому
    или рас­сматриваемому в суде на
    территории одного государства, находятся
    на тер­ритории другого государства,
    а также в некоторых других случаях. В
    связи с этим и в целях выполнения задач
    уголовного процесса государства
    обра­щаются друг к другу за помощью
    о розыске обвиняемого или подозревае­мого,
    его задержании либо заключении под
    стражу, а затем о его выдаче с целью
    привлечения к уголовной ответственности,
    а также о производстве
  • 1
    Международное сотрудничество помимо
    оказания правовой помощи включает
    осуществле­ние по запросам
    соответствующего государства
    оперативно-розыскных мероприятий,
    инфор­мационного обеспечения, в том
    числе предоставление сведений о нормах
    национального за­конодательства,
    обмен опытом правоохранительных органов,
    разработку международно-пра­вовых
    норм, регулирующих организацию и
    деятельность государств в области
    борьбы с пре­ступностью, координацию
    деятельности по раскрытию и расследованию
    преступлений, затра­гивающих интересы
    нескольких государств, и т. п
  • 654

Раздел VI. Международное сотрудничество… И уголовный процесс

Глава XXXVIII Международная правовая помощь по уголовным делам

  1. 655
  2. следственных или других процессуальных
    действий, без которых невоз­можны
    успешное расследование, отправление
    правосудия по уголовному делу и исполнение
    решений суда.

  3. Таким образом, оказание международной
    правовой помощи по уголов­ным делам
    есть выполнение на основании международных
    договоров и национальных нормативных
    правовых актов одним государством в
    интере­сах другого государства
    запросов о производстве процессуальных
    действий или о выдаче обвиняемого
    (подозреваемого) для привлечения его к
    уголов­ной ответственности по
    конкретному уголовному делу, расследуемому
    или рассматриваемому в суде запрашивающего
    государства, либо об исполне­нии
    приговоров или иных судебных решений,
    в том числе о передаче осу­жденного
    в одном государстве для отбывания
    наказания или принудитель­ного лечения
    другому государству.

Просьба о помощи направляется
государству в виде запроса (поруче­ния),
оформленного в соответствии с требованиями
международных дого­воров и ст. 453, 454
УПК. Государство, направившее поручение
или за­прос об оказании правовой
помощи другому государству, называется
за­прашивающим, а государство,
получившее и исполняющее его, —
запра­шиваемым.

Оказание правовой помощи по уголовным
делам затрагивает интересы того
государства, которое обратилось за
помощью.

Основной задачей данного правового
института является объединение усилий
государств в борьбе с преступностью,
оказание друг другу содейст­вия в
раскрытии и расследовании преступлений,
изобличении лиц, их со­вершивших, и
вынесении в отношении них справедливого
приговора, ис­полнении решений суда,
а также возмещении ущерба потерпевшим
незави­симо от территориальных границ,
различий национального законодатель­ства
и правоприменительной практики
государств.

Особенность института правовой помощи
по уголовным делам заклю­чается в
том, что он имеет смешанную отраслевую
принадлежность, т. е. регулируется как
уголовно-процессуальным и уголовным,
так и между­народным правом.

Оказание правовой помощи по уголовным
делам возможно только в от­ношении
преступлений, наказание за которые на
момент просьбы о помо­щи подпадает
под юрисдикцию управомоченных органов
запрашивающего государства.

Объем и процедура выполнения процессуальных
действий российскими органами
расследования, прокуратуры и судом в
порядке оказания право­вой помощи в
определенной степени зависят от того,
к какому междуна­родному сообществу
относится взаимодействующее с Россией
государство: к Совету Европы или к
Содружеству Независимых Государств
(СНГ). Ока­зание взаимной правовой
помощи государствами — членами Совета
Евро-

пы, в который с 1996 г. входит
и Россия, осуществляется на основании
кон­венций Совета Европы, двусторонних
международных договоров России с этими
юсударсгвами и норм раздела XVIII
УПК.

Если государство является
членом Содружества Независимых
Госу­дарств, то правовая помощь
оказывается в соответствии с Конвенцией
о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным
делам, подписанной в Минске 22 января
1993 г., двусторонними международными
договорами России с государствами —
членами СНГ и нор­мами раздела XVIII
УПК.

  • В правовой помощи по уголовным делам
    может быть отказано:
  • 1) для государств — членов
    Совета Европы — если просьба касается
    пре­ступления, которое запрашиваемое
    государство считает политическим
    пре­ступлением или преступлением,
    связанным с политическим преступлени­ем,
    или выполнение просьбы может нанести
    ущерб суверенитету, безопас­ности,
    общественному порядку или другим
    существенно важным его инте­ресам1,
    а в отношении России, кроме того, если
    лицо, которое в запраши­вающем
    государстве подозревается или обвиняется
    в совершении правона­рушения, находится
    под судом, либо было осуждено или
    оправдано в связи с этим правонарушением
    в Российской Федерации или в третьем
    государ­стве, либо в отношении этого
    лица в Российской Федерации или в третьем
    государстве вынесено решение об отказе
    в возбуждении или прекращении производства
    по делу, по поводу которого поступил
    запрос о правовой по­мощи; если
    преследование или исполнение решения
    по делу невозможно ввиду истечения
    срока давности в соответствии с
    законодательством Рос­сийской
    Федерации2;
  • 2) для стран — участниц СНГ — если оказание
    такой помощи может на­нести ущерб
    суверенитету или безопасности либо
    противоречит законода­тельству
    запрашиваемого государства.
  • О причинах отказа в предоставлении
    взаимной помощи обязательно должно
    быть сообщено запрашивающему государству.

Международное сотрудничество

Значительное внимание следует уделить тому факту, что международные отношения, как и другие общественные отношения есть ничто иное как деятельность их субъектов, затрагивающая интересы друг друга. Эта деятельность может осуществляться в различных сферах – экономической, политической, военной и т.д.

Отсюда – различные формы международных отношений – международные экономические, политические, военные и т.д. отношения. Каждая из этих форм является предметом исследования определенных наук, в т.ч. экономической теории, политологии и др.

С точки зрения механизма осуществления система международных отношений включает в себя две основные формы: отношения сотрудничества и отношения конфликта.

Сотрудничество и конфликты находятся в постоянной связи, взаимосвязи и представляют собой единство противоположностей, т.е. являются взаимнообусловливающими процессами, которые могут «меняться местами». Другими словами, система международного сотрудничества включает в себя конфликтные ситуации и, наоборот, всякий конфликт предполагает определенные формы сотрудничества его участников.

Международное сотрудничество – это процесс взаимодействия участников международных отношений, в котором исключается применение насилия (в т.ч. вооруженного в первую очередь) и доминируют совместные поиски реализации общих и национальных интересов.

  • Важно понять, что сотрудничество – это не отсутствие конфликтов, а возможность избавления от крайних (насильственных) способов решения вопросов.
  • Сущность, роль сотрудничества в системе международных отношений наглядно проявляется в его результатах. К числу основных результатов в настоящее время относятся следующие:
  • 1) заключение договоров, соглашений по различным сферам международных отношений;
  • 2) образование межгосударственных, межправительственных и неправительственных организаций;
Читайте также:  Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

3) формирование региональных интеграционных образований. .

  1. Среди интеграционных образований в настоящее время выделяются две формы – политическая и экономическая.
  2. Политическая интеграция представляет собой создание единого политического сообщества, состоящего из нескольких политических единиц (государств).
  3. В развитии политической интеграции выделяются три возможных пути, на которых действует определенная форма политических интеграционных образований:
  4. – сотрудничество в рамках союзов между государствами, которые сохраняют суверенитет и независимость;
  5. – федерация, учреждающая единую наднациональную политическую власть;
  6. – функциональная интеграция, дающая возможность совместных действий в рамках общих специализированных институтов.

Гражданский процесс | Страница 121 | Онлайн-библиотека

В остальных случаях вопрос о возможности допуска иностранного гражданина к представительству в гражданском процессе решается судом, рассматривающем дело (см. п. 7 ст. 44 ГПК).

Теперь необходимо обратиться к вопросу о подведомственности споров, осложненных «иностранным элементом». В силу содержащегося в ГПК прямого указания споры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных предприятий и организаций подлежат рассмотрению в судах (ст. ст. 433, 434).

Следует, однако, отметить, что в настоящее время суды общей юрисдикции рассматривают лишь такие споры, осложненные «иностранным элементом», которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что же касается «предпринимательских» или, иначе говоря, экономических споров, то они относятся к юрисдикции арбитражных судов.

При этом «арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» (п. 6 ст. 22 ГПК).

Подсудность дел, осложненных «иностранным элементом», определяется законодательством, действующим на территории России (ст. 434 ГПК).

Согласно ст. 118 ГПК иск к ответчику, не имеющему в России места жительства, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Российской Федерации. Смыслом данной нормы охватываются не только иностранные граждане, но и лица без гражданства и российские граждане, постоянно проживающие за границей.

В остальном к спорам с участием перечисленных лиц следует применять общие правила о подсудности, содержащиеся в ГПК (ст. ст. 117-121 ГПК).

Глава XXVI.

Иски к иностранным государствам

  • Правовой статус государства в значительной мере предопределяется тем, что оно, будучи носителем суверенной власти, обладает таким специфическим качеством, как иммунитет, исключающий без согласия государства как предъявление к нему иска, так и исполнение вынесенного против него судебного решения.
  • Вместе с тем в юридической доктрине и законодательстве различных государств наблюдается двоякий подход к проблеме иммунитета.
  • Согласно одной, исторически более ранней, концепции (ее можно назвать теорией «абсолютного иммунитета») государство пользуется связанным с иммунитетом привилегиями вне зависимости от характера своей деятельности, иными словами, не только при выполнении функций публичной власти, но и в случаях, когда оно занимается предпринимательством.

С точки зрения, сформулировавшейся позже во второй половине XX века теории «функционального иммунитета» государство может ссылаться на иммунитеты лишь в связи с совершаемыми им публично-правовыми актами; осуществляя коммерческую деятельность, государство ставит себя в положение обычного предпринимателя и лишается льгот, обусловленных иммунитетом.

Такая трактовка иммунитета получила отражение в нескольких международных конвенциях, в частности, в Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г., а также в национальном законодательстве ряда государств (например, в Законе США об иммунитетах иностранных государств 1976 г. и в английском законе об иммунитетах государств 1978 г.).

В нашей стране до недавнего времени доктрина и законодательство базировались на теории абсолютного иммунитета. Соответственно в силу ст. 435 ГПК РСФСР «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства».

Вместе с тем перевод нашей экономики на «рельсы» рыночного хозяйства влечет уравнивание правового режима различных организационных форм предпринимательской деятельности безотносительно к видам собственности, образующим их имущественную базу.

Не случайно ГК РФ 1994 г.

предусматривает, что «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124).

Логическим следствием этой нормы нужно считать и выступление государства в качестве истца или ответчика в юрисдикционных органах без каких-либо изъятий, вытекающих из иммунитета, который должен проявляться только при публично-правовой деятельности государства. Можно поэтому ожидать соответствующих изменений в гражданско-процессуальном законодательстве.

С иммунитетом государства как носителя суверенной власти связан и иммунитет его дипломатических представителей от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.1 «дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или от законополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций».

Читайте также:  Статья 21. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний

Глава XXVII.

Международное сотрудничество в области гражданского судопроизводства

Основные правовые проблемы, связанные с международным сотрудничеством в данной области, касаются, во-первых, исполнения судами нашей страны поручений иностранных судов, а также, соответственно, обращение российских судов с поручениями к иностранным судам, и, во-вторых, признания и исполнения решений иностранных: судебно-арбитражных органов на территории России.

В числе нормативных источников, регулирующих указанные отношения, следует, в частности, назвать Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г., Нью-Йоркскую конвенцию 1958 г.

о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, договоры об оказании правовой помощи, участником которых является наше государство, ГПК (ст. ст. 436—437), как и ряд иных актов, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.

«О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей», Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.1 «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам», Инструкцию Министерства юстиции СССР от 9 марта 1972 г.

«О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям».

При этом нужно учитывать Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». В нем предусмотрено, что «акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР» (ст. 4).

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании содружества независимых государств» «на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению» (ст. 2).

Обратимся теперь к проблеме исполнения российскими судебными органами поручений иностранных судов. Здесь, в свою очередь, возникает ряд вопросов:

121

Рсмд :: деятельность

Цель: Анализ и прогнозирование глобальных рисков и возможностей в интересах российской дипломатии, бизнеса, образовательных центров, общественных организаций и их международных партнеров.

РСМД —

  • Инициатор научных исследований по актуальным вопросам мировой политики.
  • Заказчик аналитических и информационных материалов у академических и независимых научных центров.
  • Оператор комплексных научных проектов в интересах государственных органов, бизнеса, международных организаций.
  • Партнер ведущих российских и зарубежных «мозговых трестов». В реалиации исследовательских проектов.

Мы организуем крупные исследования ключевых международных проблем; готовим аналитические записки и доклады; осуществляем оперативную аналитику форс-мажорных ситуаций; делаем переводы зарубежных изданий.

Решение таких задач возможно только в тесном партнерстве с ведущими экспертными и научными центрами.

Форматы аналитической работы (в партнерстве с экспертами-международниками)

  • Экспертные комментарии — аналитические оценки текущих международных событий.
  • Аналитические записки и доклады — исследование проблемных направлений международных отношений и внешней политики.
  • Перевод зарубежных и российских статей, монографий.
  • Организация круглых столов и конференций, тематических панелей и секций на крупных российских и зарубежных форумах.

Учебно-просветительская работа

Цель: Содействие подготовке кадрового внешнеполитического резерва через интеграцию в глобальное образовательное пространство.

РСМД —

  • Организатор образовательных программ в области международных отношений для различных профессиональных групп.
  • Площадка взаимодействия российских вузов в области международной проблематики.
  • Инструмент интернационализации российских университетов, их включения в глобальную среду обмена знаниями и информацией.
  • Партнер ведущих образовательных центров в подготовке специалистов-международников, развитии передовых программ обучения.

Мы выступаем в качестве организатора летних и зимних школ, программ стажировок, мастер-классов политиков и дипломатов; инициируем подготовку новых российских учебников и учебных программ; стимулируем программы академической мобильности и обмена.

Важный элемент — создание молодежной секции РСМД на базе ведущих российских ВУЗов с целью формирования кадрового резерва для внешнеполитического сообщества страны. Молодежная секция призвана вовлекать во внешнеполитическое сообщество талантливую молодежь из различных профессиональных групп, включать ее в глобальные проекты и инициативы.

Форматы образовательной работы (в партнерстве с университетами и учебными центрами)

  1. Летние и зимние школы — краткосрочные образовательные программы для российской и иностранной молодежи.
  2. Проведение тренингов, мастер-классов, семинаров для различных профессиональных групп.

  3. Гостевые лекции — выступления в России ведущих зарубежных ученых и экспертов.
  4. Переводы зарубежных учебных изданий.

  5. Создание библиотеки РСМД, ее наполнение новейшей и классической литературой по международной проблематике.

Коммуникационная и публичная деятельность

Цель: Обеспечение взаимодействия представителей различных профессиональных групп в контексте вызовов и возможностей, определяемых глобальными процессами.

РСМД —

  • Организатор дискуссии с ключевыми должностными лицами России и зарубежных государств — президентами, главами правительств, председателями парламентов и др.
  • Площадка для клубных встреч членов Совета.
  • Институт взаимодействия представителей различных профессиональных сообществ из России и зарубежных стран.
  • Партнер ключевых некоммерческих организаций и фондов в нашей стране и за рубежом.

Мы работаем в качестве открытой и независимой дискуссионной площадки, создаем условия для взаимодействия российского общества и политического руководства по вопросам международных отношений и внешней политики.

Международная деятельность

Цель: Создание благоприятных условий вовлечения России в глобальный мир через реализацию многосторонних сетевых проектов и инициатив

РСМД —

  • Механизм информационного сопровождения российской внешней политики и инициатив в области общественной дипломатии.
  • Инструмент зондирования позиций зарубежных партнеров в отношении российских инициатив.
  • Организатор и участник международных сетевых проектов.
  • Партнер советов по международным делам зарубежных государств.

Мы создаем условия для сотрудничества с международными партнерами по ключевым вопросам внешнеполитической повестки, принимаем участие в международных политических инициативах, образовательных и научно-исследовательских проектах.

Привлекаем зарубежных участников к реализации российских проектов и программ.

Партнерство с ключевыми российскими организациями в области международного сотрудничества — базовое условие реализации международной деятельности РСМД.

Форматы публичной и международной деятельности

  • Ежегодная итоговая конференция РСМД — собрание членов РСМД и управляющих органов Совета. Приглашение первых лиц государства. Подведение внешнеполитических итогов года.
  • Выступления лидеров и ключевых официальных лиц зарубежных государств, представителей крупного бизнеса.
  • Клубные встречи членов РСМД — регулярные встречи для неофициального обсуждения внешнеполитических проблем, международных проектов.
  • Сессии «Мировая экономика» — обсуждение ключевых экономических проблем, рисков, инвестиционных проектов с участием представителей российского и зарубежного бизнеса.
  • Сессии «Посольские беседы» — встречи с послами зарубежных государств, обсуждение проблем двусторонних отношений, перспективных проектов и форматов сотрудничества с Россией.
  • Сессии «Гражданский диалог» — встречи с представителями российских и зарубежных НКО, действующих в области внешнеполитической проблематики.

Международное сотрудничество

  Основными направлениями работ в области международного сотрудничества являются:

  • участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ;
  • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;
  • защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов импортозамещения;
  • выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене.
Читайте также:  Династия романовых (хронологическая таблица) - история России

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не имеет представительств за рубежом.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее-Совет) был создан в соответствии с межправительственным «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» (13 марта 1992 г.).

 Совет во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.

 В соответствии с резолюцией Совета Международной организации по стандартизации ИСО 40/1995 от 14 сентября 1995 года Совет является региональной организацией по стандартизации и в нормативной документации и во взаимоотношениях с международными, региональными и зарубежными организациями использует наименование, аббревиатуру и эмблему, принятые Советом, в соответствии с требованиями ИСО к региональным организациям по стандартизации. Совет состоит из полномочных представителей государств – участников Соглашения. Совет создает Бюро по стандартам для выполнения работ Совета по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и подготовки материалов для Исполнительного комитета СНГ. Местопребыванием Бюро по стандартам является город Минск, Республика Беларусь. Официальным языком Совета является русский язык. Членами Совета являются руководители соответствующих национальных органов государственной власти, уполномоченные на осуществление функций в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, которые от имени государств наделяются правом быть членами Совета и полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на этот Совет. Если в государстве – участнике Соглашения действуют несколько органов управления в указанных сферах деятельности и их руководители наделены государством правом быть членами Совета, то они участвуют в его работе в пределах своих полномочий. Каждое государство – участник Соглашения имеет в Совете один голос. Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В заседаниях, кроме членов Совета, могут принимать участие и другие представители государств, представители ведущих отраслей промышленности государств – участников Соглашения без права решающего голоса. В состав делегаций государств – участников Соглашения может включаться необходимое количество советников и экспертов. В заседаниях Совета принимает участие представитель Исполнительного комитета СНГ с правом совещательного голоса. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым из государств – участников Соглашения в лице его представителей на основе принципа ротации на срок не более одного года. Председатель руководит заседаниями Совета и организует его работу в период между заседаниями. Предшествующий председатель Совета является его сопредседателем на каждый новый срок. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации: 220013 г.Минск, ул. Мележа, 3, факс.:(+375 17)288-42-22; тел.:(+375 17)262-17-92, 

easc@easc.org.by

Последнее обновление: 28.04.2021 17:20

Международное сотрудничество в Московском университете

Задачи интернационализации МГУ обусловлены Программой развития Московского университета и направлены на укрепление позиций университета в международном образовательном пространстве.

В числе приоритетов интернационализации — повышение доли иностранных обучающихся, развитие совместных проектов с зарубежными вузами, повышение доли научно-педагогических работников МГУ, преподающих в иностранных образовательных учреждениях, увеличение совместных с зарубежными вузами образовательных программ с выдачей двойных дипломов.

Московский университет развивает международные связи, исходя из принципа равноправия всех партнёров — участников международного сотрудничества и академического обмена и в рамках более 700 действующих соглашений о научном и образовательном сотрудничестве с правительственными и международными организациями, зарубежными университетами и научными центрами. Развитие партнёрских отношений с университетами Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки направлено на развитие академической мобильности и совместных образовательных программ.

Более 10 000 иностранных студентов, аспирантов, стажёров из 90 стран мира ежегодно посещают МГУ с целью обучения, повышения квалификации, участия в программах научных стажировок.

В зарубежных филиалах Московского университета в Астане, Ташкенте, Баку, Душанбе, Ереване, Копере (Словения) обучается около 2 500 студентов.

Более 300 студентов и аспирантов обучается в российско-китайском Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне (Китай), учреждённом совместно МГУ и Пекинским политехническим институтом в 2017 году.

В рамках программ включённого обучения около 500 студентов МГУ ежегодно направляются за рубеж.

Такое же количество студентов МГУ ежегодно принимает из вузов-партнёров: Университета Гумбольдтов, Университета Париж-Сорбонна, Пекинского университета, Университета Ла Сапиенца, Университета Барселоны, Университета Хельсинки, Венского университета, Университета Токай, Стокгольмского университета и других зарубежных университетов. Активно развивающимся направлением международного сотрудничества МГУ является создание совместных образовательных программ с зарубежными партнерами. В настоящее время в МГУ действуют совместные образовательные программы с университетами Джорджа Мейсона (США), Международной школой бизнеса Йёнчёпинг (Швеция), Университетом Сэнт-Эндрюс (Великобритания), Университетом Рединга (Великобритания), Евразийским национальным унивреситетом имени Л.Н. Гумилёва (Казахстан), Университетом Примоска (Словения).

Московский университет координирует взаимодействие вузов Российской Федерации с университетскими консорциумами зарубежных стран в рамках международных Ассоциаций университетов Китая, Индии, Японии, Ирана, Кубы, университетов ибероамериканских стран, арабских университетов, университетов стран СНГ.

Среди университетских сообществ постсоветского пространства особое место занимает Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ), созданная по инициативе Московского университета.

Сегодня ЕАУ — авторитетная и влиятельная международная организация, объединяющая 138 университетов из 13 стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

В числе интегрированных образовательных проектов, осуществляемых МГУ совместно с зарубежными партнерами: Русско-германский институт науки и культуры, Французский университетский колледж, Институт Конфуция, Международный центр корееведения Института стран Азии и Африки, Центр иберо-романских исследований филологического факультета и другие.

МГУ стремится к развитию сотрудничества с представителями научного и академического сообщества, университетами, общественными организациями всего мира. Двери Московского университета открыты для зарубежных абитуриентов, студентов, стажёров и преподавателей.

Ссылка на основную публикацию