Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

Стрыгина, И. А. Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права / И. А. Стрыгина.

— Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1240/ (дата обращения: 06.07.2021).

Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

Проведенная в стране админист­ративная реформа, направленная на прекращение избыточного госу­дарственного регулирования и со­здание благоприятных условий для реализации субъектами предпри­нимательства своих прав и интере­сов, вышла на важный и ответ­ственный этап: определена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Помимо этого оп­тимизирована структура Прави­тельства Российской Федерации, изменено предназначение мини­стерств и иных ведомств. Все это отражается и на роли Пра­вительства Российской Федерации в системе исполнительной власти, как в целом, так и в системе государственной власти.

Проведенная администра­тивная реформа потре­бовала изменения значительного чис­ла действующих федеральных за­конов, и именно Правительство Рос­сии сыграло в этом ведущую роль.

Участие Правительства Россий­ской Федерации в законотворче­стве является одним из приоритет­ных направлений деятельности это­го органа государственной власти. Это объективно вытекает из кон­ституционного статуса Правитель­ства, уполномоченного при осуще­ствлении исполнительной власти решать важнейшие вопросы управ­ления страной.

Современная роль Правительства России характеризуется тем, что этот государствен­ный орган, реализуя конституцион­ные полномочия в законотворчес­кой деятельности, конкретизирует и воплощает их на практике как самостоятельно, так и совместно с другими субъектами, наделенными такими полномочиями.

Самостоя­тельная деятельность Правитель­ства обусловлена его положением как органа, представляющего осо­бую ветвь государственной власти (исполнительную власть). Коорди­нация его деятельности с другими субъектами законодательной ини­циативы обеспечивает всесторон­ний подход к содержанию законо­проектов, соблюдению должной про­цедуры.

Подтверждением необходимости и актуальности изучения участия Правительства РФ в законотворчестве, является массив научных публикаций, монографий и диссертаций по данному вопросу, а также конференции, семинары, касающиеся места, роли и значения данного органа исполнительной власти в законотворческом процессе.

Условно все источники и материалы по законотворческой деятельности Правительства РФ можно разделить на пять направлений:

1) рассматриваются разграничение и соотношение законотворческого и законодательного процессов, при этом определяется роль и значение в них Правительства РФ (Г.А. Гаджимогомедов, Г.П. Ивлиев, Ю.А. Тихомиров, А. Хамуков и др.).

В науке еще не выработаны общепри­нятые понятия законотворческого процесса и законодательного процес­са. Они довольно часто подменяются одно другим.

В результате одним тер­мином обозначаются разные правовые явления, и в то же время, наоборот, од­но и то же правовое явление обознача­ется разными терминами.

Отличия понятий «законотворче­ский процесс» и «законодательный процесс», в том числе особенности за­конотворческого процесса, наглядно проявляются при исследовании содер­жания последнего. Оно может быть охарактеризовано, в частности, по­средством следующих имеющихся признаков.

Во-первых, законотворческий про­цесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Это исключительно творческий и не форма­лизованный, в отличие от законодательного, процесс.

  • Во-вторых, законотворческий про­цесс имеет, как правило, строго науч­ную основу и служит отчасти формой выражения научной деятельности и за­крепления результатов науки, в том числе правовой.
  • В-третьих, он характеризуется соче­танием конкретного представления о результате законотворческого процес­са — законодательном продукте с, как правило, неконкретным (абстракт­ным) представлением конечной редак­ции закона, тогда как для законода­тельного процесса характерно кон­кретное представление о конечной ре­дакции закона.
  • В-четвертых, законотворческий про­цесс начинается с анализа состояния вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом за­конодательного процесса является внесение законопроекта.

В-пятых, субъект законотворческо­го процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процес­са. Субъектом законотворческого процесса всегда является непосредст­венный автор идеи буду­щего закона.

Это может быть научное учреждение, группа экспертов и спе­циалистов в соответствующей сфере знаний, специализированный центр законотворчества. Часто законопрое­кты разрабатываются в недрах отрас­левых министерств и других исполни­тельных органов государственной власти.

Круг участников законода­тельного процесса, их прав, обязанно­стей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязатель­ного учета этих мнений определен нормативно.

Законотворческий же процесс может осуществляться неог­раниченным кругом лиц (в том числе субъектами права законодательной инициативы, различными элемента­ми гражданского общества, отдельны­ми гражданами и пр.) и охватывает деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем — на различных стадиях законодательного процесса;

2) законодательный процесс представляется как сфера взаимодействия различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной (Л.А. Окуньков, А.Г. Путянина, А.А. Котенков, И.А. Котелевская, В.Е. Чиркин, В.А. Четвернин и др.).

Исполнительная власть играет все более активную роль s законотворческой сфере, в том числе путем участия в законодательном процессе. Это вполне закономерное явление, так как деятельность исполнительной власти не сводится лишь к механическому исполнению законов.

Оче­видно, что создаваемые законы, прежде всего, должны от­вечать потребностям общества.

А кому как не исполни­тельной власти лучше всего известны эти потребности и материально-финансовые возможности их удовлетворе­ния? Помимо этого, органы исполнительной власти обла­дают мощным аппаратом, способным квалифицированно разработать качественные законы, необходимые обще­ству и государству.

Одна из основных форм участия исполнительной влас­ти в законодательном процессе предусмотрена ч. 3 ст.

104 Конституции РФ, которая наделила Правительство РФ се­рьезными полномочиями по воздействию на законодатель­ный процесс, установив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске го­сударственных займов, об изменении финансовых обяза­тельств государства, другие законопроекты, предусматри­вающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключе­ния Правительства;

3) обозначаются проблемы качества законотворчества и прозрачности законодательного процесса при участии в нем Правительства РФ.

Выделяются и раскры­ваются следующие принципы законодательного процесса, актуальные и для законотворческого процесса: гуманизма, законности, демократизма, гласности, конституционного партнерства и гражданского сотрудничества, научности, достаточности правовой экспертизы, технического совершенства законодательных актов, своевременности (В.Ю. Варламов,В.Д. Зорькин, О.Е. Кутафин, О.Н. Разбаш и др.);

4) анализируются содержание (формы и методы участия) и приоритеты законотворческой деятельности Правительства РФ (С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин, В.В. Мозолев, И.М. Шувалов, Т.Я. Хабриева).

Среди форм участия Правитель­ства России в законотворческом процессе можно выделить стандар­тную, когда полномочиями совер­шить то или иное действие обла­дают несколько субъектов (напри­мер, реализация Правительством права законодательной инициативы в соответствии с ч. 1 ст.

104 Консти­туции Российской Федерации), а также исключительную, когда со­ответствующие полномочия возло­жены только на Правительство.

В настоящее время все заметней тенденция расширения функций Правительства России в законотворческом процессе, усиле­ния его взаимодействия с другими его участниками, совершенствова­ния внутриорганизационной дея­тельности по участию Правитель­ства в законотворческом процессе.

Правительство России становит­ся одним из основных участников законотворческой деятельности. Ему, естественно, должна принадлежать ведущая роль и в обеспечении на­учных основ законотворчества в Российской Федерации.

Эта задача может быть осуществлена как пу­тем совершенствования собствен­ной законотворческой деятельнос­ти, так и путем создания условий для совершенствования деятельно­сти иных субъектов законотворче­ства, для теоретической разработ­ки проблем содержания и процедур законодательства;

5) исследуются законодательная инициатива Правительств федеративных государств, дается сравнительная характеристика данного этапа законодательного процесса на примере Российской Федерации, Германии, Австрии, Щвейцарии (А.Н. Дементьев, Д.Н. Кордик и др.). Литература:

  1. Абрамова, А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты / А.И. Абрамова // Журнал Российского права. — 2006. — № 3.- С. 25 -28.

  2. Абрамова, А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования / А. И. Абрамова // Журнал российского права. — 2007. — № 2. — С. 14-24.

  3. Авакьян, С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы / С.А. Авакьян // Журнал российского права. — 2003. -№11.- С. 43 54.

  4. Бобылев, А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / А.И. Бобылев и [др]. — М.; Норма-М, 2003.- 304 с.

  5. Варламов В.Ю. О некоторых вопросах реализации конституционных полномочий Правительства РФ в сферах внешней политики и международных отношений / В.Ю. Варламов // Право и политика.- 2005. — № 10.- С.12-14.

  6. Кордик, Д.Н. Реализация права законодательной инициативы правительствами федеративных государств (российский и зарубежный опыт) / Д.Н. Кордик // Журнал российского права.- 2007. -№ 1. -С. 128- 134.

  7. Мозолев, В.В. Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе: конституционно-правовые и организационные аспекты Автореферат диссертации / В.В. Мозолев. — М.;. 2008. –45 с.

  8. Окуньков, JI.A. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием / Л.А. Окуньков // Законодательство. — 2000. — № 9. — С. 52 57.

  9. Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / Под ред. Т.Я.Хабриевой. М.: Юристъ. 2006.- 309 с.

  10. Павлушкин, А. Правительство России и органы власти субъектов Федерации в федеральном законотворческом процессе / А. Павлушкин // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. — 2003. — № 3. — С. 60-64.

  11. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы. (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право. — 2007. — № 4. — С. 111-118.

  12. Путянина, А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти / А.Г. Путянина // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 17. — С. 15-19.

  13. Разбаш, О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме : единство и эволюция принципов / О. Н. Разбаш // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 18. — С. 13-20. —

  14. Скурко, Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (по материалам «круглого стола» ИГП РАН) / Е.В. Скурко // Государство и право. — 2007. — № 4. — С. 111-118.

  15. Сморгунова, В.Ю. Обзор международного научно-практического семинара для переводчиков международных организаций «Законодательный процесс в Российской Федерации», Санкт-Петербург, 26 — 28 февраля 2009 г. / Сморгунова В. Ю. // История государства и права. — 2009. — № 18. — С. 4-9.

  16. Хамуков, А. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение / А. Хамуков // Человек и закон. — 2011. — № 1. — С. 45-49.

  17. Шувалов, И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты / И.И. Шувалов // Журнал российского права. – 2004. — № 4.- С. 17 25.

  18. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе / И.И. Шувалов. — М.: Норма. 2004.- 291 с.

    Читайте также:  Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

    Основные термины (генерируются автоматически): законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива, законотворческая деятельность, законотворческая деятельность Правительства РФ, конечная редакция, правительство России.

    законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива, конечная редакция

    Воздействие законотворческого и законодательного процесса

    Основные термины (генерируются автоматически): законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс, Государственная Дума, Федеральное…

    законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива, конечная редакция

    Башкортостан, законотворческая деятельность, Государственное Собрание, внесение изменений, Курултай Республики, Республика, первое, законодательная политика, Кодекс Республики, Российская Федерация.

    Следствием законотворческих инициатив становятся законодательные инициативы, которые реализуются в Государственной Думе РФ или в законодательных органах субъектов РФ.

    Воздействие законотворческого и законодательного процесса

    Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия.

    законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс, Государственная Дума, Федеральное Собрание, законодательная власть, законодательный орган, правовое воздействие, Совет Федерации

    Государственная Дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, законодательный процесс, законодательная инициатива, законодательная власть, решение, Государственная Дума ФС РФ, правовая…

    законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс, Государственная Дума, Федеральное Собрание, законодательная власть, законодательный орган, правовое воздействие, Совет…

    Все идет по плану: в 2021 году правительство выпустит 153 федеральных закона

    Коллеги, день добрый.

    В России в год принимается где-то не меньше 550 новых федеральных законов, которые каждый год меняют правила игры.

    Кто может инициировать эти законопроекты? Любая Дума любого субъекта Федерации может инициировать законопроекты, администрация Президента, Правительство. Некоторые законопроекты, по их мнению, должны что-то улучшить.

    Некоторые законопроекты, скажем честно, носят политический репрессивный характер, а некоторые – характер навязчивых изменений, менять все в пользу определенных групп, группок, интересов.

    Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3683-р «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»).

    В соответствии с этим распоряжением Правительство решило внести свою лепту в законотворческую деятельность. В 2021 году члены Правительства собираются внести в Госдуму 153 новых федеральных закона. Все 153 закона я вам перечислять не собираюсь, но штук 10 назову для обзора.

    Например, под номером 6 идет законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части осуществления на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, сбыта произведенной ими продукции)».

    Я не знаю, о чем будет этот законопроект. Но речь явно идет о сбыте сельскохозяйственной продукции. Может быть, какими-нибудь налогами дополнительными обложат, а может, и нет. Может быть, какими-нибудь правилами дополнительными обложат, а может быть, облегчат жизнь и освободят от контроля фермеров.

    Под номером 12 идет законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части реализации основных направлений налоговой политики)».

    Я подозреваю, что это будет законопроект, о котором уже объявил глава ФНС России, для торговых сетей и для всей розницы. Благодаря этому закону, налоги можно будет взимать в транзакционном порядке. Егоров сказал, что это сильно облегчит жизнь.

    Год не успел начаться, а уже есть 3 законопроекта о внесении изменений в НК РФ.

    Под номером 19 запланирован законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правовых механизмов содействия реализации новых инвестиционных проектов)».

    То есть наше правительство хочет привлечь дополнительные инвестиции в Россию. Отвечаю сразу: не сработает.

    Какие инвестиции? Какая защита инвестиций? Где вы в России видели защиту собственности? Будь то микробизнес, средний бизнес или крупный бизнес. Да, можно написать что угодно.

    Только сначала надо поднять доверие российских бизнесменов к собственным властям, а затем поднять доверие иностранных инвесторов. Законопроект, наверное, будет хорошим. Ждем.

    Под номером 23 запланирован законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в части совершенствования системы управления потребительскими обществами и их союзами и развития потребительской кооперации в целом)». 

    Читайте также:  Статья 32. Социальная поддержка членов семей спасателей

    Отлично, что у нас будут развивать потребительскую кооперацию.

    Под номером 62 запланирован законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для формирования рынка частного наемного жилья». 

    Отлично, что у нас будет сформирован рынок частного наемного жилья. Но я так подозреваю, что этим законопроектом будет создан реестр квартир, сдаваемых в аренду. И будут созданы какие-то программулины по отлову физлиц, которые сдают в аренду жилье и не платят налогов.

    Я не верю в облегчение жизни. Может быть, я плохо думаю о наших властях, а вы должны им верить. Вы должны верить, что вам будут созданы хорошие условия формирования рынка частного наемного жилья. Однозначно. Я думаю, что так оно и будет.

    Под номером 64 запланирован законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” (в части систематизации обязательных требований в сфере образования)».

     Эта систематизация требований приводит, по моему мнению, к ухудшению качества образования.

    У меня даже есть на этот счет уже кое-какая нормативная база про экзамены, которые будут проходить в 2021 году.

    Короче, это систематизация приводит к тому, что дети меньше учатся, меньше экзаменов сдают, соответственно, меньше профессионализма будет. Может быть, наоборот, закон будет хорошим. Может быть, я зря подозреваю наше правительство в том, чего оно еще не сделало.

    А вот это мне нравится.

    Под номером 71 идет законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)». 

    Так и хочется сказать: «Ты чего туда лезешь?! Ты чего лезешь к этому садоводу и огороднику?! Ну, вырастил он чего-то там и продал, заработал свои несчастные 3 рубля, чтобы не протянуть ноги. Ты чего, государство, к нему лезешь, оставь его в покое!» Нет, они собираются урегулировать эти отношения.

    Я просто перевожу на человеческий язык эти инициативы. Я не исключаю, что садоводов и огородников заставят маркировать свои огурцы. И не надо думать, что я сейчас несу вздор.

    Я уже вам рассказывал про законопроект о маркировке ослов, мулов, кур, гусей и другой живности, которую вы надумаете продавать. Я не шучу. Поэтому посмотрим, что там будет. Не надо их регулировать. Не надо, не лезь туда, пожалуйста, родное государство.

    Оставь людей в покое. У нас и так около 20 миллионов живут полуголодной жизнью.

    Под номером 75 идет законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части формирования новой категории налогоплательщиков – старателей и налогообложения старательской деятельности)». 

    Шикарно. Для старателей и старательской деятельности будет придуман новый налоговый режим. А давайте для каждого бизнесмена придумаем новый налоговый режим, а потом сами запутаемся в этих налоговых режимах к чертовой матери. Например, как сейчас это происходит с патентной системой налогообложения, где каждый субъект Федерации устанавливает свои правила.

    Под номером 88 идет законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности по организации дорожного движения». 

    Отлично! Надо усовершенствовать организацию дорожного движения. Обычно это усовершенствование происходит путем дополнительных ужесточений и введения новых штрафов.

    Наверное, этот вам понравится. 

    Законопроект под номером 104 «О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в части признания документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации недействительными)».

    Давайте я сейчас займусь предсказанием. Я не знаю, о чем будет этот законопроект, но предсказываю, что он будет о том, что у нашего президента появится право кого угодно лишать российского гражданства.

    Поехал на отдых? Отлично! Ты неугодный стране элемент. Возвращаешься домой в Российскую Федерацию, а тебе говорят: «До свидания, ты больше не гражданин РФ. Езжай, откуда приехал. Получи российскую визу в российском посольстве в Турции или куда ты там ездил, и потом въедешь обратно. А визу мы тебе не дадим. Мы посольствам уже дали команду не давать тебе визу. Ты у нас в черных списках».

    Это мое гадание на кофейной гуще. И вы знаете, в связи с чем и с кем этот законопроект вносится. Я могу ошибаться, но мне так кажется.

    А, может быть, вам понравится инициативапод номером 116. Она классная. 

    Законопроект «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (в части включения Министерства юстиции Российской Федерации в перечень лиц, имеющих право на получение от кредитных организаций сведений, являющихся банковской тайной)». 

    Я уже говорил о том, что у нас банковская тайна фактически исчезает. Теперь, согласно новому законопроекту любые Министерства и ведомства будут иметь право получить доступ к любым личным кабинетам налогоплательщиков, будь-то ИП-шники, физические или юридические лица. А тут еще и перед минюстом полностью исчезает банковская тайна.

    Не хочу все 153 законопроекта вам зачитывать. Это лишь план Правительства по законотворчеству. Такие же планы есть у депутатов Госдумы и администрации президента.

    Короче, в 2021 году нас опять ожидает не меньше 500 новых федеральных законов, с помощью которых государство облегчит нашу жизнь, усовершенствует ее, и мы все будем счастливы.

    • И вот об этом предстоящем счастье я попрошу вас высказаться в х.
    • Для тех, кто занимается реальным бизнесом, особенно если вы директор или собственник, работаете на ОСН и не хотите нести субсидиарку, жду вас 17-18 февраля в Москве на семинаре.
    • Спасибо и удачи в делах.

    Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

    • Правительству Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации принадлежит право законодательной инициативы РІ Федеральном Собрании.
    • Право законодательной инициативы Правительство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов РІ Государственную Думу.
    • Правительство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вправе вносить РІ Государственную Думу РІ соответствии СЃ ее Регламентом поправки Рє находящимся РЅР° рассмотрении Государственной Думы законопроектам.
    • Разрабатываемые Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации проекты федеральных законов РїРѕ предметам совместного ведения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ направляются Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ органы государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

    Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

    Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах.

    Читайте также:  Статья 11. специальные положения

    Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

    1. Заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства Российской Федерации о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства Российской Федерации или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.
    2. Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
    3. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации.
    4. Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении.

    Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

    Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом.

    Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 56 | Нарушение авторских прав

    Читайте в этой же книге:

    Статья 6. Состав Правительства Российской Федерации | Статья 11. Ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации | РОСС�ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ�� | Статья 16. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере | Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью | Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации | Глава IV. ОРГАН�ЗАЦ�Я ДЕЯТЕЛЬНОСТ� |

    mybiblioteka.su — 2015-2021 РіРѕРґ. (0.007 сек.)

    Участие Правительства РФ в законотворческом процессе

    Основным направлением в деятельности Правительства РФ является осуществление законотворческого процесса. Это закрепляется конституционным статусом Правительства, уполномоченного решать важнейшие вопросы управления государством.

    «В современной России роль правительства состоит в том, что этот государственный орган, осуществляет конституционные полномочия в законотворческой деятельности самостоятельно или с помощью иных субъектов с такими же полномочиями». . Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 4. с.9-11

    • Самостоятельность Правительства объясняется так же тем, что этот орган, является отдельной ветвью государственной власти (исполнительная власть).
    • Разносторонний подход к составлению законопроектов, соблюдение необходимой процедуры обеспечивает координацию деятельности Правительства с другими субъектами законодательной инициативы.
    • Изучение и участие Правительства РФ в законотворчестве, отражает множество научных публикаций, диссертаций и монографий по данному вопросу, а также научные семинары и конференции, которые касаются деятельности органа исполнительной власти в законотворческом процессе.
    • Все материалы и источники по законотворческой деятельности Правительства РФ можно разделить на пять видов:

    «1)Первые рассматривают разделение и соотношение законотворческого и законодательного процессов, определяется роль и место в них Правительства РФ. В науке еще не выработаны общепринятые понятия «законотворческого процесса» и «законодательного процесса». Отличие понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс», характеризуется рядом признаков:

    1. Во-первых, законотворческий процесс это интеллектуальный, исключительно творческий в отличие от законодательного, процесс.
    2. Во-вторых, законотворческий процесс имеет научную основу и является выражением научной деятельности и закреплением результатов науки, в том числе правовой.
    3. В-третьих, он характеризуется тем, что сочетается с конкретным представлением о результате законотворческого процесса — законодательном продукте с неконкретным (абстрактным) представлением конечной редакции закона, а для законодательного процесса свойственно конкретное представление о конечной редакции закона.
    4. В-четвертых, процесс законотворчества начинается с анализа поставленного вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом законодательного процесса является внесение законодательной инициативы.

    В-пятых, субъект законотворческого процесса и субъект законодательного процесса не всегда совпадают. Субъектом законотворческого процесса всегда является инициатор законопроекта .

    Это может быть научное учреждение, группа специалистов и экспертов в определенной сфере знаний, специальный центр законотворчества. Обычно законопроекты разрабатываются внутри министерств и прочих исполнительных органов государственной власти.

    Нормативно определен круг участников законодательного процесса, а так же их права, обязанности, и методы выражения мнений.

    Законотворческий процесс может осуществлять неограниченный круг лиц (субъекты права законодательной инициативы, различные группы гражданского общества, отдельные граждане и прочие) ,так же он охватывает деятельность разных органов и лиц, как в ходе подготовительных работ по законотворчеству, так и на других стадиях законодательного процесса;

    2)Вторые рассматривают законодательный процесс как сферу взаимодействия трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Исполнительная власть играет наиболее активную роль в сфере законотворчества тем, что участвует в законодательном процессе. Это закономерно, так как деятельность исполнительной власти не является лишь механическим исполнением законов.

    Очевидно, что создаваемые законы должны отвечать потребностям общества. Исполнительная власть лучше всего отвечает эти требованиям, потому что знает потребности и материально-финансовые возможности удовлетворения интересов общества.

    Так же органы исполнительной власти имеют мощный аппарат, который способен квалифицированно разрабатывать эффективные законы, необходимые обществу и государству.

    Одна из форм участия исполнительной власти в законодательном процессе предусмотрена ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, которая определяет полномочия Правительства РФ по влиянию на законодательный процесс.

    Установлено, что законопроекты о налоговой системе, о выдаче государственных займов, об изменениях в финансовых обязательствах государства, и другие законопроекты, которые предусматривают расходы, оплачиваемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при издании заключения Правительства;

    3) третьи обозначают проблемы качества законотворчества при участии в нем Правительства РФ.

    Выделяют и раскрывают некоторые принципы законодательного процесса, применимые и для законотворческого процесса: гуманизм, законность, демократизм, гласность, конституционное партнерство и гражданское сотрудничество, научность, достаточность правовой экспертизы, техническое совершенство законодательных актов ( по мнению В.Ю. Варламова, В.Д. Зорькина, О.Е. Кутафина, О.Н. Разбаш);

    4) Четвертые анализируют приоритеты законотворческой деятельности Правительства РФ и содержание (формы и методы участия). Существует несколько форм участия Правительства России в законотворческом процессе:

    — стандартная, когда несколько субъектов (например, реализация Правительством права законодательной инициативы в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации) имеют право совершить то или иное действие.

    -исключительная, когда полномочия возложены только на Правительство. Сейчас все заметнее тенденция расширения полномочий Правительства в законотворческом процессе и усиленное взаимодействие с другими его участниками, а так же преобразование внутренней организационной деятельности Правительства.

    5) Пятые исследуют законодательную инициативу Правительств федеративных государств, дают сравнительную характеристику данного этапа законодательного процесса на примере Российской Федерации, Германии, Австрии, Щвейцарии.

    «Таким образом, Правительство Российской Федерации является одним из основных участников законотворческой деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в обеспечении научных основ законотворчества в Российской Федерации.

    Эта задача осуществляется как путем совершенствования собственной законотворческой деятельности, так и путем создания условий для совершенствования деятельности других субъектов законотворчества, для теоретической разработки проблем содержания и процедур законодательства»  Югов А.А. Игишев К.А.

    Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в РФ // Адвокатская практика. 2007. № 2. с.21-26.

    Ссылка на основную публикацию