Статья 26.7. принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий

  • (Москва, 26 июня 2007 г.)
  • В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное
  • Настоящий Договор утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ
  • Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан;

учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан;

  1. исходя из исторических, культурных, экономических, экологических и иных особенностей Республики Татарстан,
  2. оговорились о нижеследующем:
  3. Статья 1
  4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.
  5. Статья 2

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан Республика Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2.

Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями Республики Татарстан. Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым в данном пункте проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3.

Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами и администативно-территориальными образованиями иностранных государств, участвует в деятельности специально созданных для этих целей органов международных организаций, а также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Республика Татарстан по согласованию с Правительством Российской Федерации оказывает государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка.

5. Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральным законом и законом Республики Татарстан.

Для кандидатур на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, вносимых в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение государственными языками Республики Татарстан. Владение государственными языками Республики Татарстан устанавливается в заявительном порядке.

  • Статья 3
  • Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность (общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации), с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан.
  • Статья 4

Органы государственной власти Республики Татарстан имеют соответствующее представительство при Президенте Российской Федерации в г. Москве.

Статья 5

1. Срок действия настоящего Договора — 10 лет со дня вступления его в силу.

2.

Порядок продления действия настоящего Договора, а также порядок и основания досрочного прекращения его действия (расторжения) определяются федеральным законом.

Статья 6

Совершено в г. Москве «26» июня 2007 года в двух экземплярах, каждый на русском и татарском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»
  2. Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
  3. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
  4. Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.
  5. Президент Российской Федерации В.Путин
  6. Москва, Кремль
  7. 24 июля 2007 года
  8. №199-ФЗ

Договор о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ

  • Договора о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ заключаются лишь в тех случае, когда это связано с экономическими, географическими и другими особенностями субъекта РФ, и только в той мере, в которой эти особенности предполагают иное, чем установленное ФЗ разграничение полномочий.
  • В договорах о разграничении полномочий регламентируются следующие вопросы:
  • – перечень полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, разграничение отлично от порядка, установленного федеральными законами и законами субъекта РФ;
  • – порядок и условия реализации данных полномочий;
  • – комплекс прав и обязанностей для каждой из сторон;
  • – срок действия и порядок продления договора о разграничении полномочий;
  • – основания и порядок для досрочного расторжения договора о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ.

Русский язык выступает языком договора о разграничении полномочий. На основании договоренности между сторонами соглашение о разграничении полномочий может составляться и государственном языке республики в составе РФ.

Читайте также:  Статья 31. Морские аварии

Порядок и механизм подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом РФ в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Порядок и механизм подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяет Президент России в полном соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года).

Порядок и механизм подготовки проекта договора о разграничении полномочий исполнительными органами государственной власти субъекта РФ до внесения в федеральные органы определяет высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии с положениями федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Проект договора о разграничении полномочий, подготовленный и согласованный в установленном порядке, представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) для одобрения.

Проект соглашения о разграничении полномочий должен быть одобрен или отклонен

Конституционно-правовые механизмы разграничения предметов ведения и полномочий

Страница 2 из 2

Развитые федеративные отношения отличает наличие работающего механизма реализации конституционной модели разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации (далее – РФ) и органами государственной власти субъектов РФ закреплен в части 3 статьи 5 Конституции РФ, а конституционно-правовые инструменты этого разграничения содержатся в части 3 статьи 11 Конституции РФ. В соответствии с этой статьей в их число входят Конституция РФ, Федеративные и иные договоры о разграничении предметов и полномочий.

Итак, последовательно рассмотрим существующие конституционно-правовые инструменты разграничения.

Конституция Российской Федерации. Третья глава Конституции в статьях 71-73 содержит конституционное разграничение компетенции федерации и ее субъектов, выделяя также область совместного ведения.

В статье 73 говорится, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Нельзя сказать, что подобная регламентация разграничения предметов ведения и полномочий является идеальной, поскольку содержит лишь определенный перечень разнородных предметов ведения [1], т. е. они выделены по различным критериям.

Федеративный договор и иные договоры. На данный момент временивопрос о рациональности использования Федеративного договора в качестве инструмента разграничения предметов ведения не является в полной мере актуальным, поскольку процесс заключения договоров полностью сошел на нет.

Федеративный договор 1992 как действующий источник конституционного права исчерпал себя [2, с. 2].

Кроме того, в части 4 пункта 1 раздела второго Конституции установлено, что в случае несоответствия Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции, тем самым нивелируется значимость Федеративного договора как источника норм конституционного права.

Ученые считают, что появление в части 3 статьи 11 Конституции РФ положения о Федеративных и иных договорах было связано с требованиями субъектов РФ включить в Основной закон федеративный договор, который в то время считался основой построения федеративных отношений в России [3, с. 128]. Действительно, исторические реалии были таковы, что Федерация была вынуждена идти на уступки региональным властям, пресекая тем самым идущие центробежные процессы.

Конституцией предусмотрена возможность заключения договоров между Федерацией и ее субъектами, но фактически в настоящее время нет оснований к их заключению.

Опыт заключения договора с Татарстаном [4] свидетельствует о том, что это скорее исключение, нежели общая тенденция правового регулирования, т. к. на современном этапе он является единственным действующим договором.

Кроме того, договор наполнен декларативными нормами, имеющими политическое значение, но практически не содержит норм прямого регулирования взаимоотношений Федерации и ее субъекта [5].

Справедливо отмечает С. А. Авакьян, большинство договоров были признаны выполнившими свою роль и утратившими силу – это сделано по взаимной воле сторон (по крайней мере, так выглядит внешне). Поскольку в Конституции есть соответствующая норма, Федеральный закон от 06.10.

1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) урегулировал вопрос и ввел достаточно жесткие правила, когда договоры появляются в дополнение к Конституции и федеральным законам и только по тем вопросам, которые обозначены в законах [6]. Кроме того, в разрезе истории мы видели, что подобные договоры зачастую могли противоречить и фактически противоречили действующей Конституции. На современном этапе такая ситуация исключена.

Стоит также отметить, что в статье 26.7 Федерального закона № 184-ФЗ содержатся принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий.

Обозначенный Федеральный закон гласит, что заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий [7]. Иных обстоятельств для заключения указанного вида договоров в законодательстве не содержится.

Несмотря на то, что внутригосударственные договоры остаются одним из конституционных инструментов размежевания предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, на современном этапе их возможности значительно сокращены. Использование договоров ограничилось существенными требованиям по критерию целевого назначения, что ставит вопрос о необходимости сохранения данной правовой конструкции в существующем законодательстве.

Читайте также:  Статья 26.4. обжалование решений экзаменационных комиссий

Вертикальные соглашения. Естественно, существование федеративных отношений требует наличия тесного взаимодействия в работе различных уровней государственной власти.

Согласно части 2 и части 3 статьи 78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать друг другу части своих полномочий.

При этом необходимо отметить, что передача полномочий должна быть подкреплена необходимыми материальными и финансовыми средствами. Также это не должно противоречить нормативным правовым актам субъекта РФ (конституции, уставу, законам).

Некоторые исследователи отмечают негативную роль подобных договоров. В. Е. Чиркин [8, с. 329], Т. Я. Хабриева придерживаются мнения, что недопустимо делить исключительные полномочия с отдельными субъектами Федерации, это ведет к нарушению принципа равноправия субъектов, выраженному в статье 5 Конституции РФ 1993 [9].

Однако есть и сторонники существования договоров между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В качестве плюсов подобных договорных отношений можно выделить: придание гибкости российскому федерализму, существование договоров создает поле для экспериментов, что позволяет отработать определенные механизмы разграничения полномочий; возможность индивидуального подхода к взаимодействию Федерации с разнородными субъектами, обладающими особой спецификой.

При этом считаем, что, несмотря на существование определенной критики, положения Главы 1 Конституции являются основополагающими и серьезных корректировок не требуют. Ведь стабильность действующей Конституции намного важнее, чем сиюминутное стремление улучшить ее.

Федеральные законы.

Глава IV. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации*

  • Статья 26. Определение полномочий органов государствен­ной власти субъекта Российской Федерации
  • 1. Полномочия, осуществляемые органами государственной, власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией
  • (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними ины­ми нормативными правовыми актами субъекта Российской Феде­рации.
  1. Полномочия, осуществляемые органами государственной
    власти субъекта Российской Федерации по предметам совместно­
    го ведения, определяются Конституцией Российской Федерации,
    федеральными законами, договорами о разграничении полномо­
    чий и соглашениями.

  2. Полномочия, осуществляемые органами государственной
    власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения
    Российской Федерации, определяются федеральными законами,
    издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми
    актами Президента Российской Федерации и Правительства Рос­
    сийской Федерации, а также соглашениями.

  3. Федеральные законы, договоры о разграничении полномо­
    чий и соглашения, определяющие полномочия органов государ­
    ственной власти субъекта Российской Федерации, должны уста­
    навливать права, обязанности и ответственность органов госу­
    дарственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и
    источники финансирования осуществления соответствующих пол­
    номочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полно­
    мочия на федеральные органы государственной власти и органы
    местного самоуправления, а также должны соответствовать дру­
    гим требованиям, установленным настоящим Федеральным зако­
    ном. Указанные требования распространяются также на указы
    Президента Российской Федерации и постановления Правитель­
    ства Российской Федерации.

  1. Статья 262. Финансовое обеспечение осуществления полно­мочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Феде­рации
  2. Полномочия органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Фе­дерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исклю­чением субвенций из федерального бюджета).
  3. Статья 26я. Принципы финансового обеспечения осуществ­ления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения

1 .

Полномочия органов государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения, установ­ленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пунк­те 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами само­стоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федера­ции (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осу­ществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финан­сироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответ­ствии с федеральными целевыми программами.

Статья 264. Участие органов государственной власти субъек­та Российской Федерации в рассмотрении Государственной Ду­мой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения

  1. Проекты федеральных законов по предметам совместного
    ведения согласовываются с законодательными (представительны­
    ми) и высшими исполнительными органами государственной вла­
    сти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
    настоящей статьей.

  2. Проекты федеральных законов по предметам совместного ве­
    дения после их внесения в Государственную Думу Федерального
    Собрания российской Федерации (далее — Государственная Дума)
    направляются в законодательные (представительные) и высшие
    исполнительные органы государственной власти субъектов Россий­
    ской Федерации для представления ими в Государственную Думу в
    тридцатидневный срок отзывов на указанные законопроекты.

  3. Если законодательные (представительные) и высшие испол­
    нительные органы государственной власти субъектов Российской
    Федерации более чем одной трети субъектов Российской Федера­
    ции выскажутся против принятия соответствующего федерально­
    го закона, по решению Государственной Думы создается согласи­
    тельная комиссия.

4.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, на­правляются законодательные (представительные) органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации для представ­ления в Государственную Думу поправок к указанным законо­проектам в тридцатидневный срок. До истечения этого срока рас­смотрение указанных законопроектов во втором чтении не допус­кается.

Статья 26*. Возложение на исполнительные органы государ­ственной власти субъекта Российской Федерации осуществле­ния отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации

Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также заключенными в соответствии со статьей 268 настоящего Федерального закона соглашениями на исполнитель­ные органы государственной власти субъекта Российской Федера­ции может быть возложено осуществление отдельных полномо­чий по предметам ведения Российской Федерации. В этих случа­ях применяются требования, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 263 и статье 264 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания

Статья 267. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий

1. Заключение договоров о разграничении полномочий допус­кается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чём это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

В договоре о разграничении полно­мочий устанавливается перечень полномочий федеральных орга­нов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых произ­водится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются усло­вия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении

полномочий и порядок продления данного срока, а также основа­ния и порядок досрочного расторжения договора о разграниче­нии полномочий.

  1. Договор о разграничении полномочий подписывается Пре­
    зидентом Российской Федерации и высшим должностным лицом
    субъекта Российской Федерации (руководителем высшего испол­
    нительного органа государственной власти субъекта Российской
    Федерации).

  2. Президент Российской Федерации в течение десяти дней
    после подписания договора о разграничении полномочий вносит
    в Государственную Думу проект федерального закона об утверж­
    дении договора о разграничении полномочий.

  3. Договор о разграничении полномочий вступает в силу со
    дня вступления в силу федерального закона об утверждении дого­
    вора о разграничении полномочий, если указанным федеральным
    законом не установлено иное.

Договор о разграничении полномочий имеет силу федерально­го закона и может быть изменен, его действие может быть приос­тановлено только путем внесения в него изменений и (или) до­полнений в порядке, установленном настоящим Федеральным за­коном для заключения и вступления в силу договора о разграни­чении полномочий.

  1. Срок действия договора о разграничении полномочий не
    может превышать десять лет.

  2. Досрочное прекращение действия (далее — расторжение)
    договора о разграничении полномочий возможно по взаимному
    согласию сторон или на основании решения суда.

Статья 268. Принципы и порядок заключения соглашений

1 .

Федеральные органы исполнительной власти по соглаше­нию с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуще­ствление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федерально­му закону и иным федеральным законам. Соглашения заклю­чаются в случае, если осуществление части полномочий не мо­жет быть возложено федеральным законом в равной мере на

  • исполнительные органы государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации.
  • Исполнительные органы государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации по соглашению с федеральными органами ис­полнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и фи­нансовых средств, если это не противоречит конституции (уста­ву), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Рос­сийской Федерации.
  • Федеральные органы исполнительной власти, передавшие пу­тем заключения соглашений осуществление части своих полно­мочий соответствующим исполнительным органам государствен­ной власти субъекта Российской Федерации, контролируют со­блюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
  • Статья 269. Временное осуществление федеральными орга­нами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
  • 1. Отдельные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) долж­ностных лиц, назначаемых федеральными органами государствен­ной власти, в случаях, если:
  • а) в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрез­
    вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта
    Российской Федерации отсутствуют и не могут быть сформирова­
    ны в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • б) возникшая вследствие решений, действий или бездействия
    органов государственной власти субъекта Российской Федера­
    ции просроченная задолженность субъекта Российской Федера­
    ции по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств,
    определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом
    Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных
    доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем
    отчетном году;
  • в) при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре­
    доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-
  • ным органом государственной власти субъекта Российской Феде­рации допускается нарушение Конституции Российской Федера­ции, федерального закона, нормативных правовых актов Прези­дента Российской Федерации и Правительства Российской Феде­рации, если такое нарушение установлено соответствующим су­дом.

2. В случае, указанном в подпункте «а» пункта 1 настоящей
статьи, решение о возложении соответствующих полномочий на
федеральные органы государственной власти принимается Прези­
дентом Российской Федерации по согласованию с Советом Феде­
рации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. В случае, указанном в подпункте «б» пункта 1 настоящей
статьи, в субъекте Российской Федерации на срок до одного года
по ходатайству Правительства Российской Федерации решением
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответ­
ствии с федеральным законом вводится временная финансовая
администрация.

Временная финансовая администрация не может вводиться в течение одного года со дня начала срока полномочий законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

  1. В случае, указанном в подпункте «в» пункта 1 настоящей
    статьи, решение о временном осуществлении федеральными орга­
    нами исполнительной власти полномочий, при реализации кото­
    рых исполнительным органом государственной власти субъекта
    Российской Федерации допущены соответствующие нарушения,
    принимается Правительством Российской Федерации в порядке,
    предусмотренном федеральным законом, нормативными правовыми
    актами Президента Российской Федерации и (или) Правитель­
    ства Российской Федерации, с одновременным изъятием соответ­
    ствующих субвенций.

  2. Решения федеральных органов государственной власти,
    принимаемые в соответствии с настоящей статьей, могут быть
    обжалованы в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию