Статья 14. ответственность за нарушение настоящего федерального закона

Тема защиты персональных данных в последнее время особенно актуальна. Виной тому новые нормы об административной ответственности за нарушение Федерального закона от 27.07.2006 № 152 (далее – ФЗ «О персональных данных»).

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки[1] в статью 13.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которые вносят существенные изменения в положения, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных.

Данные поправки значительно увеличивают штрафы для операторов персональных данных. Для юридических лиц максимальный штраф теперь составляет 75 000 рублей, тогда как до принятия поправок в КоАП РФ максимальный штраф составлял всего 10 000 рублей.

  • И хотя размер штрафа все равно остается намного меньше европейского (максимальный штраф по Регламенту ЕС[2] составит до 20 млн евро или 4 % от годового оборота за финансовый год), авторы законопроекта надеются на сокращение правонарушений в области персональных данных.
  • Не стоит, однако, забывать, что ответственность за нарушение ФЗ «О персональных данных» не ограничивается административными штрафами, отдельные нормы Трудового, Гражданского и Уголовного кодексов РФ также предусматривают санкции для операторов-правонарушителей.
  • Административная ответственность: новые составы, новые штрафы

Административная ответственность за нарушение ФЗ «О персональных данных» предусмотрена, прежде всего, статьей 13.11 КоАП РФ, а также статьями 5.39 (отказ в предоставлении информации), 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом) и 19.7 КоАП РФ (непредоставление сведений).

Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ вводит семь новых составов административных правонарушений, заменяя существовавшую до этого весьма размытую формулировку. При этом состав административного правонарушения, предусмотренный седьмой частью статьи 13.11 КоАП РФ, относится лишь к государственным и муниципальным органам.

Отметим, что в изначальной версии законопроекта был предусмотрен еще один состав – обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также персональных данных о судимости – со штрафом до 300 000 рублей. Однако в принятую редакцию статьи 13.11 КоАП РФ указанный состав не вошел.

Вводя семь новых составов в статью 13.11 КоАП РФ, законодатель лишь ужесточил ответственность за нарушение ФЗ «О персональных данных». Сами же требования, предъявляемые к обработке персональных данных, не изменились.

По части первой статьи 13.11 КоАП РФ гражданам, должностным и юридическим лицам будет вынесено предупреждение или штраф (для юридических лиц до 50 000 рублей) за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, а также за обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных.

В частности, часть 2 статьи 10 ФЗ «О персональных данных» содержит перечень случаев, когда допустимо обрабатывать специальные категории персональных данных, т.е. данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Требования к целям обработки персональных данных указаны в части 2 статьи 5 ФЗ «О персональных данных».

Приведем простой пример. По общему правилу, на основании части 1 статьи 10 ФЗ «О персональных данных» работодатель не вправе собирать данные работника, касающиеся состояния здоровья последнего. В противном случае он может быть привлечен к ответственности по первой части статьи 13.11 КоАП РФ, так как обработка таких персональных данных не предусмотрена законодательством.

Исключение составляют, например, ситуации, когда деятельность работника непосредственно связана с движением транспортных средств (водители автобусов, пилоты самолетов и т.д.). В таком случае сбор данных о здоровье работника не будет нарушать законодательство.

Вторая часть статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность в форме штрафа (для юридических лиц – до 75 000 рублей) за обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, либо за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие.

Помимо отдельной статьи 9 ФЗ «О персональных данных», содержащей нормы о получении согласия субъекта на обработку его персональных данных, ряд иных статей ФЗ «О персональных данных», а также Трудового кодекса также определяют перечень случаев, когда требуется согласие субъекта.

В частности, пункт 3 статьи 86 Трудового кодекса обязывает работодателя получить письменное согласие субъекта на предоставление его персональных данных третьей стороной.

В соответствии с третьей частью статьи 13.

11 КоАП РФ оператору[3] будет вынесено предупреждение или штраф (для юридических лиц – до 30 000 рублей) за невыполнение обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике оператора в отношении обработки персональных данных, а также при необеспечении доступа к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Речь идет о нарушении части 2 статьи 18.1 ФЗ «О персональных данных», содержащей требование к опубликованию оператором политики в отношении обработки персональных данных.

Нарушение оператором обязанности по предоставлению субъекту информации, касающейся обработки его персональных данных, влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа (максимальный штраф для юридических лиц составляет 40 000 рублей) по части четвертой статьи 13.11 КоАП РФ.

Список сведений, которые оператор обязан предоставить субъекту касательно обработки его персональных данных (например, правовые основания и цели обработки, информация об операторе, источник получения персональных данных), а также перечень случаев, когда субъекту может быть отказано в получении таких сведений, содержатся в статье 14 ФЗ «О персональных данных». Так, субъекту может быть отказано в получении доступа к его персональным данным, например, если обработка персональных данных осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также если доступ субъекта к персональным данным нарушает права третьих лиц. Отказ в предоставлении информации должен быть мотивирован и составлен в письменной форме согласно статье 20 ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с пятой частью статьи 13.

11 КоАП РФ оператор привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа (для юридических лиц – до 45 000 рублей) за невыполнение требования субъекта, его представителя или уполномоченного органа об уточнении, блокировании или удалении персональных данных, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Перечень случаев, когда оператор должен уточнить, блокировать или удалить персональные данные, а также сроки для выполнения указанных действий регулируются статьей 21 ФЗ «О персональных данных». В частности, если персональные данные обрабатываются неправомерно, оператор обязан прекратить неправомерную обработку в течение трех рабочих дней с даты выявления факта такой обработки. А вот в случае, если субъект отозвал свое согласие на обработку персональных данных, у оператора будет целых 30 дней с даты поступления отзыва на прекращение обработки персональных данных или их уничтожение.

Шестая часть статьи 13.11 КоАП РФ связана с нарушениями при обработке персональных данных без использования средств автоматизации, а именно с невыполнением оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении материальных носителей.

Речь идет о нарушении пункта 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации[4].

Однако ответственность в виде штрафа (для юридических лиц до 50 000 рублей) предусмотрена только в том случае, если обработка персональных данных повлекла неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных. Таким образом, по данной части статьи 13.11 КоАП РФ к административной ответственности оператор будет привлечен только при условии наступления негативных последствий, что является несомненным плюсом текущей редакции по сравнению с ранее действовавшей.

По седьмой части статьи 13.

11 КоАП РФ к ответственности в виде предупреждения или штрафа могут быть привлечены должностные лица государственных и муниципальных органов за невыполнение обязанности по обезличиванию персональных данных или несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных. Требования и методы по обезличиванию персональных данных утверждены Приказом Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996.

Таким образом, административная ответственность в соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ за нарушение ФЗ «О персональных данных» теперь дифференцирована в зависимости от совершенного правонарушения и его тяжести.

Максимальный штраф для юридических лиц предусмотрен за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта таких данных либо за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных.

  1. Уголовная ответственность
  2. Нарушение ФЗ «О персональных данных» может повлечь и уголовную ответственность, прежде всего, по статье 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), а также по статье 140 (отказ в предоставлении гражданину информации) и статье 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).
  3. Первая часть статьи 137 УК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, ареста или лишения свободы за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
  4. Отметим, что дела по части первой статьи 137 УК РФ возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшего или его законного представителя, что затрудняет привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.
  5. Гражданско-правовая ответственность
Читайте также:  Статья 13. Регулирование экспорта и импорта алкогольной продукции

Гражданско-правовая ответственность за нарушение ФЗ «О персональных данных» может возникать в соответствии со статьями 150–152.2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Согласно второй части статьи 24 ФЗ «О персональных данных» субъекту персональных данных возмещается также моральный вред, причиненный вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных. Как указано в статье 151 ГК РФ, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Кроме того, ГК РФ в части 2 статьи 150 предусматривает защиту нематериальных благ путем признания судом факта нарушения личного неимущественного права субъекта, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения противоправных действий.

Часть 3 статьи 152.1 ГК РФ закрепляет право гражданина требовать удаления своего изображения в сети Интернет, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения такого изображения.

Дисциплинарная и материальная ответственность

Статья 90 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) позволяет привлекать лиц, виновных в нарушении законодательства в области персональных данных, к дисциплинарной и материальной ответственности.

Разглашение ответственным работником персональных данных других работников может повлечь дисциплинарную ответственность в виде замечания, выговора или увольнения по подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ (разглашение охраняемой законом тайны). Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен в статье 193 ТК РФ.

Кроме того, работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ.

Ущерб работодатель может понести, например, вследствие вынужденного возмещения им морального вреда субъекту персональных данных.

В таком случае работник, виновный в нарушении законодательства о персональных данных, должен компенсировать работодателю сумму возмещения морального вреда в соответствии со второй частью статьи 238 ТК РФ.

***

Законодательство в области персональных данных не стоит на месте. Очевидно, что возникающие угрозы утечки персональных данных заставляют законодателя ужесточать ответственность за нарушения в области персональных данных. Поможет ли увеличение штрафов в борьбе с нарушениями – покажет время.

Операторам следует уделить особое внимание соблюдению законодательства в области персональных данных, в том числе разработать и принять положение об обработке персональных данных (или проверить на соответствие законодательству уже принятое положение), назначить ответственного за обработку персональных данных, разработать форму согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных и закрепить ее в локальном нормативном акте (или проверить на соответствие законодательству уже разработанную форму), получать такое письменное согласие во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством, а также соблюдать иные требования законодательства в области персональных данных. Проведение полного комплекса мероприятий поможет подготовиться к проверке Роскомнадзора и избежать административных штрафов, гражданско-правовой ответственности, а физическим лицам – уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

[1] Внесены Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Регламент ЕС № 2016/679 «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных», вступает в силу в мае 2018 года.

[3] Напомним, что оператором является любое лицо, обрабатывающее персональные данные. При этом под обработкой понимается любое действие с персональными данными (сбор, хранение, передача и т.д.). Таким образом, операторами являются не только банки и страховые компании, но и, например, работодатели, т.к. они обрабатывают персональные данные своих работников.

[4] Утверждено Постановлением Правительства от 15.09.2008 № 687.

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Новая редакция СТ 14 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

  • Если на товар (результат работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
  • Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).
  • Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
  • Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Комментарий к Статье 14 ЗоЗПП РФ

1. Статья 14 регулирует вопросы имущественной ответственности за причинение потребителю вреда вследствие недостатков товара (работы, услуги) производственного характера. Их конкретный перечень, указанный в п. 1, не является исчерпывающим.

Законодательство различает виды гражданско-правовой ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения и по другим признакам. Такими видами являются, в частности, договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности.

Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства.

Внедоговорная ответственность возникает в связи с совершением одним лицом противоправных действий в отношении другого лица, в результате чего последнему причинен определенный ущерб (вред).

Между правонарушителем и потерпевшим отсутствуют какие-либо договорные отношения, а для наступления ответственности необходимо наличие реального ущерба (смерть кормильца, потеря трудоспособности и заработка потребителем, повреждение или уничтожение имущества, вынужденные расходы на его восстановление и т.п. ).

В части II ГК впервые предусмотрено регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работ, услуг) (гл. 59). Основания ответственности за этот вред в ГК (ст. 1095) и Законе практически совпадают.

Важно подчеркнуть два момента: ГК распространяет эту ответственность на юридическое лицо (если вред причинен его имуществу) и прямо отмечает, что продавец, изготовитель, исполнитель несут ответственность независимо от их вины (в отличие от общего правила возмещения причиненного вреда лишь при наличии вины причинителя).

2. В регулировании условий возмещения вреда между старой и новой редакцией Закона есть определенные различия формулировок. В старой редакции (п. 2 ст. 12) предусматривались сроки возмещения вреда: срок службы, срок годности.

Новая редакция рассматривает эти сроки как сроки причинения вреда, за пределами которых причинение вреда не влечет обязанности его возмещения, т.е.

не как период возмещения вреда, а как пресекательные сроки, определяющие само право на возмещение вреда.

В новой редакции восполнен пробел и дан ответ на вопрос, как поступать, если обязательные срок службы или годности все же не установлены. В этих случаях вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Это правило распространяется также на случай, когда потребитель не получил своевременно информацию о необходимых действиях по истечении сроков службы или годности и возможных последствиях невыполнения этих действий.

В тех случаях, когда изготовитель (исполнитель) не был обязан устанавливать срок службы и не установил его, но соответствующими товарами (работой), не вошедшими в перечень потенциально опасных, все же причинен вред, он подлежит возмещению, если причинен в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если этот день установить невозможно — с даты изготовления (окончания работы). Это правило вытекает из обязанности изготовителя (исполнителя) обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет (п. 2 ст. 7 Закона). ГК (ст. 1097) содержит концепцию регулирования права на возмещение вреда в зависимости от сроков его причинения (возникновения) аналогичную новой редакции Закона.

Читайте также:  Статья 56.1. особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом

Однако при этом срок службы вообще не упоминается, т.е.

  1. как бы исключаются из регулирования товары длительного пользования, на которые устанавливается срок службы.
  2. Поскольку, согласно Закону, на определенные товары (работы) длительного пользования установление срока службы обязательно, а на другие — является лишь правом изготовителя, постольку для этих групп товаров установлены различные сроки обеспечения их безопасности.
  3. Этот принцип применяется в Законе и для установления сроков возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара.
  4. Закон не руководствуется этим принципом применительно к сроку годности, поскольку считает его установление по определенным товарам всегда обязательным и не допускает добровольного установления этого срока.

В отличие от Закона, ст. 1097 ГК устанавливает для срока годности косвенно два режима: п.

1 этой статьи установлен десятилетний срок возмещения вреда для случаев, когда его установление было не обязательно и он не установлен (аналогия с добровольным сроком службы по Закону), а п.

2 — бессрочное возмещение вреда, если срок годности не установлен в нарушение требований Закона (полное совпадение с Законом).

Таким образом, налицо несогласованность между ст. 14 Закона и ст. 1097 ГК. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил это противоречие, указав, что в ст.

1097 ГК понятие срока годности включает в себя как собственно срок годности, так и срок службы, поскольку оба эти срока устанавливаются с единой целью — определения периода безопасного использования (ст.

13 постановления от 29 сентября 1994 года N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей (в редакции постановления Пленума от 17 января 1997 года N 2).

3. В новой редакции Закона гарантийный срок не упоминается в связи с возмещением вреда, поскольку он не связан непосредственно с обеспечением качества товара.

4. Закон сохранил право потерпевшего по его выбору обращаться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Если вред причинен в результате предоставления ненадлежащей информации о товаре (работе), требование предъявляется лицу, ответственному за это. Аналогичная норма содержится в ст. 1096 ГК.

Выбор потерпевшего не связан с виной изготовителя или продавца, которые свои взаимные претензии должны решать в порядке регрессных требований.

Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя (исполнителя) в тех случаях, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и т.п.

, применяемых при изготовлении товара (работы, услуги), что придало товару качества, послужившие причиной вреда.

Например, использованный в изделии материал со временем начинает выделять вредные вещества, или приобретает способность к самовозгоранию, или в результате обработки товар становится источником высокой радиации и т.п. Для наступления ответственности и в этом случае не требуется наличие вины.

5. В любом случае причинения вреда изготовитель, продавец, исполнитель могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара по его вине.

В ст. 1098 ГК нарушение потребителем установленных правил транспортирования товара как основание освобождения от ответственности за вред не упоминается.

6. Согласно ст. 208 ГК, исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска.

Право на возмещение вреда в упомянутых случаях возникает с момента смерти или повреждения здоровья гражданина.

В отношении требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потребителя, действует общий срок исковой давности — 3 года.

7. Способы возмещения вреда предусмотрены ст. 1082 ГК: предоставление вещи такого же рода и качества, исправление поврежденного имущества или возмещение убытков.

При повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, питание и т.п. (ст. 1085 ГК). Правила определения утраченного заработка установлены ст. 1085 и 1086 ГК.

Правила возмещения вреда в случае смерти гражданина регулируются ст. 1088 и 1089 ГК. Другие вопросы возмещения вреда регулируются соответствующими статьями гл. 59 ГК.

Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках

Новая редакция Ст. 14.34 КоАП РФ

  • 1. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также контроля за охраной общественного порядка —
  • влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
  • 2. Организация и предоставление торговых мест на розничном рынке, не предусмотренных схемой их размещения, при отсутствии указанной схемы или без заключения договоров о предоставлении торговых мест, а равно предоставление торговых мест на срок, превышающий срок, установленный федеральным законом, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 3. Незаконный отказ или уклонение от предоставления торговых мест на розничном рынке, если обязательность их предоставления в соответствующем случае предусмотрена федеральным законом, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 4. Предоставление товаропроизводителям на сельскохозяйственном рынке или членам сельскохозяйственного потребительского кооператива на сельскохозяйственном кооперативном рынке торговых мест в количестве менее установленного федеральным законом либо предоставление торгового места на сельскохозяйственном рынке или на сельскохозяйственном кооперативном рынке на основании коллективного обращения без соблюдения условий, установленных федеральным законом, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 5. Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
  • 6. Уклонение от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 7. Несвоевременное или неточное внесение записей в реестр продавцов или реестр договоров о предоставлении торговых мест либо хранение или ведение реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест в местах, доступных для посторонних лиц, или в условиях, при которых не обеспечивается предотвращение утраты, искажения или подделки содержащейся в указанных реестрах информации, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • 8. Организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, —
  • влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Читайте также:  Статья 10. язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Примечание.

Административная ответственность, установленная настоящей статьей, не применяется за нарушения в сфере организации деятельности по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер, а также за нарушение установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации упрощенного порядка предоставления торговых мест на розничном рынке.

Комментарий к Статье 14.34 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Комментируемая статья призвана обеспечить защиту законных интересов субъектов торговой деятельности, права потребителей, а также отечественных товаропроизводителей на розничных рынках Российской Федерации.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон).

Согласно ст.

3 Закона розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Управляющая рынком компания — это юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Торговое место — место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых нарушением правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

Так, часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка размещения и предоставления торговых мест, предусмотренного статьей 15 Закона, согласно которой торговые места размещаются на основе схемы.

Схема разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются. Соответственно, часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за:

  1. 1) организацию и предоставление торговых мест на розничном рынке, не предусмотренных схемой их размещения;
  2. 2) организацию и предоставление торговых мест на розничном рынке при отсутствии указанной схемы;
  3. 3) организацию и предоставление торговых мест на розничном рынке без заключения договоров о предоставлении торговых мест;
  4. 4) предоставление торговых мест на срок, превышающий срок, установленный федеральным законом.

Согласно ст.

16 Закона при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями, а также для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

В целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности. В соответствии со статьей 3 Закона паспорт безопасности — это документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации. Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка подпадает под действие части 5 комментируемой статьи.

Управляющей рынком компанией осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест.

Реестр продавцов представляет собой перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным Законом.

Реестр договоров о предоставлении торговых мест — это перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест. Он формируется управляющей рынком компанией и должен отвечать требованиям Закона.

Порядок ведения реестра продавцов и порядок ведения реестра договоров о предоставлении торговых мест предусмотрены соответственно ст. 18 и 19 Закона. В связи с этим части 6 — 7 статьи устанавливают ответственность за уклонение от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест.

  • В обязанности управляющей рынком компании входит оформление и выдача карточек продавцов. В соответствии со статьей 20 Закона в карточке продавца должны быть указаны:
  • 1) наименование и тип рынка;
  • 2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;
  • 3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;
  • 4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.
  • В карточку продавца также должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.
  • Карточка продавца оформляется при заключении договора о предоставлении торгового места, выдается каждому продавцу и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка.

В случае изменения сведений, содержащихся в карточке продавца, управляющей рынком компанией выдается новая карточка продавца. При этом информация об изменении этих сведений должна предоставляться лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, не позднее дня, следующего за днем изменения этих сведений.

Карточка продавца должна быть заверена управляющей рынком компанией.

Нарушение указанных требований в соответствии с частью 8 комментируемой статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Субъекты данного правонарушения — граждане, юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. Комментируемая статья вводится Законом от 19 июля 2007 г. N 141-ФЗ, который вступает в силу с 1 августа 2007 года, за исключением норм об установлении административной ответственности за организацию деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности. Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2008 года.

Административная ответственность, установленная комментируемой статьей, не применяется за нарушения упрощенного порядка предоставления торговых мест на розничном рынке, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также за нарушения в сфере организации деятельности по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых уполномоченными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 14.34 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Комментарий к статье 14.34 КоАП в процессе написания. Заходите позже.

Ссылка на основную публикацию