Статья 36.26. саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие фонды

KVAAl | Экзамен 3.0 | Глава 7

Данная глава повествует о о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка, а также прописаны требования к членству, стандарты и контроль.

Статья 36.26. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие фонды

  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;
  • реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации;
  • защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.

Цели деятельности саморегулируемых организаций: ✓ содействие созданию условий для эффективного функционирования фин. системы РФ и обеспечения ее стабильности, развитие фин. рынка РФ; ✓ защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, судах, международных организациях; ✓ реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации.

Список литературы:

ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере фин. рынка»

  • некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации.

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, которая создана в соответствии с ГК РФ и ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организ-х» в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных настоящим ФЗ, основанная на членстве и объединяющая юрлиц и ИП.

Список литературы:

п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организ-х в сфере фин.

о рынка»

  • объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • наличие разработанных в соответствии с требованиями федерального законодательства внутренних стандартов саморегулируемой организации;
  • наличие органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, предусмотренных федеральным законодательством;
  • соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации (руководителя саморегулируемой организации), требованиям, установленным федеральным законодательством.

Чтобы получить статус саморегулируемой организации некоммерческая организация должна соответствовать следующим требованиям: ✓ наличие органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, предусмотренных статьями 20 — 23, 25 настоящего ФЗ, и соответствие их требованиям настоящего ФЗ; ✓ объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 % от общего количества финорганизаций, осуществляющих соответствующий вид деят-ти. При этом общее количество таких организаций, осуществляющих соответствующий вид деят-ти, определяется на основании информации, размещенной на офиц. сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; ✓ соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации (руководителя), требованиям, установленным статьей 24 настоящего ФЗ; ✓ наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего ФЗ внутренних стандартов саморегулируемой организации, предусмотренных статьей б настоящего ФЗ.

Список литературы:

п. 4 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организ-х в сфере фин. рынка»

  • принимает решения о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Решение о внесении сведений о некоммерч. организации в единый реестр саморегулируемых орган-ций в сфере фин. рынка принимается Банком России на основании ее заявления с указанием наименования некоммерч. организации и следующих документов, представляемых в Банк России в установленном им порядке, если иное не предусмотрено настоящим AP/

Список литературы:

п. 7ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организ-х в сфере фин. рынка»

  • может быть прекращен Банком России.

Банк России принимает решение о прекращении статуса саморегулируемой организации: ✓ в случае ликвидации саморегулируемой организации; ✓ на основании заявления саморегулируемой организации о прекращении статуса саморегулируемой организации; ✓ в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Список литературы:

п. 1 ст. 27 ФЗ «О саморегулируемых организ-х в сфере фин. рынка»

  • вправе осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация в сфере финансового рынка является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Саморегулируемая организация в сфере фин. рынка имеет право осуществлять обучение граждан в сфере проф. деят-ти на рынке ЦБ, а также принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты, если саморегулируемая организация в сфере фин. рынка является аккредитованной Банком России.

Список литературы:

ст. 49 ФЗ «О РЦБ»

  • обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации.

Все финорганизации, осуществляющими соответствующий вид деятельности, обязаны исполнять базовые стандарты вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации.

Список литературы:

п. 2 ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организ-х в сфере фин.

рынка»

  • не противоречить законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России;
  • быть направлены на развитие финансового рынка Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;
  • препятствовать действиям, причиняющим моральный вред или ущерб клиентам финансовых организаций и иным лицам, и действиям, причиняющим ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации;
  • не допускать возможность установления необоснованного преимущества для отдельных членов саморегулируемой организации, включая учредителей такой саморегулируемой организации, в том числе в отношении порядка выбора членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Требования к стандартам саморегулируемой организации: ✓ быть направлены на развитие фин. рынка РФ, создание условий для эффективного функционирования фин. системы РФ и обеспечения ее стабильности; ✓ не противоречить законодательству РФ и нормативным актам Банка России. Базовые стандарты действуют в части, не противоречащей законодательству РФ и нормативным актам Банка России на дату их применения; ✓ препятствовать действиям, причиняющим моральный вред или ущерб клиентам финорганизаций и иным лицам, и действиям, причиняющим ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации такой организации; ✓ не допускать возможность установления необоснованного преимущества для отдельных членов саморегулируемой организации, включая учредителей такой организации, в том числе в отношении порядка выбора членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Список литературы:

п. 4 ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организ-х в сфере фин.

рынка»

  • по управлению рисками;
  • корпоративного управления;
  • внутреннего контроля;
  • защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
  • совершения операций на финансовом рынке.

Проекты базовых стандартов, которые должны быть разработаны саморегулируемой организацией.

Которые должны соответствовать требованиям, установленными настоящей статьей, их нужно представить на согласование в комитет по стандартам по соответствующему виду деятельности финорганизаций при Банке России (комитет по стандартам): ✓ по управлению рисками; ✓ внутреннего контроля; ✓ корпоративного управления; ✓ защиты прав и интересов физ. и юрлиц — получателей финуслуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций; ✓ совершения операций на фин. рынке.

Список литературы:

п. 1 ст. 5 ФЗ «О саморегулируемых орган-циях в сфере фин. рынка»

  • не подлежат государственной регистрации.

После согласования комитетом по стандартам базовые стандарты направляются на утверждение в Банк России. Эти стандарты не подлежат гос. регистрации.

Список литературы:

п. 6 ст. 5 ФЗ «О саморегулируемых орган-циях в сфере фин. рынка»

Закрепим материал

10 вопросов (7.1.1.1 — 7.1.1.10)нажмите на кнопку

A. Принимает решения о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

0%

B. Не может принимать решения о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

0%

C. Принимает решения о внесении сведений о коммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе во внесении сведений о коммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

0%

D. Не принимает решения о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

0%

Читайте также:  Федеральный закон от 25.07.1998 n 128-фз (ред. от 13.07.2020) "о государственной дактилоскопической регистрации в российской федерации"

A. Не может быть прекращен Банком России

0%

B. Может быть прекращен Банком России

0%

C. Не может быть прекращен

0%

D. Не является объектом регулирования Банком России

0%

A. Обязана осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация в сфере финансового рынка является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты

0%

B. Не вправе осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация в сфере финансового рынка является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты

0%

C. Вправе осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация в сфере финансового рынка является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты

0%

D. Не вправе принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты

0%

A. Обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации

0%

B. Не обязательны для исполнения финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, если они не являются членами саморегулируемой организации

0%

C. Не распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями

0%

D. Распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями

0%

A. Не подлежат государственной регистрации

0%

B. Подлежат государственной регистрации

0%

C. Вводятся в действие федеральными законами

0%

D. Не обязательны для исполнения профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющихся членами саморегулируемых организаций

0%

Следует закрепить материал

Переходим к сдедующей теме

Может просто купить справку ? Нет! Уж лучше я вложусь в свое образование, чем в «ракеты каналы» и мутные справки. Ведь учеба расширит мой кругозор, раскроет ответы на многие термины и вещи, которые могут попадаться при изучении материалов аналитиков. Я сделал свой выбор, буду учиться.

У организаций в сфере финансовых рынков может появиться обязанность вступать в сро

Проект Федерального закона № 652159-6.

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий создание в сфере финансовых рынков СРО, членство в которых будет обязательным. Они объединят финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в ч. 1 ст. 3 законопроекта (далее — финансовые организации). К ним, в частности, относятся некоторые страховые организации, брокеры, депозитарии.

СРО может быть создана в отношении как одного вида деятельности, так и нескольких при соблюдении требований к численности ее членов по каждому виду деятельности (ч. 5 ст. 3 законопроекта).

Отметим, что в отдельных областях данной сферы СРО могут создаваться уже сейчас (см., например, следующие акты). Планируется, что к некоторым из них действующее законодательство будет применяться в части, не противоречащей предложенным изменениям (ч. 2 ст. 32 законопроекта).

В настоящее время членство в СРО в сфере финансовых рынков является добровольным. В законопроекте предложено сделать его обязательным, если в отношении того вида деятельности, который осуществляет финансовая организация, существует саморегулируемая организация.

Вступить в нее необходимо в течение 180 дней, следующих за днем создания такой организации (получения статуса СРО) или прекращения членства в иной СРО. Финансовая организация может вступить только в одну СРО.

Однако если она занимается несколькими видами деятельности, то допустимо вступление в несколько СРО соответствующих видов либо присоединение к одной организации, у которой есть статусы СРО данных видов. За несоблюдение этих и других требований, установленных в ст.

8 законопроекта, по общему правилу Банк России будет вправе отозвать у финансовой организации лицензию на осуществление определенного вида деятельности или исключить ее из реестра финансовых организаций.

Порядок приема в члены СРО описан в ст. 9 законопроекта.

Отметим, что для лиц, не имеющих лицензии (разрешения) или не внесенных в реестр финансовых организаций того или иного вида, предусмотрена возможность обратиться в СРО за получением статуса кандидата в члены.

Если СРО примет положительное решение о приеме этого лица, она ходатайствует перед Банком России о выдаче ему лицензии (разрешения) и внесении в соответствующий реестр.

В законопроекте рассмотрены и другие вопросы, связанные с деятельностью СРО в сфере финансовых рынков. Например, в ст. 14 законопроекта приведены меры за несоблюдение членами СРО стандартов данной организации (предупреждения, штрафы и др.).

Если проект станет законом, то по общему правилу предложенные изменения вступят в силу по истечении 180 дней после дня его опубликования. К некоторым действующим СРО новые правила начнут применяться позднее (ч. 3 ст. 32 законопроекта).

Автор — эксперт компании «КонсультантПлюс».

Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Впервые термин «саморегулируемая органи­зация» (self-regulatory organization), заимствованный из англо­американского права, появился в США в связи с принятием Закона 1934 г. о ценных бумагах и биржах.

Первыми появились в России, так же, как и за рубежом, саморегулируемые организации в сфере рынка ценных бу­маг. Эти организации были образованы в середине 1994 г., еще до принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ).

По­нятие саморегулируемых организаций на законодательном уровне было впервые закреплено в ст.

48 Закона о РЦБ, со­гласно которому саморегулируемой организацией профес­сиональных участников рынка ценных бумаг является добро­вольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммер­ческой организации.

Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка и Банк России как субъекты административной юрисдикции

При создании системы регулирования отечественно­го фондового рынка были реципированы многие решения и принципы зарубежного законодательства, прежде всего США (также интенсивно использовался опыт Соединённого Коро­левства).

На российском рынке ценных бумаг развитие саморе­гулируемых организаций характеризовалось тем, что роль в упорядочивании соответствующих отношений, отводимое им государством, со времени их создания до настоящего момента постепенно изменялась в сторону снижения.

Кон­цепция развития рынка ценных бумаг в Российской Феде­рации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008, одним из важнейших принципов государ­ственной политики на рынке ценных бумаг провозглашала принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования.

Положения Кон­цепции определяли, что необходимость членства в само­регулируемой организации профессиональных участников фондового рынка является для них одним из лицензионных требований.

Кроме того, первоначально саморегулируемые организации привлекались к участию в самой процедуре лицензирования профессиональных участников фондового рынка. Вместе с тем в 2000 г. в Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г.

№ 1008 были внесены изменения, исключившие по­ложения об обязательности членства в саморегулируемой организации в связи с их несоответствием закрепленному в Законе о РЦБ принципу добровольности создания само­регулируемой организации. Лицензирование саморегули­руемыми организациями профессиональной деятельности своих участников было отменено в мае 2005 г.

Направление развития к снижению роли саморегули­руемых организаций на российском фондовом рынке было обратным по отношению к общегосударственной полити­ке развития саморегулируемых организаций и усиления их роли в других сферах как части проводившейся в 2000-х гг.

административной реформы, одной из задач которой провозглашалось внедрение институтов саморегулиро­вания в профессиональной и предпринимательской сфе­рах, которые взяли бы на себя часть публичных функций.

В тот период ослабление саморегулируемых организаций на фондовом рынке можно объяснить осторожностью, в частности в Великобритании, где в начале 2000-х гг.

прово­дилась спровоцированная крупными финансовыми скан­далами реформа регулирования фондового рынка, в ходе которой публичные функции саморегулируемых органи­заций были переданы регулятору, подотчетному Парла­менту и Министерству финансов.

Тем не менее, сейчас саморегулируемые организации продолжают играть важную роль в функционировании рос­сийского фондового рынка.

В настоящее время совершенствование правового регу­лирования финансового рынка продолжается. В частности, в Стратегии развития финансового рынка Российской Федера­ции на период до 2020 года (далее — Стратегия) определено, что в связи с количественным ростом и качественным услож­нением финансового рынка возникает объективная потреб­ность в развитии функций саморегулирования.

  • Стратегией предусмотрено, что саморегулируемые орга­низации должны:
  • 1)     более эффективно взаимодействовать с государствен­ными органами;
  • 2)     разрабатывать нормы и правила, которые нужны для дополнения и детализации норм государственного регули­рования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению более жестких требований к дея­тельности участников финансового рынка;
  • 3)      осуществлять контроль на рынке ценных бумаг;
  • 4)     разрабатывать комплекс мер, направленных на сниже­ние инвестиционных рисков;
  • 5)     осуществлять сбор и анализ отчётности участников фи­нансового рынка.
Читайте также:  Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации

Для того чтобы саморегулируемые организации могли эффективно осуществлять предоставляемые им Стратегией полномочия и был принят Федеральный закон от 13.07.

2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансо­вого рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федераль­ного закона «О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ).

  1. В процессе принятия Федерального закона № 223-ФЗ было высказано немало замечаний, и даже поднимался во­прос о необходимости его принятия в принципе.
  2. Разработчики Федерального закона № 223-ФЗ, оперируя положениями Стратегии, говорили, что целью закона явля­ется как повышение роли саморегулирования в деятельности участников финансового рынка, так и повышение эффектив­ности взаимодействия саморегулируемых организаций в сфе­ре финансовых рынков с регулятором. Предполагается, что со­вершенствование института саморегулируемых организаций в России должно привести:
  3. 1)     к повышению конкурентоспособности российского фи­нансового рынка;
  4. 2)     к формированию целостной регулятивной системы, отвечающей интересам профессиональных участников раз­личных секторов финансового рынка и обеспечивающей над­лежащий уровень контроля их деятельности;
  5. 3)     к повышению уровня защиты прав потребителей фи­нансовых услуг.
  6. Необходимо выделить следующие принципиальные но­вации для саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, установленные Федеральным законом № 223-ФЗ.

Во-первых, введение вновь принципа обязательно­го членства в саморегулируемой организации, но уже не только для одних профессиональных участников рынка ценных бумаг, а для большинства профессиональных субъ­ектов финансового рынка, в том числе для управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев. При этом сохраняется лицензирование деятельности этих субъектов наряду с обязательным членством их в саморегу­лируемой организации, что является нетипичным для дру­гих сфер экономической деятельности, где обязательное саморегулирование вводилось как альтернатива лицензи­рованию. Такая двойственность контроля, по-видимому, призвана стать специфичной чертой регулирования сферы финансового рынка. К сожалению, авторами данного зако­на нигде не приводятся ссылки на опыт каких-либо других государств, имеющих успешно функционирующий фон­довый рынок, для которого было бы характерно такое же всеобщее обязательное членство в саморегулируемой ор­ганизации. Представляется, что данный вопрос следует ре­шать только после проведения тщательного исследования иностранной практики всех развитых фондовых рынков. В противном случае неизбежно возникает вопрос: не будет ли это для России очередным «особым путем», заводящим в тупик?

Так вице-президент Российского Союза Промышленни­ков и Предпринимателей В. Плескачевский полагает, что ли­цензирование сочетается с саморегулированием только в си­туации, когда саморегулирование добровольно.

Невозможно параллельно осуществлять лицензирование и обязательное саморегулирование.

При этом следует заметить, что в ино­странной практике при обязательном членстве в саморегулируемой организации (например, брокеры в США) лицен­зирование, как правило, осуществлялось не государством, а самими саморегулируемыми организациями.

Во-вторых, ограничение количества саморегулиру­емых организаций, действующих на рынке, ведущее к укрупнению существующих саморегулируемых организа­ций. Частью 4 ст.

3 Федерального закона № 223-ФЗ пред­усматривается объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности.

Необходимо отме­тить, что по сравнению с первоначальным вариантом по­роговое значение по количеству членов снижено с 34% до 26%, то есть количество саморегулируемых организаций одного вида увеличено до трех.

Укрупнение саморегу­лируемых организаций призвано реализовать принцип добросовестности их поведения, основанного на заслу­женной репутации, что позволит избежать создания са­морегулируемых организаций — «однодневок» и процесса неуправляемого открытия и закрытия недобросовестных саморегулируемых организаций.

Статус саморегулируемой организации приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности фи­нансовых организаций при условии соблюдения порогового значения 26% в отношении каждого вида деятельности, явля­ющегося предметом саморегулирования для саморегулируе­мой организации.

В-третьих, установление требования о наличии общих базовых стандартов у всех саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов одного вида деятельности. Согласно ст.

5 Федерального закона № 223-ФЗ Банк России устанавлива­ет перечень обязательных для разработки саморегулируемой организацией определенного вида базовых стандартов и тре­бования к их содержанию. Саморегулируемые организации одного вида обязаны направить на согласование в Банк России единый базовый стандарт.

Помимо базовых стандартов, ста­тьей 6 Федерального закона № 223-ФЗ предусматривается обя­зательное наличие внутренних стандартов саморегулируемых организаций на финансовом рынке.

По форме резко, но, по сути, справедливо по данному поводу высказался заместитель председателя совета директо­ров Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Транс­фер-Агентов и Депозитариев Петр Лансков: «Авторы, судя по всему, полагают, что в передовых практиках небанковско­го финансового рынка лучше всего разбирается Центробанк, который и будет устанавливать требования к стандартам, вы­давать разрешения на разработку стандартов и согласовывать результат этой разработки», с чем П. Лансков не может согла­ситься «не потому, что плохо относится к Банку России, а пото­му, что всеведающих людей и органов, которые знают «лучше тех, кто работает в поле, как им сажать репу», не существует».

В-четвертых, делегирование Банком России по своему усмотрению контрольных функций определяемым им от­дельным саморегулируемым организациям. Так, согласно ст.

7 Федерального закона № 223-ФЗ Банк России на основании обращения саморегулируемой организации вправе передать ей указанные в пункте 1 данной статьи полномочия по полу­чению от членов саморегулируемой организации отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. Также, со­гласно п. 1 ст.

14 Федерального закона № 223-ФЗ, за саморегу­лируемой организацией по-прежнему сохраняется функция по контролю за соблюдением их членами законодательства о ценных бумагах, а не только лишь правил самих саморегули­руемых организаций.

Так, плановая проверка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в год. График плановых про­верок своих членов на текущий год саморегулируемая орга­низация направляет в Банк России ежегодно до 1 февраля.

Внеплановая — проводится на основании поручения Комитета финансового надзора Банка России, жалобы на члена саморе­гулируемой организации и иных оснований, предусмотрен­ных внутренними стандартами саморегулируемой организа­ции.

Саморегулируемая организация в отношении своего чле­на может применять ряд мер, начиная с требования об обяза­тельном устранении выявленных нарушений в установленные сроки, заканчивая наложением штрафа и исключением из членов саморегулируемой организации.

Надзирает за деятельностью саморегулируемых ор­ганизаций Банк России: во-первых, Банк России ведет реестр саморегулируемых организаций, который раз­мещается в Интернете; во-вторых, Банк России осущест­вляет надзор за выполнением саморегулируемыми орга­низациями требований действующего законодательства; в-третьих, Центральный банк РФ в случае неисполнения в установленный срок его предписания об устранении на­рушений, выявленных в деятельности саморегулируемой организации, согласно ч.4 ст. 28 Федерального закона № 223-ФЗ, имеет право:

  • 1)     привлечь саморегулируемую организацию и её долж­ностных лиц к административной ответственности;
  • 2)     направить требование о замене руководителя саморе­гулируемой организации;
  • 3)     принять решение о прекращении статуса саморегули­руемой организации;
  • 4)     приостановить исполнение всех или части функций са­морегулируемой организации, в том числе приостановить все или часть полномочий, переданных ей Центральным банком РФ, по одному или нескольким видам деятельности, являю­щимся предметом саморегулирования для саморегулируе­мой организации.

Саморегулируемая организация совместно с Банком Рос­сии может участвовать в подготовке проектов нормативных актов Банка России, для чего планируется создавать совмест­ные рабочие группы.

Банку России вменено в обязанность вы­носить проекты нормативных актов на рассмотрение рабочих групп и иных объединений по инициативе саморегулируемых организаций.

В качестве одного из вариантов предусмотрено размещение проектов документов на официальном сайте Бан­ка России.

  1. Помимо рассмотренных основных нововведений, опреде­ленные изменения коснулись видов членства в саморегулиру­емой организации, порядка управления саморегулируемой организацией, ужесточения требований к руководителям саморегулируемой организации, взаимодействия саморегу­лируемых организаций и Банка России в законотворческой сфере и др.
  2. Итак, с 11 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ, который меняет существующий механизми института саморегулирования для участников финансового рынка.
  3. Определены общие подходы к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различ­ных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка — Банком России, принципы участия профессиональных объединений в осуществлении регули­рования, контроля и надзора на финансовом рынке, предо­ставления саморегулируемым организациям полномочий по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих и (или) конкретизирующих нормы государственного регу­лирования.
Читайте также:  Статья 12. Общие положения

Результатом вводимых Федеральным законом № 223-ФЗ изменений финансовая система Российской Федерации долж­на приобрести признаки прозрачности, целостности, эффек­тивности функционирования и стабильности. Финансовая система Российской Федерации должна соблюдать права и за­конные интересы розничных инвесторов и создавать условия для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

Однако вызывает справедливое опасение отсутствие у Банка России опыта взаимодействия с саморегулируемыми организациями как такового. Так, например, независимый эксперт Ю.

Данилов утверждает, что вообще в мире нет примеров успешного развития саморегулирования в сек­торах и на рынках, регулируемых и надзираемых централь­ными банками.

В настоящий момент регулятор склонен к формированию на фондовом рынке крупных, подконтроль­ных ему монополистических структур (центральный депо­зитарий, единственная крупная биржа — ОАО Московская биржа и др.

), к каковым в исследуемой редакции пред­стоит причислить и саморегулируемые организации (при пороговом значении минимального количества членов в 26% таковых может быть не более трех по одному виду де­ятельности). Это ставит под сомнение само понятие «само­регулируемая организация» для фондового рынка.

В связи с этим следует согласиться с мнением председателя совета директоров Российской Торговой Системы, являющейся крупнейшей электронной торговой площадкой российско­го рынка корпоративных ценных бумаг, Анатолием Гаври­ленко о том, что подобную организацию не следует назы­вать саморегулируемой организацией, потому что если она самостоятельно ничего не регулирует, а только исполняет поручения Центробанка, то такая структура является его агентом регулирования и надзора.

Как представляется, сочетание обязательного членства в саморегулируемой организации, определения Банком России содержания стандартов саморегулируемой орга­низации и делегирования по усмотрению Банка России отдельным саморегулируемым организациям дополни­тельных полномочий может привести к чрезмерной адми­нистративно-юрисдикционной нагрузке на финансовый рынок не только со стороны Банка России, но и со стороны самих саморегулируемых организаций, борющихся за пра­ва «избранных», и ляжет тяжелым бременем на професси­ональных участников.

Таким образом, с одной стороны, вступление в силу Фе­дерального закона от 13.07.

2015 № 223-ФЗ «О саморегулируе­мых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является актуальным, учитывая необходимость приведения в соответствие с существующими реалиями не­малое количество устаревших положений законодательства, а с другой, резюмируя отзывы профессионального сообщества по представленному вопросу, необходим пересмотр и уточне­ние некоторых норм указанного закона с обязательным учетом мнения профессиональных участников в сфере финансового рынка.

ТАРАНОВ Игорь Евгеньевичаспирант кафедры административного права и административного процесса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Сро в сфере финансовых рынков

Долгое время контроль в сфере финансовых рынков находился в ведении нескольких ведомств, вследствие чего многие функции дублировались. Были внесены коррективы в сфере контроля финансовых рынков 2011 г.

По инициативе Министерства финансов РФ Указом Президента РФ № 270 от 4 марта 2011 г. к ФСФР был присоединен  Росстрахнадзор. Несколько позже ФЗ № 251-ФЗ от 23 июля 2013 г.

передал полномочия ФСФР Банку России, а ведомство было упразднено Указом Президента № 645 от 25 июля 2013 г.

Новым этапом в регулировании финансовых рынков стал ФЗ № 223-ФЗ от 13 июля 2015 г., регламентирующий создание СРО в данной сфере. Федеральный закон вступает в силу 13 января 2016 г. Выведение регулирования и контроля за деятельностью финансовых организаций из компетенции ЦБ РФ преследует несколько целей:

  1. Развитие рынка, повышение уровня эффективности и стабильности.
  2. Повышение уровня активности и инициативности членов СРО.
  3. Самостоятельное представление своих интересов в органах власти и Банке России.

СРО – субъект гражданского права, контролируемый Банком России

Думается, ФЗ № 223-ФЗ от 13 июля 2015 г.

приведет к укрупнению субъектов контролируемых Банком России, поскольку Сро в сфере финансовых рынков – ассоциация, объединяющая более 26% финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вид (виды) деятельности, указанных в ст.

3 ФЗ № 223-ФЗ от 13 июля 2015 г. (брокеры, дилеры и т.д.).

СРО подконтрольны Банку России на предмет соблюдения требований, предписанных законодательными актами РФ, а также нормативными актами Банка России, нарушение которых влечет наложение административных и финансовых санкций. Кроме того, СРО вправе осуществлять деятельность при наличии разрешения Банка России, которое выдается после проведения проверки, в ходе которой количество видов деятельности регулируемых СРО может быть сокращено или изменено Банком России.

Полномочия СРО

Правила участия в СРО формируются внутренними и базовыми правилами. Порядок проведения проверок членов СРО, условия членства, порядок уплаты членских взносов, меры ответственности за нарушение предписаний, требования к репутации организации, а также этика работников находятся в ведении СРО, которые утверждаются внутренними стандартами.

Законом установлены полномочия по текущему контролю за деятельностью членов на предмет соблюдения законодательства РФ. Во исполнение этой обязанности СРО осуществляет плановые и внеплановые проверки. С периодичностью не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в год на основании внутренних стандартов осуществляет плановый контроль.

При получении жалоб, содержащих сведения о  нарушении законодательства РФ, внутренних, базовых стандартов членов СРО или поручения Комитета финансового надзора Банка России СРО проводит внеплановые проверки.

Кроме того, Банк России с согласия СРО может делегировать некоторые полномочия по сбору отчетности членов СРО, утвердив порядок и сроки осуществления мероприятий в смете.

При этом законом срок рассмотрения жалоб составляет 30 дней и при необходимости может быть продлен на тот же срок, после чего в течение 3 дней СРО обязано предоставить ответ заявителю. В отношении исполнения поручения Банка России сроки не установлены.

Взаимодействие СРО с Банком России

Банк России со вступлением в силу ФЗ № 223-ФЗ от 13 июля 2015 г. прекращает осуществление прямого контроля за СРО предоставляет мотивированное мнение относительно субъекта, в отношении которого были выявлены нарушения.

Институт взаимодействия обеспечивает информированность Банка России о выявленных нарушениях, являющихся основанием отзыва лицензии, исключения из реестра финансовых организаций и иных мер.

При обнаружении иных нарушений, в том числе несоблюдения внутренних стандартов, СРО обязано предоставить информацию Банку России с приложенным мотивированным мнением. Банк России, в свою очередь, при обнаружении нарушений со стороны члена СРО направляет информацию в СРО.

Кроме того, представители Банка России по собственной инициативе вправе участвовать на всех мероприятиях СРО (собрания, заседания и т.д.).

Аналогично руководители СРО вправе создать совет СРО в Банке России с целью координации интересов и защиты своих интересов.

Председатель совета вправе присутствовать и принимать участие в обсуждении всех вопросов по финансовым рынкам, обсуждаемых на заседания экспертных советов при Банке России, за исключением вопросов, содержащих конфиденциальную информацию.

Как ранее было сказано, одной из целей создания СРО является повышение уровня инициативности участников финансового рынка, в связи с чем СРО предоставлена возможность участия в нормотворчестве путем создания совместных рабочих групп с Банком России по вопросам регулирования финансовых рынков. Создание такой группы лиц обязывает Банк России выносить проекты законов в сфере регулирования финансовых рынков на обсуждение (прямым информированием или размещением информации на официальном сайте Банка России).   

Выводы

 Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности на финансовом рынке. Законом установлено требование вступить в СРО в течение 180 дней после образования такой ассоциации по виду деятельности. Каждый вид деятельности должен быть подконтролен СРО.

Примечательно, что законом не установлены сроки создания СРО по видам деятельности. Как правило, введение СРО сопутствует отмене лицензирования этого вида деятельности, что не предусмотрено ФЗ № 223-ФЗ от 13 июля 2015 г. и иными законодательными актами.

Это позволяет утверждать о том, что Сро в сфере финансовых рынков, скорее, способствует укрупнению подконтрольных субъектов Банка России, повышению инициативности и участия финансовых организаций в нормотворчестве в этой сфере, взаимодействию с органами исполнительной власти и Банка России, нежели отмене контроля в сфере финансовых рынков. Более того, контрольные функции Банка России сохраняются, лишь некоторые из них мегарегулятор вправе делегировать СРО.

Ссылка на основную публикацию