Статья 3. Правовые основы создания архитектурного объекта

Начиная практически любую профессиональную деятельность в России, приходится сталкиваться с рядом процедур, которые необходимо пройти для легализации своей деятельности.

Как правило, все начинается с диплома о высшем образовании в определенной сфере, но далеко не всегда этим ограничивается. Особенно это относится к видам профессиональной деятельности, результаты которой могут каким-то образом влиять на безопасность.

Перечень таких видов деятельности достаточно широк, и набор процедур, которые необходимо пройти начинающему специалисту, может существенным образом различаться.

При этом, как показывает практика, зачастую будущий профессионал не представляет, что ему в дальнейшем, кроме знаний, потребуется для полноценного осуществления своей деятельности.

Более того, во многих сферах российское законодательство построено таким образом, что даже специалисту в области права и государственного регулирования непросто разобраться во всех хитросплетениях, а также оценить, как те или иные нормы работают на практике.

Очевидно, что в такой ситуации особую значимость приобретают практические инструкции, пособия, направленные на повышение прозрачности для будущих специалистов тех процедур, с которыми им придется столкнуться в жизни.

Данным кратким пособием наш институт начинает цикл публикаций, целью которых является повышение информированности специалистов в различных сферах деятельности в отношении административных процедур, которые им необходимо проходить для занятия своей профессией.

Архитектурная деятельность в данном случае представляет большой интерес, так как в этой сфере накладываются друг на друга различные методы государственного, муниципального, публичного регулирования, применяемые в России, и разбираться в них будет полезно любому архитектору.

Материал подготовил заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Владимирович Мигин, который в настоящее время является одним из ведущих специалистов в стране в области регулирования профессиональной деятельности и входит в различные экспертные советы, в частности при федеральных органах исполнительной власти.

Надеемся, что данное пособие окажет помощь как будущим, так и действующим архитекторам, а также будет полезно для широкого круга заинтересованных лиц!

С уважением, Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Шеховцов А.О.

Какие административные процедуры необходимо пройти для начала осуществления архитектурной деятельности

  • I. Регулирование профессиональной деятельности в России
  • II. Регулирование архитектурной деятельности
  • III. Что необходимо знать архитектору
  • IV. Направления дальнейшего совершенствования системы регулирования архитектурной деятельности
  • V. Создание саморегулируемой организации
  • I. Регулирование профессиональной деятельности в России
  • Регулирование профессиональной и предпринимательской деятельности призвано обеспечить необходимый уровень безопасности, защиту прав и свобод граждан, гарантировать соблюдение установленных правил, обеспечить спецификацию прав собственности, преодолевать провалы рынка (тенденциями к монополизации, внешними эффектами, ограничением конкуренции, информационной неполнотой).

Решение задач, находящихся в зоне ответственности государства, требует использования специфического инструментария и соответствующих форм государственного регулирования. Их специфика определяется характеристикой государства как организации, обладающей сравнительными преимуществами в осуществлении насилия. Функции государства реализуются через государственный аппарат.

Существуют и иные формы публичного регулирования профессиональной деятельности, в числе которых обязательного упоминания заслуживает саморегулирование.

Саморегулирование – это институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. Он, как правило, реализуется через саморегулируемые организации (СРО). Объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением СРО.1

Властными полномочиями обладают также и органы местного самоуправления, которые не относятся к системе государственной власти.

Перечень форм регулирования очень разнообразен. Перечислим такие наиболее распространенные из них, как лицензирование, аттестация, аккредитация, государственная регистрация, выдача разрешений, согласований, допусков.

В целом, формы воздействия могут быть классифицированы на применяющиеся на стадии входа на рынок (барьеры входа) и применяющиеся в процессе осуществления хозяйственной (профессиональной, предпринимательской) деятельности.

Все они могут рассматриваться в качестве административных, экономических и организационных барьеров, часть из которых являются эффективными и обоснованными с точки зрения общественного интереса, а другая часть – неэффективными, избыточными и ведущими к непроизводительному использованию ресурсов.

II. Регулирование архитектурной деятельности

В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под архитектурной деятельностью понимается:

  • профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного проекта и включающая в себя: — творческий процесс создания архитектурного проекта, – координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,– авторский надзор за строительством архитектурного объекта;
  • деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.

Публичное регулирование архитектурной деятельности осуществляется в формах государственного регулирования, муниципального регулирования и саморегулирования за счет:

  • установления требований к объекту регулирования;
  • осуществления оценки соответствия объекта регулирования установленным требованиям.

Под оценкой соответствия согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2007 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» понимается свидетельство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.

Объектом регулирования являются:

  • архитектурная деятельность;
  • результаты архитектурной деятельности.
  1. Под результатами архитектурной деятельности понимаются архитектурное решение, архитектурный (архитектурно-строительный) проект, архитектурный объект2.
  2. Основные методы регулирования архитектурной деятельности таковы:
  3. Установление лицензионных требований и условий, технических регламентов, СНиПов, СанПиНов, ГОСТов, НПБ и иных документов, определяющих технические, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные требования, требования государственной охраны объектов культурного наследия, требования пожарной, промышленной и иной безопасности; формирование градостроительной документации, архитектурно-планировочного задания; установление стандартов и правил СРО, требований к выдаче свидетельства о допуске к работам; лицензирование; государственный контроль (надзор) (архитектурно-строительный надзор); государственная экспертиза проектной документации; отдельные виды экспертиз проектной документации; проведение конкурса на архитектурный проект; рассмотрение заявки на выдачу архитектурно-планировочного задания; выдача разрешения на строительство; проверка соответствия требованиям архитектурно-планировочного задания; допуск к работам; аттестация; контроль; участие в проведении конкурса на архитектурный проект.
  4. Соотношение перечисленных форм публичного регулирования систематизировано в таблице 1.
  5. III. Что необходимо знать архитектору

1. До 2003 года в соответствии с Законом «Об архитектурной деятельности» архитектурная деятельность подлежала лицензированию. Начиная с 2003 года лицензирование архитектурной деятельности в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г.

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (изменения в Закон «Об архитектурной деятельности», внесенные Федеральным законом от 10 января 2003 г.

№ 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») было прекращено.

Читайте также:  Статья 11.1. вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

С отменой лицензирования архитектурной деятельности, произошедшей в 2003 г., общие обязательные требования непосредственно к разработчикам архитектурных проектов отсутствуют.

  • Необходимость профессиональной аттестации проектировщиков также законодательно не закреплена, то есть аттестация не является обязательной.
  • Таким образом, к профессиональной деятельности архитекторов обязательные требования на сегодняшний день не предъявляются.
  • 2. Но: установлены обязательные требования к предпринимательской деятельности в области архитектурно-строительного проектирования
  • лицензирование проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (до 1 января 2010 года);
  • членство проектировщиков в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и необходимость получения допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (обязательно с 1 января 2010 года).

В соответствии с п.

4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Подчеркнем, что указанные требования распространяются только на субъектов предпринимательской деятельности и не распространяются на архитекторов как представителей профессионального сообщества.

  1. Если работы по подготовке проектной документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то они могут осуществляться любыми физическими или юридическими лицами.
  2. Если работы по подготовке проектной документации оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то они должны осуществляться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими допуск от саморегулируемой организации.
  3. Допуск от саморегулируемой организации означает возможность осуществления тех видов работ по проектированию, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

3. Членство в Союзе архитекторов России является добровольным, но желательным как серьезное конкурентное преимущество при реализации крупных архитектурных проектов.

Условиями приема кандидатов в члены Союза являются:

  • — наличие диплома архитектора;
  • — признание Устава Союза и Кодекса профессиональной этики российского архитектора;
  • — общественная и творческая активность.

Прием кандидатов в члены Союза осуществляется решением Правления соответствующей организации Союза.

Отметим, что членство в Союзе архитекторов может оказаться условно обязательным, если это является одним из требований членства (аттестации) в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (пример приведен во вставке).

4. Членство в саморегулируемых организациях (СРО) является добровольным.

  1. Если осуществляются работы по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то архитектор обязан (с 2010 года):
  2. а) быть сотрудником организации, являющейся членом СРО и имеющей допуск к таким работам;
  3. б) быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и являться членом СРО (иметь допуск к работам от СРО).
  4. Во всех остальных случаях архитектор вправе осуществлять любые иные виды профессиональной деятельности как самостоятельно в качестве физического лица, так и в качестве члена творческого коллектива либо сотрудника организации, а также предпринимательской деятельности как индивидуальный предприниматель либо учредитель юридического лица.

5. Аттестация архитекторов, как указывалось выше, носит добровольный характер.

Но: получение квалификационного аттестата обязательно для членов СРО, а значит для тех архитекторов, которые

  • планируют осуществлять работы, влияющие на безопасность в качестве
    • индивидуального предпринимателя (здесь требуется также регистрация в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе);
    • сотрудника юридического лица (тут наличие аттестата необязательно, но приветствуется, поскольку для юридических лиц-работодателей установлены квалификационные требования к работникам, поэтому им выгодно привлекать аттестованных архитекторов).
  • хотят стать членами СРО для получения дополнительных конкурентных преимуществ на рынке профессиональных услуг.

Планируется также ввести обязательную аттестацию для членов Союза архитекторов России.

Так, Союз архитекторов России планирует провести обмен лицензий, ранее выданных лицензионными центрами (до 2003 года (!)) и в настоящее время нелегитимных в соответствии действующим законодательством, на квалификационные аттестаты.

При этом обмен не сопровождается сдачей квалификационных экзаменов, зато устанавливается требование уплатить взнос в размере 10 и 5 тыс. рублей для аттестатов, действующих на территории РФ и федерального округа или региона соответственно.

В будущем планируется проведение квалификационных экзаменов для проходящих аттестацию впервые.

Полная версия материала в приложенном файле (архив).

1 На основе определения, используемого в Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ / Международная конфедерация обществ потребителей. – М.: ТЕИС, 2005. С. 13.

2 Анализ форм регулирования применительно к той части, в которой архитектурный объект является результатом строительной деятельности, не входит в задачи настоящего материала.

Нормативно-правовая база архитектурного проектирования

Нормативные документы для архитекторов — это требования и количественные показатели, разработанные в соответствии с техническими регламентами и имеющие правовое значение.

Основная их задача — обеспечить максимальный уровень качества проектно-сметной документации в части безопасности, экономичности, эстетичности и экологичности проектных решений.

На основании нормативных показателей рассчитывается строительный объем, мощность, энергопотребление и т. д. на будущем строительном объекте.

Нормативная база состоит из нормативных показателей, оценочных показателей и норм проектирования.

Нормативные показатели — это прежде всего заданное числовое значение, которое определяет уровень, к которому должен стремиться проектировщик. Основой нормативных показателей являются прогрессивные оценочные показателей, выраженные в денежных и натуральных измерителях на основе единицы продукции, мощности или площади.

Нормы проектирования — это результат серьезных и длительных расчетов с первоначальными данными, полученными из наблюдений, лабораторных исследований и на опыте мирового строительного комплекса. Человечество заплатило большую цену, совершая ошибки, результатом которых были и катастрофы, и аварии и т. д.

Разработка оценочных показателей не прекращается ни на секунду. Система мониторинга и фиксации аварийных ситуаций позволяет систематизировать и уточнять оценочные показатели.

Поэтому можно считать, что создание нормативной базы на основе нормативных показателей является одним из важных дел в проектировании, строительстве, мониторинге строительных объектов.

Оценочные показатели, в отличии от нормативных, являются результатом проектных расчетов, как правило, подтвержденных в лабораторных условиях и на моделях, в том числе цифровых.

Читайте также:  Статья 34. органы управления и органы контроля союза

Нормы проектирования — это квинтэссенция нормативных, оценочных показателей, оформленных в виде СНИПов — строительных норм и правил, имеющих не рекомендательный, а законодательный характер.

В них содержатся предельно допустимые значения натуральных и стоимостных показателей на ресурсы и финансы, так как действия СНИПов распространяются на сметные нормы и правила. СНИП — документ федеральный, рецензируется и утверждается федеральными министерствами и ведомствами.

Так, для строительства это будет Минстрой РФ, для атомщиков и нефтяников — Минэнерго и т. д. Нормативы принято подразделять на предпроектные, проектные, строительные, сметные, эксплуатационные.

Система нормативных документов в строительстве представляет собой комплекс взаимосвязанных документов для производства проектных, строительных и эксплуатационных работ для обеспечения:

  • 1) безопасности, долговечности, экологичности, эстетичности;
  • 2) рационального использования ресурсов — трудовых, материальных, природных;
  • 3) международного взаимодействия строительных организаций.

Нормативную документацию принято разделять на следующие.

  • 1. Федеральные:
    • — строительные нормы и правила — СНиП;
    • — государственные стандарты — ГОСТ;
    • — своды правил по проектированию и строительству — СП;
    • — руководящие документы системы — РДС;
    • — профессиональные стандарты — ПС.
  • 2. Субъектные:
    • — территориальные строительные нормы — ТСН.
  • 3. Отраслевые:
    • — стандарты предприятий — СТП;
    • — стандарты объединений.

Различают обязательные, рекомендуемые и справочные нормативные документы.

СНиПы РФ являются обязательными для исполнения, ГОСТы бывают обязательными и рекомендуемыми, а своды правил (СП) являются рекомендуемыми в развитие обязательных требований СНиП и ГОСТ. Все нормативные документы низших уровней не должны противоречить высшим уровням нормативов.

ТСН устанавливают обязательные и рекомендуемые положения для соответствующих территорий на основе сведений, имеющихся об природно-климатических условиях, а также об других особенностях субъектов РФ.

СТП — документ по организации технологии и производства исключительно на конкретных предприятиях или объединениях предприятий. СТП имеют ярко выраженный отраслевой характер.

Все нормативы строительной документации имеют специальную систему индексации:

  • — СП, СНиП, ТСН, РДС — индекс определяющий уровень документа;
  • — далее идет двух- или трехзначное число — номер комплекса;
  • — двух или трехзначное число — порядковый номер документа и далее год принятия документа в виде четырехзначного числа.

При этом для удобства работы, обложки документов окрашивают в разные цвета и присваивают порядковые номера: СНиПы начинаются с цифр 01, СП — 101, РДС — 201, ТСН — 301 и после идет года принятия документа, указывается его территориальная принадлежность. На обложки наносятся полосы разного цвета: СНиП — красный, РСД — зеленый, ТСН — коричневый, СП — синий.

Структура цифровых обозначений частей принята следующая:

  • 1) организация, управление, экономика;
  • 2) нормы проектирования;
  • 3) организация, производство и приемка работ в эксплуатацию;
  • 4) сметные нормы и правила;
  • 5) нормативы затрат материальных и трудовых ресурсов;
  • 6) эксплуатация, ремонт зданий и сооружений.
  • В дополнение к нормативным документам существуют инструкции, руководства, методические указания, справочные пособия, каталоги изделий, унифицированные технические решения, рекомендации по спецификации на материалы и оборудование.
  • Для систематизации, хранения и удобства поиска применяют универсальные десятичные классификаторы (УДК), библиотечные классификаторы (ББК), авторские знаки и другие обозначения.
  • Для примера можно посмотреть следующие нормативы, используемые архитекторами.

СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта». В ст. 1.

3 данного норматива указано, что «главный инженер (главный архитектор) проекта назначается для организации разработки проектно-сметной документации и технического руководства проектно-изыскательскими работами на протяжении всего периода проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей. При проектировании объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, сельскохозяйственного и водохозяйственного строительства назначается главный инженер проекта; объектов гражданского строительства, планировки и застройки городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов — главный архитектор проекта. При проектировании крупных и сложных объектов или объектов, имеющих большое значение для архитектурного облика города, предприятий и сооружений допускается назначение главного инженера проекта и главного архитектора проекта. При этом ведущая роль возлагается на одного из них. Главный инженер (главный архитектор) проекта назначается из числа наиболее квалифицированных специалистов по крупным и сложным объектам министерствами и ведомствами, по другим объектам — руководителями проектных организаций.

Генеральная проектная организация назначает главного инженера (главного архитектора) проекта по всему комплексу предприятия, здания и сооружения, планировки и застройки городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, субподрядная проектная организация — по комплексу работ, выполняемых этой организацией. Руководителям организаций — генеральных проектировщиков разрешается вводить в штаты в случае необходимости при проектировании важнейших объектов должность заместителя главного инженера проекта».

СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений», УДК 721.021:658.012.7. В ст. 1.

2 записано, что «авторский надзор проектных организаций следует осуществлять: за строительством предприятий, зданий и сооружений промышленности, транспорта, мелиорации и водного хозяйства, связи, энергетики и сельского хозяйства, проектами которых предусмотрено применение сложных строительных решений, новых строительных конструкций и материалов, сложных технологических процессов и новых машин и оборудования — по решению инстанции, утвердившей проект (рабочий проект)».

СНиП 2.07.01-89 (2000) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Норматив описывает то, что настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.

Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах. Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

Авторское право на архитектурный проект

В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальной собственностью являются произведения искусства, к которым статья 1259 Кодекса относит «произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов».

Читайте также:  Причины и последствия распада золотой орды - история России

Но поскольку закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под архитектурным проектом признает только ту часть строительной документации, которая содержит архитектурные решения, только эта часть и будет охраняться авторским правом.

Авторское право на архитектуру защищает авторский замысел — внешний и внутренний облик объекта, его пространственную, планировочную и функциональную организацию.

Интеллектуальные права у архитектора возникают только после воплощения его произведения в какой-либо объективной форме — это может быть набросок будущего здания, его макет, чертеж — и не требуют государственной регистрации.

Произведения архитектуры как объекты авторского права обязательно должны обладать принципиально важным признаком — творческим характером. Только в этом случае они будут подлежать охране.

Какие права есть у архитектора и проектировщика

По российскому и международному законодательству архитектор обладает двумя категориями прав:

  • личными неимущественными;
  • исключительными (имущественными).

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие личные неимущественные авторские права на архитектурный проект:

  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения.

Это значит, что архитектор имеет право использовать или разрешать другим лицам использовать свое сооружение под своим настоящим именем, псевдонимом или анонимно. Он всегда будет признаваться автором, вне зависимости от любых обстоятельств.

Никто не вправе вносить какие бы то ни было изменения в проект, макет или эскиз без разрешения архитектора, даже в том случае, если эти изменения улучшили бы проект. Вернемся здесь еще раз к тому, что является объектом авторского права в архитектуре.

Речь не идет о всей проектной документации на строительство объекта, а только о конкретной ее части, которая описывает творческий замысел автора.

Эти права бессрочны и неотчуждаемы.

Имущественные — исключительные — права архитектора заключаются в следующем:

  • возможности использовать свое произведением любым способом, не запрещенным законом;
  • возможности разрешать или запрещать использовать свое произведение другим людям как с целью получения прибыли, так и без таковой.

Закон (ст. 1270 ГК РФ) определяет следующие способы использования архитектурного проекта (макета, чертежа и т.п.):

  • практическая реализация проекта, то есть строительство здания или иного объекта архитектуры;
  • воспроизведение произведения — изготовление чертежей по макету или эскизу или, наоборот, макета по чертежам и т.п., фотографирование, сканирование или копирование произведения, скачивание на электронный носитель, если чертеж или макет сделан в цифровом виде;
  • передача проекта или его копий другим лицам (дарение, продажа и т.п.);
  • публичная демонстрация и доведение произведения до всеобщего сведения (например, публикация на открытом электронном ресурсе);
  • переработка.

Все это можно делать только с согласия автора — архитектора.

Авторское право на архитектурный проект допускает возможность его реализации в форме реального сооружения без согласия автора (правообладателя), но только в том случае, если проект был правомерно обнародован, и делается это в личных целях.

Архитектор vs заказчик: как не лишиться всех своих прав

Интеллектуальные права — это не что-то эфемерное и непонятное, а хороший капитал, даже если вы его не видите. Их надо знать и уметь охранять. Самое важное, что вы можете и должны сделать при выполнении любой работы, это заключить с заказчиком договор.

  • Если проект вам заказали, то это может быть договор авторского заказа или гражданско-правовой договор, в последнем случае архитектурный проект будет считаться служебным произведением.
  • Если вы передаете авторское право на архитектурный проект, созданный ранее, для этого можно использовать лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права на произведение.

Обратите внимание — стандартные формы договоров подряда и на проектирование — не включают пункты, касающиеся передачи интеллектуальных прав. Это может в последующем серьезно осложнить разрешение спорных вопросов с заказчиком.

Если в вашем договоре с заказчиком ничего не сказано про передачу прав, все интеллектуальные права на произведение остаются у вас. Даже если вы выполняли работу именно для этого заказчика.

Однако мы все же рекомендуем указывать в договоре, что заказчик имеет право только на практическую реализацию проекта, а в стоимость работ по договору не включено вознаграждение за передачу интеллектуальных прав исполнителя.

Вообще, чаще всего заказчики очень слабо представляют себе, что такое авторское право на архитектуру, поэтому в идеале все условия передачи интеллектуальных прав обговаривать еще до заключения договора, уточняя важные моменты:

  • какое количество объектов планируется построить по проекту;
  • как и где проект будет реализовываться;
  • что делать, если возникнет необходимость внесения изменений в проект;
  • порядок согласования изменений;
  • сможет ли заказчик передавать проект третьим лицам и т.п.

И помните, что любое из своих исключительных прав вы можете передать как навсегда, так и во временное пользование.

Как защитить авторские права на объекты архитектуры

Итак, договор — то, что защищает результат вашей творческой деятельности при передаче его конкретному лицу. Кроме того, произведения архитектуры как объекты авторского права можно задепонировать.

Этот способ позволяет создать временный приоритет права на объекты интеллектуальной собственности. С помощью депонирования вы фиксируете дату и время наличия у себя своего произведения.

Если делать это до обнародования или передачи произведения заказчику, то вы обеспечите себя доказательством того, что были самым первым владельцем объекта, а это является подтверждением авторства.

Депонирование онлайн можно сделать на сайте nris.ru, доступно оно и для объектов на материальных носителях — в этом случае вам нужно будет приехать к нам в офис.

С помощью электронного депонирования подтвердить авторское право на архитектуру проще всего.

Вам нужно будет зарегистрироваться на сайте и подтвердить свою личность (приложить скан-копию или фотографию паспорта), дождаться авторизации в системе, а затем загрузить файл проекта или макета в систему.

В качестве подтверждения вы получите свидетельство о депонировании и сможете использовать его в любых спорных ситуациях для доказательства своих прав на объект.

Депонировать

Ссылка на основную публикацию