Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов

Дума одобряет восход солнца и действия правительства, сочиняет законы и борется с борщевиком — тяжким наследием советского прошлого. Сепаратисты и сорняки объявлены вне закона. По поводу почти всего на свете уже поставлены рамки, дошло дело и до винограда. 

Виноград в средней полосе вырастал вопреки суровым почвенно-климатическим условиям, без присмотра правовых и силовых органов. Ни суды, ни прокуратура, ни органы до сих пор не поинтересовались, откуда лоза добирает недостающее тепло, куда виноградари сбывают урожай и складывают свою прибыль.

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделовНа фото: Виноград Таежный на винограднике Николая Сидорцова

И вот появляется закон, устанавливающий правовые основы, принципы правового регулирования, основные направления деятельности государства, определяющий самые благие цели — обеспечить условия, защитить интересы, стимулировать развитие. Похвально.

Всё это внушает надежды на лучшее, тем мы и живём. Давайте разберемся в тонкостях нового закона №486 « О Виноградарстве и виноделии в Российской федерации».

Начнем с четырех важных пунктов для успешного развития отечественного виноградарства, которых в новом законе нет.

1. Необходима настоящая пропаганда виноградарства

Действие настоящего федерального закона не распространяется на «деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и изготовления винодельческой продукции только для личного потребления, не в целях сбыта».

А почему бы законодателям не вспомнить и о тысячах энтузиастов, которые продвигают виноград на север, не дожидаясь помощи от государства и подсказок от учёного сообщества? Почему бы учёным не заинтересоваться, наконец, огромным опытом и наработками, накопленными виноградарями-любителями по всей стране? Ведь ими созданы сотни заслуживающих внимания сортов. Надо предусмотреть и развернуть настоящую пропаганду виноградарства через книги, средства массовой информации.

Недавно новоявленный Дионис— председатель Союза виноделов и виноградарей России, сибарит, настоящему русскому барину Льву Голицыну седьмая вода на киселе, Дмитрий Киселёв показал Думе фильм «Хватит травить народ». Он ратует за то, что пора вытеснить с рынка «шмурдяк» и напоить людей настоящим вином.

Наконец-то и у «главного пропагандиста Кремля», производящего то ли шипучее, то ли шампанское, появилась «благородная цель». Дел невпроворот. Попробуй разберись, если в 2018 году произведено 32 млн.

декалитров сырья для приготовления вин, да ещё 12 млн декалитров импортировали, а для того количества напитков, которые изготовили, потребовалось бы ещё 30 млн. декалитров. Из чего изготовлена почти половина остальных вин — непонятно.

Ясно одно, что с этим надо разбираться, а, главное, — растить и растить виноград, умножать ряды тех, кто занимается этой культурой.

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделовНа фото виноград на винограднике Николая Сидорцова: Северный сладкий, Боскопская слава, Герой Сталинграда

2 Необходимо поддерживать малых виноградарей

Крайне важно установить тесное сотрудничество садовых сообществ, вроде Московского клуба виноградарей, зарекомендовавшего себя на выставках в Аптекарском огороде Ботанического сада МГУ и на ВДНХ.

В настоящее время ширится также общероссийское общественное движение среди виноградарей любителей «За Россию виноградную», в 2019 году на собственные средства любителями виноградной лозы издана очередная книга из серии Любительское виноградарство в России, Украине, Беларуси «Виноград без границ».

Называется этот совместный труд «Энциклопедия любительского виноградарства», обобщающая опыт любителей виноградарей России, Украины и Белоруссии.

Виноградари любители ездят друг к другу, переписываются, проводят вебинары, обмениваются знаниями и опытом, книгами и саженцами.

Даже самое скромное стимулирование работы общественных организаций дало бы новый толчок продвижению в массы виноградного дела.

Общественность волнуется, а правда состоит в том, что не было Думы, не было закона — рос виноград, есть Дума и вступит  в силу закон, а виноград, невзирая на них, растет себе и будет расти. И мы с ним.

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделовНа фото: Новая форма Лесной, виноградник Николая Сидорцова

3 Необходимо развивать северное виноградарство

По новому закону определено, где должен расти виноград, т.е. определены виноградарские регионы. Но виноград растет даже в тех регионах, где это не определено законом. Вот что писал по этому поводу наш знаменитый народный ученый И.В.

Мичурин «Про виноград вообще нужно сказать, что, несмотря на то, что он растение теплых стран, сеянцы некоторых разновидностей его могут приспособиться к таким климатическим условиям, при которых даже простые сорта наших яблонь не могут успешно развиваться, и как ни казалось невероятным такое мое сообщение, на деле это – неопровержимый факт».

В настоящее время особенно быстрыми темпами в мире получило развитие северное виноградарство, как наиболее чистое и полезное.

Наша страна имеет все шансы быть первой в развитии северного виноградарства и поставлять диетический виноград и продукты его переработки, богатые антиоксидантами и ресвератролом для оздоровления больных людей, детского питания и профилактики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, для этого требуется только внимание со стороны государства и реальная поддержка мелких производителей, этого совсем нет в принятом законе о виноградарстве.

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделовНа фото: Виноградарь Юрий Чугуев около винограда Юбилейный Смоленск

4 Необходимо развивать малые хозяйства

Во времена СССР были разработаны научно обоснованные медицинские нормы различных продуктов, то есть тот минимум, который необходим для здоровья человека. Согласно этим нормам, нужно потреблять минимум 11-12 кг винограда в год. По оценке Росстата, в России на 1 января 2019 года насчитывается 146.78 млн.

постоянных жителей, то есть, на душу населения производится 0.48 кг винограда в год.

Это в 25 раз ниже нормы! Преградой для развития виноградарства является несовершенное законодательство для развития фермерских хозяйств и индивидуального предпринимательства, а также невысокая покупательская способность населения.

Мировой опыт показывает, что успешное развитие виноградной отрасли — это кооперация мелких и средних производителей. Наш Московский клуб виноградарей решил показать, как может расти виноград в условиях средней полосы на примере произрастания виноградника, посаженного в одном из красивейших уголков в Москве.

Так в Аптекарском огороде МГУ виноградарями МКВ три года тому назад была посажена плантация винограда столовых и технических сортов, каждый посетитель может подойти к шпалере и своими глазами увидеть и может подтвердить, что виноград в Москве и Подмосковье действительно растет, цветет, пахнет и дает прекрасный урожай. 

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделовНа фото: Виноградник крестьянского фермерского хозяйства Спирина Евгения Владимировича из поселка Речица Почепского района Брянской обл. готов к зиме

Подводные камни закона о виноградарстве и виноделии

Разбирая Закон РФ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», можно увидеть, что там есть положения, безусловно, полезные, но есть положения абсолютно дикие. Видимо, авторы закона из Минсельхоза не посоветовались с учеными и виноградарями-опытниками, не учли мировой опыт виноградарства и виноделия.

По словам академика Трошина Леонида Петровича, заведующего кафедрой виноградарства и виноделия Краснодарского аграрного университета, а также Ярмилки Владимира Борисовича – председателя комиссии по развитию садоводства, виноградарства и виноделия Агрокомитета при Торгово-промышленной Палате Крыма, не были учтены 189 поправок и замечаний к закону, которые были предложены учеными и практиками. Закон разрабатывался в спешке и без должного научного обеспечения. Разработчикам этого закона, а у него есть авторы, представляли в Госдуму закон Неверов С.И. (Единая Россия) и Жириновский В.В. (ЛДПР). Им надо было бы обратиться, например, к Постановлению Совнаркома РСФСР 1944 года о мерах по развитию виноградарства в центральных и восточных регионах РСФСР, где был дан мощный импульс развитию отрасли, тогда ученые и власти понимали важность развития культуры винограда в жизни, экономике страны, поддержании здоровья нации. В 1948 году была разработана система специальных мероприятий по развитию виноградной культуры в Московской области. В Подмосковье появился опорный пункт северного виноградарства, в суровом 1944 году была создана кафедра Виноградарства и Виноделия в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, появляются многие зимостойкие сорта винограда для средней полосы, развивается селекция.

  • Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделовНа фото виноград на винограднике Николая Сидорцова: Вымпел, Розовый жемчуг, Звезда Бояринова
  • Вот, например, что написано теперь в принятом Госдумой законе:
  • Пункт 24.5 Запрещена ароматизация, то есть использование вкусоароматических веществ и экстрактов из растительного сырья или их искусственных аналогов для корректировки вкуса и аромата винодельческой продукци
  • Поздравляем компании Мартини, Чинзано и прочие — ваши вермуты больше не вина, извольте написать на 20% площади ваших этикеток: «Не является вином»!

Пункт 24.11 Запрещены переработка или использование в целях производства вина, крепленого вина или игристого вина импортированных в Российскую Федерацию винограда, вина, виноградного сусла, в том числе консервированного, либо концентрированного, либо ректификованного, либо находящегося в состоянии брожения, мезги, виноградного сока, мистеля.

Использование любого импортного сырья — винограда, сусла или вина наливом (балка) с любыми целями ЗАПРЕЩЕНО. Если вы используете импортное сырье — вы обязаны писать «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ» даже если вы привезли в Россию готовое вино и тут его разлили по бутылкам.

Весь мир везет к себе вино наливом с целью снижения затрат на транспортировку и снижение выбросов углекислого газа, и только Россия, по многовековой традиции «гребет столовыми ложками вместо весел против течения»! Вместо того, чтобы написать «сделано в Испании, бутилировано в России» мы будем писать «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ».

По факту, Абрау-Дюрсо и Игристые вина — два крупнейших производителя российского шампанского из импортного виноматериала, на долю их в сумме приходилось больше 50% всего производства.

С надписью «вино из России» останутся Мильстрим, Кубань-вино, ДЗИВ, Новый Свет и Абрау в объемах, сопоставимых с Новым светом, то есть в мизерных.

Собственно, именно для шампанского виноматериал даже во времена СССР завозили, так как никогда не хватало своего для этого напитка. А до Горбачева СССР был номер один в мире по площади виноградников.

В настоящее время динамика площадей виноградников в Крыму: 1848 г. – 16.0 тыс. га, 1913 – 7.5 тыс. га, 1959 г. – 152.5 тыс. га, 1990 – 53.7 тыс. га, 2017 г. – 16.3 тыс. га, 2018 г. – 14.4 тыс. га. Заявлено, что в 2019 году посажено 767 га.

Читайте также:  Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания

При таких темпах посадки, чтобы достичь даже уровня 1990 года, понадобится 51 год и это возможно произойдет в 2070 году.

В тоже время уже сейчас государство собирается оказывать беспрецедентную поддержку и выделять субсидии крупным компаниям на раскорчевку и пересадку виноградников.

В законе будут определены предприятия, которые могут рассчитывать на подобные вливания. Возможно, через несколько лет будет субсидироваться приобретение российских саженцев.

Но селекционная и научная работа не поддерживается никаким образом, а ведь это основа основ для создания базы для российского виноградарства.

Российским виноделам пообещали новые виды господдержки :: Краснодар :: РБК

  • Российский рынок вина в цифрах (на конец 2015г.)
  • Структура площадей виноградников: общая площадь — 85,1 тыс. га
  • СКФО — 32,2      ЮФО — 30,1      КФО — 21,6     Прочие — 1,2

Валовой сбор винограда — 475,2 тыс. тонн (в целом в РФ). По округам:

ЮФО — 197,5    СКФО — 194,6    КФО — 71,8       Прочие — 11,3

Структура внутреннего производства винодельческой продукции в 2015г. (без виноматериалов и дистиллятов): вино — 39,9 млн дал (45,7%), винные напитки — 23,8 млн дал (27,2%), игристое вино (шампанское) — 16 млн дал (18,3%), коньяки — 7,7 млн дал (8,8%). Всего — 87,5 млн дал.

Данные: ФГБУ «Специализированный центр учета АПК»

Что касается непосредственно виноделия, сдерживающие факторы здесь во многом вытекают из проблем виноградарства. К ним Иванов отнес,  прежде всего, высокую зависимость от импорта виноматериалов и  низкую культуру потребления вина.

Также налицо неразвитость бренда российских вин, несовершенство законодательства и отсутствие отраслевого закона.

Решить эти проблемы и призвана стратегия развития виноградарства и виноделия в РФ, в основу которой  должна лечь обозначенная выше концепция. 

Однако, как отметил Иванов, мало прописать законодательные инициативы, нужно научиться их выполнять. «Обосновывать объемы господдержки мы научились, а вот осваивать их — пока нет», — отметил Иванов.

В пример он привел плановый показатель закладки виноградников на 2015г. Площадь закладки по стране должна была составить 21,8 тыс. га за 2013-2015гг. Однако показатель составил всего 11,8 тыс. га, то есть отклонение от плана 45,9%.

Одна из причин кроется в  том, что виноградари не смогли освоить выделенные государством деньги. 

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов

Государственная поддержка винорадарства и виноделие в РФ. Данные: ФГБУ «Спеццентручета в АПК»

  1. Несмотря на это  Минсельхоз планирует к существующим 4 видам господдержки виноградарства и виноделия (субсидии на затраты по закладке и уходу за виноградниками, созданию питомников и  по краткосрочным и инвестиционным кредитам) добавить еще столько же видов госпомощи.
  2. В частности, планируется субсидировать часть затрат на раскорчевку виноградников, создание и модернизацию мелиоративных систем, уход и закладку виноградников в питомниках и на закупку техники и оборудования.

Однако по мнению самих участников рынка, обозначенные проблемы далеко не единственные, которые необходимо решить для дальнейшего развития отрасли.

По мнению  руководителя управления по виноградарству и виноделию Краснодарского края Олега Толмачева, необходимо создать условия для  комфортной продажи конечного продукта.

Сейчас она находится в ведении Росалкогольрегулирования, которое, по словам Толмачева, значительно затрудняет задачу.

С ним согласен и председатель НП СРО «Виноградари и виноделы» Николай Пинчук. «Раз уж вино признали сельхозпродуктом, то все  вопросы, с ним связанные, в том числе и регулирование, должны перейти в ведомство министерства сельского хозяйства», — заявил эксперт.

Кроме того, по словам Толмачева, в отрасли есть и другие не менее важные проблемы. Например, высокие цены на получение лицензий. «Пошлина за получение лицензии на производство спиртованных вин — 9,5 млн руб. Это заградительная цена.

Мы таким образом почти теряем целый блок хороших вин, таких как мускаты и кагоры. Ситуация с коньячными пошлинами еще хуже: 9,5 млн руб. за дистиллят и еще 9,5 млн руб. за коньяк.

Решение этих проблем изматывает отрасль, не дает ей развиваться дальше», — рассказал чиновник.

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов

Динамика развития виноделия в РФ за 2010-2015гг. Данные: ФГБУ «Спеццентручет АПК»

Также участники рынка продолжают настаивать на том, что виноделам нужен отдельный отраслевой закон.

Напомним, сейчас деятельность виноделов регулируется федеральным законом «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ).

Однако производители настаивают, что выпуск винодельческой продукции существенно отличается от других алкогольных напитков. Значит, должна быть разница и в подходах регулирования. 

По словам депутата Госдумы РФ Владимира Машкарина, такой закон уже несколько раз вносился парламентом на рассмотрение, но терялся в кабинетах администрации президента. «Я считаю, что надо бороться за отдельный закон для виноделов», — уверен Машкарин.

Тем временем, не дожидаясь решений на федеральном уровне, региональные власти сами стараются предпринимать попытки развития отрасли. Например, в Ростовской области с прошлого года при поддержки региональных властей формируется винный кластер «Долина Дона».

Как отметила  директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова, в кластер уже входят 15 участников, среди которых производители вина и комплектующих, научные учреждения и банки. Также разработан ряд маршрутов винного туризма в регионе. Донские власти отмечают, что будут оказывать участникам кластера поддержку на региональном и попытаются выйти на федеральный уровень.

В то же время председатель совета ассоциации «Союз виноградарей и виноделов Дагестана» Загирбек Таибов напомнил, что не смотря на имеющиеся проблемы, в последнее время произошли важные для отрасли изменения. 

По его словам, еще несколько лет назад виноделы лишь мечтали о том, чтобы вино было признано сельхозпродуктом, а также о винах защищенного географического указания. «Сейчас это все хоть и не быстро, но появляется, разрабатывается стратегия. Это долгий путь, но позитивные изменения уже видны», — сказал он.

Закон о СРО виноградарей и виноделов принят

2019-12-20 11:57:15

Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов

18 декабря Государственная Дума приняла во втором, основном чтении законопроект № 815115-7 о виноградарстве и виноделии, который устанавливает саморегулирование отрасли.

В соответствии с принятыми нормами, отраслевые СРО будут формироваться по территориальному принципу. Их деятельность должна подчиняться требованиям Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях». А членами новых объединений станут виноградарские и винодельческие хозяйства.

Закон устанавливает, что на территории Российской Федерации СРО виноградарей и виноделов могут создаваться на территориях виноградо-винодельческих зон, виноградо-винодельческих районов или виноградо-винодельческих терруаров.

Некоммерческая организация может приобрести статус СРО виноградарей и виноделов, если в ее состав входят: не менее одного виноградарского и одного винодельческого хозяйства или не менее двух винодельческих хозяйств, хотя бы одно из которых занимается виноградарством. При этом установлено, что отраслевая СРО создается при условии объединения:

  • виноградарских и (или) винодельческих хозяйств, у которых общая площадь виноградных насаждений составляет не менее 50 % от площади таких насаждений, расположенных в границах виноградо-винодельческой зоны, виноградо-винодельческого района и (или) виноградо-винодельческого терруара
  • винодельческие хозяйства, имеющие в собственности или на другом законном основании основное технологическое оборудование для производства вина, крепленого вина, игристого вина, общая производственная мощность которого составляет не менее 50 % от мощности технологического оборудования для производства таких напитков, расположенного в границах виноградо-винодельческой зоны, виноградо-винодельческого района и (или) виноградо-винодельческого терруара.

При этом законодатели предусмотрели создание только одной СРО виноградарей и виноделов на территории одного виноградо-винодельческого терруара.

Также на территории одного виноградо-винодельческого района может быть создана только одна СРО виноградарей и виноделов данного района, а действовать могут несколько СРО виноградарей и виноделов виноградо-винодельческих терруаров.

На территории одной виноградо-винодельческой зоны может быть создана только одна СРО виноградарей и виноделов данной зоны и могут действовать несколько СРО виноградарей и виноделов виноградо-винодельческих районов и (или) виноградо-винодельческих терруаров. В тоже время саморегулируемые организации виноградарей и виноделов могут объединяться в ассоциации и союзы.

Наряду с функциями, установленными Федеральным законом № 315 «О саморегулируемых организациях», СРО виноградарей и виноделов осуществляют следующие функции:

  1. разработка и утверждение дополнительных стандартов качества продукции виноградарства и (или) продукции виноделия, производимых членами такой саморегулируемой организации, и осуществление контроля за соблюдением данных стандартов;
  2. разработка и выдача сертификатов качества СРО, разработка эмблемы (знака) качества СРО и наделение членов СРО правом использования такой эмблемы (знака) (лишение такого права);
  3. составление расчета потребности в федеральных специальных марках для членов СРО в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации;
  4. ежегодное декларирование собранного членами СРО урожая винограда, если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации;
  5. направление предложений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в отношении виноградо-винодельческой зоны, виноградо-винодельческого терруара, на территориях которых действует соответствующая СРО;
  6. участие СРО совместно с органами госвласти и органами местного самоуправления в разработке государственных и муниципальных программ по развитию виноградарства и виноделия, а также по вопросам планирования и развития виноградарства и виноделия;
  7. осуществление иных функций, предусмотренных уставом СРО и федеральными законами.

Стандарты качества продукции, разработанные в СРО должны быть дифференцированы с учетом особенностей виноградо-винодельческих зон, в границах которых члены саморегулируемой организации осуществляют виноградарство или виноделие.

Также СРО вправе дифференцировать дополнительные стандарты качества в зависимости от виноградо-винодельческих зон, виноградо-винодельческих районов и (или) виноградо-винодельческих терруаров, в границах которых члены саморегулируемой организации осуществляют виноградарство или виноделие.

СРО выдает своим членам сертификаты качества установленного ею образца, подтверждающие членство виноградарского или винодельческого хозяйства в саморегулируемой организации виноградарей и виноделов и соответствие производимой ими продукции дополнительным стандартам качества, установленным в СРО. Члены СРО, получившие указанный сертификат качества, вправе на этикетке, контрэтикетке, упаковочной таре производимых ими продукции, а также на своем официальном сайте в Интернете размещать эмблему (знак) качества СРО. В случае нарушения членом СРО дополнительных стандартов качества действие выданного сертификата подлежит приостановлению на срок, предусмотренный внутренними документами СРО. Не допускается размещение эмблемы (знака) качества СРО в период, в течение которого действие сертификата является приостановленным.

Кроме того, закон установил условия для признание земельного участка виноградопригодными землями.

Соотвествующее решение принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании исследования их географических и почвенно-климатических характеристик по заявлению собственника земельного участка или саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.

Читайте также:  Статья 32. возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

Безусловным основанием для включения земельного участка в состав виноградопригодных земель является факт его использования для возделывания виноградников не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет.

Принятые поправки отнесли к полномочиям региональных органов госвласти поддержку создания саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов.

По предложению СРО виноградарей и виноделов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет определять виноградо-винодельческие зоны, виноградо-винодельческие терруары, в границах которых может осуществляться производство соответственно вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения.

Также по предложению СРО орган госвласти установит в отношении каждой такой виноградо-винодельческой зоны, каждого такого виноградо-винодельческого терруара перечень сортов винограда, технологических приемов и операций виноградарства и виноделия, технологических средств, применяемых для производства вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения.

СРО виноградарей и виноделов для решения уставных задач могут создавать общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.

Однако при осуществлении общественного контроля саморегулируемые организации не вправе требовать от производителей и продавцов представление документов (выполнение действий), обязанность по представлению (выполнению) которых по требованию потребителя не установлена законом.

В законе говорится о том, что публикуемые СРО результаты сравнительных исследований качества продукции виноградарства и винодельческой продукции не являются рекламой.

В Госдуме напомнили, что данную законодательную инициативу внесли депутаты всех фракций нижней палаты. Законопроект практически с нуля создал правовое регулирование отечественного виноградарства и виноделия. Его положения станут базовыми для отрасли.

«Создание отрасли виноградарства и виноделия сыграет серьезную роль в развитии экономики страны – за счет новых рабочих мест, импортозамещения и дополнительных доходов в бюджеты регионов – Краснодара, Крыма, Севастополя, Ростовской области, Дагестана, Ставрополя, Волгограда и Астрахани», — отметил Председатель ГД Вячеслав Володин.

Элеонора ШириноваСпециально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Публикации

Алкогольный рынок традиционно имеет славу одного из самых проблемных. Однако сегодня здесь, так же как и в некоторых других сегментах экономики, развивается институт саморегулирования.

Наиболее перспективной в этом отношении проявила себя винодельческая отрасль.

О том, для чего нужны винодельческие СРО, каковы их цели и задачи, рассказывает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

– Леонид Львович, какова, на Ваш взгляд, ситуация на алкогольном рынке (в частности, в виноделии), с точки зрения перспектив развития саморегулирования?

Прежде всего полагаю необходимым указать на неправомерность самого определения «алкогольный рынок» или «алкогольная отрасль». Что общего между производством пива, самогона и виноделием? На самом деле речь идет не о неком едином рынке и бизнесе, а о нескольких рынках.

Объединить их – это все равно, что выделить в единую отрасль производство гвоздей и автомобилей – на том основании, что и там и там используется железо. И, соответственно, интересы, проблемы и насущные задачи у бизнес-субъектов очень различаются. Поэтому создание единых «алкогольных СРО», с нашей точки зрения, является принципиально неправильным.

Даже внутри виноделия имеется определенная дифференциация, и здесь, возможно, будет целесообразно выделить несколько разных видов СРО.

В начале августа в Краснодаре было зарегистрировано Некоммерческое партнерство виноградарей и виноделов Юга России, на основе которого предполагается создание саморегулируемой организации (соответствующая работа сейчас ведется).

Кроме обычных технических вопросов нам было необходимо определить круг предполагаемых участников. Так, например, производители игристых вин должны быть объединены в собственную СРО, ибо у них несколько иные задачи и проблемы.

Более того, уже при подготовке документов нам стало очевидно, что будет трудно в рамках одной СРО объединить тех, кто производит вина из российского винограда, и тех, кто импортирует их из-за рубежа (разливая уже в РФ).

Между этими двумя группами существуют некоторые противоречия, соответственно, несколько различаются и их цели. В настоящий момент мы все же рассчитываем объединить их в рамках единой СРО, однако удастся ли это – еще неизвестно.

Во всяком случае я убежден, что чем точнее мы определим предмет саморегулирования, тем лучших результатов добьемся. А если в рамках СРО будут объединены производители водки, вина, пива, владельцы ликеро-водочных и винно-водочных магазинов, то мы получим некое аморфное объединение, и ничего, кроме общих слов «за все хорошее против всего плохого», не дождемся.

– Проблема с выделением виноделия в отдельную отрасль, насколько я понимаю, связана с определением статуса вина как пищевого продукта (а не алкогольного, как установлено сейчас). Насколько, на Ваш взгляд, этот вопрос важен, и в какой степени зависит от него развитие саморегулирования в винодельческой отрасли?

Необходимо, наконец, определится и с тем, какой статус будет иметь вино. Вино –это сельскохозяйственный вкусовой пищевой продут, содержащий этиловый спирт эндогенного происхождения.

Именно как пищевой продукт оно рассматривается во всем мире. Было бы совершенно естественно и логично, чтобы и в России вино получило такой же статус.

Следовательно, виноделы будут объединяться в соответствующих СРО, реестр которых должен вести не Росалкоголь, а Министерство сельского хозяйства.

– Необходимо ли, на Ваш взгляд, принятие специального закона о саморегулировании в сфере виноделия?

Практика показывает, что саморегулирование лучше всего развивается в тех отраслях, относительно которых приняты специальные законы, определяющие функции СРО. И мы надеемся, что в законе о вине (в подготовке которого активно участвует СВВР) будут также четко прописаны все обязанности и права СРО, объединяющих виноделов.

Без этого, конечно, полноценного развития саморегулирования ожидать не приходится. Что же касается модели развития саморегулирования в нашей отрасли (виноделии), то, полагаю, здесь было бы излишне механически копировать те схемы, которые мы видим в иных сегментах экономики.

Например, не думаю, что нам нужно создавать какие-то новые всероссийские структуры, вроде национального объединения.

По той простой причине, что уже давно существует наш Союз виноградарей и виноделов, который эффективно выполняет функции такого национального объединения, да и вообще имеется более чем достаточно некоммерческих организаций, объединяющих виноделов.

СРО является лишь еще одним инструментом, посредством которого можно будет более эффективно решать стоящие перед нами задачи. Такая позиция может показаться (в нашей стране) необычной. Однако это объясняется тем, что наша отрасль в российской экономике уникальна в том смысле, что здесь развитие саморегулирование не насаждается сверху, а развивается снизу, а потому и формы его несколько иные.

– Существует ли оппозиция развитию саморегулирования среди виноделов?

Конечно, имеется оппозиция развитию саморегулирования и в нашей отрасли – так же, как она существует и будет существовать во всех отраслях экономики.

К сожалению, в настоящий момент у нас в стране сложилась такая система, при которой выгодно продавать разного рода фальшивки. Это очень значимый сегмент нашей экономики.

И когда вы создаете СРО, вводите самоконтроль, стремитесь повысить производственную дисциплину – вы тем самым наступаете на мозоль кому-то из представителей названного сегмента.

В конечном итоге, можно сказать, что СРО мы создаем для того, чтобы помочь государству. Помочь избавиться от той мелочной и в целом малоэффективной опеки предпринимателей, которой оно сейчас занимается. Это пойдет на пользу и производителю, и потребителю, и государству.

Беседовал Дмитрий Саввин

Сохранить как PDF файл Обсудить на форуме

Виноградарям и виноделам прописали саморегулирование

Совет Федерации на пленарном заседании в понедельник 23 декабря одобрил закон, который вводит единое правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноградарства и виноделия.

Закон направлен на установление правовых, организационных, технологических и экономических основ в области виноградарства и виноделия.

Кроме того, документ определяет формы, условия и порядок осуществления государственной поддержки в данной области, устанавливает полномочия контрольных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правового положения лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия.

Закон определяет, что к субъектам виноградарства и виноделия отнесены виноградарские и винодельческие хозяйства, а также научные, профессиональные и образовательные организации, которые занимаются производством продукции виноградарства и (или) виноделия, ее первичной и последующей переработкой в соответствии с законодательством РФ. При этом из сферы действия закона исключаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в целях, не связанных с реализацией произведенной продукции виноградарства, а также садоводы и огородники.

Документом устанавливаются требования к учету и хозяйственному использованию виноградопригодных земель, ведению федерального реестра виноградных насаждений, инвентаризации и паспортизации виноградных насаждений, безопасности продукции виноградарства. Вводится обязательное декларирование урожая винограда.

Предусматривается создание центральной дегустационной комиссии и специализированных дегустационных комиссий виноградовинодельческих зон. Регламентируется деятельность саморегулируемых организаций (СРО) виноградарей и виноделов.

Государство будет способствовать созданию саморегулируемых организаций. Законом предусмотрено членство в СРО по территориальному признаку.

На территории одного виноградо-винодельческого терруара может быть создана только одна саморегулируемая организация виноградарей и виноделов.

При чем в собственности членов СРО должно находится не менее 50-ти процентов площадей виноградников или производственных мощностей винодельческого комплекса. СРО имеют право объединяться в ассоциации и союзы.

Кроме функций СРО прямо предусмотренных 315-ФЗ, саморегулируемые организации виноградарей и виноделов имеют право дополнительно сертифицировать и маркировать продукцию своих членов.

Кроме того, законодательно вводится понятие российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения. В целях противодействия незаконному производству и обороту винодельческой продукции вводятся специальные нормы, определяющие, какая винодельческая продукция признается фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной.

Читайте также:  Статья 28.1. ежемесячная денежная выплата инвалидам

УСТАВ. Саморегулируемая организация Союз виноградарей и виноделов Ставрополья «Концерн Ставропольвиноградпром» — PDF Скачать Бесплатно

1 УТВЕРЖДЕНО: заседанием внеочередного общего собрания членов Союза виноградарей и виноделов Ставрополья «Концерн Ставропольвиноградпром» протокол 1/2016 от «08» апреля 2016 г. УСТАВ Саморегулируемая организация Союз виноградарей и виноделов Ставрополья «Концерн Ставропольвиноградпром» (новая редакция) г. Ставрополь 2016г.

2 1. Общие положения 1.1.

Саморегулируемая организация Союз виноградарей и виноделов Ставрополья «Концерн Ставропольвиноградпром» (далее Союз, СРО, Саморегулируемая организация), является некоммерческой организацией, созданной в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными нормативно — правовыми актами и настоящим Уставом, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в виноградарско — винодельческой отрасли Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра Официальное наименование СРО: полное — Саморегулируемая организация Союз виноградарей и виноделов Ставрополья «Концерн Ставропольвиноградпром»; сокращенное — СРО СВВС «Концерн Ставропольвиноградпром» Место нахождения: город Ставрополь, , Ставропольский край, Российская Федерация СРО вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории СРО имеет круглую печать с полным наименованием на русском языке. СРО имеет штампы, бланки, удостоверения, эмблему, другие необходимые реквизиты, а так же зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания) и другие средства индивидуализации Эмблема в виде изобразительного обозначения с заглавными буквами. В центре слова «СТАВРОПОЛЬВИНОГРАДПРОМ» буква «В» размещена курсивом, снизу под буквой «В» размещена виноградная гроздь красного цвета, символизирующая виноград СРО вправе создавать на территории Российской Федерации филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2

3 1.9. Филиалы и представительства СРО не являются юридическими лицами, наделяются имуществом за счет СРО и действуют на основании утвержденного им положения. Имущество филиалов или представительств учитывается на отдельном балансе и на балансе СРО.

Руководители филиалов и представительств назначаются Общим собранием членов СРО и действуют на основании выданной доверенности Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени СРО.

Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет СРО СРО в интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы Имущество, переданное СРО ее членами, является собственностью СРО. 2. Предмет, стандарты и правила 2.1.

Предметом СРО является предпринимательская деятельность субъектов, объединенных в СРО виноградо — винодельческих предприятий.

Приобретается статус Саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской деятельности (далее — Стандарты и Правила), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО Стандарты и Правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актом. Стандартами и Правилами могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской деятельности членов СРО от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов СРО, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части СРО устанавливает меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований Стандартов и Правил, а также 3

4 обеспечивает информационную открытость деятельности членов СРО затрагивающей права и законные интересы любых лиц Стандарты и Правила должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов СРО, их работников и членов коллегиального органа управления СРО Стандарты и Правила СРО могут устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО или деловой репутации СРО. 3. Предмет и цели деятельности, основные функции, права и обязанности СРО 3.1. Предметом деятельности СРО является: Содействие развитию в России различных форм собственности и свободного предпринимательства в виноградарско-винодельческой отрасли, формированию производственных связей и кооперации организаций и предприятий в виноградарско — винодельческой отрасли; Участие в разработке и содействие реализации федеральных и региональных государственных программ и проектов социальноэкономического развития; Участие в формировании федеральной и региональной инвестиционной политики; Установление не противоречащих требованиям технических регламентов стандартов качества винодельческой продукции, производимой членами такой саморегулируемой организации, и осуществление контроля за соблюдением данных стандартов; Составление расчета потребности в федеральных специальных марках для членов саморегулируемой организации в соответствии со статьей 12 Федерального закона от ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»; 4

  • 5 Установление особых требований к коллекции винодельческой продукции; Оказание всесторонней помощи, защиты законных прав и интересов членов СРО в органах государственной власти и местного самоуправления, в общественных организациях (объединениях); Развитие международного сотрудничества в виноградарсковинодельческой отрасли и смежных с ней отраслях с целью интеграции в мировое экономическое сообщество Целями СРО являются: укрепление и развитие материально-технической базы виноградарско-винодельческой отрасли; увеличение производства новых видов продукции, повышение их качества; внедрение новых технологий; эффективного использования имеющегося в отрасли потенциала СРО осуществляет следующие основные функции: Разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО; Применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними документами СРО, в отношении своих членов; Образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами в соответствии с законодательством о третейских судах; Осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов и (или) деклараций в порядке, установленном Уставом или внутренними документами СРО; Представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; Организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами; Обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном внутренними документами СРО; 5
  • 6 Осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Стандартов и Правил, Условий членства в СРО; Рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований Стандартов и Правил, условий членства в СРО Разрабатывает профессиональные этические нормы и правила; Учреждает по тематике деятельности СРО премии, дипломы; Ходатайствует о награждении лиц премиями и почетными званиями, учреждаемыми государственными органами и иными организациями; Организовывает и проводит в России и за рубежом выставки, ярмарки, выставки — продажи, конкурсы и другие мероприятия в соответствии с целями и задачами СРО; Учреждает средства массовой информации, осуществляет издательскую и информационную деятельность; Проводит анализ уровня деловой активности на рынке виноградарсковинодельческой продукции и услуг, подготавливает соответствующие рекомендации, создает банки данных по тематике деятельности СРО, оказывает информационно — консультационные услуги членам СРО; Осуществлять иные функции, необходимые для достижения стоящих перед СРО задач СРО имеет право: От своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения; Участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов 6
  • 7 Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов; Вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в виноградарско-винодельческой отрасли; Запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию необходимую для выполнения СРО возложенных на неё функций Представлять информацию для ее внесения в реестр виноградных насаждений от виноградарских хозяйств и (или) винодельческих хозяйств, которые являются членами СРО Осуществлять ежегодное декларирование производства винодельческой продукции винодельческих хозяйств, которые являются членами СРО виноделов, из винограда текущего урожая, путем подачи единой декларации СРО виноградарей и виноделов Осуществлять те или иные функции, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ставропольского края СРО не вправе осуществлять следующие действия и совершать следующие сделки, если иное не предусмотрено федеральными законами: Предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц; Выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников; Приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, если такие ценные бумаги обращаются на торгах фондовых бирж и (или) у иных организаторов торгов на рынке ценных бумаг; Обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами; 7
Ссылка на основную публикацию