Статья 33. реорганизация и ликвидация фонда

Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций, регулируемых Законом «О некоммерческих организациях», определяется также ГК РФ и другими федеральными законами, регулирующими создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию отдельных видов некоммерческих организаций.

Например, реорганизация общественного объединения осуществляется с учетом правил ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой реорганизация общественного объединения производится  по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация общеобразовательного учреждения осуществляется с учетом правил Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которой образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств образовательного учреждения или если  учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Реорганизация НКО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слиянием организации признается создание новой организации  с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций, участвующих в слиянии, и прекращением последних.

При слиянии организации все права и обязанности каждой из них переходят к организации, созданной в результате слияния, в соответствии с передаточными актами.

Организации, участвующие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра.

В результате слияния возникает новая организация, подлежащая государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такой организации влечет возникновение нового юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех организаций, участвовавших в слиянии.

Присоединением организации признается прекращение одной из нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. 

При присоединении одной организации к другой к последней переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое  юридическое лицо (таковым уже является организация, к которой осуществляется присоединение), а изменяется юридический статус (объем прав и обязанностей) организации, к которой присоединились одна или несколько их организаций. Государственной регистрации в этом случае подлежит не организация, к которой осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к ее учредительным документам. Сама же организация, к которой осуществлялось присоединение, считается реорганизованной не с момента государственной регистрации, а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи  о прекращении деятельности присоединенной организации. Присоединившаяся организация прекращает свое существование с этого момента.

Разделением организации признается ее прекращение с передачей всех ее прав и обязанностей вновь созданным организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к юридическим лицам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.

В результате реорганизации в форме разделения реорганизованная организация прекращает свою деятельность, и сведения  о ней исключаются из государственного реестра юридических лиц. При разделении организации возникают как минимум две новые организации, каждая из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей ей части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Следовательно,  к каждой из организаций переходит часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.

В отличие от реорганизации в форме разделения, при выделении реорганизованная организация продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Определенные права и обязанности сохраняются за реорганизуемой организацией.

Преобразование юридического лица означает изменения его организационно-правовой формы, в результате чего возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В случае преобразования организации государственной регистрации подлежит вновь возникшее юридическое лицо, вид которого определяется по правилам ст.

17 Закона «О некоммерческих организациях» в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации, претерпевшей преобразование.

К этому юридическому лицу с момента его государственной регистрации переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности преобразованной некоммерческой организации как субъекта гражданско-правовых отношений.

С момента государственной регистрации нового юридического лица некоммерческая организация, реорганизованная путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о ней исключается из государственного реестра.

Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

По общему правилу, реорганизация организации признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

  • Поскольку в случае присоединения одной организации к другой вместо двух юридических лиц остается одно, права и обязанности реорганизованной организации переходят к организации, к которой осуществлялось присоединение, с момента совершения в едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного юридического лица.
  • Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических или записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
  • Целесообразно иметь в виду, что ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации.
  • Это:
  • а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса;
  • б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами.

Говоря о ликвидации некоммерческой организации, следует отметить, что данный вид юридического лица может быть ликвидирован на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, который указывает на общие правила ликвидации, а также Законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Главное отличие ликвидации организации от ее реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам. Поэтому пи ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника правоотношений.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ);
  • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).

ГК РФ и Закон «О некоммерческих организациях» достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить волнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда причиненного жизни или здоровью, и др.).

  1. Законы об отдельных видах некоммерческих организаций тоже содержат нормы, устанавливающие основания и порядок ликвидации организаций соответствующих видов.
  2. Например, согласно Закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда.
  3. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае нарушения требований ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которой запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
  4. Ликвидация НКО по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Запись о прекращении некоммерческой организации вносится в соответствии с правилами ст. 22 Закона «О некоммерческих организациях».

Внесению записи о прекращении некоммерческой организации предшествует исполнение всех требований ст. 18-20 Закона. С момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности некоммерческой организации соответствующее юридическое лицо прекращает свое существование в качестве субъекта права.

  • Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:
  • а) заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;
  • б) решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;
  • в) устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;
  • г) ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;
  • д) документа об уничтожении печати некоммерческой организации.
Читайте также:  Глава iii. порядок возникновения обязательств российской федерации, субъекта российской федерации и муниципального образования по государственным и муниципальным ценным бумагам

Документы, на основании которых вносится запись о прекращении деятельности некоммерческой организации, перечислены в Законе «О некоммерческих организациях» исчерпывающим образом.

Следовательно, органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, регулируемых Законом, не вправе своими решениями устанавливать дополнительные виды документов, подлежащих представлению ликвидируемыми некоммерческими организациями.

Заявление о внесении записи о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации может быть составлено в произвольной форме с указанием полных сведений о соответствующей организации и сведений, подтверждающих выполнение всех требований законодательства, предъявляемых к ликвидации некоммерческой организации. На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, как правило, предлагают собственные типовые формы указанных заявлений.

Реорганизационные процедуры и их комбинации. Ликвидация

Сформировав в голове и/или на бумаге образ будущей группы компаний, решающей в комплексе вопросы налоговой, имущественной и управленческой безопасности, следующий шаг — ответить на вопрос «КАК»?, то есть разработать конкретный план действий, «дорожную карту» по переходу в это светлое будущее. На этом пути редко обходится без реорганизационных процедур, а чаще без их последовательной либо параллельной комбинации, направленной на создание (изменение) группы компаний.

О чем помнить, чтобы эти процедуры пошли без последствий, рассказывают специалисты TaxCoach.

Реорганизация, по сути, юридическая «перекройка» компании: выделение из нее новой, объединение с другой, смена организационно-правовой формы. Ликвидация, очевидно, прекращение её деятельности.

Подобные мероприятия представляют из себя оптимальный вариант перехода от исторически сложившегося состояния бизнеса, включающего в себя не одну и даже не две компании, создававшиеся, как правило, без какой-либо логики и четкого простраивания внутренних и внешних функциональных связей, к новой, прозрачной для собственников и легко управляемой организационной структуре.

Основные проблемы, требующие решения в процессе создания новой структуры бизнеса, носят типовой характер и различаются лишь степенью бессистемности распределения активов и долей участия, что сказывается на количестве стадий, или, как мы их называем, фаз реорганизации.

Такие фазы реализуются либо последовательно (когда нескольким преобразованиям подвергается одно и то же юридическое лицо), либо параллельно (когда несколько юридических лиц в той или иной форме преобразуются одновременно).

Соответственно, длительность реорганизационных процедур в каждом случае сугубо индивидуальна и может занимать от 3 месяцев до года и более.

Итак, к числу вопросов, которые можно разрешить посредством реорганизационных процедур, относятся следующие:

  1. Оптимизация количества юридических лиц в бизнесе — объединить, обособить, убрать ненужные компании, привести юридическую модель в соответствие с реальными бизнес-процессами. Например, новое направление бизнеса, для которого регистрировалась отдельная компания, оказалось убыточным. Деятельность уже давно не ведется, компания как-бы существует, но новых планов на нее нет. Зачем в такой ситуации нести лишние расходы на администрирование субъекта (сдача отчетности и т.п. )? Компанию можно присоединить к другому юр.лицу или ликвидировать;
  • Необходимость урегулирования вопросов владения бизнесом. Применительно к отношениям владения встречаются две ситуации: когда компании зарегистрированы на номинальных доверенных лиц и когда юридически закрепленные доли участия собственников не соответствуют их фактическим взаимоотношениям.

    Соответственно, в первой ситуации требуется вывести из числа юридических собственников «номиналов» и ввести фактических владельцев бизнеса, а во второй — перераспределить доли участия в соответствии с «пацанским» соглашением собственников.

  • Перераспределение имущества с целью его защиты от притязаний третьих лиц и государственных органов. Наиболее типичными являются ситуации, когда все имущество либо сосредоточено в рамках одной компании, ведущей основную операционную деятельность, либо распределено между субъектами группы компаний вне связи с их функциональной ролью в структуре бизнеса и перекрестно сдается в аренду «своим» компаниям. Как следствие, модели перераспределения имущества направлены на вывод наиболее значимых активов в компанию-хранитель активов, а также на наделение отдельным имуществом субъектов, которым такое имущество необходимо в силу их роли в группе компаний.

    Например, логично сосредоточить транспорт в компании, которая оказывает транспортные услуги, а производственное оборудование, имеющее небольшую стоимость либо небольшой срок полезного использования, — в производственной компании.

  • Итак, в нашем арсенале несколько форм реорганизационных процедур:

    1. Выделение

    Иными словами, наряду с уже имеющейся компанией возникают одно или несколько новых юридических лиц, которые можно наделить необходимым имуществом, при этом налогового правопреемства не возникает (п.8 ст.50 НК РФ), равно как не возникает и налоговых последствий у передающей и принимающей стороны (подп.2 п.3 ст.39 НК РФ).

    Выделением признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей каждому из них по передаточному акту части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения существования последнего.

    • Кроме того, выделение позволяет в один прием привести соотношение долей участия в соответствие с соглашением собственников, поскольку в обществах с ограниченной ответственностью возможно включение в состав собственников выделяемого общества любых лиц с любыми долями участия.
    • Участниками создаваемого общества могут быть:
    • 1) участники (акционеры) реорганизуемого общества. При этом, в зависимости от того, какое решение примет общее собрание, доля участия в уставном капитале (доля акций) каждого участника может остаться такой же, как раньше, либо измениться;
    • 2) само реорганизуемое общество — речь здесь, по сути, идет о специфическом способе создания дочернего общества, когда материнская компания не только формирует уставный капитал, наделяя «дочку» имуществом без налоговых последствий, но и передает ей часть своих обязательств, что при простом создании организации невозможно;

    3) третьи лица — любые физические и юридические лица, ранее не являвшиеся участниками ООО. Прямо на такую возможность в ч.2 ст. 55 ФЗ «Об ООО» не указано, однако и запрета нет, а значит такая реорганизация реальна, что подтверждает наш опыт. Таким образом, из ООО можно выделить АО, единственным акционером в котором станет ранее не участвующее в реорганизованном обществе лицо.

    Два интересных нюанса:

    (А) Допускается единая реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (выделение с присоединением, например).

    Однако здесь вынуждены отметить: осуществить более усложненные комбинации, такие как, например, «слияние с выделением с одновременным присоединением», невозможно по той простой причине…

    что в форме уведомления налоговой о реорганизации окошечка, рядом с которым бы значилась такая усложненная форма, нет. Поэтому несмотря на разрешение ГК РФ (п.1 ст.

    57 ГК РФ), из смешанных форм допускается: выделение (или разделение) с одновременным присоединением и выделение (или разделение) с одновременным слиянием.

    (Б) Допускается реорганизация с участием двух и более компаний, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если законодательством предусмотрена возможность их преобразования друг в друга. Таким образом, возможно участие в одной процедуре, например:

    • ООО, АО и производственного кооператива;
  • производственного кооператива и полного товарищества.
  • Возвращаясь к выделению на третье лицо, отметим, что в отношении АО оно невозможно. В п.п.3 п.3 ст.

    19 ФЗ «Об АО» предусмотрены три способа размещения акций выделяемого общества: конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества и приобретение акций самим обществом. Данный перечень является закрытым. То есть, из ООО можно выделить АО на «третье лицо», обратная же ситуация с АО невозможна.

    Еще один барьер при выделении из АО — права миноритарных акционеров.

    По закону миноритарным акционерам гарантировано право на принудительный выкуп принадлежащих им акций и на обязательное включение их в состав акционеров выделяемого общества, если распределение акций нового общества происходит посредством конвертации акций либо распределения акций среди акционеров реорганизуемого общества (п.3.3 ст.19 ФЗ «Об акционерных обществах»).

    Также необходимо учитывать особенности распределения налоговых обязательств между реорганизуемой и новой (образованной в результате выделения) компаниями:

    • передача активов в ходе выделения не признается реализацией, в связи с чем отсутствует объект обложения НДС;
    • по общему правилу, обязанности восстанавливать ранее принятый к вычету НДС при такой передаче не возникает ни у одного из участников — на это прямо указано в п. 8 ст. 162.1 и в ст. 170 НК РФ. Однако налоговые органы с особым вниманием относятся к подобным трансформациям и при наличии пороков в деловой цели реорганизации незамедлят с предъявлением претензий.

    2. Разделение

    Разделение предполагает создание на базе реорганизуемого общества двух и более новых обществ и передачу им его прав и обязанностей по передаточному акту. При этом само реорганизуемое общество прекращает свое существование. При желании бизнеса «начать жизнь с чистого листа» — удобный вариант.

    В отличие от выделения при разделении возникает налоговое правопреемство (пп.6 и 7 ст.50 НК РФ). Объем обязанностей вновь созданных компаний перед бюджетом должен быть отражен в передаточном акте.

    Разделение так же позволяет перераспределить доли участия в уставном капитале ООО, поскольку общее собрание участников реорганизуемого ООО определяет порядок и условия разделения, а общее собрание участников каждого нового общества утверждает устав и избирает органы общества (ст.54 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В число участников ООО, создаваемых в результате разделения, также могут быть включены любые лица.

    Выбор между выделением и разделением зависит от решаемых задач. Если реорганизуемую компанию нужно сохранить (положительная кредитная история, участие в тендерах и т.п.) — выбираем выделение. Если реорганизуемую компанию сохранять не принципиально (даже не желательно), но нужно перераспределить доли или виды деятельности между собственниками — тогда выбираем разделение.

    Налоговых последствий процедура не влечет, однако, опять же, при наличии деловой цели самой реорганизации.

    3. Присоединение

    При присоединении возможно изменить персональный состав участников присоединяющего общества, ст. 53 ФЗ «Об ООО» никаких специальных правил на этот счет не содержит. Присоединение как форма реорганизации не снижает предпринимательских рисков и не повышает уровень имущественной безопасности.

    В результате присоединения свою деятельность прекращают одно или несколько обществ с передачей всех их прав и обязанностей той компании, к которой они присоединяются. Все активы и обязательства реорганизуемых обществ оказываются в одном «котле».

    На практике присоединение часто использовалось как способ «ликвидации» организации или инструмент для корректировки своих налоговых обязательств путем присоединения убыточной компании. В последнем случае правопреемник сначала должен исполнить обязанность своего предшественника и подать налоговую декларацию за последний налоговый период.

    Присоединение убыточной компании дает возможность учесть убытки у прибыльного правопреемника, а потому, как и любая реорганизация, должна вписываться в разумную деловую цель своего совершения, в первую очередь в целях исключения каких-либо налоговых претензий.

    Что же касается использования «присоединения» в целях исключения компании из реестра, то данный способ прекращения её деятельности налоговыми органами в последнее время активно пресекается в рамках общего ужесточения контроля за законностью регистрационных процедур и, в целом, «чистотой ЕГРЮЛ».

    4. Слияние

    Под слиянием понимают создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Данная форма менее востребована, чем присоединение, поскольку предполагает создание совершенно нового юридического лица.

    Читайте также:  Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О науке и государственной научно-технической политике"

    Пожалуй, единственным вариантом, связанным с необходимостью слияния, является потребность собственников в прекращении деятельности всех юридических лиц, участвующих в реорганизации (что, заметим, не означает прекращения долговых обязательств в силу наличия правопреемства).

    По нашему мнению, слияние не позволяет исключить из состава участников нового общества одного или нескольких участников объединяемых компаний, поскольку ч.3 ст.52 ФЗ «Об ООО» установлено обязательное включение в договор о слиянии порядка обмена долей в уставном капитале каждого реорганизуемого общества на доли в уставном капитале нового общества.

    5. Преобразование

    Используется, чтобы сменить «неудобную», с точки зрения перераспределения имущества, долей участия, прав и обязанностей участников, организационно-правовую форму.Преобразование — форма реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Было ООО — стало АО или производственный кооператив, или полное товарищество.

    Например, жесткость нормативного регулирования АО может заставить собственника преобразовать компанию в более простое ООО. Или наоборот, преобразование в АО позволит ему реализовать механизм прикрытого владения обществом.

    Говоря о преобразовании, важно упомянуть:

    1. При преобразовании компании присваивается новый ОГРН, ИНН. По сути — абсолютно новое юридическое лицо со старой «начинкой». Поэтому, если ранее компания применяла УСН и хочет продолжить облагать доходы в рамках этого спецрежима, то рекомендуем подать соответствующее уведомление в течение 30 дней после окончания реорганизации.

    Правда, ВС РФ указал в определении от 26.04.2018 № 309-КГ17-21454, что, по сути, права и обязанности компании в отношении третьих лиц не меняются, а потому необходимости в новом уведомлении нет. Тем не менее, подача уведомления по УСН — такая мелочь, которой лучше не пренебрегать.

    2. Внесение в Росреестр сведений о новом собственнике — преобразованной компании облагается госпошлиной как при внесении изменений (1000 руб.), а не как при полноценной смене собственника (22 000 руб.). За это следует сказать «спасибо» все тому же ВС РФ (определение от 19.07.2016 № 310-КГ16-1802 по делу № А14-3915/2015).

    Ликвидация

    Имеется Компания — «ТД Старый» с большим по величине уставным капиталом, участниками которого являются физическое лицо и ООО «ТД новый». «ТД Старый» владеет имуществом, часть которого необходимо передать в ООО «ТД новый» без налоговых последствий.

    Другая часть имущества не может использоваться самим «ТД Старый» — это противоречит функциональной структуре группы компаний и вообще, хорошо бы компанию ликвидировать для «очищения истории» бизнеса. По закону это форма прекращения деятельности юридического лица, но никак не форма его реорганизации.

    Однако, для целей структурирования бизнеса ликвидация есть ни что иное, как еще одна реорганизационная процедура. Судите сами: завершение ликвидации означает прекращение существования компании с исключением ее из ЕГРЮЛ, однако при этом имущество, оставшееся после процедуры, поступает в собственность участников юридического лица.

    Более того, иногда такая передача имущества участникам-физическим (или юридическим) лицам является единственной целью ликвидации.

    Процедура ликвидации позволит передать имущество в ООО «ТД новый» с минимальными налоговыми последствиями и избавиться от непрофильного имущества. Начиная с 2019 года ООО «ТД новый» необходимо будет заплатить налог на прибыль по его ставке налога на дивиденды — 0 или 13%. С 2019 года разница между стоимостью получаемого имущества и расходами на приобретение доли в уставном капитале «ТД Старый» приравнивается к дивидендам и облагается по льготной ставке.

    Физическое лицо также заплатит НДФЛ по ставке 13%. Далее физическое лицо сможет либо сдавать имущество в аренду (самостоятельно либо через доверительного управляющего), либо внести его в новую компанию (в качестве оплаты доли в уставном капитале либо в качестве вклада в имущество ООО).

    Еще несколько важных моментов в отношении всех видов реорганизационных процедур:

    1. Общий срок одной реорганизации составляет в среднем 3,5-4 месяца;
  • Возможность процедуры необходимо заранее согласовать с кредитующим банком, иными ключевыми кредиторами.
  • Принятие решения о реорганизации/ликвидации может повлечь назначение выездной налоговой проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ), поэтому итоговое решение о такой трансформации должно соотноситься с наличием и величиной налоговых рисков организации за прошедшие три года.
  • Безусловно, практически все из перечисленных процедур имеют дополнительные, не обозначенные еще нюансы, плюсы и минусы. Однако основные принципиальные особенности выделения, разделение, слияния, присоединения, преобразования и ликвидации мы разобрали. Делая выбор между ними, главное правило остается неизменным: а в чем деловая цель вашей реорганизационной процедуры?

    Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда. Комментарий к Федеральному закону О негосударственных пенсионных фондах

    Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

    1. Законодательство Российской Федерации выделяет два способа прекращения деятельности юридического лица (фонда в том числе) — реорганизацию и ликвидацию.

    Фонд, как и любое юридическое лицо, может прекратить свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ликвидация).

    Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

    В случае НПФ заинтересованными лицами могут быть ФСФР России, Федеральная регистрационная служба Российской Федерации (далее — ФРС России) и их территориальные органы.

    Наиболее распространенной причиной ликвидации юридических лиц в судебном порядке является банкротство.

    Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника (юридического лица) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Другим критерием для возбуждения дела арбитражным судом о банкротстве является размер требований к должнику — юридическому лицу, который в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей. При возникновении признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника сведения о наличии указанных признаков. Учредители, в свою очередь, обязаны принять своевременные меры по предупреждению банкротства организации. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

    • Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов.
    • Финансовое оздоровление подразумевает совершение действий, применяемых к должнику и направленных на восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
    • В целях восстановления платежеспособности должника применяется еще одна процедура банкротства — внешнее управление.
    • Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
    • Мировое соглашение процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Реорганизация юридического лица подразумевает правопреемственность между реорганизуемым лицом (реорганизуемыми лицами) и лицом (лицами), возникающим после реорганизации. ГК РФ выделяет пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти формы отличаются друг от друга по следующим признакам:

    1. o создается или не создается в результате преобразования новое юридическое лицо;
    2. o приводит ли реорганизация к прекращению деятельности реорганизуемого юридического лица или нет;
    3. o происходит ли изменение организационно-правовой формы юридического лица.

    Реорганизация в форме преобразования юридического лица заключается в изменении его организационно-правовой формы, при этом к вновь возникшему лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

    Не каждое юридическое лицо может быть преобразовано в юридическое лицо другого вида. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает запрет на преобразование фонда в другую организационно-правовую форму.

    Реорганизация в форме слияния двух и более юридических лиц приводит к переходу прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу.

    Для реорганизации в форме присоединения характерно прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу, т.е.

    при такой форме реорганизации новое юридическое лицо не создается, а деятельность лица, к которому присоединяются другие лица, после реорганизации не прекращается.

    Форма реорганизации выделение — это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, а деятельность первоначального юридического лица прекращается.

    Таким образом, негосударственный пенсионный фонд может быть реорганизован путем слияния, разделения, присоединения и выделения. Решение о реорганизации принимается советом фонда.

    • 2. Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:
    • — принятие решения о реорганизации;
    • — согласование решения о реорганизации с ФСФР России;
    • — уведомление кредиторов фонда о его реорганизации;
    • — составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
    • — государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы фонда.

    Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы

    Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

    Однако в этом процессе есть свои тонкости.

    С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно.

    С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

    Формы реорганизации

    В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

    • слияние;
    • присоединение;
    • разделение;
    • выделение;
    • преобразование.

    При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием. 

    Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

    Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

    Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

    Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

    Читайте также:  Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

    Алгоритм действий при реорганизации

    1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

    На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов. 

    Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

    2. Подтверждение решения о реорганизации

    Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

    В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

    При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

    • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
    • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

    Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

    Сроки отправки уведомления о реорганизации

    Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

    Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

    После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

    Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

    Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.   

    За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

    4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

    В п.

     3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

    В соответствии с пп. 11 ст. 32 НК РФ направить запрос о проведении сверки и получить акт можно в течение следующего дня после дня составления такого акта следующими способами:

    • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
    • через личный кабинет налогоплательщика.

    5. Подготовка документов

    Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

    Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

    Документ Преобразование Слияние Разделение Выделение Присоединение
    Заявление о регистрации (форма № Р12001) + + + +
    Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица (форма № Р16003) +
    Учредительные документы (2 подлинных экземпляра — если подаются лично или по почте, в 1 экземпляре — если в электронном виде) + + + +
    Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.) + + + +
    Доказательства уведомления кредиторов (копии публикаций в «Вестнике государственной регистрации» и писем юрлица, направленных в адрес его кредиторов) + + + +
    Передаточный акт + +
    Договор о слиянии (1 подлинный экземпляр) +
    Договор о присоединении +

    Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

    Содержание договора о присоединении

    При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

    В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

    • Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.
    • Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.  
    • Кроме обязательных положений в договор следует включить:
    • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
    • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

    При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

    Как сэкономить на уплате государственной пошлины

    С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). 

    Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу 

    Зачем нужен передаточный акт? 

    В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации.

    Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

    Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

    Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

    Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

    Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

    • по остаточной стоимости;
    • по текущей рыночной стоимости;
    • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).  

    Кто утверждает передаточный акт:

    • учредители (участники) юрлица;
    • орган, принявший решение о реорганизации.

    Что важно учесть при составлении передаточного акта

    Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

    Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

    Содержание передаточного акта

    Документ может включать:

    • бухгалтерскую отчетность;
    • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
    • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
    • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

    Сроки составления и утверждения передаточного акта

    Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

    В п.

     5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

    6. Подача документов в регистрирующий орган

    Направить документы можно одним из способов:

    Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

    При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

    7. Получение документов

    После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

    Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

    • лист записи ЕГРЮЛ;
    • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

    Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

    Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

    Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

    8. Правопреемство 

    После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

    Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

    Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов

    • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
    • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
    • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

    Права и обязанности, согласно п. 3 ст.

    58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом.

    Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.   

    • При выделении — правопреемство не возникает.

    Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.  

    • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
    Ссылка на основную публикацию