Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

Поделиться: Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

Основной функцией экспедитора является организация перевозки грузов от имени клиента наиболее эффективным с точки зрения расходов и затрат времени способом. При этом клиент (грузовладелец, другой экспедитор, агент линии и т.п.) хотел бы иметь гарантии того, что в случае ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств экспедитор будет в состоянии возместить нанесённый ущерб, связанный не только непосредственно с грузом, но и косвенными убытками заказчика, возникшими в ходе перевозки.

Ответственность за себя и за других

Ответственность экспедитора складывается из ответственности за свои собственные ошибки или упущения, а также за ущерб, нанесённый привлечёнными к работе субподрядчиками – перевозчиками, портами, стивидорами, морскими линиями, другими экспедиторами (субэкспедиторами).

Действующие в странах СНГ законы о транспортно-экспедиционной деятельности сформировали определённую претензионную и судебную практику, работающую в абсолютном большинстве случаев против транспортной компании и в пользу её заказчиков, что вызвало спрос на качественное страхование ответственности.

Как правило, заказчик перевозки (клиент) за возмещением обращается к лицу, с которым заключал договор, т.е. к своему экспедитору. Казалось бы, что может быть проще для такого экспедитора, чем заплатить заказчику и затем взыскать эти деньги с подрядчика.

Однако неверно думать, что регресс против субподрядчика гарантирован, ведь тот всегда может оспорить регрессные требования в суде (как по существу, так и на формальных основаниях) или просто закрыться, «распылив» компанию и все её активы, даже не дожидаясь суда.

Если речь идёт о перевозчике, то весь его транспорт легко продаётся или переписывается на родственников, а небольшому субэкспедитору и вовсе нечем отвечать, кроме как уставным капиталом в 10 тысяч рублей, компьютером, столом и стулом.

Поэтому, страхуя ответственность, нужно помнить, что риск, который на себя берёт страховщик ответственности, заключается не в том, что он просто «перегоняет» через себя деньги от виновного субподрядчика в пользу своего страхователя, а том, что именно страховщик занимается последующим взысканием денег с субподрядчика, что зачастую очень проблематично и порой попросту невыполнимо, если речь идёт о небольших компаниях или индивидуальных предпринимателях.

Объём ответственности транспортной компании

Распространено мнение, что любая транспортная компания отвечает только за перевозимый груз. Но на самом деле ответственность за груз – это лишь вершина огромного айсберга различных видов ответственности, которые ложатся на плечи любого экспедитора или перевозчика при осуществлении операций с грузом.

Итак, из чего же складывается ответственность транспортного оператора и его «конечный убыток» в результате любого происшествия:
•  физическое повреждение или утрата груза, а также связанные с этим косвенные убытки;
•  дополнительные финансовые убытки заказчиков (например, упущенная выгода), связанные с ошибками и упущениями сотрудников экспедитора;
•  убытки третьих лиц (например, в результате повреждения перевозочного оборудования, полученного от морской линии, т.е. контейнеров);
•  штрафы и пошлины, наложенные государственными органами любой из стран транзита;

•  все прямые и косвенные расходы, понесённые сторонами в результате происшествия (в том числе самим транспортным оператором).

В свою очередь, в зависимости от вида транспорта и стран транзита размер ответственности определяется международными конвенциями (например Гаагско-Висбийскими правилами или конвенцией КДПГ, Варшавской конвенцией, конвенцией СМГС), а также национальным законодательством (в России это Устав автомобильного транспорта или 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также отдельные главы Гражданского кодекса).

Кроме того, размер ответственности может определяться условиями коносамента судовладельца (морской линии) или складской распиской, а также конкретным договором ТЭО, перевозки или хранения. К тому же в ряде иностранных юрисдикций предварительные переговоры и переписка рассматриваются как неотъемлемая часть заключённого договора.

Как правильно застраховать ответственность?

Одно из главных правил – в силу своей специфики страхование ответственности не может и не должно быть ограничено конкретным перечислением застрахованных событий (например, только ДТП, пожаром, кражей или порчей груза в результате поломки рефустановки).

Иными словами, ответственность за груз должна покрываться страхованием независимо от причин её возникновения, по принципу «непоименованных рисков».

Связано это с тем, что с точки зрения применимого к объёму ответственности законодательства (как национального, так и международного) транспортная компания несёт ответственность не за конкретные события, а в целом за любые убытки заказчика, связанные с организованной этой компанией перевозкой.

Следует отдельно упомянуть, что абсолютное большинство страховых компаний по умолчанию не страхуют ответственность за утрату груза в результате мошенничества субподрядчиков или третьих лиц, хотя этот риск является самым «затратным» для любой транспортной компании. Поэтому, сравнивая условия страхования, не забудьте убедиться в том, что различия в цене обусловлены лишь политикой оценки рисков страховщиком, а не объёмом страхового покрытия, из которого в погоне за низкой ставкой убрали целый пласт высокорисковых событий.

Обратите особое внимание на исключения из страхового покрытия, а также дополнительные требования страховщика.

Например, страховая компания может требовать от экспедитора контроля за предоставлением исправленного перевозочного (транспортного) средства на загрузку в любой точке мира или личного принятия груза к перевозке сотрудником экспедитора, что, разумеется, невыполнимо в принципе.

Также среди распространённых исключений – кража груза из-под целых пломб (хотя, например, при международных автоперевозках это не снимает ответственности ни с перевозчика, ни с экспедитора) или кража груза с неохраняемых стоянок (при этом понятие «охраняемой стоянки» нигде не зафиксировано).

Страхованием должны быть покрыты все услуги, по которым могут быть предъявлены претензии. Транспортные услуги, оказываемые оператором, но не учтённые заранее и не включённые в перечень застрахованных услуг, не будут попадать под действие договора страхования.

Например, экспедитор, осуществляющий в том числе затарку контейнеров на собственном терминале, должен застраховать связанную с этим ответственность.

Иначе убытки, вызванные неправильным размещением и креплением груза, будут не застрахованы, несмотря на наличие ответственности экспедитора по договору ТЭО с заказчиком.

Договор страхования должен предусматривать ответственность транспортной компании перед третьими лицами – например, ответственность за утрату/повреждение контейнера морской линии, а также ответственность перед другими клиентами линии или её сотрудниками (т.е. тоже, по сути, третьими лицами), наступившую по вине транспортной компании (например, если плохо закреплённый подрядчиком экспедитора груз выпадет из контейнера и повредит другой груз или нанесёт вред здоровью докера в порту перегрузки).

Наконец, внимательно отнеситесь к лимитам страхового возмещения по каждому из застрахованных рисков и оцените, насколько они подходят именно вашему бизнесу.

Например, если вы небольшой перевозчик и возите лишь недорогие грузы из Европы, то лимита в 250 000 долларов США или евро будет вполне достаточно.

Читайте также:  Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования

Если количество транспортных средств в вашем парке растёт и есть шанс, что какие-то перевозки будут осуществляться несколькими ТС единовременно (то есть они могут «встретиться» в одной точке – на стоянке, на таможне или на пароме), то стоит рассматривать лимит от 500 000 долларов США или евро и выше. Если же вы экспедитор, у которого в разных точках мира (на терминалах, в портах, на судне) аккумулируется по несколько десятков контейнеров разнородного груза, то стоит рассматривать лимит по случаю от 750 000 долларов США и выше.

Не стоит забывать о таком важном лимите, как лимит по риску «Расходы».

К сожалению, многие страховщики обычно снижают данный лимит до нескольких десятков тысяч долларов или евро, игнорируя тот факт, что, например, в большинстве стран Европы и Азии, а также в США расходы на сюрвейеров и экспертов, спасательные работы, работы по очистке места происшествия или сопровождение дела местными юристами могут быть в десятки раз выше даже по самому простому случаю. Например, рекорд ТТ Клуба по риску «Расходы» – почти 1 500 000 долларов США, выплаченные по факту обследования и переупаковки порядка трёх сотен контейнеров с опасным грузом, арестованных в Европе. Клуб рекомендует устанавливать лимит по риску «Расходы» на том же уровне, на котором согласован лимит по случаю по риску «Ответственность за груз».

Обратите внимание, что некоторые страховые компании по умолчанию используют при страховании ответственности пропорциональную выплату.

По сути это означает, что если в вашем договоре страхования лимит возмещения по одному случаю меньше, чем размер заявленного убытка, то страховое возмещение в ваш адрес будет уменьшено в той же пропорции – так страховщики защищают себя от дополнительных (по сути неучтённых) убытков при страховании дорогостоящих грузов полисами со специально заниженными (в погоне за низкой стоимостью полиса) страхователем лимитами.

Напоследок стоит в очередной раз напомнить о том, что ни в коем случае не стоит страховать грузы вместо ответственности — этому вопросу мы даже посвящали отдельную статью.

Расчёт страховой премии

Страховая премия по ответственности зависит от множества факторов, но в основном на неё влияют:
•  виды оказываемых транспортной компанией услуг (экспедирование, перевозки собственным транспортом, таможенный сервис, складская логистика, терминальные операции, линейное агентирование и т.п.

);
•  виды обрабатываемых (перевозимых) грузов;
•  география работы (маршруты перевозок, офисная сеть);
•  объём операций (как физический, исчисляемый в количестве перевозок или обработанных контейнеров, так и «монетарный», исчисляемый в брутто-фрахте или обороте компании);
•  внедрённые процедуры проверки и отбора субподрядчиков, а также прочие мероприятия по управлению рисками;
•  статистика претензий и убытков за последние 4-5 лет (выплаты, резервы к выплатам, отказы в возмещении);

•  требуемые лимиты возмещений и применимый уровень франшизы.

Некоторые страховые компании считают премии по ответственности, ориентируясь только на лимит выплат по одному случаю, но такой подход обычно говорит лишь о том, что перед нами страховщик, плохо разбирающийся в страховании ответственности и предоставляющий очень «поверхностный» продукт, который вряд ли будет работать и защищать страхователя. Ведь очевидно, что страхование ответственности не может стоить одинаково для компаний, одна из которых выполняет 100 перевозок в год, а другая – 100 тысяч перевозок в год, даже если обе компании имеют при этом одинаковый лимит возмещения 15 миллионов рублей.

Зачем страховать ответственность?

Помимо очевидных вещей, страхование ответственности обеспечивает транспортному оператору защиту собственных оборотных средств и возможность планирования заранее подсчитанных расходов на страхование вместо постоянного ожидания непредвиденных расходов, отложить на которые деньги попросту невозможно – ведь никто не знает заранее сути своих убытков, их размер и когда точно они произойдут. То есть, по сути, страхование ответственности обеспечивает очевидную финансовую стабильность.

Также страхование ответственности является в определённой степени «сертификатом качества» оказываемых транспортным оператором услуг – многие серьёзные заказчики попросту не начнут работу с оператором, если он не предоставит договор страхования ответственности от известного и проверенного страховщика. Некоторые заказчики могут требовать в том числе полисы ответственности с лимитами, заведомо превышающими максимально возможный риск при перевозке их грузов (например, груз в среднем оценивается всего лишь в несколько десятков тысяч евро, но заказчик требует предоставить полис с лимитом от миллиона евро или выше) – связано это с тем, что такие заказчики хотят видеть среди своих контрагентов исключительно крупных и серьёзных транспортных операторов с первоклассным страхованием на крупные суммы.

Наконец, если страховщик оказывает дополнительные сервисные услуги в рамках договора, то страхование ответственности обеспечит страхователю доступ к консультационным, юридическим, сюрвейерским, агентским и иным ресурсам страховщика.

Это немаловажный аспект, о котором транспортные компании обычно забывают, предпочитая купить любой недорогой полис, а не полноценную защиту, заключающуюся не просто в страховании рисков, а в полноценном управлении ими.

Ведь какой толк от якобы выгодного по цене страхового полиса, если транспортная компания сама будет вынуждена в спешке искать юристов в Германии, нанимать сюрвейеров в Италии или сама защищаться в российском суде по факту якобы недоставки в 30-дневный срок груза, арестованного в китайском порту в результате объявления «общей аварии», а страховщик – просто ждать пакета документов для признания или непризнания случая страховым, ссылаясь на то, что «вот когда вас убьют – тогда и приходите».

Читайте также:  Статья 27. приостановление и возобновление выплаты пенсии при пропуске срока переосвидетельствования

Если вы хотите получать публикуемые нами материалы, введите ваш адрес электронной почты

Ответственность экспедитора, за что и почему она возникает

Несмотря на то, что Федеральный закон «О Транспортно-экспедиционной деятельности» (далее- Закон о ТЭД или Закон №87-ФЗ) был принят еще в 2003 году, до сих пор не утихают «страсти» по поводу ответственности экспедитора. Причем, многие вопросы ответственности остаются спорными как для самого экспедитора, так и для клиента.

Заключая договор транспортно-экспедиционного обслуживания, мало кто ожидает неприятных сюрпризов, таких как полная утрата или порча груза. Между тем, это достаточно частые явления в сфере перевозок и экспедирования.

Привожу норму закона, о которой знают многие, но не понимают, как она «работает»:

В соответствии с п.п. 2 п.

1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.

  • Таким образом, бремя доказывания виновности/невиновности самим законом возложена на экспедитора.
  • Вопрос: как экспедитору доказать, что действительно имели место обстоятельства, которые он не мог предотвратить и устранить, а клиенту, соответственно, найти подтверждение обратного.
  • И здесь в ход идут любые средства.
  • Интересное дело было рассмотрено Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ А40-83943/2012.
  • Очень советую посмотреть запись судебного заседания- дело показательно, в том числе, как реалии нашей судебной действительности:
  • Суть спора:

ООО  «АвтоКлимат» (истец) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО «ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ Южный регион» (ответчик) о взыскании 25 834 рублей убытков, причиненных утратой груза, и 332 рублей 80 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Заметим, что сумма убытков небольшая, но здесь важно не это. А то, что среди судов разных уровней разгорелась настоящая «битва».

Ситуация тривиальная: согласно поручению экспедитору, истец поручил доставить груз – запчасти по маршруту: город Белгород – город Кемерово в адрес грузополучателя ООО «Кузбасский бройлер». К месту назначения груз ответчиком доставлен не был.

Общие положения об ответственности клиента по договору транспортной экспедиции (статья)

Клиент несет гражданско-правовую ответственность перед экспедитором за нарушение своих обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, на основании общих положений Гражданского кодекса с некоторыми особенностями, установленными Законом о транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент возмещает причиненные экспедитору убытки в полном объеме (ст.15, ст.393 ГК). Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора в связи с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах риска.

Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах вины и клиент освобождается от ответственности перед экспедитором, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст.401 ГК).

Возможны различные нарушения договора транспортной экспедиции со стороны клиента.

Так, нарушениями будут непредъявление согласованного к транспортно-экспедиционному обслуживанию груза; предъявление груза в несогласованных объемах; предъявление груза иного наименования; просрочка в погрузке груза (если обязанность по погрузке лежит на клиенте); нарушение обязательств по направлению уведомлений и т.д.

Анализируя конкретные нарушения со стороны клиента, необходимо отметить нарушение обязанности по предоставлению экспедитору информации. И Гражданский кодекс (ст.804), и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ст.

10) предусматривают ответственность клиента за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением данной обязанности.

Важность своевременного предоставления необходимой информации бесспорна, так как при нарушении данной обязанности создается невозможность надлежащего выполнения или даже вообще выполнения своих обязательств экспедитором. При этом экспедитор может нести ответственность перед иными участниками транспортного процесса.

Так, неверное указание наименования груза, его свойств может привести к ответственности экспедитора перед хранителем в связи с тем, что указанный груз хранился с товарами, с которыми не должен был храниться, в результате чего произошла порча товара, а также к ответственности экспедитора перед таможенными органами, перед перевозчиками.

Одной из основных обязанностей клиента является также обязанность возместить расходы, понесенные экспедитором в           целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что при необоснованном отказе от выполнения данной обязанности клиент, помимо возмещения расходов, также несет ограниченную ответственность в виде штрафа, размер которого равен десяти процентам от суммы указанных расходов (ст. 10).

Клиент несет ответственность за несвоевременное возмещение расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности в пункте 1 статьи 10 устанавливает ответственность за необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, а в пункте 2 той же статьи устанавливает ответственность за несвоевременное возмещение расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента. Несмотря на разную формулировку расходов, очевидно, что законодатель имеет в виду не два вида расходов, а один вид, так как при перечислении обязанностей клиента в статье 5 Закона упоминается только один вид расходов, которые клиент должен возместить, а именно расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента. Кроме того, действия экспедитора, совершаемые в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, совершаются в интересах клиента.

Ответственность клиента за несвоевременное возмещение понесенных экспедитором в интересах клиента расходов, а также за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору устанавливается в виде законной неустойки.

Читайте также:  Статья 18. президиум высшей квалификационной коллегии судей российской федерации

Размер неустойки составляет одну десятую процента вознаграждения и понесенных экспедитором в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Установленная Законом ответственность клиента за несвоевременную уплату вознаграждения и возмещение понесенных экспедитором расходов ограничена размером причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов, что может быть меньше понесенных экспедитором убытков, возникших вследствие просрочки уплаты вознаграждения и возмещения расходов со стороны клиента.

Установление законной неустойки при нарушении клиентом денежного обязательства вызывает справедливую критику у определенных авторов. Так, В.В.

Витрянский отмечает, что в имущественном обороте использование законных неустоек допустимо лишь в целях защиты публичных (общественных) интересов либо слабой стороны в договорных отношениях.

Кроме того, как отмечает автор, законная неустойка не нужна при просрочке уплаты вознаграждения, так как со стороны клиента имеет место просрочка в исполнении денежного обязательства, что влечет применение к последнему ответственности, предусмотренной статьей 395 Гражданского кодекса.

Очевидно, что в вопросе определения необходимости установления неустойки и определения ее размеров воля законодателя не должна подменять собой совместную волю сторон и в императивном порядке устанавливать случаи применения неустойки (в виде штрафа и пени), а также ее размеры.

В договоре транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с размером ответственности, установленным Законом о транспортно-экспедиционной деятельности или международным договором Российской Федерации (п.1 ст. 11 Закона).

Возможность установления более высокого размера ответственности предусмотрена также и Гражданским кодексом, который одновременно допускает возможность уменьшения ответственности сторон, в частности экспедитора.

Единственным исключением является установленный Гражданским кодексом запрет на заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства.

В отличие от Кодекса, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности объявляет ничтожным любое соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом (п.2 ст.11).

Однако, в случае нарушения сроков исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции Закон предусматривает возможность уменьшения или устранения имущественной ответственности экспедитора.

Так, пункт 1 статьи 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором.

Соответственно, стороны могут предусмотреть, например, возмещение экспедитором только реального ущерба, что является уменьшением размеров имущественной ответственности экспедитора.

Возможность устранения ответственности экспедитора за нарушение сроков исполнения обязательств, очевидно, была заимствована из Типовых экспедиторских правил ФИАТА, которые предусматривают, что «экспедитор не несет ответственности… за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме».

В отношении клиента Законом не предусмотрено правило о возможности установления более высокого размера ответственности по сравнению с Законом, также как и не установлена ничтожность соглашения об устранении имущественной ответственности клиента или уменьшении ее размеров, по сравнению с размерами, предусмотренными Законом.

Следовательно, будут действовать общее правило Гражданского кодекса, согласно которому стороны договора транспортной экспедиции могут договориться об устранении или ограничении размеров ответственности клиента, но заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности клиента за умышленное нарушение обязательства ничтожно (п.4 ст.401).

Гражданским кодексом и клиенту, и экспедитору предоставлено право отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, возместив при этом другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, что давало повод некоторым авторам для характеристики договора транспортной экспедиции в качестве договора о представительстве. Так, Г.П. Савичев отмечает, что «отказ от договора транспортной экспедиции в одностороннем порядке не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения». Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, рассматривая право клиента и экспедитора в одностороннем порядке отказаться от договора транспортной экспедиции, также полагают, что указанное право «характерно для поручения, комиссии, агентирования как личных сделок».

Хотелось бы отметить, что возложение на лицо, осуществляющее свое право на отказ, ответственности в виде возмещения убытков (ст.

806 ГК) превращало право на отказ в определенную формальность, так как говорить о праве на отказ именно как о «праве» можно в ситуации, когда отказывающаяся сторона возмещает другой стороне фактически понесенные расходы, но не убытки в полном объеме.

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» пошел еще дальше и даже поместил норму, предусматривающую последствия использования права на отказ от договора, в главу об ответственности экспедитора и клиента.

Закон предусматривает ответственность сторон при одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции не только в виде возмещения убытков, вызванных расторжением договора, но и в виде уплаты штрафа в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом (если от договора отказывается экспедитор) затрат.

Односторонний отказ от договора транспортной экспедиции рассматривается Законом о транспортно-экспедиционной деятельности в качестве правонарушения, которое влечет наступление ответственности. Законодатель должен отказаться от установления повышенной имущественной ответственности для стороны, которая реализует предоставленное ей право на односторонний отказ от договора транспортной экспедиции.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции убытки возмещаются в полном объеме. Штраф уплачивается исходя из понесенных контрагентом отказывающейся стороны затрат, возникших до такого отказа.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что клиент несет гражданско-правовую ответственность перед экспедитором за нарушение своих обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, на основании общих положений Гражданского кодекса, с некоторыми особенностями, установленными Законом о транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент возмещает причиненные экспедитору убытки в полном объеме. Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора в связи с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах риска.

Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах вины.

Морозова Н.В.

Ссылка на основную публикацию