Статья 31. реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры

В силу естественных и искусственных причин все здания и сооружения со временем разрушаются. Это может быть вызвано климатическими факторами, действиями природной стихии и человека, интенсивной эксплуатацией. Для поддержания объекта в безопасном состоянии организуют ремонтно-реставрационные работы. Они могут быть направлены на решение нескольких задач:

  • устранение повреждений, дефектов, процессов разрушения;
  • приспособление объекта для современного использования;
  • устранение опасных участков и предотвращение аварийных состояний.

Одно из базовых направлений реставрационных работ направлено на сохранение памятников истории и культуры. Это комплекс проектных, научно-методических, научно-исследовательских, производственных, изыскательских мероприятий, авторского и технического надзора.

Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры

Различают следующие виды реставрационных работ:

  1. Консервация – противоаварийные, производственные, научно-изыскательские и иные мероприятия, которые помогают предотвратить дальнейшее ухудшение состояния памятника. Отличительная особенность работ заключается в том, что они не изменяют текущий облик объекта, а лишь помогают его сохранить.
  2. Реставрация – мероприятия, направленные на выявление и сохранение значимости сооружения с точки зрения культуры и истории. Работы сводятся к восстановлению внешнего вида наиболее значимых художественных живописных элементов.
  3. Ремонт – мероприятия по поддержанию сооружения в хорошем эксплуатационном состоянии. При этом работы не затрагивают значимые художественные элементы памятников.
  4. Реконструкция – мероприятия, направленные на частичное или полное восстановление утраченного памятника культуры и истории. Результат в разной степени может быть приближен к оригиналу. Для воссоздания опираются на гипотетический прообраз, истинные или аналогичные характеристики сооружения.

Выделяют научно-музейную и производственную реконструкцию. В первом случае специалисты не ставят перед собой задачу полностью воспроизвести подлинник.

Напротив, они дополняют оригинальные элементы искусственными деталями таким образом, чтобы можно было сразу опознать внесенные дополнения.

Для этого они используют инородные материалы, отказываются от детализации (внедряют макеты, схемы), минимизируют применение декоративных средств.

Цель производственной реконструкции – восстановить утраченные и поврежденные детали с применением материалов и технических приемов, идентичных оригинальным. Пример: изготовление лепнины, арки, вазы, фонтана, камина. В процессе производственной реконструкции специалисты могут работать над целым объектом или его крупными, наиболее значимыми элементами.

Выделяют также приспособление памятников для современного использования. Это любые мероприятия, в том числе реставрация, консервация, ремонт, которые не меняют характеристики значимых деталей и позволяют адаптировать объект для эксплуатации в текущих условиях.

Реставрационный процесс требует комплексного подхода и осуществляется в пять стадий:

  1. Предварительный осмотр и обследование объекта, фиксация поврежденных и аварийных участков, разработка плана ремонтно-реставрационных работ.
  2. Противоаварийные работы (в случае необходимости).
  3. Разработка научно-реставрационной документации, выбор материалов и технологии для проведения реставрационных работ.
  4. Консервация.
  5. Реставрация: устранение повреждений на сохранившихся элементах, воссоздание отдельных деталей для приведения сооружения к экспозиционному виду.

Выбор подходящего вида реставрационных работ зависит от характера и источника разрушения, типа объекта (его значимости), внешних факторов, экономической целесообразности. Причиной дефектов и повреждений многих памятников культуры становятся дорожное, промышленное и гидротехническое строительство, антропогенное вмешательство, распашка, естественные силы природы.

Получить лицензию на реставрационные работы

Для оказания услуг в области сохранения ценных исторических и культурных сооружений компания должна получить лицензию на реставрационные работы в Министерстве культуры. Это официальный документ, который указывает на высокую компетентность фирмы в вопросах воссоздания и воспроизведения архитектурных памятников.

Для чего в России установлено требование по обязательному лицензированию? Главная цель реставрации ценных архитектурных памятников – сохранение культурной, исторической и технологической информации, которая заложена в художественный образ объекта. Для реализации задачи часто приходится использовать нестандартный подход.

Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры

К специалистам предъявляют высокие квалификационные требования. Им предстоит подобрать такие материалы и технические приемы для реставрации памятника, которые не искажают исходный художественный замысел художника и не препятствуют повторным работам в случае возникновения такой необходимости.

Таким образом, первое и базовое условие получение лицензии в Министерстве культуры – наличие специалистов с соответствующей квалификацией.

В штате должны числиться минимум три специалиста на должности руководителя, которые уже успели в течение трех из последних 10 лет поработать в области сохранения ценных исторических и культурных сооружений.

Дополнительно необходимо предоставить документы, что они успешно прошли аттестацию в Министерстве культуры.

Лицензирование состоит из четырех стадий:

  1. Предварительная стадия. На данном этапе необходимо изучить законодательные требования к соискателю, подготовить все документы и выполнить иные условия для успешного прохождения проверки, указанные в нормативно-правовых актах. Важно уточнить перечень сведений (оригиналы, копии, количество), запрашиваемых ответственным ведомством. Полный список документов можно найти на официальном сайте Министерства культуры.
  2. Все документы необходимо сформировать в лицензионное дело. При заполнении заявления следует отметить все направления реставрационной деятельности, на которые вы претендуете. Чем больше видов услуг будет указано в лицензии, тем проще получить крупный контракт. Перед регистрацией заявления и документов необходимо оплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей. Документы в территориальный отдел Минкультуры можно передать лично или через законного представителя.
  3. Рассмотрение заявления и проверка соискателя продолжается 45 рабочих дней.
  4. Получение лицензии или мотивированного отказа.

Если соискатель предоставил все документы, грамотно заполнил заявление и обеспечил выполнение требований нормативно-правовых актов, ему будет выдана лицензия, а информация о ней внесена в единый реестр.

Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры

Подавляющее большинство самостоятельных попыток получить лицензию на реставрационные работы заканчиваются отказом по одной из следующих причин:

  • неправильно заполнено заявление;
  • предоставлены не все документы;
  • предоставлены недостоверные сведения;
  • штат организации не соответствует квалификационным требованиям.

Компания «КАСЛ» предлагает оформление лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты выполнят подготовительные работы в сжатые сроки, будут сопровождать на всех этапах проверки. Обсудить условия сотрудничества и узнать стоимость можно по телефону.

Какой порядок проведения работ на объектах культурного наследия? — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.

1 Федерального закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.

Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ). Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации.

Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).

Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

  1. Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

  2. Проектировщику, лицензированному Минкультуры России, разработать проектную документацию (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

  3. Провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации  (Эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертиз, аттестованные Минкультуры России);

  4. Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

  5. Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

  6. Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

  7. Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

  8. Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

  9. Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

  10. Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

  11. Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Читайте также:  Статья 13. О вступлении настоящего Федерального закона в силу

Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

  • Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;
  • Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

Памятники культуры предлагают ремонтировать без экспертизы

 Парламентская газетаПарламентская газета

Зачем музеефицировать страну?

Сегодня в России более 140 тысяч объектов культурного наследия.

Из них, по оценкам экспертов, порядка 34 тысяч находятся в неудовлетворительном состоянии, рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

«Безусловно, к их восстановлению действуют особые подходы, это ведь не просто дом отремонтировать. Нужно провести экспертизу, получить заключение, согласовать проектно-сметную документацию и так далее. Всё это вопрос непростой», — согласилась она.

По словам сенатора, представители регионов регулярно поднимают эту тему во время докладов в Совете Федерации, а также в обращениях на имя председателя палаты Валентины Матвиенко. «Ещё не было случая, чтобы какой-то регион не затронул проблему сохранения памятников во время выступления на «часе субъектов».

У нас огромное количество этих объектов, безусловно, они нуждаются в охране, им нужна и реставрация, но настолько сложны эти процедуры, это требует огромных финансовых затрат. Нам нужно эти подходы изменять», — считает Гумерова.С ней согласен профессор Международной академии архитектуры Максим Перов.

По его мнению, действующее законодательство зачастую выдвигает «избыточно жёсткие» требования в сфере охраны культурного наследия. Особенно острой для экспертов представляется проблема вовлечения памятников истории и культуры в современную жизнь.

Сегодня использовать их по какому-либо современному назначению практически невозможно.«Это абсолютно противоречит тому, что мы видим в Испании, Германии, Великобритании, где памятники гораздо активнее вовлекаются в современную жизнь и все понимают, что эти объекты — не музеи.

Нельзя музеефицировать всю страну, как бы этого ни хотелось. Да и стоит ли вообще?» — рассуждает Перов.

К ремонту привлекут частный бизнес

Всем упомянутым вопросам нашлось место в законопроекте, который 19 ноября Министерство культуры внесло в Госдуму. Документ представляет из себя обширный проект поправок в Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

144 425 объектов культурного наследия числится в реестре Минкультуры в настоящее время. Ещё 125 тысяч ОКН к настоящему моменту выявлено по всей стране и ещё не внесено в реестр.Предложенные в нём меры позволят активнее привлекать частный бизнес к реставрации и ремонту памятников культуры, заниматься благоустройством территории вокруг них, уточнял суть документа премьер-министр Дмитрий Медведев. «Для того чтобы покрасить стены или заменить пол, нужно пройти множество согласительных процедур», — пояснил он на заседании 7 ноября, в ходе которого кабмин одобрил проект закона.

В частности, законопроект даёт «добро» на привлечение компаний, которые не имеют лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия (ОКН).

Такие организации смогут участвовать в работах по поддержке памятников в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Среди других новелл — разрешение владельцам ОКН вести хозяйственную деятельность на территории объектов, благоустраивать её, устанавливать в её границах инженерные сооружения и строить линейные объекты под землёй, необходимые для обслуживания памятников.

Большой блок поправок направлен на упрощение административных процедур при проведении работ по сохранению памятников. Так, полный пакет разрешительных документов и историко-культурную экспертизу от владельцев ОКН станут требовать только в случае реставрации самих объектов или их приспособления для современного использования.

Если же ремонт, консервация или противоаварийные работы не затрагивают предмет охраны, то экспертизу предлагается отменить. Владельцам ОКН в этом случае будет достаточно оформить один документ — разрешение на проведение работ от органа госохраны культурного наследия. Согласовывать документацию при этом также не придётся, следует из законопроекта.

5970 компаний имеют в России лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия, из них у 765 организаций лицензии действительны на данный момент.

Планируется также упростить процедуры включения памятников регионального и муниципального значения в реестр ОКН. В этом случае также не понадобится проводить историко-культурную экспертизу, так как ценность объектов устанавливается уже в момент выявления памятника.

Требования должны исходить от состояния памятников

Лилия Гумерова уточнила, что законопроект Правительства в Совет Федерации пока официально не поступал, сенаторы смогут его детально проработать уже после того, как Госдума направит документ в палату.

«А пока мы обсуждаем внутри комитета, с коллегами, с представителями регионов, как упростить бюрократические процедуры для владельцев и пользователей памятников культуры», — рассказала парламентарий.

По её словам, сейчас комитет изучает предложения о разделении ОКН на группы в зависимости от их состояния, к которым будут предъявляться разные требования по сохранению и реставрации.

Первая — это исторические здания с особой архитектурой, элементами, украшениями и так далее. Вторая — это объекты, в которых сохранились какие-то предметы охраны, к примеру, особая резьба на ставнях.

Третья — это объекты, и в стране таких очень много, которые утратили историческую или архитектурную ценность.

Однако, добавила она, для разделения всех ОКН потребуется серьёзное финансирование, ведь экспертам нужно будет оценить каждый объект.

«Сейчас мы прорабатываем эти подходы, изучаем финансовые возможности», — отметила Лилия Гумерова.

Требования к ремонту объектов культурного наследия планируют смягчить

В конце 2019 года в Госдуму внесен проект изменений в закон об объектах культурного наследия.

Избыточные требования к ремонту памятников давно стали темой обсуждения Совфеда: для любого действия нужны экспертиза, согласование, разрешение, проект, а сами работы можно поручить только компании с лицензией Минкульта.

В результате бюрократия отпугивает многих исполнителей, заказчики работ годами ждут финансирования, а памятники постепенно приходят в негодность. Поправки в закон позволят убрать излишнюю задокументированность, повысить эффективность и оперативность мероприятий.

Основные изменения

Меньше разрешительных документов. Сейчас для любых манипуляций на памятнике нужно собрать полный пакет: задание на проведение работ, согласование проекта, разрешение на работы.

По проекту такой объем понадобится только для фундаментальных работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия.

Консервация, ремонт и аварийные работы потребуют только разрешения уполномоченного органа.

Государственная историко-культурная экспертиза и разработка проекта будут обязательны только при планировании работ, затрагивающих предмет охраны объекта: реставрации и приспособления для современного использования. Для ремонта, консервации памятника, а также для противоаварийных работ экспертиза и проект не понадобятся.

  • Отменяется согласование рабочей документации для консервации и ремонта, не связанных с предметом охраны памятника, а также для аварийных работ.
  • Благоустройство территории ОКН, установку инженерных сооружений и инфраструктуры, необходимой для обслуживания памятника архитектуры и истории можно производить без дополнительных разрешений, но с соблюдением требований охраны объекта культурного наследия.
  • Разрешается освоение подземного пространства под памятниками, в том числе строительство подземных линейных объектов, прокладывание коммуникаций инженерно-технического назначения.

Вводится новая глава, посвященная текущему содержанию памятника архитектуры.

Новые нормы позволят собственникам и владельцам зданий, отнесенных к ОКН, поддерживать его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, а также вести обычную хозяйственную деятельность без разрешения органа охраны памятников. При этом обслуживающим и управляющим организациям не нужна будет готовая лицензия Минкультуры на реставрацию.

Аттестация специалистов по четырем категориям. Высшая, первая, вторая и третья категории будут присваиваться реставраторам, определяя не только уровень знаний и навыков, но и объекты, к которым будет допущен специалист. Так, для допуска к работам по сохранению памятников из Списка всемирного наследия потребуется высшая или первая квалификационная категория.

Предмет охраны будет устанавливаться при проектировании работ. В случае, если историко-культурная ценность действующего памятника не установлена, её необходимо определить при разработке проекта предстоящих работ. Без установления предмета охраны проект согласовывать запрещено.

Упрощенный порядок признания объекта памятником. Правда, это касается лишь тех объектов, которые выявлены и «претендуют» на звание памятников муниципального или регионального значения — для них государственная историко-культурная экспертиза больше не потребуется.

Читайте также:  Статья 97 БК РФ. Государственный долг Российской Федерации (действующая редакция)

Ответственность за авторский и технический надзор, а также научное руководство устанавливается для лучшего контроля над выполнением реставрационных работ. По замыслу авторов проекта, этот антикоррупционный элемент закона позволит уменьшить количество проектов, которые принимаются комиссией несмотря на явные недоработки и нарушения проекта.

Как видно, в законопроекте нашли отражение почти все инициативы общественников и специалистов, занятых в области сохранения объектов культурного наследия.

Разрешение ремонта памятников без дополнительных согласований, требования к текущему содержанию, разграничение работ — все это поможет оперативнее принимать решения и вовремя принимать меры по сохранению памятников архитектуры.

Однако для полноценной реставрации исполнителю потребуется лицензия Минкульта.

Поможем оформить реставрационную лицензию, аттестовать специалистов или купить готовую фирму с лицензией Минкультуры для участия в госзакупках. Консультация бесплатна. Звоните!

Законодательное разграничение понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия: за и против — Сфера

В соответствии с федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) провозглашена в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.

За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.

Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода.

Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал.

Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.

При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:

  • проведение историко-культурной экспертизы до начала работ;
  • получение задания на проведение указанных работ;
  • получение разрешения на проведение указанных работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • согласование проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
  • Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  • И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.
  • Из определения «сохранения объектов культурного наследия», приведенного встатье 40 Закона № 73-ФЗ, следует, что это понятие включает в себя очень широкий спектр работ – от мелких ремонтных до реконструкции здания, являющегося объектом культурного наследия.

В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене.

Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника.

Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.

Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст.

42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта.

При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.

Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов.

Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей.

Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).

Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.

Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением.

Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ.

Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.

Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка.

На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая.

Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.

Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса.

Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория).

Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.

Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.

Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ.

Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА).

Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.

Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.

В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.

Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.

Автор статьи: Татьяна Голод

Консервация и ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия | Росархеолог

Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.

Перед началом любого вмешательства на территории охраняемого объекта необходимо выполнить ряд обязательных действий, в числе которых научно-исследовательские, инженерно-технические изыскания, разработка детальной проектной и производственной документации. Причем эти исследования проводятся не только во время подготовительного этапа намеченных действий, но и во время всего процесса их осуществления.

Существующие различия цели охранных мероприятий позволяют определить два основных направления деятельности: консервация, ремонт и реставрация.

Консервация предусматривает действия для сохранения здания или сооружения в том виде и физическом состоянии, в котором он находится к моменту начала работ. В этом случае существующий облик постройки не претерпевает никаких изменений, а только проводятся противоаварийные мероприятия для предупреждения его дальнейшего разрушения.

Ремонт ориентирован на поддержание оптимального состояния сооружения для его безопасной эксплуатации и сохранности памятника без нарушения изначального историко-культурного облика.

Реставрация объекта наследия предполагает восстановление или воссоздание первоначального вида всего здания, а также его отдельных частей, например, оригинальной кровли, фасадного декора и т.п. Чаще всего это делается в едином комплексе с ремонтом памятника, поэтому обычно их объединяют под понятием ремонтно-реставрационные работы.

Если какой-либо особо ценный историко-культурный объект находится в полностью разрушенном состоянии, то может быть принято решение по воссозданию памятника.

Такой вариант действий возможен только при условии наличия достоверных научных данных, без которых воссоздание утраченного памятника невозможно.

Речь идет не о строительстве копии, а о детальном, максимально точном восстановлении утраченного сооружения.

Читайте также:  Статья 52. Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов

В процессе ремонта или реставрации все применяемые технологии, приемы и методы должны проводиться только в строгом соответствии с существующими нормами и правилами, которые утверждены центральными органами охраны объектов наследия.

Для того, чтобы соблюсти подлинный облик сооружения на всех стадиях выполнения работ, предусматривается осуществление научного руководства на протяжении всего срока реставрационных мероприятий.

Кроме этого, авторы или разработчики проекта ремонта или реставрации обеспечивают постоянный надзор прямо на месте их проведения.

Эти меры необходимы, так как авторский надзор и научное руководство являются обязательным элементом научно-исследовательского обеспечения сохранности исторических оригинальных элементов сооружения и соблюдения требуемого качества реставрационных мероприятий.

Специфика организации и осуществления консервационных и ремонтно-реставрационных работ требует специальных навыков, поэтому разработка проектной документации, проведение научно-изыскательских исследований на таком объекте и выполнение самих работ разрешено исключительно организациям или предпринимателям, которые получили лицензию на такую деятельность и имеют возможность ведения таких работ. Соответственно научный руководитель тоже должен быть квалифицированным и аттестованным специалистом.

Готовый проект, разработанный с учетом полученных данных проведенных изысканий, должен пройти историко-государственную экспертизу, а затем согласовывается с органами государственной охраны объектов культурного наследия.

По окончанию ремонта или реставрации оформляется научно-реставрационный отчет, где дается оценка проведенных мероприятий, указывается их соответствие с проектными. Если на стадии реализации проекта произошли отступления от первоначального плана, то дается обоснование этих действий.

Последовательность проведения консервации, ремонта или реставрации должна соответствовать установленным правилам. Первый этап включает в себя предварительные действия, во время которых проводятся первичные исследования, начинает разрабатываться необходимая документация.

На втором этапе осуществляется комплекс научных и инженерно-изыскательных исследований с привлечением материалов архивов и специализированной литературы, натурными (полевыми) изысканиями.

На третьем этапе формируется научно-проектная документация запланированных мероприятий, которая проходит государственную экспертизу, корректируется, оформляются необходимые допуски и разрешительные документы.

После чего начинается выполнение работ по утвержденному и согласованному с профильными органами проекту. Завершающим этапом является научно-реставрационный отчет.

Они же памятники: на программу Минкультуры по консервации может уйти 500 млн

Анонсированная Министерством культуры консервация 50 памятников, судя по имеющимся у «Известий» документам, может обойтись в сумму, превышающую 500 млн рублей.

Как сообщили в ведомстве, в число объектов, работы по сохранению которых должны пройти в 2021–2022 годах, входят три деревянных и три каменных церкви, расположенных в Калужской, Тверской, Архангельской, Московской, Кировской и Ленинградской областях.

Их консервация, согласно смете, с которой ознакомились «Известия», потребует 76 млн. Реализация программы, подчеркивают в Минкультуры, обойдется без дополнительных бюджетных вливаний.

И хотя полный список памятников сторонним специалистам и общественности пока недоступен, опрошенные редакцией эксперты уже сетуют, что в него могли не войти объекты культурного наследия, которые по разным причинам остаются бесхозными.

Консервация vs. реставрация

  • О программе консервации памятников стало известно после декабрьской встречи министра культуры Ольги Любимовой с президентом Владимиром Путиным.
  • — Мы перераспределили средства и нашли возможность 50 крупных объектов культурного наследия консервировать на десятилетия вперед, — доложила она главе государства, отметив, что дополнительного финансирования на реализацию проекта не потребуется.
  • Консервация отличается от реставрации тем, что памятник не восстанавливается полноценно, а лишь укрепляется в такой степени, чтобы не было угрозы самому его существованию и принципиально важным элементам интерьера (например, фрескам).

— Существующее финансирование не может обеспечить в короткий срок реставрацию всех аварийных объектов, для этого потребуются сотни миллиардов рублей. В этой связи Минкультуры России, с учетом комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, разработало программу консервации, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, подчеркнув, что финансирование этого проекта «обеспечено за счет рационального подхода к планированию бюджета, а не сокращения расходов на иные направления».

В министерстве добавили, что реставрация объектов культурного наследия продолжится в прежних объемах. То есть консервация будет проведена не вместо, а в дополнение к ранее утвержденным планам ремонта.

Кроме того, разработчики программы видят в этом не только сиюминутную, но и долгосрочную экономию: если памятники не законсервировать, они продолжат разрушаться и в будущем стоимость реставрации возрастет.

Первые шесть

Эксперты и градозащитники давно предлагали выделять средства не только на «штучные» дорогостоящие реставрации объектов, но и на широкую программу консервации, которая обойдется в разы дешевле, напомнил соучредитель и координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. Инициативу министерства он считает движением в правильном направлении.

— Многим памятникам, которые находятся в аварийном состоянии и могут просто исчезнуть в ближайшие годы, это продлит жизнь и поможет дождаться реставрационных работ в будущем, когда появятся достаточные средства у государства или меценатов, — поделился эксперт в беседе с «Известиями». — Теперь было бы неплохо эту программу опубликовать, чтобы все понимали, какие именно памятники она затронет.

С этим, правда, ведомство не спешит. На момент подготовки материала Минкультуры смогло представить список лишь из шести объектов, которые точно включены в первую очередь.

Это три деревянных (церковь Богоявления Ошевенского монастыря в Архангельской области, Архангельская церковь XVIII века в Кировской области и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Московской области) и три каменных храма (церковь Св.

Модеста Троицко-Иссадского погоста в Ленинградской области, Успенская церковь усадьбы Грабцево XVIII века в Калужской области и Никольский собор Краснохолмского Антониева монастыря XV века в Тверской области).

— Удивляет, что федеральная программа консервации стартует не только с памятников, имеющих исключительную историко-культурную ценность и действительно находящихся в критическом состоянии, но и с разной степени сохранности памятников регионального значения — их здесь три, — заявил «Известиям» зампред центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов.

По его данным, церковь в Кировской области около 20 лет назад была разобрана и перенесена в город на новое место — храм действующий, и вокруг него ведется активное строительство.

У церкви в Московской области — активно действующий приход, и ее можно включить в другие региональные и федеральные программы, утверждает Евгений Соседов.

А храм в Ленинградской области эксперт назвал «совершенно рядовым образцом архитектуры конца XIX века, от которого остались только стены».

Упомянутые шесть объектов, как выяснили «Известия», были предложены к включению в программу финансово-хозяйственным управлением РПЦ, оценившим их консервацию суммарно в 76 млн рублей.

Они наряду с еще 37 строениями фигурируют в «Списке объектов культурного наследия, предлагаемых на финансирование противоаварийных и консервационных работ за счет средств федерального бюджета в 2020–2021 годах» (есть в распоряжении редакции).

Суммарная смета по этому документу составляет 572,2 млн рублей.

  1. — Патриарший совет по культуре, которому патриарх поручил заниматься программой консервации, не согласовывал этот список, к работе над программой не был привлечен и Экспертный совет по церковному искусству и реставрации Патриархии, — утверждает Евгений Соседов.
  2. В пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси предоставленную экспертом информацию не стали ни подтверждать, ни опровергать.
  3. — Это не наша проблематика, — отметили там и посоветовали обратиться в Патриарший совет по культуре.

Бесхозные храмы

К слову, в самом ВООПИиК взгляды на ситуацию не столь однозначны. По мнению председателя центрального совета организации Артема Демидова, ключевая проблема в отсутствующей собственности многих разрушающихся храмов и законодательстве, мешающем епархиям взять их себе, что, в свою очередь, не позволяет и консервировать их по госпрограмме.

— Мы с Евгением Соседовым участвовали в предварительных обсуждениях с Минкультуры. И хотя я со многими его соображениями согласен, должен отметить, что выбор объектов во многом зависел от того, насколько они соответствуют принятым административным процедурам, — пояснил «Известиям» Артем Демидов.

— Многие разрушающиеся храмы сегодня бесхозны — они заброшены и не находятся ни в чьем пользовании. Стоят в поле или в лесу, за ними никто не следит. Местные епархии не берут их на баланс, потому что как только они это сделают, власти потребуют приступить к реставрации.

Да, их нужно сохранять! Но на данном этапе, в первый год реализации программы Минкультуры не может их включить туда. То есть часто всё упирается в юридические вопросы.

В целом же оба собеседника газеты из ВООПИиК позитивно оценивают сам факт старта программы. Более скептическое мнение у ректора Санкт-Петербургской академии художеств, члена Совета по культуре при президенте РФ, историка архитектуры Семена Михайловского.

— Здесь необходим индивидуальный подход, расстановка приоритетов с обязательной экспертной оценкой. Пока программа выглядит скорее как результат лоббирования, — отметил Семен Михайловский. — Меня как ректора Санкт-Петербургской академии художеств, великолепное здание которой нуждается в реставрации, беспокоит отсутствие перспектив.

Пока начальники будут придумывать программы под миллиардные субсидии, пусть даже руководствуясь добрыми намерениями, у нас так и будет сыпаться штукатурка. Остается надеяться на личное участие высшего руководства. Пример Санкт-Петербургской консерватории показателен (на проблемы с ее реставрацией обратил внимание Владимир Путин.

— «Известия»).

Впрочем, эксперт согласен, что какие-то памятники — например, отдельные сельские церкви, на поддержание которых в ближайшем будущем не будет выделяться достойных средств — имеет смысл сохранять путем консервации. Еще один аргумент в пользу таких работ заключается в том, что это позволяет дотянуть до времен, когда появится понимание, как правильно и корректно реставрировать объекты, не превращая их в новодел.

Как пояснили «Известиям» в Минкультуры, в течение 2021 года еще будут идти различные согласования по объектам. Кроме того, 50 памятников, о которых министр сказала президенту, — это только начало. Каждый год в программу будут добавляться новые здания.

Ссылка на основную публикацию