Статья 13. О вступлении настоящего Федерального закона в силу

13 Июля 2021

ФНС России будет ввести и размещать на своём официальном сайте перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей и азартных игр, а также распространителей. Банки обязаны отказывать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных, в пользу иностранного поставщика платёжных услуг, включённого в этот перечень.

Кроме того, кредитная организация, платёжный агент, оператор связи (в том числе почтовой) не могут заключать договоры с лицами, включёнными в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств. 

Также ФНС России будет размещать на своём официальном сайте перечень иностранных банков, оказывающих услуги по приёму платежей с использованием платёжных карт лицам, включённым в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены условия и порядок заключения договора конвертируемого займа, заёмщиком по которому может выступать непубличное акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

Также определены особенности эмиссии акций во исполнение договора конвертируемого займа.

Кроме того, ряд положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» приведен в соответствие с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, заключённом в г. Алма-Ате 2 февраля 2018 года.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»

Упрощен порядок приобретения субъектами малого предпринимательства статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации.

Так, при его получении затраты, понесённые субъектами малого предпринимательства на приобретение машин, оборудования и производственного инвентаря, будут учитываться при определении минимально необходимого объёма осуществлённых и запланированных капитальных вложений.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Уточняется порядок содержания и обслуживания бесхозяйных объектов теплоснабжения. Так, установлено, что к таким объектам могут относиться не только тепловые сети, но и источники тепловой энергии.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Предусмотрено снижение доли участия иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в уставном капитале рыбодобывающей организации с более чем 50 процентов до 25 процентов и более, при которой такая организация считается находящейся под контролем. Предусмотрен переходный период для реализации установленных требований. В течение 365 дней со дня вступления в силу поправок иностранный инвестор или группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, имеющие право прямо или косвенно распоряжаться не менее чем 25 процентами и не более чем 50 процентами акций рыбодобывающей организации, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, или снизить долю своего участия до уровня менее 25% акций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При осуществлении прибрежного рыболовства разрешена транспортировка, хранение и выгрузка в российские морские порты не только уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем или охлаждённом виде, но и живой, свежей или охлаждённой рыбной продукции, произведённой на судах рыбопромыслового флота.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 334-ФЗ «О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Субъект малого или среднего предпринимательства, который обеспечивает занятость лиц, осуждённых к лишению свободы и принудительным работам в период отбывания наказания, имеет право получить статус социального предприятия.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Расширен перечень сведений об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих включению в единый реестр таких организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 1-1 статьи 8 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»

Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» наделена полномочиями по участию в управлении институтами развития, определёнными решением Правительства РФ. Так, «ВЭБ.РФ» получил право реализовать полномочия учредителя и единоличного исполнительного органа институтов развития, а также осуществлять мероприятия по их реорганизации или ликвидации на основании решений Правительства РФ.

Также скорректирован порядок участия «ВЭБ.РФ» в реализации проектов, направленных на поддержку и развитие социального предпринимательства в России.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «Об организованных торгах»

Биржа обязана обеспечить конфиденциальность получаемой информации о заключённых не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

Установлена возможность безвозмездной передачи в федеральную казну или Банку России имущества госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), приобретенного за счёт имущественных взносов РФ или Центробанка. Это возможно при наличии согласия Правительства РФ или ЦБ РФ соответственно. 

Также Банк России получил право внести в качестве имущественного взноса в имущество АСВ 100% обыкновенных акций акционерного общества «Московский индустриальный банк» с их последующей передачей в государственную казну РФ. При этом Правительство РФ может внести эти акции в уставный капитал ПАО «Промсвязьбанк» в порядке оплаты приобретаемых в собственность РФ акций банка.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Министерство юстиции РФ наделяется полномочием запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении операций и счетов некоммерческих организаций в целях осуществления федерального государственного надзора за их деятельностью.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

МГУ и СпбГУ будут осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочия собственника федерального имущества таких лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Руководители вышеуказанных юрлиц будут назначаться и освобождаться от должности ректорами этих университетов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Установлена возможность для лиц, имеющих высшее образование, получить второе высшее образование в области искусств за счёт бюджета.

Перечни образовательных организаций и специальностей, на которые осуществляется приём, а также порядок приёма будет утверждаться Правительством РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Расширены полномочия наблюдательного совета вуза, являющегося автономным учреждением. Также принято решение создавать в отдельных государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, попечительские советы.

Кроме того, установлены цели программы развития образовательной организации высшего образования, а также порядок её разработки и утверждения. Требования к структуре и содержанию программы будут утверждаться Правительством РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Скорректирован порядок изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий. Так, расходы, связанные с изъятием из обращения таких изделий, будет возмещать их владелец. Ранее он нес расходы, связанные только с их уничтожением.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Установлено преимущественное право ребенка на зачисление в детсад и школу, в которых обучаются его полнородные и неполнородные брат или сестра.

Также на Правительство РФ возложены полномочия по определению размера, условий и порядка денежных выплат обучающимся  общеобразовательных организаций со специальными наименованиями.

  Речь идёт, в частности, о «президентском кадетском училище», «суворовском военном училище», «нахимовском военно-морском училище», а также  о профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении федеральных государственных органов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 298-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

В список газопроводов, на которые не нужно получать разрешения на строительство, включены объекты, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.

Статья 13. О вступлении настоящего Федерального закона в силу Статья 13. О вступлении настоящего Федерального закона в силу

Источник: Парламентская газета

Читайте также:  Статья 4. льготы по налогу

Как применять действие новых норм гражданского права во времени к договорным правоотношениям?

На практике случаются ситуации, когда неверно применяют действие норм во времени. Ошибочно применяют новые правила закона к уже возникшим правоотношениям и к заключенным договорам.

Краткое изложение сути правил действия норм во времени заключается в следующем: при наличии договора по общему правилу применяем ст. 422 ГК РФ, то есть нормы, действовавшие на период заключения договора. Если нет договора – ст. 4 ГК РФ.

Создается впечатление, что определять действие нормы во времени в конкретной ситуации легко и просто. В действительности периодически приходится сталкиваться с проблемой действия норм во времени.

Часть вопросов решена, так больше не вызывает сомнений, что к договорам применяются нормы права, действовавшие на момент заключения.

Тем не менее, при толковании действия норм во времени возникают новые вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

(см. научно-практический онлайн круглый стол «Действие новым норм гражданского права применительно к договорным правоотношениям во времени», проводимого Юридическим институтом «М-Логос», комментарий к ст. 422 ГК РФ, авторы – А. Г. Карапетов и М. А. Церковников. Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420-453 ГК РФ. Отв. ред. А. Г. Карапетов. М., М- Логос, 2020).

1. Общее правило применения гражданского законодательства во времени по ст. 4 ГК РФ.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

Новые положения закона применяют в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

  • Формулировка «в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм» без какого-либо дополнительного разъяснения законодателя, вызывает при применении новой нормы затруднения.
  • Иногда законодатель определяет в законе правила действия норм во времени.
  • Поэтому в новом законе следует обращать внимание на наличие в тексте закона специальных указаний о действии новых норм во времени (в статьях о порядке вступления закона в силу, переходных положениях).
  • В случае отсутствия указаний со стороны законодателя, толкованием действия новых норм во времени занимается правоприменитель.

В целом проблемы, связанные с  применением на практике ст. 4 ГК РФ, являются предметом отдельного исследования (см. комментарий к ст. 4 ГК РФ, автор – М.А. Церковников. Общие положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 – 16.1 ГК РФ. Отв. ред. А.Г. Карапетов. М., – М-Логос. 2020).

2. Общее правило применения гражданского законодательства во времени к договорным правоотношениям (ст. 422 ГК РФ).

2.1. Норма п. 1 ст. 422 ГК РФ содержит указание на то, что договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.

Аналогичное толкование должно быть  в отношении диспозитивных или императивных норм, восполняющих договорное правоотношение теми или иными правами и обязанностями (п. 4, 5 ст. 421 ГК РФ, п.

6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Таким образом, в отношениях сторон, не исключивших применение диспозитивной нормы или не договорившихся об ином, диспозитивная норма становится частью  договора.

Если стороны в договоре пришли к соглашению об ином, то будут применяться согласованные в договоре условия. Например, стороны включили в договор условие, согласно которому при изменении законодательства новые нормы будут применяться к их отношениям по договору на будущее.

Достаточно интересным является следующий вопрос: на какой момент следует учитывать императивные нормы в контексте их применимости к договору, например, в случае временного разрыва между тем, когда одна сторона (оферент) направит оферту, а другая сторона акцептует договор после появления новых императивных норм. Либо стороны заключили договор с отлагательным условием или отлагательным сроком, по которому согласованные условия созревают после изменения императивных норм. В судебной практике высших судов этот вопрос пока не прояснен.

2.2. Новый закон не применяется с обратной силой в отношении обязательств или иных длящихся правоотношений, возникших из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Из этого правила следует, что нормы договорного права применяются только к договорам, заключенным после принятия нового закона.

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

Так, в п. 83 Постановления Пленума Верховного суда от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» содержится указание на то, что положения Гражданского Кодекса Российской Федерации в измененной Законом № 42-ФЗ редакции, например, статья 317.

1 ГК РФ, не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 года).

При рассмотрении споров из названых договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского Кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 ГК РФ).

Таким образом, договорные правоотношения даже после вступления в силу новых норм продолжают развиваться в рамках правил, действовавших на момент заключения договора. Это положение также касается новых императивных требований к форме договора или порядку его заключения.

Сторонам договорам следует проявить внимательность в случаях пролонгации договора,  а также при внесении изменений в договор в части существенного увеличения объема взаимных предоставлений либо существенного увеличения объема обязательства по односторонне обязывающему договору. В случае если стороны не намерены применять к их договорным правоотношениям новые нормы, необходимо в заключаемом договоре или соглашении  прямо предусмотреть исключение применения новых норм.

Судебная практика признала исключение из общего правила п. 2 ст. 422 ГК РФ: п. 1 ст. 395 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При решении вопроса о начислении процентов за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 1 июня 2015 г.

договора, в отношении периодов просрочки, имевших место с 1 июня 2015 г., размер процентов определяется в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Закона № 42-ФЗ.

То есть применяются правила расчета процента годовых вне зависимости от момента заключения договора.

За исключением п. 1 ст. 395 ГК РФ, к отношениям, возникшим из договоров, заключенных до 1 июня 2015 года, применяется ранее действовавшая редакция ст. 395 ГК РФ с учетом сложившейся практики ее применения (п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Так, к договорам, заключенным до 1 июня 2015 года, в случае нарушения, возникшего из договора денежного обязательства кредитор вправе предъявить либо требование о взыскании с должника процентов на основании ст. 395 ГК РФ, либо требование о взыскании предусмотренной договором неустойки.

3. Отдельные аспекты применения действия норм во времени к договорным правоотношениям.

По смыслу п. 2 ст. 422 ГК РФ речь идет о нормах, регулирующих права и обязанности сторон договорного правоотношения.

То есть если норма закрепляет права и обязанности сторон договора по отношению друг к другу по общему правилу применяется п. 2 ст. 422 ГК РФ.

Но если нормы относятся к общим нормам о недействительности сделок, о правах третьих лиц, в том числе публичных органов и пр., по общему правилу следует применять ст. 4 ГК РФ.

Кс дал новое толкование нормам об обратной силе законов

Конституционный суд РФ дал разъяснение по поводу того, как определять размер штрафа в период вступления в силу закона, смягчающего наказание за правонарушение. Поводом для проверки конституционности ряда законодательных норм стали запрос Арбитражного суда Москвы и жалоба ООО «Проект» из Псковской области. Дело было рассмотрено в заседании без проведения слушания.

Заявители обратились в КС с вопросом о конституционности ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст.

20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, непредоставление плательщиком в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в орган контроля влечет взыскание штрафа. Этот закон утратил силу с 1 января 2017 года в связи со вступлением в силу ФЗ №250. Согласно ст.

Читайте также:  Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

20 нового закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за периоды до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.

В Арбитражный суд Москвы поступило дело о признании недействительным решения Главного управления Пенсионного фонда РФ № 10 по Москве и Московской области от 26 января 2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредоставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР за периоды до 1 января 2017 года. Арбитражный суд установил, что указанное решение было вынесено после утраты силы закона о страховых взносах, и пришел к выводу, что подлежащая применению в данном деле ст. 20 закона № 250-ФЗ противоречит ст. 54 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать к ответственности на основании закона, утратившего силу, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности. В связи с этим АСГМ приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС РФ.

ООО «Проект», в свою очередь, 13 января 2017 года было оштрафовано Управлением ПФР в городе Пскове и Псковском районе Псковской области за непредоставление расчета по страховым взносам.

Арбитражный суд Псковской области частично удовлетворил требование ООО «Проект» о признании этого решения недействительным, снизив размер штрафа с учетом смягчающих обстоятельств.

 В своем обращении в КС ООО «Проект» указало, что усматривает несоответствие норм законов Конституции, поскольку они допускают привлечение после 1 января 2017 года к ответственности на основании положения, утратившего силу, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие более мягкое наказание.

Конституционный суд, рассмотрев дело, отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, согласно ст. 54 Конституции обратной силы не имеет.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Данные правила имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов.

Правовая норма может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем установленная в настоящее время, и только в пределах установленного законом срока давности.

Ответственность плательщика за непредоставление расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года, т. е. без временного разрыва, установлена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса.

С 1 января 2017 года к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, либо п. 1 ст. 119 НК. Выбор одного из законоположений предопределяется положениями ст. 54 Конституции.

При этом КС воздерживается от исследования вопроса о том, возможна ли конкретная правоприменительная ситуация, при которой ответственность за деяние, указанное в ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, будет такой же или менее строгой, чем за деяние, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК.

Ни оспариваемые заявителями законоположения, ни иные положения закона №250 не называют прямо полномочие органов ПФР, Фонда соцстрахования РФ при привлечении с 1 января 2017 года к ответственности за непредоставление расчета по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, применять п. 1 ст. 119 НК.

Между тем отказ от применения данного законоположения в случаях, когда оно предусматривает меньший размер штрафа, чем ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, создавал бы условия для нарушения требований Конституции.

Кроме того, как неоднократно указывал КС, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, а потому тот факт, что применение норм НК относится к компетенции налоговых органов, не может в сложившейся ситуации рассматриваться как препятствие для их применения органами ПФР и ФСС, если это обусловлено прямым действием ст. 54 (ч. 2) Конституции.

В результате КС определил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку по своему смыслу предполагают, что применение положения ч. 1 ст.

46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года к деяниям, совершенным до этой даты, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п. 1 ст. 119 НК. В иных случаях применению подлежит п. 1 ст. 119 НК.
 

Конституционно-правовой смысл положений законов, выявленный Конституционным судом в постановлении по данному делу, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Решения по делу ООО «Проект» подлежат пересмотру.

Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

1.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

2.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

3.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1 — 4. Комментируемая статья в рамках определения правил подсчета и порядка подтверждения страхового стажа содержит две составляющие, зависящие от момента регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС.

До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст.

10 и 11 комментируемого Закона, согласно п.

1 комментируемой статьи при подсчете страхового стажа подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена возможность установления при подсчете страхового стажа периодов работы на территории РФ, предусмотренных ст. 10 комментируемого Закона (т.е.

только периодов работы и (или) иной деятельности, но не иных периодов), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г.

об индивидуальном учете в системе ОПС на основании показаний двух или более свидетелей.

  • Эта возможность в соответствии с п. 3 комментируемой статьи может быть реализована в следующих случаях:
  • если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно;
  • в отдельных случаях при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в данный пункт введено положение, согласно которому характер работы показаниями свидетелей подтвержден быть не может.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 комментируемого Закона, в соответствии с п. 2 комментируемой статьи при подсчете страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

То, что периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.

11 комментируемого Закона, должны содержаться в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, закреплено в подп. 10 и 11 п. 2 ст. 6 Закона 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС (здесь и далее в ред.

Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ).

В пункте 14 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г.

Читайте также:  Статья 44. Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также юридической помощи по назначению

N 141н/53п), предусмотрено, что в качестве документа, подтверждающего сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, принимается подлинник выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Там же указано, что форма такой выписки утверждается ПФР. Речь идет о форме СЗИ-5 «Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица», утв. Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г.

N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», которое издано на основании норм Закона 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС.

Кстати говоря, в ст. 12 Закона 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС предусмотрено, что граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с комментируемым Законом, могут обращаться в органы ПФР для получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования и включения этих периодов в свой индивидуальный лицевой счет.

В остальном федеральный законодатель в п. 4 комментируемой статьи полномочие по определению правил подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, делегировал Правительству РФ.

В связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2011 г. Федеральным законом от 27 июля 2010 г.

N 227-ФЗ в данный пункт включено указание на то, что Правительством РФ определяются в том числе правила подсчета и подтверждения страхового стажа с использованием электронных документов.

Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г.

N 555, которым утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (в настоящем комментарии обозначены как Правила 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа).

Этим же Постановлением Минтруду России предписано по согласованию с ПФР давать разъяснения о порядке применения названных Правил.

Ряд положений Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа приведен выше (см. комментарий к ст. ст. 10 — 12 Закона). Здесь же следует отметить, что в разд. V названных Правил в отношении подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний указано следующее:

периоды работы на территории РФ, предусмотренные подпунктом «а» п.

2 данных Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно;

к заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены: 1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; 2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления; 3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям (п. 28);

при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии (п. 29);

при установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается: период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 30);

установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Минтрудом России. Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля.

В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме. На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию (п.

31);

в случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями (п. 32);

периоды работы, предусмотренные подпунктом «а» п. 2 данных Правил, условием включения которых в страховой стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, и периоды работы, предусмотренные подпунктом «б» указанного пункта, свидетельскими показаниями не подтверждаются (п. 33).

Следует также упомянуть, что до настоящего времени действует Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Минтруда России от 24 июня 1994 г. N 50 .
———————————

РВ. 1994. 28 июля. N 139.

Непосредственно в рамках определения порядка подсчета страхового стажа в разд. VI Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа наряду с прочим (см. комментарий к ст. 12 Закона) предусмотрено следующее:

период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей (п. 39);

документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных п.

2 данных Правил, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи (п. 40);

записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 41);

запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, образуемой и действующей в соответствии с порядком, определяемым Минтрудом России, рассматривается наравне с записью, подтвержденной документами (п. 42);

суммарная запись о периодах работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является подтверждением в отношении периодов работы: после 14 декабря 1962 г.

, если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, в какой организации, в какое время и на каких должностях работало застрахованное лицо до поступления в организацию, выдавшую трудовую книжку; до 14 декабря 1962 г.

независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения;

если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжке не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью (п. 43);

если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (п. 44);

в случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, предусмотренных п. 2 данных Правил, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца (п. 45);

годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются (п. 46).

Ссылка на основную публикацию