Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте

  • НЕРЮНГРИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ:
  • Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспортеЖелезнодорожная инфраструктура является зоной повышенной опасности, требующей особого внимания и осторожности.
  • Находясь на ее территории, необходимо знать и беспрекословно соблюдать установленные правила поведения.
  • Однако из-за неоправданной спешки, беспечности, хулиганства на железнодорожных путях и прилегающей к ним территории травмируются и гибнут люди.
  • Железная дорога — не место для развлечений
Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте
  • Не подлезайте под платформы и железнодорожные составы.
  • Не пытайтесь проникнуть на платформу в неустановлен­ном месте.
  • Не прыгайте с платформы на пути, не бегайте и не играйте в подвижные игры.
  • Не повреждайте, не загораживайте, не демонтируйте и не устанавливайте самостоятельно знаки, указатели и иные носители информации.
  • Не оставляйте на железнодорожных путях никакие предметы.
  • Обнаружив посторонние и/или забытые предметы, помехи безопасному движению поездов, сообщите об этом работникам железнодорожного транспорта.
  • Находясь на платформе, отойдите за линию безопас­ности при приближении поезда — чтобы не оказаться в зоне действия воздушного потока. При приближении поезда отойдите на безопасное расстояние.
  • Не подходите к вагонам до полной остановки поезда.
  • В случае возникновения ситуации, требующей экстрен­ной остановки железнодорожного состава, постарайтесь любым возможным способом подать сигнал.
  • Не прислоняйтесь к стоящим вагонам.
  • Не стойте на подножках и переходных площадках.
  • Не препятствуйте автоматическому открытию/закрытию дверей вагонов.
  • Не высовывайтесь во время движения из окон вагонов и тамбуров.
  • Помогайте пожилым людям, беременным, гражданам с детьми и людям с ограниченными физическими возмож­ностями.
  • Держите детей за руку или на руках.

Как пересекать железнодорожные пути

  • Переходить и переезжать железнодорожные пути можно только в специально установленных и оборудованных для этого местах.
  • При переходе через железнодорожные пути убедитесь, что в зоне видимости нет движущегося состава.
  • Люди в инвалидных колясках должны пересекать железнодорожные пути только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающими.
  • Не пытайтесь перейти или переехать железнодо­рожный переезд при запрещающем сигнале светофора -даже если шлагбаум поднят или вовсе отсутствует.
  • Не ходите по железнодорожным путям.
  • Не оставляйте детей без присмотра.
  • Не находитесь на территории или объектах железной дороги в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения.

Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспортеПод действием напряжения может произойти поражение электрическим током как внешних, так и внутренних органов человека. К самым тяжелым последствиям приводят поражения нервной, дыхательной и сердечнососудистой систем.

  1. Помните: опасность поражения электрическим током при таком высоком напряжении возникает в зоне 2-х метров до токоведущих конструкций, а не только при непосредственном прикосновении к ним.
  2. Не поднимайтесь на крыши выгонов, на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий.
  3. Не прикасайтесь к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи.
  4. Не приближайтесь к оборванным проводам.
  5. Остерегайся контактного провода!
  6. «Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и прохода через железнодорожные пути» утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2007 г., №18
  7. Нерюнгринская транспортная прокуратура предупреждает:
  8. за нарушение правил поведения на железнодорожном транспорте, а также за совершение действий, угрожающих безопасности движения, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

(ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ)

— повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транс­портного оборудования, сбрасывание на железнодорож­ные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов

(ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ)

— проход по железнодорожным путям в неустановленных местах

(ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ)

— нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

(ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ)

-посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде

(ч. 2 ст. 11.17 КоАП РФ)

  • — выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы
  • ИНФОРМАЦИЯ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
  • Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте
  • Информацию о нарушениях правил поведения на объектах железнодорожного транспорта можно сообщить по телефонам:
  • Нерюнгринская транспортная прокуратура:
  • — приемная: 73-5-47;
  • — заместитель прокурора: 73-7-24.
  • Нерюнгринский линейный отдел полиции:
  • — дежурный: 73-3-45.

Ответственность при железнодорожных перевозках

Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте

Ответственность перевозчика отличается от ответственности экспедитора при железнодорожных перевозках. Перевозчик несет ответственность за груз со времени принятия его к перевозке и до времени получения груза грузополучателю, то есть в течение всего времени, пока груз находится у перевозчика. Ответственность перевозчика наступает за порчу, повреждение груза, его недостачу или утрату.

Для всех видов транспорта Гражданским Кодексом РФ для перевозчика установлены единые пределы ответственности за несохранность груза. При этом действует правило об ограниченной ответственности за груз.

То есть если по вине перевозчика с грузом что-то произойдет, то перевозчик будет обязан возместить ущерб либо в размере стоимости груза (если он утрачен или есть недостача), либо в размере той суммы, на которую стоимость груза понизилась.

Если груз поврежден и восстановлению не подлежит, грузоперевозчик обязан возместить стоимость груза, которая либо указывается в договоре, либо определяется из указанной цены в счете. Если и в договоре, и в счете данные о цене груза отсутствуют, то стоимость рассчитывается согласно правилам обычного права.

Это значит, что будет определена цена на аналогичный товар в схожих обстоятельствах (согласно статье 110 УЖД, статье 796 ГК). Грузоотправитель в случае утраты груза имеет право потребовать от перевозчика возвращения платы за перевозку груза, которая была внесена при заключении договора на перевозку грузоотправителем.

Это можно сделать в том случае, если плата за перевозку не была включена в стоимость утраченного груза. Устранение или уменьшение установленной законом имущественной ответственности путем заключения каких-либо соглашений между грузоотправителем и перевозчиком запрещено транспортным законодательством.

Такие соглашения, как и отметки в перевозочных документах об этом, просто не имеют никакой юридической силы (согласно статье 113 ТУЖД и статье 793 ГК). Зато перевозчик и грузоотправитель имеют право заключить соглашение, согласно которому их ответственность будет повышена.

Экспедитор транспортной компании несет ответственность не только перед грузоотправителем (грузополучателем), но и перед перевозчиком. Общие положения гражданско-правовой ответственности распространяются на обязательства, которые возникают при транспортно-экспедиционном обслуживании. Транспортно-экспедиционные отношения имеют свою специфику.

Нужно учитывать, что экспедитором обычно является предприниматель, в этом случае следует говорить о риске экспедитора именно в области предпринимательства, ответственность в этом случае регламентируется пунктом 3 статьи 401 Гражданского Кодекса РФ. В этом случае только из-за непреодолимой силы (непредотвратимых и чрезвычайных обстоятельств), которая явилась причиной ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязанностей экспедитором, он может быть освобожден от ответственности. В этом случае доказывать, что произошел именно такой случай, обязан сам экспедитор.

Нормы главы 25 Гражданского Кодекса РФ устанавливают ту ответственность, которая наступает за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей экспедитором.

Согласно статье 393 Гражданского Кодекса, экспедитор несет полную имущественную ответственность за свои виновные действия. Но бывают ситуации, когда экспедитор нарушил условия договора экспедиции не по своей вине, а по вине перевозчика.

Например, таким образом могут быть допущено повреждение или утрата груза, задержка при выдаче груза грузополучателю, не выполнены указанные сроки доставки груза.

В таких ситуациях, когда вина лежит на перевозчике, ответственность экспедитора заключается в возмещении ущерба, причиненного фактически (согласно статье 796 ГК) или выплате штрафа (неустойки), предусмотренного законодательством.

Прокурор разъясняет — Московская межрегиональная транспортная прокуратура

Приказом Министерства транспорта РФ 08.02.2007 № 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.

Данные правила в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 г.

№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливают правила нахождения граждан на железнодорожных путях общего пользования и (или) железнодорожных путях необщего пользования (далее — железнодорожные пути), железнодорожных станциях, пассажирских платформах, а также на других, связанных с движением поездов и маневровой работой объектах железнодорожного транспорта (далее — зоны повышенной опасности), проезда и перехода граждан через железнодорожные пути, размещения объектов и выполнения работ в зонах повышенной опасности.

  • Согласно им проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
  • При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
  • Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим.
  • На железнодорожных путях и пассажирских платформах ЗАПРЕЩАЕТСЯ :
  • подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;
  • перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
  • заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
  • бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;
  • устраивать различные подвижные игры;
  • оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
  • прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
  • проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;
  • подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий и искусственных сооружений;
  • прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи;
  • приближаться к оборванным проводам;
  • находиться в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
  • повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования;
  • повреждать, загрязнять, загораживать, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;
  • оставлять на железнодорожных путях вещи;
  • иметь при себе предметы, которые без соответствующей упаковки или чехлов могут травмировать граждан;
  • иметь при себе огнеопасные, отравляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые и токсические вещества;
  • проходить по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора (при отсутствии светофора — перед приближающимся железнодорожным подвижным составом);
  • проезжать и переходить через железнодорожные пути в неустановленных Правилами   местах;
  • находиться на железнодорожных путях (в том числе ходить по ним).
  • Лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

Статья 11.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте.

В соответствии с частью 1 данной статьи  Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 11.1 КоАП РФ повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 11.1 КоАП РФ нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц — от ста до трехсот рублей.

Согласно части 5 статьи 11.1 КоАП РФ проход по железнодорожным путям в неустановленных местах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Часть 6 статьи 11.

1 КоАП РФ гласит: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Разъяснения подготовила:

Старший помощник Белгородского транспортного прокурора  Е.Н. Попова

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного у воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ)

Объектом этого преступления являются отношения по поводу обеспечения функционирования транспорта, безаварийности его движения и эксплуатации. Безопасность функционирования транспорта в его надлежащей эксплуатации по перевозкам пассажиров и грузов без ущерба для жизни и здоровья людей, уничтожения либо повреждения имущественных ценностей.

Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта — железнодорожный, воздушный, морской или речной.

Железнодорожным транспортом считается рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, подъездные пути предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения и метрополитен.

К воздушному транспорту относятся авиация и средства гражданского воздухоплавания (самолеты, аэростаты, дирижабли и т. п. )

К водному (морскому и речному) транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие соответствующей регистрации.

Диспозиция этой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — железнодорожного, воздушного, водного. Эти специальные правила содержатся в ведомственных актах, регламентирующих работу железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Ведомственные акты условно можно разделить на 4 вида, регламентирующие:

  1. безопасность движения;
  2. безопасность эксплуатации транспорта;
  3. безопасность движения и эксплуатации транспорта;
  4. допуск лиц к работе.

По каждому делу должно быть установлено, какие конкретно правила были нарушены и несет ли лицо, нарушившее их, за это ответственность.

Объективная сторона преступления включает:

  1. нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта,
  2. наступление вредных последствий — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба,
  3. причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступлением вредных последствий.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта может быть совершено путем действия или бездействия, а также выражаться в превышении скорости железнодорожного транспорта, самовольном занятии перегона железнодорожным составом, неправильным маневрированием ручным или морским судном, невыполнение схемы полетов пилотом самолета и т. п. Нарушение правил эксплуатации может заключаться в использовании транспорта по назначению, выезде на технически неисправном транспорте и т. д.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является наступление общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда человеку либо причинение крупного ущерба. Крупный ущерб включает в себя гибель ценного груза, непроизводительный простой, аварии, повлекшие разрушение поездов, судов и т. п.

Степень тяжести вреда здоровью устанавливается судебно-медицинской экспертизой.

Так, причинение вреда здоровью средней тяжести считаются трещины и переломы мелких костей, ребер, вывихи в мелких суставах, потеря слуха на одно ухо, потеря пальца руки или ноги и др.

Тяжкими повреждениями являются повреждения, опасные для жизни человека, такие как: проникающие ранения черепа, переломы костей свода и основания черепа, ранения живота, проникающие в полость брюшины, и т. д.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных вредных последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины. Лицо предвидит возможность наступления указанных вредных последствий, но самонадеянно рассчитывать на их предотвращение, либо не предвидит возможность их наступления, хотя должно было и могло это предвидеть.

Субъектом преступления является лицо, обязанное соблюдать правила движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой им работы или занимаемой должности. В ч. 2 установлена уголовная ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 ст. 263 — смерть двух или более лиц.

Преступления, непосредственно связанные с использованием транспортных средств

Сложности практики // У грузополучателя не может быть внедоговорной ответственности перед оператором железнодорожного подвижного состава за задержку возврата вагонов

На уровне окружных судов сформировались диаметральные подходы к разрешению вопроса о характере ответственности грузополучателя перед оператором подвижного состава за задержку возврата вагонов (контейнеров).

Если Уральский (А60-61504/2019 и А60-2749/2019) и Западно-Сибирский округа (А67-6477/2019 и А45-1811/2020) исходят из её внедоговорной природы, то суды Восточно-Сибирского (А33-21791/2018, А10-5146/2018, А19-2093/2019) и Северо-Западного округов (А21-13319/2019 и А56-99396/2018) требуют наличия обязательственной связи.

Тут нужно вспомнить, что статьи 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта действительно предусматривают ответственность грузоотправителя (грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования) за задержку вагонов (контейнеров) перевозчика под погрузкой или выгрузкой. Эти нормы по сути воскресили действовавшую в советский период статью 156 Устава железных дорог союза ССР.

При этом в основе советской нормы лежала мысль, что поскольку обеспечение подвижным составом является составной частью услуги перевозки в целом, которая, в свою очередь, осуществляется единственным (монопольным) исполнителем, то изъятие вагонов (контейнеров) из технологического процесса (в частности, по причине задержки под погрузки или выгрузкой) ставит перевозчика в затруднительное положение. Последний должен либо отказывать в перевозке по причине отсутствия свободного подвижного состава, либо держать избыточный парк. В условиях плановой экономики один вариант хуже другого. В этой связи установление ответственности за задержку возврата вагонов (контейнеров) создавало стимулы к недопущению подобных ситуаций (логика простая, «держать» вагон должно быть менее выгодно, чем вернуть). При этом для уравновешивания положений перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя) рассматриваемая статья 156 УЖД СССР предоставляла сторонам возможность установить в договоре (на эксплуатацию пути или на подачу и уборку вагонов) комфортные сроки с учетом особенностями работы станции и подъездных путей.

Однако в 2003 году на железной дороге произошли существенные организационные изменения. Так, в ходе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.

2001 № 384) грузовой вагонный парк практически полностью был передан независимым частными компаниям (подробнее об этом в докладе «Реформирование и регулирование железнодорожного транспорта в России: ретроспективный обзор ИПЕМ»).

В перевозочном процессе появился новый участник – оператор железнодорожного подвижного состава – компания, владеющая грузовыми вагонами (контейнерами) и оказывающая услуги по их предоставлению для осуществления перевозки. Забота о наличии свободного подвижного состава перешла на плечи операторов.

Как следствие возник вопрос, если статьи 62 и 99 Устава направлены на регулирование отношения, связанные с использованием вагонов (контейнеров) при перевозке, то с учетом произошедших изменений вправе ли ими «пользоваться» операторы подвижного состава, которые по сути заменили перевозчика в этих отношениях?

Первый ответ на этот вопрос последовал в 2012 году. В постановлении от 20.03.2012 № 15028/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда отметил, что действие статьи 62 Устава распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава.

В последующем такой же позиции стал придерживаться Верховный Суд, сначала в отказных определениях экономической коллегии (определения № 307-ЭС17-3303 и 307-ЭС16-10663), после чего выпустив абстрактные разъяснения (пункт 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2017).

При этом оба суда прямо не выразили позицию о природе возникающей между оператором подвижного состава и грузополучателем ответственности по поводу использования подвижного состава.

Кажется, что ВАС склонялся к внедоговорному характеру, а ВС наоборот (неспроста в обзоре за пример взята фабула, где экспедитор обращается к клиенту с иском из договора транспортной экспедиции).

В любом случае, молчание высших судов заставило нижестоящие суды его восполнять.

В пользу внедоговорной ответственности грузополучателя суды в основном приводят следующие доводы:

  1. права оператора подвижного состава не должны отличаться от прав перевозчика (звучит это в контексте, что коль скоро у перевозчика не было обособленного договора с грузополучателем по поводу вагонов, то и оператор может подобным не обладать);
  2. предусмотренный Уставом штраф призван для защиты прав владельцев вагонов. Отсутствие такой нормы об уплате штрафа позволяло бы недобросовестным грузополучателям использовать подвижной состав владельцев на безвозмездной основе, хранить в нем груз и осуществлять иные грузовые операции неограниченное количество времени без привлечения к какой-либо ответственности и без компенсации владельцу вагонов его потерь (см., например, дело № А60-61504/2019).

Издалека приведенные тезисы выглядят логично, но при детальном рассмотрении прихожу к обратным выводам. По мне, иск оператора подвижного состава к грузополучателю по поводу задержки вагонов (контейнеров) может быть основан исключительно на договоре. И вот почему…

Первый довод про равенство прав оператора подвижного состава и перевозчика, как уже говорил, в целом правильный. Но важный акцент: у грузополучателя нет внедоговорной ответственности перед перевозчиком, предоставляющим подвижной состав.

Читайте также:  Закон рсфср от 26.06.1991 n 1490-1 (ред. от 02.02.2006) "о приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами"

В первый раз личность грузополучателя возникает перед перевозчиком при заключении договора перевозки, когда грузоотправитель предоставляет заявку на перевозку груза (статья 11 Устава). В последующем эти сведения переносятся в транспортную накладную и становятся одним из условий договора перевозки.

Есть много точек зрения относительно положения грузополучателя в договоре перевозки, однако совершенно точно обязательственная связь между ним и перевозчиком существует.

Именно она позволяет грузополучателю реализовать свое секундарное право требовать выдачи груза, а перевозчику ожидать от грузополучателя окончательного расчета за перевозку (абзац пятый статьи 30, статья 36 Устава).

При этом уже после завершения непосредственно перевозки и выдачи груза обязательственная связь между перевозчиком и грузополучателем не прекращается, пусть даже места выгрузки расположены на железнодорожных путях необщего пользования.

В этот период отношения начинают подчиняться договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или на подачу и уборку вагонов, наличие которого обуславливает возможность отправлять и принимать грузы (статьи 55 и 56 Устава).

В Российской Федерации насчитывается более 12 тысяч железнодорожных станций, каждая из которых обладает технологическими особенностями.

Порядок, условия и сроки обработки подвижного состава на каждой станции могут зависеть от размера самой станции, обеспеченности тяговым подвижным составом, количества и протяженности примыкающих путей, количества владельцев путей необщего пользования и грузополучателей, грузооборота как по номенклатуре, так и по массе (количеству). Всё это неминуемо будет отражаться на сроках обработки и возврата вагонов, ведь что приемлемо для «малой» станции, не подойдет для большой.

В этой связи договор на эксплуатацию пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов среди прочего устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).

Таким образом, взаимосвязанное толкование статей 56, 58, 62, 99 и 100 Устава позволяет утверждать, что необходимым условием для возникновения ответственности грузополучателя перед перевозчиком за задержку возврата его (перевозчика) вагонов является наличие между ними договора, где среди прочего установлены сроки для возврата. Видимо, по этой же причине в статье 100 Устава, которая призвана для расчета суммы штрафа, делается акцент, что штраф начисляется с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи/уборки вагонов.

Устав не допускает подобной (внедоговорной) ответственности перед перевозчиком, а, следовательно, её не может быть и перед оператором подвижного состава. Наличие договора между грузополучателем и оператором имеет определяющее значение.

Какой же это должен быть договор? Ответ прост — договор на оказание услуг по предоставлению подвижного состава или договор транспортной экспедиции (пункты 4 и 6 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 № 626).

При этом если на нормативном уровне предписано, что предоставление подвижного состава осуществляется только на основании договора, то нет ни единого основания давать оператору особую повышенную защиту своего «владения» (к слову, это второй довод судов в обоснование внедоговорного характера ответственности).

Оператор, будучи предпринимателем и профессиональным участником рынка, может и должен самостоятельно заботиться об эффективности работы своего подвижного состава.

Действующее правовое регулирование для этого предоставляет массу механизмов, самым простым из которых является договорная неустойка (статья 330 Гражданского кодекса).

По моим грубым подсчетам за 2019 год арбитражными судами рассмотрено порядка 860 дел по искам операторов подвижного состава к клиентам о взыскании договорных неустоек за нарушение срока возврата вагонов.

Таким образом, приводимые в защиту подхода о внедоговорном характере ответственности на проверку оказались слабыми. Нет ни одного позитивного эффекта от введения подобной ответственности.

Наоборот, введение такой ответственности влечет мультиплицирование ответственности грузополучателя, когда последний, единожды задержав вагон, получит требование сначала от покупателя, привлекшего его для исполнения договора поставки, а затем от оператора, в чьём подвижном составе была выполнена перевозка. И если кредитор-покупатель грузополучателю известен, то появление дополнительного кредитора, причем с требованиями, на формирование которых получатель не мог влиять, будет неожиданностью.

Возникает лишь вопрос, как должен «работать» подход Верховного Суда, обозначенный в пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда? Так вот, предусмотренная статьями 62 и 99 Устава законная неустойка должны применяться постольку, поскольку в договоре на предоставление подвижного состава и (или) транспортной экспедиции отсутствует условие о неустойке. Иными словами, если в указанных договорах не предусмотрена неустойка за задержку возврата вагонов, то оператор вправе привлечь контрагента (грузоотправителя, грузополучателя или владельца путей необщего пользования), ссылась на положения статей 62 и 99 Устава.

Правила поведения на железнодорожном транспорте

  • Правила поведения на железнодорожном транспорте:
  • • при приближении поезда не выходите за предупреждающую полосу на платформе до полной остановки поезда;
  • • посадку (высадку) в вагоны производите только после полной остановки поезда, со стороны перрона или посадочной платформы;
  • • при приближении поезда детей держите за руки или на руках. Не оставляйте их без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;
  • • не оставляйте без внимания случаи нарушения правил поведения несовершеннолетних детей на территории железнодорожного транспорта;
  • • переходите железнодорожные пути только в установленных местах, убедившись в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов;
  • • не подлезайте под вагонами.

 Основными причинами несчастных случаев на железнодорожных путях является:

  1. • грубое нарушение пострадавшими «Правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте», в большинстве случаях усугубившееся алкогольным опьянением;
  2. • хождение по железнодорожным путям и переход путей в не установленных местах;
  3. • личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке в поезда;
  4. • проникновение граждан на объекты железнодорожного транспорта с целью хищения деталей, содержащих цветные металлы;

• переход ж. д. путей в непосредственной близости перед подающим сигналы большой громкости поездом на пешеходных переходах и переездах;

  • • бесцельное нахождение в парках станций и перегонах;
  • • шалость детей, слабый контроль со стороны их родителей.
  • Категорически запрещается:
  • • проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
  • • бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться в непосредственной близости от края платформы во время прохождения поезда;
  • • находиться на территории железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения;
  • • прыгать с поезда на ходу и с платформы на железнодорожные пути.
  1. ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
  2. Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
  3. Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.
  4. Соблюдайте следующие правила:
  5. — при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  6. — тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
  7. — не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
  8. — запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
  9. — курите только в установленных местах;
  10. — не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  11. — не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  12. — при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.
  13. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами.

При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны.

Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой.

Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт является одним из ведущих видов транспорта.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, наезды на препятствия, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Для обеспечения безопасности пассажиров каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и своевременно исполнять свои должностные обязанности.

В настоящее время до утверждения Федеральным законом Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 621 от 25 августа 1992 года (далее – Положение).

Действие Положения распространяется на всех работников предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее именуются — работники), за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте (к указанной категории не относятся работники вагонов-ресторанов), сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха (п. 3). Положение определяет дисциплинарный проступок, как виновное нарушение дисциплины, а также виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей.

В Положении закреплены обязанности работника, которые можно классифицировать следующим образом: 1) технологические обязанности: обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов, сокращать простои подвижного состава (пп. «а» п. 5).

Читайте также:  Статья 3.1. Архитектурная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

2) Производственные обязанности.

Например, беречь технические средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, средства связи и другие), а также оборудование, материалы и объекты государственной собственности Российской Федерации, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного ему имущества, принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения (пп. «б» п.

5). 3) Обязанности, связанные с профессиональной подготовкой, предусмотрены пп. «в», «г», «д» п. 5 Положения: выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной cреды, проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания, знать и выполнять требования Положения.

Положение о дисциплине предусматривает также и обязанности работодателя: 1) по организации труда: правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления (пп. «а» п. 6). 2) Производственные обязанности.

Например: обеспечивать соблюдение режима экономии, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов; сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению (пп. «б» п. 6). 3) Обязанности по формированию добросовестного отношения к труду: уделять внимание повышению уровня дисциплины труда, добиваться сокращения текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее (пп. «в», «г» п. 6).

  • За совершение работником дисциплинарного проступка, в соответствии с п. 15 Положения, к нему могут применяться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий:
  • а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя — свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, а помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) — свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок;
  • б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог и государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);

в) увольнение по соответствующим основаниям. Данные виды дисциплинарных взысканий применяются в зависимости от того, какой дисциплинарный проступок совершен.

Так, дисциплинарное взыскание в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя – свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) – свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев — может быть применено за совершение машинистом, водителем моторно-рельсового транспорта несъемного типа или помощником машиниста проступка, который создавал угрозу крушения или аварии. В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы, и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства на срок до одного года.

Освобождение от занимаемой должности с предоставлением работы с учетом профессии (специальности) как дисциплинарное взыскание может налагаться на работника за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.

Увольнение может налагаться, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством о труде, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.

Перечень грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное подпунктом «в» пункта 15 Положения о дисциплине, дан в приказе МПС России № 30Ц от 25 декабря 2000 г. .

К грубым нарушениям дисциплины относятся: проезд запрещающего сигнала; превышение установленной скорости движения; нарушение порядка опробования автотормозов и проверки их действия в пути следования, повлекшие крушение, аварию поезда; отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали; неограждение сигналами остановки места производства путевых работ, повлекшее травмирование и гибель людей, крушение, аварию поезда и другие.

Решением Верховного Суда пп. «а» ч. 1 п. 15 Положения был отменен в связи с тем, что дисциплинарное взыскание и основания его применения введены подзаконным актом, что является ограничением прав работника и противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) .

Что касается пп. «б» и «в» ч. 1 п. 15 Положения, то они тоже были признаны незаконными решением Верховного Суда РФ по основаниям, указанным выше. Анализ состояния дисциплины труда в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги нашел отражение в следующих таблицах.

Таблица № 1. Количество нарушителей дисциплины труда в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги

Год Количество работников Количество нарушителей
Абс. %
2004 13 642 616 4,51
2005 13 807 450 3,26
2006 13 538 756 5,59

Из данной таблицы видно, что количество нарушителей дисциплины от года к году колеблется. Данное обстоятельство может свидетельствовать о неэффективности применяемых дисциплинарных взысканий.

Таблица № 2. Виды наложенных дисциплинарных взысканий в Новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги

Год Замечание Выговор Увольнение
Абс. % Абс. % Абс. %
2004 97 15,77 518 84,23
2005 73 11,87 377 88,13
2006 126 20,49 630 79,16 2 0,35

Увольнение, как мера дисциплинарного взыскания, применялось за три года всего дважды (за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения), поскольку одной из важнейших обязанностей работодателя является сокращение текучести кадров.

Наибольшее количество дисциплинарных проступков совершают работники, занимающие следующие должности: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурный по станции, начальник дистанции, главный инженер, осмотрщик-ремонтник вагонов, дорожный мастер, составитель поездов.

Думается, необоснованно ставить экономиста и осмотрщика вагонов в одинаковое положение в связи с применением к ним мер дисциплинарного взыскания. Проступок экономиста не может повлечь человеческие жертвы.

Следовательно, нормативный акт, предусматривающий специальную дисциплинарную ответственность некоторых категорий работников железнодорожного транспорта, необходим.

В настоящее время принят в первом чтении проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (далее Проект).

  1. В соответствии со ст. 4 Проекта к работникам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
  1. отстранение от работы на срок до одного года;
  2. увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание в виде отстранения от работы на срок до года предлагается применять за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей (ч. 1 ст. 5).

  • Увольнение, как вид дисциплинарного взыскания, может быть применено к работнику за совершение следующих дисциплинарных проступков:
  • 1) нарушение порядка вождения железнодорожного подвижного состава, повлекшее за собой его крушение или аварию;
  • 2) нарушение порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправление и прием железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 3) нарушение правил ограждения железнодорожного подвижного состава, места производства путевых работ, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 4) нарушение должностных обязанностей, повлекшее за собой столкновение железнодорожного подвижного состава с иным транспортным средством;
  • 5) нарушение технологии обслуживания и ремонта устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 6) нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 7) отключение проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;
  • 8) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара в железнодорожном подвижном составе.

Проект имеет ряд недоработок.

Во-первых, в статье 1 закреплено, что Федеральный закон определяет требования к дисциплине работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта.

При этом нет конкретизации, каких именно работников следует относить к данной категории. Во- вторых, Проект содержит лишь обязанности работников, а об обязанностях работодателя не говорится.

Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992, № 9, ст. 608.

Приказ МПС России от 25. 12. 2000 г.

№ 30Ц «Об утверждения перечня грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное подпунктом «в» пункта 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и категорий работников, привлекаемых к ответственности за эти нарушения» // Российская газета, 21. 02. 2001, №37.

Решение Верховного Суда РФ от 28. 10. 2002 г. № ГКПИ 2002 – 1100 «О признании незаконными подпункта «а» части 1 пункта 15 и пункта 16 «Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25. 08. 1992 г. № 621».

Решение Верховного Суда РФ от 24. 05. 2002 г. № ГКПИ 2002 – 375 «О признании частично незаконным «Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25. 08. 1992 г. № 621».

Ссылка на основную публикацию