Статья 38. Последствия прекращения международного договора Российской Федерации

С момента прекращения договора или выхода из многостороннего договора его участник более не связан договорными обязательствами.

Правомерными основаниями прекращения договора или выхода из него являются либо те, которые указаны в тексте договора, либо те. что содержатся в нормах права международных договоров (аннулирование).

К правомерным основаниям прекращения договора относятся: соглашение о прекращении договора, истечение срока действия договора, выполнение всеми участниками в полном объеме всех обязательств по договору или прощение долга, заключение нового договора по тому же вопросу с теми же участниками (новация договора), грубое нарушение договора партнерами, коренное изменение обстоятельств, делающее применение договора бессмысленным или опасным (rebus sic stantibus), возникновение новой императивной нормы jus cogens, несовместимой с договорными обязательствами, возникновение вооруженного конфликта, разрыв дипломатических и консульских отношений, если эти обстоятельства являются существенными для договора.

В зависимости отделимости или неделимости договора и иных обстоятельств прекращение договора или выход из него может быть полным или частичным.

Основания прекращения договора не обязательно и не автоматически влекут прекращение договора или выход из него.

Некоторые из обстоятельств, способных повлечь прекращение договора, могут явиться основаниями для приостановления действия.

Например, ненадлежащее выполнение или даже существенное нарушение договора контрагентом или разрыв отношений с ним может явиться основанием для приостановления действия договора.

Для приостановления действия договора могут быть и самостоятельные основания, не являющиеся основаниями для прекращения договора. Приостановление действия договора может быть предусмотрено самим договором или соглашением участников договора о приостановлении действия договора.

Разрыв дипломатических и консульских отношений в общем не влияет на действие договоров и лишь тогда является основанием для приостановления действия договора, когда наличие этих отношений существенно необходимо для выполнения договора.

Основанием для приостановления действия договора и его прекращения может быть возникновение обстоятельства непреодолимой силы (la force majeure), делающего невозможным но не зависящим от обязанного государства причинам добросовестное выполнение им обязательства. Форс-мажорные обстоятельства невозможно ни предвидеть, ни предотвратить, поэтому они на период своего действия освобождают участника договора от ответственности за невыполнение договорных обязательств по причине невозможности выполнения.

Венская конвенция 1969 г.

(ст. 61) ввела норму о том, что если причиной невозможности выполнения договора является «безвозвратное исчезновение или уничтожение объекта, необходимого для выполнения договора», то это обстоятельство является основанием прекращения договора.

Если же невозможность выполнения договора является временной, то это обстоятельство является основанием лишь для приостановления действия договора на время невозможности его выполнения.

Невозможность выполнения договора, созданная участником, не освобождает его ни от обязательств, ни от международно-правовой ответственности за деликт.

Приостановление действия договора означает перерыв его действия на срок действия обстоятельств, повлекших приостановление действия договора.

Основание невозможности выполнения договора вследствие непреодолимой силы отличается от основания коренного изменения обстоятельств, существовавших при заключении договора.

Коренное изменение обстоятельств принято называть клаузулой rebus sic stantibus.

Коренным изменением Конвенция признает лишь такое редчайшее изменение обстоятельства, составлявшего существенное основание согласия участников на обязательность договора, которое коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению.

В 1966 г.

в качестве основания выхода из военных структур НАТО Франция применила эту клаузулу, когда сочла, что проведение самостоятельной военной политики больше соответствует интересам национальной безопасности страны, нежели нахождение в военной организации НАТО, но вообще это основание коренного изменения обстоятельств подлежит применению в абсолютно исключительном, крайнем случае, например в случае физического исчезновения партнера.

Государство не имеет права ссылаться на коренное изменение обстоятельств в отношении договора, устанавливающего границу, а также в случае, если оно само совершило нарушение обязательства. Разрешается приостановить действие договора при наличии коренного изменения обстоятельств.

Венская конвенция 1969 г.

установила, что не считается обстоятельством прекращения или приостановления действия договора уменьшение числа участников многостороннего договора. Например, в случае, если из какой-либо конвенции, набравшей 60 ратификаций и вступившей в силу, вышло, например, 20 государств, то конвенция сохраняет силу для оставшихся 40 государств-участников.

Венская конвенция 1969 г.

установила, что если двусторонний договор нарушил один участник, то право прекратить или приостановить действие этого договора принадлежит другому участнику, но если многосторонний договор существенно нарушил один его участник, то право прекратить или приостановить действие договора возникает с общего согласия всех других сторон.

В порядке исключения из этого правила Конвенция предусмотрела право выйти индивидуально из многостороннего договора или приостановить свое участие в нем государства, особо пострадавшего в результате нарушения договора. Критерии того, насколько «особо» пострадало государство, не установлены, но они должны быть очевидными.

Конвенция исходит из принципа ответственности, согласно которому существенное нарушение договора одним участником дает право другому участнику на выход из договора. Но самому нарушителю договора (делинквенту) право на прекращение договора не принадлежит; после нарушения им договора он несет обязанность возместить вред, причиненный нарушением договора.

Estoppel — реципированный Венской конвенцией 1969 г.

из англосаксонской системы права международно-правовой принцип, в соответствии с которым в случае, если государство явно или молчаливо (в силу своего поведения) согласилось, что договор для него остается в силе после ставших ему известными оснований прекращения договора, то оно больше не вправе ссылаться на такие основания с целью прекращения договора. И это касается не только договоров: государство теряет право отрицать то, что до этого им было признано или принято; согласие государства на обязательность договора нельзя взять обратно. Отзыв подписи договоров ad referendum возможен при наличии серьезных оснований.

Читайте также:  Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации

Если были совершены действия по выполнению договора, признанного впоследствии недействительным, то все участники возвращаются в первоначальное положение, существовавшее до включения недействительного договора (реституция).

Это значит, что каждый участник недействительного договора имеет право потребовать от других его участников создать, насколько это возможно, положение, которое существовало бы, если бы действия по выполнению недействительного договора не были совершены.

Прекращение договора по основанию его противоречия императивной норме влечет двоякие последствия: если договор с самого начала был заключен в противоречии с действующей императивной нормой, то его участники, насколько возможно, обязаны устранить все последствия своих действий, противоречащие императивной норме международного права, и привести все свои отношения в соответствие с требованиями императивной нормы; если же действующий договор впоследствии оказался в противоречии с новой императивной нормой, то его прекращение освобождает участников от обязательств по договору, а все исполненное по договору сохраняет силу в том объеме, в каком оно не противоречит императивной норме.

При отсутствии договоренности об ином приостановление действия договора: 1) освобождает участников от выполнения обязательств по договору и от ответственности за невыполнение договора на период существования причин, вызвавших приостановление действия договора; 2) не влияет в остальном на правоотношения по договору; 3) обязывает участников воздержаться от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора в будущем.

Венская конвенция 1969 г.

установила норму, в соответствии с которой договор может быть изменен по соглашению между участниками на условиях, предусмотренных самим договором.

Два или несколько участников многостороннего договора имеют право заключить между собой договор о его изменении с целью его применения между собой в измененном виде при условии, что договор это не запрещает.

Международная практика нарушения договора

Договоры не всегда исполняются. Время от времени та или иная сторона нарушает условия договора:

  • купли-продажи,
  • поставки,
  • аренды,
  • страхования,
  • франчайзинга,
  • агентского договора и т. д.

Формы нарушения

Нарушение может происходить в различных формах, как то:

  • отказ исполнить обязательство;
  • недолжное исполнение обязательства;
  • несвоевременное исполнение обязательства.

При этом нередки случаи, когда о нарушении обязательств заявляют обе стороны. Например, покупатель говорит о том, что поставленный ему товар не соответствует установленному качеству, а продавец жалуется на покупателя, который отказывается платить за товар.

В международной практике за нарушение договора следует строгая ответственность. При этом обычно не требуется доказывать вину лица для того, чтобы признать нарушение имевшим место.

Например, если курьер обещал доставить товар до наступления определенной даты, он будет ответственен за позднюю доставку даже в том случае, если его вина в такой задержке отсутствует.

Различают

  • обыкновенные нарушения,
  • существенные нарушения (имеющие серьёзные последствия для одной из сторон),
  • малозначительные нарушения (к примеру, строитель заменил один материал на схожий, но другой).

Ответственность, возникающая при малозначительных нарушениях, отличается от ответственности при существенных нарушениях договора.

В английском праве и в праве некоторых иных стран существует такая правовая концепция как «ожидающееся нарушение» (anticipatory breach). «Ожидающееся нарушение» — показатель того, что сторона не выполнит свои обязательства в будущем.

Например, если одна из сторон понимает, что не сможет поставить товар контрагенту, то она предупреждает об этом заранее до наступления срока исполнения обязательства. В этом случае вторая сторона имеет право требовать нарушения обязательства даже до наступления договорного срока исполнения обязательства.

Последствия нарушения

Каждое нарушение может предоставлять:

  • возникновение права требовать убытки;Обычно под убытками понимается денежная сумма.Цель компенсации убытков — чтобы не нарушившая сторона получила то, на что она рассчитывала по условиям договора.
    На нарушившую сторону право налагает обязательство при нарушении договорного обязательства обеспечить, чтобы убытки второй стороны были минимальны.
    Вместе с тем, при присуждении убытков суды обращают внимание на ограничения ответственности, которые прописаны в договоре между сторонами.
    Хотя требование убытков является самым распространённым вариантом защиты права ненарушившей стороны, не все юрисдикции признают возможность в дополнение к убыткам также требовать штрафы за нарушение обязательства. В частности, штрафы, как правило, возможны в континентальном праве и ограничены в англо-саксонском праве.
  • возникновение права прекращения договора.Хотя право требовать убытки возникает всегда при нарушении договора, однако, право прекращения договора возникает не при каждом нарушении обязательства.

Иногда то или иное национальное право поддерживается того подхода, что прекращение договора должно быть крайней мерой, и стороны должны продолжать работать вместе, чтобы найти альтернативные решения.

Английское право, напротив, предлагает достаточно широкие полномочия для лиц в части прекращения договора при нарушении договорных обязательств.

Вышеуказанные права вследствие нарушения договора реализуются по усмотрению той стороны, в отношении которой произошло нарушение. То есть эта сторона не обязана требовать при нарушении наступления какого-либо из этих последствий, а вправе самостоятельно выбирать, предъявлять ли те или иные требования к нарушившей стороне.

Вместе с тем в некоторых юрисдикциях в случаях, если сторона решила не объявлять нарушение договора и подтвердила измененный договор, то она не сможет предъявлять требования о нарушении обязательств впоследствии, так как подтверждение договора является безотзывным.

Сторонам также следует быть осторожными при реализации своих прав при нарушении договора. Необоснованная реализация некоторых прав может сама по себе привести к нарушению. Например, если одна сторона в одностороннем порядке прекращает договор, хотя не имеет достаточных оснований это делать, то к ней могут быть предъявлены требования о нарушении положений договора второй стороной.

Читайте также:  Раздел v. ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

Нарушение договора определяется на основании самих обязательств, установленных договором, а также на основании общепринятой практики в том или ином сегменте рынка.

Необходимо однако заметить, что не любое невыполнение договорного обязательства рассматривается как нарушение договора.

В некоторых случаях право предоставляет стороне, которая не выполняет свое обязательство, освобождения от ответственности даже при невыполнении этого обязательства.

Например, если покупатель отказывается платить за товары ненадлежащего качества, которые были поставлены ему, то покупателя нельзя рассматривать как нарушающего обязательства.

Право также обычно устанавливает смягчающие факторы в установлении размера ответственности, которыми могут быть:

  • отсутствие вины,
  • действия второй стороны договора,
  • несущественность нарушения и т. д.

Вместе с тем, если, несмотря на нормы права, в договоре установлено иное, то вышеуказанные обстоятельства могут и не рассматриваться в качестве смягчающих факторов. Например, если в договоре чётко написано, что время доставки является существенным, то нарушение договора имеет место при опоздании на несколько минут, даже если доставка произошла в тот же день.

В некоторых системах права существует такая мера ответственности как «специальное исполнение» (specific performance).

Оно возникает, когда для стороны важно именно исполнение второй стороной договорного обязательства, а не могущие возникнуть в результате этого компенсации в виде убытков. В этом случае сторона обращается в суд за определением, чтобы нарушившая сторона всё-таки выполнила свои обязательства в натуральной форме.

Специальное исполнение однако же не предоставляется судом, если суд установил один из следующих факторов:

  • суд должен контролировать такое исполнение;
  • существуют иные способы защиты права.
  • Например, если был заключён договор купли-продажи товара, который доступен на рынке, суд примет решение о выплате убытков, а не определение о специальном исполнении.
  • Если же товары уникальны или редки на рынке, то суд может принять определение о специальном исполнении.
  • Право устанавливает также некоторые обстоятельства, при возникновении которых ответственность лица даже при нарушении договора не возникает.

Наиболее часто встречающееся обстоятельство — истечение исковой давности. То есть если лицо вовремя не подало иск против нарушителя, то даже при нарушении договора, ответственность нарушителя не возникает.

http://www.worldbiz.ru/

Большой энциклопедический словарь — значение слова Российская Федерация Федеральный Закон О Международных Договорах Российской Федерации (часть 3)

одимостью, в Государственную Думу предложения опрекращении или приостановлении действия международных договоровРоссийской Федерации, решения о согласии на обязательность которых дляРоссийской Федерации были приняты в форме федерального закона на основаниипредставления Правительства Российской Федерации.

Правительство РоссийскойФедерации вправе в случае необходимости представить Президенту РоссийскойФедерации предложение о внесении в Государственную Думу предложения опрекращении или приостановлении действия международного договораРоссийской Федерации, решение о согласии на обязательность которого дляРоссийской Федерации было принято в форме федерального закона на основаниипредставления Правительства Российской Федерации. Подлежащие представлениюПрезиденту Российской Федерации для внесения в Государственную Думупредложения о прекращении или приостановлении действия международныхдоговоров Российской Федерации, требующие предварительного рассмотренияПравительством Российской Федерации, представляются в ПравительствоРоссийской Федерации. 3. Предложение о прекращении или приостановлениидействия международного договора Российской Федерации должно содержатьзаверенную копию официального текста международного договора, обоснованиецелесообразности его прекращения или приостановления его действия, а такжеоценку возможных финансово-экономических и иных последствий прекращенияили приостановления действия договора, включая при необходимостипредусмотренное статьей 104 Конституции Российской Федерации заключениеПравительства Российской Федерации. 4. Решения Правительства РоссийскойФедерации о внесении в Государственную Думу предложений о прекращении илиприостановлении действия международных договоров Российской Федерации, атакже о представлении Президенту Российской Федерации для внесения вГосударственную Думу предложений о прекращении или приостановлениидействия международных договоров Российской Федерации принимаются в формепостановления. 5. В случае внесения в Государственную Думу на основаниистатьи 104 Конституции Российской Федерации субъектом правазаконодательной инициативы, не упомянутым в пункте 2 настоящей статьи,законопроекта по вопросу о прекращении или приостановлении действиямеждународного договора Российской Федерации Государственная Думанаправляет внесенный законопроект Президенту Российской Федерации дляпредложений по данному законопроекту. Статья 37. Прекращение иприостановление действия международных договоров Российской Федерации 1.Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действиямеждународных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствиис условиями самого договора и нормами международного права органом,принявшим решение о согласии на обязательность международного договора дляРоссийской Федерации. 2. Президент Российской Федерации принимает, еслиэто вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлениидействия международных договоров Российской Федерации, согласие наобязательность которых для Российской Федерации давалось ПравительствомРоссийской Федерации. 3. Государственная Дума рассматривает предложения опрекращении или приостановлении действия международных договоровРоссийской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах икомиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения. ПринятыеГосударственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе оденонсации) или приостановлении действия международных договоровРоссийской Федерации подлежат в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации. ПринятыйФедеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о прекращении(в том числе о денонсации) или приостановлении действия международногодоговора Российской Федерации направляется в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания иобнародования. 4. Действие международного договора Российской Федерации,решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерациипринималось в форме федерального закона, может быть приостановленоПрезидентом Российской Федерации в случаях, требующих принятиябезотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированиемСовета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думупроекта соответствующего федерального закона. В случае отклоненияГосударственной Думой проекта федерального закона о приостановлениидействия международного договора Российской Федерации действие договораподлежит незамедлительному возобновлению. 5. Прекращение и приостановлениедействия международных договоров Российской Федерации межведомственногохарактера производятся федеральными органами исполнительной власти, отимени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерствоминостранных дел Российской Федерации, другими заинтересованнымифедеральными органами исполнительной власти, органами государственнойвласти соответствующих субъектов Российской Федерации и с разрешенияПравительства Российской Федерации. 6. Правительство Российской Федерациипринимает решения о прекращении или приостановлении действия международныхдоговоров Российской Федерации межведомственного характера, еслисоответствующие вопросы имеют важное значение для государственныхинтересов Российской Федерации. 7. Решения о прекращении (в том числе оденонсации) и приостановлении действия международных договоров, в которыхРоссийская Федерация является стороной в качестве государства -продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти РоссийскойФедерации в соответствии с их компетенцией, установленной КонституциейРоссийской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актамизаконодательства Российской Федерации. Внесение соответствующихпредложений и законопроектов осуществляется применительно к порядку,установленному статьей 36 настоящего Федерального закона. Статья 38.Последствия прекращения международного договора Российской ФедерацииПрекращение международного договора Российской Федерации, если договоромне предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими егоучастниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательствавыполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства илиюридическое положение Российской Федерации, возникшие в результатевыполнения договора до его прекращения. Статья 39. Последствияприостановления действия международного договора Российской Федерации 1.Приостановление действия международного договора Российской Федерации,если договором не предусматривается иное или не имеется инойдоговоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерациюот обязательства выполнять в течение периода приостановления договор всвоих отношениях с теми его участниками, с которыми приостанавливаетсядействие договора, и не влияет в остальном на установленные договоромправовые отношения Российской Федерации с другими его участниками. 2. Впериод приостановления действия международного договора РоссийскойФедерации органы государственной власти Российской Федерации и органыгосударственной власти соответствующих субъектов Российской Федерациивоздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлениюдействия договора. Статья 40. Официальные сообщения о прекращении илиприостановлении действия международных договоров Российской ФедерацииОфициальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации опрекращении или приостановлении действия международных договоровРоссийской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имениПравительства Российской Федерации, опубликовываются в порядке,предусмотренном статьей 30 настоящего Федерального закона. Раздел IV.Заключительные положения Статья 41. Вступление настоящего Федеральногозакона в силу Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня егоофициального опубликования. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИНМосква, Кремль. 15 июля 1995 года. . 101-ФЗ

Читайте также:  Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Смотреть значение Российская Федерация Федеральный Закон О Международных Договорах Российской Федерации (часть 3) в других словарях

Часть — доля Словарь синонимов

Закон — м. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Божий, откровение, составляющее…….. Толковый словарь Даля

Федерация — ж. лат. союз народов, областей или людей; товарищество, братство; заговор, конфедерация. Федерационный, федеративный, союзный, к союзу относящ. Толковый словарь Даля

Часть — ж. доля целого, дробь, не все или нецелое, отдел, отрез; пай, доля соби в чем. , одна часть именья продана и прожита. семьи дома, часть в отлучке. Словарь мой в четырех частях,…….. Толковый словарь Даля

Федеральный — федеральная, федералистское (полит.). Прил. к федерация, представляющий собой федерацию; то же, что федеративный. строй. Федеральное государство. Толковый словарь Ушакова

Федерация — федерации, ж. (фр. federation от латин. foedus — союз). 1. Государство, состоящее из объединенных государств, сохраняющих свою самостоятельность в известных пределах (полит.). РСФСР…….. Толковый словарь Ушакова

Часть — стоимости производительного капитала, к-рая затрачивается на рабочую силу и сырье). Оборотные средства. Оборотные фонды. Оборотные деньги. 4. Прил., по знач. связанное…….. Толковый словарь Ушакова

Закон — 1. Естественная закономерность; взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности. Безусловный, великий, вечный, всеобщий, естественный, железный……..

Словарь эпитетов

Закон М. — 1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. // перен. Правосудие, судебные органы……… Толковый словарь Ефремовой

Федеральный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: федерация, связанный с ним. 2. То же, что: федеративный. 3. Общегосударственный (в некоторых федеративных государствах). Толковый словарь Ефремовой

Федерация Ж. — 1. Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства — члены федерации — имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и…….. Толковый словарь Ефремовой

Часть Ж. — 1. Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. // Доля чего-л., принадлежащая кому-л.; пай. 2. Любой предмет, входящий в систему какого-л. единства или целого,…….. Толковый словарь Ефремовой

Закон — -а; м.1. Нормативный акт, постановление высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и имеющий юридическую силу. Кодекс законов о труде………

Толковый словарь Кузнецова

Закон — — нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. — основная форма выражения права в…….. Политический словарь

Закон Дюверже

Ссылка на основную публикацию