Статья 12. ограничения, связанные с депутатской деятельностью

Российское законодательство очень строго определяет круг полномочий и видов деятельности, которые доступны депутатам Госдумы. Согласно п. 7 ст. 40 ФЗ-141, депутат осуществляет свои права, как член выборного органа самоуправления, но как только он получает такие полномочия, его деятельность, как предпринимателя или бизнесмена, должна быть прекращена.

Работая журналистом, я несколько раз писала на эту тему. Мои статьи были связаны с тем, как пренебрегают данным требованием закона сегодняшние депутаты, но ранее, я не уделяла внимание тому, какие именно деяния запрещены чиновникам и почему. В текущей заметке я постараюсь подробнее рассмотреть вопрос, чем не может заниматься депутат Госдумы, находясь на службе.

Классификация устанавливаемых запретов для депутатов

Ограничения не устанавливаются просто так. Все есть обоснованная причина. Самое главное – это обеспечить качественную работу чиновника. Действующие правовые ограничения могут существовать в двух аспектах:

  • деятельность, несовместимая с должностью депутата и его прямыми обязанностями;
  • обеспечение дисциплинарного режима на государственной должности.

Первая группа запретов касается непосредственно деятельности депутата, а во второй, указываются ограничения по представительству и работе на других уровнях гос.власти. В каждой группе отмечаются разные виды ограничений, о которых будет рассказано в следующих разделах статьи.

Какие обязательства принимает на себя депутат сразу после получения официального статуса?

Как я уже отметила в начале статьи, по закону, полномочия депутата, работающего на постоянной основе, несколько ограничены.

Сразу после избрания и получения депутатского мандата, начинают действовать ограничения:

  • запрещено заниматься предпринимательской деятельностью;
  • нельзя состоять в управлении коммерческой организации, если иное не прописано в ФЗ;
  • заниматься другими видами деятельности, за которую полагается плата. Исключением является преподавательская, научная или иная творческая деятельность.

Примечательно, что последний пункт может быть исполнен при условии, что гражданин сотрудничает с российской организацией. Депутат не вправе быть сотрудником иностранной компании.

При нарушении таких правил, полномочия общественного деятеля прекращаются досрочно.

Данные пункты являются основными при описании ограничений в деятельности депутатов, но есть еще ряд важных нюансов, о которых будет рассказано далее, в статье.

Дополнительные ограничения, установленные для депутатов

Есть еще и другие запреты, которые действуют сегодня для граждан, избранных депутатами Госдумы. Речь идет о следующих моментах:

  • заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме той, которая входит в список исключений;
  • быть депутатом в субъектах федерации;
  • заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц;
  • быть поверенным или представителем третьих лиц в гос. органе, который находится в непосредственном подчинении;
  • использовать для личных нужд материально-техническую базу или финансовые источники, иное государственное имущество;
  • получать гонорары за публикации или выступать в роли госслужащего;
  • получать вознаграждение (подарки, кредиты, деньги, оплату расходов) от компаний или граждан, связанное с исполнением каких-либо обязанностей по должности, причем, даже после выхода на пенсию;
  • принимать награды или звания без разрешения Президента РФ, внутри страны или от других государств и организаций;
  • пользоваться денежной помощью компаний или физ. лиц при поездке за границу, кроме ситуаций с поездками по международным соглашениям;
  • участвовать в забастовках;
  • использовать свое служебное положение в интересах других политиков или организаций.

Все ограничения правомочны и по сей день. Любо нарушение может привести к завершению депутатской карьеры чиновника.

Основное назначение устанавливаемых запретов

Есть несколько причин, по которым устанавливаются описанные ограничения. Дело вовсе не в том, чтобы как-то ограничить деятельность депутата или ущемить его права. Важно, чтобы чиновник полноценно и эффективно выполнял обязанности, принятые им добровольно после избрания.

В этой связи, основные причины установки запретов на предпринимательскую деятельность и прочих ограничения, заключаются в следующем:

  • обеспечить максимально эффективную и профессиональную деятельность чиновников, после возложения на них установленных полномочий;
  • установить препятствие, которое ограничит возможности депутатов злоупотреблять своими правами;
  • создать условия для служебной деятельности, независящей от внешних факторов;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав чиновников, при исполнении ими своих прямых обязанностей.

Все эти причины очень важны, поскольку позволяют обеспечить полноценную работу чиновников и гарантируют получение отличного результата.

Заключение

Закончить представленный материал можно несколькими выводами:

  1. Каждый гражданин, ставший депутатом, обязан не только выполнять возложенные на него обязанности, но и соблюдать некоторые правила. Подробности прописаны в федеральном законодательстве.
  2. Депутатам запрещается заниматься любой деятельностью, приносящей прибыль, кроме творческой и педагогической.

За нарушение таких требований, к депутату будут применены меры, и чиновник обязан будет сложить свои полномочия.

Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 4-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности пункта 11 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой"

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, C.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, с участием гражданки Т.И.

Романовой, представителя Государственной Думы — председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина, полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации А.И. Александрова, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В.

Кротова,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 11 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.И. Романовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявительницей законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика К.В. Арановского, объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание представителя от Генерального прокурора Российской Федерации — Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя в статье 4 основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривает, в частности, что все депутаты, избранные в составе выдвинутого политической партией списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатское объединение — фракцию данной политической партии (пункт 4).

Согласно статье 12 названного Федерального закона, устанавливающей ограничения, связанные с депутатской деятельностью, депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона, и может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран (пункт 11);

несоблюдение требований, указанных в пунктах 11 -13 данной статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий (пункт 14).

Принимая решение о досрочном прекращении депутатских полномочий гражданки Т.И.Романовой — заявительницы по настоящему делу, Государственный Совет Чувашской Республики посчитал основанием для такого решения несоблюдение ограничений, связанных с депутатской деятельностью, выразившееся в выходе Т.И.

Романовой из Коммунистической партии Российской Федерации, в составе списка которой она была избрана депутатом, и последовавшее за этим исключение ее из фракции данной политической партии в законодательном (представительном) органе государственной власти Чувашской Республики (постановление от 22 марта 2011 года N 793).

Ленинский районный суд города Чебоксары решением от 26 апреля 2011 года оставил без удовлетворения заявление Т.И.

Романовой о признании постановления Государственного Совета Чувашской Республики незаконным, указав, что в силу пункта 4 статьи 4 и пунктов 11 и 14 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, может осуществлять депутатскую деятельность только во фракции этой политической партии и при условии обязательного членства в ней; выход же депутата из политической партии означает невозможность осуществления депутатской деятельности в соответствующей фракции и влечет исключение из нее, что является достаточным основанием для прекращения депутатских полномочий.

Читайте также:  Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики определением от 1 июня 2011 года отменила решение суда первой инстанции и вынесла новое решение, признав постановление Государственного Совета Чувашской Республики о досрочном прекращении полномочий депутата Т.И.

Романовой незаконным.

По мнению суда кассационной инстанции, пункт 11 статьи 12 названного Федерального закона, запрещая депутату выходить из фракции той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран, и состоять в какой-либо иной партии, определяет тем самым в качестве оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий нарушение именно этих запретов; данная статья содержит исчерпывающий перечень ограничений, связанных с депутатской деятельностью, в числе которых исключение из политической партии или из ее фракции в парламенте не предусмотрены; кроме того, членство в политической партии не является для депутата обязательным условием: ни федеральное, ни региональное законодательство не запрещают политической партии включать лиц, в ней не состоящих, в свой список кандидатов в депутаты — не допускается лишь присутствие в этом списке членов иных политических партий.

Президиум Верховного Суда Чувашской Республики решением от 15 июля 2011 года отменил определение суда кассационной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, посчитав, что выход из политической партии и обусловленное этим исключение из депутатской фракции свидетельствуют о нарушении Т.И. Романовой требований пункта 11 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и, следовательно, служат основанием для досрочного прекращения ее полномочий как депутата Государственного Совета Чувашской Республики. В передаче надзорной жалобы Т.И.Романовой на рассмотрение в заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от

13 сентября 2011 года.

Нарушение пунктом 11 статьи 12 названного Федерального закона своих конституционных прав, гарантированных статьями 3 (части 1-3 ), 29 (части 1 и 3), 30 (часть 2) и 32 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации, гражданка Т.И.

Романова усматривает в том, что содержащиеся в нем положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — позволяют досрочно прекратить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который был избран в составе выдвинутого политической партией списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, в тех случаях, когда депутат выходит из данной политической партии, а парламентская фракция на этом основании исключает его из своего состава.

Соответственно, исходя из требований статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», пункт 11 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку его положения служат основанием для разрешения вопроса об исключении из парламентской фракции и досрочном прекращении полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае выхода его из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран и во фракцию которой он входит.

2.

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1-3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти (статья 32, части 1 и 2); государство гарантирует гражданам равенство этих конституционных прав, в том числе независимо от принадлежности к общественным объединениям, включая политические партии, возможность создания и деятельности которых вытекает из конституционного принципа многопартийности и права каждого на объединение при недопустимости принуждения к вступлению в партию или пребыванию в ней (статья 13, часть 3; статья 19, часть 2; статья 30).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации корреспондируют общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являющимся составной частью ее правовой системы в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

Так, Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает право каждого гражданина на участие без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей (пункт «а» статьи 25), а Конвенция о защите прав человека и основных свобод обязывает подписавшие ее государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы в органы законодательной власти в условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).

Таким образом, в Российской Федерации депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти становятся носителями государственной власти в силу принципов народного суверенитета и многопартийности, в результате свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа и осуществляют свои полномочия на основе принципа независимости парламентария — в пределах и формах, определяемых Конституцией Российской Федерации и конкретизирующими ее законами.

Указанные конституционные принципы, равно как и конституционные гарантии права на объединение и права избирать и быть избранным в органы государственной власти в силу статей 1 (часть 1), 5 (часть 3), 71 (пункт «г») и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации в полной мере распространяются на организацию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и предопределяют содержание законодательства, регулирующего их полномочия, порядок формирования и функционирования, организационную структуру и процедуры деятельности, а также правовое положение депутатов и парламентских фракций, в том числе в их отношениях с политическими партиями, деятельность которых, в свою очередь, непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти.

Политические партии включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 1-П, от 16 июля 2007 года N 11-П и от 9 ноября 2009 года N 16-П). Деятельностью политических партий опосредовано осуществление избирательных прав граждан и права народа на свободные выборы, в реализации которых гражданами Российской Федерации политические партии играют существенную роль как основные коллективные участники избирательного процесса, что следует из статьи 13 (части 1, 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 30 и 32 и согласуется со статьей 9 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, признающей подлинными только те выборы, которые проводятся в условиях реального политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности, что предполагает функционирование политических партий, законная деятельность которых находится под юридической защитой государства.

  • Европейский Суд по правам человека в своей практике также исходит из того, что свободные выборы и свобода политических партий как формы ассоциации, существенно важной для должного функционирования демократии, лежат в основе любой демократической системы, взаимосвязаны и укрепляют друг друга (постановления от 2 марта 1987 года по делу «Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии», от 30 января 1998 года по делу «Объединенная коммунистическая партия Турции (United Communist Party of Turkey) и другие против Турции», от
  • 19 февраля 1998 года по делу «Боуман (Bowman) против Соединенного Королевства», от 11 января 2007 года по делу «Российская консервативная партия предпринимателей и другие против России» и от
  • 12 апреля 2011 года по делу «Республиканская партия России против России»).
  • В силу статей 13 и 30 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) в сложной системе отношений, порождаемых выдвижением политической партией списка кандидатов в депутаты на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти (с участием партии в целом, самих кандидатов, а также избирателей), реализация избирательных прав граждан, включенных в этот список, основывается на принятом политической партией решении.
Читайте также:  Глава VI. Взаимоотношения правительства российской федерации и федерального собрания

О соблюдении депутатами представительных органов муниципальных образований ограничений, запретов и обязанностей, установленных для лиц, занимающих муниципальные должности

Обращаю внимание, что Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из многих норм федерального законодательства были исключены слова «на постоянной основе» и тем самым ряд ограничений, запретов и обязанностей начал действовать в отношении более широкого круга лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=vxJbC-hWPXg

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе.

В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность», — депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса .

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ была введена новая редакция части 7.

1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Часть 4 статьи 12.

1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обращаю внимание, что Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из данной части были исключены слова «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе».

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность.

Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В целом в рамках антикоррупционной политики, проводимой в муниципальных образованиях, могут приниматься как нормативные акты, направленные на совершенствование деятельности органов местного самоуправления, порядка прохождения муниципальной службы, повышение прозрачности и открытости местной власти, так и специальные антикоррупционные правовые акты, в том числе определяющие порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, порядок разработки муниципальных программ противодействия коррупции.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность регулирования порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными нормативными правовыми актами.

В свою очередь, муниципальные правовые акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным правовым актам, стоящим выше в иерархии источников муниципального права и регулировать только те вопросы, которые ими не урегулированы.

При этом видится целесообразным при разработке порядка предоставления сведений для лиц, замещающих муниципальные должности, руководствоваться положениями соответствующих указов Президента Российской Федерации, например, Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и другими.

У лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе на постоянной основе, в связи с исполнением полномочий не возникает трудовых отношений (в том смысле, который подразумевается Трудовым кодексом Российской Федерации; они не являются сотрудниками представительных органов муниципальных образований).

Однако обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В связи с этим полагаю, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей соответствующие лица должны направлять в представительный орган муниципального образования.

Обращаю внимание, что предоставление документов, подтверждающих сумму дохода, законодательством не требуется.

Следует также учитывать, что депутаты представительного органа муниципального района, который состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, являются депутатами в двух муниципальный образованиях. Соответственно, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей они должны предоставлять в установленном порядке и в поселение, и в муниципальный район.

Решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принимается представительным органом муниципального образования.

При этом могут быть использованы два способа осуществления такой проверки — самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимаемых определенные должности. Тот же порядок может распространяться и на процедуру контроля за соблюдением запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Проверки в отношении определенного круга лиц (например, депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатов, замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, их супругов и несовершеннолетних детей) могут проводиться по решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации. Такие проверки осуществляются независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливается контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности.

Читайте также:  Раздел v. ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

Таким образом, представленные сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) муниципальную должность, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Пункт 1.1 статьи 7.

1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распространяет запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, на депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и депутатов, замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов. Таким образом, соблюдение требований данной статьи зависит от вида муниципального образования, в котором лицо исполняет полномочия.

Также прилагаю* Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный период 2015 год).     

________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.   

  • Председатель Комитета,
  • Президент Общероссийского Конгресса
  • муниципальных образований

В.Б.Кидяев

  1. Электронный текст документа
  2. подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  3. рассылка

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2002 г. N 9-П

по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина А.П.Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего О.С.Хохряковой. судей М.В.Баглая, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой. Г.А.Жилина. В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова.

с участием представителя гражданина А.П.Быкова — адвоката Г.П.Падвы, представителя Верховного Суда Российской Федерации — судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.А.Горохова, представителей Законодательного Собрания Красноярского края — Председателя Законодательного Собрания Красноярского края А.В.

Усса и кандидата юридических наук А.В.Демина, представителя Государственной Думы — адвоката И.В.Зверева, представителя Совета Федерации — председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ю.А.

Шарандина, а также полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова,

руководствуясь статьей 125 (пункт “а” части 2 и часть 4) Конституции Российской Федерации, подпунктом “а” пункта 1 и пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3. подпунктом “а” пункта 1 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85, 86, 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона от 6 октября 1999 года “Об общих принципа организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (в редакции от 8 февраля 2001 года).

Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина А.П.

Быкова и запросы Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края о проверке конституционности статей 13 и 14 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации содержащиеся в этих статьях положения о неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Д.Зорькина, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации — Е.Е.

Кретовой, от Министерства внутренних дел Российской Федерации — Т.Н.Москальковой, от Федеральной службы безопасности Российской Федерации — Л.Н.Башкатова, от Генерального прокурора Российской Федерации — И.А.

Воронова, исследовав представленные документы и иные материалы. Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

Какие полномочия и ограничения есть у депутатов Государственной Думы?

 duma.gov.ruduma.gov.ru

Напоминаем вам о полномочиях, правах и обязанностях депутата.

Статус депутата ГД определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы».

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях; внесение законопроектов и поправок к ним; внесение парламентского и направление депутатского запроса; обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первоочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе » депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным. Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иного законодательного (представительного) органа власти и не может параллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Также для парламентариев установлены законом строгие ограничения для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Наконец, закон четко прописывает запрет для парламентариев иметь за границей счета или хранить сбережения в зарубежных банках. За нарушение этого требования, а равно за непредставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Еще два строгих требования закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по закону «депутат обязан соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Ссылка на основную публикацию