Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности

Для понимания вопроса кто главнее ФСБ или Прокуратура, придётся выяснить к какой ветви власти относится каждая из этих организаций. В России конституционно закреплён принцип разделения властей, государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

С помощью системы сдержек и противовесов и разграничения компетенций каждая из ветвей может и должна ограничивать другие. Они имеют равные полномочия и независимы друг от друга.

Такое разделение должно сдерживать злоупотребление властью, предотвращать тоталитаризм и установление диктатуры.

Фсб — орган исполнительной власти

ФСБ России подчиняется непосредственно президенту РФ, который больше относится к исполнительной власти, но при этом стоит выше всех трёх ветвей власти и координирует их деятельность.

Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасностиГерб ФСБ на машине

  • Деятельность ФСБ должна подчиняться Конституции РФ, указам и распоряжениям Президента, постановлениям правительства, международным договорам РФ, Положением о ФСБ РФ.
  • ФСБ обеспечивает безопасность страны, занимается разведкой и контрразведкой, охраной государственных границ, противостоит терроризму, экстремизму, защищают информационное пространство от распространения террористической идеологии, охраняет государственную тайну, пресекает деятельность отдельных людей, преступных группировок и вооруженных формирований, пытающихся изменить конституционный строй России.
  • Также служба вправе вести оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью обнаружения и срыва планов организованной преступности, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, проводить необходимые криминалистические экспертизы.

В ходе своей деятельности ФСБ в случае необходимости может применять физическую силу, боевую технику, оружие и специальные средства, в том числе против террористов и их баз, расположенных за пределами России.

Если есть основания полагать, что в определенном месте готовится общественно опасное действие, сотрудники ФСБ могут беспрепятственно вторгаться в жилые и иные помещения, на территории, земельные участки, принадлежащие гражданам, предприятиям, организациям. Обо всех подобных случаях проникновения они обязаны уведомить прокурора в течение суток.

Все права ФСБ может использовать только для выполнения своих обязанностей, определённых федеральными законами.

В ФСБ имеются подразделения, которые курируют следствие, полицию и даже прокуроров и судей. Их мощнейшие полномочия также позволяют проводить против них оперативно-розыскную деятельность.

Прокуратура как четвёртая ветвь власти

Прокуратуре отведено особое место в структуре государственной власти. Этот надзорный орган нельзя отнести к законодательной, исполнительной или судебной власти. Она полностью автономна, ее задача — укрепить законность и правопорядок в стране.

Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасностиУдостоверение и погон Прокуратуры

Прокуратура появилась благодаря Петру I, в 1722 году он учредил должность генерал-прокурора — «ока государева». Ему надлежало надзирать за деятельностью Сената — чтобы он в точности выполнял императорские указания и регламенты.

Прокурорский надзор в отношении органов исполнительной власти должен обеспечить соблюдение Конституции РФ, выполнение законов госкомитетами, федеральными министерствами, службами и всеми остальными федеральными органами. Прокуратура действует от имени и в интересах Российской Федерации, ее полномочия, структуру и порядок работы регламентирует федеральный закон о Прокуратуре. Эта организация военизированная.

Прокуратура реализует собственные полномочия независимо от прочих властных органов, она наделена правом законодательной инициативы (может вносить рекомендации об отмене или утверждении законов, об их изменении и дополнении).

Прокуратура выявляет нарушения в деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов и добивается, чтобы они были устранены.

Независимость прокуратуры позволяет ей непредвзято надзирать за исполнением законов.

Прокуратура не возбуждает уголовные дела, а только передаёт материалы в следственный орган и занимается поддержкой обвинения в суде.

Она имеет право координировать работу правоохранительных органов (в том числе ФСБ) по борьбе с преступностью.

С этой целью прокурор организует координационные совещания, создаёт рабочие группы, требует предъявить нужную документацию и информацию.

В отношении сотрудников ФСБ может быть организована прокурорская проверка. Уполномоченный на это прокурор должен иметь специально оформленный допуск к сведениям, содержащим государственную тайну.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью ФСБ проводится в целях соблюдения законности и правомерности таких мероприятий и обеспечения гарантии соблюдения гражданских прав человека.

При этом сведения о тактике, средствах и методах разведки и контрразведки ФСБ остаются недоступными даже для Прокуратуры.

Кто из них главнее

Прокуратура и ФСБ относятся к разным ветвям власти — ФСБ к исполнительной, а Прокуратура ни к одной из трёх. Это контролирующий, надзорный орган. Они никак не соотносятся по вертикали власти, поэтому невозможно сказать кто главнее ФСБ или Прокуратура.

Генеральный прокурор наделён высшим чином — действительный государственный советник юстиции, который приравнен к Генералу Армии. Директор ФСБ тоже имеет звание Генерал Армии.

Прокуратура имеет право проводить проверки законности действий ФСБ, а Служба безопасности может заниматься в отношении Прокуратуры оперативно-розыскной деятельностью. В результате выявления нарушений представители обеих организаций понесут ответственность.

В целом их взаимодействие подпадает под принцип разделения властей, что нейтрализует тенденцию к концентрации власти в руках одной организации. Однако ФСБ, окутанной ореолом тайны, приписывают большее могущество и негласные полномочия.

«Жаловаться на ФСБ можно только первому лицу». Что правозащитники думают о роли силовиков в расследовании дела «Сети»*

В Москве в Сахаровском центре 22 апреля состоялись общественные слушания по делу «Сети»*. Родители обвиняемых и правозащитники рассказали, что мешает провести эффективное расследование пыток фигурантов дела Ильи Шакурского и Дмитрия Пчелинцева. Их мнения — в обзоре «7×7».

«Судом принимается абсолютно все, что предлагает ФСБ и Следственный комитет»

Мать одного из фигурантов дела Светлана Пчелинцева рассказала о результатах следственной проверки по жалобам на пытки Дмитрия Пчелинцева и Ильи Шакурского.

Представитель военного следственного отдела СК РФ по Пензенскому гарнизону Артём Меркушев отказал заявителям в возбуждении уголовного дела по факту пыток.

Пчелинцева считает отказ незаконным, поскольку проверка, по ее мнению, была проведена формально: не были опрошены заявители, члены ОНК, свидетели, которые могли видеть телесные повреждения.

Она отметила, что вместо реальных свидетелей, таких, как, например, жена Пчелинцева, которая видела следы пыток, следователь Меркушев опросил его других осужденных, которых не могло быть в одиночной камере Дмитрия.

Несмотря на то, что Пчелинцев и Шакурский передавали адвокатам описания и схемы камер, в которых их предположительно пытали, эти материалы не были приобщены к проверке.

Светлана Пчелинцева сказала, что ее сыну и Илье Шакурскому было отказано в проведении медицинской экспертизы, которая могла бы доказать или опровергнуть применение к обвиняемым электрического тока. К материалам проверки приобщили только записи медицинских работников СИЗО, которые не фиксировали никаких телесных повреждений.

Адвокаты Шакурского и Пчелинцева обжаловали отказ в возбуждении уголовного о пытках, 30 января суд признал отказ законным. Пчелинцева рассказала, что суд не стал рассматривать претензии адвокатов к проведению следственной проверки и показания заявителей — Пчелинцева и Шакурского.

— Судом принимается абсолютно все, что предлагает ФСБ и военный следственный комитет. Следователь Меркушев, проводивший проверку, прямо заявляет на суде: «По моему убеждению, Пчелинцев является террористом».

Опрашивать членов ОНК, реальных свидетелей он отказался, потому что не счел это нужным.

В материалах проверки — странные свидетели, которых никогда не было, и показания сотрудников ФСБ и оперативников, которые никогда не встречались с моим сыном, — заявила Пчелинцева.

Пчелинцева рассказала, что решение о признании законным отказа в возбуждении уголовного дела будет обжаловано в Европейском суде по правам человека.

Правозащитник Лев Пономарев рассказал, что правозащитники и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова настаивали на проведении независимой проверки в федеральных органах. Но все жалобы направлялись в Пензу, и проверки по фактам пыток проводили те же следователи, которые ведут дело «Сети»*.

«Скажу честно: я не понимаю, что делать с эфэсбешниками»

Член Совета по правам человека при президенте Илья Шаблинский сказал, что практика получения доказательств с помощью пыток — это тревожная тенденция для всего общества.

— Под пытками можно заставить человека признаться в чем угодно и оговорить кого угодно. Это значит, что в доказательной базе заранее заложено отступление от истины. Как можно доверять результатам такого следствия?

Глава Комитета против пыток Игорь Каляпин рассказал, что за 20 лет работы его организации было получено только две жалобы на пытки со стороны ФСБ, а за последний год поступило уже больше 10. Он считает, что это произошло из-за того, что общество и власти не могут контролировать ФСБ.

— Ни одного судью, ни одного следователя не назначат на должность без справки из ФСБ. Это невозможно обжаловать, это некая секретная справочка.

Они понимают, что зависят от ФСБ, с ними поссоришься и будет испорчена карьера.

Теоретический вопрос: когда ФСБ нарушает закон, когда они занимаются пытками, фальсифицируют доказательства — кому жаловаться на них? Скажу честно: я не понимаю, что делать с эфэсбешниками.

Каляпин считает, что жаловаться на ФСБ можно только президенту, который наделил их негласными полномочиями по контролю за всеми органами власти. На встрече Совета по правам человека с президентом глава совета Михаил Федотов рассказывал президенту о деле «Сети»*. По мнению правозащитников, это не стало сигналом для проведения эффективного расследования.

Лев Пономарев сказал, что единственным способом добиться эффективного расследования пыток является общественное внимание к делу «Сети»*.

Он отметил, что первые судебные заседания по делу проходили в закрытом режиме, но теперь удалось добиться открытых процессов в Санкт-Петербурге.

Правозащитник считает, что внимание СМИ к противоречиям в показаниях свидетелей и материалах дела во время заседаний в Петербурге вынудили суд взять перерыв: заседания, назначенные на апрель, перенесены на май.

— Внимание общества к несостыковкам в деле «Сети»* не позволяет быстро осудить ребят. Мы будем проводить массовые публичные акции, мы призываем журналистов приходить на заседания судов в Петербурге и Пензе, освещать этот процесс. Я — оптимист, я считаю, что общественная огласка уже помогла остановить пытки и поможет добиться эффективного расследования, — заявил Пономарев.

Дело террористического сообщества «Сеть»* или «Пензенское дело» — уголовное преследование молодых людей антифашистских взглядов, которых обвинили в подготовке терактов для того, чтобы поднять вооруженный мятеж в России.

По версии ФСБ, ячейки организации находились в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Омске и Республике Беларусь.

Читайте также:  Статья 1. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

Правозащитный центр «Мемориал» считает, что дело могло быть сфабриковано, а обвиняемые молодые люди могли стать жертвами пыток.

В феврале 2019 года фигурантов пензенского дела «Сети» внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Большинство задержанных заявляют, что их пытали электрическим током, чтобы добиться признания.

Родители фигурантов дела «Сети» основали неформальную организацию «Родительская сеть». Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки. Интернет-журнал «7×7» рассказал о ней в большом репортаже в августе 2018 года.

*Террористическое сообщество «Сеть» запрещено на территории России.

Кто осуществляет надзор за фсб

Прокуратура » Надзор » Кто осуществляет надзор за фсб

  • Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности
  • Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  • Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
  • Статья 24. Прокурорский надзор
  • Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
  • Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.
  • Адвокатура: понятие, принципы организации и деятельности, формы адвокатских образований, порядок образования и задачи

Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Адвокатура является независимой организацией.

Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются.

Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Минюста РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и рекомендациями.

Полномочия адвоката, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством РФ. В случаях, предусмотренных законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый адвокатским образованием.

  1. 1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи (опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь); запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений, и иных организаций;
  2. 2) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ;
  3. Адвокат не вправе: 1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет незаконный характер;
  4. Адвокат обязан:1)честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;
  5. 2)соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов РФ, совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;
  6. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатурой.
  7. Адвокаты оказывают доверителям самую разнообразную юридическую помощь:
  8. 1. дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  9. 2. составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

  Есть ли надзор после освобождения

  • 3. представляют интересы доверителей в конституционном судопроизводстве;
  • 4. участвуют в качестве представителей доверителей в гражданском и административном судопроизводстве;
  • 5. участвуют в качестве представителей или защитников доверителей в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
  • Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)
  • очень нужно

Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными Законами и Федеральными Законами. Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляет Генеральный Прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Кроме органов ФСБ функции по обеспечению безопасности и охране государственной тайны осуществляют и иные органы.

Так, функции охраны Президента Российской Федерации и членов его семьи осуществляет Служба Безопасности Президента Российской Федерации.

Указанная служба безопасности в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о службе безопасности Президента Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г.

Что имеем в реальности

Согласно Конституции и Положению о ФСБ, чекисты подчиняются президенту и правительству. Как происходит это подчинение и устраивают ли Медведев и Путин им взбучки — не известно.

Из года в год нам показывают хорошо отлакированные телекартинки, когда напротив очередного президента сидит с бумажками очередной директор ФСБ и бодро рапортует о достижениях.

При этом налогоплательщик не в состоянии проверить, насколько эти релизы соответствуют действительности.

И получается некий театр абсурда: теракт — доклады об уничтоженных боевиках — финансовые вливания — снова теракт. Судите сами.

2004 год: тогдашний премьер Фрадков (сейчас руководитель СВР) сообщил о дополнительных субсидиях, выделенных правительством на содержание ФСБ.

22 июня того же года более 500 боевиков совершили нападение на административные здания и объекты МВД в Ингушетии: погибло 78 человек, 114 человек получили ранения. Среди погибших — 35 сотрудников милиции и пять прокурорских работников.

1 сентября: захват боевиками школы в Беслане, а затем бездарное освобождение заложников — сотни погибших. Руководили операцией генералы ФСБ Проничев (сейчас возглавляет погранслужбу) и Анисимов. Никто из официальных лиц не понес наказания, а Проничев секретным указом Путина, наоборот, награжден.

  Можно ли выезжать за границу с надзором

2005 год: министр финансов Кудрин заявил, что расходы на МВД, ФСБ, СВР, ФСО вырастут на сумму 50 млрд рублей, которые пойдут на техническое оснащение и подготовку специалистов.

12 июня — взрыв в Московской области на железнодорожных путях — сошли с рельсов 4 вагона поезда № 382 Грозный — Москва. Пострадали 42 человека.

  1. 1 июля — в Махачкале приведено в действие взрывное устройство мощностью около 7 кг в тротиловом эквиваленте — погибло 11 военнослужащих, 26 получили ранения.
  2. 13 октября — 180 боевиков атаковали объекты силовых структур в Нальчике: погибло 12 граждан и 35 милиционеров.
  3. 2006 год: выступая на коллегии ФСБ, Путин поблагодарил руководящий состав и рядовых сотрудников за добросовестное выполнение своих обязанностей и пообещал увеличить расходы на безопасность на 27%.

21 августа — взрыв на Черкизовском рынке в Москве. Погибло 14 человек, ранены 61.

2007 год: указом Путина финансирование ФСБ увеличено на треть, а зарплаты сотрудников — на четверть. Президент также сообщил, что закупки вооружений для ФСБ увеличатся на 20%, а расходы на капстроительство — на 73%.

  • 2008 год: указом президента директор ФСБ Патрушев назначен секретарем Совбеза.
  • — Это были не самые легкие годы, но он с честью справился со всеми задачами, — отметил Медведев.
  • На встрече с главредами государственных СМИ теперь уже новый директор ФСБ Бортников отчитался о результатах работы ведомства: много интересного было рассказано о грузинских шпионах и хакерах, которые 280 тысяч раз атаковали сайт президента.

7 августа — взрыв на пляже в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи — двое погибших, десятки раненых. 6 ноября — террористка-смертница взорвала маршрутное такси во Владикавказе — погибло 12 человек.

В том же месяце за вымогательство 1 млн рублей в Питере задержаны четверо сотрудников УФСБ.

Подался в бега начальник УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал Александр Кармацкий (бывший начальник СЭК УФСБ, в 2003 году удостоен звания почетного сотрудника контрразведки). Ему инкриминируют ст. 188 ч. 4 УК РФ (контрабанда в особо крупных размерах в группе лиц).

2010

28 января президент Медведев посетил Лубянку. По окончании встречи он заявил, что в 2009 году ФСБ обезвредила 500 боевиков и предотвратила 80 терактов. Чекистам было обещано дальнейшее увеличение финансирования.

2 июня на встрече с президентом Бортников сообщил, что еще год назад арестован мужчина, планировавший 12 терактов. Выходит, целый год молчал, а перед встречей Бортникова с президентом неожиданно раскололся (фамилия террориста не сообщается).

9 сентября снова шок: на рынке Владикавказа совершен теракт — погибло 18 человек и пострадали более 160.

  Прокуратура не может осуществлять надзор за

13 октября Бортников заявил, что в ходе розыска выявлена диверсионно-террористическая группа, спланировавшая теракт. О подробностях и личностях террористов, как всегда, не сообщается.

Стоит напомнить в этой связи, что расследование уголовного дела — это долгий и кропотливый процесс, и уж тем более — уголовные дела по терактам, где фигурируют сотни людей.

В основе расследования всегда лежит кропотливая оперативная работа: агентура, опросы соседей, коллег по работе, случайных свидетелей, детализация телефонных разговоров, билинги… Причем 70% добытой информации, как правило, оказывается не имеющей отношение к делу. Как за столь короткое время вычисляют террористов? Или мочат всех без разбора?

Читайте также:  Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

Как вообще можно расследовать подобные дела, хотя бы с целью предотвратить последующие взрывы и захваты заложников, если все подозреваемые уничтожаются на месте и называются виновными безо всякого суда?

Кто контролирует ФСБ?

В европейских странах спецслужбы находятся под общественным и парламентским контролем — случись что, немедленно создается парламентская комиссия, расследующая провалы и даже мелкие упущения спецслужб. У нас же совершенно непонятно, кто их контролирует и несет персональную ответственность.

В частности, зорко следить за деятельностью ФСБ входит в задачи думского Комитета по безопасности. Только из двадцати пяти членов комитета самих чекистов — 5 (бывших, как известно, не бывает), сотрудников МВД — 12, Министерства обороны — 3, прокурор — 1, казачий атаман — 1 и трое гражданских.

Лучше бы народный избранник направил депутатский запрос и выяснил, сколько чекистов и сотрудников МВД за совершенные преступления находятся в федеральном розыске? Тогда бы стало понятно, где именно нужно пережимать.

За тратой государственных денег в России следит специальный орган – Счетная палата.

Силовые структуры и спецслужбы входят в сферу ответственности аудитор Александр Жданьков — бывший начальник контрольной службы ФСБ, генерал-полковник, который в 2009 году был избран председателем совета ветеранов ФСБ. Интересно понаблюдать, как главный ветеран ФСБ Жданьков проводит ревизии в родном ведомстве.

После службы

После отставки для многих сотрудников ФСБ интересная жизнь не кончается. За долгие годы службы они обзавелись нужными связями и накопили достаточно ценного материала. Генералы переходят во власть, депутатствуют либо устраиваются советниками в крупные госкомпании. Полковники и майоры — в службы безопасности коммерческих банков или в советы по безопасности при губернаторах и мэрах.

Источники:
http://vuzlit.ru/1209470/kontrol_nadzor_deyatelnostyu_organov_federalnoy_sluzhby_bezopasnosti

http://www.novayagazeta.ru/articles/2010/11/08/796-fsb-vyshe-tolko-svoi

Надзор за деятельностью ФСБ России

Надзор за соблюдением законности исполнительно-распорядительной деятельности ФСБ России подразделяется на два вида. Первый из них – общий надзор.

  • В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предметом общего надзора являются:
  • Исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законами, издаваемым ими правовых актов;
  • Соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительного следствия;
  • Исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • Сущность и назначение прокурорского надзора сводится к тому, чтобы следить за установлением единого понимания законности, обеспечивать правильное применении законов в Российской Федерации.

Одной из основных форм прокурорского реагирования на выявленные незаконные акты органов управления ФСБ России является принесение протеста, в котором прокурор ставит вопрос об отмене противоречащих закону актов и восстановлении нарушенной законности.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, военный прокурор в праве установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор также в праве вносить представления об устранении нарушения закона органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение и объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Данное представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено военному прокурору в письменной форме.

Вторым видом надзора является административный. Он представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных и специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

  1. Административный надзор можно подразделить на два вида: надведомственный и внутриведомственный.
  2. Надведомственный административный надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учрежлений, организаций общественных объединений и граждан специальными субъектами, наделенными для этого особыми полномочиями.
  3. Особенности административного надзора состоят в том, что между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органа надзора распоространяется, как правило, на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
  4. Субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

В том или ином органе, организации на предприятии, в учреждении, может организоваться внутриведомственный административный надзор, задачи которого те же, что и надведомственного административного контроля, но в пределах своего органа, организации, предприятия, учреждения.

Органы внутреведомственного контроля учреждаются, как правило, в составе функциональных органов управления.

Они действуют от имени этих органов (как его аппарат) либо выступают в качестве относительно обособленных структурных подразделений, выполняющих надзорные функции на основе специально издаваемых о них положений

Подводя итог, следует отметить, что контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, соответственно через уполномоченные на то подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ, Палаты Федерального Собрания, судебных органов РФ.

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Прокурорский надзор является мощным инструментом обеспечения законности. Квалифицированное использование его возможностей выступает и весьма эффективным средством предупреждения нарушений законов.

Заключение

Рассмотрение вопросов правового положения того или иного органа власти является весьма трудоемким, но необходимым процессом.

Деятельность федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности является очень важной для государственной целостности и неприкосновенности Российской Федерации в целом, что в свою очередь свидетельствует об актуальности данной темы.

Правовое положение федеральной службы безопасности обуславливается наличие определенной нормативно-правовой базой, которая имеет регламентацию как на федеральном уровне – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные акты, так и на международном – различные соглашения и меморандумы.

ФСБ России как и любой федеральный орган государственной власти имеет определенную структуру, благодаря которой данный орган действует как единое целое в процессе решения задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Организационная структура имеет нормативное закрепление.

При организации своей деятельности ФСБ России выполняет ряд определенных задач по обеспечению безопасности. Также следует отметить принципы деятельности органов федеральной службы безопасности, которые всегда являлись важной составной частью их политико-правового положения.

Однако неотъемлемой частью правового положения органов федеральной службы безопасности становятся только те принципы, которые были определены в законах, непосредственно регулирующих их деятельность. Принципы, определяющие порядок организации и деятельности органов федеральной службы безопасности, можно классифицировать по ряду оснований.

Так, например, в зависимости от того, на какую сферу государственных отношений эти принципы распространяют свое действие, можно выделить две их группы: всеобщие принципы, имеющие отношение к деятельности всех органов государственной власти (принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма); отраслевые принципы организации и деятельности органов федеральной службы безопасности (принципы единства системы органов федеральной службы безопасности и принцип конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности).

На данный момент существуют пять основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Данные принципы обеспечивают качественное обеспечение безопасности Российской Федерации органами ФСБ России.

Необходимо отметить, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широкими полномочиями по контролю за органами исполнительной власти, в том числе за органами федеральной службы безопасности.

Соответствующие права он осуществляет при реализации своих конституционных функций: как глава государства, как гарант Конституции Российской Федерации.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности Президент Российской Федерации осуществляет как непосредственно, так и через свою администрацию.

Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания Российской Федерации непосредственно, а также через специально созданные для этого органы: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.

  • Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением органами федеральной службы безопасности Конституции Российской Федерации является соблюдение органами федеральной службы безопасности и их должностными лицами: положений Конституции Российской Федерации в своей деятельности.
  • Основные задачи курсовой работы достигнуты:
  • Рассмотрена организационная структура ФСБ России
  • Определены задачи и принципы ФСБ России
  • Выявлены основные направления деятельности ФСБ России
  • Изучен контроль за деятельностью ФСБ России
  • Уточнены вопросы надзора за деятельностью ФСБ России
  • Основные положения выносимые на защиту считаю раскрытыми.

Статья 23.45 КОАП РФ. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны

1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 и 7 статьи 13.12, частью 2 статьи 13.13 настоящего Кодекса.

  • 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  • 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти;
  • 2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители;
Читайте также:  Статья 41. прекращение выплаты пенсии при утрате на нее права

3) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

  1. 4) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его заместители;
  2. 5) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  3. 6) руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности Российской Федерации, обороны Российской Федерации, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну, их заместители.
  4. См. все связанные документы >>>

1. Часть первая комментируемой ст. 23.45 КоАП РФ устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Статья 30.

1 Закона N 5485-1 определяет, что федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»).

  • Задачами государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Законом РФ N 5485-1, другими федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами, оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
  • Защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации, организуют и обеспечивают в том числе:
  • — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности;
  • — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;
  • — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки;
  • — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
  • — их территориальные органы.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ России), правовое положение которой определено Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

  1. ФСБ России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивает информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
  2. Одной из задач ФСБ России является обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку.
  3. Деятельностью ФСБ России руководит Президент Российской Федерации.
  4. ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы безопасности, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.
  5. ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, является Министерство обороны (см.: Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»).

Задачи по осуществлению мероприятий, связанных с защитой государственной тайны в Вооруженных Силах РФ, возложены на Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ — центральный орган военного управления Министерства обороны Российской Федерации и основной орган оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 23.07.

2013 N 631, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Генеральный штаб) выполняет функции по организации мероприятий по защите государственной тайны в Вооруженных Силах и подведомственных Минобороны России федеральных органах исполнительной власти и организациях и контролю за их реализацией:

  • а) руководство деятельностью по обеспечению соблюдения в Вооруженных Силах режима секретности, организация контроля за эффективностью защиты сведений, составляющих государственную тайну, в подведомственных Минобороны России федеральных органах исполнительной власти и организациях, а также в организациях, с которыми Минобороны России заключены договоры на выполнение работ (оказание услуг);
  • б) организация применения средств шифрования, руководство шифровальной деятельностью в Вооруженных Силах;
  • в) организация взаимодействия шифровальных органов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований при обеспечении функционирования шифрованной связи в интересах обороны и в пределах компетенции Минобороны России в интересах безопасности государства;
  • г) руководство организацией обеспечения защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
  • д) организация лицензирования деятельности по выполнению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, организация в пределах компетенции Минобороны России лицензирования такой деятельности иных организаций;
  • е) организация сертификации средств защиты информации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ее безопасности, и выдачи лицензий на право их создания органам военного управления, соединениям, воинским частям и организациям Вооруженных Сил, а также в пределах компетенции Минобороны России иным организациям.
  • Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации.
  • Начальник Генерального штаба непосредственно подчиняется Министру обороны Российской Федерации.

Начальник Генерального штаба имеет заместителей начальника Генерального штаба. Распределение обязанностей между заместителями начальника Генерального штаба осуществляется начальником Генерального штаба.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внешней разведки, является Служба внешней разведки (СВР России), правовое положение которой регулируется Федеральным законом от 10.01.1996 N 5-ФЗ «О внешней разведке» (далее — Закон N 5-ФЗ).

СВР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы.

В соответствии с п. 6 ст.

6 Закона N 5-ФЗ к полномочиям органов внешней разведки Российской Федерации относится организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), правовое положение которой определено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».

  1. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:
  2. 1) обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  3. 2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;
  4. 3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;
  5. 4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
  6. 5) осуществления экспортного контроля.
  7. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.
  8. ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.
  9. ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею.
  10. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации.
  11. ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.
  12. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
  13. К административным правонарушениям в данной сфере относятся:

нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ);

занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии (ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ).

2. Часть вторая ст. 23.45 КоАП РФ определяет категории должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны. К ним относятся:

  • 1) директор ФСБ России, его заместители, руководители территориальных органов ФСБ России, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФСБ России;
  • 2) начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, его заместители;
  • 4) директор СВР, его заместители;
  • 5) руководитель ФСТЭК России, его заместители, руководители территориальных органов ФСТЭК России, их заместители;
  • 6) руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности Российской Федерации, обороны Российской Федерации, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну, их заместители.
Ссылка на основную публикацию