Статья 3. Цели космической деятельности

Мнение основателя компании «Даурия Аэроспейс» Михаила Кокорича.

Безусловно, когда говоришь об эффективности работы любого российского органа власти, то надо начинать с вполне понятных, даже скучных тезисов.

О том, что невозможно построить островок эффективности в рамках порочной модели государственного управления, где отсутствует реальная выборность и подотчётность исполнительной власти, нет независимости представительной и судебных ветвей, где отсутствует по-настоящему свободная пресса.

Однако хотелось бы посмотреть детальнее на глубину проблем одной из самых критикуемых госкомпаний, которая до последнего момента была федеральным агентством, — «Роскосмоса».

Особенно интересно это в силу того, что будучи человеком посторонним и внешним для системы, я получил реальный опыт взаимодействия с «Роскосмосом». Компания «Даурия Аэроспейс», которую я возглавлял до 2015 года, была одной из первых полностью частных компаний, получивших контракт с «Роскосмосом» на создание и запуск спутников, а также первой, кто запустил частный российский спутник.

Многое можно понять, о том как устроен и функционирует «Роскосмос», глядя на его стратегию, на организационную и функциональную структуру, на декларируемые (или отсутствующие) ценности. Интересно взглянуть на это, сравнив с подобными элементами самого успешного космического агентства — NASA.

Из-за жизненных и профессиональных обстоятельств несколько последних лет я живу в США, и занимаясь космической деятельностью здесь, имею возможность изнутри сравнить институциональную среду в космической отрасли в России и в США.

Когда читаешь любой стратегический документ, вышедший из-под пера «Роскосмоса», первым бросается в глаза отсутствие чётко сформулированной миссии (то есть основной общей цели).

В целом сформулированная в документах миссия с трудом может конкурировать с миссией стратегии США — «Продвигать вперёд знания, образование, инновации, экономическую активность и ответственное управление земными ресурсам через обеспечение превосходства в науке, технологиях и исследованиях».

Отсутствие понятной, вдохновляющей, высокой миссии приводит к:

  • отсутствию «полярной звезды», на которую должны ориентироваться все принимающие решения в отрасли;
  • постоянному изменению приоритетов, подстраивающихся под очередного руководителя;
  • сужению и дальнейшей декомпозиции стратегических целей.

Удивительно, но в существующих стратегических документах «Роскосмоса» нет прописанной системы ценностей. Это приводит к подходу управления космический отраслью исключительно по целям. Это исключает ценностные критерии. В результате: руководство отрасли по-разному трактуют цели, возникают проблемы в коммуникации с обществом.

Также отсутствие принятой и формализованной системы ценностей приводит, например, к невозможности оценивать поступки каждого руководителя или сотрудника в отрасли как соответствующие или противоречащие принятым ценностям. Например, в NASA приняты такие ценности:

  • безопасность;
  • честность;
  • взаимодействие или командная работа;
  • совершенство.

Ценность — честность: агентство обязуется поддерживать атмосферу доверия, построенную на принципах честности, этического поведения, уважения и беспристрастия. Наши руководители создают эту среду, поощряя открытую и решительную коммуникацию по всем вопросам, между всеми сотрудниками, без страха последующих репрессий.

Построение такого доверия с помощью этических норм, принятых каждым сотрудником и всей командой, — необходимый фактор успеха миссий. Ориентиры — необходимые и обязательные элементы стратегии. Их необходимо сформулировать и принять на всех уровнях.

Наличие системы ценностей позволит иначе формировать тактические и стратегические решения в отрасли, решать сложные и спорные вопросы. Описанная в стратегии РФ система стратегических целей скорее соответствует целям госкорпорации, ориентированной на конкретные результаты, которые в основном выражены в технологических и технических целях.

Отсутствует целостный институциональный подход, который отвечает на вопрос, как конкретные цели и действия по их достижению должны изменить институциональную картину государства, отрасли, общества, самого агентства. Как декомпозируется миссия и видение на конкретные цели, результаты или задачи.

  • Занятие лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаментальных космических исследований (планетологии, астрофизики, исследования солнечно-земных связей и так далее).
  • Занятие лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях исследования Луны.
  • Обеспечение полноценного участия в проектах международного сообщества, включая миссии к другим планетам Солнечной системы.
  • Сохранение лидирующих позиций в средствах выведения космических аппаратов.
  • Обеспечение независимого доступа в космос со своей территории во всём спектре решаемых задач.
  • Обеспечение мирового уровня эксплуатационно-технических характеристик отечественных космических средств.
  • Наличие эффективной высокотехнологической ракетно-космической промышленности.
  • Занятие достойного места на космическом рынке.

А вот дальше я постарался представить часть декомпозиции стратегических целей NASA. Они сосредоточены не только на предметных задачах (создать, достичь, разработать), но и на вопросах, как этого достичь, как должно измениться место NASA как организации в окружающей действительности и что должно произойти в отношениях между субъектами космической деятельности.

Ключевая проблема у нас — преобладание технологического подхода, который даёт ответ на вопрос, что делаем, но не даёт ответ, как. Это означает фактически ручное управление отраслью, сковывает инициативу, в том числе предпринимательскую, и отвлекает от вопросов институционального изменения космической отрасли.

В итоге это снижает конкурентоспособность отрасли. Необходимо точно сформулировать не только технологические задачи, но и те изменения отрасли, которые должны способствовать решению этих задач, в том числе роли самого «Роскосмоса», других государственных и частных субъектов космической деятельности.

«Роскосмос» как госкорпорация одновременно выполняет три группы функций:

  • Регулирует отрасль (технически и в правовом поле), определяя правила игры.
  • Является заказчиком или представителем заказчика космических систем и фактически распределителем заказов и ресурсов отрасли.
  • Также это уполномоченный представитель собственника (РФ) в большинстве предприятий космической отрасли, являющихся в основном федеральными предприятиями, учреждениями и акционерными обществами с преобладающей долей государства.

Эти функции почти постоянно противоречат друг с другом, особенно вторая и третья, где, с одной стороны, «Роскосмос» как представитель собственника должен спрашивать прибыльность, стоимость бизнеса, перспективы развития. С другой стороны, как заказчик или представитель заказчика должен минимизировать стоимость заказанных систем или услуг и максимизировать их характеристики.

Для сравнения, структура взаимоотношений внутри отрасли и роль государства и основного агентства в США и ЕС устроены иначе. Там агентство выполняет роли регулятора, заказчика научных и части государственных программ (есть ещё Минобороны, NGA, DARPA и так далее) и имеет ряд учреждений, которые не могут быть переданы частному бизнесу: космодромы, научный космос и прочее.

А все (или почти все) субъекты космической деятельности являются частными или акционерными компаниями с практически отсутствующей или минимальной долей государства.

Значительная часть целей и задач в космической стратегии России должна ставиться и выполнятся бизнесом, государство может и должно определять правила игры и быть заказчиком услуг, а не космических систем. Таковы, например, задачи в следующих подразделах Федеральной космической программы:

  • космические средства связи, вещания и ретрансляции;
  • дистанционное зондирование Земли, гидрометеорологическое наблюдение, экологический мониторинг и контроль чрезвычайных ситуаций;
  • средства выведения космических аппаратов.

Формат взаимодействия может быть основан на принципах государственно частного партнёрства. Важно отметить, что в стратегии США большинство этих целей просто не упоминаются, поскольку это область деятельности частного бизнеса. Например телекоммуникации, вещание и так далее.

А ряд достаточно специфичных задач, которыми раньше занималось NASA и Минобороны, специально и осознано передаются частному бизнесу. Примеры — средства доставки экипажей и грузов на околоземную орбиту, дистанционное зондирование в высоком разрешении.

Из результатов — основной подрядчик правительства по космической съёмке DigitalGlobe является ведущим мировым игроком, акции материнской компании котируются на NYSE. Не так давно созданная компания SpaceX создала серию ракетоносителей и корабль для доставки экипажей и грузов и обладает портфелем заказов на ближайшие несколько лет как от NASA, так и от частных заказчиков.

Необходимо решительно пересмотреть подход к роли частных компаний в космической отрасли. Опыт Западной Европы и США показывает, что частный бизнес способен создавать более эффективные решения с точки зрения экономики и технологий. А системная и планомерная поддержка государством частных компаний содействует конкурентоспособности компаний на мировом рынке.

Текущая стратегия «Роскосмоса» — объединение всех субъектов и всех функций в один субъект — суперкорпорацию. Такой вариант мог бы привести при качественном госуправлении к большей концентрации усилий и ресурсов и показать конкретные результаты быстрее.

Но в долгосрочном планировании он опасен для отрасли по следующим причинам:

  • отсутствие конкуренции внутри страны;
  • слабые мотивы для совершенствования у менеджмента;
  • неконкурентоспособность на международном рынке;
  • чрезмерное политическое влияние получившейся структуры;
  • лоббизм с последствиями;
  • удушение вновь появившихся частных компаний, которые в нормальной ситуации должны стать локомотивом нововведений.

В текущих условиях в РФ логично иметь несколько субъектов космической деятельности, объединив космические предприятия в несколько (может быть, два), конкурирующих вертикально интегрированных холдингов, то есть корпораций, производящих широкий ассортимент продукции (двигатели, ракетоносители, спутники и так далее).

Корпорации, способные конкурировать друг с другом, но обладающие достаточной устойчивостью при колебаниях спроса на отдельные виды продукции.

Эти холдинги целесообразно акционировать, а независимым директорам и менеджерам поставить задачу в трёх- или пятилетней перспективе провести публичное размещение акций с сохранением контрольного пакета у государства и последующем снижении оного до блокирующей.

Это позволит при сохранении конкуренции увеличить управляемость отрасли, освободит «Роскосмос» от несвойственных агентству распорядительных и хозяйственных функций, создаст сильные корпорации, способные конкурировать на мировом уровне.

Также это облегчит доступ на рынок новым частным компаниям, поставив их в равные условия с предприятиями, которые уже не управляются «Роскосмосом», создав космическому агентству сильную мотивацию заказывать у конкурентного производителя на конкурентных условиях. От этого выиграют как государство, так и участники рынка.

Читайте также:  Глава XX.2. Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе. Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу

В каком-то смысле это будет похоже на структуру конкурентного рынка США, где образовались два суперхолдинга — Boeing и Lockheed Martin, — являющиеся становыми хребтами аэрокосмической отрасли в США, обладающие достаточной устойчивостью при колебаниях спроса и способные решать масштабные проекты при сильной конкуренции между ними.

Второй эшелон представлен несколькими, сравнительно небольшими компаниями. И внизу находится множество небольших частных компаний, решающих задачи, находящиеся на переднем крае технологий — где требуются инновации, скорость.

Акцент в поддержке государства смещён к этим небольшим компаниям, через систему грантов на НИОКР. Безусловно, этот анализ не затрагивает другие важные проблемы содержания стратегии «Роскосмоса»: на каких направлениях, технологических вызовах, научных рубежах и как должны решаться задачи.

Однако вопросы миссии, ценностей, стратегических целей и структуры госкорпорации или агентства чрезвычайно важны для по-настоящему большой перестройки «Роскосмоса», чтобы решать большие задачи освоения космоса, которые будут стоять перед успешными нациями в грядущем столетии.

Я готовил этот материал в 2012 году для Владимира Поповкина.

Договор о космосе — Документ

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Москва, Вашингтон, Лондон, 27 января 1967 года

Государства-участники настоящего Договора, воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос, признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях, полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях, полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами, напоминая Резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 года, напоминая Резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1963 года, принимая во внимание Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 года, которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная Резолюция применима к космическому пространству, будучи убежденными, что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, согласились о нижеследующем

Статья I

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Статья III

Государства-участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Статья IV

Государства-участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается.

Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Статья V

Государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника Договора или в открытом море.

Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства-участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств-участников Договора.

Государства-участники Договора незамедлительно информируют другие государства-участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Статья VI

Государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Статья VII

Каждое государство-участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Статья VIII

Государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству-участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

Статья IX

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства-участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников Договора. Государства-участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство-участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством-участником Договора или гражданами этого государства-участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств-участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство-участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством-участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Статья X

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства-участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств-участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов. Характер и условия предоставления упомянутой выше возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами.

Статья XI

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства-участника Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Читайте также:  Статья 14. возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

Статья XII

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств-участников настоящего Договора на основе взаимности.

Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Статья XIII

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств-участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством-участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций. Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами-участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора.

Статья XIV

Настоящий Договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

  • Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств-депозитариев настоящего Договора.
  • Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.
  • Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.
  • Настоящий Договор будет зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XV

Любое государство-участник Договора может предлагать поправки к настоящему Договору. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника Договора, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств-участников Договора, а впоследствии для каждого оставшегося государства-участника Договора в день принятия им этих поправок.

Статья XVI

Любое государство-участник Договора может уведомить о своем выходе из Договора через год после вступления его в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Статья XVII

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев.

Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в трех экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне января месяца 27 дня тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года.

Новые вехи освоения космоса: военные, коммерческие и правовые аспекты

По данным агентства Reuters, администрация Дональда Трампа планирует начать «в ближайшие несколько недель» консультации с рядом союзников о заключении договора о «добыче полезных ископаемых на Луне».

Речь идет о юридических аспектах программы освоения Луны, известной как «Артемида».

Планы США «включают строительство лунных баз уже в нынешнем десятилетии» — первую группу астронавтов предполагается высадить на поверхность спутника Земли уже в 2024 году.

Скептики не исключают, что «лунные планы» Трампа являются в первую очередь, если не исключительно, эффектным ходом в рамках предвыборной кампании.

А в нынешних условиях – еще и попыткой отвлечь внимание американской общественности от катастрофического развития событий в ходе пандемии коронавируса.

Вместе с тем, в последние годы освоение космического пространства с военными и коммерческими целями действительно вновь набирает обороты.

В своих прогнозах, эксперты выделяют среди главных тенденций существенное, в разы, а то, и на порядки, снижение стоимости разработки и запуска космических аппаратов, появление новых «стран с космическими амбициями», в первую очередь, — Китая и Индии. А также массовый приход в космическую индустрию частных либо полугосударственных игроков.

Ведущие державы мира по-прежнему рассматривают космическое пространство в первую очередь в стратегическом контексте.

В военной области, к уже привычным системам разведки, наблюдения и связи, добавляется дальнейшее развитие ПРО, а также технологий инспекции и поражения объектов на околоземной орбите.

По сообщениям западных СМИ, на сегодняшний день число стран, успешно испытавших технологии противоспутникового оружия, возросло до четырех[i].

Помимо средств физического разрушения орбитальных объектов, военные стратеги уже вовсю примеряются к системам, подавляющим сигналы со спутников по радиоканалу, либо с помощью лазерных установок.

Кульминацией грандиозных космических планов нынешнего президента Америки стало создание в августе 2019 года Космического командования США для проведения военных операций в космосе. Вашингтону удалось убедить НАТО начать разработку собственной «космической стратегии».

В 2019 году Франция также заявила о создании командования космических сил.

Россия – одна из ведущих космических держав мира, последовательно выступает против милитаризации космоса. Уже много лет Российская Федерация совместно с КНР продвигает проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

В основу российско-китайской инициативы положено политическое обязательство не размещать первыми оружие в космосе[ii]. И, напротив, главным противником любых международно-правовых инициатив в области предотвращения космической гонки вооружений выступают США.

Москве уже неоднократно приходилось предостерегать Вашингтон против вывода боевых средств поражения в космическое пространство».

Другая важнейшая тенденция – падение стоимости НИОКР в аэрокосмической индустрии, что стремительно увеличивает интерес частных компаний к космическим разработкам. По данным The Economist, в течение 2010-х годов частные инвестиции в освоение космоса достигли отметки в 2 млрд.

долларов в год – не менее 15 процентов от общего объема ежегодных расходов на освоение космоса в мире. Одним из главных преимуществ частных компаний считается более низкая себестоимость разработок, по сравнению с государственными агентствами, а также традиционными космическими подрядчиками в лице крупнейших компаний из сферы ВПК.

Вместе с тем, критики полагают, что ряд частных игроков «демпингует на рынке космических запусков», используя, в том числе, косвенные государственные субсидии.

Наибольший интерес частных компаний вызывают три направления: запуск полезной нагрузки на околоземную орбиту, проекты создания спутниковых орбитальных группировок для развития высокоскоростного интернета, а также космический туризм.

В 2019 году швейцарский банк UBS прогнозировал, что доходы международной космической индустрии могут достичь 800 млрд. долларов к 2030 году. Постепенно, растет интерес частных подрядчиков и к перспективам разведки и добычи полезных ископаемых на Луне и астероидах.

«Финансовые и технологические барьеры» на пути «добычи ископаемых на астероидах» к настоящему времени существенно снизились.

Разведка месторождения может стоить «несколько десятков миллионов долларов», а «космический корабль, способный добывать минералы на астероиде, обойдется в $2,6 млрд.»[iii],— сообщал еще в 2018 году в своем аналитическом обзоре инвестбанк Goldman Sachs.

Таким образом, нынешняя инициатива Белого дома в области разработки полезных ископаемых на Луне находится на стыке геополитики и экономики, интересов государственных агентств и частных компаний. США чрезвычайно встревожены планами Китая высадить человека на Луну к 2035 году.

При этом, как уже было сказано, совершенствование и удешевление технологий делают «вполне решаемой» задачу добычи полезных ископаемых на поверхности космических тел.

Согласно современным научным данным, на астероидах имеются богатые залежи платины, вольфрама, железа и никеля.

По некоторым оценкам, гипотетические доходы от их добычи могут составить «сотни миллиардов долларов» уже к 2050 году.

В этих условиях, важнейшей проблемой становится правовое регулирование деятельности государственных и частных структур в космосе, приобретающий всё более разнообразный характер.

Помимо военных вопросов, наибольшую тревогу вызывают такие проблемы, как конкуренция за наиболее выгодные места на орбите, космический мусор, а также добыча полезных ископаемых.

К настоящему времени лишь первая из них юридически урегулирована в рамках процедур Международного союза электросвязи (ITU).

Основным документом международного права, регулирующим космическую деятельность, считается Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принятый в 1967 году (далее – Договор 1967 года).

В соответствии с ним, «исследование и использование космического пространства являются достоянием всего человечества». Кроме того, в 1979 году было подписано Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах[iv], которое, впрочем, не было ратифицировано ни одной из ведущих космических держав.

При этом ни одно из ныне существующих соглашений не определяет в деталях режим экономической деятельности в космосе. Так, по Договору 1967 года, к которому присоединились более 100 стран, «добыча ресурсов в космосе не запрещена, запрещено присвоение космических объектов».

Договор не определяет порядок владения. Соглашение о Луне 1979 года подчеркивает отсутствие права собственности на поверхность или недра Луны или их участки[v] даже в местах посадки космических аппаратов конкретных государств.

Читайте также:  Статья 85. Удостоверение времени предъявления документов

Никак не регламентирован и вопрос добычи полезных ископаемых на астероидах.

По данным The Economist, специалисты в области международного права указывают на две возможные правовые аналогии, имеющие место на Земле, которые могли бы стать основой для разработки законодательства о добыче полезных ископаемых в космосе.

Первый вариант аналогичен законодательству об открытом море: ни одна страна не имеет над ним суверенитета, однако и чье-либо разрешение на добычу ресурсов из толщи воды не требуется.

Другой, противоположный, вариант правового регулирования действует в случае добычи полезных ископаемых на морском дне: такого рода деятельность строго регулируется Международным органом по морскому дну (ISA) и требует получения лицензии.

Западным юристам видится более предпочтительным вариант «по модели открытого моря», поскольку он дает возможность быстрого запуска проектов частными фирмами — без длительных бюрократических проволочек. Первыми, в 2015 году, правовой неопределенностью попытались воспользоваться США. В ноябре того года президент Обама подписал U. S.

Commercial Space Launch Competitiveness Act, дающий право американским гражданам и фирмам «добывать полезные ископаемые из астероидов». Юристы полагают, что «механизм действия [закона] в принципе может быть расширен» и на Луну. Аналогичный закон в 2017 году был принят и в Люксембурге.

«В нем говорится о праве собственности на ресурсы, обнаруженные в космосе»[vi].

Космическая сфера стала одной из немногих, где Дональд Трамп поддерживает преемственность политики предыдущей администрации.

В начале апреля нынешнего года, президент США подписал указ «в поддержку коммерческого освоения ресурсов на Луне и других небесных телах», в котором постулируется право Америки на использование полезных ископаемых Луны и других космических объектов.

Теперь же сообщается, что проект юридического соглашения в рамках программы «Артемида» «предусматривает создание «зон безопасности» (safety zones) вокруг мест проведения операций по добыче», призванных не допустить вмешательства других компаний или государств[vii]. Такой подход выглядит как претензия на установление суверенитета над частью поверхности космического тела. Кроме того, глава Белого дома особо подчеркнул непризнание ограничений, которые накладывает лунное соглашение 1979 года.

Официальная позиция России состоит в том, что все подобные односторонние решения противоречат международному праву

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Освоением космоса и его изучением человечество занимается давно.

Развитие международного космического права

Запуск первого искусственного спутника и развитие космического кораблестроения в СССР, подтолкнули другие страны обратить своё внимание на космос.

Создание регламентирования процессов, связанных с космосом и полётами к нему, стало просто необходимо.

Государства признали право мирных полётов в воздухе.В конце концов, после запуска спутника в 1957 году была признана норма между государствами. Некое неписаное соглашение. После этого человечеству потребовалось 10 лет для прихода к Договору и его составлению.

Более того, международное соглашение является договорным. Так как именно на договорах основан международный правовой режим.

Основные правовые документы

Договор о космосе 1967 года является ключевым, и можно сказать, основным в юридических отношениях между государствами.

Так, в 1968 году был державы подписали Договор по спасению. Данный документ координирует все действия по спасению и возвращению космонавтов, а также космических объектов.

Стоит отметить, что при приземлениях или падении космических объектов наносится определенный вред и потери. Их возмещение контролирует Конвенция о международной ответственности, подписанная в 1972 году.

В 1976 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Благодаря этому соглашению и взаимодействии многих государств развиваются многие направления. Такие как космическая биология, медицина, метеорология, космическая связь и изучение самой природы космоса.

Космос как геополитическое пространство

Постижением космоса занимаются практически все страны мира. У каждого государства своё направление и свои цели. Любые достижения в космологии тесно связаны с политической и экономической обстановкой стран.

В самом деле, отношения человечества и космоса относятся к геополитическим. Мы можем наблюдать, что освоение внеземной территории подразумевает не только его международное изучение, но и распределение сфер влияния.

Разумеется, вся стратегическая космическая зона выступает как элемент геостратегического пространства.

Россия, например, даже создала Главный центр разведки космической обстановки. ГЦ РКО является центром контроля космического пространства для своей страны.

Это целая система, которая необходима государству для расширения космической деятельности, противостоянию возможных противников. А также, помимо всего прочего, она оценивает космическую обстановку и служит для передачи информации.

Международные правовые организации

Безусловно, создание международных учреждений космического права стало крайне необходимым. Надо полагать, с целью контроля и развития космической деятельности и исследований.

ИНТЕЛСАТ

Между прочим, уже в 1964 году образовалась Международная организация связи через искусственные спутники Земли. Её работа охватывает более 120 государств. Цель и направление деятельности ИНТЕЛСАТ это создание и использование глобальной системы спутниковой связи.

Интерспутник

Притом, в 1971 году была организована Международная организация космической связи. Кстати именно она координирует работу по созданию и использованию системы спутниковой связи.

Международная организация морской спутниковой связи

Наконец, в 1976 году актуальным стал вопрос о морской связи, охране людей на море, а также работе судов и кораблей. С этой целью была создана данная организация.

Европейское космическое агентство

Образовали его в 1975 году. В общем, оно способствует развитию технических разработок и применению космических знаний европейских государств.

Наравне с государственными организациями появилось и начало развиваться коммерческое космическое право. В сущности, регулируется оно общим международным законодательством. Потому как государство несёт ответственность как за свою работу, так и за работу частных организаций.

Также существуют коммерческо правовые аспекты использования космического пространства.

Международная астронавтическая федерация

Сокращено МАФ. По правде, возникла одна из первых в 1950-1952 годах. Определенно, внесла важный вклад в правовой режим космического пространства.

Комитет по исследованию космического пространства

Говоря о космических организациях, нельзя не отметить КОСПАР. Создали это объединение в 1958 году. Его главная цель это развитие прогресса во всем, что связано с космическими исследованиями и космической техникой.

КОСПАР и МАФ являются неправительственными космическими объединениями. Но несмотря на это, их деятельность подчинена общей юридической природе космического пространства.

Без сомнения, создание и работа таких образований, а также разработанная система контроля космического пространства необходимы. Они способствуют развитию изучения космоса и международного правового режима.

Правовой режим космических объектов

Существует Конвенция о регистрации запускаемых в космос объектов. Важно, что её соблюдение обязательно.

Мировое право устанавливает принципы нахождения космических объектов в космосе и на небесных телах. Все державы могут запускать и размещать своих космонавтов, свои аппараты и оборудование на них. При этом запрещается устраивать препятствия для деятельности других государств.

Также стоит отметить, что проходит контроль выпущенных объектов и их возвращение государству, которому они принадлежат. Впрочем, мы уже говорили о подписанном Соглашении о спасении космонавтов.

Порядок такого контроля и регулирования установлен Генеральной Ассамблеей ООН и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Собственно говоря, давайте выделим несколько основных моментов: 1) космическое пространство и небесные тела открыты и свободны для научных опытов, разработок и использования для всех государств; 2) запрещается производить взрывы ядерного оружия; 3) разрешена деятельность междунациональных организаций; 4) использование только в мирных целях; 5) все космические объекты регистрируются; 6) полномочия на космические объекты сохраняются за государством; 7) расходы по обнаружению и возвращению космического объекта несёт государство, кому они принадлежат;

8)признание космоса территорией общего пользования.

Между прочим, космонавты признаны посланцами человечества в космос. И, что важно, они обладают правом на помощь от государств. Также они обязаны помогать друг другу в космосе.

Современное международное космическое право

Демилитаризация космического пространства вносит порядок в использование о ядерном и другом оружие массового уничтожения. Государствам запрещается их использование и размещение в космосе.

Кстати, это одна из главных проблем. Для её решения был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Его участники СССР и США, помимо всего прочего, не имеют права создавать, испытывать либо устанавливать ядерное и другое оружие.

Космическое пространство в международном праве

Как оказалось, занимает крупное и значительное место. В самом деле, представляет собой нормы для регулирования отношений по исследованию и использованию космоса.

По справедливости, космическое пространство это в международном праве важная отрасль. Так как его изучение необходимо не только одному государству, но и всему человечеству.

Юридическая природа космического пространства это сочетание и собрание правовых норм между державами. Более того, она координирует все космические отношения. А это, в свою очередь, позволяет развиваться многим наукам и самому освоению космоса. Как мы знаем, человечество к этому и стремиться.

Источник: kosmosgid.ru

Ссылка на основную публикацию