Статья 3. признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам

Категория: Первый проректор по образовательной деятельности.

Вопрос: Доброго времени суток, уважаемая Екатерина Геннадьевна! Хотелось бы уточнить: какие именно документы нужно предоставить для подтверждения статуса «Соотечественник за рубежом»? Моя бабушка родилась на территории РСФСР (следовательно, я — потомок по прямой восходящей линии), могу ли я предоставить копию её свидетельства о рождении? Если да, то нужно ли её нотариально заверять? Заранее благодарю за ответ.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны:

Благодарю Вас за интерес, проявленный к Санкт-Петербургскому государственному университету.

Согласно пункту 10.9.5.

«Правил приёма в Санкт-Петербургский государственный университет» для подтверждения статуса «соотечественник» необходимо предоставить копии документов или иных доказательств, подтверждающих в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» статус соотечественника, проживающего за рубежом, а именно:

  • — гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
  • — проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для выходцев (эмигрантов);
  • — родство по прямой восходящей линии с указанными лицами — для потомков соотечественников;
  • — проживание за рубежом — для всех указанных лиц.

Соответственно, Вы являетесь соотечественником и можете поступать в СПбГУ на равных правах с гражданами Российской Федерации.

Для подтверждения статуса соотечественника достаточно представить в Комиссию по приёму документов СПбГУ указанный Вами документ (заверять нотариально такой документ не требуется).

Отдельно обращаю Ваше внимание на то, что если Вы имеете разные фамилии с Вашей бабушкой, Вам необходимо также представить свидетельство о рождении Вашего отца / матери (чьей родственницей она является).

  1. Вся необходимая информация о приёме 2017 года публикуется в соответствующем разделе на официальном портале СПбГУ.

Миграциология

Проблема защиты политических и гражданских прав соотечественников стала актуальной вскоре после завершения советской эпохи. С начала 1992 г. основные усилия новой России были сосредоточены на формировании договорно-правовой базы по защите интересов россиян, проживающих в странах СНГ.

Для этого имели место объективные причины, ущемляющие правовое положение наших соотечественников за рубежом: а) их ограничение в гражданских и других правах; б) общие экономические условия в стране проживания; в) сложившиеся политические условия и правовая незащищенность; г) сужение сферы применения русского языка; д) ущемление их экономических интересов; с) бытовой национализм.

Постановлением Государственной Думы РФ от 8 декабря 1995 г.

№ 1476-ГД была утверждена Декларация о поддержке российской диаспоры1Россия рассматривает в качестве российской диаспоры всех выходцев из Союза ССР и России и их потомков, не являющихся российскими гражданами, независимо от национальной и этнической принадлежности, языка вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, и признающих свою духовную или культурно-этническую связь с Россией или любым из ее субъектов. и о покровительстве российским соотечественникам. Тогда же был учрежден Совет соотечественников.

Рассмотрим характерные черты законодательства в области регулирования правоотношений с соотечественниками. Изначально они регулировались постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».

Затем был разработан Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99 (далее — 99-й закон). Согласно ч. 1 ст.

1 указанного закона соотечественники — это лица, родившиеся в одном государстве либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Понятие «соотечественники за рубежом» включало следующие категории лиц:

  • российских граждан, постоянно проживающих за пределами страны;
  • состоящих в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;
  • выходцев (эмигрантов) из Российской империи, Российской Республики, РСФСР, СССР и РФ, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства;
  • потомков лиц, принадлежавших к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Основные пробелы в базовом законе о соотечественниках были восполнены Концепцией поддержки в Российской Федерации соотечественников за рубежом (одобрена Президентом РФ 30 августа 2001 г.):

  • во-первых, оказание всестороннего содействия полноценной реализации и адекватному обеспечению прав и свобод соотечественников определено в качестве приоритета государственной политики;
  • во-вторых, уточнено понятие «соотечественники». Ими являются лица, постоянно проживавшие за пределами России, но связанные с ней историческими, этническими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящиеся сохранить свою российскую самобытность и испытывающие потребность в поддержании контактов и сотрудничестве с Россией.

28 ноября 2002 г. постановлением Правительства РФ утверждены «Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002— 2005 гг.», которые наряду с защитой прав и интересов соотечественников включали продвижение и поддержку за рубежом русского языка, культуры и образования.

Читайте также:  Глава 3. суды

Для признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам 99-м законом (ст. 3 и 4) были определены соответствующие основания:

а) российские граждане и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, постоянно проживающие за пределами России, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к российскому гражданству;

  • признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоящими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством РФ образца;
  • выдача документа (свидетельства) за рубежом производится по основаниям ст. 4 по письменному заявлению лица в месячный срок дипломатическими представительствами (консульскими учреждениями) РФ, на территории РФ — органами внутренних дел РФ по месту пребывания лица;
  • действия (решения) государственных органов и должностных лиц в связи с выдачей документа (свидетельства) могут быть обжалованы путем подачи жалобы в вышестоящий государственный орган либо в суд по месту нахождения соответствующего ФОИВ;
  • жалоба по желанию соотечественника может быть подана им через члена совета (комиссии) соотечественников;

б) принадлежность соотечественника к лицам, состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

  • гражданство СССР, гражданскую принадлежность или ее отсутствие на момент предъявления (для лиц, состоявших в гражданстве СССР);
  • проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и РФ, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или ее отсутствие (для выходцев и эмигрантов).

В Федеральном законе от 23 июля 2010 г. № 179 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее — базовый закон) законодатель уточнил понятие «соотечественник» (ст. 1).

  • Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
  • Соотечественниками за рубежом являются российские граждане, постоянно проживающие за пределами территории России.
  • Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории России, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с России лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории России, в том числе:
  • лица состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства. Российской республики. РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Кроме того, в ст. 5 базового закона уточнены принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников:

  • государственная политика России в отношении соотечественников является составной частью ее внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, законодательством России для претворения в жизнь принципов и целей, установленных базовым федеральным законом;
  • государственная политика России в отношении соотечественников основана на принципах партнерства и сотрудничества а также на признании: а) неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина; б) необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; в) взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников;
  • цели государственной политики России в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Россию.

Таким образом, резюмируем: во-первых, новый базовый закон в области правоотношений с соотечественниками, по нашему мнению, не внес ожидаемых коррективов в определение сущности понятия «соотечественник»2В качестве выхода из указанного парадокса законодатель (указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г.

№ 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») установил в качестве основного понятие, ранее определенное 99-м законом.

; во-вторых, в России продолжает иметь место парадоксальная ситуация, когда ФМС России является координирующим органом в правоотношениях с соотечественниками (причем в рамках реализации Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом); в-третьих, для достижения целей указанной Государственной программы мы полагаем выгодным в интересах России наделить соответствующим правовым статусом 5—6 млн. лиц, проживающих на российской территории с неоформленным статусом.

Читайте также:  Статья 5. Научная организация и ее структурные подразделения

Особенности проведения приема иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии с пунктом 98 Порядка приема иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — квота на образование иностранных граждан), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

В соответствии с ФЗ от 31.05.2002 N62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:

  • иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
  • лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
  • иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;
  • двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
  • Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
  • Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
  • Выделяются следующие документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства на территории Российской Федерации:
  • Паспорт иностранного гражданина;
  • Дипломатический паспорт;
  • Паспорт гражданина СССР образца 1974 года (для особых категорий);
  • Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • Иной документ, установленный ФЗ или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
  • Разрешение на временное проживание;
  • Вид на жительство;
  • Удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Российской Федерациипри условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

  1. В соответствии со статьей 3 Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
  2. В соответствии со статьей 17 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
  • гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
  • проживание в прошлом на территории Российского государства Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для выходцев (эмигрантов);
  • родство по прямой восходящей линии с указанными лицами — для потомков соотечественников;
  • проживание за рубежом — для всех указанных лиц.

В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом подтверждается одним из документов:

  • свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР;
  • свидетельство о рождении, выданное дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства;
  • официальные данные полномочного органа государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства;
  • паспорт гражданина СССР.
  • При приеме иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг Университет устанавливает не менее двух общеобразовательных вступительных испытаний, выбираемых им самостоятельно из числа вступительных испытаний, установленных Приказом N1204 по соответствующей специальности или направлению подготовки, может устанавливать дополнительные вступительные испытания в соответствии с Порядком, заменять общеобразовательные и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями в соответствии с пунктом 27 Порядка.
  • В случае если установленный организацией высшего образования перечень вступительных испытаний для иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от перечня вступительных испытаний для иных лиц, указанная организация самостоятельно выделяет количество мест для иностранных граждан и лиц без гражданства и проводит отдельный конкурс на эти места.
Читайте также:  Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования

При подаче документов для поступления на обучение иностранный гражданин или лицо без гражданства указывает в заявлении о приеме реквизиты документа, удостоверяющего личность, либо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации или личность лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), и представляет в соответствии с подпунктом 1 пункта 68 Порядка оригинал или копию документа, удостоверяющего личность, гражданство, либо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (нотариально заверенный перевод паспорта, если документ заполнен на иностранном языке).

На основании Федерального закона N99-ФЗ соотечественник представляет помимо документов, указанных в пункте 68 Порядка приема, оригиналы или копии документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N99-ФЗ.

Иностранные граждане, которые поступают на обучение на основании международных договоров, представляют помимо основных документов, документы, подтверждающие их отнесение к числу лиц, указанных в соответствующих международных договорах.

Особые права поступления для иностранных граждан и лица без гражданства

На соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяются особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, предоставляемые отдельным категориям граждан Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации

Особая квота действует только для лиц поступающих на обучение в соответствии с международными договорами.

Признание и легализация документов об образовании

Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации с предоставлением их обладателю академических, профессиональных и (или) иных прав. Решение о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации принимается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). Адрес: 119049. Москва. Ленинский проспект 6, строение 3 Тел.: +7(495) 317-17-10. Официальный сайт: www.nic.gov.ru

Легализация документов осуществляется для законного использования иностранного документа в другой стране. Признание образования осуществляется для предоставления прав на обучение (или) трудовую деятельность.

  1. Согласно законодательству Российской Федерации документы, выданные в другом государстве, могут использоваться (приниматься российскими органами и организациями) только при наличии легализации.
  2. Консульская легализация — проводится в 2 этапа:
  1. заверение документа (в зависимости от требований законодательства страны выдачи: как правило, оригинала, в некоторых странах — копии) компетентными органами иностранных дел (МИД) страны выдачи документа — проставляются соответствующие штампы и печати с указанием должности и подписью заверяющего лица;
  2. заверение консульскими службами Российской Федерации (консульство или представительство Российской Федерации) в стране выдачи документа — проставляются соответствующие штампы и печати с указанием должности и подписью заверяющего лица.

«Апостилирование» — упрощенный порядок легализации. Проставление штампа «Апостиль» на документах (для стран-участниц Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование консульской легализации иностранных официальных документов)

Принятие документов без легализации. Документы, выданные в странах- участницах многосторонних или двусторонних договоров, отменяющих требование легализации документов (договоров о правовой помощи и правовых отношениях), принимаются без легализации.

Финансовые расходы по признанию и установлению эквивалентности иностранных государств об образовании несет заявитель.

Страна выдачи документов Легализация Признание
Азербайджан не требуется не требуется
Армения не требуется не требуется
Беларусь не требуется не требуется
Грузия не требуется требуется
Казахстан не требуется не требуется
Кыргызстан не требуется не требуется
Молдова не требуется не требуется
Таджикистан не требуется не требуется
Туркменистан не требуется не требуется
Узбекистан не требуется не требуется
Украина не требуется не требуется
Франция требуется требуется
Китай не требуется не требуется

Информацию по правилам приема документов от иностранных граждан и лиц без гражданства, консультированию по визовым вопросам, вопросам миграционного учета, медицинского страхования, порядку установления признания и легализации документов об иностранном образовании можно получить в международном отделе ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ.

Режим работы отдела:

Понедельник – четверг с 8.00 до 17.00

  • Тел. +7 351 266 65 12
  • Консультирование по вопросам поступления и подачи документов:
  • Тел. +7 351 266 65 19

https://sursau.bitrix24.ru/online/pkom

Перечень документов, необходимых для поступления иностранного гражданина, лица без гражданства:

  1. Документ, удостоверяющий личность, гражданство*
  2. Документ об образовании*
  3. 2 фото 3х4
  4. Свидетельство о признании иностранного образования (при необходимости)
  5. Медицинская справка формы 086/у (Для поступающих на следующие направления: Электроэнергетика и электротехника (бакалавриат), Агроинженерия (бакалавриат), Агроинженерия (магистратура), Ветеринария)
  6. Иные документы (представляются по усмотрению поступающего

*В том случае, если документ, удостоверяющий личность, документ об образовании оформлены на иностранном языке, требуется нотариально удостоверенный перевод на русский язык. 

Документы на поступление могут предоставляться в электронной форме через личный кабинет абитуриента

http://un.sursau.ru/

Ссылка на основную публикацию