Раздел II. Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (статьи 12 — 16)

  • Статья 12. Органы государственного
    регулирования и контроля
  • Министерство культуры Российской
    Федерации, Государственная архивная
    служба России, Государственный таможенный
    комитет Российской Федерации выполняют
    в пределах своей компетенции функции
    органов государственного регулирования
    вывоза и ввоза культурных ценностей и
    контроля за вывозом и ввозом культурных
    ценностей в соответствии с действующим
    законодательством Российской Федерации.
  • Статья 13. Федеральная служба по сохранению
    культурных ценностей

КонсультантПлюс: примечание.Указом
Президента РФ от 14.08.1996 N 1177 Федеральная
служба России по сохранению культурных
ценностей упразднена, а ее функции
переданы Министерству культуры Российской
Федерации.

Специально уполномоченным органом
государственного контроля за вывозом
и ввозом культурных ценностей является
федеральная служба по сохранению
культурных ценностей.

Возложенные на
нее задачи федеральная служба по
сохранению культурных ценностей
осуществляет во взаимодействии с
Министерством культуры Российской
Федерации, Государственной архивной
службой России, таможенными органами,
органами внутренних дел, федеральными
органами государственной безопасности
Российской Федерации, иными
правоохранительными органами.

Статья 14. Межведомственный совет по
вопросам вывоза и ввоза культурных
ценностей

В качестве коллегиального органа по
вопросам вывоза и ввоза культурных
ценностей образуется Межведомственный
совет по вопросам вывоза и ввоза
культурных ценностей.
Состав
Межведомственного совета по вопросам
вывоза и ввоза культурных ценностей и
положение о нем утверждаются Правительством
Российской Федерации по согласованию
с Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 15. Компетенция государственных
органов регулирования вывоза и ввоза
культурных ценностей и контроля за
вывозом и ввозом культурных ценностей

  1. Федеральная служба по сохранению культурных ценностей:
    составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие настоящего Закона, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
    принимает решения о возможности вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
    обеспечивает экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза;
    выдает свидетельства на право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
    взимает специальный сбор за право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
    осуществляет контроль за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям;
    осуществляет регистрацию ввозимых, временно ввозимых культурных ценностей;
    организует широкое оповещение общественности в Российской Федерации и за ее пределами о фактах пропажи, утраты, хищения культурных ценностей;
    принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации меры по восстановлению законных прав собственников культурных ценностей при незаконных вывозе, ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них.

  2. Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей принимает решения по ходатайствам об изъятиях, предусмотренных в статье 37 настоящего Закона, а также рассматривает спорные вопросы, возникающие при применении настоящего Закона.

  3. Государственный таможенный комитет Российской Федерации силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным настоящим Законом.

Статья 16. Порядок проведения экспертизы
культурных ценностей

Экспертизу заявленных к вывозу, временному
вывозу, а также возвращенных после
временного вывоза культурных ценностей
осуществляют уполномоченные Министерством
культуры Российской Федерации и
Государственной архивной службой России
на осуществление этой деятельности
специалисты музеев, архивов, библиотек,
реставрационных и научно-исследовательских
организаций и иные специалисты.

Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей

 

Неофициальный текст


Вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших необходимые внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи соответствующих документов на хранение депозитарию.


  • Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.


  • сдали уведомления:


  • Республика Беларусь         —     депонировано 24 января 2002 года;


    Республика Молдова          —     депонировано 27 июня 2002 года;


    Российская Федерация        —     депонировано 11 декабря 2002 года;


    Республика Таджикистан      —     депонировано 9 января 2003 года;


    Кыргызская Республика       —     депонировано 4 августа 2003 года;


    Республика Казахстан        —     депонировано 28 марта 2005 года


                                      (внутригосударственные процедуры 


                                      выполняются).


  • Соглашение вступило в силу 11 декабря 2002 года.


  • вступило в силу для государств:


  • Республика Беларусь         —     11 декабря 2002 года;


    Республика Молдова          —     11 декабря 2002 года;


    Российская Федерация        —     11 декабря 2002 года;


    Республика Таджикистан      —     9 января 2003 года;


    Кыргызская Республика       —     4 августа 2003 года.

  •       Правительства государств- участников настоящего Соглашения, далее именуемые Сторонами,       учитывая взаимную заинтересованность в создании благоприятных условий для развития культурных связей и культурного обмена,       принимая во внимание положения Соглашения о сотрудничестве в области культуры от 15 мая 1992 года,
  •       согласились о нижеследующем:
  1.  


    Статья 1

  2.       В настоящем Соглашении используются следующие термины и понятия:       «уполномоченные государственные органы» — государственные органы государств Сторон, уполномоченные в соответствии с национальным законодательством осуществлять государственное регулирование и контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей;       «государство вывоза» — государство, с территории которого вывозятся культурные ценности;       «государство транзита» — государство, через территорию которого перемещаются культурные ценности из государства вывоза в другие государства;       «государство ввоза» — государство, на территорию которого ввозятся культурные ценности;       «культурные ценности» — ценности религиозного или светского характера либо их коллекции, которые рассматриваются каждым из государств Сторон как представляющие значение для истории, культуры, искусства, науки и подпадают под действие законодательства государств Сторон о вывозе и ввозе культурных ценностей;       «вывоз и ввоз культурных ценностей» — перемещение культурных ценностей юридическими и физическими лицами в любых целях через таможенные границы государств Сторон без обязательства их обратного ввоза или обратного вывоза;       «временный вывоз и временный ввоз» — перемещение культурных ценностей юридическими и физическими лицами в любых целях через таможенные границы государств Сторон с обязательством их обратного ввоза или обратного вывоза в оговоренный срок;       «разрешение» — специальный документ, форма которого утверждена в установленном законодательством государства соответствующей Стороны порядке и официально доведена до сведения других Сторон, являющийся единственным основанием для законного перемещения культурных ценностей через таможенные и государственные границы государств Сторон;
  3.       «незаконное перемещение культурных ценностей» — вывоз, временный вывоз, транзит, ввоз и временный ввоз культурных ценностей, совершенные в нарушение законодательства и международных соглашений государств Сторон.

 


Статья 2

      Ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен международный розыск, запрещен. Такие ценности подлежат задержанию для их последующего возвращения законным собственникам в порядке, установленном законодательством и международными соглашениями государств Сторон.

 


Статья 3

      При транзите культурных ценностей через территорию государства Стороны их собственник или уполномоченное им в установленном законодательством государства Стороны порядке лицо обязаны представить уполномоченным государственным органам, производящим таможенное оформление, таможенную декларацию с описанием провозимых культурных ценностей и указанием транзита как цели ввоза, а также разрешение на вывоз культурных ценностей, выданное государством вывоза. Таможенное оформление транзита культурных ценностей производится в соответствии с таможенными правилами государства транзита.

 


Статья 4

      Культурные ценности вывозятся с территорий государств Сторон по разрешениям, форма которых утверждается в установленном законодательством государства соответствующей Стороны порядке и доводится до сведения других Сторон.

      Разрешения заполняются на государственном языке государства вывоза и на русском языке и выдаются уполномоченными государственными органами государств Сторон.

      Порядок выдачи разрешений регулируется законодательством государства вывоза.

Читайте также:  Федеральный закон от 26.11.2001 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

      Вывоз и временный вывоз культурных ценностей без предъявления разрешений при пересечении таможенных границ запрещается.

 


 Статья 5

      Стороны доводят до сведения других Сторон информацию о законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих порядок перемещения культурных ценностей через границы государств Сторон, о перечнях категорий культурных ценностей, а также обо всех изменениях указанного порядка или законодательства.

 


Статья 6

      Стороны принимают меры для создания режима наибольшего благоприятствования при оформлении разрешений и иной необходимой документации на временно вывозимые и временно ввозимые культурные ценности, находящиеся на постоянном хранении в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и заявленные указанными государственными хранилищами к временному вывозу и временному ввозу в целях реализации программ развития культурных связей и культурного обмена между государствами Сторон, а также при перемещении указанных культурных ценностей через таможенные и государственные границы государств Сторон.

 


Статья 7

      Охрана временно ввозимых на территорию государства Стороны культурных ценностей государств других Сторон осуществляется в соответствии с его законодательством и международными договорами.

 


Статья 8

      Культурные ценности, вывозимые с территории государства Стороны или ввозимые на территорию государства Стороны физическими и юридическими лицами, независимо от формы собственности на них и способа их следования подлежат декларированию при таможенном оформлении, осуществляемом уполномоченным государственным органом.

 


Статья 9

      Наличие разрешения фиксируется в таможенной декларации, а в разрешении проставляется регистрационная отметка о пропуске культурных ценностей через таможенную границу государства Стороны в порядке, определяемом законодательством государства вывоза, ввоза или транзита.

 


Статья 10

      В случае необходимости продления сроков временного вывоза культурных ценностей лицо, осуществившее временный вывоз культурных ценностей с территории государства Стороны, обязано не позднее чем за две недели до истечения срока в письменной форме обратиться в уполномоченные государственные органы государства вывоза с просьбой о продлении сроков временного вывоза или об изменении таможенного режима для принятия соответствующего решения уполномоченными государственными органами государства вывоза.
      К обращению прилагаются копии таможенной декларации и списка временно вывезенных культурных ценностей, а также комплект фотографий указанных культурных ценностей, оформленные в установленном законодательством государства вывоза порядке.

 


Статья 11

      В случае принятия уполномоченными государственными органами государства вывоза решения о продлении сроков временного вывоза культурных ценностей лицо, осуществившее временный ввоз культурных ценностей на территорию государства Стороны, обязано в письменной форме уведомить об этом уполномоченные государственные органы государства ввоза и ходатайствовать перед ними о продлении сроков временного ввоза культурных ценностей или об  изменении  таможенного режима.
      К уведомлению прилагаются копии таможенной декларации и списка временно ввезенных культурных ценностей, а также комплект фотографий указанных культурных ценностей, оформленные в установленном законодательством государства ввоза порядке.

 


Статья 12

      Таможенные и специальные платежи и сборы за вывоз с территории государства Стороны, ввоз на территорию ее государства, обратный вывоз после временного ввоза и обратный ввоз после временного вывоза, а также за транзит культурных ценностей взимаются в порядке, установленном законодательством государства соответствующей Стороны.

 


Статья 13

      Контроль за ввозом на территорию государства Стороны, вывозом с территории государства Стороны, а также за своевременностью возврата временно вывозимых культурных ценностей осуществляется в соответствии с законодательством государств Сторон.

 


Статья 14

      В случае отсутствия у собственника документа, подтверждающего ввоз на территорию государства Стороны культурных ценностей, их последующий вывоз регулируется законодательством государства Стороны, на территории которого данные культурные ценности находятся.

 


Статья 15

      Обязательной экспертизе подлежат культурные ценности, задержанные таможенными или иными правоохранительными органами на территории государства одной из Сторон по подозрению в незаконности их перемещения.

 


Статья 16

      Стороны обеспечивают проведение необходимых мероприятий, направленных на реализацию настоящего Соглашения, включая подготовку и принятие соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов.

 


Статья 17

      Настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
      Для Сторон, выполнивших необходимые внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи соответствующих документов на хранение депозитарию.

 


Статья 18

      По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Соглашения.

 


Статья 19

      Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если Стороны не примут иного решения.

 


Статья 20

      Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций или переговоров Сторон.

 


Статья 21

      Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за шесть месяцев до выхода, урегулировав свои обязательства по Соглашению.

 


Статья 22

      Настоящее Соглашение после вступления в силу открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы и готовых принять на себя обязательства, вытекающие из настоящего Соглашения. Для присоединившегося государства настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию документов о присоединении.

      Совершено в городе Москве 28 сентября 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Правила перемещения культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза

Перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза, определен разделом 2.

20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 (далее – Решение).

К такой категории товаров относятся художественные ценности, скульптуры, иконы, антикварное оружие, предметы техники, монеты и т.д.

  • Перемещение культурных ценностей осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным Решением (далее – Положение).
  • Культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС).
  • Ввоз культурных ценностей

В соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г.(далее – Соглашение) культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей вне зависимости от их стоимости и веса.

Читайте также:  Статья 12.2. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота

В данном случае осуществляется их таможенное декларирование в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД), форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.

Подача ПТД должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью либо заключения уполномоченных экспертов.

В случае ввоза на таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей не для личного пользования (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности) их таможенное декларирование должно производиться путем подачи декларации на товары, форма и инструкция по заполнению которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

При этом представляются письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью, подтверждающие целевое назначение, и ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г.).

  1. Вывоз культурных ценностей
  2. При вывозе культурных ценностей физическими лицами для личного пользования подлежит заполнению ПТД (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности, – декларация на товары) с представлением разрешительных документов.
  3. В соответствии с Решением вывоз культурных ценностей осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (в Российской Федерации — Минпромторг России).
  4. Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей (в Российской Федерации – Минкультуры России):
  5. на временный вывоз культурных ценностей для организации выставок, презентаций в третьих странах;
  6. на временный вывоз культурных ценностей для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;
  7. на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;
  8. на временный вывоз культурных ценностей для использования в судебных процессах в третьих странах;
  9. на вывоз культурных ценностей, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза;
  10. на вывоз культурных ценностей физическими лицами для личного пользования.

Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45.

Временный ввоз культурных ценностей

В соответствии с международной практикой товары, предназначенные для демонстрации на выставках и иных подобных мероприятиях, в том числе культурные ценности, ввозятся в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), при которой иностранные товары используются в течение установленного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331.

Пунктом 4 в данный перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных товаров), а также вспомогательные оборудование и материалы, предназначенные для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза  от 20 мая 2010 г.

№ 263, в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с представлением перечня в отношении товаров, предназначенных для проведения демонстраций на выставках, ярмарках и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 11 перечня категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 375, предельный срок временного ввоза для временно ввозимых культурных ценностей старше 100 лет (товары, являющиеся произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата, а также иные товары, ввоз и вывоз которых регулируется законодательством Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза), в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов составляет 5 лет.

Кроме того, в условиях присоединения Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г.

с принятием ряда приложений в отношении данной категории товаров ввоз на территорию Российской Федерации и обратный вывоз (реэкспорт) с территории Российской Федерации также могут быть осуществлены с применениемкарнета АТА.

При этом в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнета АТА таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнета АТА, не взимаются.

Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, определен приказом ФТС России от 29 сентября 2015 г. № 1957 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА.

В случае временного ввоза иностранным физическим лицом культурных ценностей для личного пользования в таможенный орган подается ПТД с одновременным представлением документов, подтверждающих отнесение товаров для личного пользования к категории культурных ценностей.

Перемещение антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность

Антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1899 года, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя, а также иное холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года) включено в раздел 2.20 Единого перечня.

  • В соответствии с пунктом 4 Положения вывоз физическими лицами для личного пользования антикварного оружия осуществляется на основании разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
  • Оружие, не отнесенное к антикварному оружию, но имеющее культурную ценность, перемещается через таможенную границу с учетом норм Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему и Положения.
  • Разрешительная документация, представляемая в таможенный орган одновременно с ПТД при перемещении физическими лицами антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность
Читайте также:  Статья 17.2. Размеры пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
Вывоз с территории Российской Федерации Ввоз на территорию Российской Федерации
Антикварное оружие — заключение (разрешительный документ), выдаваемое Минкультуры России — письмо Минкультуры России на бланке с гербовой печатью
Оружие, имеющее культурную ценность — заключение (разрешительный документ), выдаваемое Минкультуры России; — заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России — письмо Минкультуры России на бланке с гербовой печатью; — заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России

ВНИМАНИЕ!

1. В соответствии с подпунктами 4.3 и 4.5 пункта 4 приложения 3 к Соглашению ввоз на территорию Таможенного союза и вывоз с территории Таможенного союза в международных почтовых отправлениях культурных ценностей запрещены.

2.

Компетенция таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях, а также культурных ценностей, установлена приказом ФТС России от 15 июля 2015 г. № 1417 (компетенция таможенных органов, расположенных в иных регионах Российской Федерации, по совершению таможенных операций в отношении таких товаров не ограничена).

Выдачу заключений (разрешительных документов), писем  Минкультуры России на бланке с гербовой печатью об отнесении ввозимых товаров к категории культурных ценностей осуществляет Минкультуры России (отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей – Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, Москва, 109074), а также уполномоченные Минкультуры России эксперты.

Контактная информация размещена на официальном сайте Минкультуры России. 

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" стр. 5

Возвращаемые таким образом культурные ценности освобождаются от таможенных и иных сборов.

Статья 43. Права добросовестного приобретателя культурных ценностей

В случае приобретения добросовестным приобретателем незаконно ввезенных из других государств, похищенных или утерянных культурных ценностей указанные ценности подлежат возврату законному собственнику с выплатой справедливой компенсации добросовестному приобретателю, если требование об их возврате предъявляется государством — участником международного соглашения, являющегося действующим для Российской Федерации и предусматривающего такую выплату, или если такая выплата предоставляется на началах взаимности.

Возвращаемые в соответствии с частью первой настоящей статьи культурные ценности освобождаются от таможенных и иных сборов. Все расходы по их возврату несет требующая сторона.

Физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность.

Статья 44. Иски о возврате ввезенных культурных ценностей

Предъявление собственником иска об истребовании из чужого незаконного владения ввезенных культурных ценностей осуществляется в судебном порядке.

В случае, если культурная ценность была похищена у собственника либо выбыла из его владения иным путем помимо его воли, он имеет право истребовать эту культурную ценность у добросовестного приобретателя без выплаты ему какого-либо возмещения, если собственником являются государственные музей, архив, библиотека, иное государственное хранилище культурных ценностей, а также религиозное объединение.

Статья 45. Форма сделки в отношении культурных ценностей

  • С целью предотвращения незаконного вывоза культурных ценностей и передачи права собственности на них сделки в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие настоящего Закона, должны заключаться в письменной форме.
  • Указанное правило распространяется и на случаи дарения.
  • Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными.

Статья 46. Осуществление внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям

Внешнеэкономическая деятельность, относящаяся к культурным ценностям, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Раздел VI Сборы и платежи

Статья 47. Утратила силу с 1 января 2005 г

Статья 48. Утратила силу с 1 января 2005 г

Статья 49. Утратила силу с 1 января 2005 г

Статья 50. Утратила силу с 1 января 2005 г

Статья 51. Утратила силу с 1 января 2005 г

Статья 52. Экспортная таможенная пошлина на культурные ценности

При вывозе культурных ценностей, оформленном в соответствии с требованиями настоящего Закона, экспортная таможенная пошлина не взимается.

Вывозимые в соответствии с настоящим Законом культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе.

Статья 53. Оплата экспертизы культурных ценностей

Порядок взимания платы за экспертизу культурных ценностей в связи с их вывозом, передачей права собственности на них, а также за другие работы, выполняемые федеральной службой по сохранению культурных ценностей, устанавливается в соответствии с Положением о федеральной службе по сохранению культурных ценностей.

Статья 54. Утратила силу с 1 января 2005 г

Раздел VII Ответственность за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей

Статья 55. Формы ответственности за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей

За незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей, незаконную передачу права собственности на них устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Статья 56. Ответственность за незаконный вывоз и незаконный ввоз культурных ценностей

1. В целях настоящего Закона под незаконным вывозом и незаконным ввозом культурных ценностей понимается вывоз и ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением правил, установленных настоящим Законом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 57. Ответственность за невозвращение временно вывезенных культурных ценностей

Невозвращение культурных ценностей в срок, установленный в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 58. Ответственность экспертов

Эксперт, давший заведомо ложное экспертное заключение, несет уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Раздел VIII Межгосударственное сотрудничество и международные договоры

Статья 59. Сотрудничество в целях предотвращения незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них

В целях предотвращения незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них, а также для возвращения законным собственникам незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей государственные органы регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей осуществляют сотрудничество с аналогичными компетентными органами, службами, а также с соответствующими правительственными и неправительственными организациями других государств.

Статья 60. Международные договоры Российской Федерации о возвращении незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей

Российская Федерация участвует в международных договорах о возвращении незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей.

Положения по этим вопросам могут включаться в международные договоры Российской Федерации о культурном сотрудничестве.

Статья 61. Регулирование вопросов перемещения культурных ценностей и передачи права собственности на них

Наряду с настоящим Законом вопросы вывоза и ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них регулируются международными договорами Российской Федерации.

Статья 62. Приоритет международных договоров Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий Закон, то применяются правила международного договора.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин
  1. Москва, Дом Советов России
  2. 15 апреля 1993 года
  3. N 4804-I
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]