Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция)

Юридическая энциклопедия «МИП» » адвокат по уголовным делам » Статья 119 УК РФ — Угроза убийством. Комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция) Записаться на консультацию

Содержание

Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция)

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

В ст. 119 УК РФ угроза убийством определяется как психическое насилие над личностью. Цель злоумышленника — запугать потерпевшего, вызвать у него страх за свою безопасность. У угрозы также есть ряд характерных черт. Она в первую очередь должна быть конкретной и реальной.

Объектом преступления является психическое состояние человека, субъектом выступает физическое лицо, обладающее рядом признаков. Это должен быть вменяемый гражданин, обладающий правоспособностью от рождения, а также достигший 16-летия.

Если высказываются намерения причинить легкий или средний вред здоровью, ограбить, повредить имущество, ответственность наступает по другим статьям. Диспозицией ст. 119 УК РФ запрещена только угроза убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью.

Важным элементом состава преступления является объективная сторона. Она заключается в том, что потерпевший каким-либо образом получает информацию о намерении причинить ему тяжкие увечья либо смерть.

Если преступный умысел был установлен, при назначении меры наказания не будет иметь значения, была ли угроза выражена по телефону, в письме, жестами, демонстрационным поведением или другим способом.

Объективная и субъективная угрозы

Угроза признается объективной, если преступник собирался воплотить ее в жизнь. Второй вариант — если намерения осуществились в момент их выражения. Субъективная угроза характеризуется только прямым умыслом.

Она всегда направляется в адрес потерпевшего, даже если в разговоре участвовали другие люди либо посторонние. При этом преступник, возможно, и не планировать осуществлять свою угрозу.

Если он шутил, но его слова восприняли всерьез, вина с него не снимается. Квалификация преступления

Квалифицирующие признаки угрозы убийством или причинением тяжкого вреда

Квалифицирующие признаки угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью изложены в ч. 2 ст. 119 УК РФ. Отягчающим обстоятельством признается совершение преступления из ненависти к представителям других рас, вероисповеданий, идеологий, социальных групп и классов.

В России на государственном уровне запрещено подобное расслоение общества. Формы угрозы убийством и объективные признаки Угроза убийством может относиться как к будущему времени, так и к моменту ее выражения. Она высказывается либо непосредственно тому, к кому обращается виновный, либо передается через третьих лиц.

Преступление считается оконченным в тот момент, когда угроза выражается вовне.

Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция)

Признанные эксперты по статье 119 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Виды угроз

Словесная

Признается угрозой, если содержит четко сформулированные и озвученные намерения убить человека либо нанести тяжкий вред его здоровью. Передается по телефонной связи, через видео-сообщение, устно при личной встрече. Если у потерпевшего есть основания считать, что озвученные намерения могут быть осуществлены, дело является уголовно наказуемым.

Угроза ножом

Выражается в демонстрации оружия или даже похожего предмета, при виде которого у потерпевшего возникают опасения за собственную безопасность.

Угроза по телефону

Форма словесного запугивания. Иногда потерпевший узнает голос виновного, иногда — нет. Однако во всех случаях запись телефонного разговора становится важным доказательством в суде.

Угроза по SMS

Автора такого сообщения легко вычислить даже тогда, кода оно присылается анонимно с неизвестного номера. В отличие от словесной, написанная угроза сохраняется на электронном носителе, поэтому ее всегда можно предъявить подозреваемому. Она также является ценным доказательством его вины.

Угроза по интернету

Угроза по интернету — еще одна разновидность написанной. Человека, приславшего такое послание, без труда вычислят правоохранительные органы. Она должна быть зафиксирована и передана в суд в качестве доказательства.

Как определить реальность угрозы

Необходимый квалификационный признак — реальность угрозы, а это наличие оснований опасаться ее исполнения. В таком случае у потерпевшего возникает дискомфорт, боязнь за свою жизнь и здоровье. Именно этого и добивается преступник.

На практике трактовка понятия «реальность угрозы» нередко вызывает сложности. Однако это непременное условие для применения ст. 119 УК РФ. Если угроза произносится сгоряча, когда обе стороны не принимают ее всерьез, она признается пустой.

На реальность угрозы влияют следующие факторы: конкретная форма выражения; характер и содержание угрозы; сопутствующая ситуация (место, время, обстоятельства); интенсивность выражения угрозы; предшествующие взаимоотношения сторон (преследования потерпевшего, его семьи и т. д.

); характеристика личности преступника (неуравновешенная психика, прежние судимости, связанные с насилием, алкоголизм, вспышки гнева, жестокости, обиды).

Угроза убийством с целью совершения другого преступления

Часто злоумышленники прибегают к угрозам для совершения более тяжких преступлений — разбоев, вымогательств, угонов автомобилей. Согласно правилам квалификации, при конкуренции целого и части предпочтение отдается целому. Соответственно, дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется.

Другой подход применяется при рассмотрении дел о том, как насильник запугивает свою жертву, чтобы она не выдавала его личности правоохранительным органам. Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда угроза убийством в этом случае подлежит дополнительной квалификации по ст.

119 УК РФ при условии, что у пострадавшей были основания опасаться за свою безопасность. Норма ст. 119 УК РФ — общая по отношению и к ряду других, которые тоже устанавливают ответственность за угрозы. В ст.

296 УК РФ говорится о недопустимости оказания давления на лиц в связи с осуществлением или правосудия или производства предварительного расследования. Согласно правилам квалификации, предпочтение должно отдаваться норме ст. 296 УК РФ. Нанесенные побои и угроза убийством — это уже не запугивание.

Устрашение в таких случаях указывает на демонстрацию решения об убийстве или нанесении тяжкого вреда здоровью. Соответственно, угроза квалифицируется как приготовление или покушение на совершение тяжкое преступление.

Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция)

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Уголовная ответственность и наказание

В ч. 1 ст. 119 УК РФ указана уголовная ответственность за угрозу убийством, а именно: арест; лишение свободы на срок от 2-х лет; исправительные работы; обязательные работы; штраф. Менее строгое наказание за угрозу убийством назначается несовершеннолетним.

Их отправляют в исправительные колонии общего режима на вдвое меньший срок, чем взрослых. Принудительные работы они выполняют наравне с совершеннолетними гражданами, но трудятся они тоже меньше по времени.

Штраф может быть наложен на подростка только при условии его эмансипации.

За то же преступление при наличии отягчающих обстоятельств предусмотрены следующие виды наказаний: до 5-ти лет принудительных работ с запретом занимать некоторые должности либо вести определенную деятельность на срок до 3-х лет (либо без такового); до 5-ти лет лишения свободы с запретом занимать некоторые должности либо вести определенную деятельность на срок до 3-х лет (либо без такового). В 2016 г. в Госдуме обсуждалась возможность отменить уголовное наказание за однократную угрозу убийством. Однако законопроект был отправлен на переработку.

Читайте также:  Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

Заявление в полицию. Особенности доказывания

При поступлении реальной угрозы, следует написать заявление в полицию или прокуратуру. В нем необходимо описать произошедшее. Также стоит указать данные о преступнике или хотя бы пару строк о том, кто это может быть.

Далее потребуется собрать доказательства, которые подтверждают, что угроза действительно поступала: свидетельские показания; запись телефонного разговора; SMS или сообщения в интернете; написанное от руки письмо с угрозами. Реальность угрозы устанавливается с учетом обстоятельств конкретного дела.

В этом процессе применяется индивидуальное криминологическое прогнозирование.

Необходимо доказать, что злоумышленник пытался оказать давление на жертву, а та почувствовала страх и дискомфорт.

Для подтверждения того, что самочувствие потерпевшего ухудшилось на фоне запугивания, используются показания свидетелей (о том, что он потерял сон, вздрагивал при телефонных звонках, жаловался на беспокойство).

Если оба факта доказываются, угроза признается реальной — даже при условии, что виновный не собирался исполнять ее.

Отличие от покушения на убийство

Несмотря на всю схожесть деяний, угроза убийством и покушение на убийство имеют принципиальные отличия: Объект преступления.

При угрозе это психическое состояние потерпевшего, при покушении — его жизнь и здоровье. Манера совершения. Угроза осуществляется оповещением потерпевшего определенным способом.

Перед покушением ведутся приготовления, но на стадии совершения возникают обстоятельства, не позволяющие задуманное до конца.

Субъект преступления. В случае угрозы это гражданин от 16 лет, в случае покушения — от 14 лет. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью — преступление, которое практически не приносит видимого ущерба. Однако его своевременное раскрытие помогает предотвратить более серьезные деяния.

  • Исковые заявления
  • Жалобы

Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга — Ваше право

Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция)

Государственный/муниципальный долг – результат заимствований, осуществленных для покрытия бюджетного дефицита. Его образует сумма дефицитов за прошлые годы за минусом излишков. Рассмотрим подробнее, как осуществляется управление и обслуживание государственного и муниципального долга.

Общие сведения

К Государственному долгу РФ относят обязательства перед:

  1. Юрлицами и физлицами (иностранными в т. ч.).
  2. Субъектами РФ.
  3. Международными финансовыми структурами, прочими субъектами международного права.
  4. Иностранными государствами.

Госдолг также формируют обязательства:

  • по госгарантиям, предоставленным РФ;
  • возникшие вследствие принятия законов об отнесении на госдолг задолженности третьих лиц.

Нюансы терминологии

В соответствии с положениями законодательства, выделяется общегосударственный и государственный долг. Первое понятие считается более широким. Общегосударственный долг состоит не только из обязательств правительства РФ, но и из структур управления республиками, включенными в состав страны, а также органов самоуправления.

Обеспечение

Оно осуществляется за счет федеральной собственности, формирующей казну страны. Несмотря на то что обеспечение кредитных отношений производится казной, средства федерального бюджета идут на погашение задолженностей (обслуживание государственного долга).

Бюджетный кодекс содержит императивное указание для федеральных структур госвласти реализовывать все полномочия по привлечению доходов для погашения обязательств.

Состав

Государственный долг РФ – прямое следствие кредитной политики власти страны. Состав определяется формой кредита – способа привлечения свободных (временно) средств в распоряжение власти.

Как устанавливает 98 статья БК, в объем госдолга включены:

  • суммы основной задолженности по кредитам;
  • номинальная сумма по государственным ценным бумагам;
  • обязательства по выданным гарантиям.

В состав долга не входит выплата процентов, а также непроцентных доходов по госзаимствованиям. В соответствии с БК, они выступают самостоятельной формой затрат федерального бюджета.

Методы управления и обслуживания государственного долга

Госдолг появляется тогда, когда затраты государства превышают поступления средств, то есть, образуется бюджетный дефицит. Его покрывают государственными заимствованиями. Аналогичная ситуация и с муниципальным долгом. Разница только в том, что заимствования осуществляются на местном или региональном уровне.

Управление госдолгом – одно из направлений финансовой политики государства. Оно представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обслуживанием государственного долга, его погашением, выпуском, размещением займов. Управление включает в себя и регулирование рынка госкредита.

К методам управления следует отнести:

  1. Рефинансирование. Оно представляет собой погашение прежней задолженности посредством выпуска новых займов, предполагающего замену обязательств, срок погашения по которым истекает, новыми облигациями либо краткосрочных задолженностей долгосрочными.
  2. Конверсия. Она представляет собой корректировку первоначальных условий займа, выпущенного ранее. В частности, изменяется доходность (понижается или повышается процент).
  3. Консолидация. Она предполагает продление срока займа посредством объединения нескольких обязательств в одно долгосрочное. При этом, как правило, изменяется ссудный процент.
  4. Унификация. В этом случае также несколько займов объединяются, однако при этом происходит обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Целью метода является уменьшение числа видов бумаг, что, в свою очередь, оптимизирует работу с ними и сокращает затраты. В некоторых случаях может выполняться обмен по регрессивному соглашению. Это означает, что несколько облигаций, выпущенных ранее, приравниваются к одной. Такой обмен, например, проводился после войны для изъятия из оборота военных облигаций. Соотношение было 3:1 (три прежних на одну новую).
  5. Отсрочка погашения. Она представляет собой перенос срока и прекращение выплат на определенное время.
  6. Аннулирование. Оно предполагает полный отказ от обязательств. Произойти это может по разным причинам: финансовая неплатежеспособность, приход к власти лиц, отказывающихся признавать обязательства прошлого правительства и пр.
  7. Реструктуризация. Она предполагает пересмотр срока выплаты процентов или погашения основной задолженности, снижение ставки, списание определенной части долга. Как правило, такой метод применяется при ухудшении платежеспособности при наличии признаков банкротства. Согласно 105 статье БК, реструктуризация представляет собой прекращение обязательств государства с их заменой другими обязательствами, предполагающими иные условия обслуживания государственного долга и его погашение.
  8. Выкуп. На вторичном рынке финансовых инструментов страна-должник может выкупить свои обязательства.

Мероприятия по обслуживанию государственного долга

К основным из них относят:

  • выплаты кредиторам;
  • предоставление гарантий;
  • погашение внутренних/внешних займов;
  • определение условий по выпуску и размещению новых обязательств и пр.

Эффективность указанных мероприятий зависит от обоснованности принятых решений. Она, в свою очередь, основывается на тщательном анализе структуры и объема госдолга, объективной оценке текущего состояния заимствований.

Нормативная база

Положения, регулирующие обслуживание госдолга и муниципальных заимствований, закрепляет статья 119 БК.

Под ним понимают совокупность операций по выплате доходов в виде процентов или дисконта. Обслуживание государственного (муниципального) долга осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня.

В п.

2 указанной статьи установлено, что ЦБ, кредитная структура либо другая специализированная финансовая организация выполняют задачи агента Правительства по реализации этих операций, а также по размещению, обмену, выкупу, погашению обязательств. Данная деятельность осуществляется в соответствии с агентскими соглашениями, заключенными с Минфином. Функции генерального агента ЦБ исполняет безвозмездно.

Как устанавливает статья 119 БК, оплата деятельности агентов по реализации задач, закрепленных в соглашениях, подписанных с Минфином, производится из федерального бюджета.

Реализация кредитной структурой либо иной специализированной организацией функций агента исполнительного органа госвласти региона РФ производится в соответствии с соглашениями, заключенными с исполнительным институтом власти субъекта, осуществляющим заимствования.

Договора могут быть подписаны и с местной администрацией (при обслуживании муниципального долга). В том случае оплата агентских услуг осуществляется из местного бюджета.

Читайте также:  Статья 12. раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах

Расходы на обслуживание

О них говорится в ст. 111 БК.

Расходы на обслуживание государственного долга субъекта или муниципальных заимствований планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга по показателям отчета об исполнении доходно-расходных статей бюджета за отчетный период не может быть выше 15 % от объема затрат соответствующего бюджета. В расчет при этом не принимаются затраты, осуществляемые за счет субвенций.

Ключевые принципы

Обслуживание государственного долга базируется на:

  1. Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий.
  2. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика.
  3. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами.
  4. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам.
  5. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника.
  6. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.
  7. Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

В соответствии со 101 статьей БК, управление:

  • госдолгом РФ осуществляется Правительством либо Минфином, уполномоченным им;
  • госдолгом региона – высшим исполнительным институтом власти или финансовой структурой, уполномоченной в соответствии с региональным законодательством;
  • муниципальными обязательствами – исполнительно-распорядительным органом МО (местной администрацией), уполномоченным уставом муниципалитета.

По величине госдолга определяется результативность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютный показатель заимствований, их динамика, темпы изменений характеризуют состояние финансов и экономики страны, эффективность работы финансовых организаций.

Во время спада, согласно классическому подходу к управлению обязательствами, целесообразно уменьшать величину госдолга. В противном случае задолженность будет негативно влиять и на финансовое состояние страны, и на ее экономику.

Альтернативный подход основывается на противоположной концепции. В соответствии с ней, при снижении деловой активности величину займов нужно сокращать. При этом госдолг будет выполнять функции финансового механизма, способствующего ускорению экономического развития.

Государственные заимствования могут быть полезными только во время устойчивого роста экономики.

В периоды спада бюджетный дефицит может существенно ухудшить финансовое состояние страны, повысить угрозу долгового кризиса и снижения рейтинга надежности страны.

Это, в свою очередь, приводит к ухудшению общего экономического состояния. Рост государственного долга приводит к реальным негативным последствиям для финансово-экономического и социального секторов.

Источник: https://FB.ru/article/331007/obslujivanie-gosudarstvennogo-dolga-statya-byudjetnogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii

Нюансы терминологии

В соответствии с положениями законодательства, выделяется общегосударственный и государственный долг. Первое понятие считается более широким. Общегосударственный долг состоит не только из обязательств правительства РФ, но и из структур управления республиками, включенными в состав страны, а также органов самоуправления.

Состав

Государственный долг РФ – прямое следствие кредитной политики власти страны. Состав определяется формой кредита – способа привлечения свободных (временно) средств в распоряжение власти.

Как устанавливает 98 статья БК, в объем госдолга включены:

  • суммы основной задолженности по кредитам;
  • номинальная сумма по государственным ценным бумагам;
  • обязательства по выданным гарантиям.

В состав долга не входит выплата процентов, а также непроцентных доходов по госзаимствованиям. В соответствии с БК, они выступают самостоятельной формой затрат федерального бюджета.

Нормативная база

Положения, регулирующие обслуживание госдолга и муниципальных заимствований, закрепляет статья 119 БК.

Под ним понимают совокупность операций по выплате доходов в виде процентов или дисконта. Обслуживание государственного (муниципального) долга осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня.

В п.

2 указанной статьи установлено, что ЦБ, кредитная структура либо другая специализированная финансовая организация выполняют задачи агента Правительства по реализации этих операций, а также по размещению, обмену, выкупу, погашению обязательств. Данная деятельность осуществляется в соответствии с агентскими соглашениями, заключенными с Минфином. Функции генерального агента ЦБ исполняет безвозмездно.

Как устанавливает статья 119 БК, оплата деятельности агентов по реализации задач, закрепленных в соглашениях, подписанных с Минфином, производится из федерального бюджета.

Реализация кредитной структурой либо иной специализированной организацией функций агента исполнительного органа госвласти региона РФ производится в соответствии с соглашениями, заключенными с исполнительным институтом власти субъекта, осуществляющим заимствования.

Договора могут быть подписаны и с местной администрацией (при обслуживании муниципального долга). В том случае оплата агентских услуг осуществляется из местного бюджета.

Ключевые принципы

Обслуживание государственного долга базируется на:

  1. Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий.
  2. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика.
  3. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами.
  4. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам.
  5. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника.
  6. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.
  7. Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

В соответствии со 101 статьей БК, управление:

  • госдолгом РФ осуществляется Правительством либо Минфином, уполномоченным им;
  • госдолгом региона – высшим исполнительным институтом власти или финансовой структурой, уполномоченной в соответствии с региональным законодательством;
  • муниципальными обязательствами – исполнительно-распорядительным органом МО (местной администрацией), уполномоченным уставом муниципалитета.

Заключение

По величине госдолга определяется результативность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютный показатель заимствований, их динамика, темпы изменений характеризуют состояние финансов и экономики страны, эффективность работы финансовых организаций.

Во время спада, согласно классическому подходу к управлению обязательствами, целесообразно уменьшать величину госдолга. В противном случае задолженность будет негативно влиять и на финансовое состояние страны, и на ее экономику.

Альтернативный подход основывается на противоположной концепции. В соответствии с ней, при снижении деловой активности величину займов нужно сокращать. При этом госдолг будет выполнять функции финансового механизма, способствующего ускорению экономического развития.

Государственные заимствования могут быть полезными только во время устойчивого роста экономики.

В периоды спада бюджетный дефицит может существенно ухудшить финансовое состояние страны, повысить угрозу долгового кризиса и снижения рейтинга надежности страны.

Это, в свою очередь, приводит к ухудшению общего экономического состояния. Рост государственного долга приводит к реальным негативным последствиям для финансово-экономического и социального секторов.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/241619/

Читайте также:  Статья 8. Оборотоспособность племенной продукции (материала)

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

  • 1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, —
  • наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  • 2. То же деяние, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 119 УК РФ

Объект угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации естественного права каждого человека на жизнь и здоровье и обеспечивающие безопасность этих социальных благ.

При угрозе убийством создается угроза причинения вреда отношениям, обеспечивающим безопасность жизни и реальный вред здоровью потерпевшего; при угрозе причинением тяжкого вреда здоровью последнее, с одной стороны, оказывается поставленным под угрозу, а с другой — претерпевает реальные вредные последствия.

Потерпевшим может выступать любое лицо независимо от его возраста, состояния здоровья, способности осознавать смысл и значение угрозы и иных обстоятельств.

Объективная сторона выражается в форме активных информационных действий — угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Состав преступления является формальным; последствия угрозы находятся за его рамками и не влияют на квалификацию. Преступление считается оконченным с момента высказывания или демонстрации угрозы независимо от того, когда она была воспринята потерпевшим.

Угроза представляет собой обнаруженное вовне и рассчитанное на запугивание потерпевшего информационное воздействие на его психику, выражающее субъективную решимость, намерение виновного причинить смерть или тяжкий вред здоровью.

Способы осуществления угрозы могут быть различными: словесно, письменно, жестами, с помощью действий и т.д.; угроза может выражаться, в частности, в демонстрации оружия (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Общим является передача определенной информации об общественно опасном намерении субъекта.

Обязательным признаком угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является ее реальность. Для признания угрозы реальной необходимо установить, что виновный совершил такие действия, которые давали потерпевшему основание опасаться ее осуществления, и что поведение виновного, его взаимоотношения с потерпевшим объективно свидетельствовали о реальности угрозы.

Реальность угрозы устанавливается в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств дела. Следует учитывать как объективный критерий реальности (способ выражения, интенсивность угрозы, характер взаимоотношений виновного и потерпевшего, объективная ситуация угрозы, особенности личности виновного и т.д.

), так и субъективное восприятие ее потерпевшим как реальной.

По содержанию угроза состоит в выражении намерения лишить жизни или причинить тяжкий вред здоровью. Ответственность за угрозы иного содержания (например, угрозы уничтожением имущества) в ст.

119 УК РФ не предусмотрена; такие угрозы влекут ответственность только в случае, если выступают способом совершения иного преступления (например, предусмотренного ст. 163 УК РФ).

В тех случаях, когда виновный высказывает угрозы применения насилия, носившие неопределенный характер, вопрос о признании в действиях лица преступления, предусмотренного ст.

119 УК РФ, необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, характера предметов, которыми он угрожал потерпевшему, субъективного восприятия угрозы, совершения каких-либо конкретных демонстративных действий и т.п. .

———————————

По аналогии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».

Угроза может быть высказана как непосредственно самому потерпевшему, так и через третьих лиц. Важно, чтобы она была адресована конкретному человеку.

Угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в отношении неопределенного круга лиц не охватываются ст.

119 УК РФ, но при определенных обстоятельствах могут образовывать состав иного преступления (например, предусмотренного ст. 282 УК РФ).

Угроза может быть разовой или многократной.

Неоднократные или систематические угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, адресованные одному человеку и осуществляемые с единым умыслом, не образуют совокупности преступлений и квалифицируются как единое продолжаемое преступление.

Если угроза адресована двум или более лицам, содеянное квалифицируется как одно преступление при условии, что такая угроза выражает единое намерение субъекта преступления; в противном случае содеянное оценивается с учетом правил квалификации реальной совокупности преступлений.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла. Лицо, обладая свободой воли, угрожая убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, осознает общественно опасный характер своего деяния. Мотив угрозы (за исключением указанного в ч. 2 ст. 119 УК РФ) не имеет значения для квалификации.

Для правильной уголовно-правовой оценки важно установить цель угрозы, поскольку некоторые из них, изменяя содержание вины, могут указывать на наличие иного состава преступления (например, угроза убийством в целях сломить сопротивление жертвы изнасилования). Квалификации по ст. 119 УК РФ подлежит угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, которая не является элементом объективной стороны иного, более тяжкого преступления (например, изнасилования, разбоя и др.).

Субъект угрозы общий — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста; лица в возрасте четырнадцати — пятнадцати лет ответственности за данное преступление не несут .

———————————

Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Бочанова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 5.

Квалифицирующий признак угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 119 УК РФ) идентичен в своем содержании аналогичному признаку убийства.

Если виновный, не ограничиваясь угрозой, совершает иные действия, направленные на создание условий для совершения убийства или причинения тяжкого вреда здоровью либо непосредственно направленные на совершение этих действий, ответственность наступает за приготовление или покушение на преступления, предусмотренные соответствующей частью ст. 105 или ст. 111 УК РФ.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью может выступать элементом объективной стороны иного насильственного преступления (например, неправомерного завладения автомобилем без цели хищения с угрозой применения насилия). В этом случае она не требует самостоятельной дополнительной квалификации.

Статья 119 УК РФ содержит общую норму об ответственности за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Наряду с ней закон предусмотрел и специальные составы угрозы (например, в ст. ст. 296, 318 УК РФ). Возникающая конкуренция разрешается в соответствии с правилами ч. 3 ст. 17 УК РФ.

Судебная практика по статье 119 УК РФ

Ссылка на основную публикацию