Вопрос о том, каков предельный возраст пребывания на гражданской службе, в основном волнует чиновником и других госслужащих.
При этом установленный законом возраст может быть в некоторых случаях продлен – об этом говорится в статье 25.1 ФЗ Российской Федерации.
Законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих
- В законопроекте говорится о постепенном повышении максимального возраста выхода на пенсию по старости, а также о введении более строгих правил получения пенсии.
- Речь идет о депутатах и чиновниках, находящихся на службе в государственных и муниципальных органах.
- Стоит отметить: закон не относится к лицам, уже вышедшим на пенсию.
Одновременно с повышением пенсионного возраста будет постепенно увеличен и минимальный стаж работы на госслужбе, необходимый для получения пенсии по выслуге лет. Сегодня сотрудникам необходимо проработать не меньше 15 лет, к 2020 году срок вырастет до минимальных 20 лет.
Депутатам придется поработать дополнительно. Если они хотят получить надбавку в размере 55%, то должны будут «отработать» минимум 5 лет (сегодня год), для надбавки в 75% — не менее 10 против сегодняшних 3.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе
- И хотя ведутся разговоры о повышении пенсионного возраста до уровня Европы, пока что это коснулось только государственных служащих.
- При этом возраст не будет увеличен одним махом: предполагается, что это растянется до 2032 года.
- Повышение будет происходить, пока не будут установлены верхние границы — 65 лет у мужчин и 63 года у женщин.
- Обратите внимание: каждые полгода будут прибавлять дополнительные полгода работы.
- При этом некоторые служащие смогут продолжить работать. Это коснется:
- Помощников и советников, оказывающих содействие лицу на государственной должности. Они обязаны будут проработать до окончания полномочий, но не позднее.
- До 70 лет смогут работать руководитель государственных служб. Изменится только порядок назначения: сегодня решение о продлении службы принимает президент, после же принимать решение будут должностное лицо или госорган, которые и назначили этого руководителя.
Предельный возраст пребывания на службе в РФ – это возраст, после которого гражданин, исполняющий обязанности госслужащего, должен уйти на пенсию. Сегодня и «простые» граждане, и работники государственного аппарата уходят на пенсию в одном возрасте — в 60 лет мужчины и в 55 женщины. Однако, начиная с этого года, возраст последних будет повышаться до 65 и 63 лет соответственно.
Смотрите видео, в котором озвучиваются актуальные изменения в законодательстве относительно предельного возраста пребывания на гражданской службе:
Законопроект о предельном возрасте для госслужащих инициировал Путин
В России уже в ближайшее время могут отменить возрастные ограничения для граждан, занимающих государственные посты. Новый законопроект даст возможным работать госслужащих в отдельных случаях. Коррективы планируется внести в закон «О государственной гражданской службе РФ». Сегодня в нем прописан предельный возраст пребывания на госслужбе в 65 лет. Новый документ может увеличить эту цифру как минимум до 70 лет. Инициаторы нововведения считают, что такая необходимость есть в том случае если должность занимает опытный руководитель.
Госслужащим продлят предельный возраст на занимаемом посту
Президент России Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, согласно которому снимаются возрастные ограничения для госслужащих, назначаемых главой государства. Это следует из электронной базы данных нижней палаты парламента.
Предложенные изменения планируется внести в статью 25-1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
«На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет», — говорится в законопроекте.
11 января правительство России поддержало президентский законопроект о запрете для государственных и муниципальных служащих иметь второе гражданство. 20 января Госдума в первом чтении приняла этот законопроект.
Согласно документу, госслужащие будут обязаны сообщать о прекращении российского гражданства и приобретении иного документа, подтверждающего право на проживание за границей. Если госслужащий не предоставит такого подтверждения, его уволят.
Военнослужащие на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, не представившие документы о прекращении гражданства (подданства) или вида на жительство другой страны, также могут быть досрочно уволены с военной службы, пишут Известия.
Молодежь не хочет работать на госслужбе
Портал HeadHunter провел в прошлом году опрос, по итогам которого выяснилось, что стать чиновниками желают всего 19 процентов молодых специалистов. Социологи акцентировали внимание общественности на том, что еще три года тому назад этот показатель был вдвое выше.
Подавляющее большинство респондентов – 41 процент – сказали, что планируют трудоустроиться в частную компанию, причем желательно, в международную. Характерно, что при первой же возможности эти молодые люди уедут жить и работать за рубеж.
Фрилансерами намерены стать 17 процентов опрошенных, а еще 14 процентов участников анкетирования признались, что планируют открыть свой бизнес. Любопытно, что менее всего современная молодежь склоняется к работе в некоммерческих структурах и в учреждениях образования, резюмировали российские социологи.
Виды госслужбы
Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления.
Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней. Военные — в вооруженных силах, нацгвардии, разведке, ФСБ, госохране, военной прокуратуре, следственном комитете, пожарной службе и подобных местах. Все они получают зарплату из федерального или регионального бюджета.
По данным на 2019 год, в России около 855 тысяч государственных гражданских служащих. Плюс еще 395 тысяч муниципальных служащих работает в органах местного самоуправления.
Все должности четко делятся на категории:
- руководители;
- помощники, или советники;
- специалисты;
- обеспечивающие специалистов.
И по старшинству:
- высшие,
- главные,
- ведущие,
- старшие,
- младшие.
Как правило, по этой вертикали строится карьера, от нее же зависят и прибавки к зарплате. Если между зарплатами младших и старших должностей разница в несколько тысяч, то доход у советников уже значительно выше — не говоря о руководителях.
Добавьте Интересную Россию в избранное
Подпишись на нас в Телеграм и узнай Интересную Россию лучше!
Предельный срок пребывания на государственной гражданской службе
При этом установлено, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. В случае продления срока гражданской службы по решению представителя нанимателя с гражданским служащим заключается срочный служебный контракт.
[2]
По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, так же, как это установлено и в настоящее время, по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт должен перезаключаться на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Таким образом в настоящее время срочный служебный контакт должен заключаться со всеми гражданскими служащими, достигшими возраста 60 лет, но срок этого контракта может быть и меньше, чем срок, оставшийся до достижения предельного возраста пребывания на гражданской службе, то есть 65-ти лет.
Предельный возраст нахождения на государственной службе
До скольки лет можно работать на государственной гражданской службе
Я являюсь государственным служащим. В 2007 г. у меня был заключен контракт на неопределенный срок. Тогда предельный возраст нахождения на госслужбе составлял 65 лет. По новому законодательству о госслужбе, которое вступило в силу в 2010 г.
, предельным стал возраст 60 лет с возможным последующим заключением срочного контракта на срок от 1 до 5 лет. В 2012 г. мне как раз исполняется 60 лет, и руководитель объявил, что уволит меня.
Имеет ли он на это право, если при приеме на работу действовал другой закон ?
Консультация юриста
УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС
Да, он имеет такое право.
Несмотря на то что изменения в законодательство были внесены после заключения контракта, вас могут уволить, как только вам исполнится 60 лет.
Этот возраст является предельным для пребывания на гражданской службе, а одним из оснований для увольнения является достижение работником предельного возраста.
Президент предложил отменить возрастные ограничения для госслужащих
Законопроект распространяется на руководящие должности в администрации президента, а также на заместителей министров, которые назначаются президентом, например в МВД, МИДе, Минюсте /Максим Стулов / Ведомости
Для государственных гражданских служащих, назначаемых президентом, предложили снять предельный срок нахождения на службе. Соответствующий законопроект в пятницу внес в Госдуму президент Владимир Путин. По действующему законодательству предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.
Сейчас предельный срок пребывания на госслужбе для людей, которые замещают должности помощников или советников, может быть продлен до окончания срока полномочий их нанимателя, а для госслужащих на руководящих должностях – до 70 лет.
В отдельных случаях возникает необходимость продления срока государственной гражданской службы «наиболее опытным и высококвалифицированным руководителям и после достижения ими указанного возраста», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Поэтому в исключительных случаях на тех госслужащих, кого назначает президент, возрастное ограничение не распространяется.
Согласно реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, категории «руководители» и «помощники», которых назначает президент, есть в администрации президента, в министерствах и федеральных агентствах, которые подчинены президенту.
В частности, в администрации президента это руководитель администрации президента и его заместители, а также пресс-секретарь, помощники и советники президента, спецпредставители президента, полпреды, уполномоченный по правам ребенка.
Сейчас в администрации президента на высших должностях есть несколько человек, кому больше 65 лет, – спецпредставитель Сергей Иванов (67 лет), полпреды Владимир Устинов (67 лет) и Юрий Чайка (69 лет).
Законопроект распространяется на руководящие должности в администрации президента, а также на заместителей министров, которые назначаются президентом, например в МВД, МИДе, Минюсте, объясняет профессор РАНХиГС Владимир Южаков.
«В свое время ограничения по возрасту нахождения на госслужбе были введены Борисом Ельциным, чтобы обновить госаппарат – в частности, тех, кто еще работал в Советском Союзе, заменить новыми госслужащими.
Сейчас такая задача не стоит, скорее есть задача – укрепление сложившегося госаппарата», – говорит эксперт.
По словам Южакова, время от времени предельный возраст на госслужбе и так возрастал, в частности когда вместо заключения контракта на неопределенный срок вводился годичный контракт, что давало возможность все время продлевать срок нахождения на госслужбе.
«Если раньше какие-то решения о продлении срока нахождения на той или иной должности принимались под какого-то человека, например как это было с председателем Конституционного суда, то нынешний законопроект позволяет продлевать срок госслужбы не персонально, а автоматически», – считает он.
Что касается помощников и советников президента (помощникам президента Юрию Ушакову 73 года, Андрею Фурсенко 71 год, советникам президента Владимиру Васильеву 71 год и Александре Левицкой 66 лет), то хотя они и относятся к госслужащим, но на них предельный срок нахождения на госслужбе не распространяется, поскольку он зависит от срока исполнения полномочий президента, добавляет Южаков.
Путину со знакомыми людьми комфортно работать, поэтому расчет на то, что какая-то часть из них останется с ним работать и дальше, говорит политолог Евгений Минченко: «Они все не молодеют, но медицина идет вперед семимильными шагами».
Возможен ли прием на федеральную государственную гражданскую службу лица, достигшего 60-летнего возраста?
В силу статьи 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (далее — Закон) предельный возраст пребывания на гражданской службе 60 лет.
Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Пунктом 3 статьи 25 Закона предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно подпункту 6.
1 пункта 4 статьи 25 Закона срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности приема на федеральную государственную гражданскую службу лиц, достигших 60-летнего возраста.
При этом закон допускает возможность продления срока государственной службы сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе лицам уже состоящим на гражданской службе и достигшим 60-летнего возраста и соответственно заключение с ними срочного служебного контракта.
Предельный возраст: pro et contra
Федеральным законом от 24 марта 2021 г. № 52-ФЗ внесены важные изменения в ст. 25.1 Закона о государственной службе. Как известно, предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.
Гражданскому служащему категории «помощники (советники)» срок службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий должностного лица, чью деятельность он обеспечивает.
Гражданскому служащему категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы срок гражданской службы с его согласия может быть продлен тем, кто его назначил (но не больше чем до достижения им возраста 70 лет).
Вместе с тем на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, отныне при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими 70 лет.
Согласно Конституции РФ, Президент назначает на должность председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей силового блока, федеральных судей (за исключением судей Конституционного и Верховного судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Кроме того, глава государства назначает сотрудников своей администрации, включая полномочных представителей. Именно данные ключевые должности в настоящее время могут замещаться без учета возраста должностного лица.
Дискуссия о пользе «омоложения» чиновничества или, напротив, сохранения опытных кадров идет не одно столетие, а на практике данные тенденции сменяют друг друга. В России после революции 1917 г.
отмечалось резкое «омоложение» управленцев (вспомним Аркадия Гайдара, который в 17 лет командовал крупными воинскими соединениями). Напротив, вторая половина ХХ в.
характеризовалась длительным пребыванием чиновников на государственной службе – прежде всего руководящего состава госслужащих (период 1970–1980 гг. именовался «эпохой кремлевских старцев»).
В новейшей истории также наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2010 г. Дмитрий Медведев, занимавший пост главы государства, инициировал снижение предельного возраста госслужащих до 60 лет. Однако в 2013 г. Президент РФ Владимир Путин поднял эту планку до 65 лет, а для руководящего состава – до 70. Текущая реформа стала продолжением данного курса.
Каковы же аргументы в пользу «омоложения» управленческих кадров и против отмены предельного возраста для любых должностей? Ключевым традиционно называется повышение эффективности публичного управления.
Эффективность в данной трактовке включает как минимум три составляющие.
Первая – сменяемость власти, причем не только в персональном, но и в поколенческом плане.
Обновление управленческих кадров препятствует формированию и укреплению коррупционных связей, отсекает «окружение» должностных лиц от публичных проектов, вносит дискуссию во «внутривластные» (внутриведомственные, внутрипартийные) отношения и устраняет «зашоренность» в поиске оптимальных управленческих решений.
Не просто «должность номер один»…Гарантии экс-главе государства – правовая основа сменяемости власти в России
Вторая – омоложение управленцев способствует внедрению новых технологий – как технических, так и социальных. В эпоху цифровизации и формирования «электронного государства» данный аспект эффективности управления трудно переоценить. При самых выдающихся управленческих талантах госслужащие не из «эпохи Интернета» не смогут стать «проводниками цифры», развивать «электронное государство».
Третья – длительное нахождение на публичных должностях – прежде всего руководящих, – людей одного поколения приводит к невозможности занять эти должности людьми следующего поколения.
Такая ситуация разрушает социальные «лифты», что порождает оппозиционность как в широких слоях общества, так и в самом госаппарате – возникают так называемые «контрэлиты» (группы, обладающие необходимыми качествами и ресурсами для занятия элитных позиций, но не имеющие соответствующих правовых и фактических возможностей). Именно такие группы могут (и будут) стремиться к обретению власти путем смены действующей системы. Причем «демонтаж» «старой» системы государства может осуществиться и как реформа, и как «дворцовый переворот», и как революционное движение. Последние сценарии таят риски человеческих жертв, разрушения экономики и социальной системы, серьезного ухудшения жизни в стране и даже прекращения существования государства.
Очевидно, что происходящие в России корректировки законодательства о госслужбе сами по себе к подобным рискам не ведут, но явно обозначают тенденцию к сохранению опытных кадров – прежде всего руководящего звена (разумеется, с различными исключениями из общей тенденции и частичным «омоложением» управленцев низового и среднего звена).
При этом высказывается немало доводов против «омоложения» чиновничества и за отмену предельного возраста – по крайней мере, для руководящего звена. В качестве центрального аргумента выдвигают ту же эффективность публичного управления, что и в случае с «омоложением» кадров.
Вместе с тем эффективность трактуется принципиально иначе.
Во-первых, именно управленческий опыт видится основой результативности принятия и реализации управленческих решений. Очевидно, что человек, выполнявший те или иные действия много раз, будет делать их лучше, чем новичок.
В сопроводительных материалах к поправкам в Закон о госслужбе, когда они находились в стадии законопроекта, отмечалось, что введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу.
Во-вторых, публичная служба на руководящих должностях предполагает некий карьерный путь, занимающий значительное время.
Зрелые должностные лица, приближаясь к достижению предельного возраста в той или иной должности, могут оказаться в состоянии «временщиков», когда от результатов их труда, эффективности их работы ничего не зависит: через год-два они будут уволены безотносительно к ним.
Даже введение правовых возможностей точечного продления полномочий для эффективных чиновников, достигших предельного возраста, на мой взгляд, проблему не решает.
Такой подход ставит госслужащих в очень зависимое положение от вышестоящих должностных лиц, полностью гасит инициативу, подталкивает к конъюнктурности. В целом предельный возраст для занятия публичных должностей может рассматриваться как возрастная дискриминация, снижающая эффективность публичного управления.
В-третьих, эффективность любой деятельности во многом зависит от мотивации. Заинтересованность в занятии той или иной должности весьма зрелым чиновником нередко имеет альтруистические мотивы, является стремлением послужить обществу.
Безусловно, во многих случаях нельзя не усмотреть и мотивов самовыражения, самореализации.
Учитывая высокое пенсионное обеспечение госслужащих в России, сложно подозревать служащего в стремлении держаться за работу только ради материального благополучия, из-за страха нищеты и т.д.
Полагаю, что во всех перечисленных аргументах присутствует здравый смысл, а сочетание тенденций «омоложения» управленцев и сохранения опытных кадров является единственно возможным решением.
Его формы должны определяться конкретной ситуацией и текущими задачами государства.
Только диалектическое сочетание «молодости и опыта» способно обеспечить эффективность публичного управления, в то время как доминирование только одной из тенденций станет основой для деградации системы управления и публичной власти в целом.
И все же проблемой современной России видится не сама по себе отмена предельного возраста для руководящих кадров, а господство тенденций противоположной направленности применительно к широким слоям населения (при общем его старении).
Дело в том, что руководство государства, его важнейших органов (как и различного рода элит, составляющих топ-менеджмент госкомпаний и госучреждений) в 60, 70 и даже 80 лет считается более мудрым, опытным, квалифицированным и достойным занимать любые должности сколь угодно долго. В ряде случаев, возможно, это действительно так.
Одновременно с этим граждане – так называемые «представители народных масс», – работающие в бюджетной или коммерческой сферах, уже после 45–50 лет (а то и после 30) рассматриваются как «неликивид».
Людям в 40–50 лет ощутимо сложнее найти работу, так называемые «новые предпенсионеры» (55–65 лет) испытывают еще большие трудности и держатся буквально за любую работу.
Не лучше обстоят дела и у работающих пенсионеров, большинство которых трудятся не столько ради творческой самореализации (хотя и таких немало), сколько в связи с невысокими размерами пенсий. Подчас даже в 30–35 лет работник сталкивается с прямой или косвенной дискриминацией по возрасту: ему ставятся «в вину» якобы недостаточная энергичность, незнание некоторых современных технологий и даже «нетоварный» вид.
На мой взгляд, именно очевидные двойные стандарты оценки профпригодности в связи с достижением определенного возраста представителями «элит» и «масс» являются крайне опасной тенденцией.
Безусловно, есть профессии (в частности, спортсмены), которые исключают возможность профессионального долголетия в привычном понимании (то есть с юности до старости).
Вместе с тем в большинстве сфер профессиональной деятельности подходы к возрасту должны укладываться в общую тенденцию омоложения либо профессионального долголетия, а лучше всего – их разумного сочетания.
При определенном превалировании тенденции профессионального долголетия и кадрового сбережения для большинства сфер, включая публичное управление, руководящий состав может иметь некоторые привилегии в части возрастных рамок. Но эти привилегии не должны вести к так называемому «поколенческому разрыву», когда на смену пожилым руководителям приходят их дети (нередко в буквальном смысле), а не следующее профессиональное поколение.
Остается надеяться, что публичная власть (и ее органы и должностные лица, и институты гражданского общества) сможет выработать общий подход оптимального сочетания «молодости и опыта» как в публичном управлении, так и в иных сферах профессиональной деятельности.
Станет ли отмена возрастных ограничений госслужащих, назначаемых президентом, началом данного пути, удастся ли распространить ценности профессионального долголетия на широкие слои населения и при этом минимизировать возникающие риски – прежде всего «поколенческого разрыва», – покажет время.
Путин предложил отменить предел по возрасту для назначаемых им чиновников :: Политика :: РБК
«На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет», — гласит поправка.
Кого касается законопроект
Президент имеет право назначать многих чиновников — глав силовых ведомств, некоторых министров, в том числе главы Минюста, судей Конституционного и Верховного судов и многих других. Однако далеко не все эти должности подпадают под действие нового законопроекта.
Законопроект распространяется на представителей и сотрудников администрации президента и управделами президента, пояснил РБК профессор ВШЭ в Санкт-Петербурге Антон Ильин.
Также действие документа распространяется на некоторых заместителей министров (например, замминистра юстиции и иностранных дел), а также на руководителей федеральных агентств и федеральных служб — в том числе Росфинмониторинга.
«В администрации президента законопроект большого количества людей — руководителя, замруководителя, начальников управлений, советников, — посчитал Ильин. — Думаю, это сделано именно для администрации президента. Только там под действие законопроекта попадает большое количество человек, и там много возрастных».
Среди возрастных сотрудников администрации президента — помощники президента Лариса Брычева (63 года) и Юрий Ушаков (73 года), советники президента Александра Левицкая (66 лет) и Михаил Федотов (71 год), полпреды Владимир Устинов (67 лет) и Юрий Чайка (69 лет).
По данным Росстата на 1 октября 2019 года (информация собирается раз в три года), в администрации президента было 18 человек старше 65 лет (1% от всей численности штата), а в остальных ведомствах федеральной государственной гражданской службы, подчиненных президенту, — 26 человек. Больше всего чиновников старше 65 лет было в Министерстве иностранных дел — 15. В том числе трое заместителей министра, назначаемых президентом, в возрасте 66–68 лет, следует из данных МИДа.
«Для военизированных ведомств и силовиков законопроект не работает, — подчеркнул Ильин. — ФСО, МВД, МЧС — все эти ведомства не попадают под действие законопроекта, то же со службой по военно-техническому сотрудничеству, куда недавно был назначен Михаил Бабич. Не попадают под действие законопроекта и послы».
Кто живет по другим законам
Не попадут под действие законопроекта федеральные министры и премьер-министр, глава ЦБ, парламентарии, главы ЦИК и Счетной палаты, уполномоченные при президенте. Все перечисленные не являются гражданскими госслужащими, сроки их пребывания на должностях регулируются «профильными» законами, а не законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указывает Ильин.
В мае 2020 года Путин подписал закон, который повышает предельный возраст руководителей государственных и муниципальных вузов до 70 лет. Поправки внесли в Трудовой кодекс.
Документ касается не только ректоров вузов, но и руководителей научных организаций, их заместителей и руководителей их филиалов.
В справке к закону говорится, что в отдельных случаях срок пребывания руководителей в своей должности могут продлить и после того, как им исполнится 70 лет.
Зимой 2019 года президент подписал закон, позволяющий неограниченное количество раз продлевать полномочия ректоров МГУ (Виктору Садовничему к тому моменту исполнилось 80 лет) и СПбГУ (Николаю Кропачеву тогда было 59 лет).
Правительство в ноябре 2020 года внесло законопроект с предложением продлить возраст пребывания на службе для офицеров из руководящего состава уголовно-исполнительной системы. В 2010 году был отменен предельный возраст для председателя Конституционного суда (эту должность с 1991 года занимает Валерий Зорькин, ему сейчас 77 лет).
2. Предельный возраст нахождения на гражданской службе
Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской
Федерации» (ч. 2 ст. 21) закрепляет
предельный возраст пребывания на
государственной гражданской службе
— 65
лет.
В
соответствии с частями
5, 6, 7 ст. 25 названного закона достижение предельного
возраста пребывания на государственной
гражданской службе
является основанием для прекращения
служебного
контракта с гражданским служащим по
обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон.
Вместе с
тем, по решению представителя нанимателя
и с согласия гражданского служащего
при достижении им предельного возраста
с ним может быть заключен срочный
трудовой договор на
замещение должности, не
являющейся должностью гражданской
службы.
Следует также отметить,
что служебный контракт, заключенный на
неопределенный срок, с гражданским
служащим, достигшим возраста 60 лет,
перезаключается
на срочный служебный контракт на срок
от одного года до пяти
лет.
Проблема
обновления и сменяемости управленческого
персонала на государственной гражданской
службе
Необходимость
изменения возрастной структуры,
сложившейся на
государственной службе отмечалась и
в федеральной
программе
«Реформирование государственной службы
Российской Федерации
(2003—2005 годы)», утвержденной указом Президента
РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. В
частности, согласно приведенным данным
на 2002
г., средний возраст государственных
служащих составлял
40 лет.
Лица
пенсионного возраста среди государственных
служащих составляли 3,5 %. Более 30 %
государственных
служащих имели возраст 50 лет и старше.
Основная
часть государственных служащих в
возрасте до 30 лет замещали государственные
должности, отнесенные к старшим и
младшим
группам должностей (соответственно
49,6 % и 38,7 %). Высшие
и главные государственные должности
категории «В» замещали только
0,6 % государственных служащих в возрастедо
30 лет.
Такое
положение приведет к тому, что в течение
10 лет произойдет массовое высвобождение
государственных служащих, замещающих
ключевые должности, при невозможности
замещения этих
должностей следующим поколением
государственных служащих,
имеющих достаточный опыт работы на
государственной службе
и необходимую квалификацию. Таким
образом, существует объективная
необходимость создания правовой основы
обновления и сменяемости управленческого
персонала на
государственной гражданской службе, в
том числе путем закрепления нормы о
предельном возрасте нахождения на
гражданской службе.
Конкурс на замещение должности государственной службы
Как
правило, назначению на должность
государственной службы предшествует
процедура конкурсного отбора. Конкурс
может проводиться как при поступлении
гражданина на государственную службу
впервые, так и при переводе государственного
служащего с одной государственной
должности на другую вакантную
государственную должность (на включение
в кадровый резерв).
-
Подходы
к проведению конкурсного
отбора и связанных с ним процедур оценки
профессиональной
служебной деятельности государственных
гражданских служащих,
проведения аттестации и квалификационных
экзаменов закреплены
в таких федеральных нормативных правовых
актах, как: -
· Федеральный
закон от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации»; -
· Указ Президента РФ
от 1
февраля 2005 г. №
112 «О
конкурсе на замещение вакантной должности
государственной
гражданской службы Российской
Федерации»; -
· Указ
Президента РФ от
1 февраля 2005 г. №
110 «О
проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской
Федерации»;
· Указ
Президента РФ от
1 февраля 2005 г. №
111 «О
порядке сдачи квалификационного экзамена
государственными гражданскими
служащими Российской Федерации и оценки
их знаний, навыков
и умений (профессионального уровня)».
-
Закрепленные
в этих нормативных правовых актах новые
нормы, регулирующие порядок проведения
конкурса, аттестации,
квалификационного экзамена, отчасти
воспроизводят,
но вместе с тем существенно корректируют
и дополняют аналогичные
нормы ранее действовавшего законодательства
о государственной службе. -
Основные
преимущества нового законодательствав
области регулированияпроцедур
оценки профессиональной
служебной деятельности государственных
гражданских служащих. -
Во-первых,
установленные новым законодательством
нормы регулируют
порядок проведения конкурсного
отбора, аттестации
и квалификационного экзамена как в
федеральных
государственных органах, так и в
государственных органах
субъектов Российской Федерации. -
Во-вторых,
нормы, регулирующие порядок проведения
конкурсов,
аттестации, квалификационных экзаменов,
отнесены только
к одному виду государственной службы
(к гражданской службе) и уточнены, исходя
из установленного статуса гражданской
службы в системе видов государственной
службы, с учетом
изменения классификации должностей
гражданской службы,
замены квалификационных разрядов
государственных служащих на классные
чины государственных гражданских
служащих.
В-третьих,
несмотря на открытый список исключений,
новое законодательство
прямо устанавливает, что поступление
на гражданскую
службу, замещение вакантной должности
гражданской службы
осуществляется по результатам конкурса.
Предусматривается
также конкурсный порядок формирования
кадрового резерва на
гражданской службе.
-
В-четвертых,
уточнена роль квалификационного экзамена
(ранее – государственного
квалификационного экзамена) в
карьере гражданского
служащего, в системе оценки его
профессионального
уровня. -
В-пятых,
предусмотрены текущая
оценка деятельности гражданского
служащего (годовые
отчеты о профессиональной служебной
деятельности) и учет результатов текущей
оценки при проведении
аттестации. -
В-шестых,
существенно расширены и
конкретизированы основания
(критерии) оценки деятельности гражданского
служащего при
проведении аттестации, конкурса и
квалификационного экзамена. -
В-седьмых,
существенно уточнено и дополнено описание
условий и процедур организации
и проведения конкурсов, аттестации,
квалификационных экзаменов. -
В-восьмых,
прямо установлено, что квалификационные
требования
к должностям гражданской службы
устанавливаются в соответствии
с категориями и группами должностей
гражданской службы.
В
Федеральном законе от
27 июля 2004
г.
№ 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации» и принятых в его
исполнение указах Президента
РФ предусмотрена возможность и в ряде
случаев дальнейшего
развития правового регулирования
процедур
организации и проведения конкурсов,
аттестаций и квалификационных
экзаменов, в том числе самими
государственными
органами, проводящими конкурсы,
аттестации, квалификационные
экзамены. В частности:
-
1.
Нормативными правовыми актами федеральных
и региональных государственных
органов должны
будут устанавливаться: -
· квалификационные
требования к профессиональным знаниям
и навыкам гражданского служащего,
необходимым для исполнения
им должностных обязанностей (в составе
должностного
регламента гражданского служащего); -
· состав
конкурсной комиссии, сроки и порядок
ее работы; -
· методика
проведения конкурса. -
2.
Правовым актом государственного
органа целесообразно
утверждать: -
· выбор
приемлемых для государственного органа,
для различных групп и категорий должностей
гражданской службы этапов деятельности
конкурсных и аттестационных комиссий; -
· методы,
методики и процедуры проведения
конкурсов; -
· способы
решения (процедуры и документы) других
вопросов, возникающих
в связи с организацией и проведением
конкурсов,
аттестаций, квалификационных экзаменов,
а также текущей оценкой
профессиональной служебной деятельности.
Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской
службе Российской
Федерации» (ч. 1 ст. 22) устанавливает,
что замещение должности
государственной гражданской службы
осуществляется наконкурсной
основе.
-
Законом
также установлен исчерпывающий перечень
исключений из
этого правила. При этом законодатель
выделяет два случая: -
· в
первом случае конкурс на замещение
должности
гражданской службы не
может проводиться; -
· во
втором случае конкурс
на замещение должности
гражданской службы может не
проводиться.
Процедура
конкурсного отбора на замещение должности
государственной гражданской
службы в настоящее время
регламентируется Указом Президента РФ
от 1
февраля 2005 г. №
112 «О
конкурсе на замещение вакантной должности
государственной
гражданской службы Российской Федерации».
-
Согласно
Положению о конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы
Российской Федерации, утвержденному
этим указом, конкурс
проводится в два
этапа. -
Первый
этап -
На
первом этапе государственный орган
публикует объявление о
приеме документов для участия в конкурсе
не менее чем в одном периодическом
печатном издании, а также размещает информацию
о проведении конкурса на
сайте государственного органа в
информационно-телекоммуникационной
сети общего пользования.
Гражданин,
изъявивший желание участвовать в
конкурсе, представляет
в государственный орган необходимые документы,
перечень которых установлен ч.
2 ст. 26 Федерального закона от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации».
Кроме
того, вышеупомянутым Положением в число
документов, которые
необходимо представить для участия в
конкурсе, включается документ
об отсутствии у гражданина
заболевания, препятствующего
поступлению на гражданскую службу или
ее прохождению
При
участии в конкурсе гражданского служащего
необходимые
документы предоставляются кадровой
службой государственного органа.
При этом документы, представленные гражданином(т.е.
впервые поступающим на государственную
службу), подлежат
проверке.
Проверка же достоверности
сведений, представленных гражданским
служащим(т.е.
уже занимающим должность государственной
службы, но претендующим на другую
вакантную должность государственной
службы), осуществляется только в случае
его участия в конкурсе на замещение
вакантной должности гражданской
службы, относящейся к высшей группе
должностей гражданской
службы.
Документы
для участия в конкурсе представляются
в государственный орган в
течение одного месяца со
дня объявления об их приеме.
Второй
этап
Решение
о дате, времени и месте проведения
второго этапа конкурса
принимается представителем нанимателя
после проверки
достоверности сведений, представленных
гражданами, изъявившими желание
участвовать в конкурсе. Представитель
нанимателя
не позднее чем за
15 дней до
начала второго этапа конкурса сообщает
о дате, времени и месте его проведения
государственным
служащим и гражданам, допущенным к
участию в конкурсе.
Для
проведения конкурса актом соответствующего
государственного органа
образуется конкурсная
комиссия.
При
проведении конкурса конкурсная комиссия
оценивает кандидатов
на основании представленных ими
документов об образовании,
прохождении гражданской или иной
государственной службы,
осуществлении другой трудовой
деятельности, а также на основе
конкурсных процедур с использованием
не противоречащих федеральным
законам и другим нормативным правовым
актам Российской
Федерации методов оценки профессиональных
и личностных
качеств кандидатов, включая индивидуальное
собеседование, анкетирование,
проведение групповых дискуссий, написание
реферата
или тестирование по вопросам, связанным
с выполнением должностных
обязанностей по вакантной должности
гражданской службы, на замещение которой
претендуют кандидаты.
Решение
конкурсной комиссии принимается в
отсутствие кандидата