Статья 7. Взаимодействие ассоциации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления

Рассматривая взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, целесообразно выделить следующие формы взаимоотношений: координация и государственный контроль местного самоуправления.

Обладая универсальным характером, такие формы предназначены для решения тактических и стратегических задач местного самоуправления в русле государственной муниципальной политики.

 Координация (от латинского — расположение в порядке) означает «согласование, сочетание, приведение в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо)».

  • Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.

В процессе координации создаются условия для формирования общей потребности в согласовании интересов, что способствует выработке общего интереса. Несмотря на важную роль координации, она не получила соответствующего юридического закрепления на федеральном уровне.

Что же касается отношений «орган государственной власти — местное самоуправление», то для их характеристики федеральный законодатель предпочитает использовать категорию «содействие».

В региональном законодательстве координационные формы взаимоотношений исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления рассматриваются в узком контексте взаимосвязей региональных и муниципальных органов. Без координации вряд ли можно себе представить реализацию какой-либо управленческой задачи.

Наиболее эффективной формой взаимоотношений и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов РФ.

Другой формой взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляемых по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления.

Он осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида: контроль за соблюдением законов и контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Контроль за соблюдением законов включает:

  • контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и, как следствие, установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления;
  • контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
  • контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами.

Каждый из перечисленных видов контроля за местным самоуправлением имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и полномочий органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность.

В этой связи контроль со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти может быть охарактеризован как административный.

Анализируя государственный контроль местного самоуправления, следует заметить, что условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Большое значение для успешного осуществления взаимоотношений заинтересованных субъектов имеет уяснение принципов, на которых они строится.

Вся деятельность субъектов взаимодействия в различных сферах должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы работы, а также иные аспекты их деятельности.

Другим принципом взаимодействия является самостоятельность.

Сущность его заключается в следующем: если субъекты взаимодействия не находятся в подчинении друг у друга и решают свои задачи с помощью сугубо индивидуальных методов и средств, то каждый из них самостоятелен и независим от другого. Иными словами, взаимодействие в данном случае не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений на основе партнерства.

В ходе осуществления взаимодействия необходимо строго соблюдать разграничение компетенции. Это означает, что ни один субъект взаимодействия в различных сферах не должен выполнять несвойственные ему функции. Таким образом, исключается дублирование субъектами взаимодействия друг друга, повышается эффективность их совместной деятельности.

Многие правовые нормы, затрагивающие взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в федеральных законах, посвященных регламентации государственной политики в отдельных сферах общественной жизни, решению крупных экономических и социальных проблем.

Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г.

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов, и т. д.

Полномочия местного самоуправления — это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Достаточно очевидно, что развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает тесный контакт между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, согласованные действия по различным вопросам.

В этом аспекте интерес представляет Устав (Основной закон) Тульской области. Статья 41 Устава Тульской области называется «Полномочия органов государственной власти области в сфере местного самоуправления». Эта статья определяет:

  • К полномочиям органов государственной власти области в сфере местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в области в случаях и порядке, установленных федеральным законом, а также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
  • Органам местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, могут быть переданы для осуществления отдельные государственные полномочия области. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется законами области.
  • Законами области и иными нормативными правовыми актами области регулируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета области и местных бюджетов».

Так, глава 5 Закона Тульской области «Об административных правонарушениях в Тульской области» называется «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти области и местного самоуправления в области».

Залогом дальнейшего и успешного развития федеративного государства является согласованная деятельность всех уровней власти.

Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.

Важное место во взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ занимает ряд субъективных факторов.

К их числу следует отнести: наличие желания взаимодействовать; психологическую готовность к взаимодействию; способность к компромиссам в процессе взаимодействия; умение проникнуться интересами взаимодействующей стороны; готовность действовать ради достижения общей цели.

Акцентируя внимание на взаимодействии должностных лиц двух уровней: регионального и муниципального, необходимо отметить, что данные отношения напрямую связаны с управленческой деятельностью.

Управленческие отношения в органах местного самоуправления и органах государственной власти субъектов РФ многообразны и выступают как отношения, регулируемые «по поводу» практической реализации задач и функций, стоящих перед двумя уровнями: региональным и местным. Нередко имеет место прямое противостояние должностных лиц. Речь идет о межличностных отношениях, которые являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.

Необходимо подчеркнуть, что закрепляемые формы, принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении не отражают полной картины процесса взаимодействующих сторон.

Требует рассмотрения проблема взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ на основе договора или соглашения, заключаемого между взаимодействующими субъектами.

Федеральное законодательство не содержит норм, прямо предписывающих такое взаимодействие.

Законодательно закреплена самостоятельность государственной и муниципальной власти в определении форм реализации своих полномочий, что дает основания для вывода о допустимости взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе договора.

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, могут решаться не только в одностороннем порядке, но и путем заключения договоров и соглашений. Органы региональной и муниципальной власти довольно часто вступают в договорные отношения и заключают различного рода договоры, которые, по сути, должны отражать интересы договаривающихся сторон.

Анализ федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативных актов показывает, что процесс формирования правовой основы взаимодействия регионального и местного уровней идет очень активно.

Так, одним из важных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Федерации в социально-экономической сфере является осуществление поддержки субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий. В субъектах Федерации особое внимание уделяется правовой поддержке малого предпринимательства. Практически во всех субъектах приняты законы, направленные на его государственную поддержку.

На уровне регионов усиленное внимание уделяется государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, принятию мер по обеспечению устойчивой работы государственных и муниципальных предприятий, для чего принимаются специальные законы, способствующие развитию инновационной деятельности.

Кроме того, формируется обширный массив законодательства субъектов РФ в социальной сфере. В субъектах РФ принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Активно формируется образовательное законодательство субъектов Федерации как составная часть российского законодательства. Развивается также законодательство субъектов в сфере здравоохранения, которое является важной составной частью социальной политики. Приняты в большинстве субъектов Федерации региональные целевые программы в области охраны здоровья.

Тем не менее, основной объем правового регулирования местного самоуправления с уровня субъектов РФ переносится на федеральный и муниципальный уровни. Однако следует учитывать, что отнюдь не все города имеют необходимые ресурсы для должной подготовки муниципальных правовых актов.

Читайте также:  Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Поэтому необходима комплексная помощь (в первую очередь организационная и консультативная) муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Это относится и к разработке рекомендательных типовых муниципальных правовых актов.

На сегодняшний день не сложилось определенности в вопросе разграничения полномочий. За 90-е гг. XX в. было принято большое количество законов, предоставивших гражданам множество благ и прав, за которые несет ответственность государство в целом.

Однако такие законы зачастую страдают декларативностью и отсутствием конкретных обязательств государства по обеспечению этих прав; во многих случаях отсутствует механизм реализации прописанных в законе норм, в том числе зачастую обойдены вниманием законодателя и вопросы распределения полномочий по уровням власти.

В основе распределения полномочий должен лежать следующий принцип — те услуги, в которых гражданин нуждается в повседневной своей жизни и которые должны быть оказаны гражданину, должны быть максимально децентрализованы.

Все полномочия публичной власти, которые обеспечивают единое политическое, экономическое пространство страны, ее целостность и безопасность, единые стандарты основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации, естественно, должны быть сосредоточены на федеральном уровне.

Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально контролировать их предоставление. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где, прежде всего, требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина каждый день, — это вопросы субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ обладают в отношении органов местного самоуправления полномочиями, обозначенными в статье 6 Федерального закона №131-ФЗ, которая так и называется «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления». Статья 6 гласит:

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом №131-ФЗ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Проблема взаимоотношений — это проблема взаимоувязывания процессов, происходящих в муниципальных образованиях, с региональными процессами и динамикой развития региона, прямым следствием которого должна стать вовлечённость населения в процессы нормотворческой деятельности и исполнения правовых норм, т. е. развития социальной и экономической инициативы населения.

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов федерации и муниципальных образований | Научно-исследовательский журнал

Аннотация: В данной научной статье рассматриваются проблемы взаимоотношений муниципальных образований, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам делегирования полномочий, финансирования деятельности органов местного самоуправления и взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти с населением.

Abstract: This scientific article discusses the problems of relations between municipalities, government bodies of the Russian Federation and government bodies of the constituent entities of the Russian Federation on the issues of delegation of authority, financing of local government and the relationship between government and municipal authorities with the population.

Ключевые слова: делегирование, полномочие, местное самоуправление, государство.

Keywords: delegation, authority, local government, state.

Как известно, все уровни публичной власти (органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования) в соответствии с Конституцией РФ имеют свою компетенцию и определенные законодательством свои предметы ведения, в рамках которых, соответствующие органы государственной и муниципальной власти реализуют свои полномочия и публично значимые функции.

Самой Конституцией и функцией государственной деятельности определены сферы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления.

Если же характеризовать данную деятельность органов власти в наиболее общем виде, то она представляет собой государственное руководство процессами, происходящими в обществе (государственное, экономическое, социально-культурное строительство, внешние отношения, оборона и т.д.).

В рамках данной темы, уместно будет указать соотношения органов власти муниципальных образований и органов государственной власти.

Муниципальные образования, различные органы местного самоуправления не входят в структуру государственной власти, само предназначение органов местного самоуправления обусловлено необходимостью наиболее эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности местного населения и наиболее эффективного решения проблем на местном уровне.

Что же касается роли субъектов Российской Федерации, то в настоящее время их роль заключается лишь в том, чтобы содействовать работе органов местного самоуправления, то есть субъекты РФ не управомочены регулировать вопросы об их организации, формировании и деятельности.

Другими словами, правила формирования и образования муниципалитетов регулируется федеральным законодательством. Тем не менее, в начале 90-х годов были попытки некоторых субъектов Российской Федерации регулировать организационные вопросы муниципалитетов, в частности это наблюдалось в Башкортостане и Татарстане.

В данном случае, когда мы говорим о данных республиках, то стоит учитывать, что уровень их самостоятельности, суверенности был, в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, на высоком уровне.

Это касалось как и финансирования из федерального центра, в данном случае уместно говорить о более независимом использовании того капитала, который производился в республиках, так и регулирования на законодательном уровне взаимодействий органов государственной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления.

Данной способ обеспечения власти субъектами РФ является достаточно дискуссионным в настоящее время, так как при ведении такой политики были как и свои минусы, так и свои плюсы. В качестве положительного примера можно привести Республику Башкортостан в период нового государственного становления в 1991 году.

Так, по всей стране шла активная тенденция расформирования колхозов и приватизции их частными лицами, однако в Республика запустила данную процедуру в замедленной форме, с целью подготовки дальнейших условий труда для рабочих и во избежание кризиса на местном уровне [1].

Проблема регулирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов обусловлена и тем, что у муниципальных образований, в некоторых случаях у органов государственной власти субъектов РФ, в какой-то степени не хватает компетенций и полномочий для решения тех или иных проблем [2].

Немаловажным фактором является и то, что у муниципалитетов актуальна проблема недостаточности финансовых средств, это обусловлено, как уже было сказано ранее, нехваткой компетенций и полномочий у органов местного самоуправления, недостаточным развитием уровня предпринимательства на местах и низким уровнем сторонних инвестиций в экономику.

Следует сказать, что данная проблема вытекает из самого определения муниципальных образований и их функций. Муниципальное образование — согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

Основной задачей местного самоуправления является, как уже было сказано ранее, наиболее эффективное решение вопросов местного значения и обеспечение жизнедеятельности местного населения. Отсюда можно следует вывод, что для наиболее эффективного способа решения этих проблем, муниципалитетам необходима определенная самостоятельность в решении проблем.

Действительно, муниципальные образования обладают должной мерой самостоятельности, однако федеральное законодательство не решает проблему с финансированием органов местного самообразования. В следствие чего, некоторые муниципалитеты вынуждены подписывать соглашения с органами государственной власти о разграничении предметов ведения и передаче части своих полномочий.

Несмотря на это, органы государственной власти не всегда способны решать проблемы местного уровня столь эффективно, как если бы это дели органы местного самоуправления, т.е.

складывается двойственное отношение: с одной стороны полномочия были переданы органам государственной власти, но с другой стороны, государственная власть из-за этих соглашений не всегда действует эффективно так как появляется риск потери самого смысла которое вложено в определение «местное самоуправление», то есть, органы государственной власти субъектов РФ не всегда могут должным образом регулировать те вопросы, которые должны решаться на местном уровне, органами местного самоуправления. В качестве положительного примера можно привести Республику Татарстан, который сумел наиболее эффективно выйти из сложившейся ситуации. В этой республике осталось на высоком уровне степень вмешательства государственной власти в муниципальные образования путем регулирования их деятельности путем законодательного урегулирования в сфере установления порядка осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Республики Татарстан, в сфере регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц в области местного самоуправления. Таким образом, можно сказать, что роль органов государственной власти субъектов РФ крайне высока. Несмотря на то, что роль субъектов Российской Федерации в области отношений муниципалитетов заключается в содействии работе органов местного самоуправления, от этого зависит эффективность реализации полномочий органов местного самоуправления.

Читайте также:  Статья 12. Общие положения

Одним из наиболее важных полномочий, сохраненных за региональным уровнем Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является установление системы территорий муниципальных образований.

Именно субъект Федерации в своем законодательстве устанавливает, какие именно территории будут обладать статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения [3].

Данные полномочия не могут осуществляться вне процедур взаимодействия с муниципальными образованиями, однако федеральное законодательство напрямую к этому не обязывает государственные органы субъектов Федерации. Исключение составляют предусмотренные данным законом институты «инициативы населения» и «учета мнения населения»[4]

Явная характерная черта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состоит в том, что он централизовал нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный уровень[5].

Согласно прежнему федеральному закону к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относилось принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления; определение условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и другое[6]. «…Некоторые субъекты Российской Федерации, хотя и не в полной мере, реализовали эти полномочия. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно. В нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы». Это и стало одной из причин увеличения доли федерального участия в законодательном регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты РФ оставили за собой некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих задач местного самоуправления теперь не предусмотрено [7]. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их федеральная составляющая в большей степени, чем прежде, перевешивает региональную. Однако это не означает, что новый Закон вносит кардинальные изменения в систему государственной и муниципальной власти, данные положения, вслед за тенденцией построения четкой иерархии и вертикали власти, способствуют центрлизации органов публичной власти в Российской Федерации[8].

Таким образом, при формировании законодательного регулирования взаимоотношений между органами  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов и муниципальных образований следует учитывать наиболее успешные практики субъектов РФ, к примеру которые были указаны выше, в сфере реализации власти на местах. Сам смысл федеративного устройства государства состоит в делегировании полномочий из федеративного центра в регионы.

1. Соломка Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления : дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1998. 2. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — №19. 3. Кудинов В.В. К вопросу о формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите Государственной границы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — №8. 4. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М., 2002. 5. БердичевскийФ.Ю. Условия эффективности взаимодействия органов следствия и милиции по уголовному делу. Проблемы повышения эффективности предварительного следствия // Тезисы научно-практической конференции.— Л., 1973. 6. Берг О.В. Некоторые вопросы концепции проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 2. С. 17. 7. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — №6

8. Основные направления развития механизмов местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период // Местное право. 2013. № 6. С. 73.

Образовательный портал

Рейтинг:  5 / 5

Галиева Г.А.,. студенткаФ ГБОУ ВО Башкирского государственного  аграрного университета, г.Уфа Кутлиярова Р.Ф., кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО Башкирского

государственного  аграрного университета, г.Уфа

Аннотация.Статья раскрывает пути решения некоторых проблем взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.

Ключевые слова: взаимодействие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Совместные согласованные действия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в условиях реформирования последних, приобретают особую актуальность при разрешении вопросов местного значения. В свою очередь от политики государственных органов субъектов РФ зависит процесс развития местного самоуправления на территории конкретного субъекта.

Эффективность деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во многом зависит от применения новых нормативно-правовых актов, модернизации уже имеющихся, а также ликвидации устаревших актов, что, в конечном итоге, должно положительно влиять на механизм функционирования органов власти в целом.[2,3].

Вытекающее из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации право субъектов в рамках своей компетенции самостоятельно принимать законы и иные правовые акты, регулирующие деятельность местного самоуправления на соответствующих территориях, позволило обеспечить сочетание общегосударственных и местных интересов. Таким образом, появилась новая форма взаимодействия различных уровней власти.

Одной из новых организационно-правовых форм взаимодействия субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления является наделение последних государственно-властными полномочиями.

Представляется, что в первую очередь необходимо уточнить содержание  собственных полномочий местного самоуправления для каждого его уровня, а затем решать вопросы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления.

 В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеется целая глава, посвященная вопросам местного значения и их разграничению между уровнями муниципальных образований, что является шагом вперед по пути разграничения полномочий между уровнями власти в России.[1].

На сегодняшний день назрела необходимость принятия Федерального закона «Об общих принципах разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления», на основании которого в регионах будет произведено разграничение полномочий между субъектом Федерации и муниципальными образованиями, находящимися на его территории. Он должен закрепить принципы, формы разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов, перечень вопросов находящимся в исключительном или совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, какие полномочия и кому могут быть переданы, а какие делегированы.[4,5,6].

Дальнейшее развитие механизма управленческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям повлекло применение соглашений как форму взаимодействия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это — новое явление, что делает актуальной задачу разработки в ближайшее время института заключения договоров и соглашений между органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Одной из важнейших задач наук конституционного, административного и муниципального права является активное содействие в устранении причин, сдерживающих становление и развитие местного самоуправления.

Среди приоритетных задач в области местного самоуправления, требующих глубокого анализа и выработки системы научных и методических рекомендаций, важное место принадлежит исследованию направлений и форм взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[7].

Взаимодействие органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления — это взаимная связь органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, обусловленная самостоятельностью сторон в пределах, установленных действующим федеральным законодательством; основами взаимодействия органов власти субъектов и органов местного самоуправления являются принципы взаимодействия, формы, в которых выражается это взаимодействие и их содержание; форма взаимодействия исполнительных органов власти субъектов и органов власти местного самоуправления — объективно выраженная часть деятельности по взаимодействию исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления, при помощи которой реализуется ее содержание.[8-12].

 Содержание формы взаимодействия органов власти субъектов Федерации и органов власти местного самоуправления включает в себя задачи, функции, методы разрешения вопросов взаимодействия, характер и объем компетенции.

Реализация форм взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется по трем основным направлениям: регулирующему, обеспечивающему и контролирующему. При этом контролирующее направление реализуется в процессе регулирования и обеспечения местного самоуправления органами власти субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что  местное самоуправление по своей правовой природе является одним из видов публичной власти. Государственная власть не вправе необоснованно и противозаконно вмешиваться в сферу жизнедеятельности местного сообщества, которое, в свою очередь, не может произвольно отчуждать себя от государства и его интересов.

Государственная власть и местное самоуправление должны не противостоять друг другу, а эффективно взаимодействовать. Проанализировав законодательство о местном самоуправлении, следует отметить, что существует необходимость приведения его в соответствие с действующим федеральным законодательством, исключения из него устаревших и дублирующих норм.[13].

В целях усовершенствования нормативно-правовой базы о местном самоуправлении необходимо провести работу по систематизации законодательства субъектов Федерации, для чего усилить взаимодействие между уровнями власти по формированию и развитию Классификатора правовых актов и Свода законов Российской Федерации.

Необходимо создать целостную систему научных и организационных положений, а также разработать и принять Федерального закон «Об основах взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», который определит принципы взаимодействия, основные направления, формы и методы взаимодействия, условия и порядок заключения договоров и соглашений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Читайте также:  Статья 7. Обязанности адвоката

Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает тесный контакт между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, согласованные действия между ними по различным вопросам. Их непосредственное взаимодействие раскрывается в определенных формах.

В рамках взаимодействия всех уровней власти (Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления) выделяются две формы близких друг к другу отношений.

При этом если отношения Российской Федерации и ее субъектов строятся на конституционном принципе федерализма, то выстраивание отношений Российской Федерации и ее субъектов, вместе взятых и каждого из них в отдельности с муниципальными образованиями (органами местного самоуправления) не получило своего «принципиального» определения. Большинство ученых считают, что отношения органов государства и органов местного самоуправления не могут быть такими же, как отношения между государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов. Однако высказываются мнения о распространении и на эти отношения принципа федерализма. Существующие отличия отношений между федеральным и региональным уровнями государственной власти, отношений между государством и местным самоуправлением не позволяют распространить на них в полной мере такое понятие, как «федерализм». Автономная природа формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления более предпочтительна перед федеративной. Муниципальные образования не имеют признаков государственных образований, а органы местного самоуправления организационно обособлены от органов государственной власти, в отличие от органов власти субъектов РФ, образующих с последними единую систему. Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 2,-С.107.

В вопросе о формах взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления важное место отводится критериям (основаниям) классификации существующих форм взаимодействия.

В зависимости от того, по чьей инициативе происходит взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, Н. И.

Соломка подразделяет все формы взаимодействия на три группы: 1) осуществляемые по инициативе органов государственной власти субъектов РФ (нормативное регулирование деятельности органов местного самоуправления, контроль, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, оказание поддержки органам местного самоуправления и пр.); 2) осуществляемые по инициативе органов местного самоуправления (законодательная инициатива, обращения в органы государственной власти и т. д.); 3) инициируемые и осуществляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления (заключение соглашений и договоров, создание органами государственной власти структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления, создание консультативных и координационных органов и т. п). Соломка Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления : дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1998,-С.89.

Как известно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Тем не менее, органы местного самоуправления не лишены права взаимодействовать или вступать в различного рода взаимоотношения с органами государственной власти Российской Федерации, поскольку в России органы местного самоуправления обязаны не только решать повседневные вопросы жизнеобеспечения населения, но и вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.

Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и компетенция органов местного самоуправления существенно различаются как по объему, так и по характеру.

Эти органы не являются равными субъектами управления, но их отношения в одних случаях можно назвать партнерскими, в других по содержанию они больше похожи на властеотношения. Гусенбеков И.И.

Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 15.

  • Поэтому, говоря о формах взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления, необходимо учитывать классификацию правовых оснований, по которым могут возникать такие взаимоотношения, где можно выделить отношения, складывающиеся:
  • 1. при установлении общих правил организации местного самоуправления, прав и обязанностей органов местного самоуправления;
  • 2. при регламентации процессов совместного осуществления местного государственного управления;

3. при передаче органам местного самоуправления тех или иных государственных полномочий и их реализации.

По сути, взаимодействие местного самоуправления и государства можно свести к двум основным формам: координация и государственный контроль.

И если координация предполагает взаимный, обоюдный характер связи участников отношений, то государственный контроль предполагает комплекс односторонних действий государственных органов по отношению к местному самоуправлению.

Вместе с тем с учетом централистских тенденций правильным будет вести речь пока о переходе от методов администрирования — «управления по вертикали» к методам координационного сотрудничества всех участников территориального развития.

В процессе координации создаются условия для формирования общих интересов, согласования действий.

Координация основывается и осуществляется на взаимных интересах субъектов, отношения между органами государственной власти и местным самоуправлением могут быть рассмотрены в рамках категории «сотрудничество», однако законодатель предпочитает использовать, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, категорию «оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление». Поэтому, координация во взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления имеет превалирующий характер.

Исходя из правовых оснований возникновения взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации определяются и формы их взаимоотношений.

Так, при установлении общих правил организации местного самоуправления органы государственной власти Российской Федерации должны проводить мониторинг законодательства о деятельности органов местного самоуправления, выявлять правовые пробелы и коллизии, не позволяющие или препятствующие органам местного самоуправления надлежаще выполнять возложенные на них задачи.

При регламентации процессов совместного осуществления местного государственного управления взаимоотношения органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления должны строиться на принципиально иных условиях и быть более похожи на партнерские.

В качестве одной из форм взаимоотношений устанавливается заключение договоров и соглашений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Не вызывает сомнения, что в процессе договорных отношений возникают тесные взаимоотношения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время назрела потребность в разработке типовых договоров для решения совместных задач муниципальных образований, чтобы в случае необходимости упростить процедуру заключения договора. Зотов В.Б. Местное самоуправление и муниципальное управление. М., 2009. 129 с.

Другой формой взаимодействия органов публичной власти является создание совещательных, координационных, консультативных органов. Задачами данных органов является оказание методической помощи, обеспечение согласованных действий заинтересованных органов власти, сотрудничество в целях достижения общих задач.

Решения, принимаемые комиссиями в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех органов власти, представленных в комиссии, а также для предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов.

Консультативные органы (советы) создаются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

При передаче органам местного самоуправления тех или иных государственных полномочий и их реализации органы государственной власти Российской Федерации обязаны вступать во взаимоотношения с органами местного самоуправления в ходе контроля за надлежащим исполнением переданных полномочий. В ФЗ №-131 предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также контроля за их осуществлением. В уставах большинства субъектов тоже содержатся нормы о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления, указывается ряд способов и методов контроля за деятельностью органов местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий. Объектом такого контроля является использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Федеративный характер Российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяют важное место и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе высшего должностного лица субъекта Федерации в сфере обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия органов власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления. Дементьев А.Н. Теоретико-правовые проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Федерализм. 2010. -№ 2. — С. 25-40.

  1. Поэтому взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут возникать:
  2. — по поводу реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий;
  3. — по поводу реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения;
  4. — по поводу реализации органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий.
  5. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления могут возникать по поводу:
  6. — проведения совместных совещаний и совместного обсуждения тех или иных вопросов;
  7. — создания совместных комиссий, рабочих групп и работы в них;
  8. — проведения взаимных консультаций;
  9. — заключения соглашений о взаимодействии и координации деятельности;
  10. — взаимного представительства сторон;
  11. — принятия совместных нормативно-правовых актов;
  12. — передачи части своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 267 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов», который вступил в силу с 1 января 2009 г.

, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов организации и ведения регистра муниципальных правовых актов.

Муниципальные нормативные правовые акты (в том числе оформленные в виде правовых актов решения), принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию