Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну

Порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну, регламентирован разделом V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о гостайне), в который включены следующие четыре статьи:

Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона о гостайне находятся эти сведения.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 Закона о гостайне.

Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона о гостайне находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

  • Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
  • В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.
  • Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:

  • правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;
  • органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;
  • другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

В тексте статей имеются ссылки на статьи 9 и 27 Закона о гостайне.

Статьей 9 определен порядок отнесения сведений к государственной тайне (органы государственной власти, уполномоченные по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, перечни сведений, подлежащих засекречиванию), а статьей 27 — допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензирование на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

В нашем интернет магазине вы можете приобрести сборник образцов организационно-распорядительной документации по обеспечению режима секретности

Минтруд — доплата за гостайну относится к обязательным выплатам

Однако, как указал Минтруд, ввиду незначительного количества в организациях сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны либо сотрудников, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, при формировании фонда оплаты их труда средства на выплату процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны (доплата за гостайну) отдельно не предусматриваются. Средства на осуществление данной выплаты находятся в фонде оплаты труда сотрудников организации на выплату ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Соответственно, выплата процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны производится исходя из объема средств, предусмотренных в фонде оплаты труда сотрудников организации на выплату ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Учитывая изложенное, сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, имеющим стаж работы в этих подразделениях продолжительностью один год и выше, должна устанавливаться и выплачиваться процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере, установленном Пунктом 3 Правил, из фонда оплаты труда сотрудников организации на выплату ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 8 декабря 2020 г. N 18-0/ООГ-1823
“Об установлении и выплате процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны”

В Департаменте государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросу установления и выплаты процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 Разъяснения о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 19 мая 2011 г.

N 408н (далее – Разъяснение), структурными подразделениями по защите государственной тайны считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны.

К структурным подразделениям по защите государственной тайны относятся режимно-секретные, мобилизационные, шифровальные подразделения, подразделения по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации, а также библиотеки секретных изданий и секретных технических документов, машинописные, множительные, чертежные и копировальные бюро, иные подразделения, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны.

Из взаимосвязанных положений части 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон N 5485-1) и Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 (далее – Правила, постановление N 573), следует, что выплаты ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и устанавливаемой сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ней процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в этих структурных подразделениях относятся к социальным гарантиям, а, следовательно, являются обязательными выплатами.

  • Из преамбулы постановления N 573 следует, что данное постановление и утверждаемые им Правила подготовлены в соответствии со статьей 4 Закона N 5485-1, предусматривающей установление порядка предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
  • В соответствии со статьей 1 Закона N 5485-1 положения данного Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее – органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
  • В этой связи Правила, утвержденные постановлением N 573, подготовленные в соответствии с Законом N 5485-1, являются документом, который подлежит применению во всех органах государственной власти и иных организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
  • Согласно пункту 1 Правил порядок, установленный постановлением N 573, распространяется на всех граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы, которым социальные гарантии, связанные с защитой государственной тайны, предоставляются в порядке, определяемом иными нормативными правовыми актами.
  • В соответствии с указанным пунктом Правил ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
  • При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
  • Ежемесячная процентная надбавка сотрудникам организации выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты их труда.
  • Пунктом 3 Правил установлено, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 данных Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
  • Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет – 15 процентов, от 10 лет и выше – 20 процентов.
  • Абзацем третьим данного пункта Правил установлено, что в стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
  • Из положений постановления N 573, а также названных положений Правил следует, что выплата ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, предусмотренных на соответствующий календарный год, а именно, за счет утвержденного в установленном порядке на эти цели фонда оплаты труда сотрудников организации.
  • В связи с тем, что процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны относится к числу обязательных выплат, установленных Правилами, утвержденными постановлением N 573, в фонде оплаты труда сотрудников организаций, соответственно, должны предусматриваться средства на выплату данной процентной надбавки.
Читайте также:  Статья 6.1. порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

Необходимо обратить внимание, что ввиду незначительного количества в организациях сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны либо сотрудников, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, при формировании фонда оплаты их труда средства на выплату процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны отдельно не предусматриваются. Средства на осуществление данной выплаты находятся в фонде оплаты труда сотрудников организации на выплату ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Соответственно, выплата процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны производится исходя из объема средств, предусмотренных в фонде оплаты труда сотрудников организации на выплату ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Учитывая изложенное, сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, имеющим стаж работы в этих подразделениях продолжительностью один год и выше, должна устанавливаться и выплачиваться процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере, установленном Пунктом 3 Правил, из фонда оплаты труда сотрудников организации на выплату ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Врио директора Департамента
государственной политики в сфере
государственной и муниципальной
службы, противодействия коррупции

Условия работы со сведениями, составляющими гостайну

Госзаказы всегда являлись лакомым куском для предпринимателей различных сфер деятельности, а в условиях кризиса контракты с органами государственной власти на выполнение работ и оказание услуг приобретают особую привлекательность и актуальность: государство является гарантом стабильности и платежеспособности даже в условиях непростой экономической ситуации.

Но в работе с госорганами есть своя специфика: в ходе выполнения работ могут быть использованы сведения, составляющие государственную тайну.

И передача этих сведений предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется Заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения1.

Кроме того, Исполнитель (предприятие, учреждение или организация) обязан иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну соответствующей степени секретности, или допуск (для граждан).

Получить лицензию Исполнитель может в лицензирующем органе — в данном случае, это Федеральная служба безопасности и ее территориальные подразделения.

Например, на  территории Свердловской области лицензирование осуществляет Управление ФСБ России по Свердловской области.

После подачи заявочных материалов лицензирующим органом проводится специальная экспертиза готовности предприятия выполнять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также государственная аттестация руководителя организации2 . Для проведения экспертиз лицензирующий орган вправе создавать Аттестационные центры, имеющие соответствующие лицензии на проведение данных мероприятий. На территории Свердловской области действует около четырех таких центров.

Задача соискателя лицензии — обеспечить выполнение требований нормативно-технической документации по соответствующему режиму секретности и защиту информации и сведений, составляющих государственную тайну, которые могут стать ему  известными. Для  выполнения этого условия соискатель может заключить договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление мероприятий и оказание услуг в сфере защиты государственной тайны.

Помимо экспертизы организации, как сказано выше, проводится государственная аттестация руководителей организации. В отношении руководителя лицензирующий орган осуществляет проверочные мероприятия.

В зависимости от степени секретности сведений, с которыми руководителю придется столкнуться, на него могут быть наложены временные ограничения, которые могут касаться: — права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте);- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

— права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне3.

Допуск к государственной тайне. Формы, постановление, оформление

Различают тайны двух порядков: государственные и коммерческие. Первый вид защищается более строго. Что собой представляет государственная тайна? Это сведения, которые запрещено разглашать на законодательном уровне.

Это информация, которая относится к государственным делам: внешнеполитическая, экономическая и прочая. Термин «ГТ» раскрывается в ФЗ №5485-1 от 21 июля 1993 года.

Информация, относящаяся к гостайне, выдается только при наличии доступа.

Как осуществляется допуск к государственной тайне?

Какие сведения относятся к гостайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

  1. Особая важность.
  2. Секретно.
  3. Совершенно секретно.
Читайте также:  Статья 328 АПК РФ. Отложение исполнительных действий (действующая редакция)

Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска?

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.

Особенности предоставления допуска

Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:

  1. Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
  2. Наличие отделов по защите ГТ.
  3. Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
  4. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.

Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.

Как производится процедура прекращения трудового договора в связи с прекращением допуска к государственной тайне?

Формы допуска

Формы допуска подразделяются на виды:

  1. 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
  2. 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
  3. 3 форма – при работе с секретной информацией.

Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке об увольнении
в связи с прекращением допуска к государственной тайне от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Сроки действия доступа

Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:

  • Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
  • Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.

Проверка выполняется со следующей периодичностью:

  • Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
  • Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.

Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.

Основания для прекращения доступа

Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:

  • Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
  • Есть соответствующее решение руководителя.
  • Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
  • Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.

Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной тайны

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется посредством их передачи между субъектами, круг которых, а равно и основания передачи очерчены в Законе РФ «О государственной тайне». Согласно разделу V названного Закона передача сведений, составляющих государственную тайну, возможна путем:

  • взаимной передачи сведений органами государственной власти и организациями;
  • передачи сведений в связи с выполнением совместных и других работ;
  • передачи сведений другим государствам.

Под взаимной передачей сведений, составляющих государственную тайну, понимается передача секретной информации, осуществляемая органами государственной власти и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, определены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с последующими изменениями). Так, полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающими прогнозные оценки научно-технического прогресса в РФ и его социально-экономические последствия по направлениям, определяющим обороноспособность, безопасность государства, наделены Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ в рамках их компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе.

https://www.youtube.com/watch?v=_pQg85cmLHI\u0026t=1628s

Передача сведений может осуществляться различными способами, например, с помощью услуг федеральной фельдъегерской связи или путем сдачи носителя сведений по акту приема-передачи, оформленному в установленном порядке.

Читайте также:  Статья 7. Членство в кооперативе

Органы государственной власти и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений.

При этом руководители запрашивающей стороны несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обязательным условием для взаимной передачи подобного рода сведений органам государственной власти и организациям является наличие у них лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ, понимается передача секретной информации заказчиком этих работ организациям или гражданам, осуществляемая с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Эти сведения подлежат передаче только в объеме, необходимом для выполнения заказанных работ.

До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у исполнителей работ-организаций лицензий на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Организациям, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ, например, в рамках государственных заказов, и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, предоставлено право заключения договоров об оказании услуг структурными подразделениями по защите государственной тайны, которые созданы в государственных организациях. В данном случае в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну обеих договаривающихся сторон, делается соответствующая отметка.

В договорах на проведение совместных и других работ должны быть предусмотрены взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите указанных сведений. Организация контроля за эффективностью других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с условиями заключенного сторонами договора.

При нарушении исполнителем обязательств по защите государственной тайны, взятых им на себя по договору, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, причиненный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам понимается передача секретной информации другому государству (доведение ее до иностранного государства или уполномоченного им представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа).

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ. Такому решению должно предшествовать экспертное заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Порядок формирования материалов, представляемых органом государственной власти или организацией в комиссию для экспертного заключения, регламентируется Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973.

Указанным Положением установлено, в частности, что обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

  • соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;
  • перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;
  • порядок передачи сведений;
  • требования к использованию и обработке передаваемых сведений;
  • обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим сторонам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;
  • порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Процедура передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам включает в себя несколько стадий.

На первой стадии, заинтересованные в передаче сведений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации, направляют руководителям органов государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, мотивированное ходатайство, в котором излагаются:

  • цель передачи;
  • перечень планируемых к передаче сведений, их степень секретности, кем и на каком основании они были засекречены (отнесены к государственной тайне);
  • перечень компетентных органов, уполномоченных принимающей стороной получать сведения;
  • обоснование необходимости и целесообразности передачи сведений, оценка последствий такой передачи для обеспечения политических и экономических интересов РФ;
  • предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае невыполнения принимающей стороной взятых на себя обязательств.

Получивший мотивированное ходатайство орган государственной власти изучает возможность передачи запрашиваемых сведений и в месячный срок доводит свое решение до заявителя.

На второй стадии мотивированное ходатайство, решение органов государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, а также международные договоры и другие документы, имеющие непосредственное отношение к защите рассматриваемых к передаче сведений, заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экспертного заключения. Экспертное заключение межведомственной комиссии, содержащее вывод о возможности передачи сведений с учетом соблюдения интересов РФ, направляется заявителю в 45-дневный срок с момента получения материалов комиссией. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок подготовки экспертного заключения может быть увеличен, о чем сообщается заявителю.

На третьей стадии по ходатайству заявителя федеральными органами исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, либо органами исполнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ вносится проект его решения с приложением экспертного заключения Межведомственной комиссии.

В случае, когда с иностранным государством — получателем сведений ранее не заключался международный договор о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений или при неполном отражении в заключенном ранее международном договоре правил, касающихся обязательств принимающий стороны по защите передаваемых ей сведений, одновременно с проектом решения о передаче сведений в Правительство РФ представляются предварительно проработанные с принимающей стороной и согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.

На четвертой стадии, во исполнение решения Правительства РФ и в соответствии с процедурами, предусмотренными международным договором и действующими нормативно-правовыми актами, осуществляется фактическая передача сведений. Дополнительные меры защиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых компетентными органами, уполномоченными осуществлять прием (передачу) сведений.

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.

Ссылка на основную публикацию