Статья 40.2. регулирование деятельности, контроль и надзор за деятельностью кредитных кооперативов

Для того, чтобы на стать жертвой мошеннических действия, необходимо понять, какие именно компании занимаются проверкой и контролем деятельности КПК и подобных организаций.

Какие органы надзора занимаются контролем КПК

Самая первая надзорная структура, занимающаяся контролем работы КПК и иных аналогичных организаций, является уполномоченный контрольно-ревизионный орган КПК, состоящий преимущественно из членов контролируемой компании.

Данный орган обязан, согласно установленным нормам и действующему законодательству, проводить проверки каждый год. Однако главное преимущество данного органа заключается в том, что у него есть уполномоченное право на то, чтобы заниматься проверкой практически в любое время.

В рамках проверки данный орган занимается изучением той финансовой отчетности, которая в итоге будет утверждена в рамках общего собрания.

Следующий надзорный орган – это аудиторская независимая организация. Данная организация занимается проведением независимой проверки.

Также надзорный орган занимается изучением деятельности, но лишь тех КПК, количество пайщиков которых превышает отметку в 2000 человек.

Особенное внимание данная независимая аудиторская организация акцентирует больше на финансовой отчетности и на бухгалтерском учете.

Есть и третий надзорный орган, которым является саморегулируемая организация. В СРО традиционно и на основе норм действующего законодательства входят все КПК на территории России. Стоит учесть и то, что плановые проверки от саморегулируемых организация проводятся как минимум 1 раз в течение 3 лет и не меньше 1 раза за один год.

Что же проверяют СРО? При их деятельности контроль направлен, прежде всего, на анализ соблюдения со стороны КПК требований и норм действующего законодательства России в сфере кооперации кредитных продуктов.

Также СРО занимается проверкой и анализом существующих в КПК положений официального устава.

Помимо плановых и обязательных проверок, саморегулируемые организации также имеют право заниматься проведением внеплановых проверок, особенно в тех случаях, когда в сторону КПК поступают как одиночные, так и постоянные заявления с жалобами.

И, наконец, существует и четвертая, наиболее серьезная организация, занимающаяся контролем за деятельностью и работой КПК – это Центробанк. Именно Центробанк имеет право на то, чтобы каждый год проводить проверки среди тех КПК, в которых есть свыше 5 тысяч пайщиков.

Центробанк, занимаясь проверкой КПК, смотрит, в первую очередь, на то, как именно КПК соблюдает действующие финансовые нормативы организации. Также КПК обращает особое внимание и на то, насколько сильно деятельность КПК попадает под действующий закон о кредитных организациях и кредитной кооперации.

О частичном снятии денег, можно прочитать в статье: Частичное снятие денег с вклада — выгоды и преимущества + санкции банков

Статья 40.2. Регулирование деятельности, контроль и надзор за деятельностью кредитных кооперативов

Процесс управления КПК

Самый высокий орган у отдельно взятого кооператива, способный управлять его органами – это собрание пайщиков кооператива.

При этом в уставе любого КПК есть максимально подобное описание порядков, правил и особенностей созыва, а также проведения официальных собраний.

В рамках как раз общих собраний и происходит обсуждение вопросов того, как именно сейчас работает и как именно будет в будущем работать кооператив. Также на общих собраниях происходит определение планов как на ближайшую, так и на дальнюю перспективу.

Те ответственные лица, на которых возлагают функции по управлению КПК, должны быть выбраны из членов КПК.

И среди выбранных граждан самым высшим лицом становится тот, кто занимает должность председателя правления КПК.

Председатель правления КПК отвечает за то, чтобы структура, находящаяся под его контролем и управлением, могла в течение долгого времени выполнять те решения, которые были согласованы в рамках общего собрания.

Помимо надзорных независимых органов также существуют еще и контрольно-ревизионные органы, которые были отмечены выше. Главная задача данного органа заключается в том, чтобы контролировать деятельность небанковских организаций, а также непосредственно их органов.

Еще одно важное и значимое звено в любом КПК – это комитет по финансовым займам. Данный комитет принимает решения, касающиеся выдачи денежных средств непосредственно входящим в КПК пайщикам. Однако создаются подобная структура лишь в тех КПК, в которых есть более 1000 пайщиков.

Контроль за со стороны Центробанка

Как уже было отмечено выше, самым главным надзирателем за КПК в рамках всего государства является именно Центральный банк России. Он же контролируют и иные виды финансовых организаций. Именно Центральный банк России следит за тем, чтобы деятельность КПК и подобных организаций была целесообразна с экономической точки зрения.

Если же обрисовывать ситуацию более простым словами, то именно ЦБ занимается контролем и проверкой того, чтобы КПК не смог набрать такое количество вкладов, по которым не смог бы выплатить проценты. То есть за тем, чтобы КПК соблюдал баланс между выдаваемыми займами и принимаемыми от пайщиков финансовыми сбережениями.

Стоит учесть, что без контроля со стороны Центрального банка России КПК может превратиться в самую настоящую финансовую пирамиду. Именно по этой же причине Центральный банк России обязан минимум 2 раз в год, как планово, так и не планово, заниматься проверкой всех КПК, функционирующих на территории России.

На основании этого можно выделить первый и едва ли не самый важный метод контроля КПК и подобных организаций. Это формирование государственного общего реестра действующих на территории России кооперативов. И тот КПК, который хочет заниматься своей финансовой деятельностью и дальше, обязан находиться в этом общем реестре. Стоит учесть и то, что данный реестр постоянно обновляется.

А узнать, есть ли определенный КПК в данном реестре, можно через официальный сайт Центробанка. Для этого необходимо зайти на официальный сайт Центрального банка России, а после этого на основной странице ввести название КПК.

После этого нужно открыть реестра и найти в перечне всех КПК тот, который необходим.

Если же искомого КПК в общем реестре нет, это может говорить о том, что лучше данному КПК не доверять и перевести вложенные в него денежные средства в тот КПК, который есть в общем государственном реестре.

Контроль СРО

Следующий уровень контроля над КПК – это работающие с КПК саморегулируемые организации.

В данном случае саморегулируемые организации – это несколько организаций некоммерческого характера, необходимых для обеспечения контроля за функционированием и качеством основных рабочий функций КПК.

По своей сути, СРО – это те организации, которые помогают Центробанку обеспечивать функции, связанные с контролем за КПК.

Стоит учесть и то, что членство в СРО для различных видов кооперативов является строго обязательным начиная с 2011 года. Стоит также учесть и то, что СРО являются подотчетными для Центробанка организациями. Поэтому в этом плане все достаточно строго.

Важно также и то, что СРО при своей работе кровно заинтересованы в том, чтобы проверки были максимально качественными, ведь именно СРО способна как создавать, так и содержать финансовые резервы, а именно компенсационные общие фонды. Другими словами, при разорении одного КПК именно СРО будет непосредственно отвечать перед всеми пайщиками, причем отвечать собственными денежными средствами.

О контроле за брокерской деятельностью, можно узнать из материала: Кто контролирует брокеров — какие компании проверяют + куда можно обратиться

Статья 40.2. Регулирование деятельности, контроль и надзор за деятельностью кредитных кооперативов

Как не отдать денежные средства мошенникам

Пользователи самых различных финансовых ресурсов постоянно говорят о крахах кредитных организаций, поэтому очень частым становится вопрос о том, насколько высока вероятность того, что любой КПК в конечном итоге может стать финансовой пирамидой с вполне предсказуемым концом. Также многих интересуют вопросы о том, насколько высока вероятность того, что деньги, вложенные в определенный КПК, в итоге не пропадут.

Важно также понимать и то, что между КПК и любой финансовой пирамидой не существует никакого знака равенства. Ведь есть такие финансовые пирамиды, которые могут работать без обмана граждан, а есть такие КПК, которые могут обманывать своих вкладчиков.

Можно привести очень и очень условный пример, в рамках которого у человека по имени Дмитрий есть излишки по финансовым средствам, причем это излишки в виде 100 тысяч рублей. И Дмитрий, имея столь внушительную сумму, понимает, что это не очень выгодно – создавать с такой суммой вклад в банковском учреждении под 8,5 процентов годовых.

А есть Василий, который очень и очень нуждается в денежной сумму точно такого же размера, однако он не хочет брать кредитный продукт в банковском учреждении, так как там будет ставка в 19 процентов готовых, то есть большая переплата.

Поэтому все, что необходимо сделать для того, чтобы оказаться в плюсе – это дать Василию всю сумму денежных средств под 12-15 процентов.

К слову говоря, нет ничего сложного в том, чтобы отличить КПК от финансовой пирамиды. Ведь многие из таких организаций из разряда «финансовая пирамида», для того, чтобы максимально эффективно «очистить» рынки вкладчиков, активными способами и максимально рекламируются.

Также некоторые организации из того же самого разряда допускают едва ли не самую серьезную и достаточно грубую ошибку, гарантируя в рамках рекламных кампаний определенные доходы. Не важно, большие или маленькие, важно то, что они именно гарантированные.

Ведь на самом деле нет такого КПК, которое бы могло использовать определение «гарантированный доход», так как такой термин запрещен на финансовых рынках. Исключением являются заявления о вкладах в банковских учреждениях.

Помимо этого, сам по себе термин «вклад» может использоваться лишь в рамках банковского учреждения, то есть в рамках кредитной организации.

Поэтому публичное обращение и такое же обещание повышенных доходов способно не только серьезно повысить рыночный средний уровень, в действительности говорит о достаточно повышенных уровнях риска в процессе передачи людьми их личных финансовых сбережений.

Страхование финансовых вкладов в КПК

Другой нечестный, хоть и достаточно распространенный прием, применяемый в рекламных кампаниях сомнительных организаций – это использование термина «страхование вложений», а также любые иные аналогичные выражения и высказывания.

Читайте также:  Законодательство по бухгалтерскому учету - советы юриста

Государственные системы гарантированного финансового страхования денежных вкладов никак не распространена на те сбережения людей, которые размещаются или привлекаются в КПК, ведь эти вложения не являются по факту вкладами. Поэтому и нормы действующего законодательства не требуют обязательной страховки тех сбережений, которые привлекаются силами и средствами КПК.

Поэтому, если в КПК говорит о гарантированном доходе или о гарантированном страховании вкладов, это говорит о том, что человека и потенциального вкладчика компания просто вводит в заблуждение.

О контроле за микро финансовыми организацияи, можно прочитать в статье: Кто контролирует МФО — как проводятся проверки + куда можно обратиться

Статья 40.2. Регулирование деятельности, контроль и надзор за деятельностью кредитных кооперативов

Особенности контроля КПК

К слову говоря, заявления многих КПК о том, что их деятельность и основная работа с финансовыми средствами, равно как и само существование лицензируются непосредственно Центробанком России, точно также не соответствует нормам действующего законодательства. Дело в том, что ЦБ России ведет реестр КПК на основании тех сведений, которые были предоставлены ФНС России, а также СРО, объединяющими КПК. Но именно в процессе включения КПК в общий реестр ЦБ России никаких проверок собственными силами проводить не будет.

Надзор и контроль со стороны Центробанка возможен лишь в двух ситуациях:

  1. Если КПК не является одним из членов СРО. Если КПК только-только появился или вышел, у него есть ровно 90 суток на то, чтобы вступить в СРО.
  2. Если есть информационные данные о том, что КПК нарушает нормы законодательства или если есть повод провести проверку КПК.

Но, вне зависимости от обстоятельств, в случае обращения клиента в КПК, рекомендуется все же предварительно зайти на официальный сайт Центробанка России.

КПК необходимо проверить на предмет того, является ли кооператив частью государственного реестра, а также является ли он членом СРО.

В самой СРО также есть данные обо всех КПК, а также данные о том, были ли проведены в отношении определенного КПК проверки его деятельности. Еще можно узнать, к каким именно результатам привели эти проверки.

В идеальном варианте в процессе принятия решения о возможной передаче денежных средств в КПК важно понимать, за счет каких именно средств КПК планирует получать доходы от тех средств, которые будут в нем размещены.

Дело в том, что любая деятельность любой компании должна иметь свое подтверждение. Если же в КПК предпочитают общаться с клиентами и потенциальными вкладчиками общими фразами о том, что денежные средства будут вложен в какую-то высокодоходную сферу, при этом не подтверждая эти слова реальными документами, самым правильным и самым лучшим вариантом будет отказаться от подобных сделок.

В том случае, если проценты по любому совершаемому договору о передаче денежных средств компенсируются лишь за счет выдачи займовых средств пайщикам, правильным будет запросить информационные данные о том, какое соотношение сейчас есть между принятыми деньгами и выданными вкладчиками займами.

Если вкладчик – человек аккуратный и ответственный, стоит попросить у работников КПК бухгалтерский баланс кооператива. Это те данные, которые КПК подаются в ФНС России, причем эти данные не относятся к объекту коммерческой тайны. Если же такие данные КПК не предоставляет, необходимо сделать соответствующие выводы.

Нарушения в работе КПК

К самым распространенным и чаще всего встречающимся нарушениям со стороны КПК при осуществлении их деятельности, можно отнести следующие виды нарушений (в большинстве случаев они выявляются в процессе одной или нескольких аудиторских проверок):

  1. Применение финансовых средств фонда КПК не по их прямому (целевому) назначению. Другими словами, речь идет о расходовании денежных средств пайщиков не по установленным сметам финансовых расходов, утвержденным на основании общего собрания.
  2. Учет целевых используемых денежных средств, а также внереализационных финансовых доходов в рамках одного и того же счета, в результате которого КПК необходимо уплачивать налоги на любую прибыль со всех сумм полученных денежных средств.
  3. Получение, а также дальнейшее применение целевых финансовых средств наличными расчетами (без применения имеющихся расчетных банковских счетов). В итоге получается серьезное превышение имеющихся лимитов остатков денег в кассе КПК.
  4. Получение КПК целевых финансовых средств, а также финансирования, если это не предусмотрено уставом организации. В таком случае ФНС может потребовать от компании уплаты налогов на прибыль от любых полученных поступлений денежных средств.
  5. Целевые финансовые средства применяется в КПК не по их прямому назначению, что становится причиной признания этих денежных средств к доходам вне реализации. Это, в свою очередь, приводит к повышению налогов на прибыль компании.
  • Все эти нарушения в функционировании КПК негативно сказываются на качестве работы КПК.
  • Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  • Звоните 8-800-777-32-16.
  • Бесплатная горячая юридическая линия.

Обобщена работа прокуроров по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о потребительских кооперативах и защите прав потребителей при осуществлении кредитования

  • Надзор за исполнением законодательства о потребительских кооперативах и защите прав потребителей при осуществлении кредитования является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Новгородской области.
  • За восемь месяцев 2014 года органами прокуратуры области выявлено более 65 нарушений законодательства в данной сфере, в целях устранения которых внесено 8 представлений, на противоречащие закону Уставы и локальные акты кредитных организаций принесено 15 протестов.
  • Так, прокуратура Великого Новгорода провела проверку соблюдения действующего законодательства в деятельности кредитного потребительского кооператива «Старый порт».

Установлено, что в Уставе кооператива отсутствовал исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься кооператив, а также указание на конкретное средство массовой информации, в котором может быть опубликовано уведомление о проведении собрания членов кооператива. Ряд положений Устава устанавливал основания исключения члена кооператива из кооператива, не предусмотренные действующим законодательством.

Нарушения требований закона о кредитной кооперации также выявлены в Уставах КПК «Кредо», КПКГ «Лидер», КПК «Партнер-Кредит», КПК «Арго», КПК «Учитель».

На противоречащие закону пункты Уставов кредитных потребительских кооперативов прокуратурой г. Великого Новгорода принесено 6 протестов, 3 из которых в настоящее время рассмотрены, в Уставы внесены соответствующие изменения.

  1. Кроме того, в нарушение требований законодательства, устанавливающих недопустимость наличия у единоличного исполнительного органа кредитного потребительского кооператива неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, при приеме на работу директора КПКГ «Лидер» сведения о наличии или отсутствии у него судимости не проверялись.
  2. По данному факту прокуратура города внесла председателю кредитного потребительского кооператива граждан представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого директор кооператива привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
  3. В рамках проверки соблюдения потребительскими кооперативами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявлен ряд нарушений.
  4. Так, на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, в КПК «Учитель» назначено лицо, не прошедшее целевой инструктаж в указанной сфере, в связи с чем, в течение длительного времени механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, реализовывался не должным образом.
  5. Аналогичное нарушение выявлено в деятельности КПК «ПАРТНЕР-КРЕДИТ».
  6. Кроме того, в КПК «Учитель» отсутствовал доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в связи с чем, должностные лица КПК не имели возможности в полной мере осуществлять обязательный контроль операций с денежными средствами или иным имуществом.
  7. Также установлено, что КПК «Лидер», КПК «ПАРТНЕР-КРЕДИТ», КПК «Старый порт» и КПК «Арго» не разработаны и не принимаются меры по предупреждению коррупции.

По фактам выявленных нарушений прокуратура Великого Новгорода внесла председателям правлений КПК «Лидер», КПК «ПАРТНЕР-КРЕДИТ», КПК «Старый порт» и КПК «Арго» представления об устранении выявленных нарушений.

В настоящее время два представления прокуратуры рассмотрены и удовлетворены, бухгалтер КПК «Учитель» и главный бухгалтер КПК «ПАРТНЕР-КРЕДИТ» привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Остальные акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

  • В ходе проверки прокуратуры Валдайского района также выявлены нарушения в сфере защиты прав потребителей при осуществлении кредитования.
  • Так, в нарушение требований гражданского процессуального законодательства, предусматривающего право истца самостоятельно определять место подачи иска в суд, в договорах кредитования граждан ООО «Содействие – М», СКПК «Доходъ» и КПК «Кредо» незаконно включены условия о рассмотрении возникающих споров в судебном порядке исключительно по месту подписания договора.
  • По данному факту прокурор Валдайского района внес руководству кредитных организаций представления об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которых виновные должностные лица ООО «Содействие – М» и КПК «Кредо» привлечены к дисциплинарной ответственности.
  • В настоящее время выявленные прокуратурой района нарушения устранены.

Следует также отметить, что по результатам прокурорской проверки в апреле 2014 года СУ УМВД России по Новгородской области в отношении главного бухгалтера КПК «Общедоступный кредит» Юлии Леветровой и заместителя председателя КПК Анатолия Иванова возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ — мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере.

  1. В настоящее время Леветрова и Иванов находятся в международном розыске, в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
  2. Вопросы соблюдения законодательства о потребительских кооперативах и защите прав потребителей при осуществлении кредитования находятся на постоянном контроле прокуратуры Новгородской области.
  3. Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

Обнаружение нарушений в деятельности ЖСК может привести к его банкротству или ликвидации.

Содержание

Согласно ст. 123.1. ЖК России контролирующим органом является орган исполнительной ветви власти субъекта РФ, на чьей территории производится возведение многоквартирного дома, который уполномочен совершать государственный надзор в сфере долевого строительства недвижимости, в том числе для минимизации рисков банкротства ЖСК.

Статья 123.2. ЖК России регулирует порядок осуществления контроля над функционированием жилищного кооператива.

Согласно данному закону контролирующий орган осуществляет контроль над ходом деятельности ЖСК, которая связана с заключением договоров с пайщиками для привлечения их финансов, используемых для возведения многоквартирного дома (в том числе контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета), а также за тем, чтобы жилищно-строительный кооператив соблюдал требования, изложенные в статье 110 пункте 3 ЖК, кроме последующего содержания дома, что предполагает:

  • после вступления в кооператив участие его членов собственными средствами в строительстве и проведении реконструкции согласно положениям заключенного договора и действующего законодательства;
  • законодательство о градостроительной деятельности определяет, что кооператив выступает в качестве застройщика и на участке земли, который ему принадлежит, обеспечивает проведение строительных работ или реконструкции дома согласно с разрешением, которое ему выдано;
  • ЖСК по закону не имеет права проводить одновременное строительство больше чем одного дома, количество этажей в котором больше трех. Исключение составляют кооперативы, основания для создания которых предусмотрены Федеральным Законом «О содействии развитию жилищного строительства».
Читайте также:  Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Кроме того, ЖСК должен соблюдать требования, указанные в статье 123.1. ЖК, которая определяет, что он должен размещать в системе статут кооператива, для подготовки которого обязан использоваться типовой устав ЖСК, а также другие документы и данные, а именно:

  • число членов организации;
  • разрешение на возведение многоквартирного дома;
  • права кооператива на участок земли;
  • расположение дома, который строится, и описание, которое соответствует проектной документации;
  • число жилых помещений в доме, которые будут переданы пайщикам после выполнения условий договора, и описание технических характеристик этого имущества;
  • срок ввода в эксплуатацию и т.д.

ЖСК должен предоставлять членам организации по требованию:

  • при проведении экспертизы проектных документов – ее заключение;
  • проектную документацию со всеми внесенными изменениями;
  • документацию, которая подтверждает права на участок земли;
  • протоколы общего собрания; заседаний правления, подписанные председателем; а также ревизионной комиссии ЖСК; документы по бухгалтерскому учету и т.д.

ЖСК должен проводить учет своих членов, ведя соответствующий реестр, в котором указывается:

  • ФИО или название физического или юрлица, номер договора с ним, который подтверждает факт вступления в кооператив;
  • определение конкретного имущества, собственнические права на которое перейдут к определенной особе при полной выплате паевого взноса;
  • размер взносов, закрепленный в договоре каждой особы, в отношении которой ведется учет, выплата которого является обязательной для получения имущества в собственность.

Права государственного жилищного надзора

Контролирующий орган, осуществляя надзор, по закону имеет право:

  • запрашивать у органа исполнительной власти, который уполномочен формировать официальную статистическую информацию, документацию, которая необходима для выполнения его функций;
  • получать от структуры местного самоуправления документацию, необходимую для контроля над деятельностью ЖСК;
  • проводить плановую проверку деятельности ЖСК, включая проверку ведения бухгалтерского учета;
  • выдвигать требования председателю правления и его членам устранить выявленные нарушения, в том числе в ведении бухгалтерского учета;
  • рассматривать жалобы физических и юрлиц, которые связаны с нарушением ЖСК статьи 110 и 123.1 ЖК России;
  • направлять в судебную инстанцию заявления для защиты прав и интересов пайщиков и третьих сторон, которые определены законом и договором с кооперативом, если они нарушаются, что может привести к банкротству кооператива;
  • направлять в ЖСК предписания об устранении нарушений, в том числе тех, которые выявлены в ведении бухгалтерского учета, и устанавливать сроки их ликвидации;
  • принимать меры, которые необходимы для привлечения ЖСК, председателя правления и иных должностных лиц, к установленной законом ответственности.

Если жилищная организация в лице председателя правления в термин, установленный органом контроля, не выполняет его предписания и не устраняет выявленные нарушения, а также в том случае, если такие нарушения представляют угрозу интересам и правам членов некоммерческой организации, которые установлены законом и договором, такой орган имеет право приостановить своим предписанием деятельность ЖСК по вступлению новых пайщиков до момента, когда председатель правления обеспечит устранение выявленных нарушений, среди которых может быть неверное ведение бухгалтерского учета, что может привести к банкротству или ликвидации кооператива.

В случае если председатель правления и органы управления не обеспечат выполнение предписания контролирующего органа, в том числе в вопросах, которые касаются бухгалтерского учета, он имеет право обратиться в судебную инстанцию, требуя ликвидировать эту организацию или инициируя процедуру ее банкротства.

При проведении процедуры банкротства ЖСК несет ответственность перед пайщиками, с которыми заключены договора, и кредиторами своими активами и другим имуществом.

Предмет проверки деятельности жилищно-строительного кооператива

По закону предметом надзора за деятельностью ЖСК, которая связана с привлечением по договорам с пайщиками финансов для возведения многоквартирного дома с целью получения имущества в собственность, следует считать соблюдение всех требований, которые содержатся в ст. 110 п. 3 и ст. 123.1. ЖК России.

Существует две формы проверки:

Первая проводится по месту расположения контролирующего органа и предполагает изучение документов организации, которые есть в распоряжении органа надзора, актов предыдущих проверок, отчетов председателя правления ЖСК об устранении выявленных в их ходе нарушений и т.д.

Если у представителей контролирующего органа есть основания сомневаться в достоверности сведений, они по закону имеют право направить на имя председателя правления ЖСК запрос с просьбой предоставить дополнительные документы (договора, документацию по ведению бухгалтерского учета и т.д.).

Если полученный ответ не удовлетворит проверяющий орган, может быть назначена выездная проверка. Неудовлетворительные результаты проверки и невыполнение предписаний контролирующего органа могут привести к банкротству или ликвидации ЖСК.

Основания для проведения плановой проверки

Плановая проверка проводится контролирующим органом по истечение 12 месяцев с даты получения ЖСК разрешительной документации на строительство или с момента завершения последней такой проверки.

Такие проверки проводят, основываясь на ежегодном плане проведения плановых проверок, в котором указывается:

  • название юрлица и место осуществления их деятельности;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала, термины проведения проверки;
  • все органы, которые принимают участие в данной проверке.

План утверждается председателем соответствующего госоргана и размещается на сайте структуры для доведения до сведения заинтересованных сторон.

Основания для проведения внеплановой проверки

Внеплановая проверка может проводиться контролирующим органом на основании:

  • невыполнения в установленный термин ЖСК выданного предписания о ликвидации нарушений и предоставления соответствующего отчета председателем правления кооператива;
  • поступления в этот орган обращений граждан и юрлиц, а также размещения в СМИ, Интернете и других официальных источниках информации о фактах несоблюдения требований, изложенных в статье 110 пункте 3 и 123.1. ЖК России;
  • требований прокурора о проведение такой проверки для осуществления надзора за выполнением законов согласно материалам и обращениям, которые поступили в органы прокуратуры.

Обнаружение нарушений в деятельности ЖСК может привести к его банкротству или ликвидации.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Комментарий к Федеральному закону "О кредитной кооперации"

  • Госдума на заседании в пятницу приняла во втором чтении законопроект «О кредитной кооперации», которые был одобрен в первом чтении 24 апреля 2002 года.
  • Законопроектом определяются правовые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и других объединений кредитных потребительских кооперативов (за исключением сельскохозяйственных потребкооперативов и их объединений), в том числе саморегулируемых организаций.
  • Устанавливается, что кооператив может быть создан не менее чем 15 физлицами и пятью юридическими лицами.

Основной задачей кредиткооперативов является организация финансовой взаимопомощи членам кооператива (пайщикам). Определяются порядок создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации кооператива, порядок приема в члены, права и обязанности участников.

Регулируется порядок функционирования органов управления кредиткооперативом (общее собрание, правление). Высшим органом управления кооперативом является общее собрание в том числе, которое собирается по инициативе органов кредитного кооператива или по требованию не менее чем 1/3 от общего числа членов.

Общее собрание утверждает устав, положение о членстве в кооперативе, смету расходов на содержание кооператива, избирает и переизбирает правление, контрольно-ревизионный орган.

Предусматриваются меры обеспечения финансовой устойчивости кооперативов, в том числе устанавливаются финансовые нормативы: величина резервного фонда, максимальная величина займа и паевого фонда.

Кредиткооператив формирует резервный фонд в размере 5% от средств, привлеченных от своих членов (2% — для кооператива, работающего менее двух лет). Один член кооператива может внести не более 20% от общей суммы средств кооператива (не более 30% для кредиткооператива, работающего менее двух лет).

Понятие кредитного кооператива и основные принципы его деятельности

В части третьей статьи 1 Закона дано определение кредитного потребительского кооператива, который представляет собой добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Кредитный кооператив является некоммерческой организацией.

Согласно статье 3 Закона, организация финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) осуществляется посредством: объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств; размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам). Помимо организации финансовой взаимопомощи своих членов кредитный кооператив вправе заниматься иными видами деятельности, при условии, что такая деятельность служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена его уставом.

Статьей 4 Закона установлено, что кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании: договоров займа, заключаемых с юридическими лицами; договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами.

Займы своим членам кредитный кооператив предоставляет на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком — членом кредитного кооператива (пайщиком).

Возврат займа членом кредитного кооператива (пайщиком) может обеспечиваться поручительством, залогом, а также иными предусмотренными федеральными законами или договором займа способами.

Читайте также:  Статья 9. Особенности предоставления земельных участков, расположенных на территории города Москвы

В статье 6 Закона предусмотрен ряд ограничений, направленных на обеспечение финансовой устойчивости кредитного кооператива.

Так, кредитный кооператив, в частности, не вправе: предоставлять займы лицам, не являющимся его членами (пайщиками); выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами; выпускать эмиссионные ценные бумаги; осуществлять торговую и производственную деятельность; вступать в члены других кредитных кооперативов.

Законом (часть 4 статьи 6) определен перечень финансовых нормативов, которые обязан соблюдать кредитный кооператив.

В частности: величина резервного фонда должна составлять не менее 5 процентов (не менее 2 процентов — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от его членов (пайщиков) и отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности на конец предыдущего отчетного периода; максимальная сумма займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику), должна составлять не более 10 процентов (не более 20 процентов — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным на момент принятия решения о предоставлении займа; максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), должна составлять не более 50 процентов общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков).

Создание, реорганизация и ликвидация кредитного кооператива

В статье 7 Закона определено, что кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.

Кредитный кооператив, членом которого является юридическое лицо, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание «кооператив граждан». Кредитный кооператив создается на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу.

Принципы создания кредитного кооператива устанавливаются уставом кредитного кооператива.

Кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

При преобразовании кредитного кооператива в производственный кооператив или некоммерческое партнерство члены реорганизуемого кредитного кооператива (пайщики) становятся членами производственного кооператива или некоммерческого партнерства.

При преобразовании кредитного кооператива в хозяйственное общество или товарищество члены реорганизуемого кредитного кооператива (пайщики) становятся участниками хозяйственного общества или товарищества.

Согласно статье 10 Закона, кредитный кооператив может быть ликвидирован: по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); по решению суда.

В случае если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше установленного Законом минимального количества, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.

После принятия решения о ликвидации кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы.

Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием, а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда — в срок, установленный судом.

Членство в кредитном кооперативе. Права и обязанности его членов. Органы кредитного кооператива

На основании статьи 11 Закона членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.

Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения его правления со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).

Такая запись вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.

Согласно статье 15 Закона, органами кредитного договора являются: общее собрание членов; правление; единоличный исполнительный орган; контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет, ревизионная комиссия или ревизор); а также иные органы, предусмотренные Законом, уставом кооператива и его внутренними нормативными документами. В состав правления кредитного кооператива, контрольно-ревизионного органа, на должность единоличного исполнительного органа не может избираться или назначаться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики.

Имущество кредитного кооператива

Статьей 25 Закона определено, что имущество кредитного кооператива формируется за счет: паевых и иных взносов членов кредитного кооператива (пайщиков); доходов от деятельности кредитного кооператива; привлеченных средств; иных не запрещенных законом источников.

Кредитный кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (часть 1 статьи 26 Закона), однако обращение взыскания на денежные средства и иное имущество кредитного кооператива в части, соответствующей сумме основных обязательств кредитного кооператива по договорам передачи личных сбережений, не допускается (статья 32 Закона). Кредитный кооператив не отвечает по обязательствам своих членов.

В соответствии со статьей 26 Закона обращение взыскания по долгам члена кредитного кооператива (пайщика) на паенакопление (пай) этого члена допускается только при недостатке иного его имущества для покрытия таких долгов в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством РФ.

Взыскание по долгам члена кредитного кооператива (пайщика) не может быть обращено на неделимый фонд кредитного кооператива. Убытки кредитного кооператива, понесенные им в течение финансового года, могут покрываться за счет средств резервного фонда.

Убытки кредитного кооператива, образовавшиеся по итогам финансового года, покрываются за счет дополнительных взносов членов кредитного кооператива (пайщиков).

Саморегулируемые организации кредитных кооперативов. Функции, права и обязанности саморегулируемой организации

В статье 35 Закона отражены вопросы саморегулирования деятельности кредитных кооперативов.

Установлено, что саморегулируемые организации кредитных кооперативов создаются в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты их интересов.

Кредитные кооперативы обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания.

Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию.

До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов. Кредитный кооператив может быть членом только одной саморегулируемой организации.

  1. Согласно части 10 статьи 35 Закона, некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации при условии объединения в своем составе не менее 100 кредитных кооперативов или не менее пяти кредитных кооперативов, совокупное число членов (пайщиков) которых превышает 100 тысяч, а также при условии соответствия некоммерческой организации иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти и законодательством РФ о саморегулируемых организациях.
  2. В статье 36 Закона установлены функции, права и обязанности саморегулируемой организации.
  3. В частности, саморегулируемая организация имеет право: осуществлять проверки деятельности ее членов в части соблюдения ими требований законодательства РФ в сфере кредитной кооперации, при этом плановые проверки осуществляются не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год, внеплановые проверки осуществляются на основании поступивших жалоб и заявлений; применять в отношении своих членов предусмотренные законодательством РФ меры воздействия; исключать кредитные кооперативы из числа членов саморегулируемой организации.

В соответствии со статьей 39 Закона, саморегулируемая организация обязана обеспечивать имущественную ответственность кредитных кооперативов, являющихся ее членами, по обязательствам перед членами кредитных кооперативов (пайщиками). Имущественная ответственность обеспечивается путем формирования компенсационного фонда.

Статьей 40 Закона предусмотрено, что компенсационный фонд формируется за счет платежей (взносов) членов саморегулируемой организации, части доходов от размещения средств компенсационного фонда и за счет иных не запрещенных законом источников.

Размер и порядок внесения платежей (взносов) членов саморегулируемой организации в компенсационный фонд устанавливаются в уставе саморегулируемой организации.

При этом размер ежегодных обязательных платежей (взносов) в компенсационный фонд для члена саморегулируемой организации должен составлять не менее 0,2 процента среднегодовой величины его активов, рассчитываемой по данным его финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Максимальная сумма всех обязательных платежей (взносов) члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд, при выплате которой платежи (взносы) в компенсационный фонд членом саморегулируемой организации больше не производятся, не должна превышать 5 процентов величины активов члена саморегулируемой организации.

Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение этого фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения таких средств.

Средства компенсационного фонда используются исключительно для финансового обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по их обязательствам перед членами (пайщиками) путем осуществления саморегулируемой организацией компенсационных выплат (часть 6 статьи 40 Закона).

  • Статьей 42 Закона установлено, что учредительные документы кредитных кооперативов и иных потребительских кооперативов, изданные до дня вступления в силу Закона, подлежат приведению в соответствие с его требованиями в течение одного года со дня вступления Закона в силу. По истечении установленного срока кредитные кооперативы и иные потребительские кооперативы, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями Закона, не вправе осуществлять деятельность по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков)
  • Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти до истечения установленного Законом срока для выполнения требования о вступлении кредитных кооперативов в саморегулируемые организации осуществляет контроль (надзор) за деятельностью кредитных кооперативов.
  • Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся финансовых нормативов, которые обязан соблюдать кредитный кооператив (эти положения вступают в силу по истечении одного года после дня вступления Закона в силу), и положений, касающихся сроков вступления кредитных кооперативов в саморегулируемую организацию (эти положения вступают в силу по истечении двух лет после дня вступления Закона в силу).

Скачать полный текст законопроекта можно здесь

Обсудить закон

Ссылка на основную публикацию