Статья 45. Ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности

Статья 45. Ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности

Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.

Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – главврач.

В этой статье мы подробно рассмотрим нюансы деятельности главврача, а также основные требования, предъявляемые к лицу, занимающему данную должность.

Правовой статус руководителя медицинской организации

Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:

  • осуществление властных (управленческих) полномочий;
  • выполнение организационно-распорядительных функций;
  • выполнение административно-хозяйственных функций.

Федеральный закон от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.

Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.

2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:

  • высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.

Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.

29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган.

За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.

Квалификация и должностные обязанности

Безусловно, наибольший интерес для описания правового статуса руководителя медицинской организации представляют должностные обязанности, которые и наделяют его статусом «должностного лица». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.

2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н), главный врач наделен широким спектром должностных обязанностей, которые можно условно классифицировать по группам:

Классификация должностных обязанностей главного врача
Организационные
Управленческие
Обеспечительные
  • Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению;
  • Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией;
  • Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации;
  • Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации;
  • Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация;
  • Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы;
  • Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами;
  • Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.
  • Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации;
  • Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору;
  • Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей;
  • Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов;
  • Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  • В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.
  • Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.
  • Требования к квалификации предъявляются следующие:
  • Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.

Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.

Главный врач = руководитель медицинской организации?

Корректность использования этих наименований как взаимозаменяемых ставится под вопрос все в том же Приказе № 541н, который содержит примечание, согласно которому наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования. Это примечание вступает в некоторый диссонанс с ПП РФ № 291, утверждающим лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, согласно которому наличие высшего медицинского образования у руководителя медицинской организации обязательно и не ставится под сомнение.

Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование.

Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа.

Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.

В своем Определении от 19 сентября 2018 г.

№ 308-КГ18-13416 Верховный суд поддержал выводы кассационной инстанции, подтвердив, что образовательный ценз для руководителей медицинских организаций является лицензионным, а значит обязательным требованием.

Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно это лицо должно отвечать лицензионным требованиям.

Читайте также:  Раздел v. призыв граждан на военную службу по мобилизации

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации — Прокурор разъясняет — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Кушвинского городского округа

6 марта 2018

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации

Статья 45. Ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных с

Согласно ч. 1 ст. 351.

1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Согласно абзацам третьему и четвертому части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 января 2010 года N 127-0-0, такое ограничение, обусловленное спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не может рассматриваться как несоразмерное, не согласующееся с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с обучающимися детьми.

Если основания, препятствующие осуществлению трудовой деятельности возникли до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ), трудовой договор подлежит прекращению по п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом, частью 3 статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

При применении положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления из числа указанных в этих положениях, при том, что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Назад к списку

Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность

Статья 45. Ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Присмотр и уход за детьми в детском саду без лицензии не влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017):

4. Осуществление лицом деятельности по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, так как индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному образованию, не имея лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.

Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Индивидуальный предприниматель организовал группы кратковременного пребывания детей (мини-сад), для занятий с которыми привлечены педагоги, имеющие специальное профессиональное образование, на основании заключенных с ними договоров возмездного оказания услуг.

В рамках мини-сада проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, музыке, конструированию, физкультуре, рисованию, действиям с предметами, развитию речи, лепке.

Индивидуальным предпринимателем и родителями были заключены договоры оказания услуг, согласно которым индивидуальный предприниматель совместно с педагогическими работниками осуществляют присмотр и уход за детьми с организацией их досуга в виде развивающих занятий с учетом их возрастных особенностей (лепка, рисование, игры, игрушки и др.).

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Суд исходил из того, что образовательной считается деятельность по реализации образовательных программ в системе образования (пункт 9 статьи 2, пункты 1 и 7 статьи 10, пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон об образовании).

Суд счел, что деятельность индивидуального предпринимателя направлена на присмотр и уход за детьми с организацией их досуга и не связана с реализацией образовательных программ, поэтому не является образовательной деятельностью в смысле Закона об образовании, а довод прокурора о том, что индивидуальный предприниматель предоставляет услуги по дошкольному образованию, следует признать ошибочным.

Читайте также:  Статья 19. права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

Суд также указал на то, что Закон о лицензировании содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, осуществление мероприятий и организация досуга детей не названы в числе этих видов деятельности.

Учитывая, что в мини-саду образовательная деятельность не осуществлялась, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Статья 45. Ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Если педагог привлечен к уголовной ответственности, трудовой договор с ним необходимо расторгнуть. При этом Госдума РФ рассматривает законопроект, смягчающий ограничения на занятие педагогической деятельностью. Однако и сейчас не всякая судимость повлечет за собой увольнение – разберемся в вопросе.

Общие ограничения

Перечень оснований, по которым физлица не могут быть допущены к педагогической деятельности, приведен в части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Причем указанные ограничения являются актуальными и для найма в центры повышения квалификации или переподготовки, в которых обучаются, как правило, совершеннолетние специалисты и служащие.

  • Перечислим категории лиц, которые не могут работать педагогами:
  • 1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • 2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • 3) признанные недееспособными;
  • 4) имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715;
  • 5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:
  • против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • против общественной безопасности.

Не всякая судимость влечет запрет

Пунктом 2 резолютивной части постановления Конституционного суда РФ от 18 июля 2013 г.

№ 19-П признаны незаконными некоторые положения Трудового кодекса РФ, которые предусматривают запрет на педагогическую деятельность для лиц, совершивших преступления (кроме тяжких и особо тяжких).

Ведь такой запрет не учитывает вид и степень тяжести совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, формы вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, и т. д.

Иными словами, в отношении таких лиц работодатель должен учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

На это также указано в пункте 7 решения Конституционного суда РФ от 4 февраля 2014 г. «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года».

При этом перечень таких факторов Конституционный суд РФ не указал. Поэтому до тех пор, пока не будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ соответствующим законопроектом, работодатель самостоятельно должен решать вопрос о том, может ли он принять на работу педагога, имевшего судимость.

Можно предположить, что факторами, говорящими в пользу работника, могут быть отсутствие уголовного преследования за другие преступления, отсутствие дисциплинарных взысканий, положительные рекомендации с последнего места работы, другие позитивные качества и характеристики человека.

Если судебное дело закрыто

Трудовой кодекс РФ предусматривает отказ в приеме на работу человеку, даже если он не был осужден, а лишь подвергался уголовному преследованию.

  1. При этом уголовное дело должно быть прекращено по нереабилитирующему основанию.
  2. Однако действующее законодательство не раскрывает понятий реабилитирующего и нереабилитирующего оснований освобождения от уголовного преследования.
  3. Статьей 133 Уголовного процессуального кодекса РФ закреплен только перечень реабилитируемых лиц. К их числу относятся:
  4. 1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
  5. 2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
  6. 3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части 1 статьи 24, пунктами 1 и 4-6 части 1 статьи 27 Уголовного процессуального кодекса РФ (отсутствие состава преступления, отсутствие заявления (если оно требуется для возбуждения дела), непричастность и др.);
  7. 4) осужденный — в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Уголовного процессуального кодекса РФ;
  8. 5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении к физическому лицу данной меры.
  9. Этим перечнем можно руководствоваться и в случае принятия на работу педагога, в отношении которого судебное дело было закрыто.
  10. А вот при прекращении преследования по иным основаниям, например, если стороны примирились, претенденту должно быть отказано в приеме на работу, а в случае преследования во время работы — трудовой договор с таким педагогом должен быть расторгнут.
  11. Важно запомнить
  12. Из норм трудового законодательства следует, что наличие судимости у родственников педагога (его мужа или жены, детей, родителей) не устанавливает запрета на занятие педагогической деятельностью.
Читайте также:  Западники и славянофилы (сравнительная таблица) - история России

Ограничения на право занятия педагогической деятельностью

Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).

В соответствии с этой статьей Закона об образовании:

  • право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
  • номенклатура должностей педагогических работников образовательных учреждений, должностей руководителей образовательных учреждений утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Статус педагога предполагает высокие моральные и нравственные требования к работнику, занимающему педагогические должности, а также к другим лицам, профессионально занимающимися образовательной деятельностью. Законодательно эти требования обеспечиваются ограничением на право занятия педагогической деятельностью как на стадии приема на работу, так и в период работы.

Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (не педагогических) работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними обучающимися.

В частности, статьей 351.1 Трудового кодекса РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются:

  • лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные выше;
  • работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за соответствующие преступления (на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда).

Статья 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Некоторые лица из их числа, однако, могут быть допущены к педагогической деятельности:

  • при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности,
  • если речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Указанные запреты на занятие педагогической деятельностью, а также запреты на другую работу в детских учреждениях не являются юридической ответственностью:

  • по своему характеру они представляют собой ограничения на занятие определенной деятельностью или в определенных организациях для лиц, которым не может быть доверена работа с детьми, в том числе педагогическая в соответствии с федеральным законодательством.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П «По делу о проверке конституционности статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ в части ограничения на занятие педагогической деятельностью

В связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года № 19-П было проверено соответствие статей 331 и 351.1 Трудового кодекса в части ограничения на занятие педагогической деятельностью Конституции РФ и даны некоторые разъяснения.

Конституционный Суд констатировал:

  • что введение ограничений на занятие педагогической деятельностью возможно для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, поскольку детство — это период физической, умственной и психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, на котором закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы,
  • что позволяет предъявлять к лицам, отвечающим по роду своей деятельности за воспитание и образование несовершеннолетних, повышенные требования.

Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие:

  • лежит на лицах, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними;
  • в первую очередь это относится к педагогическим работникам, выполнение которыми своих трудовых обязанностей заключается в деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования:

  • касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств,
  • но и морально-нравственного уровня.

Ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних:

  • должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость,
  • но вместе с тем не приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах.

Федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних — основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан:

  • вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних соответствующих категорий лиц.

Указанное постановление Конституционного Суда содержит целый ряд дополнительных комментариев, которые послужили основной для внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ, связанные с ограничениями на право занятия педагогической деятельностью.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Права педагогических работников

Ссылка на основную публикацию