Статья 23. Подготовка кадров для таможенных органов

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации являются основными направлениями профессионального развития сотрудников таможенных органов.

Профессиональная подготовка — это первоначальное обучение лиц, принятых в организацию, специальности с определенной квалификацией. Она может осуществляться в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения.

Стоит отметить, что профессиональному обучению должностных лиц таможенных органов, впервые принятым на государственную службу, уделяется повышенное внимание из-за отсутствия трудового стажа служебной деятельности в таможенных органах [1].

В таможенных органах широко распространен институт наставничества, что предполагает закрепление за новым сотрудником наставника на срок от одного месяца до полугода.

Порядок организации работы по наставничеству закреплен Приказом ФТС России «Об утверждении Положения об организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации» от 17.02.2015 № 268.

Несмотря на то что это относительно новый элемент системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, его эффективность уже ярко заметна: молодые специалисты быстрее адаптируются к осуществлению своих полномочий; процесс получения ими профессиональных знаний и навыков стал более ускоренным [2].

Наставничество является разновидностью индивидуальной воспитательной работы с лицами, впервые принятыми на государственную гражданскую службу.

Основными задачами наставничества являются: формирование социальной ответственности у лиц, впервые принятых на государственную гражданскую службу; формирование отрицательного отношения к проявлениям коррупции и иным нарушениям служебной дисциплины; оказание помощи в освоении избранной специальности.

Наставничество является разновидностью индивидуальной воспитательной работы с лицами, впервые принятыми на государственную гражданскую службу.

Основными задачами наставничества являются: формирование социальной ответственности у лиц, впервые принятых на государственную гражданскую службу; формирование отрицательного отношения к проявлениям коррупции и иным нарушениям служебной дисциплины; оказание помощи в освоении избранной специальности.

Для Цитирования:

Аксенов Илья Антонович, Особенности осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Вопросы трудового права №2 2020. 2020;2.

Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала

Войти под своей учетной записью

Федеральная таможенная служба

Кадровик должен знать все

Кадровой службе в системе таможенных всегда отводилась особая роль. Однако в настоящее время, когда Федеральная таможенная служба решает не только внутриведомственные задачи, но и сталкивается с проблемами, связанными с внешними факторами, такими, например, как угроза национальной безопасности, борьба с коррупцией, роль кадровых подразделений возрастает многократно.

Об этом, а также о других задачах и достижениях кадровых служб рассказывает начальник Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадий КИРИЛЛОВ.

– Через кадровую службу проходят все, кто устраивается на работу в таможенные органы или кто увольняется. Вы видите каждого человека и, наверное, можете анализировать многие вещи. Что самое важное в работе кадровиков?

– Действительно, от качества работы кадровых подразделений зависит многое, и все, кто решает задачи, стоящие перед таможенной службой, проходят через кадровые подразделения. Таким образом, на 90 процентов результат работы таможенного органа во многом зависит от активной, осознанной и продуманной позиции конкретного кадровика.

Кадровая работа – это стержень, на котором держится очень и очень многое. Правильная кадровая политика, грамотная организация и проведение практической работы – это одно из основных направлений деятельности всех таможенных органов.

  • В целом в таможенных органах кадровой работой занимается около 3 процентов личного состава.
  • Самым важным в работе кадровиков, на мой взгляд, является умение правильно определить потенциал человека и подобрать для него должность, на которой он может принести максимальную пользу, раскрыть себя как специалист.
  • Не менее важным является обеспечение социальной защищенности должностных лиц в сочетании с повышением личной ответственности за качественное выполнение служебных обязанностей. 
  • Что Вы можете сказать по поводу так называемой «социалки»?
  • – Социальные льготы и гарантии для должностных лиц таможенных органов предусмотрены Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (для сотрудников), Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (для федеральных государственных гражданских служащих), а также рядом других законодательных и подзаконных актов.

Это и ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, причем сотруднику и одному члену его семьи оплачивается проезд к месту проведения отпуска и обратно, и бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов, и медицинское и государственное социальное страхование, и оплата проезда на общественном городском и пригородном транспорте при следовании к месту службы и обратно, и государственное пенсионное обеспечение, и прочее. Вместе с тем следует отметить, что на лиц, приятных в ФТС России после 2002 года на государственную гражданскую службу, некоторые из этих льгот не распространяются.

В последнее время активно развивается санаторно-курортная база. Если долгое время мы довольствовались одним санаторием «Победа», то сейчас в ведении ФТС России находится несколько санаториев и пансионатов.

В связи с Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года планировалось дальнейшее расширение сети санаториев, но сегодня нет возможности приобретать и строить что-то новое. Поэтому таможенные органы вынуждены развивать то, что имеют.

Следует добавить, что в подобной ситуации находятся не только таможенные ораны, но и все службы и ведомства нашего государства. Поскольку по роду службы я встречаюсь с кадровиками других министерств и ведомств, могу сказать, что таможенники далеко не в самом худшем положении. Поэтому очень важно разъяснять сложившуюся ситуацию людям, работающим в таможенных органах.

Однако, несмотря на все трудности, работа продолжается, в том числе и по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Что Вы можете сказать об этой работе с точки зрения кадровиков? Каковы ваши задачи? Есть ли проблемы?

– В самом деле, ни кризис, ни социальные и материальные проблемы не отменяют работу по реорганизации таможенных органов. Поэтому задача номер один – сохранить кадровый потенциал, сберечь тех профессионалов, которые нужны системе сегодня и которые больше понадобятся завтра, когда Концепция будет реализовываться в полном объеме.

Проблема отсутствия в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных специалистов актуальна как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных контрольных органов.

Привлечение в приграничные субъекты Российской Федерации квалифицированных кадров, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения.

Потребуется бюджетное финансирование социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки кадров таможенных органов в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, закрепление на законодательном уровне стимулов для привлечения в таможенные органы, расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации, квалифицированных специалистов из таможенных органов, расположенных внутри страны.

На период до 2020 года крайне важно выстроить эффективную работу по сохранению и укреплению кадрового потенциала и развитию социальной сферы.

Без высококвалифицированных должностных лиц, имеющих устойчивую положительную мотивацию своей работы, способных выполнять свои функции в любых условиях при достаточной социальной защищенности, говорить о дальнейшем развитии Федеральной таможенной службы бессмысленно.

Что касается сроков реализации Концепции, то они, конечно, могут меняться в зависимости от реальной ситуации.

В Москве завершена реорганизация четырех таможен, на что израсходована значительная часть средств, предусмотренных для проведения организационно-штатных мероприятий на 2009 год.

Поскольку дополнительных ассигнований на эти мероприятия таможенные органы не получат, темпы дальнейшей реорганизации могут несколько замедлиться. Но эта задача будет однозначно выполнена в полном объеме.

Учитываются ли особенности реорганизации в каждом РТУ?

– Общего однозначного решения в рамках ФТС России и в целом по стране быть не может, поскольку в каждом регионе есть своя специфика. Поэтому перед руководителями всех РТУ и таможен на одном из заседаний Коллегии ФТС России была поставлена задача начать разработку конкретных, детальных планов, учитывающих как раз особенности реализации Концепции в их регионах деятельности.

Кадровикам, в свою очередь, придется приложить массу усилий, чтобы объяснить конкретным должностным лицам необходимость перевода на границу, и почему в этих сложных экономических условиях они должны будут жить далеко не в самых комфортных условиях и выполнять возложенные на них задачи порой в отрыве от семьи и т.д.

А есть какой-то опыт, например, европейский, на который можно опереться?

– Одним из ярких примеров является присоединение ряда государств, в том числе Польши, к Европейскому Союзу. С германской границы таможенные посты были перемещены на польско-российскую. Тогда таможенники были поставлены перед фактом: им дали несколько дней для того, чтобы переехать к новым местам работы, что, конечно, вызвало недовольство и волнения.

Аналогичный вариант у нас представляется с трудом. Ведь как бы то ни было, но польские таможенники, которые стояли на границе с Германией и переезжали на границу с Россией, ехали все-таки не в казахскую степь и не сибирскую тайгу – имелись инфраструктура и определенная база.

Следует заметить, что даже на сегодня укомплектованность кадрами в среднем по ФТС составляет 93 процента, а вот по ЦТУ около 80 процентов, и это следствие проводимых организационно-штатных мероприятий.

Я не виню ЦТУ, но значительная часть людей не захотела переезжать с Рябиновой улицы в Москве в Подольск и другие подмосковные таможни.

Когда упразднится Подольская таможня, то, Вы прекрасно понимаете, большинство должностных лиц из Подольска в Брянск, Белгород или Курск не поедет.

Читайте также:  Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации

И что делать? Как решать эту проблему? Какова оптимальная численность штатного состава таможен?

Основная задача – обеспечить укомплектованность не ниже 90 процентов.

Это позволит качественно решать основные задачи по организации таможенного оформления и таможенного контроля, как того и требует таможенное законодательство, а некомплект в 10 процентов позволит иметь определенный фонд для премирования наиболее активных, работающих с полной отдачей таможенников.

Сегодня никто не заставляет начальников таможен держать укомплектованность на уровне 100 процентов, тем более что текучесть кадров еще никто не «отменял». Но и допускать уровень ниже 90 процентов тоже нецелесообразно.

Если в больших таможнях это еще не очень заметно, то в таможне численностью 100-150 человек это означает, что в отделе вместо пяти оказывается два-три человека, и отдел в лучшем случае функционирует наполовину. В результате разлаживается вся структурная цепочка принятия решений. Поэтому кадровики постоянно держат ситуацию с укомплектованностью под контролем.

– Как бы вы определили задачу кадровых подразделений по борьбе с коррупцией? Что вы можете сказать об аттестации?

– Основной задачей кадровых подразделений в борьбе с коррупционными проявлениями является их профилактика. В этой связи следует расширить эту задачу, объединяя борьбу с коррупцией с наведением порядка в служебной дисциплине и неукоснительном исполнении должностных обязанностей.

При приеме на службу мы тщательно изучаем кандидата, проводя специальную проверку представленных документов и сведений.

Все кандидаты на службу в таможенные органы проходят обязательное психологическое тестирование, организована работа по психологическому обследованию кандидатов на руководящие должности номенклатуры назначения ФТС России. Новым направлением стала организация и проведение обследований с использованием компьютерного полиграфа в отношении кандидатов на службу и действующих должностных лиц на предмет наличия определенных «факторов риска».

По всем фактам нарушений проводятся служебные проверки с принятием конкретных мер к виновным лицам и определением мероприятий по устранению причин.

В ходе реализации Аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.

» проведен обстоятельный анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию, с учетом особенностей регионов деятельности и специфики выполняемых таможенными органами задач, и разработан определенный механизм профилактической работы с кадрами.

Проблемы противодействия коррупции регулярно обсуждаются на коллегиях региональных таможенных управлений, оперативных совещаниях и других мероприятиях с руководящим составом таможенных органов.

Реализация практических мер, направленных на предупреждение коррупционных явлений, осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами на местах.

Что касается аттестации – она является одним из приоритетных направлений кадровой политики. Оценка результатов профессиональной деятельности государственных служащих посредством проведения аттестаций и квалификационных экзаменов способствует повышению профессионального уровня должностных лиц и является одним из ключевых факторов повышения эффективности функционирования таможенных органов.

В служебных характеристиках, в материалах по итогам проведения аттестации отражаются факт соблюдения или несоблюдения должностными лицами норм Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц, личной примерности в выполнении должностных обязанностей и другие показатели.

Важным шагом в предупреждении коррупционных проявлений является создание во всех таможенных органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Однако их работа только развертывается и о реальных практических результатах говорить еще рано.  

  1. Если резюмировать, то каково значение кадровой службы в системе таможенных органов?
  2. – Кадровая служба в системе таможенных органов занимает важное место, так как от правильного подбора и расстановки специалистов во многом зависит конечный результат работы.
  3. Таможенная служба находится на переломном этапе, суть которого заключается в том, что качественно меняются предъявляемые к ней требования в части выполнения возложенных задач и функций, возрастает ответственность всех должностных лиц за выполнение служебных обязанностей и за соблюдение  требований законодательства.
  4. В этой связи кадровая политика является одним из основных средств обеспечения и повышения эффективности функционирования системы таможенных органов и реализуется посредством формирования кадрового потенциала, так как решение любой задачи в первую очередь зависит от того, кто будет решать эти задачи, кто будет организовывать их исполнение, насколько он профессионально подготовлен и ответственен.
  5. Таким образом, успешное функционирование невозможно без улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, без создания действенного, хорошо изученного и подготовленного резерва. 
  6. Грамотная кадровая политика является основным инструментом обеспечения качественной реализации возложенных функций, а высокий кадровый потенциал – основной ресурс таможенных органов. 
  7. Валентина ДУДКОВА

Интервью начальника Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадия Кириллова журналу «Таможня» (№14 (229) 2009)

Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации

В целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования кадров таможенных органов Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации.

2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации, руководителям учреждений и организаций, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить обучение подчиненных должностных лиц и работников согласно установленному порядку.

Индивидуальные планы развития государственных служащих, перспективные планы дополнительного профессионального обучения должностных лиц и заявки на обучение должностных лиц, разработанные до вступления в силу настоящего приказа и утвержденные в установленном порядке руководством таможенного органа, могут применяться до окончания периода, указанного в этих документах.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина

Руководительдействительный государственныйсоветник таможенной службыРоссийской ФедерацииА.Ю.Бельянинов

Приложениек приказу ФТС России

от 25 июля 2008 года N 915

1.

Порядок организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации (далее — Порядок) разработан в соответствии с требованиями статей 60, 62, 63 и 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», статей 196, 197 Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями)), Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации», приказа Госкомвуза России от 25 декабря 1995 года N 1700 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих» (в редакции приказов Минобразования РФ от 5 декабря 1996 года N 423, от 1 апреля 1999 года N 810).

2. Дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации и стажировка) (далее — ДПО) должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации (далее — кадров) осуществляется в зависимости от категорий должностных лиц и работников.

  • ДПО сотрудников таможенных органов осуществляется в зависимости от занимаемой должности: сотрудники, замещающие руководящие должности от начальника отделения и выше (далее — руководители), и сотрудники, замещающие все иные должности (далее — не руководители).
  • ДПО государственных гражданских служащих таможенных органов (далее — государственных служащих) осуществляется в зависимости от групп и категорий должностей государственной гражданской службы.
  • ДПО работников осуществляется в зависимости от вида их деятельности (далее — квалифицированные работники и неквалифицированные работники).

3. Профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) проводится в целях приобретения дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления лицом нового вида профессиональной или служебной деятельности или для приобретения новой квалификации (свыше 1000 часов).

На профессиональную переподготовку может быть направлено любое должностное лицо или работник таможенного органа, если планируется его назначение на вышестоящую должность или на должность иного профиля деятельности, чем профиль его базового образования.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки определяется начальником таможенного органа по ходатайству непосредственного начальника лица, рекомендуемого к направлению на обучение.

4. Повышение квалификации (от 72 до 500 часов) проводится в целях обновления знаний и совершенствования навыков в связи с повышением требований к уровню квалификации должностных лиц и работников и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

  1. Периодичность повышения квалификации кадров таможенных органов:
  2. — сотрудники, замещающие должности руководителей, и государственные гражданские служащие любых должностных групп должны повышать квалификацию не реже одного раза в три года;
  3. — сотрудники, замещающие не отнесенные к должностям руководящего состава должности, и квалифицированные работники должны повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет;
  4. — для отдельных категорий квалифицированных работников (преподаватели высших учебных заведений, работники научных и научно-исследовательских, экспертных и медицинских учреждений и организаций ФТС России) периодичность повышения квалификации устанавливает руководитель организации/учреждения с учетом требований специальных норм повышения квалификации соответствующих работников, но не реже одного раза в пять лет;
  5. — неквалифицированные работники могут быть направлены на переподготовку или повышение квалификации по решению начальника таможенного органа при планируемом перемещении их по должности;
  6. — лица, впервые принятые на службу в таможенные органы на должности сотрудников или государственных служащих (за исключением выпускников Российской таможенной академии), в обязательном порядке проходят переподготовку или повышение квалификации по программе «Основы таможенного дела» в течение первого года службы.
Читайте также:  Статья 26. Сроки исковой давности

5. Краткосрочные целевые тематические семинары и проблемные конференции (от 18 до 72 часов) проводятся в целях освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности.

6.

Стажировка проводится с целью изучения передового опыта, в том числе зарубежного (продолжительность определяется на двусторонней договорной основе), а также для закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (продолжительность определяется учебным планом), и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении должностных обязанностей.

  • 7. Формы обучения по программам ДПО:
  • 1) в рамках государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации обучение проводится только для государственных гражданских служащих, при этом:
  • а) служащие, замещающие должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, могут проходить обучение с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий;
  • б) служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей государственной гражданской службы, обучаются с отрывом или с частичным отрывом от службы;
  • в) служащие, замещающие должности, не указанные в подпунктах а) и б) настоящего пункта, обучаются с отрывом от государственной гражданской службы;
  • 2) обучение должностных лиц любой категории и работников по плану профессиональной подготовки ФТС России, регионального таможенного управления или таможни за счет средств бюджетных ассигнований, выделяемых им на соответствующий год, может проводиться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

8. ДПО кадров таможенных органов может осуществляться на базе Российской таможенной академии в соответствии с утвержденным планом-разнарядкой на соответствующий год, а также в других учебных заведениях высшего или дополнительного профессионального образования на договорной или платной основе за счет средств бюджетных ассигнований, выделяемых таможенному органу на соответствующий год.

Российская таможенная академия является специализированным учебным заведением ФТС России и осуществляет ДПО в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, Институте правоохранительной деятельности и на факультетах повышения квалификации ее филиалов.

В конкурсе на право реализации государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации кадров могут участвовать любые аккредитованные учебные заведения среднего, высшего или дополнительного профессионального образования, лицензия которых включает право проведения обучения по программам ДПО соответствующего направления или профиля.

9. Формирование заявок на обучение кадров по программам ДПО осуществляется подразделениями подготовки кадров или должностным лицом кадровой службы, ответственным за подготовку кадров.

Требования к формированию заявки изложены в разделе II данного Порядка.

10. Формирование заявок на обучение кадров по программам ДПО осуществляется на основании перспективного плана ДПО, подготовленного с учетом индивидуальных планов профессионального развития лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в таможенном органе, учреждении или организации, находящейся в ведении ФТС России (далее — Индивидуальный план).

11. Индивидуальный план разрабатывается служащим в соответствии с его должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года, согласуется с кадровой службой таможенного органа и утверждается заместителем начальника, курирующим соответствующее подразделение таможенного органа.

Типовой индивидуальный план профессионального развития федерального государственного гражданского служащего (приложение N 1 к Порядку) включает минимальный набор информации по разделу ДПО, носит рекомендательный характер и может быть изменен в сторону увеличения сведений.

12. Перспективный план ДПО (приложение N 2 к Порядку) составляется на три года и должен быть утвержден начальником таможенного органа. Копия плана направляется в подразделение подготовки кадров вышестоящего таможенного органа.

13.

Ежегодно, не позднее 20 января текущего года, таможенные органы представляют в отдел подготовки кадров вышестоящего таможенного органа заявку на ДПО на следующий год и на 3-летний плановый период (начиная со следующего года) в целях подготовки бюджетной заявки в соответствие с порядком и в сроки, утвержденные приказом ФТС России (приложение N 3 к Порядку). До 10 февраля сводные заявки из таможенных органов по указанной форме представляются в отдел подготовки кадров Управления государственной службы и кадров.

14.

Обучение кадров с использованием дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) проводится в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

15. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

16. Целью использования ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или на рабочем месте.

17. Образовательные учреждения вправе использовать ДОТ в учебном процессе при всех формах обучения при проведении различных видов учебных занятий. Использование ДОТ не исключает проведение занятий путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися.

Порядок организации учебного процесса с использованием ДОТ, соотношение объема проведенных учебных занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися определяется учебным заведением, реализующим соответствующий учебный курс.

18. На обучение по программам ДПО в дистанционной форме могут быть зачислены любые должностные лица или работники таможенного органа, имеющие право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на переподготовку или повышение квалификации с использованием ДОТ.

19. Если образовательное учреждение проводит обучение по определенной программе переподготовки или повышения квалификации как в традиционной форме, так и с использованием ДОТ, выбор формы обучения производится с учетом пожелания обучающегося, его должностной категории, служебной необходимости и количества лиц в таможенном органе, которых необходимо обучить по соответствующей программе ДПО.

20.

Зачисление кадров на обучение с использованием ДОТ осуществляется на основании приказа таможенного органа, в котором должна содержаться следующая информация: наименование учебного заведения, реализующего данный курс ДПО; наименование курса; количество учебных часов; даты начала и окончания курса; дата и место проведения инструктивного занятия и выпускного экзамена или выходного тестирования; список зачисляемых в учебную группу должностных лиц; соотношение рабочих и учебных часов в период обучения; фамилия, имя, отчество, должность и контактный телефон кураторов учебной группы, назначенных из числа должностных лиц информационно-технической и кадровой службы таможенного органа; могут быть оговорены другие вопросы, например, закрепление за слушателями курса специально выделенных персональных компьютеров на период обучения.

21. Должностные лица или работники, обучающиеся в дистанционной форме, на период обучения освобождаются от служебных обязанностей полностью или частично, но не менее чем на 3 часа в течение рабочего дня.

  1. Начальник таможенного органа обязан обеспечить необходимые условия для организации эффективного процесса обучения лиц, зачисленных на дистанционное обучение.
  2. 22. Должностное лицо кадровой службы, ответственное за организацию обучения кадров, при проведении обучения с использованием ДОТ выполняет следующие функции:
  3. а) в соответствии с утвержденным планом формирует учебную группу слушателей из числа кадрового состава таможенного органа, которых необходимо обучить по соответствующей программе с использованием ДОТ;
  4. б) готовит проект соответствующего приказа по таможенному органу;
  5. в) осуществляет взаимодействие с учебным заведением, на базе которого проводится данное обучение, по всем организационным вопросам;
  6. г) организует проведение вводного инструктивного занятия с лицами, зачисленными на обучение с использованием ДОТ, совместно с должностным лицом информационно-технической службы таможенного органа и по возможности с представителем учебного заведения;
  7. д) оказывает организационно-методическую помощь учебному заведению в проведении итогового контроля знаний обучавшихся (экзамен, зачет, тестирование или другие формы контроля);
  8. е) ведет учет обучения кадров, в том числе обученных с использованием ДОТ;
  9. ж) выполняет другие функции по поручению руководства таможенного органа.
  10. 23. Должностное лицо информационно-технической службы, назначенное приказом таможенного органа ответственным за проведение обучения по определенной программе ДПО, полностью или частично использующей ДОТ, выполняет следующие функции:
  11. а) обеспечивает техническое обслуживание персональных компьютеров и оргтехники, используемых для целей дистанционного обучения;
  12. б) при необходимости производит установку программного обеспечения и подключение персонального компьютера лица, обучающегося с использованием ДОТ, к ведомственным каналам связи;
  13. в) участвует в проведении вводного инструктивного занятия с лицами, зачисленными на обучение с использованием телекоммуникационной технологии;
Читайте также:  Статья 27. Обязанности спасателей

Актуальные проблемы повышения компетентности персонала таможенных органов в соответствии с международными стандартами

Баранова А.В.

(Российская таможенная академия, г. Люберцы)

(V Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Таможенная политика и актуальные проблемы экономической безопасности Украины на современном этапе (экономико-управленческие, правовые, информационно-технические, гуманитарные аспекты)», Секция 1. «Проблемы модернизации таможенного дела в современных условиях. Гуманитарные аспекты таможенного дела», Академия таможенной службы Украины, 29 – 31 марта 2012 г.)

Проблема оценки и повышения компетентности персонала таможенных органов приобретает все большую актуальность в современных условиях развития таможенного дела.

От компетентности должностных лиц таможенных органов во многом зависит обеспечение экономической безопасности страны.

Качественная подготовка специалистов таможенных органов, их профессиональное развитие – проблема, актуальная для всего современного общества.

В связи с интеграционными процессами на евразийском пространстве становится необходимым создание общего образовательного пространства, а также дальнейшая гармонизация образования в таможенной сфере.

В условиях активного развития процессов глобализации, унификации таможенного законодательства возрастает необходимость применения единых подходов и стандартов к подготовке таможенных кадров, принятых в международной практике.

Унификация образовательных стандартов позволят поднять на новый качественный уровень подготовку кадров для таможенных администраций, что в свою очередь будет способствовать росту качества оказания таможенных услуг в соответствии с мировыми стандартами. Представляется целесообразным согласовать образовательные программы подготовки специалистов для таможенных органов с Профессиональными стандартами PICARD Всемирной таможенной организации.

Формирование требований к компетентности персонала таможенных органов должно совершаться с учетом принципов международных стандартов ИСО серии 9000. Согласно руководящим указаниям по обучению персонала, которые приведены в стандарте ISO 10015, следует проводить анализ потребностей таможенных органов в обучении и выявлять проблемы, связанные с компетентностью.

В настоящее время в таможенных органах существует ряд проблем, связанных с компетентностью персонала, которые требуют разработки методики оценки компетентности персонала:

  1. В условиях модернизации таможенного дела происходит изменение и повышение уровня требований к компетентности кадрового ресурса таможенной службы. Данные требования должны регулярно подвергаться анализу, в результате которого следует определять необходимые таможенным служащим компетенции.
  2. Для повышения эффективности профессионального обучения необходимо определять реальные образовательные потребности каждого специалиста таможенных органов, т.е. потребности в переподготовке и повышении квалификации.
  3. При отборе кадров следует проводить оценку компетенций, необходимых кандидатам для прохождения службы в таможенных органах. В настоящее время методы оценки профессиональных и личных качеств, используемые в таможенных органах, не всегда позволяют оценить соответствие кандидата должности.
  4. Работа с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах ведется достаточно формально. Данная проблема не раз обсуждалась на Всероссийских семинарах-совещаниях руководителей кадровых подразделений таможенных органов РФ. Однако в таможенных органах до сих пор не создана эффективная система работы с кадровым резервом и не разработано Положение о резерве кадров.
  5. В процессе аттестации зачастую возникают трудности при решении вопроса о соответствии должностного лица таможенного органа занимаемой должности. Процедура аттестации не всегда позволяет в достаточной степени оценить компетенции аттестуемого.

В таможенных органах необходимо использовать современные методы оценки персонала, которые позволят не только оценивать профессиональные знания и навыки, но и выявлять наличие необходимых компетенций, определять управленческий потенциал и способности к профессиональному развитию.

Анализ современных методов оценки компетентности персонала, используемых в коммерческих и некоторых государственных структурах, показал, что применение данных методов при работе с персоналом таможенных органов позволит значительно повысить уровень компетентности должностных лиц.

В настоящий момент оценка компетентности персонала таможенных органов не имеет необходимой научно-методической базы. На наш взгляд разработка методики оценки компетентности должностных лиц таможенных органов позволит решить существующие проблемы.

Разрабатываемую методику оценки предлагается построить на основе принципов менеджмента качества. Требования постоянного улучшения качества, подкрепленные процессным подходом и направленные на удовлетворение заинтересованных сторон, стали основой подхода к оценке компетентности персонала.

Компетентностная модель, разработка и использование которой предусмотрено при оценке компетентности, будет выступать как норма качества и база оценки специалиста.

Методику оценки компетентности должностных лиц таможенных органов, построенную на основе принципов менеджмента качества, предполагается возможным использовать на всех этапах работы с персоналом, включая отбор и прием на службу, обучение персонала, работу с резервом кадров и аттестацию должностных лиц. Оценка и постоянное повышение компетентности персонала таможенных органов позволят совершенствовать кадровый потенциал, что в свою очередь будет способствовать укреплению экономического суверенитета государства.

© А.В. Баранова, 2012.

Тезисы статьи были опубликованы в Сборнике материаловV Международной научно-практической конференции молодых ученых «Таможенная политика и актуальные проблемы экономической безопасности Украины на современном этапе (экономико-управленческие, правовые, информационно-технические, гуманитарные аспекты)». – Днепропетровск: Академия таможенной службы Украины, 2012. – Т. 1. – С. 94 – 96.

Повышение квалификации и профессиональная подготовка кадров таможенных органов

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в таможенных органах
  • .1 Квалификационные требования и аттестация кадров
  • .2 Профессиональная подготовка и переподготовка кадров для таможенных органов
  • Глава 2. Особенности и проблемы подготовки и переподготовки кадров в Омской таможне
  • .1 Задачи и функции отдела подготовки кадров в Омской таможне
  • .2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации в Омской таможне
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Повышение эффективности работы таможенных органов, освоение новых управленческих и таможенных технологий во многом определяется уровнем профессионализма и профессиональной квалификации кадров. Поэтому особую актуальность приобретает повышение роли и влияния профессиональной подготовки кадров на конечные результаты деятельности таможенных органов.

Установлено, что ежегодно на пять процентов обновляются теоретические знания в любой области человеческой деятельности и на двадцать процентов профессиональные навыки.

Более того, введен термин «период полураспада профессиональной компетентности», когда на пятьдесят процентов устаревают знания, полученные в вузах, для сегодняшних выпускников этот период составляет два-три года.

Поэтому проблема постоянного переобучения и повышения квалификации кадров является актуальной.

  1. Цель — рассмотреть основные направления повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров таможенных органов.
  2. Задачи:
  3. . Исследовать общегосударственную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для таможенной службы;
  4. . Рассмотреть задачи и функции отдела подготовки кадров Омской таможни;

. Рассмотреть, как проводится профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка и проверка профессионального уровня сотрудников Омской таможни.

Глава 1. Теоретические основы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в таможенных органах

1.1 Квалификационные требования и аттестация кадров

Потребность в трудовых ресурсах таможенных организаций определяется объемами работ, нормативами загруженности сотрудников. Рост штатной численности до 1996 года объясняется значительным увеличением объемов внешнеэкономической деятельности, появлением новых функций у таможенных органов.

Планируется не только численность сотрудников, но и их образовательный, профессиональный статус. Для каждой должности сотрудника таможенных органов разработаны квалификационные требования. таможня сотрудник квалификация переподготовка

  • В число квалификационных требований к должностям входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей [1].
  • Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
  • В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности [2, c.80].

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент.

Для характеристики трудовых ресурсов применяются следующие качественные показатели: половозрастной состав (доля мужчин и женщин среди сотрудников, средний возраст сотрудников); стаж службы в таможенных органах; образовательный уровень (доля сотрудников с высшим образованиям, средним специальным образованием, средним образованием).

В связи со значительным ростом численности работников таможенной системы и необходимостью обучения сотрудников, впервые принятых на службу в таможенные органы, решением Совета Министров СССР от 15.10.1988г.

№1203 был создан Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений.

К концу 1989 года в Институте были сформированы кафедры и основные подразделения, обеспечивающие учебный процесс [3, c.15].

Институт финансировался в соответствии с учрежденной сметой из Федерального бюджета РФ.

Ссылка на основную публикацию