Статья 27. Обязанности спасателей

Статья 27. Обязанности спасателей

Министерство чрезвычайных ситуаций – это государственная структура, которая существует для того, чтобы обеспечивать безопасность населения и для разрешения проблем при чрезвычайных ситуациях.

Сейчас это мощная разветвленная организация, которая курирует множество направлений – от пожарной инспекции, экспертизы до спасательных операций в случае ЧС. Однако чаще всего, когда упоминают МЧС, перед глазами встает самый многочисленный класс работников – пожарные и спасатели МЧС. Именно эти люди приходят на помощь пострадавшим, от их мужественности и профессионализма зависят жизни.

Суть работы и обязанности спасателей МЧС

Спасатель МЧС – сотрудник министерства, действующий в случае чрезвычайных ситуаций. Основная задача спасателя – приходить на помощь людям при угрозе их жизни и здоровью. Спасатели ищут людей в лесу, взламывают закрытые двери, вытаскивают пострадавших из машин после ДТП.

Можно сказать, что спасатель МЧС – это несколько разных профессий. Он может быть водителем, пожарным, медиком, водолазом. И это еще далеко не полный список умений и компетенций.

К обязанностям спасателя МЧС можно причислить следующее:

  • проведение поисковых работ на месте аварии или бедствия иного рода;
  • мероприятия по спасению пострадавших;
  • оказание медицинской помощи;
  • проведение разъяснительных мероприятий с гражданами в качестве профилактики чрезвычайных ситуаций.

И для того, чтобы иметь возможность выполнять свою работу, спасателю аварийной службы необходимо не просто поддерживать высокий уровень навыков и знаний, но и постоянно развиваться, практиковаться.

При этом работа спасателем предполагает множество различных разносторонних знаний. Для поисковых операций нужно хорошо ориентироваться на местности и уметь выживать в дикой природе. Для взлома дверей и вскрытия покореженных машин – владеть навыками слесаря.

Профессию спасателя общество всегда воспринимало обособленно от других специальностей. И этому есть множество причин. К примеру, у спасателя нет как такового рабочего места. До вызова он на суточном дежурстве, на своей базе. Однако готов в любой момент выехать на помощь. И сама по себе работа спасателя предполагает постоянный контакт с опасностью.

Ещё одна особенность: в подавляющем большинстве случаев профессия спасателя МЧС предназначается для мужчин. Женщины здесь, как правило, работают в качестве диспетчеров, психологов или административного персонала. Однако именно диспетчер первым принимает вызов и передает его спасателям, так что его работа имеет огромное значение для всей структуры МЧС.

Третья составляющая работы спасателя – постоянный контакт с населением и добровольцами. К их помощи МЧС прибегает всякий раз, когда требуются массовые спасательные операции: наводнения, пожары, поиск пропавших людей и т.д. Очень часто для добровольцев – это первый шаг к профессии спасателя.

Как устроиться на работу в МЧС

Для начала следует сказать, что пожарная охрана и спасатели в России – это военизированные организации. При своей работе спасатель МЧС подчиняется уставам и правилам, а также жесткому регламенту.

В принципе, устроиться работать в МЧС и на должность спасателя может каждый, кто соответствует необходимым требованиям. Однако для этого необходимо несколько условий:

  1. Обязательное прохождение военной службы (для мужчин), наличие военного билета. При этом воинские должности, соответствующие профилю работы в МЧС, будут преимуществом;

  2. Положительное заключение медицинской комиссии о пригодности к работе;

  3. Документы о высшем или среднем профессиональном образовании;

  4. Сдать квалификационный экзамен (теоретическая часть и физическая подготовка).

Где выучиться профессии спасатель МЧС?

От знаний и навыков спасателя аварийной службы зависят человеческие жизни. Именно поэтому в данном случае речь идет о фундаментальном и многогранном образовании, когда не может быть ни единой возможности «осваивать профессию на практике». Ведь в данном случае цена ошибки – человеческая жизнь.

Получить необходимую профессию возможно в военных и пожарных высших образовательных учреждениях. Еще одним вариантом получения необходимого образования являются медицинские вузы. Необходимо уточнить, что студент приобретает основную профессию, например, медика и параллельно с этим проходит подготовку спасателя.

Также сама спасательная служба занимается подготовкой кадров. В этом случае она имеет все необходимые ресурсы для осуществления образовательного процесса.

Для того, чтобы стать слушателем курсов необходимо пройти медицинское освидетельствование, сдать нормативы по физической подготовке, а также иметь как минимум аттестат об окончании школы.

Но важно помнить, что на этом образование спасателя не заканчивается. И в процессе службы он будет проходить обучение по различным направлениям.

Личностные качества профессии спасатель МЧС

Для того, чтобы устроиться работать в МЧС необходимо иметь особый склад характера. И самым главным качеством любого спасателя можно назвать желание помогать людям.

Также к списку необходимых черт характера можно отнести следующее:

  1. смелость;

  2. решительность;

  3. ответственность;

  4. умение работать в команде;

  5. трезвая оценка ситуации;

  6. хладнокровие;

  7. умение быстро принимать решение в чрезвычайных ситуациях;

  8. дисциплинированность;

  9. оптимизм;

  10. нацеленность на достижение поставленной цели.

В этом работе психологический настрой, сила воли и желание бороться с обстоятельствами также важны для хорошего специалиста, как и его физическая подготовка и разнообразие навыков и знаний. Он должен быть готов не только к тяжелому труду, но и большим ментальным нагрузкам. В противном случае работа в экстремальных условиях, помощь и общение с пострадавшими станут для него подъемным грузом.

Стать спасателям может только кандидат с отличной физической подготовкой: выносливый, ловкий, гибкий, сильный. Работа в МЧС предполагает постоянную готовность к выезду на место происшествия, поэтому скорость реакции и самочувствие спасателя должны быть максимальными.

Вакансии спасателей на рынке труда, средняя зарплата

Спасателями становятся не из-за престижности или высокого дохода. Выбор подобной профессии редко соотносится с каким-либо прагматическими выводами. Уровень заработной платы определяется по следующим критериям:

  • звание;
  • надбавки;
  • стимулирующие выплаты;
  • рабочий стаж;
  • вредные и опасные условия труда.

В среднем по России спасатель МЧС имеет заработную плату в районе 45 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии спасатель МЧС

Достоинствами данной профессии следует назвать:

  • престижность в глазах общества;
  • востребованность;
  • возможность получить уникальные навыки из различных сфер деятельности;
  • социальные льготы и гарантии.

К минусам данной профессии можно отнести:

  • опасные условия работы;
  • ненормированный рабочий график
  • серьезное психологическое давление и моральная нагрузка;
  • большие физические нагрузки;
  • высокий уровень ответственности.

Статья 27. Обязанности спасателей Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах повышения квалификации по направлению «Организация и ведение аварийно-спасательных работ». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.

Автор статьи Юркин Алексей

Нормативные основы охраны труда спасателей

нормативно-правовая база право на охрану труда обязанности работника ответственность работодателя ответственность работника положения федерального закона: аттестация подчиненность спасателей в ходе работ права спасателей в ходе работ медицинская и психологическая реабилитация и др. обязанности спасателей принципы деятельности другие документы (отраслевые стандарты)

   Нормативно-правовой базой охраны труда спасателей является Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, законодательные и нормативные документы об охране труда.    Основы законодательства РФ об охране труда приняты Постановлением Верховного Совета РФ от 6 августа 1993 г. № 5601-1.

Читайте также:  Статья 94.1. Документы, необходимые для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество

Они устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

  •    Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на следующее: — рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; — возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; — получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; — отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности; — обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованием законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя; — обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; — профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановления деятельности или закрытия предприятия, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; — проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте; — обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда; — участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.
  •    Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе в соответствии с положениями трудового договора (контракта).
  •    Работник обязан: — соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда; — правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
  • — немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
  •    Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
  •    Работники за нарушение требований законодательства и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях, — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и Республик в составе РФ.

         Учитывая специфику аварийно-спасательных работ Государственной Думой 14 июля 1995 г. (Постановление № 998-1 ГД) принят Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Он определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ.   Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.    Требования к состоянию здоровья, физической и профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Министерства обороны РФ, других войск и воинских формирований, а также гарантии их социальной защиты не могут быть ниже установленных Федеральным законом для спасателей аналогичных гражданских профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.   Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Министерства обороны РФ, других войск и воинских формирований к ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

   Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, установленном ПравительствомРФ.

   Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС и к проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

   В ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы. Никто не имеет права принуждать спасателя к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на него трудовым договором (контрактом).

  1.    В ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС спасатели имеют право на следующее: — полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей; — беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации последствий ЧС; — требовать от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности; — экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
  2. — использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

   Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации последствий ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

  Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и внештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

  Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

   Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

     Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:  Статья 20. Утверждение, принятие международных договоров

   Спасатели обязаны: — быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку; — совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований; — неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ; — активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению. оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи; — неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ; — разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

  •    Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований по безопасной организации труда определяются также нормативными, директивными, инструктивными документами, соответствующими уставами, постановлениями и трудовым договором (контрактом).
  •    Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются: — принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС; — принцип единоначалия руководства; — принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
  • — принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
  •    Наряду с законодательными актами, охрана труда спасателей осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов. К ним относятся: — стандарты Системы безопасности труда (ССБТ) и стандарты Системы безопасности в чрезвычайных ситуациях (ССБЧС), утвержденные комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; — отраслевые стандарты (ОСТ), утвержденные соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти; — стандарты предприятий (СТП), утвержденные предприятиями; — санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ; — правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасной (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утвержденные соответствующими федеральными надзорами РФ; — правила по охране труда и инструкции по охране труда, утверждаемые соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти (типовые) или предприятием;
  • — организационно-методические документы: положения, методические указания, утвержденные соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.

       Аварийно спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы спасателей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Спасатель должен иметь навыки безопасных приемов выполнения самых различных работ и операций, использования машин, механизмов, приспособлений, средств защиты при работе в условиях воздействия опасных и вредных факторов. Все это и определяет необходимую нормативную базу безопасной организации аварийно-спасательных работ.  

    Статья 126 КВВТ РФ. Обязанности спасателя, владельца судна и капитана судна

    • 1. По отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества спасатель обязан:
    • осуществлять спасательные операции с должной заботой;
    • при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;
    • обращаться за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства;
    • соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.
    • 2. По отношению к спасателю капитан находящегося в опасности судна и его владелец или владелец находящегося в опасности другого имущества обязаны:
    • в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операций;
    • при выполнении обязанности, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде;
    • принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.

    1. Комментируемая статья закрепляет обязанности спасателя, капитана находящегося в опасности судна, владельца судна и владельца находящегося в опасности другого имущества.

    Юридическая обязанность есть необходимая, возможная и целесообразная деятельность лица (субъекта права) по осуществлению системы долженствований, выраженных в правовой обязанности как модели поведения , то есть предписанных нормой права.

    ———————————

    См.: Жеребцов А.Н. Общая теория публично-правовой обязанности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. С. 156.

    Определенные комментируемой статьей юридические обязанности дифференцированы на две группы:

    1) юридические обязанности спасателя по отношению к владельцу находящегося в опасности судна или владельцу находящегося в опасности другого имущества (п. 1 комментируемой статьи);

    2) юридические обязанности капитана находящегося в опасности судна, его владельца или владельца находящегося в опасности другого имущества по отношению к спасателю (п. 2 комментируемой статьи).

    1. Здесь необходимо акцентировать внимание на том обстоятельстве, что приведенные группы юридических обязанностей устанавливаются законом, но кроме этих обязанностей у приведенных субъектов имеются обязанности, предусмотренные в договоре о спасании.
    2. 2. К юридическим обязанностям спасателя законодатель относит:
    3. — осуществление спасательных операций с должной заботой.

    Характеризуя данную юридическую обязанность спасателя, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечают, что осуществление спасателем спасательных операций по отношению к находящемуся в опасности судну или другому имуществу с должной заботой означает обеспечение определенного уровня оказания помощи, соответствующего общим стандартам проведения спасательных операций .

    ———————————

    См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: Статут, 2003.

    Приведенная обязанность полностью идентична обязанности спасателя по отношению к владельцу судна или владельцу другого имущества, находящихся в опасности, которая предусмотрена ст. 8 Международной конвенции о спасании 1989 г.

    Кроме этого, обязанность спасателя по осуществлению спасательных операций с должной заботой вытекает из требований об уровне подготовки моряков. Правилом V/1 приложения к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ/STCW) от 7 июля 1978 г.

    предписывается, что капитаны судов, перевозящих химические грузы, которые несут непосредственную ответственность за погрузку и выгрузку этих грузов, меры предосторожности во время перевозки груза и обращения с ним, должны иметь надлежащий опыт, соответствующий их обязанностям, пройти курс подготовки по специальной программе, которая, в частности, охватывает вопросы безопасности, меры пожароопасности и системы пожаротушения, меры предотвращения и контроля загрязнения, практику эксплуатации и обязанности, вытекающие из соответствующих правил и законов.

    Это означает, что предписанная юридическая обязанность должна реализовываться в рамках проведения любой спасательной операции на внутренних водных путях вне зависимости от их места проведения, от вида и характера опасности, от класса и назначения судов и видов спасаемого имущества, от причин опасности, независимо от того, где осуществляется операция — в районе судового хода, на внутреннем водном пути или в акватории речного порта;

    — проявление должной заботы о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде при выполнении спасательных операций.

    Читайте также:  Статья 3. Правовые основы создания архитектурного объекта

    Данная обязанность имплементирована в КВВТ также из ст. 8 Международной конвенции о спасании 1989 г. Исполнение данной юридической обязанности является необходимым условием для получения специальной компенсации (см. комментарий к ст. 129).

    Здесь необходимо подчеркнуть, что капитан судна действует как представитель интересов судна и груза. Ущерб от загрязнения окружающей среды и ущерб третьим лицам возлагается на судовладельца судна-загрязнителя.

    Капитан несет ответственность (дисциплинарную и имущественную) перед своим судовладельцем.

    Это означает, что проявление должной заботы о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде лежит в поле интересов и самого капитана, хотя данная обязанность возложена комментируемой нормой на спасателя;

    — обращение за помощью к другим спасателям, когда этого разумно требуют обстоятельства.

    Представленная обязанность также вытекает из международного обязательства РФ исполнять требования ст. 8 Международной конвенции о спасании 1989 г.

    Из содержания и смысла комментируемой статьи приведенная юридическая обязанность возлагается на спасателя, который первым начал осуществлять спасательную операцию.

    Данная обязанность обусловлена оценочным нормативным положением, заключающимся в разумности обращения к иным спасателям. Эта разумность вытекает из двух предыдущих обязанностей и должна оцениваться в совокупности с ними.

    В этой связи И.И. Баринова отмечает, что иные спасатели, приглашенные основным спасателем для участия в операции, обычно оформляют свое участие в ней путем заключения договора с ним.

    Спасатель, который берет на себя обязанность с должной заботой или приложением всех усилий осуществлять спасательную операцию, вправе организовывать ее по своему усмотрению и не обязан согласовывать все свои действия, в частности приглашение других спасателей, с капитаном находящегося в опасности судна или его владельцем либо с владельцем находящегося в опасности другого имущества.

    Указанные лица могут запретить участие в операции других спасателей или оказание ими отдельных услуг, однако такое запрещение влечет за собой правовые последствия лишь в том случае, если запрещение было разумным ;

    ———————————

    Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / И.И. Баринова, Л.М. Егоров, Г.Г. Иванов и др. / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000.

    — согласие на участие других спасателей, когда этого разумно требует капитан находящегося в опасности судна или его владелец либо владелец находящегося в опасности другого имущества, при условии, если это не повлияет на размер вознаграждения спасателя и будет признано, что такое требование неразумно.

    Представленная обязанность неразрывно связана с предыдущей обязанностью. В этом случае участие иных спасателей инициируется капитаном находящегося в опасности судна или его владельцем либо владельцем находящегося в опасности иного имущества.

    Приведенная обязанность спасателя возникает лишь в том случае, если такое требование является разумным. Разумность как условие исполнения приведенной обязанности является оценочным понятием, основывается на усмотрении первого из спасателей.

    Формулировка комментируемой обязанности точнее представлена в п. «d» ст. 8 Международной конвенции о спасании 1989 г.

    : спасатель обязан соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует владелец или капитан судна или владелец другого имущества, находящихся в опасности, при условии, однако, что это не повлияет на размер его вознаграждения, если будет признано, что такое требование было неразумным.

    Это означает, что привлечение к участию в спасательной операции иных спасателей по предложению или требованию капитана (владельца) спасаемого судна или владельца имущества на борту этого судна не должно влиять на размер вознаграждения первого спасателя посредством его уменьшения, если впоследствии такое требование будет признано неразумным. При этом признание неразумности участия других спасателей в спасательной операции может быть признано лишь судом.

    3. К юридическим обязанностям капитана, владельца находящегося в опасности судна или владельца находящегося в опасности другого имущества законодатель отнес следующие обязанности:

    — в полной мере сотрудничать со спасателем в ходе спасательных операций.

    Представленные в приведенной группе юридические обязанности также вытекают из международного обязательства РФ исполнять требования ст. 8 Международной конвенции о спасании 1989 г. и воспроизводят их практически в неизменном виде.

    Данная обязанность капитана судна (судовладельца), находящегося в опасности, или владельца другого имущества заключается не только в невоспрепятствовании, но и во всяческом содействии (сотрудничестве) со спасателем при проведении спасательной операции.

    Это сотрудничество может выражаться в предоставлении спасателю возможности пользоваться всевозможными механизмами и оборудованием, находящимися на борту спасаемого судна, в помощи в поисках порта — убежища для поврежденного судна и в получении разрешения на его допуск в указанное безопасное место;

    — при выполнении предыдущей обязанности проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде.

    Представленная обязанность идентична обязанности спасателя. В этой связи обе стороны, участвующие в операции по спасанию, должны исполнять императивные предписания данной правовой нормы.

    Как справедливо отмечали М.И. Брагинский и В.В.

    Витрянский, приведенная юридическая обязанность носит не только императивный, но и публично-правовой характер и не может входить в содержание гражданско-правовых обязательств, вытекающих из договора о спасании, поскольку обязанность проявлять заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде вытекает для обеих сторон (впрочем, как и для всех иных участников торгового мореплавания) не из двустороннего договора, а из императивного требования закона ;

    ———————————

    См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: Статут, 2003.

    — принять судно или другое имущество, после того как оно доставлено в безопасное место, если этого разумно требует спасатель.

    Данная обязанность является конечной императивной и публично-правовой обязанностью, реализуемой по итогам осуществления спасателем спасательной операции.

    Впервые данная обязанность была закреплена в ст. 340 КТМ. Это было обусловлено тем, что достаточно часто владелец спасенного судна (его капитан) или владелец другого имущества всячески стремится оттянуть момент передачи судна или другого имущества, особенно в тех случаях, когда судно находится в поврежденном состоянии и нуждается в постоянном уходе с применением специальных средств .

    ———————————

    См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009.

    По смыслу данной обязанности капитан судна, находящегося в опасности, или его владелец, а также владелец другого спасенного имущества не может уклониться от принятия спасенного судна или другого спасенного имущества.

    При этом оговаривается условие, что спасенное судно или другое имущество должно быть доставлено в безопасное место, то есть в такое место, где судну и другому имуществу ничего не угрожает.

    Это может быть речной порт, пристань, причал или иное место, где судно или другое имущество может быть безопасно размещено.

    Требование принять судно и другое имущество капитаном, судовладельцем или владельцем другого имущества должно быть осуществлено спасателем разумно. Оценочная нормативная категория «разумно» должна пониматься как возникающая в связи с объективной потребностью передачи судна или другого имущества под управление капитана, судовладельца или владельца другого имущества.

    Ссылка на основную публикацию