Статья 22. поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

Основным способом поступления гражданина на государственную гражданскую службу или муниципальную службу является конкурс. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности службы и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности.

Процедура проведения конкурса осуществляется в 2 этапа (рис.1).

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

Рис. 1. Порядок проведения конкурса на замещение должности гражданской или муниципальной службы

На официальном сайте государственного органа (органа местного самоуправления) в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:

  • наименование вакантной должности службы;
  • квалификационные требования для замещения этой должности;
  • условия прохождения службы;
  • место и время приема документов, подлежащих представлению;
  • срок, до истечения которого принимаются указанные документы;
  • предполагаемая дата проведения конкурса;
  • место и порядок его проведения;
  • другие информационные материалы.

Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Гражданин РФ, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган (орган местного самоуправления) следующие документы:

  • личное заявление;
  • заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Правительством РФ, с фотографией;
  • копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  • документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

а) копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

б) копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

  • документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  • иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа (органа местного самоуправления) образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом данного органа власти.

Государственный орган (орган местного самоуправления) не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (служащих), допущенных к участию в конкурсе, и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. Претендент на замещение вакантной должности гражданской или муниципальной службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также на основе не противоречащих законодательству методов, включая: индивидуальное собеседование, тестирование, написание реферата, проведение групповых дискуссий и деловых игр. Выбор метода оценки зависит от категории вакантной должности и критериев оценки кандидатов.

При собеседовании оцениваются профессиональный опыт и умения, долгосрочные цели служебной деятельности кандидата.

При использовании метода тестирования оцениваются профессиональные знания и личностные качества кандидатов. Выполняя тестовые задания, кандидат проявляет свою компетентность, знание различных профессиональных вопросов, способность ориентироваться в специальной области, обнаруживать проблемы и предлагать варианты их решения.

Для оценки личностных качеств кандидатов можно использовать психодиагностические тесты, с помощью которых можно получить информацию о готовности кандидата к обучению, его интеллектуальных способностях, самооценке и других качествах, влияющих на его поведение.

Реферат позволяет выявить навыки самостоятельной работы с документами, аналитической деятельности и оценить профессиональные знания и умения кандидатов. Для сопоставления рефератов кандидатов все кандидаты должны осветить одинаковые вопросы, касающиеся деятельности подразделения, в котором планируется занять должность.

Групповые дискуссии организуются при наличии не менее 4—5 кандидатов и позволяют смоделировать командную работу при решении профессиональных задач.

Дискуссии можно проводить с помощью самопрезентации или выступления с докладом.

Во время групповой дискуссии кандидаты демонстрируют профессиональные знания, уровень владения заданной темой, навыки деловой коммуникации, организаторские способности, личностные качества, умение работать в группе.

Деловые игры могут имитировать конкретные ситуации, связанные с принятием управленческих решений в профессиональной деятельности. Во время деловой игры участники проявляют профессиональные и личностные качества, навыки деловой коммуникации и организаторские способности.

По результатам конкурса представитель нанимателя издает акт о назначении победителя на вакантную должность гражданской или муниципальной службы и заключает с ним служебный контракт (договор).

Участникам конкурса сообщается о его результатах в письменной форме в семидневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса в этот же срок размещается на официальных сайтах государственного органа (органа местного самоуправления) и информационной системы в сети «Интернет». Претендент на замещение должности службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии.

На государственной гражданской службе конкурс не проводится:

  • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях предусмотренных ФЗ №79.
  • при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Гражданский служащий участвует в конкурсе на иную должность на общих основаниях

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

В связи с сокращением должностей гражданской службы государственного органа был расторгнут трудовой договор с гражданским служащим.

  При этом в виду отсутствия иных должностей гражданской службы в государственном органе, равно как и в другом государственном органе, которые подошли бы сокращаемому служащему по уровню его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы представителем нанимателя указанный служащий был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы. Между тем сокращаемый служащий желает пройти конкурс на имеющиеся вышестоящие вакантные должности гражданской службы, которые он мог бы замещать указанный служащий с учетом профессионального образования, квалификации и стажа гражданской службы. Имеет ли гражданский служащий преимущественное право перед другими кандидатами на занятие указанных должностей при проведении конкурса?

Ответ: Гражданский служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях, преимущественное право на занятие указанных должностей отсутствует.

Обоснование: Статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ) регламентированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

На основании части 1 указанной статьи при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В силу части 6 статьи 31 Закона №79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ.

Так, исходя из пунктов 8.2 и 8.3, соответственно, части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе и упразднения государственного органа.

В то же время, как следует из пункта 10 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.

Согласно части 1 статьи 22 Закона №79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Так, исходя из пункта 4 части 2 указанной статьи конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Закона №79-ФЗ.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (часть 4 статьи 22 Закона №79-ФЗ).

Таким образом, если сокращаемый служащий претендует на должность, предполагающую должностной рост, то данное право может быть реализовано только на конкурсной основе. При этом какого-либо преимущественного права для сокращаемого служащего при проведении такого конкурса законодательством не установлено.

Так, исходя из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.

Читайте также:  Статья 5. отбор кандидатов на должность судьи

2006 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года» при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

Часто задаваемые вопросы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области

Здесь вы можете найти ответы на вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу. 

Используемые сокращения: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: Федеральный закон № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Новосибирской области: гражданская служба.

Как осуществляется поступление на гражданскую службу? Поступление на гражданскую службу и замещение вакантных должностей осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона №  79-ФЗ по конкурсу, если иное не предусмотрено указанным законом.

Ознакомиться с объявлениями о проводимых конкурсах можно на сайте Правительства Новосибирской области в разделе «Государственная гражданская служба», подраздел «Конкурсы».

В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службе? Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения, предусмотренными ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Не допущенный к участию в конкурсе претендент вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством.

Можно ли одновременно участвовать в нескольких конкурсах на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсах в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы? Да.

У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу? Нет, если иное не предусмотрено международным договором. Если у вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, все будет зависеть от наличия договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и другим государством.

Я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Могу ли я участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы или конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы? Да, можете, т.к.

осуществление предпринимательской деятельности согласно ст.16 Федерального закона № 79-ФЗ не является ограничением для поступления на гражданскую службу. Однако ст.

17 Федерального закона № 79-ФЗ запрещает гражданскому служащему осуществлять предпринимательскую деятельность, в связи с чем гражданин обязан ее прекратить при поступлении на гражданскую службу.

Каковы возрастные ограничения для поступления на гражданскую службу? Для поступления на гражданскую службу необходимо достичь совершеннолетия (18 лет).

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Поступление на гражданскую службу лиц, достигших возраста 60 лет, действующим законодательством не предусмотрено. Основание: статья 25.

1 Федерального закона № 79-ФЗ.

Могу ли я забрать поданые для участия в конкурсе документы? Да, кандидат может забрать документы по письменному заявлению в течение трёх лет с момента их представления.

В течение какого периода действительно Заключение по форме 001-ГС/у о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению? Данное Заключение действительно в течение одного года с момента его получения.

Чем отличается конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы от конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы? При проведении конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы, как правило, конкурсная должность не является вакантной. Конкурс проводят с целью формирования кадрового резерва из лиц, чей уровень квалификации и личностные качества соответствуют требованиям, предъявляемым к конкурсной должности. В случае, если конкурсная должность станет вакантной, она может быть замещена лицом, состоящим в кадровом резерве.

Статья 27

При приеме на государственную службу указание об установлении испытательного срока и все сопутствующие условия прописывают в служебном контракте, а также в приказе о назначении на должность. Если таковой записи в документах не имеется, значит, кандидат приступит непосредственно к работе без прохождения испытания.

Основной целью испытательного срока является выявление соответствия уровня профессионализма государственного служащего требованиям вакантной государственной должности.

В каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе

При поступлении на госслужбу с гражданином заключают контракт.

В тексте самого контракта и в акте о назначении его на какую-либо должность прописывается пункт об обязательном прохождении испытательного срока, в ходе которого будет определено соответствие занимаемой должности.

На протяжении всего испытания руководитель будет обращать внимание на уровень профподготовки и деловые качества нанятого служащего. статью: → “Считаем страховой стаж для больничного листа: пример расчета”

На фото представлен служебный контракт

  11 вопросов на собеседовании, на которые нужно знать ответ

Если в контракте не было пункта о прохождении испытаний, служащий признается принятым на работу без каких-либо условий, и уволить его за несоответствие занимаемой должности будет нельзя.

Назначить испытательный срок руководитель имеет право в нижеуказанных случаях:

  • кандидат был нанят переводом из другой госструктуры (испытательный срок для него назначается от 1 до 6 месяцев);
  • кандидат принимается на гражданскую службу, заступление на которую и освобождение от которой может происходить исключительно по указу Президента или властей (длительность испытания для такой службы может варьироваться от 1 месяца до 1 года);
  • претендент на должность ранее уже проходил такую службу (продолжительность проверки – 1-6 месяцев);
  • в других ситуациях, когда законом не запрещено устанавливать испытательный срок.

Во время прохождения испытания госслужащий обладает правами и обязательствами, утвержденными действующим законодательством.

Бывает так, что во время прохождения проверки сотрудник заболел или не появлялся на рабочем месте по уважительным причинам, доказать существование которых он может документально.

Такие дни не засчитываются в общем сроке проверки, и испытательный срок должен быть продлен ровно на такое количество дней, сколько сотрудник фактически не присутствовал на рабочем месте и не исполнял должностные обязательства.

Условие об испытании

Методика – это по сути новый единый порядок проведения испытания для госслужащих федеральных органов власти. С 24 января 2021 года они должны применять общий подход ко всем стадиям испытания – от его организации до закрепления результатов испытания.

Испытание устанавливают для:

  • проверки соответствия госслужащего замещаемой должности гражданской службы;
  • подтверждения способности применить при исполнении обязанностей имеющиеся у него знания и умения;
  • оценки его профессиональных и личностных качеств.

Условие об испытании автоматически включают в служебный контракт на основании п. 1 ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

  • для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
  • новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
  • лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
  • служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.

Испытательный срок и прием на работу

Испытательный срок – это период времени, когда работодатель оценивает сотрудника, как пригодного для дальнейшей работы. Какова продолжительность испытательного срока? На кого испытательный срок не распространяется? Какие могут быть причины продления испытательного срока?

Каждый работодатель перед тем, как начинать с сотрудником трудовые отношения, имеет право установить испытательный срок.

Статья 70 устанавливает, что испытательный срок не может быть больше чем 3 месяца, но для отдельных лиц это значение может меняться.

Например, для руководителей, их заместителей, для главных бухгалтеров, для различного рода руководителей – срок может устанавливаться до 6-ти месяцев.

Для сотрудников, которые заключают трудовой договор на срок от 2-х до 6-ти месяцев – испытательный срок не может превышать 2-х недель. Для госслужащих, испытательный срок может устанавливаться на срок до 1 года. А если работник с работодателем заключают трудовой договор на срок, не превышающий 2 месяца, то испытательный срок отсутствует.

Если в трудовом договоре не указано, что сотрудник должен пройти испытательный срок – значит, испытательный срок отсутствует.

Если трудовой договор не заключен, а стороны договорились о сотрудничестве в устной форме, то соглашение о назначении испытательного срока может быть прописано в отдельном договоре.

Читайте также:  Глава 16. рассмотрение индивидуальных служебных споров

Если работодатель отказывается принимать сотрудника на работу, он обязан указать причину своего отказа.

Ограничения по испытательному сроку

Существует также круг лиц, на которых испытательный срок не распространяется.

Это беременные женщины; лица, не достигшие совершеннолетнего возраста; лица, которые заключали договор в учебном заведении, в котором оговаривалось дальнейшее трудоустройство после окончания обучения; сотрудники, которые назначаются как временно выполняющие обязанности; сотрудники, которые были назначены на должность в порядке перевода. Также к их числу относятся лица, которые получили должность путем прохождения законного конкурса.

Условия испытательного срока

Сотрудник, который находится на испытательном сроке, имеет такие же права, как и те, кто работает на постоянном основании. И работодатель не имеет права лишать такого сотрудника зарплаты, уменьшать ее, лишать премий, поощрений разного характера.

Если сотрудник в процессе испытательного срока не удовлетворяет требования работодателя, то последний может уволить сотрудника до истечения испытательного срока, но предупредив об этом не позже, чем за 3 дня до увольнения. При этом в приказе об увольнении лучше внимательно и осторожно указывать причины, по которым данный работник не удовлетворяет работодателя. Иначе работник сможет без проблем оспорить это решение через суд.

  Поездки директора на служебном авто: нужен ли путевой лист?

Работник может сам расторгнуть трудовой договор до истечения испытательного срока. В этом случае он должен предупредить работодателя не позже, чем за 3 дня до своего ухода.

Причины продления испытательного срока

Испытательный срок может быть продлен, если сотрудник по причине своей временной нетрудоспособности, или по иным, не противоречащим законодательству причинам, не ходил на работу. В таком случае, испытательный срок, может быть продлен на то количество дней, которое сотрудник отсутствовал на работе, но не более.

Если работодатель решит продлить испытательный срок, в связи с тем, что он не удостоверился в профессиональности сотрудника – у него это выйдет на срок, не более 3-х месяцев суммарно вместе с тем сроком, который работник уже отработал. Исключением могут быть случаи, которые описывались выше. Также работодатель может продлить испытательный срок только на то количество дней, которое сотрудник, в силу своей нетрудоспособности, пропустил.

Выводы

Испытательный срок является очень важной частью трудовых отношений, поскольку благодаря ему работодатель сможет оценить – подходит ли ему данный работник или нет, и, в свою очередь, работник сможет решить для себя – подходит такая работа для него или нет.

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности.

Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего.

В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.

Категории служащих

По ст. 8 ФЗ №58 от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ» существуют следующие виды должностей:

  • государственная гражданская служба федерального уровня;
  • государственная гражданская служба на уровне субъекта РФ;
  • воинские должности;
  • другие виды должностей федеральной госслужбы.

Такое деление накладывает некоторые особенности на установление испытательного срока поступающих на госслужбу граждан, что контролируется соответствующими законодательными актами.

Поступление на госслужбу по итогам конкурса не является гарантией отсутствия в последствии испытательного срока. На служащего, проходящего испытание, распространяется действие федерального закона о госслужащих.

Гражданские

Вопрос испытания на гражданской госслужбе регулируется ст. 27 ФЗ №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе в РФ», на основе которого испытание может быть назначено:

  • лицам, впервые приступившим к гражданской службе;
  • лицам, переведенным на службу из другого госоргана;
  • лицам, назначенным на должности гражданской службы по приказу Президента или Правительства РФ;
  • лицам, состоявшим ранее на гражданской службе.

Лица, впервые поступившие на гражданскую службу, проходят испытание в обязательном порядке, нередко, максимально долгое время.

В сроке испытания засчитываются только те дни, когда служащий фактически пребывал на рабочем месте и выполнял свои обязанности. По его завершении работник должен пройти так называемую аттестацию перед специальной комиссией, в ходе которой он получит оценку своих профессиональных качеств. Лицу, впервые поступившему на службу, будет присвоен классный чин.

Если после завершения испытания служащий продолжает выполнять свои обязанности, считается, что он успешно прошел проверку и принят на работу.

  Экологический налог в 2020-2021 годах — сроки уплаты, ставки

Если испытуемый не справляется со своими должностными обязанностями, его письменно уведомляют о предстоящем увольнении не позднее, чем за 3 дня до этого события. Обязательно сообщают причину увольнения. Служащий, не согласный с таким решением, вправе обжаловать его в суде.

Органы прокуратуры

Лица, в первый раз поступающие на службу в прокуратуру, обязательно должны выдержать испытательный срок. Его продолжительность может быть минимальной или, наоборот, максимально возможной, что зависит от руководителя госоргана, уполномоченного решать кадровые вопросы. Исполнение обязанностей служащими осуществляется без присвоения классного чина.

Период испытательного срока входит в трудовой стаж службы в прокуратуре (ФЗ №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ»). Лицо, принявшее должность прокурора впервые, обязано дать присягу.

Служащего, не получившего хороших результатов по окончании испытания, либо уволят, либо по обоюдному согласию переведут на другую должность. Если после окончания испытания госслужащий продолжает выполнять свою работу, значит, он выдержал испытание.

Органы внутренних дел (МВД)

Гражданину для службы в ОВД нужно быть готовым к прохождению испытательного срока в качестве стажера, не имея при этом специального звания.

Для тех, кто устраивается в ОВД впервые, это условие является обязательным согласно ст. 12 Постановления ВС РФ №4202-1 от 23.12.1992.

На длительность стажировки существенно влияет подготовленность кандидата и его должность.

Во время стажировки служащий в полном объеме исполняет возложенные на него обязанности и имеет все права сотрудника ОВД. На него в полной мере распространяется действие трудового кодекса.

Период испытательного срока является частью общего стажа работы в ОВД.

Расторжение трудового контракта возможно по инициативе обеих сторон:

  1. Со стороны МВД при несоответствии профессиональных качеств стажера заявленным требованиям.
  2. Со стороны служащего при нарушении госорганом обязательств, предусмотренных контрактом.

Таможенные органы

На время испытания в таможенном органе гражданин в качестве стажера занимает вакантную должность. Присваивать ему звания в этот период запрещено.

Длительность стажировки зависит от квалификации кандидата и может быть изменена решением руководителя таможенного органа. Все остальные условия, касаемые испытания, находятся в компетенции руководителя ФТС. Сведения о продолжительности испытательного срока заносят в приказ о назначении на должность.

Все расходы служащего на прохождение требуемых врачебных комиссий в медучреждениях, возмещаются ФТС в полном объеме. Об этом говорится в ФЗ №114-ФЗ от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах РФ».

Органы наркоконтроля

Граждане, пришедшие на госслужбу в органы наркоконтроля, на время прохождения испытательного срока получают должность в качестве стажера без соответствующего звания и без заключения трудового контракта.

Длительность испытания прописывают в приказе о назначении на должность.Прочие условия утверждаются главой ФСКН РФ.

Назначение на должность без конкурса — Вопрос-ответ — Госслужба | Сундаков Владимир Валерьевич

Добрый день, Евгения!

Частью 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ и п. 3 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112) установлено, что конкурсные процедуры не проводятся:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)».

Необходимо, чтобы должности категорий «руководители», «помощники (советники)» соответствовали должностям из реестров должностей федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона N 79-ФЗ). Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574;

б) назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

в) заключении срочного служебного контракта;

г) переводе на иную, соответствующую квалификации госслужащего и не противопоказанную по состоянию здоровья должность гражданской службы в случае невозможности исполнять должностные обязанности по замещаемой должности на основании медицинского заключения (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

Читайте также:  Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений

д) назначении на иную должность гражданской службы при сокращении должностей или упразднении государственного органа.

Так, гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность гражданской службы в госоргане либо должность гражданской службы в упраздняемом госоргане, может быть предоставлена иная должность гражданской службы в том же или другом госоргане при наличии письменного согласия этого служащего и с учетом требований, предусмотренных в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ. В данном случае государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются. Такие выводы следуют из ч. 1 ст. 31 названного Закона;

е) переводе гражданского служащего на иную должность, предложенную ему в случае отказа от ротации по причинам, которые указаны в ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);

ж) назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в соответствующий кадровый резерв. Конституционный Суд РФ указал следующее.

Особый внеконкурсный порядок, в котором на должность государственной гражданской службы назначаются состоящие в кадровом резерве лица, не означает, что у лица из кадрового резерва федерального государственного органа возникает право замещать конкретную вакантную должность.

Такие правовые последствия включения в кадровый резерв Законом N 79-ФЗ не предусмотрены (см. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год).

На государственной гражданской службе формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ, кадровый резерв государственного органа субъекта РФ (ч. 1 ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

Положение о кадровом резерве федерального государственного органа утверждено Указом Президента РФ от 01.03.2017 N 96.

Конкурс может не проводится в следующих случаях (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ, п. 4 Положения о конкурсе):

— при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

О порядке поступления на государственную гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу — сайт администрации серафимовичского муниципального района волгоградской области

Порядок поступления на государственную гражданскую службу регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе).

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям (ст. 21 Закона о гражданской службе).

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки (ст. 12 Закона о гражданской службе).

Поступление на гражданскую службу впервые и переход гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую осуществляются на основании конкурса, если иное не установлено Законом о гражданской службе. В процессе конкурса определяются профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

  • Таким образом, конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить, с одной стороны, право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на должностной рост, а с другой — возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов.
  • Конкурс не проводится:
  • 1)        при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • 2)        при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  • 3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ст. 28 и ст. 31 Закона о гражданской службе;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, конкурс может не проводиться и при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы.

Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным Законом о гражданской службе для поступления на государственную гражданскую службу. Право участвовать в конкурсе имеют и находящиеся уже на гражданской службе гражданские служащие независимо от того, какую должность они замещают на момент его проведения.

Порядок и условия проведения конкурса определены в Положении о конкурсе на замещение  вакантной  должности   государственной  гражданской  службы  Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 (далее — Положение о конкурсе).

  1. Конкурс проводится в два этапа.
  2. На первом этапе информация о конкурсе размещается на официальном сайте государственного органа и  государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  3. Участники конкурса представляют в конкурсную комиссию государственного органа пакет документов, перечень которых предусмотрен пунктом 7 Положения о конкурсе.
  4. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.
  5. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.

Гражданин или гражданский служащий могут быть не допущены к участию в конкурсе, если они не соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Им может быть отказано в участии в конкурсе и в связи с ограничениями, установленными законодательством о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

  • Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.
  • Если документы представлены несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине, представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.
  • Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в суде.

В соответствии с п. 16 ст. 44 Закона о гражданской службе кадровая работа включает в себя организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами  на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя. 

Если   в   ходе   проверки   будут   выявлены   обстоятельства,   препятствующие   в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Второй этап конкурса заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

Прежде всего, оценка осуществляется на основании представленных кандидатами документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности.

Наряду с ней профессиональный уровень кандидатов оценивается также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки  профессиональных и личностных качеств кандидатов.

Таких, в частности, как индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

  1. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
  2. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
  3. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Главный специалист-эксперт отдела
  5. государственной службы и кадров                                      Елена Любич
Ссылка на основную публикацию