Статья 5. отбор кандидатов на должность судьи

  • 1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
  • 1) имеющий высшее юридическое образование;
  • 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  • При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
  • 1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;
  • 2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

  1. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
  2. Любой гражданин, удовлетворяющий требованиям, описанным выше, может претендовать на должность, предоставив документы, подтверждающие стаж работы и образование.
  3. После регистрации всех кандидатов, проводится квалификационный экзамен.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. В течение 10 дней это решение направляется председателю суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

3Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

23. Органы судейского сообщества: общая характеристика.

  • Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.
  • В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.
  • В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:
  • — Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.
  • — Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
  • — Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
  • — Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
  • — Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Квалификационный экзамен на должность судьи: как оценивают знания будущих служителей Фемиды

Экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи – одна из первых инстанций по отбору кандидатов на должности судей.

В состав комиссии традиционно избираются одни из наиболее опытных и авторитетных судей, представители общественности, компетенции которых позволяют установить, обладает ли кандидат на должность судьи необходимыми знаниями и навыками в области правоприменения.

О порядке и особенностях процедуры сдачи экзамена, уровне подготовки сегодняшних кандидатов в судьи мы беседуем с председателем Экзаменационной комиссии Удмуртской Республики по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, судьёй Верховного Суда Удмуртской Республики Александром Сундуковым.

– Александр Юрьевич, расскажите, что представляет собой квалификационный экзамен и каков порядок его проведения?

Экзамен сдаётся по билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и на должность судьи арбитражного суда.

Билет включает в себя три теоретических вопроса на знание различных отраслей права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. На подготовку к устному ответу отводится не менее трёх часов.

В процессе подготовки кандидатам разрешается пользоваться нормативными правовыми актами, постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Пользоваться мобильным телефоном, какими-либо другими средствами связи кандидату запрещено, в случае их обнаружения комиссия вправе принять решение об отстранении кандидата от сдачи экзамена на этом заседании комиссии. Если же человек понимает, что не готов к сдаче экзамена, то он может прийти в другой раз.

При выставлении итоговой оценки учитывается и то, насколько хорошо претендент знает материальный и процессуальный закон, владеет темой, как справился с практической частью, его способность к аналитическому мышлению, умение владеть собой и уровень подготовки кандидата в целом.

– То есть, комиссия оценивает и то, насколько психологически кандидат подготовлен?

Экзаменационная комиссия не оценивает психологическую подготовку кандидата как некий элемент имеющихся у него навыков. Пожалуй, нет человека, который не испытывал бы волнение при сдаче экзамена, это абсолютно нормально.

Но опыт показывает, что успешная сдача экзамена зависит не только от того, какие знания теории и практики имеет кандидат, но и от степени его собранности и готовности их продемонстрировать. Поэтому нужно постараться справиться с волнением, суметь скорректировать собственное психологическое состояние и преодолеть этот стрессовый фактор.

В первую очередь, это необходимо для самого кандидата, поскольку сильное волнение может помешать ему ясно мыслить и показать уровень своей подготовки в полной мере.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трёх лет со дня его сдачи, а после назначения на должность судьи – в течение всего времени пребывания в качестве судьи и в течение трёх лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку. Если кандидат не сдал экзамен, он вправе пересдать его через полгода.

В то же время человек, который хочет стать судьёй, должен понимать, что судья всегда находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, это неотъемлемая часть нашей профессиональной деятельности.

В силу своих должностных обязанностей, своей особой правовой позиции судья находится под давлением чужих интересов, в споре и конфликте.

Он должен уметь управлять диалогом, разрешать конфликты, сглаживать эмоционально напряжённые ситуации в процессе судебного разбирательства, обеспечив состязательный характер судопроизводства. Поэтому кандидатам нужно также уделять внимание и своей психологической подготовке.

Но надо сказать, что атмосфера на сдаче экзамена у нас всегда доброжелательная, отношения абсолютно комплементарные. У членов комиссии нет какой-либо предвзятости по отношению к кандидатам.

– Многие эксперты считают, что судейскому корпусу необходимо обновление, российским судам нужны судьи из числа бывших адвокатов, прокуроров, следователей, то есть юристов с богатым практическим опытом. Вы поддерживаете это мнение?

Я считаю, главное, чтобы судейский корпус пополнялся аналитически мыслящими специалистами, умеющими правильно толковать и применять закон, обладающими широкими познаниями в праве.   

Задача экзаменационной комиссии объективно и беспристрастно оценить знания и практические навыки кандидата, и мы относимся с одинаковой долей уважения и внимания и к работникам судебной системы, и к работникам других ведомств. Требования на экзамене предъявляются не к опыту работы, а к уровню профессиональной подготовки кандидата.

Читайте также:  Статья 75. Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга

Право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи принадлежит любому гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии, достигшему 25-летнего возраста и не имеющему заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Мы бы с радостью приняли в свои ряды профессионалов из внесудебной системы, представителей различных отраслей, коммерческих структур, адвокатского сообщества, правозащитников. Но, к сожалению, желающих среди них очень мало.

За последние четыре года, если я не ошибаюсь, сдавали экзамен всего два три человека из адвокатского сообщества, два представителя органов федеральной службы безопасности, оба, кстати, сдали экзамен на «отлично».

Хороший уровень подготовки показывают представители следственного комитета, гораздо хуже – сотрудники органов внутренних дел.

Традиционно желающих стать судьёй, и, соответственно, сдающих экзамен, конечно же, больше среди помощников судей, и это вполне объяснимо. Люди, которым интересна судейская работа, изначально выбирают работу в суде. Немало среди сдающих экзамен тех, кто в суде проработал более пяти и даже десяти лет. И многие на экзамене показывают достойный уровень подготовки.

Повторюсь, что судейское сообщество должны представлять грамотные  и компетентные юристы, настоящие профессионалы своего дела, от этого зависит качество отправления правосудия и доверие граждан, поэтому возможность войти в его состав есть у каждого кандидата, отвечающего соответствующим требованиям.

– Александр Юрьевич, что вы, как председатель экзаменационной комиссии и судья с большим опытом работы, посоветуете тем, кто собирается сдавать экзамен?

Прежде всего, кандидаты должны понимать, что бояться сдавать экзамен не нужно. Если вы твёрдо решили строить карьеру судьи, к этому нужно быть готовым.

Не надо расценивать экзамен как психологический стресс, как какое-то сложное испытание, хотя это, конечно, испытание, но, в большей степени, это беседа, диалог профессионалов.

Чтобы сдать экзамен, надо не просто выучить кодекс, необходимо знать правовые позиции Конституционного суда и судебную практику высших судов Российской Федерации по применению конкретной нормы права.

Не нужно бояться отстаивать свою точку зрения, если уверены в существе вопроса, нужно уметь аргументировать, ведь в правоприменении дискуссионных вопросов немало и даже правовые позиции высших судов зачастую меняются на прямо противоположные.

В некоторых случаях ответы на правовые вопросы в нормативных правовых актах, ввиду наличия в них пробелов, отсутствуют, встречаются и коллизии между различными правовыми актами.

В этой ситуации важно не только знать содержание правовых актов, нужно обладать способностью к аналитическому мышлению, чтобы, став судьёй, суметь принять правильное решение в случае отсутствия однозначной регламентации в законе.

Если кандидат своё мнение обосновывает, пусть даже оно с общепринятой позицией не совпадает, если мы видим, что человек понимает суть проблемы, мотивирует свою точку зрения, мы всегда поставим ему положительную оценку.

Ну и, конечно же, нужно готовиться к экзаменам, не жалеть ни времени, ни сил.

Это в любом случае принесёт человеку пользу: во-первых, всегда есть возможность сдать экзамен на положительную оценку и в итоге занять должность судьи, во-вторых, это своеобразная «шлифовка» знаний, перезагрузка, которая полезна для мышления в любом возрасте. Человек усовершенствует свои знания, приобретёт новые и, в любом случае, повысит уровень своей компетенции.

Наталья Нургаянова

Александр Сундуков закон профессия судья

ВС: Рассмотрение заявления только одного претендента не означает отсутствие конкурса на должность судьи

Верховный Суд РФ опубликовал принятое им 7 ноября Решение по делу № АКПИ 19-811, которым подтвердил, что ни Закон о статусе судей, ни Закон об органах судейского сообщества не содержат норм, запрещающих квалификационным коллегиям рассматривать вопрос о результатах конкурса на замещение вакантной должности судьи при наличии заявления единственного претендента, представившего необходимые документы.

Виктор Милехин после объявления конкурса на должность Председателя ВС обратился в Высшую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его в качестве кандидата на указанную должность. Однако в сентябре 2019 г. производство по его заявлению было прекращено.

Поскольку п. 1 ст. 22 Положения о порядке работы квалифколлегий судей, утвержденного ВККС РФ 22 марта 2007 г., установлено, что наличие заявления одного претендента не является препятствием для его рассмотрения, ВККС изучила единственное имеющееся у нее заявление действующего Председателя ВС Вячеслава Лебедева и рекомендовала его к назначению.

Оспорить норму в ВС не удалось

Виктор Милехин подал в ВС административный иск об оспаривании указанной нормы, ссылаясь на ее противоречие п. 1 ст. 5 Закона о статусе судей, закрепляющему, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Наличие заявления только одного претендента на должность судьи, по мнению административного истца, свидетельствует об отсутствии конкурса.

ВС напомнил, что порядок назначения судей в РФ урегулирован Конституцией, а также законами о судебной системе и о статусе судей. Так, ст. 5 и 6 Закона о статусе судей и ст. 13 Закона о судебной системе предусмотрено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе квалифколлегиями судей.

При этом Верховный Суд отметил, что назначение производится только при наличии положительного заключения коллегии – для должности Председателя ВС таковой является ВККС.

ВС напомнил и о позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12 июля 2006 г. № 263-О, в соответствии с которой квалифколлегии судей являются органами судейского сообщества, призванными выражать интересы судей как носителей судебной власти.

Там же отмечается, что конституционно-правовой статус судей и основные задачи органов судейского сообщества обусловливают конкурсный порядок отбора квалифколлегиями кандидатов на должность судьи для последующего внесения представлений Президенту РФ, а также придание вынесенному по итогам конкурса положительному решению, несмотря на его рекомендательный характер, значения обязательного условия, без которого назначение невозможно.

Верховный Суд подчеркнул, что п. 1 ст. 5 Закона о статусе судей во взаимосвязи с п. 2 ст. 6.1 того же акта предусматривается единый для всех граждан РФ отбор кандидатов на должность Председателя ВС. Такой же вывод был сделан КС в указанном Определении № 263-О применительно к существовавшей ранее должности Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

«При этом ни Закон о статусе судей, ни Закон об органах судейского сообщества не содержат норм, запрещающих квалификационным коллегиям рассматривать вопрос о результатах конкурса на замещение вакантной должности судьи при наличии заявления одного претендента на должность судьи, представившего необходимые документы», – подчеркнула высшая судебная инстанция.

Кроме того, как указано в решении, законодательство, регулирующее порядок назначения судей, не предусматривает императивных норм о необходимом количестве кандидатов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей судей.

«Следовательно, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку не препятствует каждому гражданину принять участие в конкурсе в установленном законом порядке с целью поддержания его кандидатуры квалификационной коллегией судей», – подытожил ВС, отказывая в удовлетворении требований заявителя.

Эксперты поддержали выводы Суда

Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин в комментарии «АГ» отметил, что конкурсный порядок отбора на судейские должности появился в 1992 г.

«Он должен был не только обеспечить состязательность кандидатов и замещение судейских вакансий лучшими из них, но также в отсутствие люстрации – переназначение только тех действующих советских судей, которые не запятнали себя неправосудием и, в частности, преследованием людей по политическим мотивам.

Передача конкурса в руки органов судейского сообщества исключила серьезную чистку касты судей», – пояснил он.

Сергей Пашин подчеркнул, что конкурс не может инсценироваться за счет участия в нем «заведомо непроходных марионеточных фигур» или лиц, не представивших необходимые документы, не отвечающих требованиям, установленным законом. По его мнению, ВС прав в том, что наличие единственного соискателя не делает конкурс на должность несостоявшимся. «То же самое практиковалось и при советском режиме», – добавил он.

Как считает Сергей Пашин, проблема вовсе не в норме, оспоренной административным истцом. «Конкурс на судейские должности был “задавлен в зародыше” судейской бюрократией еще в 90-е гг. ХХ в.

Формально ни одна судейская должность не может оставаться вакантной больше двух месяцев, поскольку конкурс объявляется сразу после “освобождения кресла”.

Фактически в России не занято около 10% судейских позиций, а при судах стоит в очереди хвост “кадрового резерва”, ожидая милости председателя», – отметил судья в отставке.

Хотите стать судьей? Как сдать экзамен

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, при этом претендовать на замещение должности судьи может только гражданин, сдавший специальный квалификационный экзамен.

Сдать экзамен вправе любой гражданин РФ с высшим юридическим образованием в случае, если он соответствует требованиям на должность судьи соответствующего суда. Для этого подается заявление в экзаменационную комиссию соответствующего уровня, к которому прикладываются следующие документы (п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей):

  • — подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина РФ, и его копия;
  • — анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;
  • — подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
  • — копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
  • — документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
  • Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме экзаменов гражданину при условии, что он соответствует требованиям федеральных законов на должность судьи и предоставил все вышеуказанные документы.
  • Даты, время и место проведения экзамена определяются специальным графиком проведения квалификационного экзамена. График утверждается на календарный год в конце текущего года
  • Допускается проведение внеочередных заседаний комиссии.
  • Копии документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов
  • Секретарь комиссии при приеме заявления извещает кандидата устно о дате, времени и месте приема экзамена, о чем делается соответствующая запись в заявлении. Если документы направлялись по почте — извещение по телефону
  • Если кандидат не предоставил нужные документы и (или) не соответствует требованиям на должность судьи, ему отказывают в допуске к экзамену, о чем он извещается устно на заседании комиссии, а по его заявлению и в письменной форме
Читайте также:  Статья 5.1. Прокатное удостоверение на фильм

Кандидат должен явиться на сдачу экзамена не позднее двух месяцев с момента подачи заявления, в противном случае ему возвращаются документы без рассмотрения. Аналогичный порядок и в случае отказа от сдачи экзамена.

Экзамен принимается по экзаменационным билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, судьи арбитражного суда, судьи специализированного суда. Билеты должны содержать (п. 2 ст. 26.3 Закона об органах судейского сообщества):

  1. — три теоретических вопроса по различным отраслям права;
  2. — две задачи по вопросам судебной практики;
  3. — письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.
  4. Время на подготовку ответа — не менее трех часов
  5. В это время кандидат вправе:
  6. 1) пользоваться печатными текстами нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ либо же предоставленными комиссией техническими средствами с указанными текстами, но без доступа к сети Интернет;
  7. Во время экзамена запрещено пользоваться какими-либо иными источниками информации, в том числе мобильным телефоном, другими средствами связи, а также иными техническими средствами, в том числе позволяющими осуществлять выход в сеть Интернет;
  8. 2) делать соответствующие записи по вопросам и задачам билета.
  9. Процессуальный документ составляется на листах бумаги со штампом комиссии.

По окончании подготовки кандидат приглашается для устного ответа, представляется комиссии и передает на проверку проект подготовленного процессуального документа.

Ответы на вопросы и задачи излагаются устно, при этом члены комиссии вправе задавать дополнительные вопросы в пределах содержания вопросов и задач по билету.

По окончании устного ответа комиссия оглашает свое мнение по составленному кандидатом проекту процессуального документа и может задать вопросы, связанные с его составлением

По окончании ответа кандидат удаляется из помещения, и члены комиссии совещаются о результатах сдачи экзамена и уровне знаний и навыков, умений кандидата. Решение комиссии оглашается лично кандидату, приглашенному обратно в помещение, либо всем кандидатам вместе (общая оценка).

Вопросы, задачи и процессуальный документ оцениваются по отдельности, за каждый выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», а также общая итоговая оценка.

Кандидат, сдавший экзамен, получает соответствующее удостоверение о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

В удостоверении указываются оценки по каждому теоретическому вопросу, по каждой правовой задаче и по проекту процессуального документа, а также общая оценка. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки удостоверение не выдается.

По письменной просьбе кандидата ему также в течение трех рабочих дней выдается выписка из протокола заседания комиссии о результатах сдачи квалификационного экзамена

Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта РФ.

Если же кандидат не сдал экзамен либо приступил к ответу и отказался от сдачи экзамена, то повторно обратиться для сдачи квалификационного экзамена он вправе только через шесть месяцев со дня проведения экзамена.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи. Порядок отбора кандидатов на эту должность

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Консти­туционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных су­дах и Законе о мировых судьях.

Часть из них принято называть конституционными требованиями, поскольку они предусмотрены ст. 119 Конституции РФ. К этим требованиям относятся:

  • гражданство;
  • возраст;
  • образование;
  • опыт юридичес­кой деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридичес­кое образование.

Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их професси­ональных познаний.

Они должны не просто иметь высшее юридичес­кое образование, но и обладать “признанной высокой квалификацией в области права”.

Что касается требований определенного возраста кандидатов, то они неодинаковы для судов раз­личного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения тре­буется, чтобы кандидат достиг:

  1. в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные, а также на должности мировых судей)  — 25 лет;
  2. в суды среднего звена — 30 лет;
  3. в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет;
  4. в Конституционный Суд РФ — 40 лет.

Предельный возраст для кан­дидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 г. судейские должности не вправе за­нимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юри­ста. По общему правилу, установленному ст. 119 Консти­туции РФ, такой стаж должен быть не менее 5 лет. Для остальных судов:

  1. в суде основного звена (районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или миро­вом суде) — 5 лет;
  2. в судах среднего уров­ня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апел­ляционные суды) — 7 лет;
  3. в высшем суде — 10 лет;
  4. в Конституционном Суде РФ — 15 лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким за­болеванием, которое “препятствует назначению на должность судьи” (перечень такого рода заболеваний утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа власти в области здравоохра­нения).

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к канди­датам на судейские должности. Формально эти требования не являют­ся обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кан­дидатов.

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены тре­бования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными осо­бенностями поведения.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соот­ветствии с Законом о статусе судей судьи:

  • не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям;
  • не могут заниматься пред­принимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогичес­кой, литературной и иной творческой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специа­лизированных судов, могут предусматривать требования, специфичес­кие для таких судов. Так, в отношении судей Конституционного Суда РФ сделана спе­циальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленно­сти, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Кон­ституционном Суде).

Порядок отбора кандидатов на должность судьи

Отбор кандидатов в судьи федеральных судов (ст.

5 Закона о статусе судей) начинается на конкурсной основе с публикации в средствах массовой информации сообще­ния об имеющейся вакантной должности судьи и с проявления ини­циативы, направленной на возбуждение производства по проверке при­годности конкретного лица для занятия судейской должности.

Такую инициативу может проявить любой гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и не­обходимый стаж работы по юридической специальности, а также не страдающий заболеванием, препятствующим назначению на должность судьи.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Читайте также:  Статья 1. цели и задачи закона

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Отбор кандидатов в судьи — актуальная задача для государства

Республика Казахстан — молодое государство, находящееся на пути своего становления и мирового признания.

Некоторые вопросы государственного устройства, несомненно, требуют совершенства и серьезных реформ. В том числе, на мой взгляд, созрели нужные изменения в судебной ветьви власти.

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти — судебной. [1]

Обновление судебно-правовой сферы и повышение конкурентоспособности нашей правовой системы во всех её базовых отраслях как публичного, так и частного права являются одними из главных задач Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Немаловажно отметить, что важнейшие направления развития национального судопроизводства определены и в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010–2020 годы.

Еще 16 декабря 1996 года Глава государства Н. Назарбаев в своем выступлении по случаю 5-летия независимости Республики Казахстан отме-тил: «Справедливость в свободном независимом государстве с рыночной экономикой — это прежде всего равенство всех перед законом.

Извечные бо-лезни молодых государств — коррупция, уголовный беспредел и бюрократический произвол — могут исказить смысл и содержание самых глубоких реформ. Именно здесь таится опасность массового неверия в справедливость реформ, именно это одна из главных задач конца столетия — создание реально работающих механизмов права».

Сегодня можно констатировать, что правовой механизм в сфере правосудия развивается динамично и конструктивно. [2]

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений. [3]

Существующая судебная система в Республике Казахстан, безусловно, нуждается в постоянном совершенствовании. В первую очередь развитие и модернизация необходимы в системе судейского образования, и, в частности, это касается отбора кандидатов в судьи всех судов Республики Казахстан.

Создание эффективной судебной системы, отвечающей потребностям современного общества, способной стоять на защите конституционных прав и свобод каждого человека, является одной из приоритетных задач правовой политики государства, достижение которого во многом обеспечивается формированием профессионального кадрового состава судей.

В современном обществе требования к судьям должны быть весьма высокими, поскольку именно суды стоят на страже прав личности и демократических ценностей, и именно они защищают каждого человека от произвола и беззакония. А для этого нужен высокий профессионализм.

Стабильность в обществе, верховенство права, неуклонное соблюдение интересов общества и государства, защита прав и свобод казахстанцев является высочайшим смыслом служения народу судейского сообщества Казахстана.

Качественное комплектование судейского корпуса — проблема которая существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда в значительной степени изменились общественно-экономические отношения. В связи с этим перед нами стоит задача с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность.

В статье 29 Конституционного закона «O судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» определены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи.

В связи с тем, что в действующем законодательстве требования к кандидатам сформулированы в самом общем виде, Высший Судебный Совет, Верховный Суд, областные суды, представительные органы государственной власти не всегда располагают всей необходимой информацией при рассмотрении вопроса о назначении гражданина на должность судьи.

Для решения вопросов кадрового обеспечения судов необходим подбор граждан, пригодных для работы в должности судьи по профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Специфика работы судей требует наличия у них необходимых кроме профессиональных качеств, запаса психологической прочности. [4]

Отметим, что с нынешнего года мы ввели в новой редакции Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Административный кодексы. Данные кодексы нацелены на существенное реформирование законодательства.

К примеру одной из новелл в уголовном процессе является введение следственного судьи в суде первой инстанции к пол-номочиям которого относится осуществление судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве. И введение данной новеллы налагает на судей двойную ответственность.

Безусловно, никто не может быть застрахован от ошибок, Но цена ошибок в работе судей слишком высока. И здесь важен профессионализм судейского корпуса, а это в свою очередь требует, прежде всего, модернизацию системы судейского образования.

Следует отметить что базовая подготовка кадров осуществляется на юридических факультетах университетов различного уровня.

Конституционный закон «О суде и статусе судей» предусматривает в числе квалификационных требований наличие высшего образования. В то же время после принятия этого закона система образования потерпела серьезные изменения, Казахстан перешел на трехуровневую систему высшего образования — бакалавриата, магистратуры и докторантуры (PhD).

В результате чего на должность судьи формально может претендовать человек, имеющий степень бакалавра юриспруденции. И здесь, на мой взгляд, нужны более высокие требования для кандидатов в судьи.

Мне видится, что необходимо уточнение квалификационных требований в части наличия степени магистра юриспруденции (магистра юридических наук).

В связи с этим важна корректировка содержания магистерских программ, в которых необходимо предусмотреть не только углубленное знание законов, но и вопросов теории и практики принятия решений, более углубленные знания по социологии и психологии адаптированые под реальную деятельность судей и ввесьти соответствующюю специализацию.

Все специализированные магистерские программы должны иметь практическую направленность и скорее всего должны осуществляться на основе госзаказа.

Еще одним квалификационным требованием на которое следует обратить внимание является возраст. На сегодняшний день — это 25 лет.

Мне представляется, что сложно ожидать достаточного доверия со стороны общества даже к объективному решению, которое выносит 25–26-летний молодой человек. Так как доверие зависит не только от грамотности, но и оттого, кто выносит это решение.

Надо понимать, что бывают уникальные личности, зрелые не по возрасту, но квалификационные требования предъявляются к среднестатистическим претендентам. [5]

Полагаю что вопрос увеличения возрастного ценза с 25 до 30 лет поддерживают много профессионалов работающих в этой сфере.

Мы знаем, что главная роль в судебном заседании принадлежит судье. И поэтому к судье всегда предъявлены высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями.

Надо отметить, что работа судьи во многом носит исследовательский характер, поскольку связана с оценкой большого объема информации, с отбором необходимых фактов, оценкой доказательной базы, обобщением и анализом, выдвижением гипотез, фор-мулированием выводов, что не всегда может быть накоплено и достигнуто двухлетним стажем по юридической профессии для выполнения многокомпонентных функций судьи. Для решения этой задачи необходимо увеличить стаж по юридической профессии с двух на пять лет. Это обеспечит более профессинальное и зрелое видение правонарушения.

Далее, было бы немаловажным предусмотреть необходимость обязательного наличия у судей специализированных судов (военных, финансовых, экономических и других) дополнительного специального профессионального образования.

К примеру, судьи специализированных межрайонных экономических судов, уполномоченные рассматривать экономические споры, должны иметь дополнительное экономическое образование. Также судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних должны иметь дополнительное педагогическое образование.

Аналогичные требования к кандидату на должность судьи отражены в Республике Беларусь, Также в Республике Беларусь судьи военных судов и военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

Полагаем целесообразным применить данный опыт и в нашем законодательстве. Думаю, данное предложение позволит назначать на должности судей специализированных судов компетентных граждан имеющих не только знания законодательства и предметную теорию, но и жизненный опыт и профессиональную практику.

Более того, времена, когда один судья мог с равным успехом разрешать уголовные, гражданские и административные дела, прошли. Знать все невозможно. [6]

Эффективная ситема отбора и назначения судей — это условие независимого правосудия и, как следствие, гарантия соблюдения прав в стране.

На прошедшем VI Съезде судей Республики Казахстан Глава государства отметил, что кадровая политика в системе правосудия пока не совершенна.

Для разрешения вопросов, направленных на усовершенствование судебной системы, в нашей стране ведется постоянная и целенаправленая работа.

При этом государством уделяется особое внимание также и законодательству зарубежных стран, чей опыт дает нам информацию для новых конструктивных решений, приемлемых нашей правовой и судебной системам.

Результаты проводимой работы по судебной независимости раскрывают перед нами новые перспективы в развитии судебной системы, и это безусловно положительно отразится в достижении поставленных целей.          

Литература:

1.      В.Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. Москва 2010

2.      Б. Бекназаров. Практика отбора судей Высшим Судебным Советом РК. //ЗАҢГЕР № 6, 2014.

3.      Ерболатов Е. Е. Судебная власть и принципы правосудия в РК. http://pravo.zakon.kz/192288-sudebnaja-vlast-i-principy-pravosudija.html

4.      А. Куркбаев. Совершенствование отбора кандидатов в судьи областных и Верховного судов//ЗАҢГЕР № 6, 2014.

5.      А. Байменов Международные стандарты и опыт отбора судей.//ЗАҢГЕР № 6, 2014.

6.      С. Акылбай. Совершенствование по отбору кандидатов в судьи — актуальная задача. //ЗАҢГЕР № 6, 2014.

Ссылка на основную публикацию