Статья 21. основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта российской федерации

В
соответствии с принципом федерализма
федеральные ОИВ и ОИВ субъектов Российской
Федерации образуют единую систему
исполнительной власти в нашем государстве
(ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Однако кроме
названной конституционной нормы до
настоящего времени не принят законодательный
акт, регулирующий процесс организации
и функционирования такой системы.

Иначе
говоря, нет закона, специально посвященного
исполнительной власти.

В
субъектах РФ сложилась своя, ориентированная
на федеральную, система ОИВ. Юридически
такие органы не находятся в организационном
подчинении аналогичных федеральных
органов. Последние лишь координируют
работу соответствующих их профилю ОИВ
субъектов РФ.

Например, министерство
или иной орган, осуществляющий
государственное управление в области
образования в масштабе республики,
края, области, автономного образования,
не подчинен федеральному Министерству
образования и науки. Управленческая
вертикаль фактически отсутствует.

И
лишь в некоторых системах она сохранила
свое прямое выражение (например, в
системе управления внутренними делами
и другими силовыми ведомствами).

  • Полномочия
    органов государственной власти субъекта
    Российской Федерации устанавливаются
    Конституцией РФ, Федеральным законом
    от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
    принципах организации законодательных
    (представительных) и исполнительных
    органов государственной власти субъектов
    Российской Федерации», иными федеральными
    законами, конституциями (уставами) и
    законами субъектов Российской Федерации,
    а также другими нормативными правовыми
    актами.
  • Систему
    органов государственной власти субъекта
    Российской Федерации составляют:
  •  законодательный
    (представительный) орган государственной
    власти субъекта Российской Федерации;
  •  высший
    исполнительный орган государственной
    власти субъекта Российской Федерации;
  •  иные
    органы государственной власти субъекта
    Российской Федерации, образуемые в
    соответствии с его конституцией
    (уставом).

В
субъекте Российской Федерации
устанавливается система органов
исполнительной власти во главе с высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации,
возглавляемым руководителем высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в субъекте РФ может учреждаться
пост высшего должностного лица, которые,
как правило, сочетают в своей деятельности
функции главы субъекта РФ и главы
исполнительной власти.

  1. Руководитель
    высшего исполнительного органа
    государственной власти субъекта РФ
    имеет следующие основные полномочия:
  2.  представляет
    субъект РФ;
  3.  обнародует
    законы, принятые законодательным органом
    государственной власти субъекта РФ;
  4.  формирует
    высший исполнительный орган государственной
    власти субъекта РФ.

Высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
является постоянно действующим органом
исполнительной власти субъекта РФ. Его
наименование, структура и порядок
формирования устанавливаются конституцией
(уставом) и законодательством субъекта
РФ с учетом исторических, национальных
и иных традиций.

  • Высший
    исполнительный орган государственной
    власти субъекта РФ выполняет следующие
    функции:
  •  осуществляет
    в пределах своих полномочий меры по
    реализации, обеспечению и защите прав
    и свобод человека и гражданина, охране
    собственности и общественного порядка,
    борьбе с преступностью;
  •  разрабатывает
    проект бюджета субъекта РФ, и обеспечивает
    его исполнение;
  •  формирует
    органы исполнительной власти субъекта
    РФ;
  •  управляет
    и распоряжается
    собственностью субъекта РФ;
  •  заключает
    договоры с федеральными органами
    исполнительной власти о разграничении
    предметов ведения и полномочий;
  •  вправе
    предложить органу местного самоуправления
    привести в соответствие изданные им
    правовые акты в случае, если они
    противоречат нормативным правовым
    актам государственных органов;
  • Органы
    исполнительной власти республик.

В
настоящее время в большинстве республик
главой субъекта РФ
признаны президенты (например, в
республиках Бурятия,
Татарстан, Марий Эл и др.). Высшим органом
исполнительной власти признается
правительство.

Так, в Республике Хакасия
пост президента не предусмотрен,
исполнительную власть осуществляет
Председатель Правительства и возглавляемое
им Правительство.

Аналогичная ситуация
сложилась и в Республике Карелия,
Республике Калмыкия.

Что
касается системы республиканских
органов исполнительной власти, то она,
как правило, включает в свой состав
министерства и государственные комитеты.

Органами
исполнительной власти в иных субъектах
РФ
,
как правило, являются администрации
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов. Это их обобщенное наименование,
имеющее различные формы своего конкретного
выражения. Так, в Ставропольском крае
исполнительную власть осуществляет
губернатор и возглавляемое им
правительство.

В
систему исполнительных органов
государственной власти

Красноярского
края

входят Совет администрации Красноярского
края как высший исполнительный орган
государственной власти края, департаменты
администрации края, службы администрации
края, агентства администрации края,
Региональная энергетическая комиссия
края, Постоянное представительство
Совета администрации края при Правительстве
РФ, Управление делами администрации
края.

Совет
администрации Красноярского края

состоит из Губернатора края – Председателя
Совета администрации края, первых
заместителей и заместителей Губернатора
края.

Совет администрации считается
сформированным со дня назначения 9
членов Совета администрации. Порядок
деятельности Совета администрации края
определяется Регламентом Совета
администрации.

Заседания Совета
администрации проводятся не реже одного
раза в месяц, они носят, как правило,
открытый характер. Исключительно на
его заседаниях рассматриваются:

  1. а)
    проекты краевого бюджета, краевых
    целевых программ;
  2. б)
    проекты концепций и программ, в том
    числе социально-экономического развития
    края;
  3. в)
    проект программы приватизации краевого
    имущества;
  4. г)
    вопросы об установлении цен на продукцию,
    товары, услуги, регулирование которых
    отнесено к компетенции Совета администрации
    края и другие вопросы.
  5. Совет
    администрации по вопросам своей
    компетенции издает постановления и
    распоряжения, а также решения.
  6. Советом
    администрации края формируются иные
    органы исполнительной власти края.
  7. Органы
    исполнительной власти края, за исключением
    департамента администрации, находятся
    в ведении Совета администрации или
    департамента администрации.
Читайте также:  Статья 5.1. Прокатное удостоверение на фильм

Департамент
администрации Красноярского края

осуществляет нормативное правое
регулирование и функции по разработке
государственной политики в определенной
области (сфере) государственного
управления, а также координацию и
контроль деятельности находящихся в
его ведении служб и (или) агентств.
Департамент возглавляет заместитель
Губернатора края. Функционируют 9
департаментов (например, департамент
финансов, департамент здравоохранения
и социального развития, департамент
жилищно-коммунальной политики и др.

Как
правило,
Служба

администрации Красноярского края
осуществляет контроль и (или) надзор в
определенной сфере деятельности,
агентство
администрации края оказывает
государственные услуги и управляет
государственным имуществом. Служба
администрации края и агентство
администрации края могут создавать
территориальные подразделения в
муниципальных образованиях края. Органы
исполнительной власти края состоят из
отделов.

  • Агентство
    печати и массовых коммуникаций, агентство
    по реализации программ общественного
    развития и молодежных проектов, архивное
    агентство, агентство по обеспечению
    деятельности мировых судей, агентство
    по гражданской обороне, чрезвычайным
    ситуациям и пожарной безопасности,
    агентство по поддержке коренных
    малочисленных народов Севера находятся
    в ведении Совета администрации края,
    службы, а также другие агентства – в
    ведении соответствующих департаментов.
  • Можно
    сделать вывод, что за основу построения
    системы и структуры органов исполнительной
    власти Красноярского края (по
    организационно-правовым формам и
    функциональному разделению) взята
    федеральная система и структура органов
    исполнительной власти.
  • В
    целом система ОИВ различных субъектов
    РФ отличается отсутствием единого
    правового регулирования, а сами органы
    весьма разнообразны как по наименованию,
    так и по осуществляемыми ими функциям.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Высший исполнительный орган государственной власти субъектаявляется постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Основываясь на конституционном принципе разделения государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет свои полномочия самостоятельно.

Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации: правительство (Бурятия, Дагестан, Саратовская область и т.д.), Кабинет министров (Татарстан, Башкортостан, Чувашская Республика), администрация (Тамбовская, Иркутская области и т.д.).

В республиках органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является правительство (совет министров) во главе с президентом республики или председателем правительства. В других субъектах органом исполнительной власти общей компетенции является администрация субъекта РФ во главе с губернатором, возможны и другие формы.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, возглавляемым его высшим должностным лицом.

Хотя основная роль в формировании высшего исполнительного органа принадлежит высшему должностному лицу субъекта РФ, законодательный орган также может обладать полномочиями в данной сфере.

В частности, утверждать или согласовывать назначение на должность отдельных должностных лиц исполнительных органов как самого субъекта РФ, так и территориальных органов РФ, если это предусмотрено законом.

Кроме того, законодательный орган вправе выразить недоверие должностным лицам, в назначении которых он участвовал. Принятие такого решения влечет за собой немедленное освобождение от должности руководителя.

В задачи органов исполнительной власти субъекта РФ входит исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, законодательства субъекта РФ. Органы исполнительной власти РФ издают указы, постановления, распоряжения.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Указы, постановления и распоряжения исполнительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления обязательны для исполнения на территории субъекта РФ и муниципального образования.

  • Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:
  • — разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии;
  • — осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
  • — разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на утверждение законодательному органу проекта бюджета и программ социально-экономического развития и обеспечение их исполнения;
  • — формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • — управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;
  • — вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
  • — осуществляет иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов РФ.
Читайте также:  Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения.

Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Исполнительная власть региона по определенным направлениям деятельности контролируется законодательной властью, что обусловлено ее сущностью как власти, призванной исполнять законы.

Формами контроля могут быть доклады исполнительного органа по итогам работы на заседаниях законодательного органа, обязательное присутствие главы исполнительного органа на сессиях, назначение и освобождение ключевых руководителей высшего исполнительного органа по согласованию с законодательным органом.

Законодательный орган утверждает отчеты исполнительного органа об исполнении бюджета, использовании бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации программ социально-экономического развития. Руководители исполнительного органа отвечают на запросы и обращения депутатов.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-разному.

При Правительстве РФ открываются представительства субъектов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координация исполнительной и законодательной власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по вопросам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения – территориальные органы. Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции.

Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г.

№ 733 «Вопросы организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством или ведомством по согласованию с субъектом РФ.

Вопросы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти регулируются постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

Основными принципами деятельности территориальных органов являются: разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности.

Функции территориальных органов определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом конкретных особенностей регионов.

Они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер, направленных на углубление экономических реформ, и т. д.

Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ, – во взаимодействии с их соответствующими исполнительными органами.

Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов РФ, сращивания центральной и региональной элиты в целях удовлетворения корыстных интересов создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых для работы условий.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование этого органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Читайте также:  Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта.

Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В пределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории; обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических программ; управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации.

Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иные положения не предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

Конкретные функции и соответствующие им полномочия иных исполнительных органов субъектов Федерации закрепляются в конституциях (уставах) этих субъектов.

Как правило, эти органы осуществляют на соответствующей территории отраслевое и межотраслевое управление, координируя свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, действующими в пределах республик, краев, областей и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ.

Организация государственного управления в различных субъектах Федерации не строится по шаблону. В конституциях (уставах) субъектов можно обнаружить различную степень детализации управленческих функций и полномочий.

В республиках (например, Татарстане) ведущая роль принадлежит, как правило, правительствам, нередко возглавляемым главами республик. Возглавляет систему органов государственного управления Президент республики.

В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, его заместители, министры и руководители других органов государственного управления республики.

Кабинет Министров объединяет и направляет работу республиканских органов государственного управления, в числе которых министерства и другие органы, руководящие соответствующими отраслями управления или осуществляющие межотраслевое управление, подчиняясь Президенту и Кабинету Министров республики.

Приведенные позиции в целом отражаются в конституциях всех входящих в состав Российской Федерации республик.

В краях, областях, иных субъектах Федерации соответствующие нормы об организации регионального управления закреплены в их уставах. Однако, как и в республиках, но в значительно большей степени здесь обнаруживается широкое разнообразие подходов к решению указанных проблем.

Подчеркнем, что в краях и областях — субъектах РФ — органом исполнительной власти является администрация края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа.

В краях и областях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главой исполнительной власти, возглавляя систему ее органов.

В автономных округах исполнительная власть осуществляется главами администраций, губернаторами или правительствами.

Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц, возглавляющих исполнительную власть в крае или области, полномочия, например разработка и представление на утверждение законодательного органа края или области бюджета и обеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатов органов исполнительной власти; формирование отраслевых и территориальных органов исполни — » тельной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; утверждение положений об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти; издание постановлений и распоряжений, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ и обязательны здесь к исполнению; отмена актов подведомственных органов исполнительной власти субъектов РФ; представление органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания лично либо через назначенного представителя; осуществление функций распорядителя кредитов при исполнении бюджета; утверждение положений о структурных подразделениях администрации.

Ссылка на основную публикацию