Статья 2. нормативно-правовое регулирование в ветеринарии

Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 12 июня 2008 г.

№ 88-ФЗ) дает самое общее понятие ветеринарии как области знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней живот­ных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринар­ном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Содержание Закона раскрывает широкую сферу нормотворческой и правопримени­тельной деятельности государства, крайне необходимой не только для сельского хозяйства как отрасли экономики, но и прежде все­го для безопасности жизни и здоровья населения.

Поэтому значе­ние данного публично-правового субинститута аграрного права и правовых норм, выходящих за его пределы (в число объектов, на которые распространяются мероприятия по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, входят зоопарковые, домашние, а также дикие животные и пти­цы, рыбы и пчелы) неоценимо.

Помимо общих положений, определяющих задачи ветерина­рии, Закон устанавливает:

систему и задачи ветеринарной службы, которая представлена тремя ее составляющими: федеральная ветеринарная служба, ве­домственная ветеринарная служба и производственная ветеринар­ная служба;

  • задачи, порядок осуществления и исполнителей государствен­ного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора;
  • общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства;
  • требования по защите населения от болезней, общих для чело­века и животных, и пищевых отравлений;
  • ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации.
  • К полномочиям Российской Федерации относятся:
  • законодательство Российской Федерации в области ветерина­рии (в ст. 71 Конституции РФ оно не обозначено), формирование и реализация на территории мероприятий в области ветеринарии;
  • установление и отмена на территории страны карантина, дру­гих ограничений, направленных на предотвращение распростране­ния и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болез­ней животных;
  • разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;
  • охрана территории страны от заноса заразных болезней живот­ных из иностранных государств;
  • сотрудничество с международными организациями и иностран­ными государствами по вопросам ветеринарии;
  • регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых доба­вок для животных;
  • обеспечение лекарственными средствами, проведение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опас­ных болезней животных.
  1. К полномочиям субъектов Федерации в области ветеринарии относятся:
  2. участие в реализации федеральных мероприятий на террито­рии субъекта; организация проведения на территории субъекта ме­роприятий ПО предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
  3. защита населения от болезней, общих для человека и живот­ных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к веде­нию Российской Федерации:

регистрация специалистов в области ветеринарии, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью, и контроль за дея­тельностью специалистов в области ветеринарии (поскольку со­гласно ст.

4 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют только специалисты с высшим и средним ветеринарным образованием, а те из них, которые занимаются предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Федерации).

Для осуществления указанных полномочий создана система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая включает в себя:

Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии

  • федеральный орган исполнительной власти в области норма­тивно-правового регулирования в ветеринарии — Министерство сельского хозяйства РФ;
  • федеральный орган исполнительной власти по оказанию госу­дарственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;
  • федеральный орган исполнительной власти в области ветери­нарного надзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — Россельхознадзор) и подведомственные ей территориальные органы;
  • ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
  • в субъектах Федерации — уполномоченные в области ветери­нарии органы исполнительной власти субъектов и подведомствен­ные им учреждения.
  • Главный государственный ветеринарный инспектор Российс­кой Федерации назначается и освобождается от должности Прави­тельством РФ, а главные государственные ветеринарные инспекто­ра субъектов Федерации — органами исполнительной власти субъ­ектов по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
  • Федеральный закон определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекто­ров по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений зако­нодательства о ветеринарии. Эта деятельность направлена на:
  • выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней жи­вотных;
  • организацию противоэпизоотических мероприятий;

надзор за проведением организациями и гражданами организа­ционно-производственных и ветеринарно-профилактических ме­роприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм В ст.

19 установлены размеры компенсации за изъятие живот­ных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (такие события имели место в недавнем прошлом в ряде регионов, например, в связи с пти­чьим гриппом), а в ст.

21 — порядок обязательного осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок, реализуемых на рынке и используемых по назначению.

  1. Помимо Федерального закона «О ветеринарии» ветеринар­ный надзор урегулирован рядом других нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами. В настоящее время действуют:
  2. порядок оформления ветеринарных свидетельств на продо­вольственное сырье и пищевые продукты, утвержденный Минсель­хозпродом России в 1998 г.;
  3. правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, под­контрольных госветнадзору, утвержденные Министерством путей сообщения РФ в 2003 г.;
  4. правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Минсельхозом России в 2005 г.;
  5. перечень карантинных и особо опасных болезней животных, утвержденный Минсельхозом России в 2005 г.

16.Правовое регулирование селекционной деятельности.

Селекционная деятельность как совокупность приемов и действий по целенаправленному изменению и созданию новых биологических объектов имеет целью создание новых сортов растений и пород животных, так и трансформацию имеющихся сортов и пород для повышения их качественных и количественных характеристик. Положительные результаты селекционного процесса гарантируют стабильность функционирования двух основных отраслей сельскохозяйственного производства- растениеводства и животноводства.

  • Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность, стабильность.
  • Данная система признаков соответствует международному законодательству в данной сфере.
  • Сорт, порода считаются новыми, если на дату подачи заявки на выдачу патента семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом другим лицам селекционером, его правопреемником или с их согласия для использования селекционного достижения:
  • — на территории РФ — ранее, чем за 1 год до этой даты
  • — на территории другого государства — ранее, чем за 4 года или, а если это касается винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, — ранее, чем за 6 лет до указанной даты.

селекционного достижение должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки.

Растения сорта, животные породы должны быть достаточно однородны по своим морфологическим, физиологическим, химическим и другим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения, селекционного достижение считается стабильным, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения.

Охраноспособное селекционного достижение — это творческое биолого-технологическое разрешение задачи по выведению нового сорта растения или новой породы животного, отвечающих критерию новизны, имеющих явные отличия от общеизвестных сортов ипород, обладающих достаточной однородностью и стабильностью, права на которые удостоверены в установленном порядке. Место правовых норм о селекционной деятельности в системе аграрного права.

Принятие 6 августа 1993 года закона РФ « О селекционных достижениях» (утратил юридическую силу с 1 января 2008 г.), предопределило место института селекционного права в системе аграрного права. Этот закон представляет собой первую попытку законодательного регулирования селекционной деятельности в РФ.

На современном этапе институт селекционного права необходимо рассматривать как группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, что предопределяется не только комплексностью данного института, но и особым значением правового регулирования данной сферы, как на национальном, так и на международном уровнях.

Законодательство о селекционной деятельности. Современное законодательство о селекционной деятельности представлено различными нормативно правовыми актами, имеющими как общий, так и специальный характер. Особое значение имеет гражданское законодательство.

Глава 73 ГК РФ регулирует вопросы, связанные с интеллектуальными правами на селекционные достижения и их реализации. Большое значение имеют такие федеральные законы как: ФЗ от 3 августа 1995 г. «О племенном животноводстве», от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве», от 5 июля 1996 г.

«О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Реализация обозначенных федеральных законов обеспечивается подзаконными актами. Это: постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994г.

№ 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», постановление Правительства РФ отт12 августа 1994г № 918 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О селекционных достижениях».

Читайте также:  Статья 119 БК РФ. Обслуживание государственного (муниципального) долга (действующая редакция)

Также действуют нормативные акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. Субъекты прав на селекционные достижения.

Права на селекционные достижения могут принадлежать различным субъектам — как физическим, так и юридическим лицам авторам селекционных достижений, заявителям, патентообладателям, оригинаторам, работодателям, наследникам, а также специальным органам: Министерству сельского хозяйства РФ, Госкомиссии, а также лабораториям по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, семенным инспекциям, Российской академии образования и другим.

Особый статус имеют специализированные юридические лица, основной функцией которых может выступать ведение семеноводства и племенного животноводства, однако они принимают непосредственное участие и в селекционном процессе: племенные и конные заводы, генофондные хозяйства, селекционно-гибридные центры и подобные субъекты.

Порядок оформления прав на селекционные достижения. Законодательство о селекционной деятельности основано на патентной форме охране результатов селекции, в соответствии с которой права на селекционные достижения охраняются законом и подтверждаются охранным документом — патентом.

Порядок подачи заявки и оформления прав на селекционные достижения регулируются главой 73 ГК РФ и Правилами составления и падачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение и правила составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 14 октября 1994 г.

Патент на селекционное достижение заявитель получает в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Договоры в селекционной деятельности. Распоряжение исключительным правом на селекционные достижения возможно через заключение договоров об отчуждении исключительного права на селекционные достижения (договора об отчуждении патента или лицензионного договора).

Заключение лицензионного договора, в отличие от договора об отчуждении патента, не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Законодательством также предусмотрена возможность предоставления открытой лицензии, сущность которой заключается в том.

Что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционные достижения селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя.

Правовое регулирование селекционной деятельности эффективно тогда, когда в законодательстве предложен полноценный правовой механизм, начиная с определения основополагающих понятий селекционной деятельности, гарантии реализации прав субъектов селекционных отношений заканчивая внедрением на селекционных достижений в производство.

Внедрение в производство является логическим завершением творческого труда автора селекционного достижения и критерием оценки научно-исследовательской работы в селекции.

Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии

Статья
2. Нормативно-правовое регулирование в
ветеринарии 

     
     Ветеринарное
законодательство Российской Федерации
состоит из настоящего Закона и принимаемых
в соответствии с ним иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской
Федерации.

     
     Ветеринарное
законодательство Российской Федерации
регулирует отношения в области ветеринарии
в целях защиты животных от болезней,
выпуска безопасных в ветеринарном
отношении продуктов животноводства и
защиты населения от болезней, общих для
человека и животных.

     (Статья
в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию)
     

Статья 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии

Статья
3. Полномочия Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в области
ветеринарии 

     
     К
полномочиям Российской Федерации
относятся: *3.

1)
     
     законодательство
Российской Федерации в области
ветеринарии;
     
     формирование
и реализация на территории Российской
Федерации мероприятий в области
ветеринарии;
     
     организация
и обеспечение деятельности федерального
органа исполнительной власти в области
ветеринарии;
     
     установление
и отмена на территории Российской
Федерации карантина и иных ограничений,
направленных на предотвращение
распространения и ликвидацию очагов
заразных и иных болезней животных (далее
— ограничительные мероприятия (карантин)
(абзац в редакции, введенной в действие
с 1 января 2011 года Федеральным
законом от 10 декабря 2010 года N 356-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию);
     
     разработка
технических регламентов в области
ветеринарии, в том числе разработка и
утверждение ветеринарно-санитарных
требований и норм безвредности кормов
и кормовых добавок;
     
     охрана
территории Российской Федерации от
заноса заразных болезней животных из
иностранных государств;
     
     сотрудничество
с международными организациями и
иностранными государствами по вопросам
ветеринарии;
     
     регистрация
лекарственных средств, кормов и кормовых
добавок для животных;
*3.1.8)
     
     обеспечение
лекарственными средствами проведения
противоэпизоотических мероприятий
против заразных и иных болезней животных
(абзац в редакции, введенной в действие
с 1 января 2011 года Федеральным
законом от 10 декабря 2010 года N 356-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию).
     
     К
полномочиям субъекта Российской
Федерации в области ветеринарии
относятся:
     
     участие
в реализации федеральных мероприятий
на территории субъекта Российской
Федерации;
     
     организация
проведения на территории субъекта
Российской Федерации мероприятий по
предупреждению и ликвидации болезней
животных и их лечению;
     
     защита
населения от болезней, общих для человека
и животных, за исключением вопросов,
решение которых отнесено к ведению
Российской Федерации;
     
     регистрация
специалистов в области ветеринарии,
занимающихся предпринимательской
деятельностью;
     
     контроль
деятельности специалистов в области
ветеринарии;
     

     решение
иных вопросов в области ветеринарии,
за исключением вопросов, решение которых
отнесено к ведению Российской
Федерации.

     (Часть в
редакции, введенной в действие с 1 января
2006 года Федеральным
законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ,
— см.

 предыдущую
редакцию) 
     (Статья
в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию)
          
     

Перспективы развития ветеринарного дела в РФ в условиях меняющегося законодательства. Нормативное правовое регулирование в области ветеринарии

Рубрика: Публикации ученых

Доклад Боева Ю.Г., начальника отдела организации ветеринарного дела Департамента ветеринарии Минсельхоза России, кандидата ветеринарных наук на конференции «Опыт и проблемы оздоровления крупного рогатого скота от лейкоза», 25.11.2015 г. Великий Новгород.

  • Основной задачей, необходимой для поддержания условий обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Российской Федерации, является совершенствование правового регулирования в сфере ветеринарии — создание современных правовых норм и правил в сфере ветеринарной деятельности.
  • Для решения этой задачи требуется не только обновление ветеринарного законодательства с учетом административных реформ, проводимых в Российской Федерации, но и гармонизация ветеринарно-санитарных требований с международными требованиями и нормами.
  • Указанная деятельность заключается в детальной проработке и актуализации действующего отечественного ветеринарного законодательства.
  • На организацию проведения противоэпизоотических мероприятий на территории субъектов Российской Федерации ежегодно Минсельхозом России выделяются средства из федерального бюджета.
  • Лейкоз – заболевание кроветворной ткани животных, характеризующееся злокачественным её разрастанием, развитием патологических очагов органов кроветворения и нарушением процесса созревания кровяных клеток.

В целях недопущения распространения особо опасных болезней животных, ежегодно в Российской Федерации с диагностической целью исследуется более 12 млн. проб сывороток крови КРС на лейкоз.

Лейкоз наносит большой экономический ущерб животноводству.

Ущерб достигает значительных размеров вследствие снижения мясной и молочной продуктивности, преждевременного падежа и вынужденного убоя больных животных, утилизации туш и органов с опухолевыми поражениями, затрат на проведение диагностических исследований и противолейкозных мероприятий, недополучения потомства от высокопродуктивных коров, потери от племенной ценности и ограничений в реализации и т. д.

Лейкоз крупного рогатого скота имеет определенное значение для международной торговли животными и животноводческой продукцией.

в 2014 году — 46,8 % приходилось на лейкоз, и при сравнении показателей заболеваемости за 9 месяцев 2014 и 2015 годов, на лейкоз приходится 40,3 % и 49,5% соответственно.

В настоящее время лейкоз рассматривается как болезнь, которая представляет потенциальную опасность для генофонда племенного скота и при отсутствии планомерной борьбы имеет тенденцию к дальнейшему нарастанию.

На конец сентября 2015 года в субъектах Российской Федерации зарегистрировано 2093 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. За 9 месяцев текущего года выявлено 240 новых неблагополучных пунктов, оздоровлено 268 пунктов.

Улучшилась эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Новгородской, Кировской, Ульяновской, Нижегородской, Тюменской областях, Республике Мордовия. В этих субъектах уменьшилось количество неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных.

Однако остаётся напряженной эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Челябинской области – 169 неблагополучных пунктов, Краснодарском крае – 127, Новосибирской области – 191, Курганской – 101, Тверской – 101, Московской – 102, Калужской – 85, Пензенской – 77, Владимирской – 71, Республике Татарстан – 72 и других субъектах.

Читайте также:  Статья 3.1. Архитектурная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Методы оздоровления хозяйств от лейкоза основываются на систематических серологических и гематологических исследованиях с целью выявления инфицированных ВЛКРС и больных животных.

Ежегодно в Российской Федерации подвергается диагностическим исследованиям в РИД от 12 до 14 млн. голов крупного рогатого скота, гематологическим исследованиям от 3 до 4 млн. голов скота.

При серологических исследованиях поголовья животных на лейкоз в РИД выявляется 1 — 1,2 млн. голов положительно реагирующего скота, что составляет 6,6 — 6,9% от исследованных животных, при гематологических исследованиях выявляется от 35 до 54 тысяч положительных результатов (1,0 – 1,6%).

  1. Следует отметить, что в последние 3 года в целом в Российской Федерации несколько увеличилось количество серологических исследований крупного рогатого скота на лейкоз.
  2. Увеличение серологических исследований поголовья скота в некоторых субъектах происходит преимущественно за счёт исследований с целью выяснения эпизоотической ситуации по лейкозу, а также за счёт увеличения кратности исследований в оздоравливаемых хозяйствах.
  3. Также, надо отметить, что в субъектах имеются отдельные хозяйства, в которых не проводятся диагностические исследования, поэтому невозможно определить статус его благополучия по данному заболеванию.

В некоторых субъектах отсутствуют сведения о наличии неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных. Это в основном автономные округа Севера и республики Северного Кавказа.

Напряжённая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота сложилась и в племенных хозяйствах страны. Так по итогам 2014 года в Российской Федерации из 1400 племенных хозяйств неблагополучными являются 163, а в 71 благополучном хозяйстве выявляют положительно реагирующих на лейкоз животных.

Наибольшее количество неблагополучных племенных хозяйств регистрируется в Челябинской области (84,2% от общего числа племенных хозяйств в субъекте), Ростовской области (72,7%), Республике Дагестан (72,2%), Воронежской области (45,7%), Краснодарском крае (43,5%) и Московской области (24,5%).

В некоторых субъектах Российской Федерации, таких как, Новгородская, Ленинградская, Свердловская, Вологодская области накоплен большой опыт работы по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота.

В этих субъектах уменьшилось количество неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных.

Основу борьбы с этой инфекцией составляет работа по организации изолированного выращивания молодняка, свободного от вируса лейкоза, замена маточного поголовья при заражённости стад от 30% и более. Таким путём можно оздоровить хозяйство в течение 3-5 лет.

  • Широкому распространению лейкозу крупного рогатого скота во многих субъектах России способствует отсутствие на местах систематической работы по организации и проведению противоэпизоотических мероприятий, длительное неблагополучие стад по лейкозу, передержка в стадах больных и инфицированных животных, отсутствие изолированного выращивания молодняка, проведение на животных различных манипуляций зоотехнического, ветеринарного характера и другие.
  • Эффективная система профилактики и борьбы с лейкозом невозможна без хорошо налаженной статистики, которая является одной из обязательных составных частей в комплексе эффективных противолейкозных мероприятий.
  • На организацию проведения противоэпизоотических мероприятий на территории субъектов Российской Федерации ежегодно Минсельхозом России выделяются средства из федерального бюджета.
  • В Российской Федерации эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота не стабильная:

— по лейкозу крупного рогатого скота число больных животных сократилось с 59,9 тыс. голов в 2005 году, до 37,2 тыс. голов в 2014 году. Количество вновь выявленных неблагополучных пунктов увеличилось с 154 до 405 пунктов.

В 1 квартале 2015 года в России выявлено 84 новых неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. На конец марта текущего года в субъектах России регистрируется 2103 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота, в которых за 3 месяца заболело 9695 голов.

Наибольшее число заболевших лейкозом животных по итогам 2014 года выявлено в ЦФО – 14,9 тыс. голов (40,1%), ПФО – 9,7 тыс. голов (26,2%) и СФО – 6,2 тыс. голов (16,6%).

По итогам девяти месяцев 2015 года лейкоз крупного рогатого скота регистрировался в 72 субъектах России.

В настоящее время, во исполнение новых норм права, содержащихся в Федеральном законе № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № АД-П11-6390 Минсельхозом России проводится разработка нормативных правовых актов.

Распоряжением Минсельхоза России от 30 сентября 2015 года № 98-р создана рабочая группа и утвержден её состав по разработке нормативных правовых актов в соответствии с Перечнем проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти необходимых для реализации норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рабочей группе поручено обеспечить выполнение Плана («дорожной карты») по разработке проектов четырех постановлений Правительства Российской Федерации:

1.

«Об утверждении Порядка аттестации специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, на право оформления ветеринарных сопроводительных документов на товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору)». Проектом определена процедура проведения аттестации негосударственных ветеринарных специалистов.

  1. Проектом постановления предусматривается, что к аттестации допускаются указанные специалисты:
  2. — имеющие высшее образование;
  3. — опыт работы в области ветеринарии не менее одного года;
  4. — удостоверение о повышении квалификации, полученное не более чем за 3 года до подачи документов на аттестацию, в образовательном учреждении по итогом освоения дополнительной профессиональной программы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, утвержденной образовательной организацией по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в объеме не менее 72 часов.
  5. Порядком предусмотрено формирование аттестационной комиссии осуществляющейся из числа представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии (не менее двух членов комиссии), территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (не менее двух членов комиссии).
  6. В состав аттестационной комиссии должно входить не менее 4 членов.
  7. Кроме того, в целях проверки таких специалистов на знание норм и требований ветеринарного законодательства, регламентирующих оформление в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов, и на наличие практических навыков, необходимых для работы с федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии, аттестационная комиссия организует тестирование.

В ходе проведения тестирования аттестуемому последовательно задаются вопросы на знание законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза в сфере оформления ветеринарных сопроводительных документов, а также предлагается по пять ответов на каждый из этих вопросов, из которых один или несколько являются верными. Тестируемым специалистом должны быть указаны предложенные ответы, являющиеся верными.

  • 2.  «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (далее – мониторинг), которым будет определено, что:
  • — мониторинг включает в себя сбор, анализ и использование информации о ветеринарно-санитарном состоянии и эпизоотическом благополучии районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе об очагах болезней, отнесенных к карантинным.
  • — целями мониторинга являются:
  • 1) охрана здоровья граждан Российской Федерации и здоровья животных, в том числе водных, путем обеспечения исключения наличия небезопасных и запрещенных веществ в уловах ВБР и произведенной из них рыбной и иной продукции, предназначенной для употребления в пищу населению и в корм продуктивным животным;
  • 2) своевременное обнаружение угроз, оценка и прогноз изменений состояния водных биологических ресурсов;
  • 3) осуществление управления в области обеспечения продовольственной и пищевой безопасности;
  • 4) организация осуществления мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.
  • Проектом будут определены следующие разделы, отражающие:
  • а) регулярные наблюдения за эпизоотическим и ветеринарно-санитарным состоянием водных биологических ресурсов и продукции из них;
  • б) специальные наблюдения в соответствии с планом корректирующих мероприятий;
  • в) инвентаризация ветеринарных угроз и рисков, корректирующие меры;
  • г) оценка ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния регионов Российской Федерации (субъектов, водных бассейнов), районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
  • д) экспедиционные обследования;
  • е) результаты Мониторинга, подведение итога документа являются:
  • — реестр районов добычи (вылова) уловов ВБР, безопасных в ветеринарном отношении (ежегодно);
  • — реестр районов распространения возбудителей заразных заболеваний и ареалов обитания ВБР — источников небезопасных и запрещенных веществ в продукции из них (ежеквартально);
  • — прогноз состояния и развития процесса;
  • — проекты планов корректирующих мероприятий;
  • — обзор и публикация сведений о ветеринарной безопасности продукции из ВБР (ежегодно до 1 мая следующего года).
  • Россельхознадзором размещаются результаты государственного мониторинга в сети «Интернет».

3. Проектом постановления Правительства «Об утверждении порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных» и о внесении изменений в пункт 5.6.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», разработан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии.

Читайте также:  Статья 10. язык судопроизводства и делопроизводства в судах

В настоящее время регистрация добавок осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 № 48 (далее, соответственно – Правила, Приказ № 48).

Правовое регулирование в области ветеринарии

  • В результате изучения данной главы студент должен:
  • знать
  • содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов в области ветеринарии и санитарных норм;
  • уметь
  • – оперировать юридическими понятиями ветеринарного законодательства и санитарных норм;
  • – анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере ветеринарии и санитарных норм;
  • – анализировать, толковать, правильно применять правовые нормы законодательства в области ветеринарии и санитарных норм;
  • – принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с ветеринарным законодательством и санитарными нормами;
  • – видеть различия между ветеринарно-санитарными и санитарными нормами;

владеть навыками

  • – использования нормативных документов, касающихся законодательства в области ветеринарии и санитарных норм, в своей профессиональной деятельности;
  • – ориентирования в ветеринарном законодательстве и организации государственного ветеринарного надзора;
  • – применения мер различных видов юридической ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.

Понятие и источники законодательства в области ветеринарии

Ветеринария представляет собой область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Отношения в области ветеринарии регулируются нормами Закона РФ от 14 мая 1993 г.

№ 4979-1 «О ветеринарии» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Однако в силу ч. 4 ст.

15 Конституции РФ составной частью ветеринарного законодательства являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Международными документами, устанавливающими основополагающие требования к обеспечению ветеринарной безопасности животных [1] и водных животных [2], а также продукции из них, являются соответственно Кодекс здоровья наземных животных Всемирной организации здоровья животных (Наземный кодекс МЭБ) и Кодекс здоровья водных животных (Водный кодекс МЭБ).

Наземный кодекс и Водный кодекс МЭБ являются руководящими документами для компетентных органов, импортно-экспортных служб, эпизоотологов и всех, кто имеет отношение к международной торговле животными и водными животными и продукции из них.

Обязательность применения норм Наземного кодекса, Водного кодекса и других документов МЭБ определена Соглашением Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее – СФС-соглашение), которым установлено, что члены Всемирной торговой организации [3] обязаны основывать свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях (п. 1 ст. 3).

Согласно подп. «а» и «b» п. 3 приложения А «Определения» к СФС-соглашению международные стандарты, руководства и рекомендации – это:

  • (а) в отношении безопасности пищевых продуктов – стандарты, руководства и рекомендации, установленные Комитетом «Кодекс Алиментариус», которые касаются пищевых добавок, ветеринарных препаратов и остатков пестицидов, загрязняющих веществ, методов анализа и отбора проб, а также правила и руководства в отношении норм гигиены;
  • (b) в отношении здоровья животных и животного мира – стандарты, руководства и рекомендации, разработанные под эгидой Международного эпизоотического бюро.

Документом, определяющим общие принципы обеспечения ветеринарной безопасности на территории Таможенного союза, является Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам 2009 г., в соответствии с которым:

  • – действие Соглашения распространяется на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары (продукцию), включая товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
  • – подконтрольные товары должны соответствовать Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), и подлежат обязательному ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза;
  • – каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о едином порядке контроля, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара;
  • – подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной стороны Соглашения на территорию государства другой стороны Соглашения в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом.

Соглашением также определена возможность разработки и введения временных ветеринарных требований и мер в случае получения официальной информации от соответствующих международных организаций, государств сторон Соглашения, а также третьих стран об ухудшении эпизоотической ситуации на территории третьих стран или государств сторон Соглашения.

В целях реализации положений Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам приняты следующие основные решения Комиссии Таможенного союза: от 18 июня 2010 г.

№ 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», которым утверждены Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору); от 7 апреля 2011 г. № 607 «О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольные товары из третьих стран»; от 18 октября 2011 г. № 834 «О едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)».

Закон РФ «О ветеринарии» определяет основные задачи ветеринарии и органы и лиц, их осуществляющих; полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области ветеринарии, требования к лицам, занимающимся ветеринарной деятельностью; систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации; понятие государственного ветеринарного надзора и лиц, его осуществляющих, их права; общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных, обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, к ветеринарно-санитарной экспертизе; виды ответственности за нарушение ветеринарного законодательства. Данный Закон содержит значительное количество отсылочных норм.

В соответствии с Докладом Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации и ветеринарным кодексом Международного эпизоотического бюро законопроектом предусмотрены компартментализация, регионализация, мониторинг эпизоотического состояния территорий и подконтрольных товаров, а также оценка компетентности органов иностранных государств, осуществляющих ветеринарный надзор. Кроме того, в соответствии с указанными документами законопроектом определены цели и принимаемые на себя обязательства в том, что касается безопасности подконтрольных товаров, а также регламентация подзаконными актами и ветеринарными правилами, документальное оформление избранных политики и действий.

Следует отметить, что в ходе подготовки новой редакции Закона «О ветеринарии» рассматривалась возможность объединения ветеринарных экспертов в саморегулируемые организации ветеринарных экспертов, создания национального объединения саморегулируемых организаций ветеринарных экспертов. Однако введение данной нормы федеральными органами исполнительной власти было признано преждевременным.

К иным нормативным правовым актам РФ, принимаемым в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии», относятся постановления Правительства РФ и приказы Минсельхоза России, осуществляющего функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии [4]. К примеру, постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г.

№ 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг» регламентирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг.

Важное значение для отрасли также имеют Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г.

№ 422, Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258, и Перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 9 марта 2011 г. № 62.

Как отмечено выше, отношения в сфере ветеринарии регулируются также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Важно подчеркнуть, что согласно ч. 5 ст.

76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ссылка на основную публикацию