Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 12 июня 2008 г.
№ 88-ФЗ) дает самое общее понятие ветеринарии как области знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Содержание Закона раскрывает широкую сферу нормотворческой и правоприменительной деятельности государства, крайне необходимой не только для сельского хозяйства как отрасли экономики, но и прежде всего для безопасности жизни и здоровья населения.
Поэтому значение данного публично-правового субинститута аграрного права и правовых норм, выходящих за его пределы (в число объектов, на которые распространяются мероприятия по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, входят зоопарковые, домашние, а также дикие животные и птицы, рыбы и пчелы) неоценимо.
Помимо общих положений, определяющих задачи ветеринарии, Закон устанавливает:
систему и задачи ветеринарной службы, которая представлена тремя ее составляющими: федеральная ветеринарная служба, ведомственная ветеринарная служба и производственная ветеринарная служба;
- задачи, порядок осуществления и исполнителей государственного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора;
- общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства;
- требования по защите населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
- ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации.
- К полномочиям Российской Федерации относятся:
- законодательство Российской Федерации в области ветеринарии (в ст. 71 Конституции РФ оно не обозначено), формирование и реализация на территории мероприятий в области ветеринарии;
- установление и отмена на территории страны карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
- разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;
- охрана территории страны от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
- сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии;
- регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных;
- обеспечение лекарственными средствами, проведение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных.
- К полномочиям субъектов Федерации в области ветеринарии относятся:
- участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта; организация проведения на территории субъекта мероприятий ПО предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
- защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации:
регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью, и контроль за деятельностью специалистов в области ветеринарии (поскольку согласно ст.
4 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют только специалисты с высшим и средним ветеринарным образованием, а те из них, которые занимаются предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Федерации).
Для осуществления указанных полномочий создана система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая включает в себя:
- федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии — Министерство сельского хозяйства РФ;
- федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;
- федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — Россельхознадзор) и подведомственные ей территориальные органы;
- ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
- в субъектах Федерации — уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов и подведомственные им учреждения.
- Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации назначается и освобождается от должности Правительством РФ, а главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Федерации — органами исполнительной власти субъектов по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
- Федеральный закон определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства о ветеринарии. Эта деятельность направлена на:
- выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
- организацию противоэпизоотических мероприятий;
надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм В ст.
19 установлены размеры компенсации за изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (такие события имели место в недавнем прошлом в ряде регионов, например, в связи с птичьим гриппом), а в ст.
21 — порядок обязательного осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок, реализуемых на рынке и используемых по назначению.
- Помимо Федерального закона «О ветеринарии» ветеринарный надзор урегулирован рядом других нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами. В настоящее время действуют:
- порядок оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты, утвержденный Минсельхозпродом России в 1998 г.;
- правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных госветнадзору, утвержденные Министерством путей сообщения РФ в 2003 г.;
- правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Минсельхозом России в 2005 г.;
- перечень карантинных и особо опасных болезней животных, утвержденный Минсельхозом России в 2005 г.
16.Правовое регулирование селекционной деятельности.
Селекционная деятельность как совокупность приемов и действий по целенаправленному изменению и созданию новых биологических объектов имеет целью создание новых сортов растений и пород животных, так и трансформацию имеющихся сортов и пород для повышения их качественных и количественных характеристик. Положительные результаты селекционного процесса гарантируют стабильность функционирования двух основных отраслей сельскохозяйственного производства- растениеводства и животноводства.
- Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность, стабильность.
- Данная система признаков соответствует международному законодательству в данной сфере.
- Сорт, порода считаются новыми, если на дату подачи заявки на выдачу патента семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом другим лицам селекционером, его правопреемником или с их согласия для использования селекционного достижения:
- — на территории РФ — ранее, чем за 1 год до этой даты
- — на территории другого государства — ранее, чем за 4 года или, а если это касается винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, — ранее, чем за 6 лет до указанной даты.
селекционного достижение должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки.
Растения сорта, животные породы должны быть достаточно однородны по своим морфологическим, физиологическим, химическим и другим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения, селекционного достижение считается стабильным, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения.
Охраноспособное селекционного достижение — это творческое биолого-технологическое разрешение задачи по выведению нового сорта растения или новой породы животного, отвечающих критерию новизны, имеющих явные отличия от общеизвестных сортов ипород, обладающих достаточной однородностью и стабильностью, права на которые удостоверены в установленном порядке. Место правовых норм о селекционной деятельности в системе аграрного права.
Принятие 6 августа 1993 года закона РФ « О селекционных достижениях» (утратил юридическую силу с 1 января 2008 г.), предопределило место института селекционного права в системе аграрного права. Этот закон представляет собой первую попытку законодательного регулирования селекционной деятельности в РФ.
На современном этапе институт селекционного права необходимо рассматривать как группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, что предопределяется не только комплексностью данного института, но и особым значением правового регулирования данной сферы, как на национальном, так и на международном уровнях.
Законодательство о селекционной деятельности. Современное законодательство о селекционной деятельности представлено различными нормативно правовыми актами, имеющими как общий, так и специальный характер. Особое значение имеет гражданское законодательство.
Глава 73 ГК РФ регулирует вопросы, связанные с интеллектуальными правами на селекционные достижения и их реализации. Большое значение имеют такие федеральные законы как: ФЗ от 3 августа 1995 г. «О племенном животноводстве», от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве», от 5 июля 1996 г.
«О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Реализация обозначенных федеральных законов обеспечивается подзаконными актами. Это: постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994г.
№ 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», постановление Правительства РФ отт12 августа 1994г № 918 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О селекционных достижениях».
Также действуют нормативные акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. Субъекты прав на селекционные достижения.
Права на селекционные достижения могут принадлежать различным субъектам — как физическим, так и юридическим лицам авторам селекционных достижений, заявителям, патентообладателям, оригинаторам, работодателям, наследникам, а также специальным органам: Министерству сельского хозяйства РФ, Госкомиссии, а также лабораториям по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, семенным инспекциям, Российской академии образования и другим.
Особый статус имеют специализированные юридические лица, основной функцией которых может выступать ведение семеноводства и племенного животноводства, однако они принимают непосредственное участие и в селекционном процессе: племенные и конные заводы, генофондные хозяйства, селекционно-гибридные центры и подобные субъекты.
Порядок оформления прав на селекционные достижения. Законодательство о селекционной деятельности основано на патентной форме охране результатов селекции, в соответствии с которой права на селекционные достижения охраняются законом и подтверждаются охранным документом — патентом.
Порядок подачи заявки и оформления прав на селекционные достижения регулируются главой 73 ГК РФ и Правилами составления и падачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение и правила составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 14 октября 1994 г.
Патент на селекционное достижение заявитель получает в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.
Договоры в селекционной деятельности. Распоряжение исключительным правом на селекционные достижения возможно через заключение договоров об отчуждении исключительного права на селекционные достижения (договора об отчуждении патента или лицензионного договора).
Заключение лицензионного договора, в отличие от договора об отчуждении патента, не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Законодательством также предусмотрена возможность предоставления открытой лицензии, сущность которой заключается в том.
Что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционные достижения селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя.
Правовое регулирование селекционной деятельности эффективно тогда, когда в законодательстве предложен полноценный правовой механизм, начиная с определения основополагающих понятий селекционной деятельности, гарантии реализации прав субъектов селекционных отношений заканчивая внедрением на селекционных достижений в производство.
Внедрение в производство является логическим завершением творческого труда автора селекционного достижения и критерием оценки научно-исследовательской работы в селекции.
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии
Статья
2. Нормативно-правовое регулирование в
ветеринарии
Ветеринарное
законодательство Российской Федерации
состоит из настоящего Закона и принимаемых
в соответствии с ним иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской
Федерации.
Ветеринарное
законодательство Российской Федерации
регулирует отношения в области ветеринарии
в целях защиты животных от болезней,
выпуска безопасных в ветеринарном
отношении продуктов животноводства и
защиты населения от болезней, общих для
человека и животных.
(Статья
в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию)
Статья 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
Статья
3. Полномочия Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в области
ветеринарии
К
полномочиям Российской Федерации
относятся: *3.
1)
законодательство
Российской Федерации в области
ветеринарии;
формирование
и реализация на территории Российской
Федерации мероприятий в области
ветеринарии;
организация
и обеспечение деятельности федерального
органа исполнительной власти в области
ветеринарии;
установление
и отмена на территории Российской
Федерации карантина и иных ограничений,
направленных на предотвращение
распространения и ликвидацию очагов
заразных и иных болезней животных (далее
— ограничительные мероприятия (карантин)
(абзац в редакции, введенной в действие
с 1 января 2011 года Федеральным
законом от 10 декабря 2010 года N 356-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию);
разработка
технических регламентов в области
ветеринарии, в том числе разработка и
утверждение ветеринарно-санитарных
требований и норм безвредности кормов
и кормовых добавок;
охрана
территории Российской Федерации от
заноса заразных болезней животных из
иностранных государств;
сотрудничество
с международными организациями и
иностранными государствами по вопросам
ветеринарии;
регистрация
лекарственных средств, кормов и кормовых
добавок для животных;
*3.1.8)
обеспечение
лекарственными средствами проведения
противоэпизоотических мероприятий
против заразных и иных болезней животных
(абзац в редакции, введенной в действие
с 1 января 2011 года Федеральным
законом от 10 декабря 2010 года N 356-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию).
К
полномочиям субъекта Российской
Федерации в области ветеринарии
относятся:
участие
в реализации федеральных мероприятий
на территории субъекта Российской
Федерации;
организация
проведения на территории субъекта
Российской Федерации мероприятий по
предупреждению и ликвидации болезней
животных и их лечению;
защита
населения от болезней, общих для человека
и животных, за исключением вопросов,
решение которых отнесено к ведению
Российской Федерации;
регистрация
специалистов в области ветеринарии,
занимающихся предпринимательской
деятельностью;
контроль
деятельности специалистов в области
ветеринарии;
решение
иных вопросов в области ветеринарии,
за исключением вопросов, решение которых
отнесено к ведению Российской
Федерации.
(Часть в
редакции, введенной в действие с 1 января
2006 года Федеральным
законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ,
— см.
предыдущую
редакцию)
(Статья
в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см. предыдущую
редакцию)
Перспективы развития ветеринарного дела в РФ в условиях меняющегося законодательства. Нормативное правовое регулирование в области ветеринарии
Рубрика: Публикации ученых
Доклад Боева Ю.Г., начальника отдела организации ветеринарного дела Департамента ветеринарии Минсельхоза России, кандидата ветеринарных наук на конференции «Опыт и проблемы оздоровления крупного рогатого скота от лейкоза», 25.11.2015 г. Великий Новгород.
- Основной задачей, необходимой для поддержания условий обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Российской Федерации, является совершенствование правового регулирования в сфере ветеринарии — создание современных правовых норм и правил в сфере ветеринарной деятельности.
- Для решения этой задачи требуется не только обновление ветеринарного законодательства с учетом административных реформ, проводимых в Российской Федерации, но и гармонизация ветеринарно-санитарных требований с международными требованиями и нормами.
- Указанная деятельность заключается в детальной проработке и актуализации действующего отечественного ветеринарного законодательства.
- На организацию проведения противоэпизоотических мероприятий на территории субъектов Российской Федерации ежегодно Минсельхозом России выделяются средства из федерального бюджета.
- Лейкоз – заболевание кроветворной ткани животных, характеризующееся злокачественным её разрастанием, развитием патологических очагов органов кроветворения и нарушением процесса созревания кровяных клеток.
В целях недопущения распространения особо опасных болезней животных, ежегодно в Российской Федерации с диагностической целью исследуется более 12 млн. проб сывороток крови КРС на лейкоз.
Лейкоз наносит большой экономический ущерб животноводству.
Ущерб достигает значительных размеров вследствие снижения мясной и молочной продуктивности, преждевременного падежа и вынужденного убоя больных животных, утилизации туш и органов с опухолевыми поражениями, затрат на проведение диагностических исследований и противолейкозных мероприятий, недополучения потомства от высокопродуктивных коров, потери от племенной ценности и ограничений в реализации и т. д.
Лейкоз крупного рогатого скота имеет определенное значение для международной торговли животными и животноводческой продукцией.
в 2014 году — 46,8 % приходилось на лейкоз, и при сравнении показателей заболеваемости за 9 месяцев 2014 и 2015 годов, на лейкоз приходится 40,3 % и 49,5% соответственно.
В настоящее время лейкоз рассматривается как болезнь, которая представляет потенциальную опасность для генофонда племенного скота и при отсутствии планомерной борьбы имеет тенденцию к дальнейшему нарастанию.
На конец сентября 2015 года в субъектах Российской Федерации зарегистрировано 2093 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. За 9 месяцев текущего года выявлено 240 новых неблагополучных пунктов, оздоровлено 268 пунктов.
Улучшилась эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Новгородской, Кировской, Ульяновской, Нижегородской, Тюменской областях, Республике Мордовия. В этих субъектах уменьшилось количество неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных.
Однако остаётся напряженной эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Челябинской области – 169 неблагополучных пунктов, Краснодарском крае – 127, Новосибирской области – 191, Курганской – 101, Тверской – 101, Московской – 102, Калужской – 85, Пензенской – 77, Владимирской – 71, Республике Татарстан – 72 и других субъектах.
Методы оздоровления хозяйств от лейкоза основываются на систематических серологических и гематологических исследованиях с целью выявления инфицированных ВЛКРС и больных животных.
Ежегодно в Российской Федерации подвергается диагностическим исследованиям в РИД от 12 до 14 млн. голов крупного рогатого скота, гематологическим исследованиям от 3 до 4 млн. голов скота.
При серологических исследованиях поголовья животных на лейкоз в РИД выявляется 1 — 1,2 млн. голов положительно реагирующего скота, что составляет 6,6 — 6,9% от исследованных животных, при гематологических исследованиях выявляется от 35 до 54 тысяч положительных результатов (1,0 – 1,6%).
- Следует отметить, что в последние 3 года в целом в Российской Федерации несколько увеличилось количество серологических исследований крупного рогатого скота на лейкоз.
- Увеличение серологических исследований поголовья скота в некоторых субъектах происходит преимущественно за счёт исследований с целью выяснения эпизоотической ситуации по лейкозу, а также за счёт увеличения кратности исследований в оздоравливаемых хозяйствах.
- Также, надо отметить, что в субъектах имеются отдельные хозяйства, в которых не проводятся диагностические исследования, поэтому невозможно определить статус его благополучия по данному заболеванию.
В некоторых субъектах отсутствуют сведения о наличии неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных. Это в основном автономные округа Севера и республики Северного Кавказа.
Напряжённая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота сложилась и в племенных хозяйствах страны. Так по итогам 2014 года в Российской Федерации из 1400 племенных хозяйств неблагополучными являются 163, а в 71 благополучном хозяйстве выявляют положительно реагирующих на лейкоз животных.
Наибольшее количество неблагополучных племенных хозяйств регистрируется в Челябинской области (84,2% от общего числа племенных хозяйств в субъекте), Ростовской области (72,7%), Республике Дагестан (72,2%), Воронежской области (45,7%), Краснодарском крае (43,5%) и Московской области (24,5%).
В некоторых субъектах Российской Федерации, таких как, Новгородская, Ленинградская, Свердловская, Вологодская области накоплен большой опыт работы по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота.
В этих субъектах уменьшилось количество неблагополучных пунктов и заболевших лейкозом животных.
Основу борьбы с этой инфекцией составляет работа по организации изолированного выращивания молодняка, свободного от вируса лейкоза, замена маточного поголовья при заражённости стад от 30% и более. Таким путём можно оздоровить хозяйство в течение 3-5 лет.
- Широкому распространению лейкозу крупного рогатого скота во многих субъектах России способствует отсутствие на местах систематической работы по организации и проведению противоэпизоотических мероприятий, длительное неблагополучие стад по лейкозу, передержка в стадах больных и инфицированных животных, отсутствие изолированного выращивания молодняка, проведение на животных различных манипуляций зоотехнического, ветеринарного характера и другие.
- Эффективная система профилактики и борьбы с лейкозом невозможна без хорошо налаженной статистики, которая является одной из обязательных составных частей в комплексе эффективных противолейкозных мероприятий.
- На организацию проведения противоэпизоотических мероприятий на территории субъектов Российской Федерации ежегодно Минсельхозом России выделяются средства из федерального бюджета.
- В Российской Федерации эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота не стабильная:
— по лейкозу крупного рогатого скота число больных животных сократилось с 59,9 тыс. голов в 2005 году, до 37,2 тыс. голов в 2014 году. Количество вновь выявленных неблагополучных пунктов увеличилось с 154 до 405 пунктов.
В 1 квартале 2015 года в России выявлено 84 новых неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. На конец марта текущего года в субъектах России регистрируется 2103 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота, в которых за 3 месяца заболело 9695 голов.
Наибольшее число заболевших лейкозом животных по итогам 2014 года выявлено в ЦФО – 14,9 тыс. голов (40,1%), ПФО – 9,7 тыс. голов (26,2%) и СФО – 6,2 тыс. голов (16,6%).
По итогам девяти месяцев 2015 года лейкоз крупного рогатого скота регистрировался в 72 субъектах России.
В настоящее время, во исполнение новых норм права, содержащихся в Федеральном законе № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № АД-П11-6390 Минсельхозом России проводится разработка нормативных правовых актов.
Распоряжением Минсельхоза России от 30 сентября 2015 года № 98-р создана рабочая группа и утвержден её состав по разработке нормативных правовых актов в соответствии с Перечнем проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти необходимых для реализации норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рабочей группе поручено обеспечить выполнение Плана («дорожной карты») по разработке проектов четырех постановлений Правительства Российской Федерации:
1.
«Об утверждении Порядка аттестации специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, на право оформления ветеринарных сопроводительных документов на товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору)». Проектом определена процедура проведения аттестации негосударственных ветеринарных специалистов.
- Проектом постановления предусматривается, что к аттестации допускаются указанные специалисты:
- — имеющие высшее образование;
- — опыт работы в области ветеринарии не менее одного года;
- — удостоверение о повышении квалификации, полученное не более чем за 3 года до подачи документов на аттестацию, в образовательном учреждении по итогом освоения дополнительной профессиональной программы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, утвержденной образовательной организацией по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в объеме не менее 72 часов.
- Порядком предусмотрено формирование аттестационной комиссии осуществляющейся из числа представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии (не менее двух членов комиссии), территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (не менее двух членов комиссии).
- В состав аттестационной комиссии должно входить не менее 4 членов.
- Кроме того, в целях проверки таких специалистов на знание норм и требований ветеринарного законодательства, регламентирующих оформление в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов, и на наличие практических навыков, необходимых для работы с федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии, аттестационная комиссия организует тестирование.
В ходе проведения тестирования аттестуемому последовательно задаются вопросы на знание законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза в сфере оформления ветеринарных сопроводительных документов, а также предлагается по пять ответов на каждый из этих вопросов, из которых один или несколько являются верными. Тестируемым специалистом должны быть указаны предложенные ответы, являющиеся верными.
- 2. «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (далее – мониторинг), которым будет определено, что:
- — мониторинг включает в себя сбор, анализ и использование информации о ветеринарно-санитарном состоянии и эпизоотическом благополучии районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе об очагах болезней, отнесенных к карантинным.
- — целями мониторинга являются:
- 1) охрана здоровья граждан Российской Федерации и здоровья животных, в том числе водных, путем обеспечения исключения наличия небезопасных и запрещенных веществ в уловах ВБР и произведенной из них рыбной и иной продукции, предназначенной для употребления в пищу населению и в корм продуктивным животным;
- 2) своевременное обнаружение угроз, оценка и прогноз изменений состояния водных биологических ресурсов;
- 3) осуществление управления в области обеспечения продовольственной и пищевой безопасности;
- 4) организация осуществления мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.
- Проектом будут определены следующие разделы, отражающие:
- а) регулярные наблюдения за эпизоотическим и ветеринарно-санитарным состоянием водных биологических ресурсов и продукции из них;
- б) специальные наблюдения в соответствии с планом корректирующих мероприятий;
- в) инвентаризация ветеринарных угроз и рисков, корректирующие меры;
- г) оценка ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния регионов Российской Федерации (субъектов, водных бассейнов), районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- д) экспедиционные обследования;
- е) результаты Мониторинга, подведение итога документа являются:
- — реестр районов добычи (вылова) уловов ВБР, безопасных в ветеринарном отношении (ежегодно);
- — реестр районов распространения возбудителей заразных заболеваний и ареалов обитания ВБР — источников небезопасных и запрещенных веществ в продукции из них (ежеквартально);
- — прогноз состояния и развития процесса;
- — проекты планов корректирующих мероприятий;
- — обзор и публикация сведений о ветеринарной безопасности продукции из ВБР (ежегодно до 1 мая следующего года).
- Россельхознадзором размещаются результаты государственного мониторинга в сети «Интернет».
3. Проектом постановления Правительства «Об утверждении порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных» и о внесении изменений в пункт 5.6.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», разработан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии.
В настоящее время регистрация добавок осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 № 48 (далее, соответственно – Правила, Приказ № 48).
Правовое регулирование в области ветеринарии
- В результате изучения данной главы студент должен:
- знать
- – содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов в области ветеринарии и санитарных норм;
- уметь
- – оперировать юридическими понятиями ветеринарного законодательства и санитарных норм;
- – анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере ветеринарии и санитарных норм;
- – анализировать, толковать, правильно применять правовые нормы законодательства в области ветеринарии и санитарных норм;
- – принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с ветеринарным законодательством и санитарными нормами;
- – видеть различия между ветеринарно-санитарными и санитарными нормами;
владеть навыками
- – использования нормативных документов, касающихся законодательства в области ветеринарии и санитарных норм, в своей профессиональной деятельности;
- – ориентирования в ветеринарном законодательстве и организации государственного ветеринарного надзора;
- – применения мер различных видов юридической ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.
Понятие и источники законодательства в области ветеринарии
Ветеринария представляет собой область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Отношения в области ветеринарии регулируются нормами Закона РФ от 14 мая 1993 г.
№ 4979-1 «О ветеринарии» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Однако в силу ч. 4 ст.
15 Конституции РФ составной частью ветеринарного законодательства являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
Международными документами, устанавливающими основополагающие требования к обеспечению ветеринарной безопасности животных [1] и водных животных [2], а также продукции из них, являются соответственно Кодекс здоровья наземных животных Всемирной организации здоровья животных (Наземный кодекс МЭБ) и Кодекс здоровья водных животных (Водный кодекс МЭБ).
Наземный кодекс и Водный кодекс МЭБ являются руководящими документами для компетентных органов, импортно-экспортных служб, эпизоотологов и всех, кто имеет отношение к международной торговле животными и водными животными и продукции из них.
Обязательность применения норм Наземного кодекса, Водного кодекса и других документов МЭБ определена Соглашением Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее – СФС-соглашение), которым установлено, что члены Всемирной торговой организации [3] обязаны основывать свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях (п. 1 ст. 3).
Согласно подп. «а» и «b» п. 3 приложения А «Определения» к СФС-соглашению международные стандарты, руководства и рекомендации – это:
- (а) в отношении безопасности пищевых продуктов – стандарты, руководства и рекомендации, установленные Комитетом «Кодекс Алиментариус», которые касаются пищевых добавок, ветеринарных препаратов и остатков пестицидов, загрязняющих веществ, методов анализа и отбора проб, а также правила и руководства в отношении норм гигиены;
- (b) в отношении здоровья животных и животного мира – стандарты, руководства и рекомендации, разработанные под эгидой Международного эпизоотического бюро.
Документом, определяющим общие принципы обеспечения ветеринарной безопасности на территории Таможенного союза, является Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам 2009 г., в соответствии с которым:
- – действие Соглашения распространяется на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары (продукцию), включая товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
- – подконтрольные товары должны соответствовать Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), и подлежат обязательному ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза;
- – каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о едином порядке контроля, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара;
- – подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной стороны Соглашения на территорию государства другой стороны Соглашения в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом.
Соглашением также определена возможность разработки и введения временных ветеринарных требований и мер в случае получения официальной информации от соответствующих международных организаций, государств сторон Соглашения, а также третьих стран об ухудшении эпизоотической ситуации на территории третьих стран или государств сторон Соглашения.
В целях реализации положений Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам приняты следующие основные решения Комиссии Таможенного союза: от 18 июня 2010 г.
№ 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», которым утверждены Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору); от 7 апреля 2011 г. № 607 «О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольные товары из третьих стран»; от 18 октября 2011 г. № 834 «О едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)».
Закон РФ «О ветеринарии» определяет основные задачи ветеринарии и органы и лиц, их осуществляющих; полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области ветеринарии, требования к лицам, занимающимся ветеринарной деятельностью; систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации; понятие государственного ветеринарного надзора и лиц, его осуществляющих, их права; общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных, обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, к ветеринарно-санитарной экспертизе; виды ответственности за нарушение ветеринарного законодательства. Данный Закон содержит значительное количество отсылочных норм.
В соответствии с Докладом Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации и ветеринарным кодексом Международного эпизоотического бюро законопроектом предусмотрены компартментализация, регионализация, мониторинг эпизоотического состояния территорий и подконтрольных товаров, а также оценка компетентности органов иностранных государств, осуществляющих ветеринарный надзор. Кроме того, в соответствии с указанными документами законопроектом определены цели и принимаемые на себя обязательства в том, что касается безопасности подконтрольных товаров, а также регламентация подзаконными актами и ветеринарными правилами, документальное оформление избранных политики и действий.
Следует отметить, что в ходе подготовки новой редакции Закона «О ветеринарии» рассматривалась возможность объединения ветеринарных экспертов в саморегулируемые организации ветеринарных экспертов, создания национального объединения саморегулируемых организаций ветеринарных экспертов. Однако введение данной нормы федеральными органами исполнительной власти было признано преждевременным.
К иным нормативным правовым актам РФ, принимаемым в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии», относятся постановления Правительства РФ и приказы Минсельхоза России, осуществляющего функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии [4]. К примеру, постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г.
№ 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг» регламентирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг.
Важное значение для отрасли также имеют Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г.
№ 422, Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258, и Перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 9 марта 2011 г. № 62.
Как отмечено выше, отношения в сфере ветеринарии регулируются также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Важно подчеркнуть, что согласно ч. 5 ст.
76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.