Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 — 62)

Связи с внешним миром крайне важны для любого открытого и цивилизованного государства.

Подобные отношения регламентируются рядом специальных документов, среди которых особое место уделяется международному соглашению.

Что представляет собой данный юридический источник? Какими особенностями он обладает? В этой статье будет подробно рассказано про понятие, виды, формы и значение источников международного права.

Понятие международного договора

Договор является наиболее популярной формой политического соглашения. Он может приобретать статус международного, если заключается между разными государствами. Юридическая сила договора зависит от того, какую форму имеет принимаемое соглашение: например, это может быть конвенция, пакт, устав, протокол и т. д.

Все международные соглашения имеют четкую цель: это совместное достижение странами определенных результатов по тому или иному вопросу. Объектом договора могут быть любые материальные или нематериальные блага, а также действия или бездействия. Как правило, объект соглашения отражается в наименовании принимаемого документа.

Возможностью заключать договоры обладают все страны. Такая правоспособность была закреплена в 1969 году по Венской конвенции — которая, к слову, также является международным соглашением. Согласно этому документу, любое государство должно стремиться к заключению и достижению определенных целей, направленных на развитие отдельных стран или всего мира в целом.

Существует в рассматриваемой сфере и ряд специальных ограничений. Например, одно государство не может обременить какую-либо страну обязательствами, без ее согласия на это. Все заключаемые в международных соглашениях нормы должны строго соответствовать положениям всемирного права, которое запрещает создавать неудобства или проблемы для кого бы то ни было.

Источник международного права — международный договор

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

В большинстве случаев нормы, сформированные межгосударственным соглашением, предназначены для многократного применения. Такие договоры именуются универсальными. Они отражают интересы всех стран, а также открыты для внесения изменений. Примером такого соглашения является Устав Организации Объединенных Наций — важнейший источник международного права. Согласно статье 103 этого документа, любое межгосударственное соглашение, противоречащее Уставу ООН, не может обладать полноценной юридической силой.

Все межгосударственные соглашения являются фундаментом для международного права. При этом определить основные особенности данной отрасли не так уж и просто. Это по-настоящему громадная юридическая область, одинаково значимая для всех признанных мировых государств. Чуть подробнее о ней следует рассказать далее.

Международное право

Юридические отношения, в которых присутствует иностранный элемент, объединяются в отрасль международного права. Данная сфера регулируется специальными нормативными актами, которые именуются межгосударственными соглашениями.

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

Международное право делится на публичное, частное и наднациональное. Публичное право представляет собой систему, которая регулирует межгосударственные отношения путем принятия определенных решений мировыми организациями. На сегодняшний день ведущей международной организацией является ООН.

Частное право регулирует внутригосударственное законодательство, усложненное иностранным элементом. Самый распространенный способ применения такого права — это регулирование коллизионных норм (национальных юридических элементов, осложненных иностранным правом).

Наконец, существует наднациональная правовая группа. В некоторых странах власть делегирует часть своих полномочий международным органам. Путем заключения международных соглашений, мировые организации берут на себя обязанность по управлению внутренними делами отдельного государства.

Число субъектов, заключающих соглашение

Специалисты в области юриспруденции разработали множество различных классификаций международных соглашений. Так, договоры могут делиться в зависимости от числа субъектов права.

Первая группа юридических актов именуется односторонней. В данном случае есть всего один субъект, обладающей правом волеизъявления. Именно этот субъект налагает на себя ряд полномочий или обязанностей, за реализацию которых он в полной мере ответственен. К группе односторонних актов относятся:

  • Нотификации. Это задокументированные факты, обладающие определенными правовыми последствиями. Заключают такие соглашения страны, которые возлагают на себя обязательство что-то исполнить (например, вывести или ввести войска, устранить или возместить ущерб и т. д.).
  • Признание. Это документ, представляющий собой факт закрепления государственной воли. По сути, признание является видом соглашения, что переводит фактическое положение в юридическое.
  • Протест. В данном случае одно государство выражает свое несогласие или недовольство по определенному поводу. Похожим документом является отказ — соглашение, согласно которому государство отказывается от определенных прав. Отказ от обязательств не допустим.

Вторая группа видов международных соглашений имеет двусторонний или многосторонний характер. В данном случае два или более государства приходят к соглашению по тому или иному вопросу.

Классифицировать такие договоры можно в зависимости от области их действия. Здесь следует выделить универсальные договоры.

Их заключают абсолютно все государства, которые являются членами мирового сообщества (например, ООН или НАТО).

Что такое региональные договоры? Как уже ясно из наименования, соглашение происходит между государствами определенного региона (это, например, Европа, постсоветское пространство, Южная Америка и т. д.). Здесь же следует выделить субрегиональные договоры — их участниками являются страны, находящиеся внутри определенного государства (или, например, Еврорегиона).

Группы межгосударственных договоров

Все международные конвенции, соглашения и договоры делятся на несколько групп. По уровню открытости следует выделить закрытые и открытые документы. Закрытые не разглашают число субъектов, заключивших договор. Открытые документы предусматривают возможность присоединения любого государства к формируемому или работающему договору.

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

По критерию формы международные соглашения, конвенции и договоры делятся на письменные и устные. Последние заключаются крайне редко. Известный пример устного договора — «джентльменское соглашение» представителей морского права, заключенное в 1973 году в Генассамблее ООН.

Наконец, межгосударственные соглашения классифицируются в зависимости от объекта. Целью заключаемых договоров может быть разрешение пограничных, транспортных, образовательных, военных или любых других вопросов.

Форма международного договора

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

Структура договора должна соответствовать положениям Венской конвенции. Необходимыми частями являются преамбула, основная часть и заключение. Каких-то особенных правил в данном случае нет.

Нормы международных соглашений должны отражать цели создания акта, правовые субъекты, вводимые права или обязанности, договорные условия и многое другое. В зависимости от прописанных норм соглашение может иметь следующие формы:

  • Трактат. Это многостороннее соглашение, которое устанавливает взаимоотношения субъектов в области той или иной политической сферы. Трактат регулирует куда более серьезные вопросы, нежели договор. Например, Берлинский трактат 1878 года утверждал независимость ряда европейских государств.
  • Договор. Это самый распространенный вид нормативного акта, заключаемого между государствами. Договор направлен на регулирование вопросов экономики, культуры, политики и т. д.
  • Пакт. Данное соглашение заключается в целях решения конкретного вопроса (пример — пакт о ненападении между странами).
  • Декларация. Чаще всего это односторонний документ, заключаемый по определенному вопросу (например, Декларация о правах человека 1948 года).

Существует также множество других документов, регулирующих вопросы международного характера. Все они обладают различной юридической силой.

Договоры о сотрудничестве

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

О сотрудничестве между разными странами следует рассказать на примере международного таможенного соглашения. Договор такого рода заключается на основании Конвенции по тарифам и торговле 1947 года. Основными целями таможенного сотрудничества является обмен информацией о перемещаемых товарах, унификация таможенного законодательства, исследование таможенных систем и многое другое. Реализация данных целей нужна для повышения уровня жизни в соответствующих государствах.

Международные торговые соглашения

Межгосударственные торговые отношения регламентируются в настоящее время по «типовым» договорам. Такие документы составляются профессиональной командой специалистов. Причем составители могут относиться к неправительственной или международной группе.

Вне зависимости от того, к какой организации причисляют себя субъекты международного права, составляемые торговые договоры должны соответствовать положениям международной торговой палаты (ICC). Это крупное многоотраслевое объединение, одной из целей которого является составление и ратификация межгосударственных соглашений.

Важнейшей отраслью ICC является Центр международной торговли (ЦМТ). Это агентство, контролируемое ООН, направленное на развитие экономических отношений в мире. ЦМТ разрабатывает стандарты договоров, которых должны придерживаться все торговые организации.

Один из самых распространенных договоров ICC – международное экономическое соглашение купли-продажи. Этот документ регламентирует совершение сделок в сфере промышленного производства.

Однако здесь исключены сделки об импорте и экспорте сырья, а также договоренности о продажах долгосрочного типа.

Международные коммерческие соглашения ICC могут иметь самую разную направленность. Стоит выделить строительные договоры, а также франчайзинговые, дистрибьюторские, транспортные и многие другие. К слову, транспортные договоры занимают сегодня особое место.

Межгосударственные перевозки осуществляются постоянно, а потому их необходимо строго регламентировать. Большую роль сегодня играет соглашение о международных перевозках груза. Договор классифицирует виды перевозимых вещей, устанавливает нормы составления накладной, закрепляет права и ответственность транспортеров.

Отдельным договором регламентируется перевозка опасных грузов. Такое соглашение было заключено в Женеве в 1957 году.

Заключение международного договора

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

Сформированный текст договора должен быть одобрен и переведен на соответствующие языки. Далее договор подписывается субъектами права. Особую роль здесь играет процесс парафирования — предварительного одобрения и согласования документа. Это частая практика в международном праве. Уполномоченные субъекты ставят не подпись и печать, а лишь параф — небольшой росчерк. Тем самым документ считается одобренным составителями, но не проверенным представителями международных правовых структур.

Читайте также:  Статья 40. Разрешение на проведение трансплантации эмбрионов

По итогу документ согласовывается одним из нескольких путей: подписанием, ратификацией, одобрением, подтверждением, присоединением (к другому документу) либо утверждением.

Выполнение международного договора

Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статьи 59 - 62)

Все принимаемые международные договоры публикуются в официальных правительственных СМИ различных государств. За выполнением норм соглашения следит соответствующая международная организация. Это может быть ООН, Международная организация здравоохранения, научные комитеты и многое другое. Прекращение действия документа наступает лишь в связи с истечением его срока либо путем аннулирования. В последнем случае субъекты права принимают решение о денонсации или ревизии (пересмотре) документа. По итогам этих процедур может быть вынесено решение о прекращении действия договора.

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время не существует единого мнения о месте международных договоров в системе национальных законодательств, что порождает значительные проблемы в правовом регулировании.

В современных условиях глобализации, процесса всемирного объединения, получившего свое развитие во второй половине XIX века, роль международного договора как источника права все больше возрастает.

Указанный процесс признается различными странами и является установленным фактом: в Венской Конвенции о праве международных договоров, заключенной в Вене 23 мая 1969 года, содержится положение о том, что государства – участники Венской Конвенции, учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений, признают все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе. В указанной Конвенции международный договор определяется как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В РФ также есть легальное определение данного термина: международный договор Российской Федерации представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О международных договорах РФ», международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Они представляют собой существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Целями заключения международных договоров являются образование правовой основы межгосударственных отношений, содействие поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, защита основных прав и свобод человека, обеспечение законных интересов государств.

Международный договор представляет собой соглашение, являющееся сознательным и добровольным волеизъявлением субъектов международного права (государств, организаций и иных образований, обладающих международной правосубъектностью и правоспособностью заключать международные договоры) по поводу верховных прав в различных сферах общественной жизни, чаще всего заключенное в письменной форме в виде одного или нескольких формальных актов (наименование которых не имеет значения), регулируемое нормами международного права.

Как уже было указано ранее, в соответствии с Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами (к примеру, в соответствии с Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 № 101-ФЗ), международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы РФ.

В РФ сформирована определенная иерархия нормативно-правовых актов, отличающихся друг от друга юридической силой, масштабом действия, сложностью процедуры принятия и иными критериями. Согласно Конституции РФ и иным нормативным правовым актам, высшей юридической силой на территории РФ обладает Конституция РФ.

Далее по иерархии нормативноправовых актов РФ идут Федеральные Конституционные Законы и Федеральные Законы Российской Федерации, действующие на всей территории РФ и не противоречащие конституционным нормам. Далее идут нормативные правовые акты иных субъектов государственной власти: указы Президента, постановления Правительства и иные.

Нижестоящей ступенью в иерархии нормативных правовых актов РФ, в соответствии с федеративным административно-территориальным устройством РФ, является уровень субъекта РФ, а именно: Конституции республик или Уставы других субъектов РФ, законодательные акты представительного органа субъекта, нормативные правовые акты главы субъекта, исполнительных органов власти субъекта и иные.

Завершают иерархию нормативно-правовых актов РФ акты органов местного самоуправления и различные локальные нормативно-правовые акты.

Относительно местоположения международных актов в иерархии нормативно-правовых актов РФ единого мнения на сегодняшний день пока не сформировано.

Часть ученых считает, что в современных условиях глобализации большей юридической силой по отношению к национальному законодательству обладают международные нормы, причем данный факт не несет угрозу суверенитету отдельных государств, а при грамотной государственной политике носит положительный характер, ведя к всемирному единению.

Другие же ученые полагают, что Конституция должна занимать приоритетное положение по отношению к международным нормам. В Конституции РФ закреплено, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Таким образом, международные договоры РФ обладают большей юридической силой по сравнению с законами РФ (ФКЗ, ФЗ), однако данное положение касается только ратифицированных РФ международных договоров, остальные же вообще не входят в ее правовую систему. Дело с общепризнанными принципами и нормами международного права обстоит сложнее, так как насчет их положения в иерархии источников права РФ нет прямого закрепления в законодательстве.

Под общепризнанными принципами международного права, согласно Постановлению Верховного суда РФ, понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права относятся, к примеру, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права, согласно тому же постановлению, понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права раскрывается, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

К примеру, такие принципы, как принцип равноправия и самоопределения народов и принцип суверенного равенства государств раскрыты в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в иерархии источников права РФ находятся выше ФКЗ и ФЗ, но ниже Конституции РФ.

Однако отсутствие единого, формально закрепленного мнения о местоположении международных правовых актов в системе национального законодательства порождает на практике целый ряд проблем.

К примеру, довольно существенной является проблема правового регулирования общественных отношений, возникающая при несоответствии норм национального законодательства международным принципам и нормам международного права.

Практика показывает, что в случае, когда какой-либо вступивший в силу не подлежащий ратификации международный договор РФ оказывается в противоречии с каким-либо законом РФ и по этой причине становится неисполнимым (например, обмен нотами или межведомственное соглашение, освобождающее на взаимной основе от таможенных или налоговых сборов), то государственные органы принимают меры, необходимые для добросовестного выполнения международных обязательств по нератифицированному международному договору. Это могут быть меры по дополнительному согласованию порядка исполнения, ратификации, одобрению, утверждению, новации или прекращению такого неисполнимого договора. При всех обстоятельствах и при всех возникающих внутренних затруднениях международный договор должен применяться так, как это им предусмотрено, а обязательства по нему должны выполняться добросовестно.

Порой практические проблемы возникают при применении уже подписанных международных договоров.

Одной из причин возникновения такой проблемы может служить то, что в отличие от норм внутреннего права государств, содержащих перечень договоров, подлежащих ратификации по внутреннему праву, международное право не знает такого перечня, поэтому считается, что международно-правовое обязательство государства по любому вопросу, принятое главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, является действительным. В случае международного спора по рассматриваемому вопросу решающее значение имеет ссылка на международное право, а ссылка на внутреннее право может оказаться несостоятельной или проблематичной. Ярким примером обозначенной проблемы может служить статья 10 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Это единственный Кодекс, который в нарушение положений п. 4 ст. 15 Конституции РФ содержит положения не только о сопоставлении международного договора и закона, но и о сопоставлении международного договора с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения. Так, по сути, была признана несоответствующей Конвенции МОТ (Международной организации труда) № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 года часть нормы статьи 74 ТК РФ о временном переводе в случае производственной необходимости. Верховный суд РФ признал лишь некоторые из обстоятельств, перечисленных в статье 74 ТК РФ, достаточными для осуществления перевода работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу. К таким чрезвычайным обстоятельствам были отнесены необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев. Остальные же обстоятельства, закрепленные в ТК РФ, но не указанные в Конвенции, такие как перевод на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника могут быть признанными обоснованными для перевода лишь при условии, если они были вызваны чрезвычайными обстоятельствами (например, в случаях бедствия или угрозы бедствия – пожара, наводнения, голода, землетрясения, сильной эпидемии или эпизоотии и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части) или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и тому подобным последствиям. Таким образом, Верховный суд РФ и практика иных судов общей юрисдикции, по существу дополняют нормы ТК РФ, сужая или расширяя сферу их применения, конкретизируют, а иногда и дополняют правовые нормы для более качественного регулирования общественных отношений.

Читайте также:  Карта походов святослава - история России

Таким образом, в современных условиях глобализации значение международных договоров в мире неуклонно растет, они все чаще применяются в регулировании общественных отношений.

На сегодняшний день нет единого определения международного договора, однако множество определений, выведенных различными учеными, имеют ряд общих черт, на основании которых можно сделать вывод о том, что международный договор представляет собой соглашение, являющееся сознательным и добровольным волеизъявлением субъектов международного права (государств, организаций и иных образований, обладающих международной правосубъектностью и правоспособностью заключать международные договоры) по поводу верховных прав в различных сферах общественной жизни, чаще всего заключенное в письменной форме в виде одного или нескольких формальных актов (наименование которых не имеет значения), регулируемое нормами международного права. Существуют разные точки зрения относительно местоположения международных договоров в национальных системах и их значении: часть ученых считает, что международные договоры должны стоять выше национальных законодательств, ведя к всемирному объединению; другие – что международные договоры по иерархии источников права находятся ниже Конституций государств, сохраняя их самобытность. Наличие указанных разногласий на практике приводит к достаточно серьезным проблемам в правовом регулировании, к примеру, при несоответствии норм национального законодательства международным принципам и нормам международного права, а также при применении уже подписанных международных договоров. Вследствие отсутствия установленного правила правоприменения в случае конфликта международных норм и норм национального законодательства возникает вопрос, каким из указанных норм отдать приоритет в правовом регулировании, что является существенной проблемой, так как международные правовые источники как регуляторы общественных отношений в настоящее время приобретают все большее значение и оказывают все большее влияние на своих участников вследствие современных условий глобализации, порождающей ряд новых для мира проблем, указанных в данной статье: проблема соответствия норм национального законодательства международным принципам по тому или иному вопросу, необходимости преодоления разногласий участников международных отношений, сохранения национального суверенитета государств и иные насущные вопросы.

Источник:

  • Ремизова Н.С., Вагина О.С. Международные договоры РФ в правовой системе РФ // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4. – С. 37.

Статья 79 Конституции России

Текст Ст. 79 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 79 Конституции Российской Федерации

Данная статья говорит о праве Российской Федерации принимать участие в межгосударственных объединениях. В определенном смысле законодатель следует примеру некоторых конституционных актов европейских государств. Между тем само право на участие в международных институционных образованиях не связано напрямую с закреплением такого права в конституционном законе.

Подтверждением тому является то очевидное обстоятельство, что Российская Федерация приобрела членство во многих международных образованиях в качестве правопреемницы советского Союза, т.е. до принятия настоящей Конституции.

Основное значение для вступления государства в международное объединение имеют согласованные его членами положения учредительного акта о порядке принятия в состав его членов.

Конституция относит к ведению Федерации международные договоры России (п. «к» ст. 71), не конкретизируя их содержания. В то же время из текста самой Конституции очевидно, что воздействие норм международного права на право нашей страны может быть весьма значительным. Из части 4 ст.

15 Конституции, в частности, вытекает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В части 1 ст.

17 Конституции определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Включая в свою Конституцию право вступать в межгосударственные объединения и передавать им часть своих полномочий, Российская Федерация исходит из того, что она, как и другие государства, является полноправным членом международного сообщества, в котором становится все более тесным сотрудничество в области безопасности, экономики, науки и техники, окружающей среды и т.д.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право участвовать в межгосударственных объединениях.

Межгосударственное объединение — один из видов международных организаций, которые создаются и действуют на основе договоров, соглашений между государствами, а объем их правосубъектности определяется их уставами.

В данном случае межгосударственное объединение означает межправительственную организацию, являющуюся, в отличие от международных объединений неправительственного характера, одной из форм сотрудничества между государствами.

При этом Российская Федерация самостоятельно решает вопрос о своем участии или неучастии в межгосударственных объединениях, исходя из своих национальных интересов. Межгосударственные объединения — субъекты международного права.

По составу они могут быть всемирными (универсальными), в которых участвуют все или почти все государства мира (например, ООН), и региональными, участниками которых являются государства определенного географического региона (например, Совет Европы).

Из содержания комментируемой статьи следует, что независимо от характера межгосударственного объединения Российская Федерация может участвовать только в таких объединениях, которые созданы на основе международного договора.

Вступая в межгосударственные объединения, Российская Федерация может передавать ему часть своих полномочий, т.е.

добровольно отказаться от некоторых своих прав и передать их, согласно международному договору, органам межгосударственного объединения.

Конституция ставит два условия для ограничения этого права.

Во-первых, Россия не может вступить в межгосударственное объединение и, следовательно, передать ему часть своих полномочий, если в результате последует ограничение прав и свобод человека и гражданина. Здесь имеются в виду прежде всего права и свободы, установленные Конституцией РФ.

Во-вторых, вступление Российской Федерации в межгосударственное объединение не должно противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, т.е. любому из положений, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ.

Важнейшими среди этих положений являются принципы народовластия, государственного суверенитета, целостности и неприкосновенности территории страны, идеологического и политического многообразия.

Устанавливая такие ограничения, комментируемая статья становится дополнительной гарантией прав и свобод человека и гражданина и конституционного строя России.

Более подробно участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях и порядок заключения международных договоров определяются в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»*(405).

  • Этот Закон устанавливает, что международные договоры об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации, подлежат ратификации.
  • Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
  • Процедура на первый взгляд может показаться сложной, но эта сложность оправданна: вхождение в межгосударственное объединение требует большой осмотрительности, поскольку многие из таких объединений затем получают возможность оказывать серьезное воздействие на политику вступивших в них государств.
  • В числе таких межгосударственных организаций:
  • Организация Объединенных Наций, а также основные органы системы: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и специализированные учреждения — Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и пр.;
  • «Группа восьми» («Большая восьмерка») — форум лидеров ведущих индустриальных демократических государств мира: России, США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, Канады, Италии и (с ограниченным статусом) Евросоюза;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
  • Совет Европы (СЕ);
  • Содружество Независимых Государств (СНГ);
  • Азиатско-тихокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Международные валютный фонд (МВФ);
  • Международный олимпийский комитет (МОК);
  • Международная федерация красного креста и полумесяца (МФКК).
  • Кроме международных организаций, в которых Российская Федерация является членом, огромное влияние на развитие политики, экономики, культуры и других областей оказывают и иные международные организации, с которыми Российская Федерация поддерживает отношения, не будучи постоянным членом:
  • Европейский союз (ЕС);
  • Организация Североатлантического договора (НАТО);
  • Ассоциация стран юго-Восточной Азии (АСЕАН);
  • Организация исламская конференция (ОИК);
  • Лига арабских государств (ЛАГ);
  • Организация африканского единства (ОАЕ);
  • Восточно-Африканское Сообщество (ВАС);
  • Сообщество развития Юга Африки (САДК);
  • Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА);
  • Организация американских государств (ОАГ);
  • Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);
  • Ассоциация карибских государств (КАРИКОМ);
  • Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА);
  • Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК);
  • Организация за запрещение ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ);
  • Европейское Космическое Агентство (ЕКА).
Читайте также:  Федеральный закон от 25.07.1998 n 128-фз (ред. от 13.07.2020) "о государственной дактилоскопической регистрации в российской федерации"

Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран

  • Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Ирана Сейедом Мохаммадом Хатами в Москве 12 марта 2001 года
  • Российская Федерация и Исламская Республика Иран, далее именуемые Сторонами,
  • — исходя из решимости и взаимного стремления обоих государств к укреплению отношений и разностороннего сотрудничества между ними;
  • — полагая, что развитие взаимоотношений и сотрудничества соответствует коренным интересам обоих государств;
  • — стремясь развивать отношения между ними на более широкой и долгосрочной основе в политической, торгово-экономической, научной, технической, культурной и других областях;
  • — исходя из понимания необходимости построения мира на основе строгого соблюдения положений Устава ООН и норм международного права;
  • — убежденные в том, что в современном мире международные проблемы должны решаться только в соответствии с закрепленными в Уставе ООН принципами суверенного равенства, политической независимости, территориальной целостности, мирного урегулирования споров, неприменения силы и невмешательства во внутренние дела государств;
  • — желая содействовать созданию обстановки мира и стабильности;
  • — вновь подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций;
  • договорились о нижеследующем:
  • Статья 1
  • Российская Федерация и Исламская Республика Иран как дружественные государства строят отношения между собой на основе суверенного равенства, сотрудничества, взаимного доверия, уважения суверенитета, территориальной целостности и независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга.
  • Статья 2
  • Каждая из Сторон обязуется не применять во взаимных отношениях силу или угрозу силой, не использовать свою территорию для совершения агрессии, подрывных и сепаратистских действий против другой Стороны.
  • Статья 3
  • В случае если одна из Сторон подвергнется агрессии со стороны какого‑либо государства, другая Сторона не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии, и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права.
  • Статья 4
  • Стороны договорились разрешать споры, которые могли бы возникнуть между ними, исключительно мирными средствами.
  • Статья 5

Стороны будут создавать благоприятные юридические, экономические, финансовые и коммерческие условия для двусторонней и многосторонней деятельности и совместных капиталовложений на территориях друг друга и в третьих странах. Стороны исходят из того, что для достижения указанных целей важное значение имеют предоставление режима наибольшего благоприятствования, деятельность Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и тесное сотрудничество банков двух государств.

  1. Статья 6
  2. Стороны будут содействовать развитию долгосрочных и взаимовыгодных связей в целях реализации совместных проектов в области транспорта, энергетики, включая мирное использование атомной энергии и строительство атомных электростанций, промышленности, науки и техники, сельского хозяйства и здравоохранения.
  3. Статья 7
  4. Стороны будут проводить регулярные консультации и обмениваться информацией и опытом в экономической и научно-технической областях в целях более полного взаимного ознакомления и использования потенциала обеих стран в этих областях.
  5. Стороны будут в максимальной степени облегчать деятельность в своих странах предпринимателей и специалистов, занятых на совместных объектах сотрудничества, обеспечивать необходимые условия для их работы и проживания.
  6. Статья 8

Стороны содействуют развитию тесных связей между народами двух стран и расширению взаимодействия между общественными организациями, фондами, религиозными организациями, молодежными и женскими общественными объединениями.

Каждая из Сторон предпринимает на основе взаимности меры для упрощения процедуры оформления виз гражданам другой Стороны, прибывающим по линии туристических, экономических, торговых, научно-технических и культурных связей.

Статья 9

Стороны будут содействовать дальнейшему продвижению сотрудничества в области культуры, науки, образования, искусства, туризма, спорта и в других гуманитарных областях.

В этих целях они будут поощрять непосредственные контакты между университетами, научными, культурными и религиозными центрами, архивными учреждениями, музеями и библиотеками, а также организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере науки, культуры и искусства.

  • Стороны будут взаимодействовать в области печати и издательской деятельности, а также поощрять обмен информацией и сотрудничество между информационными службами и средствами массовой информации двух стран.
  • Стороны будут поощрять изучение русского языка в Иране и персидского языка в России.
  • Статья 10
  • В целях определения конкретных направлений и параметров сотрудничества Стороны будут заключать отдельные соглашения в различных сферах.
  • Статья 11
  • Стороны будут стремиться к всемерному содействию развитию и углублению межпарламентских связей, в том числе укреплению контактов между парламентскими группами дружбы.
  • Статья 12
  • Относительно расширения российско-иранского сотрудничества во всех сферах в Каспийском море Стороны признают Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 года и Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 года и приложения к нему в качестве правовой основы, регулирующей деятельность на Каспии.
  • Правовой режим Каспийского моря должен быть усовершенствован на основе общего согласия пяти прибрежных государств, и Стороны до усовершенствования правового режима Каспийского моря официально не признают никаких границ на этом море и с учетом вышеизложенного расширяют сотрудничество на Каспийском море посредством разработки необходимых правовых механизмов в сфере рыболовства и рыбоводства, судоходства, прибрежной торговли, разработки минеральных ресурсов и охраны окружающей среды.
  • Статья 13
  • Стороны будут развивать сотрудничество на региональном уровне с использованием имеющихся у них возможностей и потенциала в различных областях, в том числе в сферах транспорта и энергетики.
  • Статья 14
  • Стороны будут проводить на регулярной основе, в том числе на высоком уровне, консультации по вопросам развития и укрепления двусторонних отношений и продвижения многостороннего сотрудничества с участием других государств региона, а также вести переговоры и принимать необходимые меры по укреплению стабильности, обеспечению безопасности и повышению уровня сотрудничества в регионе.
  • В случае возникновения ситуации, нарушающей мир и безопасность или несущей в себе угрозу их нарушения, либо способной послужить причиной международной напряженности, Стороны незамедлительно приступят к консультациям друг с другом для обсуждения мер, которые могут быть приняты для урегулирования такой ситуации.
  • Статья 15

Стороны будут добиваться дальнейшего повышения роли и эффективности Организации Объединенных Наций как универсального инструмента поддержания мира и международной безопасности и нахождения действенных решений актуальных международных проблем. Они будут углублять свое взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций и форумов.

  1. Статья 16
  2. Стороны будут взаимодействовать в продвижении процесса разоружения, сокращения и в конечном итоге ликвидации всех видов оружия массового уничтожения.
  3. Стороны будут проводить регулярные консультации с целью координации своих усилий в области международной безопасности, нераспространения и экспортного контроля.
  4. Статья 17
  5. Стороны будут сотрудничать в области экологии путем обмена опытом в рациональном использовании природных ресурсов, в области внедрения экологически чистых технологий и проведения мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды.
  6. Стороны будут оказывать друг другу возможную помощь в предотвращении стихийных бедствий и ликвидации их последствий, содействовать разработке международной стратегии в области охраны окружающей среды.
  7. Статья 18
  8. Стороны будут сотрудничать на двустороннем и многостороннем уровнях в целях искоренения международного терроризма, борьбы с захватом заложников, преступностью, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, исторических, культурных и иных ценностей.
  9. Статья 19

Стороны подтверждают решимость бороться против всех форм расизма и расовой дискриминации. Стороны придают важное значение межэтническому и межконфессиональному согласию и будут добиваться его укрепления, а также обеспечения прав национальных групп и конфессий.

  • Статья 20
  • Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из двусторонних и многосторонних договоров, действующих между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, а также между ними и другими странами.
  • Статья 21
  • Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
  • Настоящий Договор заключается сроком на десять лет и будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону в письменной форме не менее чем за один год до истечения соответствующего периода о своем намерении прекратить его действие.
  • Совершено в городе Москве 12 марта 2001 года, что соответствует 22 эсфанда 1379 года солнечной хиджры, в двух экземплярах, каждый на русском и персидском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Ссылка на основную публикацию