Статья 12. Права архитектора и юридического лица

Статья 12. Права архитектора и юридического лица

Существующий ныне закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» принят в 1995 году, то есть задолго до Градостроительного кодекса, во многом ему противоречит и устарел морально. На смену должен прийти новый, проект которого подготовлен совместно Союзом архитекторов России, Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН). Недавно документ был внесен в Минстрой, сообщил «Деловому Петербургу» вице–президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов.

Высшее подчинение

В соответствии с проектом закона, «главный архитектор субъекта Российской Федерации — лицо… находящееся в непосредственном подчинении высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации».

Если применить эту норму к Петербургу, то Владимир Григорьев, совмещающий должность главного архитектора с постом главы КГА, должен перейти из подчинения строительного губернатора Николая Линченко к Александру Беглову.

Остальные архитекторы, как можно судить, превращаются в закрытую корпорацию. Во–первых, у них обязательно должно быть профильное образование (диплом из утвержденного перечня специальностей). Во–вторых, им следует иметь опыт работы не менее 2 лет (для главного архитектора проекта — не менее 7 лет).

Наконец, настоящего архитектора характеризует «отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления». У зодчего должно быть российское подданство.

Иностранцы могут принимать участие в архитектурной деятельности либо при наличии международного договора, либо в союзе с отечественным архитектором.

«Сейчас архитекторы вообще не имеют статуса. В юридическом поле понятий “архитектор” и “архитектурная деятельность” не существует. А нет понятия — нет и профессии», — прокомментировал «ДП» участвовавший в разработке законопроекта член правления Союза архитекторов Петербурга Владлен Лявданский.

В законопроекте провозглашается «персональная ответственность» архитекторов «за качество подготовленного и удостоверенного ими архитектурного проекта». Если то, что они построили, вдруг развалится либо нанесет ущерб третьим лицам и «будет установлено, что такой вред причинен в результате ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей», архитекторы привлекаются к ответственности.

Без хеппи–энда

Также в законопроекте делается попытка урегулировать отношения архитектора и заказчика, но пока явно предварительная. Постулируется, что архитектор здания обладает исключительным правом на результаты своей деятельности, если договором не предусмотрено иное.

Деятельность по подготовке проектов планировки, эскизов и макетов также будет отнесена к архитектурной. Заказчик обязан предоставить архитектору право осуществлять авторский контроль за разработкой документации и строительством.

Любые эскизы, чертежи, рисунки, макеты и концепции, используемые для проектирования, должны соответствовать градостроительному законодательству (то есть рекламные материалы, в которых окружающая действительность бывает приукрашена, не пройдут).

Архитектор не вправе разглашать информацию о намерениях заказчика без его согласия.

Зодчий Михаил Мамошин считает, что авторские права архитектора должны быть защищены особо.

«Начиная сегодня работу, мы не имеем гарантий, что завершим ее. По пути с ней могут произойти страшные вещи, некие люди могут вообще все переделать. Точно так же, как если бы некие люди переписывали вашу статью на свой лад или творчество какого–нибудь писателя издатель переделывал. Ну не нравится ему концовка — и он хеппи–энд сделал», — посетовал «ДП» зодчий.

По его словам, в других странах ситуация намного лучше. У нас же «многие законы сделаны в угоду девелоперскому и строительному комплексу».

Этот архитектор знает, о чем говорит. Его мастерская делала проект новой сцены МДТ на Звенигородской ул. на субподряде у АО «Театрально–декорационные мастерские».

Авторское право архитектора

Авторское право архитектора распространяется на уникальные проектные работы, готовые строения, иные объекты и произведения архитектуры.

Даже если готовая работа архитектора не относится к культурно значимым объектам, он приобретает комплекс личных и имущественных прав, и может сам определять судьбу своего творения.

В этой статье разберем, какие особенности предусматривает закон для установления авторских прав на архитектурные объекты.

Как возникают права на объекты архитектуры

Архитектурная деятельность связана с изготовлением проектной документации, а также с реализацией проектов в виде готовых зданий, строений, малых архитектурных форм, элементов ландшафта и т.д.  В зависимости от направления работы архитектора, авторские права могут возникать на любые результаты творческого труда, выраженные в определенной форме:

  • полноценные архитектурные проекты, макеты и наборы изображений;
  • сборники типовых проектов, представленные в печатной или электронной форме;
  • отдельные чертежи, схемы и иные материалы, если они носят творческий и оригинальный характер;
  • готовые объекты, возведенные за счет творческих усилий архитектора.

Так как архитектура относится к творческой, а не промышленной деятельности, права на объекты не подлежат регистрации. Это создает определенные проблемы при доказывании авторства на конкретные проекты. В некоторыз случаях объекты архитектуры, тем не менее, могут быть зарегистрированы в качестве промышленных образцов, однако это существенно сократить срок действия исключительных прав на них..

Правила подтверждения авторских прав, в том числе на архитектурные объекты, регламентируется ГК РФ. Выделим наиболее распространенные способы для подтверждения и доказывания надлежащего авторства в архитектуре:

  • регистрация и согласование типового проекта в государственных или муниципальных ведомствах – большинство проектов можно реализовать на практике только при согласовании и/или получении специального разрешения, что позволяет доказать авторские права на исходную документацию;
  • размещение проекта в специализированных базах данных, реестрах СРО;
  • представление готовой работы на выставках, конкурсах;
  • выполнение работы по договору авторского заказа – в этом случае права на готовый объект возникнут в заказчика, сразу после оплаты работы архитектора.

При наличии подтвержденных авторских прав, архитектор сможет не только реализовать имущественные, но и личные права – на имя, на неприкосновенность произведения, на авторское название и т.д.

Режим охраны авторских прав на объекты и проекты архитекторы будет действовать на протяжении всей жизни создателя, а также в течение 70 лет после его кончины.

Поэтому реализовать весь комплекс правомочий, принадлежавших покойному архитектору, смогут его наследники  или правопреемники.

Статья 12. Права архитектора и юридического лица

Что входит в режим авторских прав архитектора

Личные авторские права архитектора останутся неизменными, даже если имущественные правомочия будут переданы иным лицам. Например, при продаже проекта за вознаграждение, разработчик сохранит права на имя, а также на неприкосновенность своей работы (любые изменения можно внести только с согласия автора). Имущественные (исключительные) права можно реализовать следующими способами:

  • архитектор может использовать свои творения для собственных целей – на практике, разработка архитектурных проектов для своих нужд нецелесообразна, равно как и возведение новых зданий и строений;
  • права на результаты архитектурной деятельности можно продавать иным лицам – например, по договору уступки можно продать уникальный проект объекта недвижимости для последующей массовой застройки;
  • права можно передать по лицензионному соглашению – такая форма сделок допускает согласование территории разрешенного использования, размера и порядка выплаты вознаграждения и иных условий.
Читайте также:  Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий

Если архитектор работает по договору в организации, имущественные права на уникальный объект или проект возникнут у работодателя. Иное может быть предусмотрено трудовым соглашением или нормативными актами. Однако личные права на творение будут принадлежать фактическому создателю, и не подлежат передаче одновременно со служебным произведением.

Типичным нарушением авторских прав в сфере архитектуры является незаконное использование чужого проекта, включение его в различные сборники для извлечения прибыли без согласия правообладателя, распространение на платной или безвозмездной основе в сети интернет. При выявлении таких фактов можно предпринять следующие меры защиты:

  • обратиться к нарушителю с письменным требованием о прекращении противоправной деятельности, добровольной выплате вознаграждения или компенсационных отчислений;
  • обращение в судебные инстанции для возмещения убытков или штрафной компенсации за незаконное использование без разрешения автора;
  • направление обращений в правоохранительные органы для привлечения к административной или уголовной ответственности.

Нужно учитывать, что архитектурные проекты предусматривают специальные требования безопасности к возведению объектов недвижимости.

При незаконном использовании проекта, чертежей или схем, строительство может проходить с нарушением технологии или несоблюдением обязательных нормативов.

Поэтому за соблюдение авторских прав архитектора косвенно отвечают надзорные и контрольные органы государства, регионов и местного уровня.

Россия → Центральный Федеральный Округ → Московская область → Москва

Произведение архитектуры как объект авторского права

Относятся ли произведение архитектуры к объектам авторского права? Кому принадлежат авторские права на архитектурный проект? Считается ли построенное здание – объектом авторского права? Как можно защитить права и интересы архитекторов?

С точки зрения закона, архитектурный проект – объект авторского права. Его использование, изменение или переработка требуют соответствующего разрешения правообладателя.

Владимир Кривцов 2019-05-08T11:37:45+00:00 Статья 12. Права архитектора и юридического лица

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

Сфера авторского права – невероятно широка. Сюда включаются и литературные, графические, аудиовизуальные произведения.

Если о литературе, фотографиях или картинах говорят достаточно много и часто, то архитектурное направление освещено куда хуже.

Вместе с тем, в РФ ежедневно создаются новые архитектурные проекты, по ним возводятся здания, комплексы и мемориалы, на создание привлекательных, функциональных и надежных архитектурных решений тратится много сил, времени и денег.

Согласно ГК РФ (ст. 1259), результат творческой деятельности и созданные автором произведения – являются объектами авторского права (АП). Их создатель — физическое лицо, творческими силами которого было создано произведение, обладает комплексом прав по отношению к своему творению.

В тексте статьи отдельно указывается, что архитектурные решения, в том числе в виде макетов, проектов или чертежей – также являются объектом АП. В этой статье мы попробуем осветить, как рассматриваются проектирование объектов архитектуры с точки зрения интеллектуальной собственности.

Архитектура: авторское право и его объект

В указанной статье кодекса произведения архитектуры отмечены как объект авторского права. В рамках такого объекта рассматриваются также чертежи, макеты, проекты и разработанная на данных основаниях документация. Однако существует и другая проблема, законом, в полной мере, не раскрываются данные понятия, что вызывают разные подходы к толкованию.

Даже в рамках теоретической дискуссии, существует подход, когда здания и сооружения некорректно рассматривать как результат творческой деятельности.

В основе такого подхода лежит мысль о том, что результатом творческих усилий было именно составление проекта, по которому проводились строительные работы.

Сами строительные работы, в этом случае, не рассматриваются как творческий процесс, относятся скорее к механическому выполнению поставленного задания. С другой стороны, ряд специалистов видит уже реализованный проект, например, построенное здание, как основную объективную форму.

Авторское право архитекторов: какой труд охраняется?

Основная сложность в определении, охраняет ли дизайн проект авторское право, заключается в сложном и разветвленном процессе его создания.

·        Стадия 1: заказ и идея

Одним из первых этапов его формирования – является постановка задачи. Она может осуществляться заказчиком, общественной потребностью, личной творческой потребностью специалиста, быть по-разному оформлена и задокументирована.

Обычно, такое требование или заказ не рассматривается как часть проекта, специалисты не видят в нем творческого вклада и определяющего итог значения (т.е. два архитектора могут создать два абсолютно разных проекта по одним требованиям), а значит не может считаться объектом АП.

Идея, которая не имеет конкретного практического выражения, также не может быть признана соответствующим объектом.

·        Стадия 2: архитектурный проект

На этой стадии формируется проектное «ядро» будущего здания или монумента. Архитектор, в ходе свое работы и творческого труда, создает определенное воплощение идей и архитектурных решений в первоначальном проекте. Начиная с этого момента, такой результат интеллектуального и творческого труда — объект АП, на который у архитектора появляются соответствующие права

·        Стадия 3: рабочий проект, документация и макет

Уже после формирования базовой концепции решения, происходит соответствующая доработка, составление технической документации. Нередко бывают случаи, когда проект дорабатывается не первоначальным автором.

С точки зрения закона, такая переработка без письменного согласия правообладателя является нарушением соответствующих прав.

При соблюдении всех правовых норм, итоговый проект и соответствующая документация может иметь нескольких соавторов.

·        Стадия 4: готовое здание

Как уже говорилось, в теоретическом поле существует разный подход к определению конкретного здания как объекта авторского права. ВОИС и ЮНЕСКО, в этом случае, рассматривают произведение архитектуры как здания либо аналогичные сооружения, в которых присутствуют оригинальные конструктивные и творческие решения и элементы.

Помните!

Авторские права на дизайн проект интерьера или здания – не единственная возможность защитить свою интеллектуальную собственность. Некоторые решения, в этой сфере, могут быть патентоспособными как промышленный образец.

Права архитектора в РФ

Говоря об существующей правовой практике защиты интересов архитекторов в РФ необходимо тщательно разбирать каждый конкретный случай. Здесь очень важно четко понимать статус и развитие объекта АП на протяжении всего цикла проведения проектных и строительных работ, тщательно анализировать все подписанные соглашения и документы.

!

Совет

Компания Кривцов и Партнеры предлагает своим архитекторам и строительным компаниям правовую помощь и комплексную консультацию, мы поможем избежать ошибок в составлении трудового договора, нарушения прав третьих лиц, отстоим интересы на любо уровне. Подробнее о защите авторских прав.

Читайте также:  Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

Защита авторских прав на архитектурные произведения

Законодатель закрепил за архитектурными решениями, объективно выраженными в материальной форме и имеющими законченный вид, статус архитектурных произведений.

Таким образом, архитектурные решения относятся к объектам, охраняемым в рамках законодательства об авторском праве и создатели архитектурных произведений, архитекторы и проектировщики вправе рассчитывать на полноценную защиту своих авторских правомочий со стороны государства.

Рассмотрим подробнее, как построена система защиты авторских прав на архитектурные произведения.

Анализ гражданского законодательства и фед. закона « Об архитектурной деятельности» показывает, что архитекторы и проектировщики наделены:

  1. Общими личными неотъемлемыми (базовыми) авторскими правомочиями, то есть такими, на которые вправе рассчитывать авторы любых произведений, независимо от способа их выражения;
  2. Специальными авторскими правомочиями, которыми закреплены только за создателями архитектурных произведений и позволяют защищать их права с учетом особенностей и специфики архитектурного творчества;
  3. Исключительными правомочиями, представляющими собой имущественные права, которые, как правило, архитектор/проектировщик отчуждает в полном или неполном объеме в пользу заказчика за соответствующее вознаграждение.
  • Из этого прямо следует, что архитектурные решения, зафиксированные на эскизах, чертежах, а также решения, воплощенные в материальной форме (в виде построенных зданий и сооружений или их отдельных частей) с точки зрения авторского права охраняются абсолютно одинаково, начиная с момента их фиксации или с момента фактического воплощения.
  • Творческий замысел архитектора или проектировщика, не выраженный на бумаге или в каком-либо ином материальном объекте или носителе, то есть архитектурное решение существующее только в мыслях его автора, правовую охрану не получает, поскольку в данном случае не выполняется обязательное условие о выражении произведения в объективной форме.

Базовые авторские правомочия архитекторов

Авторам архитектурных решений, которые могут быть отнесены к архитектурным произведениям, то есть решения, имеющие объективное выражение и законченный вид, так же как и иным авторам, законодатель предоставляет следующие базовые права:

  1. Право на само авторство, то есть право на признание архитектора в качестве автора архитектурного решения;
  2. Право архитектора на имя, то есть право использования своего ФИО или псевдонима в связи с использованием архитектурного решения;
  3. Право на неприкосновенность архитектурного произведения, то есть только автор может разрешать вносить какие-либо изменения в архитектурное решение;
  4. Право на отзыв, то есть у архитектора есть право отозвать свое архитектурное решение, в случае, если он вдруг обнаружит в нем какие-либо недостатки, в том числе приостановить строительные работы;
  5. Право на обнародование, то есть право дать или не дать согласие на всеобщий доступ к его архитектурному решению.

Для защиты прав архитекторов и проектировщиков, законодатель также предоставляет такие специфические механизмы защиты авторских прав как:

  1. Право на осуществление авторского надзора;
  2. Право на осуществление авторского контроля;
  3. Право на участие в реализации архитектурного произведения.

Авторский надзор подразумевает под собой обеспеченную правом возможность архитектора или проектировщика осуществлять надзор за ходом строительства здания или сооружения.

То есть у архитектора есть право лично выехать на место строительства и проверить, соблюдают ли в полной мере строители требования к архитектурному проекту при возведении здания/сооружения, в том числе требования, касающиеся использования определенных материалов для строительства, возведения необходимых конструкций, фундамента и пр.

Право авторского контроля представляет собой возможность архитектора/проектировщика контролировать правильность разработки документации для строительства.

Право на участие в реализации архитектурного решения также закрепляется за архитектором/проектировщиком, если только в договоре с заказчиком, сторонами не были предусмотрены иные положения по этому поводу.

Исключительные правомочия архитекторов/проектировщиков

Исключительные правомочия архитектора/проектировщика на архитектурное решение заключаются в возможности:

  1. Распространения архитектурного решения путем отчуждения его оригинала или соответствующих экземпляров;
  2. Демонстрации архитектурного решения.

Как защитить права на архитектурный проект?

«Вы создаёте проект» Казалось бы, что тут сложного: приняли заказ, составили договор и техническое задание к нему, получили аванс, разработали проектную и/или конструкторскую документацию, сдали результат и получили оплату. Обычные подрядные работы – действительно просто, но только если вы считаете, что именно документы стоят денег, а не права. – Права на что? – спросите вы. – Интеллектуальные права на проект и его реализацию.

«Если в договоре про права нет ни строчки, то права по умолчанию не передаются от Авторов»

Это хорошая новость. Однако есть новость плохая: многие Заказчики так не думают или не хотят думать.

Они получили документацию и на основании ее реализуют не один экземпляр, а второй и даже третий, хотя Автор не хотел, чтобы на основании переданной документации было построено два и более объектов (в таком случае документация стоила бы дороже).

Такое отношение к архитекторам часто приходится встречать, причём как у государственных Заказчиков, так и у частных инвесторов и крупных компаний.

«Документация сама по себе не является объектом исключительных прав» Состав, содержание и оформление проектной документации будут различными в зависимости от вида проектирования и соответствующей отрасли.

Но объединяет их одно: особый правовой режим проекта как результата интеллектуальной деятельности.

Дело в том, что авторское проектирование всегда заключает в себе значительную творческую составляющую, а значит в результате создаются охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности.

В то же время, создаваемая по договору документация сама по себе не является объектом исключительных прав – это объективная форма, выражение и материальный носитель произведения архитектуры (или дизайна), науки, секрета производства (ноу-хау) или технологии. В юридической литературе высказывается мнение о том, что конструкторская документация – это и есть проект дизайна (См.

: Ландин А.В. Охрана результатов НИОКР в качестве научных произведений // Патенты и лицензии. 2009).

Но проект, как и любое произведение нематериален – это результат интеллектуальной деятельности, образ, нечто идеальное, которое если и материализуется, то в конкретной вещественной форме, например в документе, или в скульптуре, здании, территории (например, ландшафтный дизайн).

«Практическая реализация проекта защищается законом»

Проект защищается авторским правом, но не только от копирования.

В объем защиты, в отличие от других объектов авторского права, включено и исключительное право на практическую реализацию как воплощение проекта (п. 3 ст. 1270 ГК РФ).

Но это всё же не охрана содержания, а тоже охрана формы – ведь каждая изготовленная по проекту вещь – это новая объективная форма жизни проекта из неограниченного множества возможных.

Вернувшись в Главу ГК РФ, посвящённую подрядным отношениям, мы видим, что конструкция данного договора не распределяет интеллектуальные права на созданный по договору результат, более того, подрядная модель не предполагает, что проекту будет предоставлена такая защита. Результатом исполнения договора подряда на выполнение проектных работ по мысли законодателя является овеществленная «техническая документация». Такая техническая проектная документация в Главе 37 ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, но сам договор: . во-первых, ограничивает возможности подрядчика передавать такую документацию третьим лицам (п. 1 ст. 760 ГК РФ); . ограничивает возможности заказчика использовать документацию на цели, не предусмотренные договором (ст. 762 ГК РФ); . предоставляет заказчику право реализовать предусмотренные проектом решения в конкретных изделиях (прямо ГК РФ не предусмотрено, но следует из существа других положений).

Читайте также:  Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений

«По умолчанию Заказчик прав не получает»

По умолчанию исключительное право осталось у Автора (или правообладателя – работодателя, исполнителя), а право собственности на материальный носитель независимо от интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Поэтому Заказчику кроме ограниченного права использования проекта и права собственности на вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ) ничего не достаётся.

В соответствии с приведенными положениями закона, будучи на стороне исполнителя – архитектора, мы рекомендуем указывать в договоре, что цена включает в себя только стоимость работ (компенсацию издержек и вознаграждение исполнителя за работу — п. 2 ст. 709 ГК РФ) и не включает вознаграждения за передачу интеллектуальных прав, которое может быть существенно выше цены договора подряда.

Но дело не только в этом. Процедура приёмки результатов работ по подряду – это только тест, проверка на соответствие техническому заданию. Никакие другие претензии от Заказчика Подрядчик не принимает и в этом абсолютно прав: распишись в получении сделанной документации и оплати работу. При этом, получив ценную вещь – материальный носитель, – Заказчик никаких интеллектуальных прав не приобретает.

«Заказчик не понимает, что это такое — проект»

А теперь примем во внимание то, что созданная по договору подряда документация может быть признана объективной формой произведения (результата интеллектуальной деятельности, охраняемого авторским правом). В этом случае, ни скопировать, ни передать третьему лицу, ни переработать или включить в состав другого произведения, оцифровать – всё это Заказчику по договору подряда «не дано». Как правило, Заказчик не до конца понимает, что это такое – проект, что это такое – произведение дизайна или архитектуры.

Такое непонимание оборачивается не в пользу обеих сторон договора: Заказчик начинает нарушать права архитектора, а архитектор справедливо возмущается и требует компенсации за нарушение прав.

А если бы стороны все эти моменты урегулировали в процессе заключения договора и включили в договор пункты о правах на интеллектуальную собственность и их распределение в результате исполнения договора, то спора можно было бы вовсе избежать. Если же спор не избежать, то в суде с таким договором у вас будет намного больше шансов доказать нарушение своих прав.

«Этому решению должны порадоваться все архитекторы» Наш опыт свидетельствует, что в большинстве случаев проектная документация разрабатывается по шаблонным договорам подряда, реже – по договорам на проектирование (как повелось с советских времен).

Заключая такой договор, стороны обращают пристальное внимание на порядок исполнения договора, соблюдение сроков, получение согласований и оплаты, нежели на требования к результатам проектирования, его охраноспособности, качеству и обременениям – это всё остаётся Техническому заданию, но такое задание содержит, как правило, только технические требования и соответствие техническим стандартам совместимости, унификации, надежности.

И государственные, и частные организации, размещая заказы на проектную, конструкторскую, рабочую документацию, пренебрегают вопросами интеллектуальной собственности, ценя вещь выше права, то есть материальный носитель выше той идеи, концепции, которые в них заключаются. В итоге получается такая весьма «ценная бумага» (дорогостоящая), «букет рисков», а не полноценный актив. Почему такой актив мы называем

неполноценным можно понять на примере дела, по которому ВАС РФ принял постановление № 7697/12 от 06.11.2012 г. (Подробнее здесь: Kad.arbitr.ru )

Данному решению должны порадоваться все архитекторы и проектировщики, так как в нём четко разложены возможные доказательства нарушения авторских прав на проект и существенно расширены возможности для их защиты. Создание охраняемых авторским правом результатов возможно не только по договорам авторского заказа – соответствующие положения могут быть предусмотрены и в других гражданско-правовых договорах. Более приспособлена для таких отношений модель договора на выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, но и она несовершенна с точки зрения правового режима результатов. Следовательно, для составления договора по каждому новому или нестандартному проекту лучше обращаться к специалисту и при этом

особо пристально обращать внимание на распределение интеллектуальных прав по итогам выполнения договора.

«Договаривайтесь не только о бумаге, но и о правах» Как известно – договариваться лучше на старте.

Если вы разрабатываете проектную документацию, то всегда лучше заранее оговорить права Заказчика на реализацию этого проекта – в каких формах, в каком количестве экземпляров, допустимы ли отступления от проекта, каков порядок согласования с Автором возможных изменений проекта. Не менее важным является вопрос какие права сохраняются за Автором проекта, а какие за его работодателем – Архитектурным бюро, может ли он использовать этот проект в неизменном или измененном виде, передавать на него права другим Заказчикам и т.д. Как это сделать наилучшим образом, чтобы в последствии при нарушениях оговоренных условий Заказчиком иметь возможность получить компенсацию или пресечь нарушения прав?

На наш взгляд, эти договоренности лучше оформлять путем передачи строго ограниченных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые выражены в проектной документации.

Поэтому включение в договор подряда соответствующих нормативных положений об интеллектуальных правах позволит заранее расставить все точки над i, сформировать справедливую цену договора, а также избежать многих ошибок и трудностей по разработке и дальнейшему использованию проектной документации, разрешению споров и возмещения ущерба правообладателей.

Ссылка на основную публикацию