Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности

В статье автор оценивает, насколько самостоятельны регионы в области внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: Ростовская область, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, совокупный экспорт, товарооборот.

Для того чтобы определить роль и степень участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности, нужно обозначить их полномочия.

Так, в соответствии с федеральным законом N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а именно в 8 статье указаны полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности [1]. Таким образом можно обозначить следующие полномочия:

  • – Проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств;
  • – Содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, и Министерством иностранных дел Российской
  • – Открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • – Осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности;
  • – Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
  • – Создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Для того чтобы обозначить реальное участии субъектов РФ во внешнеэкономической деятельность рассмотрим в качестве примера Ростовскую область. Доля Ростовской области в общем объеме экспорта за период 2019 года составляет 2 % (6100 млн. долл. США), внешнеторговый оборот и импорт также демонстрирует слабый вклад в Товарооборот России.

Однако, в тоже время Ростовская область является лидером по экспорту сельскохозяйственной продукции, ее доля составляет 20 % от общего экспорта страны [2].

Так же важно отметить, что доля Ростовской области среди регионов ЮФО в совокупном экспорте является наибольшей и составляет 47 %, даже несмотря на то, что она и показала спад по сравнению с 2018 годом. Если же рассматривать долю Ростовской области в совокупном импорте, то можно увидеть устоявшуюся тенденцию к снижению данного показателя.

Таким образом можно сделать вывод, что Ростовская область вносит существенный вклад во внешнеэкономической деятельность среди регионов ЮФО, но на федеральном уровне ситуация абсолютно иная.

Ростовская область является экономически самостоятельным регионом так как имеет положительное сальдо торгового баланса показатели экспорта значительно превышают импорт (экспорта за 2019 год составил 6100 млн. долл.

США, а импорт за аналогичный период составил 2157 млн. долл. США), но по прежнему ее вклад в Товарооборот России является минимальным, это происходит по ряду причин. Во-первых, экспорт в Ростовской области является узконаправленным (Рис.

1), отсутствие инвестиций в динамично развивающиеся области в том числе в высокотехнологичный сектор экономики, так же отрицательным образом влияет на темпы роста экспорта.

Во-вторых, нехватка крупномасштабных предприятий, и увеличение темпов производства не позволяет Ростовской области увеличить свою долю во внешнеэкономической деятельности страны.

Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности

Рис.1. Товарная структура экспорта Ростовской области за 2019 год [2, с. 5]

Подводя итог, стоит сказать, что компетенция субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности по-прежнему остается минимальной, данный вывод можно сделать не только на основе анализа внешнеэкономической деятельности Ростовской области, но и по ряду других показателей. Так, крупнейший субъектом по совокупному экспорту остается Москва с недостижимыми для других регионов показателями в 43 %.

Основной проблемой по-прежнему остается отсутствие крупного производства и узкая специализация регионов. Ситуация может измениться только в том случае, если в целом поменяется отношение к регионам. Когда каждый субъект РФ будет поддерживаться и развиваться, и Москва перестанет быть единственным драйвером отечественной экономики.

Литература:

  1. Федеральный закон N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/
  2. Министерство экономического развития Ростовской области «Внешнеэкономическая деятельность» // https://mineconomikiro.donland.ru/upload/uf/cda/2Monitoring-VED-yanv-_-sentyabr-19–1.pdf

Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности. 1. В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона

2.

Система внешнеторговой информации включает в себя следующие сведения: 1) о российских лицах и об иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке; 2) о российских лицах и об иностранных лицах, получивших квоты и лицензии; 3) о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; 4) о российском и об иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности; 5) о деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; 6) о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности; 7) о таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации; 8) о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам; 9) о законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования; 10) о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности; 11) о перечне товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз которых с ее территории запрещен; 12) другие полезные для осуществления внешнеторговой деятельности сведения. 3. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, в разумный срок обязан предоставить необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, участвующим во внешнеторговой деятельности, за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства в полном объеме поступают в федеральный бюджет. 4. В соответствии с обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.Комментарий к статье 471. Комментируемая статья регулирует общественные отношения в области информационного обеспечения внешнеторговой деятельности и нацелена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей участников внешнеторговой деятельности и реализации их прав в этой области на основе формирования и использования информационных ресурсов. Основной целью информационного обеспечения внешнеторговой деятельности является ее развитие и повышение ее эффективности. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности реализуется путем создания системы внешнеторговой информации, являющейся по своей сути одной из разновидностей информационных систем. Информационной системой принято называть организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Организует систему внешнеторговой информации и осуществляет управление ею Минэкномразвития России.

Законодательной основой функционирования системы внешнеторговой информации наряду с комментируемым Законом является Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» . ———————————

СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.В данном Законе, например, определены принципы, в соответствии с которыми реализуется право на доступ к информации из информационных ресурсов.

Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (п.

1 ст. 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ). Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ).

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ).

В отдельных законодательных актах содержатся нормы, регулирующие порядок доступа к некоторым разновидностям внешнеторговой информации. Так, например, в статье 24 Таможенного кодекса РФ определен порядок информирования о правовых актах в области таможенного дела.

В соответствии с этой статьей Минэкономразвития России как федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и таможенные органы обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела.

Таможенные органы обеспечивают доступ к информации о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий, за исключением случаев, когда предварительное уведомление о подготавливаемых правовых актах будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности. 2. В пункте 2 комментируемой статьи содержится открытый перечень сведений, составляющих содержание понятия «внешнеторговая информация». Наличие этого перечня позволяет установить основные направления формирования системы внешнеторговой информации. Разнообразные сведения, необходимые и (или) полезные для осуществления внешнеторговой деятельности, могут быть, с известной долей условности, объединены в следующие группы: 1) информация о российских и иностранных участниках внешнеторговой деятельности: об их правовом статусе, о наличии у них внешнеторговых квот и лицензий, права на осуществление отдельных видов внешнеторговых операций (например, в рамках военно-технического сотрудничества) и т.д.; 2) информация о различных органах и организациях, содействующих развитию внешнеторговой деятельности: о торгпредствах Российской Федерации в зарубежных странах, банках и организациях, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности и т.д.; 3) о нормативно-правовой базе внешнеторговой деятельности: о российском и иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности; о законодательстве РФ в области технологического регулирования; о правонарушениях во внешнеторговой сфере; о перечне товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз которых с ее территории запрещен; о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей и т.д.;

4) информация о конъюнктуре мировых товарных рынков, представляющей собой результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливающих направление и исход коммерческой деятельности на этих рынках.

Читайте также:  Статья 25. Применение физической силы

Рыночная конъюнктура в значительной степени определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых или покупаемых товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор стран — экспортеров или импортеров и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, политику ведения торговых переговоров, основные условия внешнеторгового контракта, в том числе контрактную цену, и т.д. ; ———————————

Краткий внешнеэкономический словарь / Под ред. О.С. Богданова. М.: Международные отношения, 1984. С. 104 — 107.5) статистическая информация: о внешней торговле Российской Федерации, платежном балансе Российской Федерации и т.д. 3.

В пунктах 3 и 4 комментируемой статьи определяется правовой режим предоставления Министерством экономического развития и торговли РФ внешнеторговой информации заинтересованным лицам.

В отношении российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности законодатель устанавливает обязанность министерства предоставить запрашиваемую информацию: а) в разумные сроки и б) на платной (возмездной) основе.

Использование неконкретной формулировки типа «разумные сроки» при установлении обязанности по предоставлению внешнеторговой информации объясняется разнородным составом самой внешнеторговой информации. Плата за услуги по предоставлению внешнеторговой информации ставится в зависимость от стоимости оказанных услуг и не может превышать такую стоимость.

Получаемые Минэкономразвития России средства за предоставление внешнеторговой информации поступают в полном объеме в федеральный бюджет и являются разновидностью неналоговых доходов. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 20.02.

1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем представляют пользователям бесплатно.

Обязанность Минэкономразвития России предоставить иностранным государствам или международным организациям информацию о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности выводится, как правило, из норм международных договоров.

Решение задачи информационного обеспечения участников внешнеторговой деятельности видится в создании современной системы внешнеторговой информации и различных информационно-консультационных служб (включая их региональные и зарубежные представительства), обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме. В этих же целях Минэкономразвития России мобилизует имеющиеся у него информационные ресурсы. Совершенствуется взаимодействие ведомственных структур, оказывающих информационно-консультационные услуги во внешнеторговой сфере. Среди таких структур в первую очередь следует упомянуть Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ), обладающий уникальными массивами информации (торгово-политической, конъюнктурно-ценовой, фирменной и т.д.), Всероссийскую академию внешней торговли, торговые представительства РФ за рубежом.

Внешнеторговая информация в форме различных документов, статей, комментариев, информационно-аналитических материалов публикуется в Бюллетене иностранной коммерческой информации (БИКИ) Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, журнале «Внешняя торговля» и т.д.

Законодательная база международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации — проблемы развития

  • 21-06-2007
  • Формирование системы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.
  • По мере развития, международные и внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение региональных проблем.
  • Федеративная природа нашего государства объективно ставит определенные пределы международной деятельности субъектов Федерации, сохраняя тем самым приоритет в области внешней политики за федеральными органами власти.
  • * * *
  • Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
  • а) Закон четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут осуществлять международные связи.
  • В соответствии с пунктами:
  • 1 статьи 1 субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;
  • 2 статьи 1 органы государственной власти субъекта Федерации имеют право на ведение переговоров, а также заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
  • Вместе с тем, в качестве иностранных партнеров не предусмотрены иностранные коммерческие организации, в связи с чем не ясен вопрос – имеют ли субъекты право заключать с иностранными коммерческими организациями соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей, что имеет для субъектов Российской Федерации большое практическое значение.

В принципе субъект может заключать соглашение с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, но в данном случае будут действовать гражданско-правовые отношения и субъект выступает уже в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации — ст. 124.

б) Закон также разрешает субъектам Российской Федерации заключать диагональные соглашения — с органами государственной власти иностранных государств, они требуют обязательного согласования в заинтересованных федеральных органах;

в) что касается горизонтальных соглашений, которые заключаются между субъектами двух стран, то они направляются в основном только в МИД России;

г) соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст. 7).

  1. * * *
  2. Как же субъекты РФ используют предоставленное им право на ведение переговоров и заключение различных видов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей?
  3. Международная деятельность регионов становится сегодня важной составной частью международного сотрудничества, вносит свой вклад в привлечение инвестиций в экономику, содействует расширению экспортного потенциала российских компаний.
  4. К традиционным формам следует отнести сотрудничество регионов в рамках двухсторонних соглашений о сотрудничестве.
  5. В соответствии с полученными от субъектов РФ материалами,
  6. наибольшее количество соглашений заключено субъектами:
  7. — ЦФО — 600;
  8. — Сибирского Федерального округа – 400;
  9. — Северо-западного – 300 ;
  10. — Уральского – 160;
  11. — Южного – около 150;
  12. — Дальневосточного — 100.

Вместе с тем, как было отмечено на заседании рабочей группы, горизонтальные соглашения, которые заключаются между субъектами двух стран, не всегда корректны.

В них иногда регулируются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов власти.

В связи с чем Минюстом России было внесено предложение о необходимости согласования с министерством всех без исключения проектов соглашений.

https://www.youtube.com/watch?v=wcEQKUm8WZI\u0026t=1110s

Уже сегодня становится очевидным, что принятие такого решения усложнит без того сложную процедуру их согласования. Этому в какой-то степени способствует и коллизия двух подзаконных актов: постановлений Правительства РФ — от 1 февраля 2000 г.

№ 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» и от 1 июня 2004 г.

№ 260 » О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

Так, в соответствии с постановлением № 91 органы субъектов сами вносят документы для получения согласия Правительства, а 260-м постановлением определено, что проект акта в Правительство вносят федеральные министерства. Согласие Правительства оформляется распоряжением, это полномочие возложено на Министерство экономического развития и торговли РФ.

  • Все эти процедуры требуют много времени, порой проект соглашения согласовывается от 6 месяцев до года.
  • В связи с чем субъекты предлагают:
  • 1) разработать методические рекомендации для регионов о порядке заключения и регистрации соглашений с иностранными партнерами;
  • 2) упростить процедуру согласования соглашений, определить сроки их рассмотрений Федеральными органами;
  • 3) устранить коллизию подзаконных актов по данному направлению.
  • * * *

Используя ст. 10 Федерального закона 4-ФЗ, в последнее время регионы активно используют такую активную меру по расширению сотрудничества, как открытие представительств на территориях иностранных государств.

— Республика Татарстан имеет торговые дома в Германии, Польше и др. станах, которые функционируют как центры многопрофильного сотрудничества.

  1. — Курганская область, Алтайский край имеют свои представительства в Германии.
  2. * * *
  3. Широко используются регионами такие формы работы, как проведение презентаций за рубежом, участие в зарубежных выставках, их организация с международным участием на территории регионов.
Читайте также:  Статья 13.1. Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния

Задача таких мероприятий — создание благоприятных условий для установления контактов, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок. Особо популярными стали выставки «Зеленая неделя» в Германии, «Интурмаркет» в Москве, международные промышленно-экономические и экономические форумы в Нижнем Новгороде, на Кубани, Санкт-Петербурге, Дальнем Востоке и многие другие.

В Тамбовской области также используются механизмы, направленные на расширение внешнеэкономических связей:

– презентации,

– выставочно-ярмарочная деятельность. За год в два раза увеличилось количество предприятий — участников специализированных выставочных мероприятий, они приняли участие более чем в 80 выставках различного уровня, что также в два раза больше.

  • Область приняла участие в 12 выставочных мероприятиях.
  • В настоящее время продолжается работа по установлению взаимовыгодных торговых связей посредством приема в области официальных делегаций, представителей зарубежных деловых кругов и участия в деловых поездках за рубеж.
  • В ходе визита делегации Великого Герцогства Люксембург, возглавляемой послом Люксембурга в Москве г-ном Карло Кригером, проведена неделя «Дни Люксембурга в Тамбове».

Только за пять месяцев т.г.

представители области с деловыми визитами посетили Францию, Италию, Германию; область посетила немецкая делегация деловых кругов, которую возглавили представители Министерства экономики и технологии Германии, их интересовали вопросы в области промышленности, строительства, образования; в настоящее время готовятся визиты делегаций Италии и Франции по проработке вопросов в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

  1. Все эти визиты, несомненно, дают определенные результаты.
  2. * * *
  3. Одним из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.
  4. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
  5. Данный вопрос был предметом обсуждения и на заседании одной из рабочих групп Совета Глав Субъектов.
  6. В соответствии со статьей 47 данного Федерального закона и рекомендациями СГС создана система внешнеторговой информации, которая управляется Министерством экономического развития и торговли; сегодня возможно получить необходимую информацию либо ознакомиться с ней на сайте.

Вместе с тем, определенные трудности на пути развития межрегионального сотрудничества создает несовершенство информационных процессов. Зачастую субъекты практически не владеют информацией о спросе и предложениях по товарам, потенциальным инвесторам в конкретных государствах.

Эту работу следует совершенствовать, в том числе по выработке четкой системы — единой для всех формы и принципов накопления и обмена информацией; созданию единой информационной базы данных под условным названием «Правовые и нормативные акты субъектов РФ».

* * *

В Федеральном законе присутствует статья «Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности» (ст. 8.1), однако данный закон не позволяет четко определить их статус в рассматриваемых отношениях.

У нас более 2400 муниципальных образований, и все они, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе осуществлять внешнеэкономические связи. Однако, согласно ст. 17 этого закона, эта норма декларативная.

  • Не определен и порядок регулирования на территории субъектов РФ отношений, связанных с осуществлением органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.
  • Следует ускорить подготовку закона по правовому регулированию данного направления.
  • * * *
  • Приграничное сотрудничество — является важным направлением развития межрегиональных связей.

Россия имеет самую протяженную в мире границу длиной более 60 тысяч километров. Из 86 субъектов Федерации 49 занимают приграничное положение, составляя более 70% территории страны.

Приграничное сотрудничество — один из наиболее мощных и эффективных факторов экономического роста.

Вполне очевидно, что система регулирования приграничного сотрудничества должна строиться на основе нормативной правовой базы.

Определенная правовая основа на сегодняшний день сформирована.

Однако, механизм правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества, учитывая тот факт, что в нем участвуют как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах их компетенции, на федеральном и региональном уровнях отсутствует.

  1. По мнению регионов, приграничная торговля относится исключительно к компетенции Российской Федерации, что является недостатком административно-правового регулирования, поскольку непосредственно затрагивает интересы субъектов Федерации, на территории которых она осуществляется.
  2. В Российской Федерации не принят специальный законодательный акт, определяющий понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества — проект такого закона разработан, проходит согласование.
  3. Надеюсь, представители приграничных регионов меня поддержат, если я скажу, что принятие такого законодательного акта позволит повысить роль приграничного сотрудничества в реализации внешнеэкономической стратегии России.
  4. * * *
  5. В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
  6. Собственное правовое регулирование предполагает принятие субъектами нормативных актов, которые соответствовали бы федеральным и регулировали проблемы, которые были упущены на федеральном уровне.
  7. Созданная на Федеральном уровне нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

На сегодняшний день законы приняты в 32 субъектах Федерации. Минюст России ведет федеральную базу и федеральный регистр нормативных актов субъектов, проводится их анализ. Надо сказать, что он не очень утешителен. Более чем в 60% случаев прошедших экспертизу нормативных актов установлены серьезные нарушения.

  • Представленные субъектами РФ материалы показывают, что в вопросах осуществления международных и внешнеэкономических связей они в основном руководствуются Федеральными законами и Уставом (основным законом) области.
  • а) Вместе с тем, документы, регламентирующие порядок осуществления международных, внешнеэкономических связей приняты в Республиках Алтай, Башкортостан, Воронежской, Костромской, Тульской, Нижегородской и других областях.
  • б) В Ростовской области — в ряде постановлений главы администрации области отражены насущные потребности в этой сфере.
  • Ими осуществляется реализация Областной целевой Программы поддержки экспорта на 2007-2008 годы.
  • * * *
  • На 17 заседании Консультативного совета субъектов Российской Федерации обсуждались вопросы по привлечению инвестиций в регионы.
  • В рекомендациях его участников в одном из пунктов было отмечено о продолжении работы, в целях улучшения инвестиционного климата в регионах, по совершенствованию законодательства субъектов Федерации и ликвидации административных барьеров.
  • В этих условиях одной из главных задач для субъектов продолжает оставаться создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку финансовых средств в экономику региона и активному вовлечению их в процесс создания конкурентоспособных производств.
  • Практически во всех субъектах РФ приняты законы и другие нормативные акты об инвестиционной деятельности.
  • Наиболее активно в этом направлении ведут работу такие российские регионы, как Чувашская Республика, Республика Алтай, Кемеровская, Калужская, Воронежская, Тамбовская области и другие, где помимо законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона, присутствуют нормативные акты: «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики», «О порядке предоставления государственных гарантий», «Об утверждении Порядка формирования и использования залогового обеспечения инвестиционной деятельности» и другие.
  • В Тамбовской области для создания благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в приоритетные отрасли экономики постоянно совершенствуется имеющаяся нормативная правовая база.

Иностранных инвестиций в 2006 году поступило на 27% больше, чем в 2005 году, в том числе более 30% — в сельское хозяйство. Объем накопленных инвестиций в 2006 году на 14,6% больше уровня 2005 года.

  1. Вместе с тем, процедура прохождения необходимой разрешительной документации для привлечения иностранных инвестиций сложна, её упростить может только федеральное законодательство.
  2. Субъектам Федерации необходимо согласовывать решение о создании страховых и залоговых фондов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области внешней торговли.
  3. * * *
  4. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.
  5. Вместе с тем, следует отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества, которым располагают регионы.
  6. Замечания и предложения, высказанные на заседании рабочей группы, мы постарались максимально учесть и отразить в рекомендациях.

Урегулирован порядок функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности

Настоящим я выражаю свое информированное согласие на обработку АО «Российский экспортный центр», юридический адрес: 123610, Москва, Краснопресненская наб., д. 12 (далее – РЭЦ) в качестве оператора моих персональных данных и подтверждаю, что, предоставляя такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Читайте также:  Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства

Согласие дается мной в целях получения рекламно-информационных рассылок Группы РЭЦ (АО «Российский экспортный центр», АО «ЭКСАР», АО РОСЭКСИМБАНК), а также АНО ДПО «Школа экспорта Акционерного общества «Российский экспортный центр»), и использования моих персональных данных при направлении указанных рассылок.

Настоящее согласие дается мной на обработку следующих персональных данных:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • адрес электронной почты (e-mail);
  • номер телефона;
  • место работы (организация), занимаемая должность.

Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий с использованием средств автоматизации или без использования таких средств в отношении моих персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, уничтожение.

Настоящее согласие предоставляется в том числе на передачу (предоставление, доступ) моих персональных данных, указанных в настоящем согласии, в указанных выше целях следующим категориям юридических лиц:

  1. организациям из группы лиц, к которой принадлежит РЭЦ: АО «ЭКСАР» (ОГРН: 1117746811566), АО РОСЭКСИМБАНК (ОГРН: 1027739109133), а также АНО ДПО «Школа экспорта Акционерного общества «Российский экспортный центр» (ОГРН: 1167700060890), расположенные по адресу: 123610, Москва, Краснопресненская наб., д. 12;
  2. организациям (исполнителям), привлеченным АО «Российский экспортный центр», в целях рекламно-информационных рассылок Группы РЭЦ, перечень которых представлен по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: [указать ссылку].

Персональные данные не передаются никаким другим третьим лицам, за исключением лиц, предусмотренных в настоящем согласии, а также лиц, передача которым является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных дается на срок предоставления мной согласия на получение рекламно-информационной рассылки и до истечения 6 (месяцев) после отзыва согласия на получение указанных рассылок, либо до момента получения соответствующего письменного заявления об отзыве согласия на обработку персональных данных. Я предупрежден(а), что направление мной указанного письменного уведомления об отзыве согласия на обработку персональных данных влечет за собой прекращение направления мне рекламно-информационных рассылок.

Я соглашаюсь на автоматизированную обработку моих персональных данных.

Настоящее согласие может быть отозвано в любой момент на основании заявления, поданного на имя Генерального директора РЭЦ на бумажном носителе заказным письмом, направленным по адресу: 123610, город Москва, Краснопресненская наб., д. 12.

Датой отзыва считается день, следующий за днем вручения РЭЦ соответствующего заказного письма, содержащего заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности

Неотъемлемой частью системы управления и планирования внешнеэкономических связей являются изучение и прогнозирование рынков сбыта. Как показывает мировой опыт, самые дорогостоящие рыночные исследования несопоставимы с размерами потерь, возникающих в результате выхода на рынок с изделиями, лишь частично удовлетворяющими его требованиям.

Даже крупнейшие промышленные компании развитых стран, имеющие мощные исследовательские подразделения (например, «Дженерал моторс», «Сименс» и др.

), не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в той или иной систематизированной информации (в виде исследований, обзоров, рекомендаций) и обращаются к услугам специализированных фирм-консультантов.

Экспортная деятельность и ее результативность в решающей степени определяются в производственной сфере, где создаются материальные предпосылки для рыночного успеха товаров.

Информация о конъюнктуре рынка становится всё более необходимой уже на ранних стадиях разработки промышленных изделий.

Статистический анализ, проведенный международными концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к неудачному сбыту готовой продукции.

Прогнозная и оперативная информация о рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых услуг.

  • Рынок информационных услуг обычно подразделяется:
  • на глобальный (общепланетарный);
  • на международный (охватывающий группы стран);
  • на национальный (телевидение, радиовещание и другие средства массовой информации);
  • на региональный (теле- и радиопередачи по определенному региону);
  • на локальный (местное радиовещание, местные газеты и журналы);

на точечный (информационные сети в учебных заведениях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).

Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти экономически наиболее развитых стран. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле (12%).

На втором месте находится Япония, объем операций купли-продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. дол., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания.

Во всех перечисленных странах основу рынка составляют собственно информационные услуги.

В странах с рыночной экономикой системы информационного обслуживания участников международной торговли создаются на базе информационно-консультативных служб государственного и частного типа.

Данные фирмы сосредоточивают свое внимание главным образом на предоставлении широкого спектра услуг по исследованию конъюнктуры рынка, анализу финансовой деятельности, обучению кадров, предоставлению других справочных данных.

В своей деятельности по сбору необходимой информации они пользуются услугами широко известных международных коммерческих автоматизированных банков данных, создают собственные банки данных узкого профиля для своих клиентов.

В настоящее время быстрыми темпами увеличивается количество исследовательских и консультационных фирм, которые создаются на коммерческой основе для организации и управления производством, а также осуществления маркетинговых исследований на внешнем рынке.

Они оказывают услуги по изучению и прогнозированию мировых рынков, консультируют по вопросам применения различных методов сбыта, проведения рекламной деятельности.

Ведущими исследовательскими агентствами являются «Dun and Brad-street», «Maxwell Foundation», «WPP Group», «Интернешнл рисерч ассошиэйтс» («ИНРА»), «Марплен», «Маркет фэктс интернешнл».

Например, «ИНРА» имеет отделения более чем в 50 странах обоих полушарий, «Марплен» и «МФИ» располагают полевыми службами во всех странах Западной Европы, Японии, Австралии, странах Латинской Америки.

В отличии от оперативной информации, сбор которой ограничен кругом практических задач, решаемых коммерческой организацией на внешнем рынке, ценовая продукция указанных выше производителей информационных услуг доступна самому широкому кругу пользователей.

Поэтому полученные от них материалы по мировым ценам служат важным дополнением оперативных источников информационного обеспечения конъюктурно-ценовой работы.

В практике ценообразования во внешнеэкономической деятельности нашли широкое применение следующие периодические материалы по мировым ценам:

публикации по ценам биржевых товаров, т.е. биржевым котировкам. Данные цены являются ценами сделок, совершаемых на товарных биржах. Биржевые котировки устанавливаются с регулярностью работы товарной биржи, например на Лондонской бирже цветных металлов — два раза в день, на утренней и вечерней сессии. Основной периодической публикацией по биржевым котировкам является журнал „Metal Bulletin”;

специальные публикации по справочным ценам. Данные ценовые показатели чаще всего являются ценами, по которым предлагается приобрести товар.

По нефти, нефтепродуктам примером публикации по справочным ценам является ежедневный бюллетень “Oilgram Price Report”, а по черным металлам — журнал “Metal Bulletin”; на рынке вертолетов пользуется известностью американское издание “Blue Book”, а среди дилеров, продающих импортные ЭВМ, популярны справочники “DataPro”, “Auerbach Technology Reports” и “The Software Users’ Year Book”;

статистические публикации по индексам экспортных, импортных и внутренних оптовых цен, а также специализированным индексам цен. Разработчиками этой ценовой информации являются международные организации, органы официальной государственной статистики и авторитетные издательства.

Работу этих организаций характеризует научно обоснованная методика расчетов индексов и представительность статистической выборки исходные данных.

Вполне очевидно, что во внешнеторговом ценообразовании предпочтение отдается использованию индексов экспортных и импортных цен;

цены статистики внешней торговли зарубежных стран, которые получают путем деления данных о стоимостных объемах экспортированных или импортированных товаров на их физический объем.

Новые возможности в информационном обеспечении конъюктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг.

Современные компьютеры и телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всем приведенным выше видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (далее — АБД), в совокупности составляющих зарубежные информационно-вычислительные ресурсы.

Организация сбора такой информации отличается в зависимости от применения технических носителей и способов получения данных из АБД. Основным способом является удаленный диалоговый режим работы с зарубежными информационно-вычислительными ресурсами (online interactive mode).

В этом случае терминальное устройство пользователя подключается к ЭВМ с интересующими его АБД с помощью средств связи, идентичных высококачественным телефонным сетям. При таком режиме работы по линии связи предается диалог: от пользователя в ЭВМ поступают запросы, а в обратном направлении — отобранная из базы данных ценовая информация.

Другие виды электронных информационных услуг основываются на предоставлении пользователю автоматизированных баз или отдельных групп массивов данных, целиком записанных на различные магнитные носители: магнитные ленты, дискеты, компакт-диски.

Поскольку чаше требуется лишь какая-то, возможно незначительная, часть больших объемов информации, такие виды услуг пользуются меньшим спросом. Поэтому преобладающая часть электронных информационных услуг приходится на удаленный диалоговый режим работы.

Ссылка на основную публикацию