Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии

Войны ведутся не только с помощью оружия. Десятилетиями, а иногда столетиями страны ведут музейные битвы, сражаясь за книги, статуи, картины и археологические артефакты. Сегодня мы расскажем об этих тихих межгосударственных войнах за утраченные сокровища, реликвии и культурные ценности.

Библиотека Шнеерсона

Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии

В какой стране находится: Россия

Кто претендует: США

12 000 древнееврейских книг и 50 000 редких документов, в том числе 381 рукопись из коллекции ребе Ицхака Шнеерсона, стали яблоком раздора между Россией и США.

Судебные баталии ведутся уже 30 лет: возвращения библиотеки требует наследник ребе — его зять и хасиды из религиозного движения «Хабад Любавич», чей офис находится в Нью-Йорке.

Организация неоднократно обращалась в суды СССР, России и США, призывая вернуть наследие своего учителя, но наша страна выдавать коллекцию отказывается, считая ее своим национальным достоянием.

Библиотека Шнеерсона формировалась хасидами с XVIII века в деревне Любавичи (Смоленская область). Ради спасения коллекции во время Первой мировой войны ребе перевез книги в Москву, что-то успел увезти в эмиграцию, но большая часть библиотеки в 1918 году была национализирована советской властью.

В настоящее время коллекция Шнеерсона хранится в Российской государственной библиотеке, Российском военном архиве и в Еврейском музее. Битва за библиотеку хасидов идет до сих пор на самом высоком уровне.

В 2010-х годах было вынесено два противоположных решения: американский суд обязал Россию передать все книги и рукописи Шнеерсона владельцам и выставил штраф за каждый день просрочки: $50 000.

Российский суд в ответ обязал организацию «Хабад Любавич» вернуть часть коллекции, которая хранится в библиотеке Конгресса, и установил аналогичный штраф: $50 000 за каждый день невозврата. Из-за этих тяжб фактически прекратился культурный обмен музеев США и России.

Атлет из Фано

  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • В какой стране находится: США
  • Кто претендует: Италия

Италия несколько десятков лет борется за возвращение множества произведений античности, которые были вывезены за океан незаконно и осели в американских музеях. Главная битва идет за бронзовую статую «Атлет из Фано» работы придворного художника Александра Македонского Лисиппа, которая находится в Музее Гетти в США.

Этот шедевр древнегреческого искусства случайно зацепили с морского дна итальянские рыбаки в 1964 году у побережья провинций Пезаро и Урбино, однако впоследствии статуя вдруг появилась в США, а в 1977 году попала в коллекцию Музея Гетти.

Споры Италии и США о судьбе «Атлета» ведутся с 1980-х годов, суды присуждали победу то одной, то другой стороне, но в конечном итоге американскому музею удалось оставить экспонат у себя, доказав, что он был приобретен законно.

Италия пытается повлиять на США тонкими намеками: она возвращает другим странам позаимствованные у них артефакты.

Так, в 2007 году Пакистану было передано 96 археологических ценностей из коллекций итальянских музеев — общая стоимость этих древностей оценивается в $100 млн.

Впрочем, справедливости ради отметим, что США кое-что уже вернули Италии: в частности, Музей Гетти передал бесценный античный экспонат — статую Афродиты, датируемую V веком до н. э.

Бюст Нефертити

  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  1. В какой стране находится: Германия
  2. Кто претендует: Египет

Судя по сводкам новостей, именно Египет является чемпионом по возвращению утраченных сокровищ. За последние годы многие государства вернули стране фараонов похищенные археологические ценности. Однако главная реликвия — бюст Нефертити — уже сто лет находится в Германии.

Это произведение древнеегипетского искусства было обнаружено в ходе раскопок на месте древнего города Ахетатона в 1912 году. Археологические работы проводило и финансировало Германское восточное общество, поэтому находка уже в 1913 году переехала в Германию и вскоре обосновалась в музее Берлина.

Сегодня бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия и выставляется в Новом музее Берлина. Египет требует вернуть артефакт с 1924 года, настаивая на том, что он был вывезен незаконно.

Коллекция античного мрамора

  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии
  • В какой стране находится: Великобритания
  • Кто претендует: Греция

Греция не теряет надежду отстоять у Великобритании мраморы Элгина — собрание античных шедевров из афинского Акрополя, которое хранится в Британском музее.

Эта коллекция была вывезена британским дипломатом Томасом Брюсом, графом Элгином, в начале XIX века, когда Греция находилась под турецким владычеством.

Получив от турок разрешение взять с Акрополя некоторые обломки камней с надписями и фигурами, он за два года варварски выломал и вывез в Англию 12 фигур с фронтонов Парфенона, 15 каменных прямоугольных плит, 56 плит фриза. Кроме того, граф позаимствовал одну из знаменитых кариатид Эрехтейона.

Спор двух государств из-за похищенных культурных ценностей продолжается с тех пор, как Греция вернула независимость: она требует признать нелегитимным решение турецких властей об их вывозе.

Недавно о намерении посодействовать возвращению мраморов Элгина заявила жена актера Джорджа Клуни, британский адвокат Амаль Аламуддин.

Она успела подготовить 150-страничный доклад о том, как вернуть античное наследие на родину, однако министр культуры Греции Никос Хидакис публично отказался от судов и заявил, что решение этого вопроса лежит исключительно «в дипломатической и политической плоскости».

  1. Эберсвальдский клад
  2. В какой стране находится: Россия
  3. Кто претендует: Германия

Германия и Россия ведут споры из-за легендарного Эберсвальдского клада — богатой коллекции доисторических золотых изделий весом более 2,5 кг, которая была найдена в ходе строительных работ в Германии 1913 году. Всего на территории немецкой фабрики был выкопан 81 предмет: чаши, слитки, золотые цепи и другие украшения, изготовленные в X–IX веках до н. э.

После войны клад, как и многие другие ценности, был перевезен в качестве трофея в СССР, долго пылился в музейных фондах и лишь в 2013 году появился в Эрмитаже в рамках выставки «Бронзовый век». Ангела Меркель, лично побывавшая на открытии, заявила: «Мы считаем, что эти экспонаты должны вернуться в Германию и быть возвращены владельцам или их наследникам».

Однако, согласно российскому закону «О культурных ценностях», «все перемещенные культурные объекты, вывезенные в СССР во исполнение его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации, принадлежат Российской Федерации и являются федеральной собственностью». Если вернуть этот клад, то придется отдавать многое другое.

Золото Трои

  • В какой стране находится: Россия
  • Кто претендует: Турция, Греция и Германия

Не утихают страсти и вокруг так называемого клада Приама, или золота Трои. Это 8833 предмета, в том числе золотые и серебряные украшения, произведенные в 2400–2300 годах до н. э. Их раскопал в 1873 году археолог-самоучка немецкого происхождения Генрих Шлиман на месте бывшей Трои, которую искал целенаправленно и фанатично, руководствуясь эпосом Гомера.

Клад, находившийся в серебряном двуручном сосуде, археолог пытался скрыть от османских властей и контрабандой вывез в Афины. Затем ценности переехали в Германию, а в 1945 году были привезены в СССР в качестве трофейного искусства, однако этот факт полвека замалчивался. До 1993 года весь мир считал золото Трои утерянным, пока правительство России не объявило о его местонахождении.

С 1996 года сокровища Шлимана частично выставляются в ГМИИ им. Пушкина, но вопрос об их возвращении висит в воздухе. На золото Трои претендуют сразу три страны: Германия, из которой ценности были вывезены, Турция, на территории которой была сделана находка, и Греция, так как клад Приама принадлежал древнегреческим царям времен Троянской войны.

По мнению специалистов, решение о возврате золота Шлимана может быть принято только на государственном уровне.

Скифское золото

  1. В какой стране находится: Нидерланды
  2. Кто претендует: Россия

Это, пожалуй, самая свежая глава в истории музейных войн. Пока коллекция скифского золота из крымских музеев экспонировалась на выставке в Амстердаме, Крым стал территорией России. Нидерланды отказались возвращать экспонаты и оставили их у себя.

В результате судьба скифского золота решается в суде Амстердама: на него претендуют власти Украины и России, а также сами крымские музеи, лишившиеся своих лучших экспонатов: Центральный музей Тавриды, Керченский и Бахчисарайский музеи.

На кону — драгоценные камни, шкатулки, мечи, домашняя утварь, статуи и уникальные археологические артефакты из скифского золота.

Мощи матери Терезы

  • В какой стране находится: Индия
  • Кто претендует: Албания

Страны пытаются делить не только сокровища и предметы искусства, но и святыни. Так, в 2009 году разгорелся спор между Албанией и Индией из-за останков католической святой, известной как мать Тереза.

Премьер-министр Албании попросил индийское правительство вернуть прах монахини к ее столетию на том основании, что по происхождению святая — албанка. МИД Индии ответил отказом, заявив, что мать Тереза была гражданкой Индии и похоронена на своей земле, в своей стране.

Эта перепалка вызвала возмущение в мировой прессе: американский телеканал CNN назвал разгоревшийся спор «дьявольским», а британская газета The Times — «отвратительным».

Претензии Албании выглядят довольно странными хотя бы потому, что Агнес Гонджа Бояджиу, крещенная Тереза, была албанкой лишь по матери, родилась в столице Македонии — Скопье, а с 18 лет до самой смерти проживала в Индии.

  1. Статуя Будды с мумией внутри
  2. В какой стране находилась: Нидерланды
  3. Кто претендовал: Китай

В феврале 2015 года по миру разлетелась сенсация: нидерландские ученые и медики просканировали статую Будды XI–XII веков и обнаружили внутри мумифицированные останки человека. Не прошло и месяца, как нашлись владельцы изваяния: о своих правах на уникального Будду заявили крестьяне из китайской деревни Янчунь.

Читайте также:  Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания

Они сообщили, что эта статуя с останками монаха Люцюань внутри была похищена из местного храма в 1995 году. Китайцы попросили нидерландский Музей Дренте отдать им экспонат, напирая на то, что останки почитаемого ими монаха должны вернуться на родину.

Работники музея ответили, что сделать это будет крайне сложно: статуя принадлежит не им, а частному коллекционеру из Голландии. Однако в середине мая сам владелец статуи, архитектор и антиквар Оскар ван Оверим объявил о своем согласии вернуть Будду в храм деревни Янчунь.

При этом он выразил скептическое отношение к версии китайских крестьян: «Я легко убедил китайских представителей с помощью исторических фактов и исследований, что претензии жителей деревни неоправданны и принадлежность им статуи маловероятна.

Однако за это время моя мумия стала политической проблемой, нравится мне это или нет». По его словам, он купил статую в 1996 году у коллекционера, привезшего ее из Гонконга.

Коллекция живописи Гурлитта

  • В какой стране находилась: Германия
  • Кто претендовал: владельцы из Франции и Швейцарии

Награбленное нацистами, как правило, возвращается к законным владельцам. Самый удивительный и свежий пример: коллекция Корнелиуса Гурлитта.

В 2012 году в кладовке немецкого коллекционера живописи, сына близкого к нацистской верхушке арт-дилера Корнелиуса Гурлитта было найдено около 1400 работ, в том числе картины Шагала, Ренуара, Моне, Тулуз-Лотрека, Пикассо и Матисса.

Эта коллекция стоимостью в $1,2 млрд формировалась в основном за счет произведений, конфискованных нацистами у законных владельцев и перепроданных по минимальной цене.

Гурлитт, которому тогда было 79 лет, согласился вернуть произведения искусства законным владельцам, если таковые будут найдены. Часть произведений уже переехала во Францию и Швейцарию, некоторым владельцам пришлось ждать 75 лет, чтобы снова увидеть свои картины. 

Клад с затонувшего корабля

  1. В какой стране находился: США
  2. Кто претендовал: компания Odyssey из США, Испании, Перу

Когда находится очередной затонувший корабль, неизбежно начинаются споры о том, кому принадлежит драгоценный груз. В 2007 году на дне Атлантического океана был найден один из самых крупных кладов в истории: 17 тонн сокровищ, в том числе 594 000 золотых и серебряных монет.

Современная стоимость груза была оценена в $500 млн. Американская компания Odyssey, нашедшая клад, попыталась вывезти груз тайно, считая, что он найден в нейтральных водах и целиком принадлежит ей.

Но испанские власти следили за операцией и сразу же после поднятия груза американцами подали в суд, заявив о своих правах на судно и его содержимое, так как корабль был обнаружен в водах Испании.

Пока шел суд, кладом заинтересовались и власти Перу: они требовали вернуть находку им, так как монеты перуанского производства.

В итоге клад достался Испании: удалось доказать, что сокровища были подняты с фрегата Nuestra Senora de las Mercedes, потопленного в 1804 году в Гибралтарском проливе во время боя с англичанами. В 2012 году с базы ВВС во Флориде вылетели два военных самолета Королевства Испания, туго набитые золотом и серебром. Испанские власти приняли решение не продавать монеты, назвав их историческим наследием.

Дорога на сицилию — богучарский отряд память

И.А.Филатов

МКОУ
Каменностепная СОШ им. А.М.Иванова

Таловского
района Воронежской области

руководитель
школьной краеведческой группы «Поиск»

к.и.н.

Весной
2015 года, вскапывая грядку на огороде за
своим домом, жительница села Юнаково
Калачеевского района Божко Наталья
Андреевна внезапно услышала под лопатой
металлический скрежет.

Удивленная
женщина аккуратно разгребла землю и
извлекла оттуда небольшую металлическую
пластину с надписями на иностранном
языке.

Еще раз внимательно рассмотрев
находку дома, Наталья Андреевна
окончательно пришла к выводу, что держит
в руках личный опознавательный знак
(ЛОЗ) итальянского солдата.

  • Ей
    вспомнились рассказы проживавшей в
    этом же доме своей свекрови о том, что
    в декабре 1942 года со стороны села Бычок,
    расположенного в Петропавловском
    районе, через Юнаково советские солдаты
    вели в направлении на Бутурлиновку
    колонны пленных итальянских солдат.
  • В
    тот период времени массовому пленению
    военнослужащих Италии способствовал
    успех советской наступательной операции
    «Малый Сатурн», проводимой силами
    Воронежского и Юго-Западного фронтов
    с 16 по 30 декабря 1942 года.
  • Это
    наступление было организовано с целью
    разгрома немецких, итальянских и
    румынских подразделений, прикрывавших
    фланг и тыл немецкой группировки Гота
    из группы армий «Дон», которая, начиная
    с 12 декабря, стремительно продвигалась
    в направлении Сталинграда на соединение
    с взятыми здесь в кольцо окружения
    войсками 6-й немецкой армии Паулюса.
  • Оборванные,
    в изношенной обуви, пленные итальянские
    солдаты страшно мерзли, а потому с
    надеждой стучались в дома местных
    жителей, стремясь остановиться в них
    на ночлег и согреться.
  • Удивительна
    душа русских женщин!
  • Оставшиеся
    без мужчин, поставленные перед
    необходимостью работать не только за
    себя, но и ушедших на фронт родных и
    близких, ставшие единственной опорой
    для своих малолетних детей, ежедневно
    ожидающие получить от почтальона
    «похоронку», сами оборванные, голодные
    и замерзшие, они, все же, находили в себе
    силы проявлять милосердие в отношении
    оккупантов.

Так
в доме, где проживает в настоящее время
Наталья Андреевна, смогли найти приют
пять итальянских солдат, а остальные
разместились в стоявшем за огородом
сарае. Утром стало ясно, что в нем холодную
декабрьскую ночь смогли пережить далеко
не все.

Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии

Находка в селе Юнаково Калачеевского района Воронежской области. Фото И.Филатова

Оставшиеся
в живых итальянцы вновь были построены
конвоирами в колонну и двинулись далее
в направлении на Бутурлиновку, а местным
жителям пришлось хоронить тела замерзших
солдат противника.

Женщины и дети грузили
их на телеги, нередко в качестве рычага
используя для этих целей обыкновенные
крестьянские вилы: перемещать обледеневшие
тела руками им не только не хватало сил,
но и было элементарно страшно.

Погруженные
на телеги трупы доставлялись к находящемуся
рядом с селом оврагу, куда беспорядочным
образом сбрасывались в ямы, образовавшиеся
из-за естественных обвалов крутых
склонов.

По
словам Натальи Андреевны, здесь, в овраге
за с. Юнаково, останки итальянских солдат
продолжают находиться и по настоящее
время.

Таким
образом, вполне возможно, что случайно
найденный в огороде итальянский жетон
соскочил с шеи умершего солдата в момент погрузки его тела на телегу.

Размышляя
над тем, что делать с находкой, Наталья
Андреевна поделилась своими мыслями
с приехавшим в гости сыном и его женой,
проживающими в Таловском районе. Они
и предложили передать жетон местной
краеведческой группе «Поиск», более
пятнадцати лет действующей на базе
МКОУ Каменностепной СОШ им. А.М.Иванова,
которая расположена на территории
Института им. Докучаева.

  1. Основное
    направление работы поисковиков этой
    группы — исследование «белых пятен»
    истории Таловского края и Воронежской
    области в целом — включает в себя участие
    в археологических раскопках в рамках
    археологического движения «Возвращение
    к истокам» ВГПУ, а также изучение истории
    боевых действий периода Гражданской
    и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  2. В
    итоге, летом 2015 года, личный опознавательный
    знак итальянского солдата оказался у
    краеведов группы «Поиск» Каменностепной
    школы.
  3. Первыми
    действиями поисковиков стало изучение
    общей информации об участии итальянских
    войск в боевых действиях на территории
    СССР, данных о смертных жетонах итальянских
    солдат, а также попытка расшифровки и
    идентификации имеющегося в наличии
    ЛОЗа.

Было
уточнено, что прибывший в июле-августе
1941 года на территорию Советского Союза
Итальянский экспедиционный корпус
(CSIR)
насчитывал 229 тысяч человек и вел боевые
действия на обширной территории от
Воронежа до Сталинграда. В июле 1942 года
лидер итальянских фашистов Муссолини
переименовал CSIR
в «8-ю
итальянскую армию»
или «Итальянскую армию в России» (АРМИР).

За
время пребывания на территории СССР
общие потери АРМИР
составят
убитыми и пропавшими без вести около
85 тысяч человек.

Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии

Летом
1942 года 8-я итальянская армия заняла
полосу обороны по западному правому
берегу р. Дон, прикрывая фланг мощной
группировки немецких войск, наступавших
в направлении на Сталинград и Кавказ.

Как
и большинство военнослужащих, принимавших
участие в боевых действиях периода
Второй мировой войны, итальянские
солдаты были обязаны иметь личные
опознавательные знаки.

Изготовленные
из тонкой листовой латуни, они представляли
собой две одинаковые половинки
прямоугольной формы размерами 36 х 39 мм
с выступом в верхней части. В выступе
имеется отверстие диаметром 2 мм, в
которое продевалось кольцо овальной
формы.

Информация
наносилась на обе половинки личного
опознавательного знака при помощи
специального пресса и содержала год
рождения владельца, код подразделения,
имя отца и матери военнослужащего,
полное имя, место призыва, иногда группу
крови.

Попытка
краеведов группы самостоятельно «Поиск»
перевести содержание оказавшегося в
их руках жетона, а также его идентификация,
проведенная совместно с пользователями
ряда поисковых сайтов, привели к следующим
результатам:

Реституция. Возвращенные ценности

В середине 1950-х годах в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. единиц хранения художественных ценностей, 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел.

В 1955 году Советский Союз безвозмездно передал Германии десятки тысяч экспонатов из собрания Дрезденской картинной галереи — работы итальянских, голландских, фламандских мастеров, где были и такие шедевры, как «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Было возвращено 763 шедевра, 1610 других живописных полотен, 18388 памятников античной культуры, 16646 листов графики, более 100 тысяч монет, в том числе  4187 золотых.

Вскоре в Германию ушло еще 300 вагонов с другими «трофейными ценностями», среди которых — 320 тысяч книг, включая такие раритеты, как первая печатная русская азбука.

Вернули почти всю знаменитую «Готскую библиотеку», состоящую из рукописных и печатных фолиантов древнейших времен.

Там было много альдинов, изданных в XV-XVI веках книг, представляющих собой первые печатные издания греческих и римских классиков, Эразма Роттердамского, Вольтера, Данте, Петрарки, Боккаччо.

Читайте также:  Приложение 1. Поступления в федеральный бюджет на 1995 год средств от продажи и использования принадлежащего государству имущества

Библиотека имени Ленина отдала 15 тысяч ценных рукописей и архивных фондов, включая редкие акты XII века.

С учетом переданных майссенской коллекции, собрания этнографического музея, других собраний за все послевоенные годы Германии было возвращено более миллиона ценных экспонатов. В том числе архив фонограмм Планкаммер, фонды Прусской и Саксонской библиотек.

Весной 1991 года городу Гамбургу была возвращена нотная коллекция из фонда музыкальных рукописей Ленинграда.

В 1993 году около 10 тысяч книг вернула Германии зональная научная библиотека Ростовского государственного университета. Книги — прижизненные издания Дидро, Руссо, Вольтера — попали в Ростов-на-Дону более 50 лет назад как трофеи.

  • 28 апреля 2000 года министр культуры РФ Михаил Швыдкой вручил в Москве министру культуры Германии Михаэлю Науманну свидетельство на право вывоза из России 101 произведения графики из коллекции Кунстхалле города Бремена.
  • 10 апреля 2001 года в Петербурге  министр культуры РФ Михаил Швыдкой передал немецкой стороне «в качестве жеста доброй воли» реликвии из Дрезденской галереи, с послевоенного времени находившиеся в частных коллекциях в нашей стране.
  • На встрече министров культуры России и Германии обсуждался вопрос об архиве Ротенау — министра иностранных дел Веймарской республики, убитого нацистами.

Германия оказала помощь России в реставрации знаменитой Янтарной комнаты в Царском селе. К 300-летию Петербурга Янтарная комната была полностью восстановлена.

10 апреля 2001 года  во время посещения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Канцлером ФРГ Г.

Шредером Государственного музея — заповедника «Царское Село», московский бизнесмен Тимур Тимербулатов в присутствии руководителей двух стран в качестве жеста доброй воли передал Государственному министру ФРГ Юлиану Нида-Рюмелину картину художника Христофера Паудисса «Хедукей» («Гайдук», XVII век) из собрания Дрезденской картинной галереи.

27 сентября 2001 года президент РФ В.В. Путин передал Дрезденской галерее три работы, считавшиеся утерянными во время второй мировой войны:  «На берегу моря»  Питера Мульера, «Девушка на коленях мужчины» Геррита Лунденса и «Моление в красной мечети» Макса Слефогта. Картины были приобретены российским коллекционером в 1992 году на рынке в Измайлове.

24 июня 2002 года,  согласно федеральному закону о передаче ФРГ витражей церкви Святой Марии от 10 апреля 2002 года, 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены  во Франкфурт-на-Одере.

20 февраля 2006 года послу Венгрии в России Арпаду Секею и двум сотрудникам посольства были переданы и отправлены в Венгрию книги из  Шарошпатакской библиотеки Венгерской реформатской церкви.

Коллекция книг, включающая 134 тома (в основном, это церковные книги) была перемещена в СССР 49-й армией после Второй мировой войны, в которой  Венгрия воевала на стороне Германии.

После перемещения в СССР книги библиотеки попали в Нижегородский государственный художественный музей, откуда в 1960 году «переехали» в Нижегородскую государственную областную универсальную научную библиотек имени Ленина, где они и хранились.

  1. Возвращенные в Россию ценности:
  2. Среди особо громких событий реституции за последние годы — возвращение двух фрагментов Янтарной комнаты, картин Франческо Гварди, скульптуры «Летящий Меркурий», экспонатов Гатчинского дворца.
  3. Многие раритеты обнаруживаются на крупных аукционах и снимаются с торгов.
  4. За последнее время таким образом было возвращено порядка 40 художественных ценностей.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты.

В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В начале января 2002 года в Москву из Лондона привезена картина Алексея Венецианова «Сенокос», которая была завещана ее владельцем Третьяковской галерее еще в 1997 году. Картина «Сенокос» долгие годы считалась утерянной. Лишь осенью 1997 года она появилась на аукционе «Кристи» (Русские торги, 20 ноября, лот 466).

Ориентировочная цена равнялась 300 000 фунтов стерлингов. В каталоге было сказано, что картина происходит из известной в начале XХ века коллекции Василия Хвощинского (в Петербурге, а затем, в 1911-1917 годах, в Риме). Картина не была продана (владелец Виктор Проваторов хотел лишь узнать ее истинную цену).

После торгов «Кристи» «Сенокос» остался в Лондоне и привлек внимание английских искусствоведов. В феврале 1999 года российская сторона обратилась в Комитет по надзору за вывозом произведений искусства Великобритании за разрешением на вывоз.

Но комитет отклонил просьбу, использовав  «Три критерия Уоверли», соответствие даже одному из которых дает основание задержать любое произведение искусства в Великобритании. С точки зрения английского законодательства необходимо было уточнить историю перемещения картины за последние 50 лет.

Если бы весь этот период «Сенокос» постоянно находился в Великобритании, то картина скорее всего и осталась бы там навсегда. Но В. Проваторов переехал в Монте-Карло еще в 1982 году. Это и позволило получить разрешение на вывоз.

26 ноября 2001 года Министерство культуры, массовой информации и спорта Великобритании официально разрешило вывоз «Сенокоса» в Россию. 11 января 2002 года картина А. Венецианова «Сенокос» была торжественно передана Третьяковской галерее.

18 мая 2002 года в Москву были привезены семь картин, вывезенных из СССР в Германию в годы Второй мировой войны.

Подписание протокола о передаче их российской стороне состоялось в ходе двусторонней встречи министров культуры ФРГ и РФ.

Был подписан также протокол, оговаривающий процедуру  возвращения германской стороне витражей церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере, которые находились в Санкт-Петербурге.

22 июня 2002 года  в Гатчине министр культуры Германии Юлиан Нида-Рюмелин передал министру культуры РФ Михаилу Швыдкому семь картин, вывезенных из России во время Великой Отечественной войны.

Две картины (копия с портрета Александра I работы Доу и «Лагерь лейб-гвардии Преображенского полка под Красным селом») будут отныне храниться в Царском Селе.

Портрет Петра III кисти неизвестного художника XIX века отправится в Петергоф, а портреты Петра III, Екатерины II, великой княжны Марии Павловны (все картины неизвестных мастеров) и портрет Георга I английского работы Кнеллера останутся в Гатчине.

В декабре 2002 года в Россию из США вернулся смоленский партийный архив. В 1941 году несколько тысяч документов смоленского партийного архива по репрессиям и коллективизации попали в руки фашистов. Сначала их использовало министерство пропаганды Геббельса. Уже после капитуляции Германии летом 1945 года смоленские документы попали в Управление стратегической службы США, предшественника ЦРУ.

В 2003 году на аукционе «Сотбис» появился портрет великой княгини Александры Павловны, который во время войны был похищен из Русского музея. С помощью адвокатов была достигнута договоренность с собственником о возвращении картины.

Так же вернулся в Россию портрет художника Басина кисти Кипренского, оказавшийся в коллекции известного бизнесмена Лаудера. Ему был послан запрос, и он, несмотря на то что приобрел картину за 180 тыс. долл.

, принял решение передать ее  безвозмездно.

В 2004 году известный коллекционер, один из патриархов русской эмиграции в Париже Николай Вырубов передал в Константиновский дворец шесть портретов своих предков, в том числе портрет великого князя Константина Павловича.

При содействии Российского фонда культуры 18 декабря 2004 года состоялась торжественная передача в дар двух картин кисти Александра Бенуа и Николая Милиотти, принадлежавших русскому эмигранту Александру Плотто.

В результате совместной деятельности Константиновского дворца, ГМЗ «Павловск» и Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в коллекции Константиновского дворца появился еще один экспонат — «Портрет великого князя Константина Николаевича» работы неизвестного русского художника второй половины XIX века.

В 2005 году в Россию вернулось более 100 произведений искусства на сумму свыше $2 млн. В частности из Австрии была возвращена бронзовая статуя «Летящий Меркурий» XVIII века, пропавшая из Павловского дворца-музея во время Второй мировой войны. Статуя была изготовлена в 1883 году по заказу императрицы Екатерины II.

C конца XVIII века по 1941 год скульптура — копия знаменитого произведения Джамболоньи, находящегося в Национальном музее во Флоренции — украшала парковый ансамбль Павловского дворца. Перед оккупацией Павловска немецко-фашистскими войсками скульптуру закопали. Однако после освобождения города статую найти не удалось.

Только в 1979 году ее совершенно случайно обнаружил сотрудник Государственного Эрмитажа на выставке в Художественно-историческом музее Вены.

10 июня 2005 года в Новом дворце в Сан-Суси (Германия, Потсдам) прошла церемония передачи представителю российского правительства, заместителю руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Анатолию Вилкову четырех шедевров европейской живописи: две «Архитектурные фантазии» голландского художника Исаака де Мушерона (1667-1744) и два «Фантазийных городских пейзажа» итальянского живописца Франческо Гуарди (1712-1793). 6 июля 2005 года в Государственном комплексе «Константиновский дворец», расположенном в пригороде Петербурга Стрельне состоялась их презентация. Картины займут место в постоянной экспозиции Константиновского дворца — в представительских гостиных.

В 2005 году также были возвращены в Россию с Кипра 74 православные иконы XVIII-XIX веков, незаконно вывезенные за пределы Российской Федерации; из Великобритании — икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XVI века, похищенная в 1994 году из Устюженского краеведческого музея Вологодской области.

Читайте также:  Статья 5. самостоятельность судов и независимость судей

В начале марта 2006 года во время официального визита президента РФ Владимира Путина в Прагу российской делегации торжественно передали  «Портрет крестьянина» кисти художника-передвижника Ивана Крамского, утраченный в начале Великой Отечественной войны.Картина была вывезена из Крыма немецкими войсками.

В начале 1950-х частное лицо продало картину в Моравскую картинную галерею (Брно). Там она полвека хранилась, даже приезжала на выставку в Третьяковскую галерею, но узнана не была. В 2000 году картина была включена в Сводный каталог потерь культурных ценностей.

С 2005 года «Росохранкультура» выполняла работу по возвращению портрета в Россию, были созданы совместные российско-чешские экспертные комиссии.

11 апреля 2006 года картина И. Крамского «Портрет крестьянина» была передана Русскому музею.

Несколько лет идет подготовка к возвращению звонницы Свято-Данилова монастыря из США. Обитель была закрыта в 1930-х годах, а ее имущество было конфисковано. Колокола были проданы промышленнику Чарльзу Крейну и вывезены в Америку.

Там их установили на специально построенной башне на территории Гарвадского университета. В феврале 2004 года было получено согласие американской стороны на возвращение колоколов при условии изготовления их точной копии.

В конце апреля 2007 года копии будут отлиты и отправлены в Гарвард.

Все справки>>

Семейная реликвия может оказаться культурной ценностью, запрещенной к вывозу за границу

Одним из важнейших направлений деятельности российской таможенной службы является предотвращение незаконного вывоза культурных и исторических ценностей из страны.

С каждым годом количество людей, пересекающих границу Российской Федерации, увеличивается, следовательно, увеличивается и количество нарушителей.

Практика показывает, что правонарушителями становятся и те, кто целенаправленно пытается скрыть предметы культуры и  в дальнейшем получить материальную выгоду, так и лица, просто незнающие таможенных правил, перевозящие в чемоданах вещи, полученные по наследству от своих предков.

Зачастую люди не задумываются, что эти предметы, которые передаются из поколения в поколение, несущие в себе воспоминания и частичку семейной истории, в силу своего возраста или других факторов являются культурными ценностями.

Так в ходе проведения таможенного контроля в отношении пассажиров, вылетающих авиарейсом «Минеральные Воды — Салоники», в международном зале вылета минераловодские таможенники остановили 46-летнего гражданина Греции.

Мужчина проследовал по зеленому коридору, тем самым заявив об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному таможенному декларированию.

В ходе досмотра его багажа была обнаружена икона «Пресвятая Богородица Смоленская Одигитрия» в полном металлическом окладе. 

В своем объяснении мужчина заявил, что икона ему досталась от бабушки, а о необходимости декларирования он не знал.

В результате было принято решение о проведении таможенной экспертизы, по результатам которой определено, что данная икона  является культурной ценностью. Икона была написана в России на рубеже ХIХ и ХХ веков. Чеканный оклад выполнен из  металла с позолотой и посеребрением.  

В отношении пассажира возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» и 16.3 «Несоблюдение запретов и ограничений». Икона изъята, дело находится на рассмотрении, по результатам которого будет вынесено решение в соответствии с действующим законодательством.

Во избежание подобных неприятностей на таможне следует помнить о порядке вывоза и ввоза культурных ценностей, утвержденного законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

В статье 9 указанного закона приведены категории культурных ценностей, не подлежащие вывозу из Российской Федерации.

Среди них предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов России, независимо от времени их создания; культурные ценности постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках и других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более ста лет назад.

Также существует перечень культурных ценностей, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. №117. Данные свидетельства выдает региональное отделение Министерства культуры.

Однако, даже имея на руках такое свидетельство, перевозимые предметы культурного назначения подлежат таможенному декларированию. В противном случае будет возбуждено дело об административном правонарушении с последующим штрафом. На сегодняшний день предусмотрено и уголовное наказание за контрабанду культурных ценностей (ст. 226.1 УК РФ) с лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Можно ли получить по наследству культурные ценности?

После смерти наследодателя осталось наследство, в том числе серебряная икона XII века. Нотариус сказал, что икона, представляет большую культурную ценность, и её следует передать в музей, и, таким образом, отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство. Прав ли нотариус?

Для передачи по наследству серебряной иконы как культурной ценности необходимо представить документы, подтверждающие принадлежность наследодателю имущества на праве собственности на день открытия наследства, стоимость наследственного имущества, место нахождения наследственного имущества, необходимо произвести «идентификацию» наследственного имущества как культурной ценности.

Если данная культурная ценность поставлена на государственный учёт, имеет статус музейного предмета, то необходимая нотариусу для оформления свидетельства о праве на наследство информация о принадлежности указанного имущества наследодателю, а также об «идентификации» наследственного имущества в качестве культурной ценности содержится в Свидетельстве о включении указанных предметов в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Подобные предметы следует квалифицировать как ограниченные в обороте объекты гражданских прав (абзац 2 пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ), поскольку они могут находиться в обороте лишь по специальному разрешению уполномоченного государственного органа (статья 12 Закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»).

Согласно нормам статьи 12 Закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» музейные предметы, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры. Как следует толковать указанную норму? Должен ли нотариус потребовать от наследников, обращающихся за получением свидетельства, представления некоего разрешения Минкульта на вступление в права наследования?

В данном случае следует обратить внимание на коллизию между приведенными положениями Закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» и нормами о наследовании ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав, содержащимися в Гражданском кодексе РФ.

Согласно положениям статьи 1180 Гражданского кодекса РФ, посвященной наследованию ограниченно оборотоспособных вещей, «принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения». Представляется, что указанная коллизия должна разрешаться в пользу положений Гражданского кодекса РФ, т.е. получать разрешение Минкульта в описанной ситуации не требуется. Такое разрешение приведенной коллизии может быть обосновано как «формальными», так и «содержательными» доводами.

К «формальным» доводам следует отнести, во-первых, классическое правило разрешения коллизий – lex posterior derogate priori – соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ имеют приоритет, как принятые позднее.

Во-вторых, нельзя забывать и о приоритете Гражданского кодекса РФ как кодифицированного акта: в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

(Очевидно, что положения об универсальном правопреемстве, содержащиеся в статье 12 Закона о музеях, по своей отраслевой принадлежности являются гражданско-правовыми нормами.) «Содержательный» же довод заключается в отсутствии у музейных предметов, находящихся в частной собственности, таких специфических признаков, которые бы требовали установления в отношении их наследования иных, по сравнению с другими ограниченно оборотоспособными объектами, правил.

Данный довод косвенно подтверждается и самим законодателем, причем в последующих нормах того же Закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ».

Согласно положениям статьи 25 Закона «при наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов.

При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.

Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством РФ» [16].

Также согласно ст.

240 ГК РФ «Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей» в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Таким образом, серебряная икона может перейти по наследству, если имеются необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство, или если данная культурная ценность зарегистрирована в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Икона может быть отдана в музей только по решению суда и с выкупом.

Ссылка на основную публикацию