Статья 15. Режим в местах содержания под стражей

1 апреля 2020 г. 17:01

В связи с продолжающимся распространением коронавирусной инфекции в Москве заключенных принимает только один следственный изолятор

Как сообщает пресс-бюро ФСИН России, с 31 марта прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Москве осуществляет только ФКУ СИЗО-7 УФСИН России.

Это связано с тем, что с этой даты и до особого указания в следственных изоляторах, расположенных на территории столицы, введен режим особых условий в связи с продолжающимся распространением коронавирусной инфекции и в соответствии с требованиями ст.

48 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Кроме того, в соответствии с санитарно-эпидемическими требованиями установлены ограничения на допуск в столичные СИЗО адвокатов и других посетителей.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что в различных субъектах РФ процедура допуска адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах, и посещения соответствующих учреждений ФСИН налажена по-разному, и выразил надежду, что в ближайшие дни в этом вопросе будет достигнуто единообразие.

Кроме того, сообщает «АГ», во всех учреждениях столицы приостанавливается до особого распоряжения прием посылок и передач. Также приостановлен вывоз подозреваемых, обвиняемых и осужденных на судебно-следственные действия. Указывается, что в соответствии с санитарно-эпидемическими требованиями установлены ограничения на допуск в столичные СИЗО адвокатов и других посетителей.

С 31 марта сотрудники следственных изоляторов переведены на двухнедельный график работы. В течение 14 дней работники, заступившие на смену, будут оставаться на службе. Такие меры продиктованы необходимостью защиты подозреваемых, обвиняемых и осужденных от проникновения инфекции в СИЗО.

Федеральная служба исполнения наказаний приостановила предоставление свиданий заключенным в СИЗО

Напомним, ранее сообщалось о том, что с 16 марта и до особого указания в учреждениях территориальных органов ФСИН и СИЗО приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий.

В случае выявления у лиц, содержащихся под стражей, симптомов заболевания или подозрений на коронавирусную инфекцию начальникам территориальных органов ФСИН поручено организовать их госпитализацию в учреждения государственных и муниципальных систем здравоохранения.

Между тем Общественная наблюдательная комиссия г. Москвы 31 марта распространила открытое письмо к представителям судейского сообщества, руководству правоохранительных и надзорных органов.

В документе указывается, что прекращение следственных действий в условиях карантина, а также недопуск адвокатов и членов ОНК г.

Москвы к заключенным являются нарушениями прав человека, несмотря на то, что данные меры принимаются для сохранения здоровья и жизни людей.

Отмечается, что верховный комиссар ООН по правам человека призвала все государства освободить заключенных, не представляющих опасности, и в кратчайшие сроки разгрузить тюрьмы. В связи с этим ОНК г.

Москвы считает целесообразным изменить таким лицам меру пресечения на домашний арест.

Подчеркивается, что одна из основных причин избрания меры пресечения в виде содержания под стражей – возможность подозреваемого или обвиняемого скрыться за пределами территории РФ – на данный момент неактуальна.

  • Также в открытом письме содержится просьба к судам предоставить отсрочку исполнения административных наказаний в виде административного ареста либо заменить его альтернативными видами наказаний.
  • Стоит отметить, что 1 апреля Роспотребнадзор опубликовал Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 9 от 30 марта «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», согласно которому лица, находящиеся в учреждениях ФСИН, в том числе персонал, при появлении симптомов ОРВИ обязаны пройти тест на коронавирус.
  • ФСИН России в связи с этим отметила, что в случае выявления у лиц, содержащихся под стражей, симптомов заболевания или подозрений на новую коронавирусную инфекцию начальникам территориальных органов ведомства поручено организовать их госпитализацию в учреждения государственных и муниципальных систем здравоохранения.

Адвокат АП г. Москвы Юлия Чумак заметила, что из ст. 48 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений следует, что решение ФСИН о введении ограничений должно быть согласовано с Генеральным прокурором или соответствующими прокурорами.

Кроме того, в местах содержания под стражей режим особых условий вводится на срок не более 30 суток. «Вместе с тем на сайте ФСИН России речь идет о приостановке до особого распоряжения, т.е.

без указания продолжительности, что, в свою очередь, противоречит закону», – подчеркнула она.

Адвокат отметила, что в соответствии со ст. 56 Конституции не подлежат ограничению отдельные права и свободы граждан. Согласно ч. 2 ст.

48 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. «Следовательно, несмотря на чрезвычайное положение, права задержанного не могут быть ограниченны.

В соответствии с Конституцией не может быть ограничено право задержанного на юридическую помощь, но, как следует из информации на сайте ФСИН России, устанавливается запрет на допуск в следственные изоляторы адвокатов», – указала она.

«Мне, как гражданину, ограничение понятно, поскольку в целях недопущения случаев заноса и распространения заболеваний, вызванных коронавирусом, оно направлено, прежде всего, на безопасность людей. Однако, если рассматривать его с точки зрения законодательства, то полагаю, что нарушаются права лиц, содержащихся под стражей», – резюмировала Юлия Чумак.

По мнению адвоката КА «Трепашкин и Партнеры» Виктора Бородина, данная ограничительная мера не сильно заденет конституционные права граждан, поскольку такие важные вопросы, как избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и ее продление, можно решить с помощью видео-конференц-связи. Также суды могут предоставить защите возможность непосредственно перед судебным заседанием пообщаться со своим доверителем.

Совет АП г. Москвы разъяснил, как должны вести себя адвокаты в условиях угрозы распространения коронавируса

«Следственные действия можно перенести – в основном это допросы, очные ставки, назначение, ознакомление и проведение экспертиз, что можно отложить, а также ознакомление с материалами уголовного дела.

Да, это может увеличить сроки предварительного следствия, тем самым будут нарушены требования закона о разумных сроках судопроизводства, но, как мне кажется, здоровье граждан важнее», – указал Виктор Бородин.

По его мнению, данное ограничение может быть полезно как арестантам, так и адвокатам, и следователям, поскольку последние предпочитают в СИЗО проводить следственные действия, которые могли бы отложить, но не сделали этого.

30 марта Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к мэру г. Москвы Сергею Собянину с предложением обеспечить беспрепятственное передвижение адвокатов в условиях ограничений на перемещения граждан

Комментируя ситуацию с ограничениями в связи с коронавирусом, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко указал, что на сегодняшний день в различных субъектах РФ процедура допуска адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах, и посещения соответствующих учреждений ФСИН налажена по-разному.

«Например, в московских СИЗО введен режим особых условий: на две недели запретили допуск адвокатов к подзащитным, а также доставление содержащихся под стражей в суды и на следственные действия, при этом сотрудники, заступившие на службу, не могут покинуть свой пост в течение 14 дней. Вчера мы проводили мониторинг, в том числе с помощью социальных сетей, и увидели, что некоторые регионы уже последовали московскому примеру, в том числе Ставрополь и Краснодар. Но в очень многих субъектах РФ адвокаты вместе со следователями или отдельно имеют возможность посещать своих подзащитных при соблюдении некоторых санитарных мер предосторожности», – указал Юрий Пилипенко. Он добавил, что под этим имеется в виду либо использование бахил, защитных масок и перчаток, либо проведение переговоров через стекло по телефону.

Президент ФПА РФ выразил надежду, что в ближайшие дни ФСИН достигнет единообразия в вопросе посещения адвокатами мест лишения свободы.

Режим в местах содержания под стражей

Установленный в местах содержания под стражей режим призван обеспечить соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ (ст. 15 Закона о содержании под стражей).

  • Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников рассматриваемых мест, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
  • В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Минюстом России, другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по согласованию с Генеральным прокурором РФ, утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок: 1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; 2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; 3) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач; 4) получения и отправления ими телеграмм, писем, денежных переводов; направления ими предложений, заявлений и жалоб; отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов; 5) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду; участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках; проведения подписки па газеты и журналы; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; 6) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях; личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
  • Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
  • Лица, находящиеся в предварительном заключении, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством России для всех граждан, с ограничениями, предусмотренными УПК РФ и Законом о содержании под стражей, которые вытекают из режима содержания под стражей.
  • Так, в соответствии со ст. 17 Законом о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые имеют право:
  • 1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • 2) на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
  • 3) на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Закона о содержании под стражей;
  • 4) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих нрав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • 5) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
  • 6) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;
  • 7) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
  • 8) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
  • 9) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
  • 10) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой; получать посылки, передачи; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей; участвовать в гражданско-правовых сделках.
Читайте также:  Статья 8. требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, функционирующих в режиме следственного изолятора, имеют также право: 1) получать и отправлять денежные переводы; 2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит Закону о содержании под стражей; 3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети; 4) подписываться на газеты и журналы и получать их; 5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей; 6) на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

В Законе о содержании под стражей многие из прав существенно расширены по сравнению с ранее действовавшими положениями. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач и т.п.

Важное значение имеет законодательно поставленная задача на существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека.

Статья 36 Закона о содержании под стражей определяет основные обязанности подозреваемых и обвиняемых:

  • 1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законодательством и Правилами внутреннего распорядка;
  • 2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
  • 3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
  • 4) соблюдать правила пожарной безопасности;
  • 5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
  • 6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
  • 7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
  • 8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
  • 9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию, а также хранить их и пользоваться ими.

Одним из основных требований режима является обеспечение изоляции, предотвращение правонарушений и, в частности, раздельное содержание различных категорий лиц, заключенных под стражу, постоянный надзор за ними (гл. 3 Закона о содержании под стражей).

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

  • 1) раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях, с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;
  • 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, перечень которых содержится в ст. 33 Закона о содержании под стражей (например, убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой и др.); подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, учреждений и органов УИС, военнослужащими внутренних войск МВД России; но решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Лица, заключенные под стражу, подвергаются обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Находящиеся при них вещи, а также поступающие на их имя передачи и посылки подлежат досмотру. Им запрещается иметь при себе деньги и цепные вещи, а также предметы, не разрешенные к хранению в следственных изоляторах.

В отдельных нормах предусматриваются особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних, обусловливающие льготный для них режим (ст. 30-31 Закона о содержании под стражей).

Заключенные под стражу в порядке меры пресечения лица освобождаются из мест содержания, если эта мера была отменена или изменена либо истек предусмотренный УПК РФ срок содержания и он не продлен в установленном порядке.

Освобождение производится начальником учреждения на основании соответствующего процессуального документа, вынесенного правомочным субъектом. Постановление, приговор либо определение об освобождении из-под стражи конкретного лица подлежит исполнению немедленно.

Освобожденные из-под стражи обеспечиваются администрацией бесплатным проездом к месту жительства, а в необходимых случаях им выдается денежное пособие и одежда по сезону (ст. 49, 50 Закона о содержании под стражей).

§ 4. Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в строго установленном законодательством и нормативными правовыми акта­ми порядке. Согласно ст.

15 Федерального закона «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах со­держания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессу-альным кодексом.

Читайте также:  Статья 40. Разрешение на проведение трансплантации эмбрионов

К последним следует отнести предусмотренные УПК зада­чи быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона.        '

Задачи, указанные в УПК, являются приоритетными. Они во многом определяют степень эффективности применения данной меры государст­венного принуждения. Однако не менее важно достижение задач реализа­ции правового статуса подозреваемых и обвиняемых и их изоляции.

Одной из задач режима в местах содержания под стражей является обес­печение изоляции, выступающей в двух формах: изоляция от внешнего ми­ра и изоляция от других категорий подозреваемых и обвиняемых.

Изоляция от внешнего мира обеспечивается путем неукоснительного соблюдения правил общения подозреваемых и обвиняемых во время свида­ний, переписки, приема посылок и передач, обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, а также путем применения мер предупреждения нарушений внешней изоляции (обыска, досмотра, цензуры корреспонден­ции и т. д.).

Изоляция различных категорий подозреваемых и обвиняемых обеспечи­вается путем их размещения и раздельного содержания в зависимости от ря­да признаков. Так, подозреваемые и обвиняемые размещаются, как правило, в общих камерах в соответствии с требованиями раздельного содержания.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению на­чальника места содержания под стражей, санкционированному прокуро­ром.

Не требуется санкции прокурора на размещение в одиночных камерах при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раз­дельного размещения, либо в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья, либо при наличии письменного заявления об одиночном содер­жании, либо при размещении в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по воз­можности помещаются отдельно от некурящих.

  • При размещении в камерах раздельно содержатся:
  • — мужчины и женщины;
  • — несовершеннолетние и взрослые (в исключительных случаях с согла­сия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых);
  • — лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;
  • — подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в от­ношении которых вступили в законную силу;
  • — подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу и другие кате­гории.
  • Отдельно от других содержатся:
  • — подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против ос­нов конституционного строя и безопасности государства;
  • — лица, совершившие преступление при особо опасном рецидиве;
  • — осужденные к смертной казни;
  • — иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых;
  • — лица, являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохрани­тельных органов, налоговых и таможенных органов, военнослужащими вну­тренних войск, по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых на­ходится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью ко­торых угрожает опасность со стороны других лиц данной категории;
  • — больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении и другие категории.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и перепи­ска между лицами, содержащимися в различных камерах или иных помеще­ниях мест содержания под стражей. Основные требования обеспечения изо­ляции должны соблюдаться также при перемещении этих лиц за пределами мест их содержания.

  1. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудни­ков этих учреждений, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
  2. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Минис­терством внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Министер­ством обороны, Федеральной пограничной службой по согласованию с Ге­неральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  3. Для обеспечения режима и тем самым поддержания правопорядка и изоляции подозреваемых и обвиняемых законодательством предусматрива­ются охрана и надзор за их поведением, меры поощрения и взыскания, ма­териальная ответственность, меры пресечения их противоправного поведе­ния и режим особых условий в местах содержания под стражей.

Указанные лица находятся в местах содержания под стражей под охра­ной и передвигаются по территории этих мест под конвоем либо в сопро­вождении сотрудников этих учреждений.

За их поведением осуществляется постоянный надзор, для чего используется аудио-видеотехника. Они под­вергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию.

Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, их вещи, передачи и посылки — досмотру, а переписка — цензуре.

Изъятые запрещенные предметы, вещества и продукты питания переда­ются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

Деньги, которые обнаружены в местах содержания под стражей, зачис­ляются на лицевой счет их владельца, а ценные бумаги и ценные вещи пе­редаются на хранение.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проно­са запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территории этих учреждений, а также досмотр въезжа­ющих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию. Не подвер­гаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уго­ловные дела и которые обладают правом контроля и надзора за местами со­держания под стражей.

Меры поощрения представляют собой средство позитивного стимулиро­вания соблюдения требований режима в местах содержания под стражей.

За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка к подозреваемым и обвиняемым могут применяться: досрочное снятие ранее наложенного взыскания; денежная премия за лучшие показатели в работе, которая зачисляется на лицевой счет подозреваемого или обвиняемого.

Несо­вершеннолетним могут быть разрешены демонстрация дополнительного фильма, дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также другие формы проведения досуга.

Поощрение применяется начальником места содержания под стражей или его заместителем. Премирование за лучшие показатели в работе осуществля­ется за счет доходов, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых.

Мерами взыскания, применяемыми к подозреваемым и обвиняемым, явля­ются: выговор, водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних — на срок до семи суток.

Водворение в одиночную камеру или карцер может иметь место за при­теснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых, нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц, неповинове­ние законным их требованиям либо за оскорбление, неоднократное нару­шение правил изоляции, хранение, изготовление и употребление алкоголь­ных напитков, психотропных веществ, хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещен­ных к хранению и использованию, участие в азартных играх и мелкое хули­

ганство. Наказание в виде водворения в карцер применяется также к злост­ным нарушителям режима, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. Они обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принад­лежностями только на время сна, в установленные часы.

В период содержа­ния в карцере запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитни­ком, а также' приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными иг­рами, книгами, газетами, журналами и иной литературой, просмотр телепе­редач.

Посылки и передачи вручаются после окончания срока их пребывания в карцере. Лица, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью тридцать минут.

Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отноше­нии содержащихся в карцере не допускаются. Направление ими предложе­ний, заявлений и жалоб осуществляется в установленном порядке.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления на­чальника места содержания под стражей и заключения медицинского работ­ника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.

Начальник учреждения под стражей имеет право отсрочить исполнение это­го взыскания, сократить срок содержания либо досрочно освободить с учетом медицинских показаний или по иным, например воспитательным, основани­ям.

Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил но­вого нарушения, он может быть освобожден от взыскания.

Указанные лица несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб, причи­ненный в ходе трудовой деятельности, в размерах, предусмотренных зако­нодательством о труде, а причиненный иными действиями — в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

В отличие от общегражданского порядка размер материального ущерба, причиненного государству этим лицом, определяется постановлением на­чальника места содержания под стражей, которое объявляется под расписку и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подозреваемый или обвиняемый может добровольно возместить материальный ущерб. В случае отказа ущерб взыскивается в судебном поряд­ке в соответствии с законом.

По просьбе подозреваемого или обвиняемого причиненный им материаль­ный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.

Важную роль в числе основных средств обеспечения режима играют ме­ры пресечения противоправного поведения подозреваемых и обвиняемых. Они не являются мерами взыскания за допущенное нарушение режима, по­этому после их применения возможно привлечение подозреваемого к дис­циплинарной или материальной ответственности.

Меры пресечения довольно разнообразны. Среди них — меры, принима­емые при отказе от приема пищи (голодовке).

При установлении факта от- ^'] каза от приема пищи начальник места содержания под стражей или его за»,' меститель обязан выяснить причины отказа от пищи и известить об этом * лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах со­держания под стражей.

Читайте также:  Статья 26. специализированные федеральные суды

В случае признания обоснованности причин отказа от приема пищи администрация места содержания под стражей принимает меры к удовлетворению предъявленных требований. При отсутствии воз­можности немедленно выполнить указанные требования даются соответст­вующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению.

Во время отказа от приема пищи подозреваемый или обвиняемый содер­жится по возможности отдельно от других лиц и находится под наблюдением медицинского работника.

Если его жизни угрожает опасность, то на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника осу­ществляются меры, направленные на поддержание здоровья подозреваемого или обвиняемого, отказывающегося от приема пищи.

Чтобы исключить использование голодовки в целях уклонения от уго­ловной ответственности, законодательством установлено, что отказ от при­ема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапирова­нию или конвоированию в другие места содержания под стражей, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях. При необходи­мости этапирование или конвоирование производятся в сопровождении ме­дицинского работника.

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнест­рельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными со­трудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения пра­вопорядка, является важным, но крайним средством обеспечения режима в местах содержания под стражей. Основания и порядок их применения анало­гичны для исправительных учреждений и детально рассмотрены ранее.

В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспоряд­ков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии ре­альной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению Министра юстиции Российской Федерации, Директора Федераль­ной службы безопасности Российской Федерации, Министра обороны Рос­сийской Федерации, Главнокомандующего Пограничными войсками Рос­сийской Федерации, Министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором Рос­сийской Федерации или соответствующими прокурорами, в местах содержа­ния под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток. Порядок его осуществления аналогичен порядку реализации режима особых условий в исправительных учреждениях.

Режим содержания под стражей

СОДЕРЖАНИЕ

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

ОБВИНЯЕМЫХ И ПОДОЗРЕВАЕМЫХ……………………СТР. 2

  1. РЕЖИМ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ……..СТР. 4
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………СТР. 7
  1. ЗАДАНИЕ № 1………………………………………………………………….СТР. 8
  1. ЗАДАНИЕ № 2………………………………………………………………….СТР. 11
  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………СТР. 13
  • РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ
  • ОБВИНЯЕМЫХ И ПОДОЗРЕВАЕМЫХ.
  • ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
  • Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности является мерой государственного принуждения, применяемой в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой государственными органами в целях обеспечения следственного и судебного производства.

Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. Поэтому при его применении установлены конституционные гарантии.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых сходно по форме с применением наказания в виде ареста и лишения свободы. Однако по своему социально-правовому назначению и правовой природе существенно различаются.

Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание подозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ) и избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ). Оно не является мерой уголовного наказания или дисциплинарного воздействия.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством его целью является выяснение причастности задержанного к преступлению либо разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 122 УПК РФ). Эта мера направлена на обеспечение интересов правосудия. Согласно ст.

89 УПК РФ, для применения мер пресечения необходимо наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия и суда или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью.

Наказание применяется только в тех случаях, когда лицо признано судом виновным в совершении преступления.

Поскольку под стражей находятся лица, вина которых в совершении преступления не установлена судом, то условия их содержания должны отличаться от условий отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы.

Они должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы.

Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу не осужденных лиц».

Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, регулирующим деятельность уголовно-исполнительной системы России, а также законами Российской Федерации, регламентирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в Федеральной службе безопасности, в частности ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 13 апреля 1995 года.

К указанным законам относятся акты военно-административного законодательства, регулирующего порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых из числа военнослужащих на гауптвахтах (Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 декабря 1993 года, приложение №14 «О гауптвахте»).

Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановления Правительства Российской Федерации о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стражей. Так, ст.

16 Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной пограничной службой РФ по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации «Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Применительно к местам содержания под стражей МВД России такие правила были приняты Приказом МВД РФ №485 от 20 декабря 1995 года; 26 января 1996 года приказом №41 Министра внутренних дел РФ было утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы МВД России.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства, поэтому она должна подчинятся основополагающим идеям и принципам. В ст.

4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.

РЕЖИМ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

Подследственные заключенные считаются невиновными и с ними следует обращаться соответственно. При условии соблюдения законоположений, касающихся свободы личности или предписывающих процедуру обращения с подследственными заключенными, к этим заключенным следует применять особый режим.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в строго установленном законодательством и нормативными правовыми актами порядке. Согласно ст.

15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. К последним следует отнести предусмотренные УПК задачи быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличение виновных и обеспечения правильного применения закона.

Задачи, указанные в УПК, являются приоритетными. Они во многом определяют степень эффективности применения данной меры государственного принуждения. Однако не менее важно достижение задач реализации правового статуса подозреваемых и обвиняемых и их изоляции.

Одной из задач режима в местах содержания под стражей является обеспечение изоляции, выступающей в двух формах: изоляции от внешнего мира и изоляции от других категорий подозреваемых и обвиняемых.

Изоляция от внешнего мира обеспечивается путем неукоснительного соблюдения правил общения подозреваемых и обвиняемых во время свиданий, переписки, приема посылок и передач, обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, а также путем применения мер предупреждения нарушений внешней изоляции (обыска, досмотра, цензуры корреспонденции и так далее).

Изоляция различных категорий подозреваемых и обвиняемых обеспечивается путем их размещения и раздельного содержания в зависимости от ряда признаков. Так, подозреваемые и обвиняемые размещаются, как правило, в общих камерах в соответствии с требованиями раздельного содержания.

Размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п.

2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД РФ на основании плана покамерного размещения обвиняемых и подозреваемых, утвержденного начальником следственного изолятора, с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции

Ссылка на основную публикацию